Око́ва, мн. око́вы, др.-русск. оковъ м. (псалтырь 1296 г.; см. Соболевский, Лекции 212), цслав. оковъ πέδα, чеш., слвц. оkоv. От кова́ть, кую́, как и ков, мн. ко́вы "козни, интриги"; см. Преобр. I, 326 и сл. (???)
б) Викисловарь. Приставка: о-; корень: -ков-; окончание: -ы. Значение: специальные металлические изделия, кандалы, то, что сковывает, стесняет кого-либо, что-либо, мешает кому-либо, чему-либо. Этимология по Максу Фасмеру (см. выше). (???)
в) Толковый словарь Даля
ОКОВЫВАТЬ, ... Оковать колеса, натянуть шины, всадить втулки и пр. | Оковать кого, сковать, заковать, заключить в железа, наложить кандалы; | *привязать какими-либо средствами к месту, или стеснить, лишить свободы действия. ... Окова, оковы, железные путы, кандалы, вязи, цепи на ноги или на руки. *Налагать оковы на гласное слово, на свободу мыслей. | *Всякая неволя или стеснение, и самое рабство. ...
Оковы, кандалы или цепи - особые, с цепями, железные кольца, точнее - обручи, налагаемые на руки и ноги человека с целью лишить его свободы передвижения. Содержание в О. арестованных преступников (а в древнейшие времена - и военнопленных) исстари известно человечеству; повсюду железные цепи являются символом рабства и потерянной свободы, а лат. слово vincula означает как О., так и темницу, т. е. то место, где содержались лица, заключенные в О. Прежнее безразличное применение О. ко всякого рода арестантам, как подследственным, так и осужденным, притом независимо от степени тяжести наказания, грозившего им, падает с течением времени; постепенно установляется взгляд, что только наиболее тяжкие преступники заслуживают О. Помимо общего смягчения нравов, укреплению такого взгляда способствовало и то, что с устройством новых, преобразованных тюрем, побег виновного представляется затруднительным. ...
2) Применение термина в церковнославянском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII гг., М., с. 330-331; https://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_12.pdf.
Терминология связана с наложением железных "оков" на противников, а также "окование" - обить металлом что-либо.
Оковы. Оковы, цепи, Успен. сбор. XII-XIII вв. Окование. Заключить в оковы, сковать (железными узами), связать. Псалт. Чуд., 1141 г.
б) Национальный корпус русского языка
* Житие Михаила Ярославича Тверского (1319-1320): "А дружина наша немнози гонзнуша рукъ ихъ: иже дръзнуша, убежаша въ Орду къ царице, а другых изимаша, влечахут наги, терзающи нещадно, акы нѣкия злодѣя, и приведши въ станы своя, утвердиша въ оковах".
* Новгородская первая летопись. Комиссионный список (1440-е): "А во Плесковѣ пронесеся рѣчь сиа, яко везеть князь оковы, хотя ковати вятшии мужи".
* Московский летописный свод (1479-1492): "И яко выступи Давыд, и затвориша Василька въ 5 ноября, и коваша и въ двои оковы, и сторожи приставиша к нему".
* Никоновская летопись (859-1176 гг.) (1526-1530): "Того же лѣта ходи князь Мстиславъ Изяславичь на дядю своего на князя Владимера Андрѣевичя, и згони его со Владимеря, и матерь его и жену его ятъ, и бояръ его и воеводъ поимавъ связа оковы желѣзными и въ темницахъ затвори".
* Житие митрополита Филиппа (1591-1597): "И поругающеся ему злѣ, и вериги тяжки, на се уготованны, возложиша на выю добляго страдалца, и десницу стягнуша святому оковы желѣзъными".
* митрополит Стефан (Яворский). Проповеди (1700-1722): "Глаголет Иоанн: невиннии страждут, в узах и оковах напрасно заключенни: многих биют напрасно на правеже: мнози обидими от сильнейших".
* [Екатерина II]. Манифесты и Указы, относящиеся к пугачевскому бунту (1773): "Всемилостивейшая государыня прощает вас! и ею уполномоченное собрание, чрез меня, своего сочлена, повелевает вам объявить, что вы, по силе высочайшего манифеста, изданного 29 ноября 1773 года, освобождаетесь не токмо от смертныя казни, но и от всякого наказания. Да снимутся с вас оковы! Приобщитесь к верноподданным, впечатлейте сие милосердие в сердца ваши, внедрите потомкам своим, и пад пред всевышним господом богом, воссылайте моление за спасающую вас, его помазанницу".
3) Обобщение и вывод
Из приведенного выше исторического и лексического материала ясно, что термин "оковы" в церковнославянском языке имел значение (смысл) металлического предмета (кандалы), которые препятствуют свободному действию и движению человека в пространстве, удерживают его на каком-то пространстве. Также выявляется термин "оковать" - обложить какой-либо предмет металлом: сохранить предмет от износа (металл. шина на колесе), или его украсить драгоценным металлом. Применяется в переносном смысле - ограничить свободу слова.
Вывод
Целесообразно рассмотреть термин "оковы" и подобные в связи с библейскими образами и этимологией.
4) Терминология иврита и библейский образ
а) Приведем термин в форму, близкую к грамматике иврита и выделим корень.
עקב ᴵᴵ АКАВ עקב препятствовать. ИКЕВ עִקֵּב он препятствовал, предотвращал (hapax legomenon в Библии, встречающийся в Иов 37:4 в форме ЙАКВЕМ יְעַקְּבֵם). [Побочная форма АХАВ עכב]. Производное: УКБА עֻקֽבָּה.
в) Библейский образ
* Иов 37:4: "И вот Его голос гремит, во всем великолепии грохочет. И не сдерживает (ЙАКЕВЕМ от АКАВ) Он свой голос - все его слышат".
* Бытие 27:36: "И сказал Исав: "Не зря его зовут Иаков - он уже два раза меня обошел! (ивр. ЙАКАВЕНИ, форма от АКАВ удержать, препятствовать, останавливать). Сперва отобрал мое право быть первенцем, а теперь - предназначенное мне благословение! Неужели, - спросил Исав отца, - для меня не осталось никакого благословения?".
5) Подобная форма с заменой буквы КУФ (К) ק на букву КАФ, произносится как Х כ или К כּ
Маркус Ястров. Словарь Таргумим, Талмуда Бабли и Иерусалима и мидрашской литературы (1903). Филадельфия, ок. 1883 - ок. 1903 гг.;
АХАВ עָכַב (см. עָקַב) быть изогнутым; зацепился. עִיכֵּב ИКЕВ 1) задерживать, предотвращать. АХАВ עֲכַב, АКЕИВ עַכֵּיב гл. то же, задержать, предотвратить, задержать; колебаться; удержать. АКАВА עַכָּבָה ф. (пред.) препятствие, предотвращение, задержка.
Таким образом, мы выделили в библейском и талмудическом иврите две формы терминов с общим значением ограничить движение человека, препятствовать движению. Согласно церковнославянскому истолкованию, термин "оковы" - особые, с цепями, железные кольца - обручи, налагаемые на руки и ноги человека с целью лишить его свободы передвижения.