Константин Колонтаев "Создатель российского кинематографа и Севастополь"
Конец ХIХ начало ХХ века исследователи называют "Серебряным веком" русской культуры. Одним из стремительно и бурно развивающимся в то время её направлением стало возникновение и последующее быстрое развитие российского кинематографа, практически сразу вышедшего на тогдашний мировой (европейский) уровень.
Среди отцов - основателей русского кино выделяется фигура бывшего железнодорожного инженера Василия Михайловича Гончарова (1861-1915 годы жизни), ставшего первым в тогдашней России киносценаристом, режиссером и продюсером.
Познакомившись с французскими фильмами и системой их проката в России, организованной французскими кинокомпаниями и отдельными предпринимателями, он пришел к выводу, что отечественный творческий потенциал и высокий уровень мастерства актеров российских театров позволяет быстро наладить производство собственных художественных фильмов.
В результате его усилий 15 октября 1908 года на студии Дранкова по его сценарию и под его руководством были завершены съемки первого российского художественного фильма "Понизовая вольница". Этот фильм был снят по мотивам песни о Степане Разине "Из - за острова на стрежень".
Кстати, среди прочего, съемки этого фильма заложили и такое заметное отличие сначала российского, а затем и советского кинематографа от западного, как практическое отсутствие профессиональных киноактеров, и использование вместо них профессионалов театральной сцены.
После этого успешного дебюта Гончаров за последние семь лет своей жизни в 1909 -1915 годах самостоятельно или в соавторстве написал сценарии и организовал съемки тридцати трех художественных фильмов. Среди них вершиной его творчества стала первая в России и в мире батальная художественная кинокартина "Оборона Севастополя".
Идея этого фильма возникла у него в конце 1910 года. Спустя несколько месяцев, хорошо, все, обдумав и подготовив сценарий, он обратился с этой идеей к руководителю крупнейшей в тогдашней России кинокомпании "Торговый дом Ханжонкова и компания".
После этого, добившись личного приема у императора Николая II получил у него "высочайшее соизволение" на постановку первой не только в России, но и в тогдашнем мире крупномасштабной военно-исторической художественно - документальной кинокартины на тему Крымской войны и Первой обороны Севастополя 1854-1855 годов.
Это "монаршее соизволение", дало возможность, начав в мае 1911 года съемки этого фильма в Севастополе, получить всестороннюю помощь от командования Черноморского флота и размещенной в городе пехотной бригады (Брестский и Белостокский пехотные полки), находившейся тогда в Севастополе. Что дало возможность без ограничений получать солдатскую массовку для съемок крупномасштабных батальных сцен.
Спустя год в 1912 году этот фильм, получивший название "Оборона Севастополя", был впервые продемонстрирован в Ливадийском дворце императорской семье.
После этой премьеры начался триумфальный прокат "Обороны Севастополя" в городах Российской империи. Затем, он попал в Европу.
К настоящему времени - это единственный дореволюционный фильм, который более -менее регулярно демонстрируется перед сравнительно значительной кинозрительской аудиторией.
Данная статья была написана 4 октября 2008 года. Была опубликована сначала в газете "Литературная газета + Курьер культуры: Крым - Севастополь" - 2008 - No 19 - с. 1, затем в московской газете "Дуэль" - 2008 - No 51 - с. 7.