|
|
||
ПОПЫТКА К ДЕТСТВУ
(мистическая повесть)
7. УРОК РИСОВАНИЯ Учитель рисования (и черчения в7-8 классах) Геннадий Флорианович Тюбин, тех же преклонных годов мужчина, что и Марк Захарович, художник-реалист сталинской закалки. Школьное прозвище Тюбик. Ну, это тривиально. Собираясь на занятия, я взял альбом для рисования и пенал с карандашами. Просмотрев альбом ученика Федотова, я увидел его полную неспособность к классическому рисунку. А примитивизм в хрущевскую эпоху не считался искусством. Картины Марка Шагала не выставлялись в галереях. А хрущевские пропагандисты боролись с "шагаловщиной". А еще они боролись с абстракционизмом. В народе ходила такая байка: Хрущев принимал в Москве кубинского лидера Фиделя Кастро. И спросил Никита Сергеевич отца кубинской революции, как вы боритесь с абстракционизмом? На что бородач ответил: 'Я не борюсь с абстракционизмом, я борюсь с империализмом'. А Хрущев боролся. Выставку современного искусства в Манеже разнес в пух и прах. Топал ногами, визжал, брызгая слюной: 'Это что за х...ня?! Кто так рисует ? Пидарасы!...'. Министр культуры Фурцева краснела и бледнела. Стоявшего рядом Эрнста Неизвестного Никита спросил: ' Вы кто?' - 'Художник-скульптор', - ответил Эрнст. 'Это ваша работа? Вот этот головастик? Как ваша фамилия?' - 'Неизвестный', - ответил Эрнст. 'Не то вы лепите, товарищ Неизвестный... Не то, вот потому вы и неизвестный'. По иронии судьбы, когда отправленный в отставку пенсионер Хрущев умер, памятник на его могилу делал скульптор Эрнст Неизвестный. И, конечно же, работа была в модернистском стиле - шарообразная лысая голова на узком постаменте. Выразительно и поучительно. Пусть меня читатель простит, что я невольно уклонился в сторону, но это, как говорится, моя тема. Всю свою жизнь я проработал художником на заводах и фабриках. Да и в армии прокантовался в Ленинской комнате, рисуя плакаты и транспаранты, а также оформлял полковую стенгазету 'На боевом посту'. В лихие 90-е, когда завод закрыли, писал картины на продажу. Потом пенсия и как-то раз лег спать в 21 веке, проснулся в веке 20-м, а именно в 1961 году. В теле ученика 6-го класса Коли Федотова. Почему не в свое тело, а в одноклассника занесло мою душу? Тайна Мироздания. Зато имею возможность наблюдать за собой, прежним, со стороны. Может быть, я расскажу ему о его будущем, а, может, и нет. Потому что чревато парадоксами. И это не выдумка, но об этом в свое время. А сейчас урок рисования. Все старательно рисуют расставленные на учительском столе гипсовые фигурки - конус, шар и куб. Такой вот геометрический натюрморт. Классический учебный рисунок в начальных классах. Задача: получить навык рисунка геометрических фигур. Научиться передавать- свет, тень, полутень, рефлексы (не собачьи, а художественные, 'блики'). Мне этот примитив рисовать неинтересно. А интересно мне нарисовать портрет Снежаны Гордеевой. Её голова мне видна в профиль, я смотрю на неё украдкой, чтобы она не заметила. Я рисую быстро - легкий контур, который потом должен исчезнуть. В рисунке никаких проволочных контуров быть не должно. Только сочетание света и тени. На этих контрастах и выявляется объем. Правильная штриховка. Кое-где можно и пальцем подтереть... Помню, в художественной студии, где я учился, один студиоз, врач по профессии, слишком буквально понимал штриховку и чуть ли не по линейке штриховал, обозначая тени. Приходили к нам художники из Худфонда, высмеивали эту манеру. Препод Смолко говорил: не старайтесь, чтобы рисунок походил на натуру (натурщицей была девушка (по вызову...шучу). Главное, соблюсти пропорции, выявить объём. Но я хотел добиться именно портретного сходства. И у меня получилось. Мой портрет девушки стал образцовым. Сама натурщица это признала. Я увлекся проработкой деталей и вдруг почувствовал, что в классе что-то изменилось. Я поднял голову - вокруг меня стояли одноклассники и смотрели в мой альбом. Геннадий Флорианович взял мой альбом и долго рассматривал рисунок. - Федотов, я, конечно, много чудес повидал за свою жизнь, - сказал озадаченный Тюбик, - но чтобы вчерашний рисовальщик кракозябров вдруг стал профессиональным художником-портретистом, такого чуда не встречал. Зачем же ты притворялся раньше? - Просто он влюбился, вот и... - сказал Жадан, самый сильный и незадиристый парень. Класс весь вскипел эмоциями. Шушуканье, сдавленные смешки. Снежана стояла красная, лицо её пылало. Я поставил под рисунком дату, вырвал лист из альбома и подарил Снежане её портрет. И тут я заметил, какой удар по самолюбию я нанес самому себе, то есть себе прежнему, Андрею Загорову. Он (я) стоял потрясенный, глаза его полнились слезами. Он комкал свой рисунок (конус, шар, куб, недурно нарисованные). Ведь именно он, Андрей Загоров, считался в классе лучшим художником. И как только я увидел его трагедию, сейчас же в моей памяти появился этот ужасный момент в жизни, которого не было в первом варианте моей судьбы. Вот оно - изменение реальности! Эта травма не заживала все мои последующие годы. Я даже хотел бросить студию, но в армии пришлось подавить обиду. Там ведь как: не можешь, научим, не хочешь - заставим. И я стал соревноваться, не зная, что соревнуюсь сам с собой. И хорошо, такая конкуренция мне пошла на пользу. Но парадокс путешественника во времени налицо - следствие породило причину. ------------------------- Продолжение следует -------------------------
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"