Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Наум, Наумово, Наумовка - имя, топонимы, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
  По тогдашнему обычаю, матушка вместе с прабабкой
  купили азбуку и указку и вместе со мною пошли в
  церковь отслужить молебен пророку Науму
  ("пророк Божий Наум, наставь младенца на ум" ― молились тогда)
  Н. Н. Златовратский. Детские и юные годы.
  Воспоминания 1845-1864 гг. (1908)
  
  
  1) Современная топонимика
  * Наумово - 25 сел и деревень в центральных областях России, исторические данные отсутствуют или недоступны.
  * Наумовка - 24 деревни в разных областях Беларуси, Украины и России, основаны в XIX - нач. XX вв. Название поселений исследователи обычно связывают с фамилией владельца земли или легендарного основателя.
  * Наумовская - 9 деревень; Наумовская, Шатурского р-на Московской обл. отмечена в акте 1648 г. Наумовщина - ныне дер. Гвоздно (Наумовщина) Гдовского района Псковской области; деревянная церковь была построена в 1728 г.
  * Наумцево - 3 деревни; Архангельская, Псковская обл. Наумов - 2 хутора в Ростовской обл. Всего - 64 населенных пункта, сведения не полные.
  
  2) Списки населенных мест Российской Империи (1861-1914 гг.)
  Наум-болото (деревня, существует и сегодня Арх. обл.), Науменки, Наумиха (2), Наумково (3), Наумова (8), Наумовка (4), Наумово (19), Наумовская/е (11), Наумовщина (2), Наумцево (2). Всего 53 населенных пункта в центральных губерниях России: Архангельской, Смоленской, Ярославской, Владимировской, Тверской, Калужскской, Рязанской, Московской, Пензенской и Нижегородской.
  
  3) Существующая этимология
  
  а) Этимологический словарь Макса Фасмера: "Наум м., собств., от имени пророка, др.-русск., ст.-слав. Наоумъ. Из греч. Ναούμ, др.-еврейск. Nahum. Благодаря созвучию с ум (наставлять на ум) св. Наум считается в народных поверьях покровителем умственного развития; к его помощи взывали, отдавая детей в ученье; см. Савинов, РФВ 21, 46".
  
  б) Пророк Наум
  
  * Наум (от евр. Нахум, ивр. ‏נחום‏‎ - утешенный), один из 12 малых пророков. Главное содержание книги пророка Наума - пророчество о падении Ниневии, главного города Ассирии. Завоевав: Сирию, Палестину, Египет, Вавилон - Ассирия опустошила эти земли, разрушила города и поселения, поработила сотни тысяч жителей. Одним из главных упований пророка является надежда на неминуемое возмездие, отсюда УТЕШИТЕЛЬ (народа), ожидающее того, кто преступит Божественные законы: "Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих. Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания" (Наум 1: 2-3).
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H5151&k=E...
  Hомер Стронга: H5151. Оригинал: נַחוּם. Произношение: нахум. Часть речи: Имя собственное мужского рода. Этимология: от H5162 - Наум.
  + Примечание
  Лингвисты XIX-XX вв. установили, что при транслитерации (передача терминов другим алфавитом по буквам) оригинальных еврейских терминов и имен на русский (и др. языки) некоторые буквы передавались не точно или не произносились вообще (0 звука).
  См. ЕЭБЕ, ст. Алфавит сравнительный: Хет (х) ‎ = ch ... в большинстве случаев не выражается в русской транскрипции никакой буквой; ср., например, Аваккум, Азаил, Анна, Аггей, Ева, Р()овоам, Ио()анн, И()езекииль, Езекия, Олда(ма). На конце слова оно выражается иногда через Й: Зарай, Иеффай, Ной (искл. Силоам). Иногда хет ח‎ = Е или А: Финеес, Исаак; однако встречается и как Х: Хеврон, Хорив, Нахор, Рахиль и т. д., и как Г: Сигон (סיחון‎).
  Итак, в еврейском имени НАХУМ נַחוּם вторая буква ХЕТ (Х) не передавалась на церковнославянский язык, имя НАХУМ приобрело русскую форму НАУМ.
  
  4) Имя, фамилия, прозвище Наум (Наумов) и топонимы Наумово в истории
  
  а) Википедия: Святой Наум Охридский (830-910) - болгарский и македонский святой, ученик Кирилла и Мефодия, основоположник болгарской религиозной литературы, организатор Преславской и Охридской литературных школ.
  б) В. И. Григорович. Очерк путешествия по Европейской Турции (1848): "На южной стене изображены семь словянских просветителей, святые: Кирилл, Мефодий, Савва, Ангелярий, Горазд и Климент в архиерейских облачениях, св. Наум в монашеском. Прочие изображения непримечательны".
  
  в) Национальный корпус русского языка
  
  Из старорусских актов следует, что распространенное имя Наум носили: бояре, представители духовенства, чиновники, стрельцы и простые крестьяне.
  
  * Меновная Городецкого Авраамиева м-ря старца Феодора с троицким старцем Александром на промен последнему пожни Белозерки, у Соли Галицкой, за троицкий огородец (1434-1450): "А на то послуси: Игнатей, старец симановской, да Васьян, старец Сергиева монастыря. А грамоту писал дияк Наум".
  * Новгородский архиепископ Геннадий Гонзов. Формулярный извод послания новгородского архиепископа Геннадия Гонзова сарскому и подонскому епископу Прохору (1482-1483): "Да что есми послал грамоту да и подлиник к митрополиту, что Наум поп сказывал, да три [те]тьрати, почему они молились по-жидовскы, и ты там узришь все, что ся как чинило и как ли превращены псалмы на их обычай".
  
  * Сотная с книг письма Федора Васильевича Старкова и Ивана Борисовича Федцова на вотчину Чудова монастыря с. Черкизово с сцц. и дд. в Васильцове ст. Московского у (1552): "(Дрв) Наумово: (в) Матюша Наумов. ...
  * Данная кнг. Анны Осиповны, вдовы кн. Василия Даниловича Пенкова, Сп.-Яр. монастырю на с. Рахманово с дд. и пустт. в Кистемском ст. Переславского у (1563-1564): "Се яз, княж Васильева Даниловича Пенкова княгини Анна Иосифовна, дала есми в дом всемилостиваго Спаса в Ярославль и великих ярославских чюдотворцов Федора и Давыда и Констянтина архимандриту Ефрему з братьею, или хто по нем иный архимандрит и братья у Спаса будут, вотчину свою село Рахманово, ... деревня Наумово на Кисемке...".
  
  * Отрывок из летописи о временах царя Ивана Васильевича Грозного (1563-1567): "А того дѣла утвердити отпустилъ царь и великей князь къ Свейскому королю пословъ своихъ: боярина Ивана Михайловича Воронцова, да Василья Ивановича Наумова, да дьяка Ивана Кургана Васильева сына Лапина".
  * Сотная с писцовых книг И. Г. Огарева и подьячего Ф. Юрьева на город Яренск с уездом (1585-1586): "Пашни паханые середние земли 7 чети да перелогом 1 четверть с осьминою в поле, а в дву по тому ж; сена 50 копен. Деревня Наумова...".
  * А. В. Суворов. Биография А. В. Суворова, им самим написанная в 1786 году: "В 1622 году, при жизни царя Михаила Федоровича, выехали из Швеции Наум и Сувор и по их челобитью приняты в российское подданство, именуемы "честные мужи" разделились на разные поколения и по Сувору стали называться Суворовы".
  
  5) Православная иконография
  * Википедия (ст. сокращена); Пророческий ряд - четвёртый ряд русского православного иконостаса, в котором находятся иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках, где написаны цитаты их пророчеств. Первый пример пророческого ряда - иконостас для Успенского собора Владимира в 1408 г. (не сохранился полностью). Наум. "Святаго пророка Наума, иже предвари Рождество Христово лет за 558, поживе лет 45, образом кругловат, и браду имея окружену, аки Ионы пророка, лице сухо, власы просты, риза багряная с дичью, испод лазорь, в левой руке свиток, а в нём написано: Горы потрясошася, тогда и холмы поколебашася, и ужасеся земля от лица Его вселенная и вся живущии на ней. Инде пишет: Наум образом яко Иоанн Богослов".
  * Иконостас Успенского собора Большого Тихвинского монастыря (ГТГ) - 16 пророков: Иезекииль, Елисей, Иоиль, Малахия, Гедеон, Наум, Софония, Давид, Амос, Захария, Илия, Иессей, Соломон, Михей, Исайя; иконы с изображением Даниила не хватает.
  * Икона из пророческого ряда Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (фрагмент). 1497 г.; http://www.patriarchia.ru/db/text/908572.html
  * Наум пророк, Кострома, Храм воскресения на Дебре, 1652 г.; http://icons.pstgu.ru/icon/1469
  
  6) Вывод
  Таким образом, из представленного выше исторического и лексического материала ясно, что примерно в XV веке еврейское имя НАХУМ получило распространение в русском языке в форме НАУМ. В дальнейшем от этого имени были образованы фамилия Наумов и большое количество названий малых населенных пунктов, пустошей и урочищ (топонимов).
  Этот историко-лингвистический факт мы можем отнести к просветительской деятельности русской православной Церкви. Религиозные праздники, крещение, освящение поселений, ежедневные проповеди (изучение Святого Писания) и молитвы, а также художественное оформление храмов, способствовали религиозному обучению прихожан и воспитанию их в духе иудеохристианства.
  Общественная мораль, сознание и мышление формировались на примерах жизни ветхозаветных пророков, деяний Иисуса Христа и новозаветных святых апостолов. Повторение имени и термина приводило к запоминанию образов, память - многократное повторение, основа национально-государственной традиции. Других организаций способных тиражировать имя и термин в пространстве и времени в русском государстве не выявлено.
  
  Кишинев, 10.4.2018 г.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"