Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Оковы - термин, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:

  
  
  Правленья таковы совсем России новы,
  Коль нет монарха в ней, власть ― тяжкие оковы
  А. П. Сумароков. Димитрий Самозванец:
  "Разрушь монархова наперсника незнанье!.." (1771)
  
  
  1) Существующая этимология
  
  а) Этимологический словарь Макса Фасмера
  Око́ва, мн. око́вы, др.-русск. оковъ м. (псалтырь 1296 г.; см. Соболевский, Лекции 212), цслав. оковъ πέδα, чеш., слвц. оkоv. От кова́ть, кую́, как и ков, мн. ко́вы "козни, интриги"; см. Преобр. I, 326 и сл. (???)
  
  б) Викисловарь. Приставка: о-; корень: -ков-; окончание: -ы. Значение: специальные металлические изделия, кандалы, то, что сковывает, стесняет кого-либо, что-либо, мешает кому-либо, чему-либо. Этимология по Максу Фасмеру (см. выше). (???)
  
  в) Толковый словарь Даля
  ОКОВЫВАТЬ, ... Оковать колеса, натянуть шины, всадить втулки и пр. | Оковать кого, сковать, заковать, заключить в железа, наложить кандалы; | *привязать какими-либо средствами к месту, или стеснить, лишить свободы действия. ... Окова, оковы, железные путы, кандалы, вязи, цепи на ноги или на руки. *Налагать оковы на гласное слово, на свободу мыслей. | *Всякая неволя или стеснение, и самое рабство. ...
  
  г) Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907/Оковы (ст. сокращена)
  Оковы, кандалы или цепи - особые, с цепями, железные кольца, точнее - обручи, налагаемые на руки и ноги человека с целью лишить его свободы передвижения. Содержание в О. арестованных преступников (а в древнейшие времена - и военнопленных) исстари известно человечеству; повсюду железные цепи являются символом рабства и потерянной свободы, а лат. слово vincula означает как О., так и темницу, т. е. то место, где содержались лица, заключенные в О. Прежнее безразличное применение О. ко всякого рода арестантам, как подследственным, так и осужденным, притом независимо от степени тяжести наказания, грозившего им, падает с течением времени; постепенно установляется взгляд, что только наиболее тяжкие преступники заслуживают О. Помимо общего смягчения нравов, укреплению такого взгляда способствовало и то, что с устройством новых, преобразованных тюрем, побег виновного представляется затруднительным. ...
  
  2) Применение термина в церковнославянском языке
  
  а) Словарь русского языка XI-XVII гг., М., с. 330-331; https://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_12.pdf.
  Терминология связана с наложением железных "оков" на противников, а также "окование" - обить металлом что-либо.
  Оковы. Оковы, цепи, Успен. сбор. XII-XIII вв. Окование. Заключить в оковы, сковать (железными узами), связать. Псалт. Чуд., 1141 г.
  
  б) Национальный корпус русского языка
  
  * Житие Михаила Ярославича Тверского (1319-1320): "А дружина наша немнози гонзнуша рукъ ихъ: иже дръзнуша, убежаша въ Орду къ царице, а другых изимаша, влечахут наги, терзающи нещадно, акы нѣкия злодѣя, и приведши въ станы своя, утвердиша въ оковах".
  * Новгородская первая летопись. Комиссионный список (1440-е): "А во Плесковѣ пронесеся рѣчь сиа, яко везеть князь оковы, хотя ковати вятшии мужи".
  * Московский летописный свод (1479-1492): "И яко выступи Давыд, и затвориша Василька въ 5 ноября, и коваша и въ двои оковы, и сторожи приставиша к нему".
  
  * Никоновская летопись (859-1176 гг.) (1526-1530): "Того же лѣта ходи князь Мстиславъ Изяславичь на дядю своего на князя Владимера Андрѣевичя, и згони его со Владимеря, и матерь его и жену его ятъ, и бояръ его и воеводъ поимавъ связа оковы желѣзными и въ темницахъ затвори".
  * Житие митрополита Филиппа (1591-1597): "И поругающеся ему злѣ, и вериги тяжки, на се уготованны, возложиша на выю добляго страдалца, и десницу стягнуша святому оковы желѣзъными".
  * митрополит Стефан (Яворский). Проповеди (1700-1722): "Глаголет Иоанн: невиннии страждут, в узах и оковах напрасно заключенни: многих биют напрасно на правеже: мнози обидими от сильнейших".
  * [Екатерина II]. Манифесты и Указы, относящиеся к пугачевскому бунту (1773): "Всемилостивейшая государыня прощает вас! и ею уполномоченное собрание, чрез меня, своего сочлена, повелевает вам объявить, что вы, по силе высочайшего манифеста, изданного 29 ноября 1773 года, освобождаетесь не токмо от смертныя казни, но и от всякого наказания. Да снимутся с вас оковы! Приобщитесь к верноподданным, впечатлейте сие милосердие в сердца ваши, внедрите потомкам своим, и пад пред всевышним господом богом, воссылайте моление за спасающую вас, его помазанницу".
  
  3) Обобщение и вывод
  
  Из приведенного выше исторического и лексического материала ясно, что термин "оковы" в церковнославянском языке имел значение (смысл) металлического предмета (кандалы), которые препятствуют свободному действию и движению человека в пространстве, удерживают его на каком-то пространстве. Также выявляется термин "оковать" - обложить какой-либо предмет металлом: сохранить предмет от износа (металл. шина на колесе), или его украсить драгоценным металлом. Применяется в переносном смысле - ограничить свободу слова.
  Вывод
  Целесообразно рассмотреть термин "оковы" и подобные в связи с библейскими образами и этимологией.
  
  4) Терминология иврита и библейский образ
  
  а) Приведем термин в форму, близкую к грамматике иврита и выделим корень.
  
  русск. ОКОВЫ = ивр. АКАВ עָקַב удерживать, останавливать, задерживать; предназначение, функция предмета
  
  б) Источник
  
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
  Hомер Стронга: H6117. Оригинал: עקב. Произношение: ‛акаб (АКАВ). Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): 1. хватать за пяту; 2. обманывать, поступать лукаво. C(pi): держать за пяту, удерживать, останавливать.
  * Штейнберг О. М. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно 1878, с. 364: АКАВ עָקַב; ИКЕВ עִקֵב задерживать, останавливать = халд. (арам.).
  *Словарь Кляйна, Торонто, Канада, 1983; https://www.sefaria.org/Klein_Dictionary?tab=cont...
  עקב ᴵᴵ АКАВ עקב препятствовать. ИКЕВ עִקֵּב он препятствовал, предотвращал (hapax legomenon в Библии, встречающийся в Иов 37:4 в форме ЙАКВЕМ יְעַקְּבֵם). [Побочная форма АХАВ עכב]. Производное: УКБА עֻקֽבָּה.
  
  в) Библейский образ
  * Иов 37:4: "И вот Его голос гремит, во всем великолепии грохочет. И не сдерживает (ЙАКЕВЕМ от АКАВ) Он свой голос - все его слышат".
  * Бытие 27:36: "И сказал Исав: "Не зря его зовут Иаков - он уже два раза меня обошел! (ивр. ЙАКАВЕНИ, форма от АКАВ удержать, препятствовать, останавливать). Сперва отобрал мое право быть первенцем, а теперь - предназначенное мне благословение! Неужели, - спросил Исав отца, - для меня не осталось никакого благословения?".
  
  5) Подобная форма с заменой буквы КУФ (К) ק на букву КАФ, произносится как Х כ или К כּ
   Маркус Ястров. Словарь Таргумим, Талмуда Бабли и Иерусалима и мидрашской литературы (1903). Филадельфия, ок. 1883 - ок. 1903 гг.;
  https://en.wikisource.org/wiki/A_Dictionary_of_th...
  АХАВ עָכַב (см. עָקַב) быть изогнутым; зацепился. עִיכֵּב ИКЕВ 1) задерживать, предотвращать. АХАВ עֲכַב, АКЕИВ עַכֵּיב гл. то же, задержать, предотвратить, задержать; колебаться; удержать. АКАВА עַכָּבָה ф. (пред.) препятствие, предотвращение, задержка.
  
  Таким образом, мы выделили в библейском и талмудическом иврите две формы терминов с общим значением ограничить движение человека, препятствовать движению. Согласно церковнославянскому истолкованию, термин "оковы" - особые, с цепями, железные кольца - обручи, налагаемые на руки и ноги человека с целью лишить его свободы передвижения.
  
  + ивр. через букву КУФ (К) ק; АКАВ עָקַב удерживать, останавливать, задерживать
  + ивр. через букву букву КАФ (Х-К); АХАВ עָכַב, АКЕИВ עַכֵּיב, АКАВА עַכָּבָה задерживать, предотвращать, задержать; препятствие, предотвращение, задержка.
  
  6) В библейском иврите есть и прямой термин указывающий на ОКОВЫ - КАВАЛ כָּבַל
  
  * Псалом 149:8: "заковать их царей в кандалы и вельмож их - в оковы (ивр. БЕКАВЛЕИ от КАВАЛ) железные".
  В церковнославянской Библии Псалом 149:8: "связaти цари ихъ путы, и славныя ихъ ручными оковы желёзными".
  
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
  Hомер Стронга: H3525. Оригинал: כֶּבֶל. Произношение: кхэбэль. (КЕВЕЛ) Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от не употребляемого корня, обозначающего twine или braid together - оковы, кандалы.
  
  * Словарь Кляйна, כֶּֽבֶל, Торонто, Канада, ок. 1973 - ок. 1983 гг.; https://www.sefaria.org/Klein_Dictionary%2C_%D7%9...
  כבל К.В.Л. связывать. КАВАЛ כָּבַל он связал, связал, заковал, приковал. НИХБАЛ נִכְבַּל был связан, связан, скован, прикован. КИБЕЛ כִּבֵּל он связал, связал, заковал, приковал. КУБАЛ כֻּבַּל был связан, связан, скован, прикован. [Арам.-Сир. КЕВАЛ, араб. кабала (= он связал), Акка. кабалу (= сковывать, сковывать). Основа КЕВЕЛ כֶּבֶל].
  כֶּֽבֶל mn 1 оковы, цепь. Якорная цепь NH 2. Кабель [От כבל. ср. Арам. כִּבְלָא, сыр. כַּבְלָא, араб. кибл (= путы, цепь), акка. kabālu (= сковывать, сковывать), Эфиопия. кабало (= ручка), канбало (= пряжка для волос)].
  
  Кишинев, 1.12. 2024 г.
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"