Горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих!
не стадо ли должны пасти пастыря?
Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и
пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и
потерянной не искали, а правили (ивр. РАДА) ими с насилием и
жестокостью
Иезекииль 34:1,4
1) Рада в истории Литвы, Украины и России
а) Литва
В Великом княжестве Литовском в XV- нач. XVI вв. в управлении государством большую роль играла Рада, в состав этого органа входили богатые паны, занимавшие высшие административные должности: маршалки, канцлеры, гетманы, подскарбии, наместники, воеводы, старосты, каштеляны и епископы. Текущую работу по управлению государственными делами от имени Рады исполняли "паны-рада", к которым относились: епископ, воевода и каштелян Вильно и Трок, староста жемайтский и другие высшие должностные лица. Рада, созданная как совещательный орган при великом князе, в конце XV века начала ограничивать власть великого князя.
* Национальный корпус русского языка
Отрывок из летописи о временах царя Ивана Васильевича Грозного (1563-1567): "А рада королевская писала къ митрополиту и къ бояромъ, чтобъ царь и великiй князь на королевы послы далъ опасную грамоту".
б) Россия, Избранная Рада
Термин "Избранная Рада" ввел опальный князь А.М. Курбский (1528-1583), он употребил его в своей работе "История о великом князе Московском", термин встречается только у А. М. Курбского, другие русские источники не обозначают круг лиц близких к Ивану Грозному официальным названием; очевидно, что в лексике Московской Руси понятие имелось.
Согласно Курбскому "Рада" сформировалась в 1547 г., после нескольких сильных пожаров в Москве и последовавшего за ними восстания. Во время этих событий к царю явился протопоп Сильвестр, и страшным заклятием из Священного Писания пригрозил царю, указав, что пожары - гнев Божий, обрушившийся на царя за его неправедные буйства.
* История о великом князе Московском, гл. 1
"Сильвестр и Адашев подобрали царю различных советников: одних - мужей разумных и добродетельных, умудренных летами и благочестием украшенных, имеющих страх перед Господом; других - среднего возраста, добрых и храбрых. Те и другие были сведущи в военных и земских делах, и царь в дружбе и приязни с ними решал все дела с общего совета. И, как вещал мудрый Соломон-царь, добрыми советниками, как город твердыми столпами, был утвержден. Пока царь любит Совет и советников, он сохраняет душу свою, если же не возлюбит сего, то может пропасть, так как управлять следует, не склоняясь к естественным бессловесным влечениям, а совместным советом и рассуждением. Назывались тогда эти советники ИЗБРАННОЙ РАДОЙ, воистину по делам и название имели. Бее великое в государстве совершалось благодаря их советам, так с помощью Избранной РАДЫ вершился нелицеприятный и праведный суд, равный как для убогого, так и богатого, что бывает для государства наилучшим".
Произведение кн. А. М. Курбского вводит нас в духовный мир средневекового москвича, и не важен его социальный статус, царь ли, князь ли или простолюдин - все они воспитывались на страхе Божьем и осознавали, что, допустив проступок - будут наказаны Богом.
в) Украина
Сообщение русского посла В.В. Бутурлина о Переяславской Раде (1654) sevkrimrus.narod.ru/ZAKON/peprjasl.htm: "Была де у гетмана (Б.Хмельницкого) тайная РАДА с полковниками и с судьями и с войсковыми ясаулы; и полковники де и судьи и ясаулы под государеву высокую руку подклонилися. И по тайной раде, которую имел гетман с полковники своими, и с утра того ж дни, во второй час дни, бито в барабан с час времяни на собрание всего народа слышати совет о деле, хотящем свершитися".
г) Словарь русского языка XI-XVIIвв., РАН, М., 1995, вып. 214 http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_21.pdf
Рада. 1. Совет (указания, рекомендации), 1499; 2. Группа сановников при польском короле, 1470; 3. Совещание, заседание совета, 1505; и т.д.
2) Существующая этимология
а) Викисловарь
Рада. Корень: -рад-; окончание: -а. Значение: название народных собраний и советов представителей в Российском государстве, на Украине, в Белоруссии, Литве и Польше в разные исторические периоды.
Этимология
Происходит от нем. Rat "совет", далее от прагерм. формы *rād (*raedanan), от которой в числе прочего произошли: др.-в.-нем. rāt, нем. Rat, др.-англ. ræd, нидерл. raad, англ. rede. Прагерм. *rād восходит к праиндоевр. *rei- "рассуждать, считать". (???)
б) Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
I "совет", южн., зап., укр., блр. рада "совет, помощь", др.-русск. рада "совет", "советник" (в грам. начиная с 1389 г.; см. Срезн. III, 11). Заимств. через польск. rada - то же, чеш. rada из ср.-в.-н. rât "совет" (Мi. ЕW 271; Уленбек, AfslPh 15, 490; Брюкнер 452). (???)
в) Викисловарь
Немецкий Rat. Корень: -rat-. Значение: совет (указание, рекомендация); совет (орган).
Этимология. От прагерм. формы *rad (*raedanan), от которой в числе прочего произошли: др.-в.-нем. rat, нем. Rat, др.-англ. ræd, нидерл. raad, англ. rede. Прагерм. *rad восходит к праиндоевр. *rei- "рассуждать, считать". (???)
3) Обобщение и вывод
а) Прагерманская (V-I вв. до н.э.) форма понятия "rad" - гипотеза, немецкая народность и язык оформились в раннем средневековье в V-XI вв., из родственных племен и их племенных языков. Первоначально лидировали в этом процессе франки, во Франкском государстве (госуд. язык - латынь) на протяжении VI-IX вв. происходило формирование как языка французской народности - на западе, так и немецкой - на востоке. Первые письменные памятники на немецком языке относят к 843 году, литературный "ранненововерхненемецкий" оформился в 14 - 16 вв. из 10 диалектов.
* Отметим, что церковнославянский язык богослужения был сформирован в IX веке в Крыму (хазары), в Великой Моравии, далее в Болгарии, Сербии, в XI в. на Руси - т.е. в одном историческом периоде времени и в территориально близких регионах.
Письменность на немецком "народном" (diutisk) языке возникла как вспомогательное средство при обучении латыни в монастырских школах, в основу немецкого алфавита был положен приспособленный к фонетике немецких диалектов - латинский. Совмещение осуществлялось стихийно, каждая монастырская школа следовала своим правилам, возник большой разнобой в написаниях.
Развитию письменности способствовала потребность в пропаганде христианства, нужны были тексты религиозного содержания, доступные народу, написанные на его языке. Это и определило характер древневерхненемецких памятников, почти все они религиозные по содержанию и, как правило, переводные; тексты писали клирики в монастырях и монастырских школах.
б) Какая-либо связь с немецкого языка с библейским ивритом официально не признаётся, нет никаких источников, за исключением немногих статей "любителей".
Вывод
Целесообразно рассмотреть термин в связи с библейскими образами и сакральным языком иудеохристианства.
4) Терминология иврита и библейские образы
а) Терминология
Общий вид
русск. РАДА = ивр. РАДА רָדָה владычествовать, притеснять, попирать, наказывать, управлять, доминировать, правило, правление; выгребать, извлекать. Термин употребляется в указанных значениях в книгах Библии 27 раз в 25 стихах.
б) Источник
+ Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H7287&k=Ju...
* Давая евреям Законы общественного бытия, Бог декларирует правила взаимоотношения между классами (бедные-богатые): "Ты не будешь править (ивр. РАДА) над ним с жестокостью и бойся Бога твоего" (Левит 25:43).
* Исследователи предположили, что Иеремия - автор Второзакония, аргументом является сходство языка: во Второзаконии и книге Иеремии употребляются одни и те же постоянные выражения. Например, во Второзаконии много раз встречаются инструкции о том, как надо и как не надо поступать с беднейшими социальными группами: "Вдова, сирота, пришелец" (Втор 10:18, 14:29, 16:11, 16:14, 24:17, 24:19-21, 26:12-13, 27:19), такие же инструкции дает Иеремия (Иер. 7:6, 22:3); тройное сочетание - вдова, сирота, пришелец - используется во Второзаконии и в книге Иеремии - и больше нигде в Библии.
Вечная проблема в отношениях - власть и народ!
Таким образом, термин РАДА в русском языке и RAT (rad) в немецком языке имеют одно происхождение (одинаковая фонетика, графика и значение); очевидно, что оба понятия заимствованы из библейских произведений, терминология языка - иврит.
Идеалы европейского бытия, заложены в иудейской ПРОГРАММЕ развития, однако властной верхушкой они всегда извращаются (стоит прийти только к власти, и ...). Об этом с возмущением пишет пророк Иеремия 5:30, 31: "Изумительное и ужасное совершается в сей земле: Пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют (ивр. РАДА) при посредстве их, и народ Мой любит это. Что же вы будете делать после всего этого?".