Колибаба Сергей Николаевич
Разум - термин, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:

  
  
  Сия тайна есть велия! сия бездна судеб Божиих непостижимая!
  сия глубина премудрости и разума Божия неиспытанна!
  но откуду тебе сие, Амвросие святый; верим словесам твом,
  но просим тя: откуду сия имаши, изъяви нам
  Митрополит Стефан (Яворский). Проповеди (1700-1722)
  
  1) Существующая этимология
  
  а) Словарь Макса Фасмера/Ум
  Ум, укр., блр. ум, др.-русск. умъ, ст.-слав. оумъ νοῦς, διάνοια diánoia (Остром., Супр.), болг. ум (Младенов 651), сербохорв. у̑м, род. п. у́ма, словен. úm, род. п. úma, чеш., слвц., польск. um. Лтш. uômа "ум", лит. ũmas "смысл" заимств. из слав.; см. М. - Э. 4, 419. Родственно лит. aumuõ "разум", вост.-лит. aumenis "память", omenìs, оmеnа ж. "сознание, чувство", omė̃ "повадка", далее, возм., связано со ст.-слав. авити сѩ, авѣ "явно" (см. яви́ться); (... перечень авторов). Сюда не относится лат. ōmen, род. п. -inis ср. р. "предзнаменование", вопреки Педерсену (IF 5, 66 и сл.); см. ... (авторы). Брандт (РФВ 25, 34 и сл.) пытается установить родство с учи́ть, вы́кнуть. (???)
  
  б) Словарь Макса Фасмера/Разум
  Ра́зум. Заимств. из цслав., вместо исконнорусск. *розумъ, ср. ст.-слав. разоумъ σύνεσις, γνῶσις, sýnesis, gnósis (Супр.), болг. ра́зум, сербохорв. ра̏зу̑м, словен. razȗm "разум, смысл, значение", чеш., слвц. rozum, польск. rozum, в.-луж. rozom, н.-луж. rozym. От ум. (???)
  
  в) Термин "разум" используется в восточных европейских языках, распространен в церковнославянском, что указывает на территорию возникновения; в богословской литературе отмечен с 1073 г. В остальных европейских языках используют варианты латинского "intelligentia" или свои национальные термины.
  
  2) Применение термина "разум" в русском языке. Национальный корпус русского языка
  
  * В. Н. Татищев. Разговор дву приятелей о пользе науки и училищах (1733): "Разум же без научения и способность без привычки или искуства приобретена быть не может" ... "Но разум имянуем ум, чрез употребление и поощрение его качеств исправленный, которое от науки приписуется".
  * архиепископ Платон (Левшин). Православное учение или сокращенная христианская богословия (1765): "(5) Разум есть способность явственно себе вещь представляющая".
  * А. Н. Радищев. Офицерския упражнения [перевод книги А. Л. Эльсница с немецкого] (1773-1774): "Оба сии писатели погрешают более в том, что они понятие, разсуждение и разум, непрестанно мешают с глазомером. ... Оно разделено на две главныя посылки: 1) что глаз делать должен; 2) что разум и разсуждение делать должны над тем, что глаз видел.
  * Я. П. Козельский. Философические предложения, сочиненные надворным советником и правительствующего сената секретарем Яковом Козельским в Санкт-Петербурге 1768 года (1768): "Истина натуральная есть та, когда какая вещь имеет в себе все то, что к существу ее требуется". ... "Истина логическая есть не что иное, как сходство мыслей наших с самою вещию".
  * И. М. Муравьев-Апостол. Письма из Москвы в Нижний Новгород (1813-1815): "В впечатлениях на чувства, - отвечает эмпирик (опыт, знание); умозритель полагает его единственно в доводах разума".
  
  3) Церковнославянские источники
  
  а) Материалы для словаря древнерусского языка. Труд И. И. Срезневского, Санкт-Петербург, 1893. https://etymolog.ruslang.ru/doc/sreznevskijR-S.pd...
  Обширная терминология на с. 52-58, переводная богословская литература, летописание, Ветхий Завет; приведенные примеры в основном связаны с духовным виденьем (интеллектуальным зрением).
  * Разумивый - одаренный разумом, разумный, знающий: Сбор. 1076 г. Разумие - разумъ. "Просвященный божественным разумом", XI в.
  * Разумъ - способность познавать, мыслить, XI-XII в. Значения: ум, рассудительность, разумение, понимание, познание, знание, мысль, образ мыслей, согласие, сочувствие, объяснение, определение, смысл, значение, знак.
  * Разумник - созерцатель, Изб. 1073 г. Разумьные - духовное зрение. "Чювьственъ ли ѥ (йе) раи (ивр. РАА зрение) или разоумнъ", Изб. 1073. Разумение, разуметися - представление, предвидеть, замечать, быть узнанным, быть похожим, казаться.
  
  б) Словарь русского языка XI-XVII вв., М., 1995; https://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_21.pdf
  Обширная терминология на с. 249-259, богословская литература, переводы, летописание, акты; в основном связаны с духовным (мысленном) видением (зрением, познанием, интеллектуальным зрением); 1073-1700 гг.
  * Разумъ - способность познавать, мыслить; знание, познание, наблюдение, мнение, взгляд, характер, образ мыслей, замысел, помышление, смысл, значение, причина, основание ...
  * Разумевати - познать, узнавать, познать умом, созерцать (узнавать посредством зрения).
  
  4) Обобщение и вывод.
  
  а) Где находится "разум"?
  
  Согласно Библии, место "разума" в одних стихах находится в "сердце" (сердце мыслит), а в других в "голове" (видение головы).
  * Даниил 2:28: "Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни. Сон твой и видения главы (ивр. РОШ голова) твоей на ложе твоем были такие".
  * Даниил 2:30: "А мне тайна сия открыта не потому, чтобы я был мудрее всех живущих, но для того, чтобы открыто было царю разумение и чтобы ты узнал помышления сердца (ивр., арам. ЛЕВАВ) твоего".
  
  б) Выдающийся еврейский философ Моше Бен Маймон (богослов, врач, раввин) в XII в. уточнил как нужно понимать зрительное восприятие (зрение)
  
  * Путеводитель растеряных. Рабби Моше Бен Маймон (Рамбам, XII в.); https://www.machanaim.org/philosof/in_more.htm
  
  "Глава 4. Знай, что ХАЗА חזה - ХИБИТ הביט - РАА ראה три выражения, обозначающие зрительное восприятие, и все три употребляются в переносном смысле для обозначения интеллектуального постижения.
  В случае с глаголом РАА ראה это широко известно. 1 Например, речение: "И увидел: вот колодец в поле" подразумевает зрительное восприятие, а речение: "И много видело сердце мое мудрости и знания" - восприятие интеллектуальное.
  В этом переносном значении - смысл всех выражений о РАА ראה (виЂдении и зрении), относящихся к Богу, да превознесется Он. Таковы речения: "Видел (ראיתי РАИТИ) я Господа"; "И явился (ירא ЙРАА) ему Господь"; "И увидел (ירא) Бог, что хорошо"; "И увидели (ירא) Бога Израилева", - все это относится к интеллектуальному постижению и ни в коей мере не к чисто зрительному восприятию, ведь глаз воспринимает только материальное тело и только с одной стороны, да еще часть его привходящих свойств, то есть цвет тела, его конфигурацию и тому подобное. Кроме того, Бог не постигает при посредстве какого-либо инструмента, как будет объяснено. ...".
  
  в) Приведем термин "разум" в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни составного церковнославянского слова.
  РАЗУМ = РА+З+УМ = иврит РАА зрение, видение, интеллектуальное постижение + З это (связка составного слова) + УММА связь, единство, сходство, подобие.
  
  + Ум - способность к мышлению, познанию, пониманию, восприятию, запоминанию, обобщению, оценке и принятию решения. Мышление - функция головного мозга. Основные операции мышления: сравнение - сходство и различия; анализ - составные части; синтез - собрание целого; абстракция - сущест. признаки; классификация - деление по определенному основанию (признаку); обобщение - переход от частного к общему.
  
  + Зрение - способность видеть, восприятие объектов окружающего мира позволяет получать представление: о величине, форме, цвете предметов, о взаимном расположении и расстоянии между ними, а также познавать их некоторые видимые свойства (вода испаряется, замерзает, камень тверд). Ориентирует в пространстве и времени (день, ночь), помогает манипулировать предметами и терминами их обозначающими; около 90% информации человек получает с помощью зрения.
  В зрение представляет действительность, в мышлении (мозгу, уме) эта информация СВЯЗЫВАЕТСЯ, выявляется СВЯЗИ, СХОДСТВО с чем-либо (предметом, явлением). В результате операций мышления появляется представление о предмете (слово-понятие, картинка), которое закладывается в память (накопление, сохранение и воспроизведение знаний (о мире)).
  
  Вывод
  "Зрение, видение" в библейских стихах как прямое явление - функция глаз, зрительное восприятие, а также в переносном смысле - восприятие интеллектуальное; т.е. мышление, работа, функция ума (мозга) - познание, знание предметов и явлений.
  Целесообразно рассмотреть составной термин XI века "ра+з+ум" в связи библейскими образами и терминологией.
  
  5) Терминология иврита и библейский образ
  
  а) Ум - терминология
  
  Термин "ум" этимологии не имеет; есть мнения и версии не связанные с графикой слова.
  Общий вид
  русск. УМ = ивр. УММА עֻמָּה связь, единство, сходство, соответствие, подобно; форма ЛЕУМАТ לְעֻמַּת соответственно; т.е. работа ума, мышление - нахождение связей и сходств явлений и предметов.
  
  * Источник
  + Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
  Hомер Стронга: H5980. Оригинал: לְעֻמַּת. Произношение: ‛умма. Часть речи: Существительное женского рода. Этимология: от H6004 - 1. при, у, возле, подле; 2. подобно, соразмерно, наравне с, соответственно; 3. напротив, против.
  + Штейнберг О.М. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878; с. 357, УММА עֻמָּה связь, единство, сходство, соответствие (т.е. - подобие).
  + Словарь Кляйна, עֻמָּה 1. Хартия вольностей Иерусалима; 1-е издание, 1987 г.
  עֻמָּה fn prob. происходит от עמם ᴵᴵ и соответственно означает ′соединение, связь′. [Отсюда к. ст. עֻמַּת (= напротив, против), откуда לְעֻמַּת (qv). Однако некоторые ученые связывают עֻמָּה с араб. ′amam (= рядом).]
  
  + Библейский образ
  * Екклесиаст 7:14: "В день счастья наслаждайся счастьем, а в день беды замечай (ивр. производное РЕЕ רְאֵה видеть, смотреть, обозревать; от корня РАА): то и другое сотворил Бог, чтобы не мог человек постичь (ивр. ЛЕУМАТ, форма от УММА соразмерно, соответственно, подобно) Его дела́".
  * Церковнославянская Библия, Екклесиаст 7:15: "Въ дeнь благостни (єгw) живи во блaзэ и виждь въ дeнь Ўла: виждь, исъ нимъ СОГЛАСНО сiе сотвори бгъ, w глаголанiи, да не обрящетъ человёкъ за нимъ ничтоже".
  
  б) РАА - терминология
  
  + Источник
  Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
  Hомер Стронга: H7200. Оригинал: ראה. Произношение: ра′а. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): видеть, смотреть, рассматривать, обозревать; перен. знать, узнавать. B(ni): являться, появляться. D(pu): быть видимым. E(hi): показывать, давать увидеть. F(ho): быть явленным, быть показанным. G(hith): смотреть друг на друга. Синонимы: H2372 (חזה‎).
  + Библейский образ
  * Бытие 2:19: "Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть (ивр. ЛИРОТ, форма от Р.А.А.), как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей".
  * Притчи 24:32: "Посмотрел (ивр. ЕХЕЗЕ от ХАЗА смотреть, пренос. понимать) от я, поразмыслил, вот что увидел (ивр. РАИТИ от РАА смотреть, перенос. знать, узнавать) я и понял".
  
  6) Общий вид
  русск. РАЗУМ = РА+З+УМ = ивр. РАА רָאָה видеть, понимать, убеждаться + З זֶה это + УММА עֻמָּה связь, единство, сходство, соответствие, подобно.
  
  Таким образом, термин РАЗУМ декларирует, что зрительное созерцание (зрение, видение, восприятие) есть - интеллектуальное постижение объектов и явлений природы: качеств (признаков) и свойств (сходств - отличий). Увиденное человеком в большинстве случаев является действительными, истиными объектами или явлениями природы.
  Человека, который не умеет мыслить, не проявляющего рассудительности в деятельности называют - неразумным.
  
  Кишинев, 30.7.2024 г.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"