Колибаба Сергей Николаевич
Прядь, прядение - термин, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:

  
  Когда природой равнодушно
  Крутится длинновьющаяся прядь,
  Кому она так делится послушно?
  А.С. Грибоедов. Отрывок из Гете (1824)
  
  
  1) Существующая этимология
  
  а) Викисловарь
  * Прядь. Корень: -прядь-. Значение: локон, пучок, клок волос; рег. спец. скрученная нить, витая веревка. Этимология - нет.
  * Прядение. Корень - прядь, суфф. ени, окон. - е. Значение: процесс продольного складывания и спирального скручивания отдельных волокон для получения длинной и прочной нити. Этимология - нет.
  
  б) Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. - М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004
  Прядь. Искон. Образовано (как резь, запись и т. п.) от прясть, пряду. См. Пряжа. (???)
  * Примечание
  В древнерусских текстах термин "прясть" не применяется, в старорусских источниках он появляется с XVI века. В Словаре русского языка XI-XVII века указано "прясть", но в текстах к этой статье стоит: "прядут" Остром. Еванг. 1057 г., "прядыи" XII-XIII вв., и т. д. "Пряжа" в источниках с нач. XVI века.
  
  2) Применение термина в русском языке
  
  а) Срезневский, Измаил Иванович (1812-1880). Материалы для словаря древне-русскаго языка по письменным памятникам, с. 876; https://dlib.rsl.ru/viewer/01004012017#?page=876
  * ПрЯдение (Я - юс малый) - пряжа, нить: Паоучноточная простирати прядениа. Жит. Стеф. Перм. 1480 г.
  * ПрЯдиво - пряжа, нить.
  * ПрЯдь - нить, прядь. "И тамо стоитъ столпъ медянъ, аки въ три пряди свитъ, въ верху розделены быша тые пряди и на коемъ же конце техъ прядеи по змиеве главеъ с каменемъ и бисеромъ утворены". Игн. Пут., 1392.
  * ПрЯдено - прядиво, пряжа. "Аще спледеши з плениц главы с пряденомь". Судей 16:13, XIV в. (речь идет о косах библейского Самсона).
  
  ** Примечание
  Женская прическа - коса. Прядь - пучок прилегающих друг к другу волос, волосы разделяют на части-пряди, а затем пряди переплетают.
  
  б) Национальный корпус русского языка
  * Опись [Московского Успенского собора], составленная в 1627 г (1627): "около лаловъ низано жемчюгомъ въ одну прядь".
  * В. Ф. Одоевский. Психологические заметки (1843): "Раннее прядение шелка из паутины шелковых червей в восточной Азии предполагает высокую образованность, там некогда существовавшую. Вообразите себе все ступени, которые должно было пройти для того, чтобы заметить этих червей, уметь их воспитывать, приуготовлять кокон, потом вообразить, что их паутина может образоваться в нить. Это остаток, свидетельствующий о многоразличных знаниях".
  
  3) Обобщение и вывод
  
  а) Этимологам XIX-XX вв. не удалось объяснить термин "прядь" в связи с его графической формой, фонетикой и содержанием (отделенный пучок волос (волокон)), т. е. найти этимологию.
  Предметно "прядь" - пучок прилегающих друг к другу волос (волокон), он ОТДЕЛЕН от основной массы волос (волокон) - заготовка для следующего действия. Несколько прядей (пучков) при переплетении образуют женскую прическу - косу, а в ткачестве (вязании) скручиваются в нить - пряжу, материал для вязания одежды.
  Локон - вьющаяся прядь волос.
  
  б) Есть ли в Библии сюжет как-то связанный с прической (косами), с ткачеством???
  
  * Судей 16: 13,14: "И сказала Далида Самсону: все ты обманываешь меня и говоришь мне ложь; скажи мне, чем бы связать тебя? Он сказал ей: если ты воткешь семь кос головы моей в ткань и прибьешь ее гвоздем к ткальной колоде. И прикрепила их к колоде, и сказала ему: Филистимляне идут на тебя, Самсон! Он пробудился от сна своего и выдернул ткальную колоду вместе с тканью".
  * Библия на церковнославянском языке: Судей 16:13: "И рече еи: аще сплетeши сeдмь пленицъ влсъ главы моея спрядeнiемъ и вбieши коломъ въ стёну, и бyду нeмощенъ яко єдинъ человкъ".
  * Исход 39:3: "и разбили они золото в листы и вытянули нити, чтоб воткать их между голубыми, пурпуровыми, червленными и виссонными нитями, искусною работой".
  * Екклезиаст 4:12: "И нитка, втрое скрученная, не скоро порвется".
  
  Итак, мы проследили термин во времени, в церковнославянской литературе он применяется с XI века - "не прядут", Остр. ев., 1057 г.
  
  4) Терминология иврита и библейский образ
  
  а) Терминология
  
  * ПРЯДЬ = П.Р.Д. = ивр. П.Р.Д., ПАРАД פָּרַד разделяться, отделяться, рассеиваться, разлучаться, быть разделёнными или отрезанными друг от друга: отходить, отлучаться, быть разделённым, быть разлучённым, разделять, отделять, рассеивать, разлучать. Т.е. отделенный пучок (волос).
  * ивр. ПЕРЕД פֵּרֵד разделять на части.
  
  б) Источник
  * Лексикон по Сронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H6504&k=Ga...
  Hомер Стронга: H6504. Оригинал: פּרד. Произношение: парад. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): распростирать, размахивать. B(ni): разделяться, отделяться, рассеиваться, разлучаться, быть разделёнными или отрезанными друг от друга. C(pi): отходить, отлучаться. D(pu): быть разделённым, быть разлучённым. E(hi): 1. разделять, отделять, рассеивать, разлучать; 2. разлучаться. G(hith): 1. отделяться, разлучаться; 2. быть разлучённым, быть разделённым.
  * См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 389.
  
  в) Библейский образ
  
  * Судей 4:11: Хевер Кенеянин отделился (ивр. НИФРАД, форма от ПАРАД) тогда от Кенеян, сынов Ховава, родственника Моисеева, и раскинул шатер свой у дубравы в Цаанниме близ Кедеса.
  * Иов 41:9 (о челюстях и зубах Лефиавана): один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются (ивр. ЙИТПАРАДУ, форма от ПАРАД).
  * Бытие 30:40: И отделял (ивр. ИФРИД, форма от ПАРАД) Иаков ягнят и ставил скот лицем к пестрому и всему черному скоту Лаванову; и держал свои стада особо и не ставил их вместе со скотом Лавана".
  
  Таким образом, термин церковнославянского языка "прядь" заимствован из библейского лексикона, выделен основной признак предмета - ивр. ПАРАД פּרד разделение волос (волокон) на отдельные пучки.
  Термин существует в русском и украинском языке, что указывает на авторство - Православная Церковь Руси периода XI века.
  
  Кишинев, 18.9.2019 г.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"