Коляков Александр Михайлович : другие произведения.

5. Галицко-Волынская Русь и Литва до Великой Замятни

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
ОЧЕРК IV
  
Галицко-Волынская Русь и Литва до Великой Замятни
  
  
Галичу выпала недолгая слава, и та миссия соединения южной и западной Руси, которая, казалось, была суждена именно Галичу, перешла от него к Литве. (С. Ф. Платонов)
  
  Гедимин и Гедиминовичи. Пограничная война. Еще раз о 'крестовом походе' Запада против Руси: Ливонский орден против архиепископа Риги. Черная смерть. Расширение Литвы. Диархия.
  
  
1. ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКАЯ РУСЬ
  
   История последних десятилетий существования Галицко-Волынской земли в качестве независимого государства известна нам гораздо хуже, чем наполненный бурными событиями период правления Даниила Романовича и его ближайших наследников, хотя по логике вещей все должно было бы быть с точностью до наоборот. Как известно зачастую такие историографические лакуны связаны с долговременным кризисом государства, например, монгольское вторжение нанесло тяжелый удар по летописной традиции Северо-Восточной Руси, но в данном случае списать все на монголов не удается - хотя монгольский каток прошелся и по землям Романовичей, Галицко-Волынская летопись продолжала достаточно подробно освещать их историю. Кроме того, 'на помощь' Галицко-Волынской летописи приходят европейские источники, что существенно облегчает изучение истории юго-западной Руси второй половины XIII века.
  
   Однако затем на историю Галицко-Волынских земель подает 'киммерийская тьма'. Последнее летописное сообщение датируется 1291 годом, и исследователям при воссоздании истории событий последних десятилетий независимости княжества приходится довольствоваться скупыми (и зачастую весьма сомнительными!) известиями, которые можно извлечь из летописей ВКЛ и Польши. Правда на помощь историкам приходят ненамеренные источники, но в любом случае этого материала 'едва хватает на то, чтобы только установить ряд галицко-волынских князей и пусть хоть приближенно определить время их княжения'1. Впрочем, с большей или меньшей уверенностью можно утверждать, что, по крайней мере, при правлении внука Даниила Юрия I2 (в его руках после пресечения волынской ветви Романовичей и смерти наследовавшего им младшего сына Даниила Мстислава оказались все земли княжества.) Галицко-Волынская Русь переживала эпоху расцвета3.
  
   Внешняя политика при Юрии и наследовавших ему сыновьях продолжается в проложенном еще во второй половине XIII века русле. Двумя ее лейтмотивами были: активное участие в польских (галицкие князья были тесно связаны с правителями Польши династическими браками) и венгерских междоусобицах, а также борьба в союзе с Тевтонским орденом и при поддержке Золотой Орды с набирающей силу Литвой. Успех сопутствовал галицко-волынским князьям и на 'идеологическом фронте' - им удалось уговорить Константинопольского патриарха создать на принадлежащих им землях отдельную митрополию с шестью епископствами.
  
  ------------------------
   1. Грушевський М. С. Iсторiя України-Руси. Том III http://litopys.org.ua/hrushrus/iur30107.htm
  
   2. Юрий I
  
   3. Грушевський М. С. Iсторiя України-Руси. Том III http://litopys.org.ua/hrushrus/iur30107.htm
  ------------------------
  
  
   Словом, на рубеже XIII-XIV веков, в отличие от периода гражданской войны при Данииле Романовиче, ничто не предвещало утраты княжеством политической независимости. Однако объективные причины - объективными причинами, но, мы уже не раз видели, как Его Величество Случай решающим образом вмешивался в ход событий, делая маловероятное реальным, а, казалось бы, неизбежное несбывшимся. Да-да, для понимания дальнейшего хода событий нам снова, хотим мы того или нет, придется обратиться к такому совершенно не научному, но от этого не менее реальному, понятию, как случайность.
  
   Если Рюриковичи в Северо-Восточной Руси благополучно увеличивали свою численность, то этого никак нельзя сказать о потомках Романа Мстиславовича Галицкого. С одной стороны в этом был несомненный плюс, позволивший избежать удельного дробления и связанных с ним междоусобиц, с другой... Но обо всем по порядку.
  
   В 1288 году умирает бездетным единственный сын Василько Романовича Владимир и тем самым пресекается младшая линия Романовичей. В результате и Галицкое и Волынское княжества оказались в руках Юрия I, что сделало его одним из сильнейших европейских правителей того времени. Однако вскоре пресеклась и старшая ветвь Романовичей. В 1323 году умирают (погибают?), наследовавшие Юрию его сыновья Андрей и Лев. Кстати, здесь самое время посетовать на 'киммерийскую тьму': '...По одним известиям, Владимирское княжество завоевано Гедимином; но, по другим, Владимир, Луцк и вся земля Волынская досталась Любарту, сыну Гедиминову, которого последний князь этой страны, не имея сыновей, принял к дочери. Здесь сказано, что Луцк вместе с Владимиром взят был Любартом в приданое за женою; а по другим известиям, в Луцке княжил особый князь, Лев Юрьевич, который, испугавшись участи князя владимирского, бросил свой стольный город и убежал в Брянск, где у него были родственники. Луцк поддался Гедимину, и бояре, собранные со всей Волыни, признали его своим князем, удержав прежние права, обычаи, веру'1.
  
   В итоге реальная власть, вновь, как и во времена междоусобицы 1205-1245 годов, оказывается в руках бояр, с которым долго, и, как видим, в конце концов, безуспешно, боролись Роман и Даниил Галицкие. Впрочем, ставший во главе боярского правительства воевода Дедько показал себя умелым управленцем. Во всяком случае, когда Польша и Венгрия, захотели поделить между собой 'выморочное имущество', то он в немедленно отреагировал в духе старой, хорошо проверенной политики своих предшественников - обратился за помощью в Орду2. Это сразу заставило польского короля Казимира отказаться от своих масштабных замыслов и, разорив несколько замков, его войско вернулось на свою территорию.
  
   Угасание рода Романовичей положило начало полувековой войне за галицко-волынское наследство между Польшей и Литвой, финальную точку в которой поставило лишь острожское соглашение 1392 года между польским королем Ягайло и великим князем литовским Витовтом. Впрочем, это уже не тема истории Галицко-Волынского княжества, которое, потеряв независимость, превратилось в Русское воеводство Польши и Волынское воеводство Великого княжества литовского...
  ------------------------
  
   1. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Том 3. М.
  
   2. Грушевський М. С. Iсторiя України-Руси. Том IV http://litopys.org.ua/hrushrus/iur40102.htm
  ------------------------
  
  
2. РУСИНСКО-ЛИТОВСКАЯ РУСЬ
  
  
Trzy wyprawy na świata trzy strony:
   Olgierd ruskie posady, Skirgiełł Lachy sąsiady,
   A ksiądz Kiejstut napadnie Teutony.
   (A. Mickiewicz)1
  
   Теперь перейдем к рассказу о государстве, перехватившем у Галицко-Волынского княжества первенство в деле собирания земель Западной и Южной Руси. История Великого княжества литовского и русского вплоть до самого конца XIV века покрыта все той же киммерийской тьмой. Некоторое просветление наступило во время правления Миндовга, но после его убийства тьма опять сгустилась. Ситуацию усугубляет отсутствие в Литве в тот период летописной традиции, поэтому события ее истории известны только из трудов летописцев и хронистов сопредельных государств - русских княжеств, Польши, Тевтонского ордена. Что же повествуют нам эти источники о событиях в Литве в период 1301-1362 годов?
  
   Начнем с русских летописей. По принципу 'чем ближе к описываемым событиям, тем лучше' из летописей, созданных во Владимиро-Суздальской земле были выбраны: Радзивилловская летопись2 (РЛ), Тверская летопись (ТЛ), Симеоновская летопись3 (СИМ), Ермолинская летопись (ЕЛ). Из новгородско-псковских летописей - Новгородская первая летопись старшего извода (далее НПС), Новгородская первая летопись младшего извода (НПМ), Новгородская четвертая летопись (Н4), Софийская первая летопись(СФ1), Псковская первая летопись (П1), а из так называемых литовско-белорусских хроник - Никифоровская летопись (НЛ), Академическая летопись (АЛ), Супрасльская летопись (СЛ) Волынская короткая летопись (ВКЛ).
  
   1320 год. ТЛ. В ту же зиму за князя Дмитрия Михайловича привели княжну Марию из Литвы, Гедиминову дочь.
  
   1324 год. ТЛ. Побили новгородцы Литву у Великих Лук и отняли бывших в плену. СИМ. Новгородцы побили Литву на Луках. НПС, Н4. Литва по Ловати воевала, и, догнав, новгородцы били их.
  
   1326 год. НПС Приехали послы из Литвы: брат Гедимина Воин Полоцкий князь, Василии Минский князь, Федоръ Святьславич; и заключили мир с новгородцы и немцы4.
  
  ------------------------
   1. Русскоязычному читателю эти строки из баллады А. Мицкевича 'Будрыс и его сыновья' известны в переводе А. С. Пушкина:
   Три замышлены в Вильне похода.
   Паз идет на поляков, а Ольгерд на прусаков.
   А на русских Кестут воевода.
  
   Пацы - известный с начала XV века дворянский род русского происхождения (версия о происхождении рода от влиятельного флорентийского семейства Пацци является вымыслом), выдвинувшийся на первые роли в управлении ВКЛ во второй половине XVII века. Один из его представителей Юрий Пац был воеводой в Киеве и принял участие в организации обороны южной границы Литвы от крымских татар с помощью козацких отрядов. Имя Паза (Паца) А. С. Пушкин использовал при переводе баллады А. Мицкевича с целью сохранения рифмы и размера. (У А. Мицкевича походом против поляком руководит сын Ольгерда - Скиргайло.)
  
   2. Радзивиловская (Кенигсбергская) летопись и близкая ей Московско-Академическая летопись (обе датируются концом XV века) традиционно считаются лишь списками Лаврентьевской летописи, но фактически являются самостоятельными произведениями.
  
   3. Согласно М. Д. Приселкову сообщения утраченной Троицкой летописи о Литве идентичны сообщениям Симеоновской летописи. (Приселков М. Д. Троицкая летопись. Реконструкция текста. Издательство: Академия наук СССР. Москва, 1950 год.)
  
   4. Напомним, что 'немцами' на Руси называли на Руси иностранцев.
  ------------------------
  
   1331 год. Н4. В июне на рождество Иоанна Предтечи поехал чернец Василий ставится {в архиепископы} к митрополиту в Волынскую землю, а с ним бояре Кузьма Твердислав, Олфромий Астафьев тысяцкого; и ехали на Литовскую землю, и князь Гедимин 'изнима их на миру', и в таковой тяготе слово правое дали сыну его Нариманту пригороды новгородские: Ладогу, Орешек, Корелу, Корельскую землю и половину Копорья в отчину и в дедину и его детям. Таким образом оттуда приехали во Владимир Волынский, и поставил Василия владыкой в церкви святой Богородицы 25 августа Феогност митрополит, а с ним 5 владык: Григорий Полоцкий, Афанасий Владимирский, Феодор Галицкий, Марк Перемышлевский, Иоанн Холмский.
  
   1333 год. СИМ. Той же зимой приведена была князю Семену Ивановичу княжна из Литвы с литовским именем Аугуста, и крестили ее и нарекли Настасья, и был брак велик в Москве, свадьба князю Семену. Н4. Князь Наримант, нареченный в крещении Глеб, приехал в Новгород на пригороды, что ему обещали в Литве, и целовал крест в октябре.
  
   1335 год. Н4. Литва воевала Новоторжскую волость, и послал князь Иван пожечь города литовские Осечень и Распу.
  
   1338 год. Н4. Князь Наримант, сына своего выведя из Орешка, уехал в Литву, оставив только своих наместников.
  
   1342 год. НЛ, АЛ, СЛ. Пришла рать литовская к Можайску, посад пожгла посад, а город не взяла. ТЛП, СИМ. Той же осенью в октябре на Покрова святой богородицы пришли Ольгерд и литовцы к Можайску, посад пожгли, а город не взяли.
  
   1345 год. СИМ. Месяца сентября 23, на память честного зачатия Иоанна Предтечи князь великий Семен Иванович крестил князя литовского именем Евнутий и его литовскую дружину. Н4. Ольгерд с братом своим Кейстутом изгоном взял город Вильно, а Евнутий перебрался через стену и бежал в Москву, и крестил его князь Семен именем Иван. А Наримант бежал в Орду.
  
   1346 год. ВКЛ. Приходил князь Ольгерд к Новгороду. Н4. Пришел Ольгерд со своими братьями и со всей литовской силой, и стал на Шелони у устья реки Пшаги, и обратился к новгородцам: 'хачу с вами встретиться, ругал меня посадник ваш Остафий Дворянинец, называя псом', и взял Шелонь до Голыни, и Лугу до Сабли на щит, а с Порховского городка взял откуп в триста рублей.
  
   1347 год. СИМ. Той же зимой месяца февраля на сретение господа нашего Иисуса Христа пришли немцы ратью на Литву, и был бой очень большой, и побили немцы Литву, убив 40 тыс. литовцев. Н4. Заключили новгородцы мир с Литвой. Бой был немцев с Литвой на Стреве реке и побили Литву.
  
   1349 год. СИМ. В тот же год помыслил Ольгерд, князь литовский, князь послать в Орду к царю Джанибеку брата своего Кориата, и просил войско у царя себе в помощь. Услыхав это, князь великий Семен, посоветовавшись со своими братьями Иваном и Андреем, и с боярами, послал в Орду Федора Глебовича, да Аминя, да Федора Шубачеева к царю жаловаться на Ольгерда. И услышал царь жалобу князя великого, что Ольгерд со своими братьями царев улус, а князя великого отчину опустошил, и выдал Кориата, Михаила, Семена Свислочского, Аикша и их литовскую дружину киличеям1 князя великого. И пришел посол Тутай и выдал Кориата и его литовскую дружину князю великому Семену Ивановичу. АЛ, СЛ. И выкупил (Симеон Иванович) князей литовских: Михаила-Кориата, Семена Свислочского и Якшу, которые приведены были на Москву послом царевым Тутаем. Н4. Князь Семен послал в Орду князя Федора Глебовича, а с ним киличеев Федора Шубачеева, Аминя и выкупил князей литовских Михаила, Кориата, Семена Свислочского, Аикша, приведенных в Москву послом царским Тотуем.
  
  ------------------------
   1. Киличеи - так назывались послы в ордынскую эпоху.
  ------------------------
  
   1350 год. СИМ. Ольгерд, князь литовский, прислал послов своих к князю великому Семену Ивановичу за своего брата за Кориата и за бояр, и за его дружину, за Литву со многими дарами, прося мира и живота всей братии, и много серебра отложил. Князь великий Семен, за любовь и мир много взявший, отпусти Кориата и его дружину восвояси. В тот же год прислал князь Любарт из Волыни своих бояр к князю великому Семену бить челом о любви и просить согласия на сватовство к его племяннице - дочери князя Константина Ростовского. И князь великий принял с любовью его челобитье, пожаловал и выдал свою племянницу на Волынь. В тот же год князь великий Ольгерд прислал своих послов бить челом князю великому Семену, просить за себя сестру его жены, княжны Ульяны, дочери Александра Михаиловича Тверского, и князь великий Семен Иванович, посовещавшись с Феогностом митрополитом, и выдал свою свояченицу за Ольгерда князя. НЛ, АЛ, СЛ, Н4. Пришли послы от литовского князя Ольгерда к великому князю Семену Ивановичу c многими дарами, прося мира и жизни своей братии; князь же великий заключил мир на многие года и отпустил Кориатову чадь.
  
   1352 год. СИМ. Князь великий Семен , собрав много воинов, пошел к Смоленску в силе тяжкой и великой, а с ним братья его князь Иван, князь Андрей и все князья с ними, и дойдя до Вышегорода на Поротве встретил послов от князя литовского, от Ольгерда со многими дарами о мире. Князь же великий Семен, не оставя Олгердова слова, заключил мир, а послов отпустил с миром, а сам направился еще к Угре. СЛ, Н4 Князь великий Семен Иванович пошел ратью к Смоленску, и дойдя Вышегорода, встретил послов литовского князя Ольгерда с просьбой o мире смоленскому князю. Князь же великий Семен не оставил Ольгердовой просьбы, послов его отпусти с честью, a сам пошел к Угре.
  
   1354 год. СЛ. Женился князь Борис на дочке Ольгерда Агриппине. Н4. Женил князь Константин Васильевич у Ольгерда своего сына Бориса.
  
   Итак, всего лишь несколько абзацев за 60 десятилетий войн, династических браков, дипломатических отношений. Особое удивление вызывает почти полное отсутствие информации о Литве 1300-1360-х годов в белорусско-литовских летописях. Что же, оставим разгадывание этой загадки конспирологам, а сами перейдем к польским и орденским хроникам.
  
   Подведем итоги. Итак, к началу столетия междоусобицы в Литве прекратились, и великокняжеская власть оказалась в руках Витеня1. Его правление, как и правление предшественников, прошло в непрестанных войнах с Тевтонским орденом и в относительно мирном расширении границ государства за счет западных и юго-западных русских земель. Война Литвы с Орденом по большей части свелась к ежегодным набегам и ответным набегам на вражеские территории, причем от литовских набегов в основном страдали их недавние союзники - принявшие католичество и постепенно интегрированные в орденскую систему пруссы. Те, в свою очередь, с не меньшим рвением принимали участия в рейдах на Литву, составляя основную массу пехотных подразделений тевтонского войска. Основной метод этой войны был не нов - захват пленных, угон скота, уничтожение домов и посевов2. Аналогичные методы применяли викинги, печенеги, половцы, русские и польский князья, поэтому нет никаких оснований приписывать воюющим сторонам какую-то особую жестокость - все было в рамках морали того времени.
  
  ------------------------
   1. Витень (?-1316). Правитель ВКЛ с 1295 года.
  
   2. То есть, выражаясь современными эвфемизмами, 'уничтожали хозяйственную инфраструктуру противника'.
  
   Еще раз отметим, такие пограничные войны являлись бизнесом, приносящим его организаторам и участникам большие доходы. (Во всяком случае, несравнимо большие, чем, скажем, земледелие с его сам-3, сам-5 в 'урожайные' годы.) Кроме того, они были своего рода спортом, позволяющим не только развлечься, на и впрыснуть в кровь изрядную дозу адреналина.
  ------------------------
  
   Что же касается военно-стратегической стороны, то крупные сражения между противниками были редкостью (при этом крупными они были лишь по скромным прибалтийским меркам). Например, в 'масштабном' походе зимой 1311\1312 годов на второй по значению город Литвы Гродно участвовало 6 рыцарей и 400 прусских пехотинцев1. В итоге все закончилось стратегическим тупиком, поскольку наличные силы сторон и труднопроходимая местность не позволяли никому из них добиться решительного успеха. Ситуация начнет меняться лишь середины XIV века, когда силы противоборствующих сторон увеличатся. Армию Тевтонского ордена пополнят достаточно крупные воинские контингенты из Западной Европы, в том числе знаменитые английские лучники, но и армия Литвы станет гораздо сильнее за счет войск русских княжеств и конницы татарских 'эмигрантов'.
  
   В этой перманентной войне не было ни правых, ни виноватых, а сама она превратилась в неотъемлемую часть повседневной жизни ее участников: 'несущих свет европейской цивилизации' крестоносцев и литовских варваров-язычников, поддерживаемых... архиепископом и горожанами Риги. В таком сотрудничестве церковных и муниципальных властей Ливонии с язычниками-литовцами не было ничего удивительного ни по меркам наших дней, ни по меркам того времени. Аналогичную картину, например, можно было наблюдать и в далекой от Прибалтики Палестине, где 'защитники Гроба Господня' отнюдь не чурались союзов с мусульманскими эмирами, предпочитая реальные политические и экономические выгоды идеологическим установкам католической церкви. Чтобы не быть голословным, приведу выдержки из хроники Германа Вартбергского:
  
  
'В 1297 году магистром был брат Бруно. В его время рижские бюргеры в первый раз начали войну с орденом. Соединившись с литовцами, они разрушили двор, то есть замок, построенный для 60 братьев (29 и 30 сентября), и конвент, каковым замком орден владел с первого основания города Риги; там было обыкновенное местожительство магистра. Замок был разрушен вместе с остальными домами, построенными для нужд братьев, и двумя крепкими и высокими башнями. Они разрушили также и другую башню, у подножия которой была мельница с четырьмя колёсами, называемая Бартольдовой; из неё они увели и взяли в плен шесть братьев; всё остальное было взято в виде добычи (1298 между 1 и 24 июня).
  Далее те же переодетые бюргеры, с помощью литовцев, изменой взяли замок Каркс 21, который они разрушили огнём со всем, что в нём было, причём умерщвлён один духовный брат ордена и трое других братьев с их людьми (1298, конец мая).
  В 1298 году, неделю спустя после Троицы (1 июня), те же бюргеры, в сообществе с литовцами, убили магистра Бруно вместе с 60 братьями, бесчисленным множеством народа, когда он их преследовал при реке Трейдере 22. После избиения более 3000 человек, литовцы поделили с рижанами добычу и возвратились домой. Далее те же бюргеры построили, при входе в свой город, замок для неверных, который и поныне называется 'литовским замком'. В том же году вместе с литовцами они осадили Нейермюлен, где в день апостолов Петра и Павла (29-го июня), они были побиты и оттеснены в воду. [98]
  В 1299 г. магистром был брат Готфрид Роге. В его время раздор с рижанами продолжался.
  В 1307 году, в праздник св. Процесса и Мартиниана (2 июля), сражались с литовцами перед Ригой. Затем магистр заключил с рижанами перемирие и договор, по которому он получил от них те гаки земли, которыми они владели в Курляндии на Эзеле в участках братьев.'
  
   Данная выдержка отлично иллюстрируют отсутствие какого-либо внутреннего единства в католическом мире и его неспособность вследствие этого осуществить хотя бы нечто отдаленно похожее на приписываемый ему позднейшими советскими и постсоветскими историками-идеологами 'поход на восток'2. Характерно и отношение католического архиепископа к, казалось бы, единоверным тевтонским рыцарям и 'нечестивым язычникам'. Вместо того, чтобы поддерживать первых и воевать со вторыми он делал все строго наоборот: воевал с Орденом и находился в союзе (не важно, был ли этот союз заключен в письменной форме или действовали устные договоренности) с литовскими князьями. Кроме того, рижский архиепископ делал все возможное, чтобы прорвать организованную Орденом торговую блокаду Литвы, убеждал силой пастырского слова не только рижских, но и ганзейских купцов, что их торговля с Литвой никак не вредит делу католической церкви. (Зная отношение современного бизнеса к всевозможным санкциям и эмбарго, надо ли говорить читателю, что те с легкостью дали себя убедить?)
  
  ------------------------
   1. Урбан В. Тевтонский орден. М., 2007. С. 227.
  
   2. Лишний раз заострим внимание читателя на том факте, что ни о каком массированном 'натиске на Восток' со стороны Западной Европы речь не шла ни в XIII, ни, тем более, в XIV веке. Идеология - идеологией, распространение католичества - распространением католичества, но без массового переселения избыточного населения никакие 'натиски' невозможны. А в Европе такого избытка населения в то время попросту не было. Более того, как раз в XIV веке Старый Свет пережил масштабную депопуляцию. Великий голод 1315-1317 годов, унесший по разным данным от 10 до 25 процентов только городского населения был лишь прелюдией к еще более страшной напасти - Черной смерти.
  
   Эпидемия чумы, собирала по Европе свой страшный урожай в 1346-1353, 1361, 1369 годах и выкосила в некоторых районах до половины населения. Кроме того, надо учесть, что одновременно с чумой в Старом Свете свирепствовали оспа, проказа, тиф, различные разновидности гриппа, скрытые в летописях под лаконичным словом 'мор', а также банальная, но вполне смертоносная дизентерия. Этот букет инфекционных заболеваний, не будем напоминать читателю о том, что антибиотики появились лишь в XX веке, а санитарное состояние средневековых городов было просто удручающим, сочетался с латентным голодом и связанными с ними болезнями: цингой, пеллагрой, ксерофтальмией и массовыми отравлениями зерном, зараженным грибками спорыньи. На этом фоне даже потери в непрекращающихся войнах, а напомним, на территории Франции велась Столетняя война, в Средиземноморье воевали Венеция с Генуей, в Испании - Кастилия с Арагоном, турки-османы наступали на Балканах, Польша и Литва воевали за Галицию и Волынь, шла гражданская война в Голландии, казались незначительными...
  ------------------------
  
   Значение этой торговли для Литвы было трудно переоценить, поскольку Рига являлась ее единственными воротами в Европу, через которые можно было получать западные товары и инновации. Однако снабжение Литвы оружием и технологиями были, так сказать, еще цветочками в отношениях между светскими и духовными властями. В 1308 году архиепископ Риги попытался 'подвести' Тевтонский и Ливонский ордена под знаменитый 'процесс тамплиеров'1: 'Не видя возможности одолеть Орден материальными средствами, епископы ливонские прибегли к другим: в это время, т. е. в начале XIV века, внимание Западной Европы обращено было на страшный процесс Храмовых рыцарей; великий магистр их уже был в оковах вместе с братиями, находившимися во Франции, и ненависть Филиппа Красивого грозила печальным окончанием процесса. Это подало надежду ливонским епископам, что подобная же участь может постигнуть и Немецкий орден в Пруссии и Ливонии. В 1308 году они подали папе обвинительный лист, в котором приписывали Ордену неуспех в обращении литовцев, обвиняли рыцарей в истреблении жителей Семигаллии, когда те были уже христианами, и проч.; нашлось обвинение и вроде тех, которые тяготели над несчастными Тамплиерами: епископы доносили, что когда рыцарь получал рану в битве, то остальные товарищи добивали его и сожигали тело, по обычаю язычников'. К этим обвинениям присоединились и польские иерархи: архиепископ гнезенский, епископы куявский, плоцкий и познанский2.
  
   К счастью для прибалтийских рыцарей, в отличие от тамплиеров, для них все закончилось благополучно - выражаясь языком современных бюрократов, дело было спущено на тормозах. И причина здесь вовсе не в надуманности обвинений, а в том, что, если обвинительный приговор против тамплиеров 'продавливал' лично Филипп Красивый, планирующий завладеть богатствами храмовников, то судьба прибалтийских крестоносцев была ему совершенно безразлична. Вдобавок и папе представилась хорошая возможность проявить 'объективность'.
  
   Напряженные отношения между Папским Престолом и Тевтонского орденом продолжались и в дальнейшем. В 1320 и 1339 годах Папа присылал своих легатов для выяснения сомнительных, даже с точки зрения той отнюдь не гуманной эпохи, методов войны крестоносцами. Продолжилось и сотрудничества церковных и муниципальных властей Ливонии с язычниками-литовцами, что наряду с другими фактами позволяет считать 'тщательно спланированный и организованный католической церковью поход на Восток' лишь пропагандистским мемом куда более позднего времени.
  
   Теперь о положении на восточных и южных границах ВКЛ. Если в войне в Прибалтике инициатива все же принадлежала Тевтонскому ордену, и Литве приходилось очень тяжело в борьбе с отлично организованной армией рыцарей-монахов, то на востоке и юге дела Великого княжества Литовского шли значительно успешнее. Уже к моменту смерти Витеня (1316 год) в его состав вошло большинство территорий западных областей современной Беларуси. Однако еще более значительными были территориальные приобретения Литвы при княжившим после Витеня Гедимине. Родоначальник многих знаменитых литовско-русско-польских королевских и княжеских династий (Ягеллонов, Вишневецких, Голицыных, Трубецких, Мстиславских, Куракиных, Бельских, Сангушко, Хованских, Чарторыйских, Щенятевых и др.) по одной из летописных версии был братом Витеня, по другой - сыном, по третьей - конюшим и любовником его молодой жены3.
  
  ------------------------
   1. Процесс тамплиеров - серия инквизиционных процессов 1307-1311 годов в Европе над обвиненными в ереси рыцарями ордена тамплиеров. Германские тамплиеры после роспуска ордена в 1312 году пополнили ряды тевтонских рыцарей.
  
   2. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Т3. М. 1988 год, С. 233.
  
   3. Там же. С. 236.
  ------------------------
  
   Происхождение Гедимина в принципе не имеет существенного значения для дальнейшего развития событий, но наличие нескольких версий его происхождения и возвышения показывает, что 'киммерийская тьма' окутала и историю ВКЛ. А ведь литовский князь жил не в глубокой древности, не в раннем средневековье, а в относительно близкое к нам время и отнюдь не за тридевять земель. И был он не каким-либо малоизвестным местным правителем, а одной из знаковых фигур европейской истории.
  
   Будучи приверженцем язычества Гедимин 'не желая раздражать многочисленных православных жителей подвластных ему русских княжеств, оказывал полную терпимость к православию, дозволял своим сыновьям креститься, дочерей своих выдал за русских князей замуж и сам вторым и третьим браком был женат на русских княжнах'1. И именно с инкорпорированием русских областей в состав Литвы связано резкое усиление ее военной мощи: резко возрастает численность армии ВКЛ, появляется тяжелая конница, на смену племенным ополчениям приходит дисциплинированное войско2.
  
   Одним из первых военных успехов Гедимина был поход Киев, когда в сражении на реке Ирпень ему удалось победить коалицию южнорусских князей и овладеть городом. Правда, при этом в Киеве оставался ханский басках (вероятно, Гедимин стал уплачивать дань вместо прежних владельцев), а вскоре Орде удалось вернуть контроль над Киевом и окружающими его землями. Тем не менее, Гедимин доказал князьям, знати да и всему населению западнорусских земель, что его армия представляет собой реальную силу, способную защитить их даже от казавшихся доселе непобедимыми татар. Вскоре под его контроль переходят Витебск, Минск, Туров, Пинск.
  
   Но не только веротерпимость и уважение к обычаям новых подданных лежала в основе их лояльности к новой власти. Как и в Монгольской империи возник союз 'трона и алтаря' - Гедимин 'особенно уважал русскую православную церковь и ее иерархов, которые, в свою очередь, убеждали свой народ быть верным ему'3. В то же время, в отличие от религиозных, 'административные' свободы и русской и литовской знати в ВКЛ при Гедимине и первом поколении его наследников были ограничены: 'Как ни успешно шла в Литовско-Русском государстве децентрализация, она не достигла степени удельного дробления. Великий князь держался поверх местных князей, а не входил в их ряды, не был только старшим из удельных, что составляет одну из существенных особенностей удельного порядка в другой половине Руси. Великие князья литовские жаловали княжения в вотчину 'вечно' или только до своей 'господарской воли', во временное владение. Первый акт уничтожал очередное владение или предполагал его отсутствие, второй отрицал самую основу удельного порядка, и оба низводили жалуемого владельца в положение служилого князя'4.
  
  ------------------------
   1. Знаменский П. В. История Русской Церкви.
   http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/History_Church/Znamenskyi/Znam3.php
  
   2. Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории.
  http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Plat/_06.php
  
   3. Вильям Урбан. Тевтонский орден. М., 2007. С. 247-248.
  
   4. Ключевский В. О. Курс русской истории.
  http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Kluchevsk/_19.php
  ------------------------
  
   Занятый непрестанными войнами, Гедимин успевал заниматься и экономическим развитием своей страны: разрешал ганзейским купцам беспошлинно торговать в Литве, призывал из Европы ремесленников, освобождая их на 10 лет от уплаты налогов, и ручаясь им за личную безопасность и неприкосновенность собственности, которую они обретут своим трудом.1
  
   И все же каким бы успешным государственным деятелем ни являлся Гедимин, умирая, он совершил ошибку, которая едва не перечеркнула все его предыдущие достижения. Впрочем, ошибка эта была характерна для многих правителей того времени: не желая никого обидеть в своем завещании он разделил страну на 8 частей, доставшихся семи его сыновьям и брату Войну. В итоге Литва оказалась на грани гражданской войны, которая, казалось, должна была поставить, если и не вопрос о существовании самого государства, то, как минимум, крест на его внешнеполитических амбициях. Нельзя не согласиться с В. Б. Антоновичем2, считавшим, что в первые годы после смерти Гедимина ВКЛ находилось на пути к распаду на мелкие самостоятельные уделы...3
  
   Однако в закономерный (или скажем более осторожно - наиболее вероятный) ход исторического процесса вновь вмешался человеческий фактор. Сыновьям Гедимина от второй жены, Ольги Полоцкой, Ольгерду и Кейстуту не только удалось захватить власть4, но и сохранить подобно и Данилу Василько Романовичам удивительный консенсус. К этому союзу были вынуждены присоединиться и сыновья Гедимина от других жен - оставаясь правителями своих уделов они передали управление внешней политикой и армией, что в тогдашних условиях было едва ли не полностью тождественно, Ольгерду и Кейстуту, которые фактически поделили и верховную власть и сферы ответственности. Кейстут взял на себя 'западное направление', т.е. отношения с Тевтонским орденом, Ливонией, Польшей, а Ольгерду достались наиболее перспективные в смысле расширения границ 'восточное' и 'юго-восточное', где ему предстояло вести наступательные войны против находящихся под властью Золотой Орды русских княжеств. Это разделение 'зон ответственности' было настолько точным, что 'русские летописи знают только Ольгерда, а немецкие - только Кейстута'5. (Видимо, понимая, насколько несправедливо подобное 'разделение труда', соправители не только договорились делить приобретенные территории пополам, но и оказывать друг другу военную поддержку.)
  
   В итоге оба брата справились со своей задачей. Кейстуту удалось удержать стратегическую оборону против Тевтонского ордена, хотя временами воинская удача отворачивалась от него. Особенно тяжелым было поражение 1348 года в битве на реке Стреве, когда соединенные силы Кейстута и пришедшего к нему на помощь Ольгерда попытались напасть на возвращавшееся после опустошительного похода на литовские земли войско крестоносцев. (В этой битве на стороне Ордена участвовали приехавшие на своего рода средневековое 'сафари' находящиеся в 'отпуске' рыцари из Англии и Франции - в Столетней войне наступило перемирие 1347-1355 годов.)
  
   А на востоке Ольгерд тем временем шел от победы к победе, присоединяя к Литве все новые и новые русские земли. Так в 1356 году он завоевывает Брянск. Стремясь собрать под свою власть все русские земли, прежде всего западные и юго-западные, князь Ольгерд по отношению к черниговским князьям весьма мягкую политику. Они продолжают править в своих наследственных владениях, лишаясь по сути лишь права на самостоятельные внешние сношения. Ольгерд, сын православной матери, то ли сам был крещен по православному обряду, то ли просто был равнодушен к вопросам веры и совершал маневры между православием, католичеством и старым добрым язычеством в зависимости от политической ситуации. Такое же маневрирование между язычеством, православием и католицизмом было характерно и для Кейстута, и для Витовта, и для Ягайло (думается, не менее часто меняли свою конфессиональную принадлежность и многие из литовских князей 'второго ряда'), поэтому нет ничего удивительного в том, что до поры до времени религиозные вопросы были в Великом княжестве Литовском отнюдь не на первом месте.
  
  -------------------------------------------
   1. Карамзин Н. М. Предания веков. М 1988 год. С. 311.
  
   2. Антонович В. Б. (1834-1908) - член-корреспондент Петербургской академии наук, профессор кафедры русской истории Киевского университета, основоположник киевской школы украинских историков. Его учениками были такие известные ученые, как Д. И. Багалий, П. В. Голубовский, братья М. С. и А. С. Грушевские, В. Е. Данилевич, М. В. Довнар-Запольский, Д. И. Дорошенко, И. А. Линниченко, В. Г. Ляскоронский. Автор концепции самобытности украинского народа и термина 'Украина-Русь'.
  
   3. Антонович В. Б. Монографии по истории Западной и Юго-Западной России Киев 1885 год. С. 76.
  
   4. Соловьев С. М. "История России с древнейших времен". Т. 3 М 1988 год, С. 237-238.
  
   5. Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории.
  http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Plat/_06.php
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"