Константин Колонтаев "Символ города": состояние не критическое, но и нельзя сидеть сложа руки
Именно таким заголовком можно оценить содержание данной статьи, посвящённой "Памятнику затопленным кораблям" у набережной приморского бульвара в Севастополе.
Этот оригинально исполненный памятник, посвящённый трагическому началу Первой героической обороны Севастополя в 1854 - 1855 годах, практически сразу же после своего открытия в августе 1905 года, стал главным символом города Севастополя. Однако к настоящему времени его состояние вызывает заметное беспокойство.
Но прежде чем дать оценку нынешнему состоянию данного монумента, надо вернуться более на 92 года назад, когда в 1994 году, в прибрежной акватории, в нескольких метрах от набережной Приморского бульвара, на бетонной плите, началось сооружение из гранитных глыб искусственной скалы, на которую была водружена мраморная колонна, увенчанная двуглавым орлом, держащим в клювах бронзовое изображение лаврового венка с вписанным в него корабельным якорем. Надпись на памятнике гласит: "В память кораблей затопленных в 1854 - 1855 годах для заграждения входа на рейд". Высота памятника 16,66 метра. Напротив памятника на подпорной стене набережной Приморского бульвара укреплены два якоря и якорные цепи с затопленных в 1854 - 1855 кораблей Черноморского флота.
Таким образом, был создан мемориальный комплекс, посвящённый трагическому, но славному началу Первой героической обороны и освобождения Севастополя 1854 - 1955 годов - затоплению нескольких кораблей Черноморского флота, у входа в Главную (Северную) Севастопольскую бухту, с целью предотвратить возможный прорыв туда превосходящих сил англо - французского флота.
Официально открытый в августе 1905 года "Памятник затопленным кораблям", представляет собой целый комплекс оформленных художественным образом исторических символов: гранитная скала - гранит как символ твёрдости и упорства, мраморная колонна в ионическом стиле символизирует собой, преемственность Российской империи с греко - римской цивилизацией на территории Севастополя, Крыма и в бассейне Чёрного моря, двуглавый орёл - герб Российской империи, держит в клюве лавровый венок - символ воинской чести и славы со времён Древнего Рима, а возможно и гораздо древнее, якорь - память о затопленных кораблях Черноморского флота.
История памятника после его открытия полна различных испытаний. Спустя 15 лет после открытия памятника оказался забыт его автор Амандус Адамсон (1855 - 1929) - известный российский, а затем и эстонский скульптор. Только в 1949 году в Ленинграде, в Центральном государственном историческом архиве, был обнаружен составленный самим Адамсоном список его работ, который он подготовил для получения звания действительного члена Российской академии художеств. В этом списке значился и Памятник затопленным кораблям. В дальнейшем исследователями были установлены и те кто обеспечивал работы по возведению этого памятника: архитектор В. А. Фельдман и военный инженер О. И. Энберг.
Спустя 36 - 37 лет после открытия Памятника затопленным кораблям, во время Второй героической обороны 1941 - 1942 годов, его сотрясали взрывы авиационных бомб и морских мин с помощью, которых немецкая авиация пыталась уничтожить корабли Черноморского флота, затем в 1943 - 1944 годах уже советская авиация наносила удары по немецким и румынским кораблям в севастопольских бухтах. Но у памятников, как и у людей есть свои судьбы и судьба памятника затопленным кораблям оказалась счастливой, он уцелел в военном лихолетье, хотя и получил некоторые повреждения, которые были устранены в послевоенное время.
Помимо последствий испытаний военного времени, наиболее тяжелые испытания у Памятника затопленным корабля начались после сооружения у входа в бухту двух бетонных молов, в результате чего изменился ход течений в Главной Севастопольской бухте и памятник оказался на пути нового подводного течения, в результате стали нарастать процессы разрушения подводного основания этого памятника. Помимо современных ошибок, на нынешнее состояние памятника оказывает влияние и одна существенная ошибка, допущенная при его строительстве в 1904 - 1905 годах, когда гранитные блоки скреплялись не только цементом, но и специальными стальными стержнями - "пиронами". Поскольку эти стержни были изготовлены из обычной стали, то подвергаясь коррозии от непрерывного воздействия морской воды, их толщина уменьшилась в несколько раз, а многие из них в результате коррозии уже утрачены. Все эти факторы к настоящему времени создают реальную угрозу разрушения данного памятника.
В связи с этим, по заказу отдела охраны памятников управления культуры Севастопольской городской государственной администрации специалисты "Военморпроекта" и предприятия "Моргидрострой", в 1988 году был подготовлен проект двух этапов восстановительных работ.
В 1989 году строительный кооператив "Херсонес", выполнил первый этап восстановительных работ, включавший в себя цементирование специальным бетонным раствором образовавшихся трещин и пустот в подводном основании памятника, а так же создание вокруг него специального пояса из бетонных блоков для защиты от течений и волн. В результате этого непосредственная угроза существованию памятника была устранена.
В ходе реставрационных работ второй очереди, предусматривалось цементирование пространств между бетонными блоками защитного пояса и установление на этом поясе подводных волноломов, а так же проведения восстановительных работ на верхней части памятника, включая восстановление ряда утраченных архитектурных элементов, однако нехватка средств привела к тому, что второй этап реставрационных работ так и не начался до сих пор. В связи с этим в отделе охраны памятников выражают недоумение по поводу охватившей город эпидемии новых памятников и памятных знаков, в то время как денег не хватает на продолжение реставрации главного городского символа.
Данная статья была написана 8 июля 1996 года. Была опубликована в газете "Вечерний Севастополь 18 июля 1996 года.