Константин Колонтаев "Как была создана, а затем возрождена Севастопольская Панорама"
Подвиг защитников Севастополя, в течении 349 дней его Первой обороны 1854 - 1855 годов, героический отстаивавших город от войск Франции и Англии, на протяжении последовавших затем многих десятилетий, вызывал творческий подъём у многих художников, писателей и поэтов, посвящавших этому событию различные произведения своего творчества. Но самым известным из деятелей искусств для которых тема Первой героической обороны Севастополя, стала источником творческого вдохновения стал выдающийся мастер батальной живописи Франц Алексеевич Рубо.
Он родился в год окончания Крымской войны, 15 июня 1856 года, в Одессе. В семье французских эмигрантов из Марселя. Своё первоначальное образование Ф. А. Рубо получил в "Одесской школе живописи", основанной в 1865 году. Затем в 1878 - 1883 годах проходил обучение в Баварской художественной академии в Мюнхене.
Будучи французом по национальности, не имея до конца жизни российского подданства и прожив большую часть жизни в Германии, Франц (Франсуа) Рубо большую часть своего творческого наследия посвятил России и прежде всего её военной истории (более 200 картин на эту тему), став тем самым родоначальником русской батальной живописи. Сам художник писал об этом так: "Хотя я и не русскоподданный, но я родился и жил более 22 лет в России, где получил своё образование. Я пишу исключительно картины из русского быта, из русской боевой жизни. По этим причинам меня следует считать русским художником".
При жизни Франц Рубо, был награждён русскими орденами Святого Владимира 4 - й степени, Святого Станислава 2 - й степени, Святой Анны 2 и 3 - й степени. Он дважды избирался профессором Петербургской академии художеств и вёл в ней класс батальной живописи.
В результате, всё это, а так же то, что он стал автором первой в истории российской живописи панорамы, под названием "Штурм аула Ахульго" и предопределило получение им государственного заказа на создание живописного полотна панорамы "Оборона Севастополя 1854 - 1855 годов".
Сама идея создания Севастопольской Панорамы возникла в связи с началом подготовки в последние годы 19 века к празднованию 50 - летия Первой обороны Севатополя, которое должно было состояться в 1904 - 1905 годах.
Непосредственная подготовка к этому мероприятию началась в 1898 году созданием в Петербурге специального комитета под руководством великого князя Александра Михайловича.
По разработанной этим спецкомитетом программе в период с 1900 по 1905 год в Севастополе было построено 666 памятников, памятных знаков и различных мемориальных обозначений, на весьма значительную по тем временам сумму денег - 550 тысяч рублей.
Завершением этого юбилейного монументального процесса, стало написание живописного полотна Севастопольской Панорамы и сооружение постоянного здания для его размещения.
Строительство здания панорамы велось по проекту архитектора В. А. Фельдмана и под руководством военного инженера - полковника О. И. Энберга. Строительство здания началось весной 1902 года и завершилось к началу 1904 года.
Создание живописного полотна будущей панорамы началось несколько раньше строительства её здания. Получив от российских властей заказ на написание полотна панорамы, Франц Рубо в октябре 1901 года прибывает в Севастополь, где ознакомился с местностью и встретился с рядом участников боёв Первой обороны Севастополя. После этого находясь в нашем городе, он приступил к созданию зарисовок и набросков.
Вернувшись на своё место постоянного проживания в город Мюнхен, он приступил к написанию самого живописного полотна в специальном павильоне, построенном на территории Баварской академии художеств.
В этой работе помощь Рубо оказывали три профессора Баварской академии художеств: Л. Шенхен, И. Мерте и К. Фрош, а так же двадцать студентов этой же академии. К лету 1902 года написание полотна было закончено и вскоре после завершения здания панорамы доставлено в Севастополь, где с помощью учеников Рубо - М. Б. Грекова и М. И. Авилова, начался процесс его размещения в только что построенном здании панорамы и монтаж предметного плана.
Наконец 14 (27мая по новому стилю) 1905 года состоялась церемония торжественного открытия Севастопольской Панорамы. Спустя два года после этого торжественного события, в 1907 году были изданы первый буклет и путеводитель по Севастопольской панораме, с кратким описанием событий запечатлённых на живописном полотне.
В своём первоначальном виде Севастопольская Панорама, просуществовала до 25 июня 1942 года, когда в ходе третьего штурма Севастополя войсками 11 - й немецкой армии в стены здания панорамы попало несколько немецких крупнокалиберных снарядов, в результате чего, было разрушено часть стены здания панорамы, а внутри его вспыхнул пожар.
Получив своевременное оповещение о возгорании здания, через несколько минут к нему из пожарной части No 1 тогдашнего Центрального района Севастополя прибыл пожарный расчет под командованием младшего лейтенанта Василия Резниченко.
Не имея возможности справиться с огнем из - за того, что водопроводные трубы были разбиты в предшествующие дни вражеских бомбардировок и обстрелов, огнеборцы с помощью пожарных лестниц поднимались наверх внутри здания и разрезали полотно на части, спасая его тем самым от огня.
Вот так, по кускам выносилось живописное полотно из горящего и полуразрушенного здания панорамы. Всего было спасено 83 фрагмента живописного полотна - две трети от его первоначальной площади. В результате пожара из 1610 квадратных метров площади живописного полотна было полностью уничтожено 493 метра, а большинство спасенных фрагментов были сильно повреждены
На одном из грузовиков пожарной части No 1, спасенные фрагменты вечером 25 июня 1942 года были вывезены в район причалов Камышовой бухты. Там в ночь с 26 на 27 июня 1942 года они были погружены на борт лидера эсминцев "Ташкент" и на этом последнем крупном корабле, прибывшим в Севастополь, были отправлены морем в Новороссийск.
Переход "Ташкента" из Севастополя в Новороссийск проходил под непрерывными ударами немецкой авиации. За несколько часов боя с воздушным противником на корабль было сброшено около 300 авиабомб, что стало абсолютным рекордом в мировой военно-морской истории.
Но благодаря высокому профессионализму тогдашнего командира корабля - капитана 3 ранга Василия Ерошенко - непрерывным умелым маневрированием, плотным и прицельным зенитным огнем ему удалось не допустить прямых попаданий авиабомб в корпус корабля - хотя и со значительными повреждениями, "Ташкент" дошел до Новороссийска.
Из Новороссийска в течение двух месяцев фрагменты полотна были доставлены в Новосибирск и помещены в фонды находившейся, там в эвакуации Третьяковской галереи. Вскоре опытные художники - реставраторы из Третьяковки провели их обследование и затем частичные реставрационно - консервационные работы.
Вскоре после окончания Великой Отечественной войны, в 1945 году вместе с фондами Третьяковской галереи фрагменты живописного полотна были доставлены в город Загорск (ныне Сергиев - Посад) Московской области.
Там в 1946 - 1949 годах происходили реставрационные работы для планировавшегося восстановления панорамы на основе сохранившихся фрагментов.
Однако из-за тяжелых повреждений красочного слоя сохранившихся частей прежнего живописного полотна, было принято решение написать для восстанавливаемой Севастопольской Панорамы новое живописное полотно, с максимальным сохранением творческого стиля и сюжетной композиции первоначального автора Франца Рубо.
Одновременно в Севастополе шла подготовка к восстановлению здания панорамы. В конце января 1949 года было определено точное состояние этого здания. Согласно составленным актам, степень разрушения стен на различных участках колебалась от 30 - 40 до 50 %. Требовали замены 40 % металлических балок купола.
Спустя месяц, 23 февраля 1949 года "Комитет культурно - просветительских учреждений" при Совете Министров РСФСР утвердил технический проект восстановления здания. Общая стоимость была определена в 3 миллиона 500 тысяч рублей или 350 тысяч долларов. Деньги выделялись из бюджета Министерства культуры РСФСР.
Восстанавливал здания панорамы трест "Севгорстрой". Архитектурный надзор осуществлял известный уже в то время молодой севастопольский архитектор Виктор Петропавловский.
А тем временем 24 октября 1950, Совет Министров СССР принимает окончательное решение о восстановлении живописного полотна для Севастопольской панорамы. Через два месяца - 22 декабря 1950 год, восстановление живописного полотна, было поручено Центральной художественной мастерской в Москве.
В январе 1951, Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР предложил народному художнику СССР Василию Николаевичу Яковлеву подготовить план и смету восстановительных работ. А спустя полтора года - 20 июня 1952 года, "Дирекция художественных выставок и панорам" предложила ему возглавить творческий коллектив для написания нового полотна. И работа наконец началась.
В период с октября 1952 по апрель 1953 года, художники создали так называемый "рисунок - картон" или, проще говоря, эскиз будущего полотна. Но положение творческого коллектива внезапно и серьезно осложнила смерть Иосифа Сталина в начале марта 1953 года. Она вызвала оживление разного рода антипатриотических элементов в тогдашнем партийном руководстве и в кругах руководивших тогдашней советской культурой.
В результате, уже 21 марта 1953, "Дирекция художественных выставок и панорам" уведомила Василия Яковлева о прекращении всех работ по воссозданию полотна панорамы по причине якобы отсутствия финансирования, и спустя два дня расторгла договор с его творческим коллективом.
Однако, несмотря на это и на прекращение выплаты зарплаты, художники продолжили работу по своему плану. В ответ Дирекция 30 марта 1954, вновь уведомила о прекращении договора, но мастера батальной живописи только ускорили работу и наконец 1 апреля 1953, завершили создание эскиза.
На помощь оказавшемуся в критическом положении творческому коллективу пришел начальник Главного морского штаба Министерства Военно - Морского Флота СССР адмирал Иван Исаков. Благодаря его вмешательству интриги удалось отбить, и 18 апреля 1953, специальная комиссия во главе с президентом Академии художеств СССР А. Герасимовым приняла эскиз.
Но, тем временем "Дирекция художественных выставок и панорам" вновь оживила свою антипатриотическую интриганскую деятельность и 19 апреля 1953, снова заявила: дальнейшие работы должны быть прекращены, и потребовала сдать ей все имущество творческой группы и выполненный эскиз.
С помощью адмирала Ивана Исакова, ставшего к этому времени главным консультантом по исторической и военно - морской части возрождаемой панорамы, этот очередной наскок был отбит. Но устроенная нервотрепка стоила жизни руководителю коллектива Василию Яковлеву, скончавшемуся 29 июня 1953 года. Всего четыре дня не дожил он до долгожданного момента, когда 3 июля 1953, Совет Министров СССР принял специальное решение о завершении работ по написанию нового полотна для Севастопольской панорамы.
Вскоре после этого, в конце августа 1953 года - новым руководителем творческого коллектива был назначен академик живописи Павел Соколов - Скаля. Под его руководством к концу сентября 1954, государственная комиссия приняла новое живописное полотно Севастопольской Панорамы с оценкой "отлично".
И, наконец 16 октября 1954 года, в ходе празднования 100 - летия начала Первой героической обороны Севастополя по новому стилю, Севастопольская Панорама, после торжественной церемонии своего открытия вновь распахнула свои двери для посетителей. И уже спустя три года, к концу 1957 года, Севастопольская Панорама приняла миллионного посетителя.
6 августа 1960 года, панорама "Оборона Севастополя 1854 - 1855 годов", диорама "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года", Оборонительная башня Малахова кургана, были объединены в""Музей героической обороны Севастополя", который под этим названием и в этом составе существует и в настоящее время.
К настоящему времени Севастопольскую панораму посетили почти 40 миллионов человек из нескольких десятков стран мира и всех обитаемых континентов нашей планеты.
Данная работа была написана 11 января 1997 года. Была опубликована в севастопольской газете "Флаг Родины" 13 февраля 1997 года и севастопольской газете "Ветеран" - 2005 - No 20 - с. 8.