Колибаба Сергей Николаевич
Raba и Rabcza - реки Венгрии, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:

  
  
  Мысль является истиной, если
  соответствует действительности
  Логика
  
  1) Общее
  Венгерская лингвистика объяснить топонимы и гидронимы не в состоянии (как и все европейские ономастические школы), венгерские исследователи придерживаются "национального" приоритета в словообразовании.
  * Иштван Хоффманн (Дебрецен) "Возможности исследования древних топонимов, его прошлое и перспективы": http://nevtan.arts.unideb.hu/nevtan/informaciok/f...
  "Исследования здесь исходят очевидного факта, что возникновение отдельных топонимов... можно всегда привязать к какому-либо конкретному языку. Далее мы считаем очевидным тот факт, что топонимы определенной территории происходят всегда от там проживающего народа, выводятся из его языка, таким образом, роль топонимов - определение этникума".
  * Примечание
  Мысль Иштвана Хоффманна выстроена не полно, совершенно не учитывается идеологическая составляющая в языках, "фоновое знание" - иудеохристианская религия (образы) и сакральный язык религиозного учения - иврит (терминология). В течение вот уже более 1000 лет иудеохристианство оказывало фундаментальное, "краеугольное" влияние на общественное сознание и мышление венгров посредством церковного (культового) образования и воспитания.
  
  2) Дела давние, историко-лингвистические
  
  * Процесс заимствования венграми иудаизма и его сакрального языка - иврита, начался в Причерноморье во времена Хазарского каганата в нач. IX века. Три рода хазар-кабар (кавар) в результате неясного для нас внутреннего конфликта в Хазарии (религиозные разногласия?) отделились от каганата и вошли в состав 7 венгерских племен на равных правах.
  * Имп. Константин Багрянородный в трактате "Об управлении империей" пишет по этому поводу: http://oldru.narod.ru/biblio/kb_imp2.htm#38 "39. О народе каваров. Да будет известно, что так называемые кавары произошли из рода хазар. Случилось так, что вспыхнуло у них восстание против своей власти, и когда разгорелась междоусобная война, эта прежняя власть их ... одержала победу. Одни из них были перебиты, другие, бежав, пришли и поселились вместе с турками (венгры) в земле пачинакитов, сдружились друг с другом и стали называться каварами. Поэтому и турок они обучили языку хазар, и сами до сей поры говорят на этом языке, но имеют они и другой - язык турок. По той причине, что в войнах они проявили себя наиболее мужественными из восьми родов и так как предводительствовали в бою, они были выдвинуты в число первых родов".
  * Хроники также отмечают присутствие еврейских общин на территории Венгрии (был носитель еврейского языка); "Первый документ, говорящий о евреях в Венгрии, относят ко 2 пол. X в.: казначей одного арабского государя в Испании Хасдай ибн-Шапрут написал около 960 г. хазарскому кагану Иосифу письмо, в котором говориться, что славонские посланники обещали отправить дипломатическую почту королю Славонии, которую он передаст евреям, живущим в Венгрии" (ЕЭ, т. 5, с. 423).
  * Первые венгерские литературные памятники XII-XV вв. - переводы или обработка текстов религиозного содержания, написаны на латинском или немецком языке. Рукописные книги на венгерском языке появляются в XIV-XV вв., из прошедших времен сохранилось несколько коротких текстов, содержащих несколько сотен слов на венгерском языке. Полный (протестантский) перевод Библии на венгерский язык сделал пастор Гаспар Кароли в 1590 году. Таким образом, иврит-латино-немецкий лексикон не был исключительным явлением в венгерском обществе.
  
  3) Общие сведения о бассейне реки Раба
  
  В пределах венгерского города Дьёр сливаются три реки, судоходная - Раба и малые - Рабца и Марцаль, за что Дьёр прозвали - городом трех рек; через 5-6 км Раба впадет в Дунай. Считают, что епархия в Дьёре основана в 1009 году, во время правления Иштвана Святого город стал епископской резиденцией и стал носить имя Дьёр. Вразумительной этимологии гидронимов Раба и Рабца - нет. В ранее написанной статье, см. "Дьёр, венг. Győr, город", мы выяснили иудеохристианскую этимологию этого топонима.
  Основанием для вывода о связи топонима с сакральным языком иудеохристианства (ивритом) послужил факт принятия в Венгрии христианства в этот период; при смене идеологии, естественно меняется и терминология. В обществе, где принимается новое религиозное учение, всегда изгоняли культы старых богов (их имена, термины) и обозначали географические объекты именами нового Бога - освящали местность (это идеологическое явление практикуется и сегодня).
  * Дьёр (с 1009 г.) = Győr = G+yőr = Г ג три (число); или ГАА גָּאָה разливаться (о реке, высокий уровень воды) + ЙОР יְאוֹר река, Нил в библейских текстах, большая река, канал; т.е. город на трех реках.
  Мы предположили, что топоним Дьер, скорее всего, связан с установлением границ дьёрского епископства (Три реки), границы феодальных владений и епископств старались "привязывать" к рекам, наиболее надежный и мало изменяющийся во времени и пространстве ориентир. Жизнедеятельность средневекового человека (и общества в целом) прочно связана с реками и озерами: вода для бытовых и хозяйственных нужд, легко добываемая пища (рыба), транспортные магистрали и естественные преграды против вторжения врага. Следовательно, реки, протекающие через епископство, также должны были получить или уже имели новые общепонятные христианские (очищенные от язычества) имена, которые помогали бы ориентироваться и жить христианину в условиях новой идеологии.
  
  4) Обобщения и выводы
  
  а) Итак, контакт венгров и хазар-иудеев произошел в IX веке, часть венгерского общества - хазары, в момент освоения территории Паннонии была знакома с иудаизмом и языком иврит. Процесс обучения хазарскому (еврейскому) языку (письменность в Хазарии - иврит) отмечен в древних источниках - есть историко-лингвистическое и логическое основание.
  б) Дьёрская епископия - пограничная с Австрией территория, расстояние между Веной и Дьёром - 127 км, три дня пути в средние века. Гидроним Раба фиксируется в источниках с 791 года, в период, когда Карл I разбил аваров и основал здесь Восточную марку (буд. Австрия), с территорий вплоть до устья реки Раба.
  Венгры заняли северо-западные территории, Восточную марку (буд. Австрию), где с 791 года закрепились франки - христиане (до устья реки Раба), Восточная марка была восстановлена в 960 г. при Оттоне I; в этот период и регистрируется гидроним Раба.
  Вывод
  Франки и венгры осваивали бассейн реки Раба в VIII-IX веке, для обоих народов еврейский язык не был языком "заморским", непонятным и чужим; в христианской церкви это сакральный язык культа, а в венгерском обществе, часть населения - очевидные иудеи. Франки дали названия рекам на иврите, пришедшим венграм эти имена - были знакомы, и проблема непонимания (а соответственно переименования) не возникла.
  Целесообразно связывать венгерские гидронимы с библейскими образами и лексикой древнего иврита (идеологией), лишь при такой методике истолкования в топониме или гидрониме появляется здравый смысл.
  
  5) Терминология иврита и библейский образ
  
  Дьёрская епископия (Три реки) занимала бассейн реки Раба с притоками Рабца и Марцаль, площадь примерно 100х80 км (древние карты не опубликованы), из указанных трех рек Раба - самая большая.
  
  а) Река Раба, этимология
  * Раба (нем. Raab; венг. Rába; словен. Raba) - река в Австрии и Венгрии, правый приток Дуная, длина - 250 км, площадь бассейна 1020 км², судоходна для маломерного флота (катера, лодки) примерно на 100 км от устья, до г. Кёрменд.
  * Географические названия мира: Топонимический словарь. - М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001; "Раб, река, пп Дуная; Австрия, Венгрия. На римской дорожной карте IV в. (′Пейтингерова таблица′) указана под названием Arrabo. В источнике 791 г. и в более поздних Raba. Совр. венг. Raba, нем. Raab. Ряд этимологии, по одной из которых первичная форма рассматривается как образованная от иллир. *arabas ′коричневая′". (???)
  Общий вид
  РАБА = ивр. РАВ רַב большой, великий, огромный; РАВА רָבָה возрастать, увеличиваться (сильные паводки отмечены на реке). РАБА רַבָּא ,רַבָּה великий, огромный, большой. Очевидцы наводнения в июле 2013 г. отмечали, что воды Дуная в Дьере (город при впадении Рабы в Дунай) возвращались в Рабу, а оттуда в её притоки, инспирируя волну наводнений и на них.
  
  * Библейский образ
  + Екклесиаст 10:6: "невежество поставляется на большой (ивр. ивр. РАБА) высоте, а богатые сидят низко".
  + Ездра 5: 8: "Да будет известно царю, что мы ходили в Иудейскую область, к дому Бога великого (ивр. РАБА, большой, огромный).
  
  Очевидно, что на данной епископской территории Дьёра-Рааб-Раб (бассейн 3 рек), самая крупная и судоходная река из трех рек получила во время правления имп. Карла I Великого (791) имя РАБА - большая. В данном конкретном случае термин иврита РАБА и венгерский гидроним РАБА - тождественны, они имеют одинаковую фонетику и выражают одно понятие - "большой", выведенное значение соответствует гидрологической обстановке на местности.
  
  б) Река Рабца (Rabcza) Если исходить из количественной категории, то река Рабца гораздо меньше, чем Раба, куда она впадает. Однако для древних исследователей и военачальников очевидно, важна была другая характеристика этой малой и несудоходной реки. Они отказались от терминологии количества (большой-малый) и выделили в гидрониме Рабца - качественную характеристику, скорее всего - качество воды (болотная) или проходимость территории (болота).
  
  * Рабца (Rabcza), данных о реке очень мало, на карте 1912 года комитата Moson большая часть русла сильно заболоченна: http://lazarus.elte.hu/hun/maps/1910/moson.jpg.
  На реке поселений нет, осушение бассейна реки началось в середине XIX века и продолжалось до 1957 года (эту территорию называли - комариный ад). Таким образом, мы выделили важнейшую характеристику реки - она протекает по крупному болоту, что очевидно должно отразиться в имени - выдающийся ориентир на данной местности.
  Общий вид
  Ra+bcza = ивр. РА רַע плохой, негодный, неугодный, злополучный, пагубный + Б.Ц. БИЦА בִּצָּה болото, топь; т.е. плохое, пагубное болото, топь.
  
  * Библейский образ
  + Исход 13:19: "и какова земля, на которой он живет, хороша ли она или худа (ивр. РА плоха)? и каковы города, в которых он живет, в шатрах ли он живет или в укреплениях?".
  + Иов 8:11: 11: поднимается ли тростник без влаги (ивр. БИЦА болото, правильный перевод)? растет ли камыш без воды?
  
  Таким образом, мы сталкиваемся с замечательным историческим фактом, когда распространенная в быту терминология аборигенов (франков) и завоевателей (венгров) совпадает. Это явление можно объяснить лишь общим библейским (фоновым) знанием, которое к VIII веку было как у венгров, так и у франков Карла Великого.
  Венгерские гидронимы Rabcza и Raba очевидно являются транслитерацией (передача терминов другим алфавитом по букве) еврейских терминов. Этимология конкретного термина всегда - интерпретация, она необходимо должна быть соотнесена (установление связи) с действительностью. Лишь при соблюдении этого условия, найденный и обязательно объясненный исследователем образ предмета или явления будет признан близким к истинному, и закрепится в сознании людей.
  Кишинев, 2014 г.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"