Константин Колонтаев Создание и деятельность органов государственной власти в Крыму и Севастополе, и образование Крымской АССР в ноябре 1920 - в 1921 году
ГЛАВА I. ............................................. 6
СОЗДАНИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В КРЫМУ И СЕВАСТОПОЛЕ В НОЯБРЕ 1920 - НОЯБРЕ 1921 ГОДА.
1.1. Создание системы чрезвычайных органов государственной власти в Крыму и в Севастополе в ноябре 1920 - январе 1921 года
1.2. Прекращение деятельности чрезвычайных органов государственной власти (ревкомов) и создание Советов в Крыму и в Севастополе в июне - ноябре 1921 года.
ГЛАВА II. ............................................ 10
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КРЫМА В НОЯБРЕ 1920 - В 1921 ГОДУ.
2.1. Деятельность ревкомов Крыма и Севастополя в ноябре 1920 - июле 1921 года.
2.2. Деятельность Советов Крыма и Севастополя в июле - ноябре 1921 года.
ГЛАВА III. .......................................... 29
ОБРАЗОВАНИЕ КРЫМСКОЙ АССР.
3.1. Внешнеполитические аспекты создания Крымской АССР в 1921 году.
3.2. Деятельность крымских партийных и советских органов по созданию Крымской АССР.
3.3. Первый Съезд Советов Крыма и образование Крымской АССР.
Тема государственного строительства на территории Крыма и Севастополя в течение первого года после окончания там Гражданской войны до сих пор еще почти не изучена. Особенно это касается деятельности чрезвычайных органов тогдашней Советской власти в лице революционных комитетов (ревкомов), и причин создания в 1921 году Крымской Автономной Советской Социалистической Республики, в состав которой также вошел и Севастополь. Раскрытию и анализу этих исторических проблем и посвящена данная работа.
Впервые мысль о создании Советами чрезвычайных организаций - ревкомов, для непосредственного руководства и проведения вооруженного восстания, высказал В. И. Ленин в годы Первой русской революции 1905-1907 гг., в работе "Роспуск Думы и задачи пролетариата" .
Однако свое практическое осуществление идея ревкомов получила в августе - октябре 1917 года в период борьбы с мятежом генерала Корнилова, подготовки и проведения Великой Октябрьской социалистической революции в виде военно-революционных комитетов.
Победа Октября и процесс установления Советской власти вызвала изменение в направлении деятельности ревкомов, которые из органов подготовки и проведения вооруженного восстания стали становиться органами государственного управления. По мере укрепления Советов военно-революционные комитеты передавали им функции управления государством и прекращали свое существование.
Гражданская война привела к новому оживлению деятельности ревкомов и последующему их разделению на два типа: ревкомы прифронтовой полосы, создававшиеся с целью укрепления тыла сражающихся советских армий, путем концентрации военной и гражданской власти в руках единого органа власти; вторым видом ревкомов были ревкомы, создаваемые на недавно освобожденных территориях с целью быстрейшего восстановления народного хозяйства, воссоздание Советов и передачи им в дальнейшем всей полноты власти.
Все эти функции ревкомов были юридически закреплены в "Положении о революционных комитетах", принятого ЦК РКП(б) 22 октября 1919 года .
В этом документе определялись функции и структура губернских, городских, уездных и волостных ревкомов. В феврале 1920 года данный документ был дополнен "Положением о сельских ревкомах", изданном НКВД РСФСР .
Таким образом, к моменту освобождения Крыма от белых в середине ноября 1920 года законодательная база, определявшая структуру и обязанности ревкомов всех уровней, существовала в полностью оформленном и законченном виде.
Согласно этим документам Крымский ревком относился к числу губернских ревкомов, "действующих на освобожденных территориях". Ревкомы данного типа создавались первоначально в составе 3-5 человек, затем при них создавался аппарат текущего управления в виде различных подразделений. Эти подразделения были аналогичны отделам и управлениям исполнительных комитетов местных Советов. В отличие от Советов ревкомы не выбирались, а назначались и действовали по принципу вертикальной централизации и подотчетности вышестоящим органам власти.
Ревкомы создавались во всех административных единицах губернии, объявленной или находящейся на чрезвычайном положении, начиная с губернского и через городские, уездные до сельских включительно.
Согласно "Положении. о революционных комитетах" от 22 октября 1919 года Крымский ревком состоял из отделов: управления, юстиции, труда, финансового, земельного, продовольственного, здравоохранения, народного образовании, Совета народного хозяйства, управления милиции и рабоче-крестьянской инспекции .
Городские и уездные ревкомы состояли из отдела управления, отделов: юстиции, труда, коммунального, финансового, земельного, продовольственного, соцобеспечения, народного образования, здравоохранения, военного, совета народного хозяйства, статистического бюро, милиции и рабоче-крестьянской инспекции .
Волостные ревкомы: отдел управления, земельный, военный, народного образования .
Сельские ревкомы создавались вначале в селах с населением не менее 300 жителей, затем - не менее 1.000 жителей, в составе 3 человек: председатель, секретарь, член ревкома. Несколько мелких деревень объединялись в один сельский ревком так, чтобы их совокупное население не превышало 1.000 жителей, с тем, чтобы расстояние от них до села, где находился ревком, не превышало 10 верст. В задачу сельских ревкомов входило: выполнение постановлений вышестоящих ревкомов, восстановление разрушенного хозяйства, организация коллективных хозяйств, охрана революционного порядка, борьба со спекуляцией и незаконной продажей, сбор продразверстки или продналога, проведение военных мобилизаций, материальное обеспечение семей красноармейцев, проведение трудовых мобилизаций, наблюдение за санитарным состоянием села и содействие в борьбе с эпидемиями .
Основным подразделением ревкома любого уровня, за исключением сельских, являлся отдел управления, который осуществлял административную власть на территории подведомственной тому или иному ревкому, и координировал работу других отделов ревкома. Заведующий отделом управления являлся первым заместителем председателя соответствующего ревкома.
Основными задачами отдела управления, согласно действующим инструкциям, являлись: организация органов административного управления и руководство их деятельностью, текущее административное управление, организация выполнения общественных повинностей, учет населения, изоляция вредных для общества элементов.
Отдел управления состоял из нескольких подотделов и управлений, подотделы: общий, инструкторско-информационный, общественных работ и повинностей, ЗАГС; управления эвакуации и управления милиции. Функциональные обязанности и структуры подотделов и управлений отдела управления: общий подотдел - наблюдал за правильным исполнением декретов, постановлений и распоряжений административного характера центральной и местной власти; осуществлял предварительное рассмотрение вопросов об организации новых и изменении старых административных единиц, решал вопросы гражданства, выдавал разрешения на выезд за границу; регистрировал мандаты прибывающих по служебным делам или выдаваемые местными учреждениями, выдавал разрешение на изготовление печатей, штампов, бланков.
Информационно-инструкторский подотдел - публиковал декреты и распоряжения центральных и местных властей, служебную и инструкторскую литературу, собирал и обрабатывал сведения о работе и нижестоящих органов, информировал выше и нижестоящие органы о работе ревкома, инструктировал и посылал на месте инструкторов для организации и постановки органов, подведомственных отделу управления, наблюдал за законностью и целесообразностью распоряжений административного характера подведомственных ревкому учреждений; вырабатывал инструкции, циркуляры по ведению делопроизводства и управлению делами в подведомственных учреждениях; готовил инструкторов, организовывал курсы советских работников, участвовал в работе по созыву Советов; вел учет личного состава ответственных работников ревкома и отделов.
Подотдел общественных работ и повинностей состоял из отделения трудовой повинности и отделения лагерных и принудительных работ. Отделение трудовых повинностей ведало организацией и учетом исполнения различных трудовых повинностей. Отделение лагерных и принудительных работ занималось организацией и управлением лагерных и принудительных работ, регистрацией осужденных на принудительные работы без лишения свободы; созданием и управлением лагерей для военнопленных и осужденных, выдачей удостоверений на освобождение из лагерей и от принудительных работ на основании постановлений судебных и административных учреждений. Отделение лагерных и принудительных работ делилось на следующие делопроизводства: а) административное (управление лагерями в пределах территории ревкома); б) учетно-распределительное (распределение осужденных по местам заключения или исправительных работ, сбор и регистрация соответствующего статистического материала).
Рабоче-крестьянская инспекция (контроль за деятельностью органов государственного управления и народного хозяйства).
Управление милиции - охрана революционного порядка, борьба с его нарушителями, проведение в жизнь постановлений Советской власти. В тот период времени милиция состояла из городской и уездной, а также промышленной, горной, лесной, железнодорожной и водной милиции. Уездные и городские управления (отделы) милиции состояли из двух отделений: отделение службы (охрана наружного общественного порядка) и отделения уголовного розыскная (розыскная милиция) .
Совет народного хозяйства (совнархоз) - непосредственное управление экономикой на территории действия того или иного ревкома, проведение восстановительных работ в промышленности.
Таким образом, структура образованных в Крыму ревкомов полностью соответствовала поставленным перед ними задачам: организация борьбы с политическими противниками Советской власти, восстановление общественного порядка на подведомственной им территории, восстановление промышленности и сельского хозяйства, здравоохранение и культурное строительство, социальное обеспечение, подготовка и проведение выборов в Советы соответствующих уровней.
ГЛАВА I
Создание органов
государственной власти в Крыму
в ноябре 1920 - ноябре 1921 года
Часть I.
СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В КРЫМУ
В НОЯБРЕ 1920 - ЯНВАРЕ 1921 ГОДА
Обращаясь к вопросам непосредственного создания ревкомов в Крыму, как органов государственной власти, необходимо отметить, что этот процесс состоял из двух этапов. Первый этап - это создание ревкомов. Он приходится на период с 12 по 20 ноября 1920 года, когда войска белых либо начинали оставлять тот или другой город Крыма, либо полностью покидали его, а войска Красной Армии в него еще не вступали. В этот период представители местных организаций различных левых партий, обычно коммунистов, левых эсеров, анархистов, а также профсоюзов для предотвращения обстановки безвластия для поддержания нормальных условий жизни города создавали временный революционный комитет, который с помощью освобожденных из плена красноармейцев, или перешедшего на его сторону рядового состава подразделений врангелевской армии и полиции, поддерживал порядок и нормальный ход жизни в городе до вступления в него частей Красной Армии .
Второй этап становления крымских ревкомов наступил после прихода в тот или иной город Крыма частей Красной Армии. Начало этому этапу положил приступивший к работе 16 ноября 1920 года в Мелитополе Крымский ревком. Приказ Љ 1 Крымского ревкома от 16 ноября 1920 года провозглашал о создании Крымского ревкома в составе 6 человек во главе с председателем ревкома Бела Куном и заместителем председателя Ю. Гавеном . Членами Крымревкома согласно этому приказу были назначены: Меметов, Идрисов, Давыдов, Лидэ. Существуют данные о более раннем создании Крымревкома, постановлением Љ 87 от 14 ноября 1920 года Реввоенсовета Южного фронта , однако официально согласно Приказу Љ 1 самого Крымревкома, он начал свою деятельность именно 16 ноября 1920 года. Об этом сообщил в отчетном докладе о деятельности Крымревкома его председатель Ю. Поляков на I Всеукраинском учредительном съезде Советов 8 ноября 1921 года. Судя по докладу за неполный год своего существования Крымревком издал 496 приказов по различным отраслям своей деятельности и провел 120 заседаний, то есть собирался в полном составе каждые 2-3 дня .
Создание Крымского и местных ревкомов проходило под фактическим руководством Крымского областного комитета РКП(б), сформированного по указанию ЦК РКП(Б) 15 ноября 1920 года во главе с Розалией Самойловной Землячкой .
Создание местных ревкомов организовали местные партийные комитеты и политотделы воинских частей, находившихся в тех или иных городах и населенных пунктах. В случае, если в том или ином населенном пункте партийной организации не оказывалось, создание ревкома целиком возлагалось на политотдел, находившейся в нем воинской части, одновременно с этим распускался временный ревком, созданный в период безвластия.
Так, например, Севастопольский ревком второго состава был создан вечером 16 ноября 1920 года на совместном собрании горкома партии, Реввоенсоветов Первой и Второй конных армий, 6-й общевойсковой армии, командования и политотдела 51-й стрелковой дивизии. После отчета первого состава ревкома собрание приняло следующее постановление: "На основании существующих положений РСФСР о ревкомах, созданный ранее ревком считать распущенным, выразив ему благодарность за исполненную работу и организовать революционный комитет Севастополя ".
Аналогичным образом с помощью политотдела Латышской дивизии 13 ноября 1920 года был создан ревком Евпатории. 14 ноября политотделом 2-й кавалерийской дивизии Второй конной армии был образован Бахчисарайский ревком, Ялтинский ревком был образован на общем собрании коммунистов Ялты и партийной организации 151-й бригады 51-й дивизии, под руководством политотдела этой же бригады .
Созданные таким образом местные ревкомы затем формально утверждались соответствующими приказами Крымревкома, как, например, Приказ Љ 6 Крымревкома от 16 ноября 1920 года о создании Феодосийского и Перекопского уездных ревкомов .
Учитывая слабость партийных организаций РКП(б) в только что освобожденном от Врангеля Крыме, роль армейских политотделов в создании ревкомов была решающей, особенно в плане укомплектования их кадров. Так, например, для укомплектования аппарата Севастопольского ревкома было направлено 200 моряков и красноармейцев .
Последним из постоянных ревкомов в городах Крыма был сформирован 23 ноября 1920 года Балаклавский ревком . Создание волостных и сельских ревкомов закончилось к концу декабря 1920 года.
Окончательные итоги организационного становления Крымских ревкомов всех уровней и первых результатов их деятельности были подведены на Съезде председателей ревкомов Крыма, состоявшемся 15 февраля 1921 года в Симферополе, на котором были заслушаны отчеты о работе Крымревкома, его отделов и отчеты о работе местных ревкомов .
Часть II.
ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕВКОМОВ И СОЗДАНИЕ СОВЕТОВ В КРЫМУ В ИЮЛЕ-НОЯБРЕ 1921 ГОДА
Вопрос о продолжительности деятельности ревкомов в Крыму начал обсуждаться практически сразу же после их создания. Это стало одним из вопросов на проходившем 21-22 декабря 1920 года в Симферополе совещания председателей и заведующих отделами управления городских и уездных ревкомов Крыма. В резолюции совещания по данному вопросу говорилось следующее: "Поскольку Крым только как полтора месяца очищен от белых органы Советской власти недостаточно организованы, население, особенно сельское, недостаточно подготовлено к выборам в Советы, то в них могут пройти антисоветские элементы. Поэтому необходимо пока Крым очищается от белогвардейского элемента оставить у власти военно-революционные органы власти, которые совместно с партийными комитетами поведут самую усиленную кампанию по подготовке населения к предстоящим выборам" .
Ввиду отсутствия представительных органов власти в лице Советов местные советы в целях привлечения общественности к делам управления периодически проводили различные общие собрании я, совещания, беспартийные конференции.
Особенно широко эти формы использовались Севастопольским ревкомом. Уже 27 ноября 1920 года им было созвано общее собрание всех бывших депутатов городских Советов созывов 1917-1919 годов и представителей профсоюзов. На собрании выступил председатель Севастопольского ревкома Семен Крылов. Им на рассмотрение собрания была представлена программа ближайшей деятельности ревкома, которая была собранием одобрена .
Затем 5 декабря 1920 года была созвана Первая городская беспартийная конференция. На ней присутствовало 400 делегатов, представлявших рабочих, моряков и красноармейцев Севастополя. На конференции обсуждались вопросы снабжения продовольствием, восстановления народного хозяйства, образования, создания в Севастополе рабоче-крестьянской инспекции. В дальнейшем беспартийные конференции в Севастополе проходили каждые полтора-два месяца. Всего в Севастополе за время деятельности ревкома прошло три городских беспартийных конференции .
Беспартийные конференции в Севастополе, по мнению председателя ревкома С. Крылова, заменяли в период деятельности ревкома городской Совет .
Подготовка к выборам в Советы началась в Крыму весной 1921 года в соответствии с решением VIII Всероссийского съезда Советов: "О проведении выборов местных Советов". Раньше всех в Крыму выборы в Совет прошли в Севастополе. Они начались 20 июня 1921 года и завершились к концу месяца. В городской Совет было избрано 384 депутата (1 депутат от 100 избирателей). Партийный состав Севастопольского горсовета был следующим: 291 коммунист, 1 меньшевик и 92 беспартийных .
В период с 1 по 15 июля 1921 года прошла первая сессия вновь избранного Севастопольского городского Совета. На ней был заслушан отчет Севастопольского ревкома о проделанной им за время своего существования работе и избран исполком Совета в составе 15 человек. На состоявшемся сразу после этого заседании исполкома его председателем был избран бывший председатель Севастопольского ревкома Семен Крылов .
В целом по Крыму выборы в советы начались на месяц позже. Постановлением Крымревкома от 21 июня 1921 года была образована Крымская избирательная комиссия. К концу июня 1921 года избирательные комиссии были созданы во всех административных единицах Крыма .
В начале избирательной кампании Крымский ревком опубликовал специальное воззвание к сельским избирателям, озаглавленное "Кого выбрать в Советы?". В обращении по этому вопросу говорилось следующее: "Не каждого крестьянина можно выбрать в Советы. Если крестьянин по недомыслию тянется за помещиком его не нужно выбирать. Если крестьянин был раньше кулаком его не нужно выбирать. Нужно зорко следить, чтобы в Совет не прошел бывший полицейский, жандарм, бандит, дезертир. Лучше всего, если в деревне есть коммунист. Его нужно избрать в Совет, конечно, если это настоящий коммунист. Если коммунист пьянствует, берет взятки его нельзя выбирать, а надо сообщить в город партийному комитету, чтобы его исключили из партии.
Почему надо выбирать коммуниста? Потому что коммунист не собьется с пути, всегда будет гнуть линию за бедняков, заботиться о голодных, добывать семена для посева. Коммунист всегда будет знать, как надо поступать, чтобы укрепить сельское хозяйство. Но в деревне коммунистов немного, в некоторых нет совсем. Там надо выбирать честных и толковых крестьян, которые все силы положат на улучшение крестьянского хозяйства и всей рабоче-крестьянской республики" .
Таким образом, крестьянам сообщались принципы, которыми они должны были руководствоваться при избрании депутатов в Советы всех уровней, но, прежде всего, в сельские и волостные Советы.
Выборы в местные Советы Крыма проходили в три этапа. В июле 1921 года прошли выборы в городские Советы. Было избрано 1093 депутата, абсолютное большинство из которых составили коммунисты и им сочувствующие. Так, например, в Симферопольский городской Совет было избрано 306 депутатов. Из них 250 коммунистов и сочувствующих, 2 эсера, остальные беспартийные .
В августе-сентябре 1921 года прошли выборы в районные Советы. В конце октября - начале ноября прошли уездные съезды Советов. В них принимали участие депутаты районных, волостных и сельских Советов, находившихся на территории того или иного уезда. На уездных съезда советов было избрано 428 делегатов на I Всекрымский съезд Советов, который состоялся 7-8 ноября 1921 года в Симферополе .
Съезд заслушал отчет Крымского ревкома, принял Конституцию Крымской АССР, избрал Центральный исполнительный комитет Крымской АССР в составе 50 членов и 15 кандидатов члены. На своем первом заседании 8 ноября 1921 года Центральный исполнительный комитет избрал Президиум в количестве 5 человек. Председателем Центрального исполнительного комитета был избран Ю. П. Гавен. Центральный исполнительный комитет утвердил состав Совета Народных Комиссаров Крымской АССР во главе с Саидом Галиевым .
Таким образом, завершился процесс передачи власти в Крыму от ревкомов к Советам.
ГЛАВА II
Деятельность органов
государственной власти Крыма
в ноябре 1920 - в 1921 году
Часть I.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕВКОМОВ КРЫМА
В НОЯБРЕ 1920 - ИЮЛЕ 1921 ГОДА
Говоря о деятельности ревкомов в указанный период, необходимо остановиться на той ситуации, которая сложилась в Крыму в середине ноября 1920 года к моменту начала деятельности ревкомов и, прежде всего, состоянии экономики, которая находилась в состоянии крайней разрухи. Она коснулась, прежде всего, денежного обращения, промышленности и транспорта. Экономическое положение Крыма до прихода советской власти характеризовалось развалом производства при расцвете торговли и посреднической спекуляции .
К моменту краха врангелевского режима финансовая система Крыма находилась в стадии окончательного разрушения. При 609-тысячном населении Крыма в конце 1920 года в нем находилось в обращении 300 миллиардов рублей бумажных денег и еще столько же были отпечатаны за границей, но не было доставлено в Крым .
Крупная промышленность Крыма практически прекратила свое существование. К началу осени 1920 года остановились Севастопольский морской и Керченский металлургический заводы, большая часть оборудование Симферопольского авиастроительного и Сакского бромного заводов была вывезена за границу. Из оставшихся примерно 400 мелких полукустарных предприятий Крыма производство с трудом поддерживалось на 270. Выпуск промышленной продукции по сравнению с 1913 годом сократился в 3 раза, численность занятых в промышленности сократилась в 2 раза и составляла 9.000 рабочих и служащих .
Распад промышленности усугублялся разрухой на транспорте. Практически прекратил существование морской торговый флот. Крупные суда, за исключением явно непригодных к эксплуатации, были угнаны за границу при эвакуации врангелевских войск из Крыма. Не лучше было положение железнодорожного транспорта, грузооборот которого сократился в 10 раз, а пассажирские перевозки прекратились вовсе .
И без того катастрофическое положение Крымской промышленности и всего населения Крыма усугублял топливный кризис, начавшийся в последние месяцы существования врангелевского режима. С сентября 1920 года полностью прекратилась добыча угля в Бешуйских копях под Бахчисараем, а добыча нефти на Керченском полуострове с 4.000 тонн в 1913 году сократилась к концу 1920 года до нескольких тысяч пудов. В результате в городах Крыма остановились электростанции и водопровод.
В наиболее благоприятном положении оказался Севастополь, в котором после эвакуации врангелевских войск остался месячный запас разных видов топлива (75.000 пудов) и трехнедельный запас продовольствия .
Сельское хозяйство в целом к концу 1920 года пострадало меньше чем промышленность. Однако положение с продовольствием и сельскохозяйственным сырьем было крайне тяжелым, т. к. пребывание на сравнительно ограниченной территории Крыма 150-тысячной врангелевской армии и 300 тысяч беженцев привело к резкому уменьшению запасов продовольствия и, прежде всего, зерна и самое главное, резкое сокращение количества рабочего скота в результате мобилизации в армию нескольких десятков тысяч лошадей, главной тягловой силы тогдашней деревни. Кризис, прежде всего, проявлялся в сокращении посевных площадей. И если сокращение посевов зерновых к ноябрю 1920 года по сравнению с 1913-м было сравнительно незначительным с 655 до 548 тысяч десятин (15 %), то площади и соответственно производство технических культур, виноградников и садов сократилось катастрофически .
Площадь виноградников сократилась с 8.622 десятин до 5. 570 или почти на 40 %, табачных плантаций - в 6 раз. Это сразу поставило на грань голода население предгорных и горных районов Крыма, занимавшихся выращиванием технических культур и, прежде всего, табака .
Развал экономики непосредственно влиял на социально-политическую обстановку в Крыму. Среди населения распространялись, с одной стороны, апатия, пассивность, неверие в возможность властей что-либо изменить в лучшую сторону, и одновременно с этим шел быстрый рост общеуголовной и политической преступности, как в городах, так и в сельской местности. В конце 1920 - начале 1921 года в горнолесных местностях действовало свыше 200 банд, уголовного и политического характера общей численностью около 10.000 человек .
Общественно-политическую обстановку в Крыму осложняла его тогдашняя национально-религиозная пестрота, когда на ограниченной территории проживало 59 национальных общин, в том числе русских и украинцев - 51%, крымских татар - 24%, евреев - 7%, немцев - 6%, греков - 3,3%, армян - 1,7%, болгар - 1,5% и значительное количество других национальностей .
За влияние своих национальных групп боролись различные национальные организации и партии, часто действовавшие под видов национально-культурных обществ и кооперативов, как, например, "Крымский союз южно-русских колонистов германской расы" ("Бундестрой"), еврейское объединение потребительских кооперативов "Самодеятельность", объединение крымско-татарских сельскохозяйственных кооперативов "Шеркет" .
Таким образом, к концу 1920 года экономическая и социально-политическая обстановка в Крыму представляла запутанный тугой узел проблем, разрубить который можно было только путем проведения в жизнь системы чрезвычайных и энергичных мер с помощью соответствующих жестко централизованных организационных структур, какими были созданные в то время в Крыму ревкомы.
Первым шагом Крымского ревкома стали меры по оздоровлению денежной системы в Крыму. Приказом Љ 5 от 18 ноября 1920 года Крымревком объявил о национализации банковской системы Крыма, а 23 ноября 1920 года было отдано распоряжение о прекращении хождения на территории Крыма всех денежных единиц, кроме советских денежных знаков. На следующий день всем рабочим и служащим государственных предприятий и учреждений было выплачено двухмесячное жалование в советских денежных знаках .
Эта мера позволила значительно оздоровить денежный оборот в Крыму, устранив параллельное хождение примерно шести денежных единиц (царские рубли, "керенки", карбованцы Центральной рады, гривны Скоропадского, рубли Деникина и Врангеля), сняв давление непомерно разбухшей денежной массы на потребительский рынок и подорвав базу для спекуляции.
Говоря об управлении экономикой Крыма со стороны Крымревкома, нужно отметить, что она шла по двум направлениям: изданием специальных приказов Крымревкома по разным вопросам экономической жизни и принимаемых к исполнению местными ревкомами , но главным образом через созданного Крымским ревкомом 17 ноября 1920 года, специального органа по оперативному управлению экономикой - Крымского Совета народного хозяйства ("Крымсовнархоз") .
Во главе Крымсовнархоза находился председатель, имевший несколько заместителей, осуществлявший управление через коллегию Крымсовнархоза. Центральным органом управления экономикой в Крымсовнархозе являлась производственная комиссия, созданная в конце декабря 1920 года. В её функции входили вопросы экономического планирования в общекрымском масштабе. Уже к февралю 1921 года комиссией была разработана программа экономического развития Крыма на 1921 год, исходившая из возможностей производственных мощностей, находившихся под управлением Крымсовнархоза 400 предприятий, в большинстве своем кустарного типа.
Однако выполнить программу не удалось из-за топливного, продовольственного и финансового кризисов, сотрясавших Крым в 1921 году. Так, в частности, неотпуск центральными органами кокса, сорвал ввод в строй Керченского металлургического завода; непоставка из центра 50 тысяч пудов сахара сорвали программу восстановления консервной промышленности .
Крымсовнархоз состоял из следующих отделов: общего, финансово-сметного, отдела химической промышленности, металлов, горно-соляной промышленности, полиграфической, транспорта, топлива, кустарной промышленности, пищевой, кожевенной, табачной и швейной промышленности. Кроме отделов в составе Крымсовнархоза действовал научно-технический совет, уже упоминавшаяся производственная комиссия, а также комиссия по снабжению и комиссия по лесу .
К концу ноября 1920 года было завершено создание центральной структуры Крымсовнархоза, были созданы все его отраслевые отделы. В конце декабря 1920 года было закончено создание отделов народного хозяйства в составе городских и уездных ревкомов, завершившихся проведением 23 декабря 1920 года съезда народных и городских отделов народного хозяйства Крыма, результатом которого стало закрепление связи Крымсовнархоза с его органами на местах и местными ревкомами .
В связи с введением новой экономической политики и изменениями условий хозяйствования в начале лета 1921 года было произведено изменение производственной программы Крымсовнархоза и его структуры. Во всекрымском совещании совнархозов с участием профсоюзных комитетов, состоявшемся 28 июня 1921 года, был намечен ряд мер по совершенствованию деятельности совнархозов и проведением её в соответствие с новыми условиями хозяйствования.
В ходе осуществления принятых постановлений к концу лета 1921 года в Крыму были ликвидированы отделы народного хозяйства уездных и городских ревкомов (за исключением Севастопольского совнархоза), их заменили уполномоченные Крымсовнархоза по городам и уездам Крыма. В результате были в 10 раз сокращены штаты местных экономических органов (вместо 200-400 сотрудников местных совнархозов до 20-50 при уполномоченных) .
Одновременно была упорядочена структуры и сокращены штаты самого Крымсовнархоза. После реорганизации он состоял из 4 отделов: организационного, финансового, снабжения, производственно-технического и 4 управления, охвативших отрасли сельской промышленности, химической, горно-соляной, металлообрабатывающей, топливной, полиграфической, кожевенной, швейной и кустарной промышленности. Штат Крымсовнархоза после реорганизации сократился с 1.000 до 300 человек .
Первыми шагами Крымревкома в экономической сфере стал учет доставшегося ему имущества и последующая его национализация. В течение ноября-декабря 1920 года были учтены и национализированы все отрасли производств, транспорт и торговля .
Большая часть национализированных предприятий представляли из себя малые полукустарные предприятия полиграфической, легкой, пищевой промышленности и производства стройматериалов.
Говоря о результатах учета и национализации промышленности, газета "Красный Крым" от 8 декабря 1920 года сообщала о следующих показателях национализации промышленности Крыма: мыловаренных заводов - 8, винокуренных заводов - 5, пивзаводов - 5, стекольных заводов - 2, дрожжевых заводов - 1, уксусных заводов - 1, консервных фабрик - 5, клеевых, паточных и крахмальных фабрик - 6, фабрик повидла и варенья - 11, макаронных фабрик - 4, конфетных фабрик - 2, галетная фабрика - 1, колбасных фабрик - 4, мельниц - 46, текстильных фабрик - 17, кожевенных заводов - 19, типографий - 13. На каждой из фабрик работали в среднем от 5 до 20 рабочих.
Наиболее крупными объектами, подвергшимися национализации, являлись: Керченский металлургический завод - мощность 7.500 пудов чугуна в сутки, рудники Керченского и Феодосийского уездов с запасами железной руды в 60 млрд. пудов, месторождение нефти, серы и каменоломен Керченского полуострова, карьеров по добыче цементного сырья и Бешуйские угольные шахты под Бахчисараем .
Одним из крупных объектов национализации стал транспорт. К концу декабря 1920 года был национализирован весь морской транспорт, портовые сооружения, железные дороги, в том числе и строящиеся: линия Джанкой - Перекоп, узкоколейная ветка Бахчисарай - Бешуйские копи, 600 километров шоссейных дорог с мостами и зданиями, автомобильный и гужевой транспорт .
Завершением процесса учета и национализации стала проведенная в Крыму по указанию председателя Совнаркома РСФСР В. И. Ленина в апреле-мае 1921 года социально-демографическая, промышленная и сельскохозяйственная перепись. Для её проведения из Москвы было выделено Крыму 30 млн. рублей и 200 пудов бумаги .
При проведении национализации были допущены ошибки, которые затем отмечали и её организаторы. Так, председатель Севастопольского ревкома С. Крылов, спустя год писал: "Здесь необходимо отметить одну ошибку, совершенную нами. Вместе с крупными фирмами и магазинами были национализированы товары в мелких лавках и даже базарных ларьках. Этого, конечно, делать не следовало. Результаты малые, а озлобление мелкой буржуазии большое". Далее он отметил, что национализация торговли "дала небольшое количество товаров и продуктов, которые пошли в основном на снабжение армии и флота" .
Восстановление промышленности в 1921 году происходило очень непросто. На это влияли не только объективные факторы промышленной разрухи, доставшиеся в наследство новой власти от прежних режимов, периода гражданской войны, но и целый ряд собственных ошибок, в частности, продолжительное пребывание в Крыму почти полумиллионной группировки войск Южного фронта, привели к тому, что большая часть из доставшихся в качестве трофеев потребительских товаров и, прежде всего, тканей, кожи и продовольствия, ушли на военные заказы. Большая часть необходимого для промышленности сырья, материалов и оборудования была вывезена из Крыма на восстановление Донбасса .
В результате более менее была возобновлена работа легкой и пищевой промышленности, имевшей или получавшей сырье для выполнения в конце 1920 - начале 1921 года, военных заказов .
Другой причиной, затруднявшей восстановление промышленного производства, являлся недостаток его финансирования. Так программой восстановления промышленности Крыма в 1921 году, разработанного Крымсовнархозом, предусматривалось получение из центра 382 млрд. рублей, фактически было получено 42 млрд. рублей .
Более успешно проходило восстановление промышленности в Севастополе. Большим напряжением сил удалось возобновить работу основного промышленного предприятия города - Севастопольского морского завода, фактически закрытого в конце октября 1920 года незадолго до эвакуации войск Врангеля. На заводе было занято около 80% рабочих и служащих Севастополя. Несмотря на острейший топливный кризис в декабре-январе 1921 года завод продолжал работать, перейдя на дровяное топливо, пока в конце января 1921 года не начал поступать уголь из Донбасса. Выделенные вскоре 1 млн. рублей и несколько вагонов продовольствия позволили стабилизировать работу завода. В результате к концу 1921 года предприятие достигло 70% прежней мощности, было отремонтировано 89 судов и 3 дока .
Была восстановлена также работа всех средних предприятий, причем производительность полиграфической промышленности превысило довоенный уровень .
Восстановление промышленности было невозможным без преодоления топливного кризиса. Из собственных, довольно ограниченных энергоресурсов Крым имел месторождения каменного угля в поселке Бешуй недалеко от Бахчисарая. Проблема состояла не только в возобновлении добычи угля, но больше в его вывозе. С целью её решения Крымревком приказом Љ 133 от 17 декабря 1920 года возобновил строительные работы на железнодорожной ветке, соединявшей станцию Сюрень с Бешуйскими копями. Спустя четыре месяца, 28 апреля 1921 года, железнодорожная ветка вошла в строй и с её помощью добытые в январе - августе 1921 года 160 тысяч пудов бешуйского угля доставлялись во все районы Крыма . Координировала работу по добыче и распределению топливных ресурсов в Крыму созданная Крымским ревкомом 23 декабря 1920 года Крымская чрезвычайная топливная комиссия .
Ограниченность топливных ресурсов Крыма не давало ему возможности преодолеть топливный кризис самостоятельно, поэтому основная возможность в преодолении топливного кризиса в Крыму зависела от централизованных поставок. В течение 1921 года в Крым поступило из республик Кавказа 285 тысяч пудов нефтепродуктов и около 3 млн. пудов дров .
В преодолении топливного кризиса в Севастополе зимой 1920-1921 года помощь оказал Черноморский флот. Это позволило всю зиму не допускать перебоев в электро- и водоснабжении города .
По мере восстановления угольных шахт Донбасса в течение 1921 года и увеличении количества поставляемого оттуда в Крым угля, топливный кризис к осени 1921 года был в основном преодолен.
Говоря о положении в сельском хозяйстве и продовольственном вопросе в рассматриваемый период, необходимо отметить, что, несмотря на упадок сельского хозяйства Крыма оно находилось все же в лучшем положении чем промышленность и транспорт. Спад в его основных показателях по сравнению с довоенным периодом составлял от 10 до 20% .
Первыми шагами Крымревкома в сельском хозяйстве, как и в промышленности, стали меры по учету и национализации. Они, прежде всего, коснулись крупных помещичьих имений и племенных пород мясомолочного и рабочего скота, в большинстве своем находившегося в крупных частновладельческих имениях. Этому был посвящен Приказ Љ 108 Крымревкома от 14 декабря 1920 года "О взятии на учет и охране бывших частновладельческих имений, составляющих народное богатство Крыма".
Для управления этими имениями создавались рабочие комитеты в количестве 3-5 человек из числа занятых в них рабочих и служащих. Приказ Љ 9 Крымревкома от 19 ноября 1920 года опре6делял порядок регистрации и выдачи охранных свидетельств для поголовья племенного скота .