Константин Колонтаев "Ценности и Идеалы. Проблемы и Решения"
О такой сложной и по настоящему злободневной проблеме, как проблема ценностей и идеалов, члены группы "Конкретных социологических исследований" комсомольского бюро исторического факультета и студенты, заинтересовавшиеся этой темой, узнали на состоявшейся специально для них 29 ноября 1985 года лекции профессора, доктора философских наук В. Н. Сагатовского.
Хотя доклад и назывался "Ценности и идеалы студенческой молодёжи", в нём речь шла, прежде всего, о том, что означает эта проблема ценностей и идеалов так сказать вообще и каким образом анализ этих явлений применять в практике общественной жизни.
Итак, что же представляет собой понятие "ценности", в социологическом смысле этого слова? Ценности как социологическое понятие означают общественные представления о различных видах жизненных благ и способах их получения.
В том или ином виде понимания общественных ценностей сконцентрирован общественный опыт того или иного человека и групп людей, на основе которого они определяют своё индивидуальное и общественное поведение.
Что касается Идеалов, то это чёткое осознание и обоснование, тем или иным человеком или группой людей (общественных групп), различных общественных норм, определяющих жизнь человека или общественных групп в обществе и жизнь общества в целом.
Взятые вместе общественные ценности и идеалы составляют жизненную позицию человека и общественных групп. Жизненная позиция регулирует процесс взаимодействия человеческих потребностей их удовлетворения. Определяя тем самым поведение человека и человеческих групп. Таким образом, тот или иной вид поведения человека означает ту или иную его жизненную позицию, как по отношению к окружающим, так и к обществу в целом.
Что касается негативной формы жизненной позиции того или иного человека, то её основная причина в том, что по тем или иным обстоятельствам тот или иной человек, начинает смотреть на окружающих не как на таких же людей как он то есть субъектов, а как на объекты - объекты манипуляций с его стороны, манипулируя которыми можно добиться для себя тех иных выгод.
Причём изменить подобное негативное поведение того или иного субъекта весьма трудно, поскольку его негативная жизненная позиции за время своего существования находит себе защиту (оправдание) в хорошо отработанной системе мотиваций. То есть при желании, он может оправдать и прежде всего перед собой, любой свой поступок или поведение в целом. Пока ещё никто не сказал хотя бы даже себе лично, что я сделал то - то и то - то, потому что я подлец.
Поэтому для изменения общественного поведения человека необходимо изменить его жизненную позицию. А для этого надо составить чёткую комплексную программу действий, ориентированную на достижение максимального результата и эта программа должна основываться на всестороннем знании объекта воздействия. Это единственно возможный в современных условиях метод воспитания и изменения поведения, как отдельных индивидов, так и в целом общественных групп. И комсомольским работникам, а так же всем кому приходиться постоянно работать с людьми, необходимо это учесть и использовать.
Данная статья была написана 29 ноября 1985 года. Была опубликована с некоторыми изменениями в газете "Вечерний Севастополь" 6 июня 1996 года. Вторая публикация данной статьи была в подготовленном в 2018 году Константином Колонтаевым для сборника статей "История комсомола Севастополя и Крыма" - Севастополь: "Севастопольский вымпел", 2018. - с. 10. В третий раз эта статья была опубликована в сборнике статей Константина Колонтаева "Социология в Крыму и Севастополе на рубеже эпох" - Севастополь: "Севастопольский вымпел", 2019. - с. 7 - 8.