С уважением, Капитан Команды Кочующих, Хафизов Ахат.
лик Христа на скале
подъём к наскальному образу
Кочующие около иконы
Костровой и тут около огня
долина реки Зеленчук
интересные тут скалы
древний аланский храм около Зеленчука
А вот некоторая информация об этой иконе
(источник: СТАТЬЯ - Таисия БЕЛОУСОВА, Совершенно секретно)
О том, что в горах Карачаево-Черкесии существует наскальная икона Иисуса Христа, я узнала в детстве от своей бабушки, видевшей божественный лик в начале ХХ века, во время путешествия из станицы Баталпашинской (ныне г.Черкесск) в Зеленчукский монастырь, вблизи которого находилась скала с иконой, - а ездили в горы в ту пору лишь большими обозами, под охраной казаков. "Тот лик написан с образа, проявившегося на платке, которым Христос, идя на Голгофу, утер пот с лица, - рассказывала бабушка. - А плат монахи принесли из Константинополя, когда тамошний царь приказал сжечь и порубить все иконы". Старший же брат бабушки утверждал, что образ писали не с платка, а с пелены (плащаницы), в которую Христа завернули после снятия с креста и на которой после его вознесения возникло это изображение. Но заканчивали они свои рассказы одним - после написания образа на скале плат, или пелена, таинственным образом исчез.
Скорее всего, из-за этого таинственного исчезновения мне и запомнились на всю жизнь те предания. И когда летом 2000 года услышала о том, что в Карачаево-Черкесии нашли древнюю икону Спасителя, решила во что бы то ни стало увидеть ее. Но, прежде чем расскажу о своем паломничестве, немного об истории тех мест.
На правом берегу реки Большой Зеленчук, в двух километрах от поселка Буково, где живут сотрудники Специальной астрофизической обсерватории (САО), находится Нижне-Архызское городище. В VII-ХII веках эта территория принадлежала Западной Алании. По мнению ученых, первые христианские миссионеры пришли сюда из Византии через Абхазию уже в VII веке. В следующем столетии численность их резко увеличилась, что было связано с массовым исходом из Византии иконопочитателей.
Среди ранних христиан было немало жителей Востока, а их традиции запрещали изображать человека. Поэтому православное духовенство Малой Азии резко выступало против иконопочитания: слабому, ничтожному человеку не дано правильно изобразить Бога; мастер, рисующий Иисуса в человеческом облике, - злейший еретик, ибо он разделяет надвое Богочеловеческую сущность Христа.
В 730 году император Византии Лев III Исавр издал эдикт, запрещающий иконописание и почитание икон. Закон вызвал бурю народного гнева. Иконоборцы, попытавшиеся в Константинополе публично уничтожить наиболее почитаемый образ Христа, были растерзаны толпой. В ответ начались массовые казни иконопочитателей. В их защиту попытался выступить византийский флот, корабли даже подошли к Константинополю, но были сожжены "греческим огнем". В течение следующих ста лет в империи безжалостно уничтожались иконы, фрески, мозаики. Наиболее сильному преследованию подвергались монастыри - монахов заживо замуровывали в стены, топили в море, сжигали на кострах. Иконопочитатели были вынуждены спасаться бегством. Многие из них оказались на Кавказе.
Раннехристианские захоронения
Неустанная миссионерская и просветительская деятельность этих изгнанников дала свои плоды. В 916 году, при константинопольском патриархе Николае Мистике, в Нижне-Архызском городище произошло массовое крещение основной части населения Западной Алании. В Х-ХI веках здесь начинается строительство каменных церквей. Четырнадцать было возведено в районе Нижнего Архыза, где располагался центр Аланской епархии, при котором существовал небольшой монастырь Иоанна Крестителя. Росту поселения вокруг центра способствовал Великий шелковый путь, проходивший по хребтам окрестных гор. В пору расцвета на городище, окруженном оборонительной стеной, проживало до двух тысяч человек.
В 1230 году Алания пала под нашествием монголо-татар, покоривших Северный Кавказ, а ее территория вошла в состав Золотой Орды. Историки полагают, что перед нашествием монахи успели спрятать в тайниках, устроенных в ближайших горах, переписку аланских митрополитов с византийским императорским двором и константинопольским патриархом. Не исключено, что в тех же тайниках оказались и христианские святыни, спасенные некогда иконопочитателями.
В 1889 году по повелению Высочайшего Синода в Нижнем Архызе был открыт Александро-Невский Зеленчукский монастырь с целью "сохранить и возобновить древнейшие христианские храмы Кавказа и способствовать распространению света евангельского учения среди окрестных некрещенных инородцев-мусульман". Монахи восстановили некоторые из аланских храмов, правда, уничтожив по недомыслию остатки древних фресок. Обнаруженные наскальные иконы Спасителя и Богородицы пользовались у иноков большим почитанием. Устроив неподалеку каменные кельи, они месяцами проводили время в молитвах.
В середине 1920-х годов монастырь был закрыт большевиками. Ходили слухи, что тогда же была изъята и увезена в Ленинградский музей религии и атеизма плащаница, аналогичная Туринской. На чем они основывались, непонятно. Следов этой святыни отыскать не удалось. А не могла ли плащаница, если ее действительно хранили на Кавказе, попасть в средние века в Европу? Скажем, кто-то вывез ее перед нашествием татар. Ведь известно, что Туринская плащаница появилась во Франции только в 1375 году, а где она была до того времени - никто не знает.
В середине 1980-х годов территорию Нижне-Архызского городища объявили государственным музеем-заповедником. Любопытно, что археологи при раскопках находили здесь кусочки ткани, возраст которых совпадал с возрастом пелены Христа.
Скала с ликом Спасителя (вид с нижней террасы)
В прошлом году один из старожилов рассказал сотрудникам музея о существовании наскальных изображений Иисуса Христа и Богоматери. И вскоре музейные работники и помогавшие им сотрудники Специальной астрофизической обсерватории отыскали образ Спасителя.
Опасаясь нашествия туристов-варваров, целый год об этой находке рассказывать не решались. Обнародовали информацию только после того, как устроили ограждение из металлической сетки, не позволяющее любопытным подходить вплотную. За это время икону осмотрели искусствоведы, иконописцы, священники. Большинство из них, так же как и сотрудник музея Анатолий Демаков, полагают, что изображение появилось в VIII-IХ веках, поскольку образ написан не по церковным канонам и над головой Спасителя отсутствует нимб. Для более точной датировки требуется 25 тысяч рублей, сумма для провинциального музея астрономическая. Однако уже и так ясно, что найденное изображение Христа - самое древнее на территории России. Без сомнения, творение неизвестного византийского художника можно отнести к шедеврам мирового искусства. Этот уникальный памятник, конечно же, нуждается в соответствующей охране. Ибо, несмотря на труднодоступность, к нему добирается немало людей. И кое-кто, прихватив молоток, уже откалывает на память кусочки святой скалы.
Неподалеку от иконы археологи обнаружили два раннехристианских захоронения. Заманчиво было бы предположить, что тут нашли упокоение останки иконописца, но доказательств тому никаких - погребения разграбили "черные археологи".
А теперь о нашем паломничестве. По левому берегу реки Большой Зеленчук идет дорога из Верхнего Архыза. От нее, как раз напротив Нижне-Архызского городища, уходят в гору две малозаметные тропинки; обе ведут к скале, на которой обнаружен лик Христа.
От дороги до скалы на первый взгляд - рукой подать, каких-то 250-300 метров. Но гора, на которую нам предстояло взобраться, оказалась удивительно коварной. На крутом, под 45 градусов склоне опавшие листья скрывают толстый слой рушенной земли, которая то и дело осыпается, а вместе с ней соскальзывают и паломники. Неудачно поставил ногу и - все, шуршишь вниз, пытаясь ухватиться хоть за что-нибудь, иначе со всего маху врежешься в валун, дерево или колючий кустарник... Одна из моих спутниц катилась по склону метров семь, но, слава Богу, отделалась лишь синяками и царапинами.
В какую-то минуту я пришла в отчаяние. Ну не за что ухватиться, не продвинуться вверх ни на шаг! Вниз глянешь, ужас берет: "И как меня сюда занесло!" И тогда я взмолилась: "Господи, помоги!" И Он помог. Отыскались на склоне былиночки сухой травы, хватаясь за которые добралась я до обгорелого граба (пару лет назад на этом склоне бушевал пожар). И обнимала я эту головешку, как маму родную, радуясь, что можно хоть немного постоять у этой надежной опоры и перевести дух.
Нам наверняка пришлось бы ночевать на склоне, если бы не наш проводник, человек, исходивший окрестные горы вдоль и поперек. По его команде мы ставили ноги в неприметные глазу выемки, слегка придерживаясь за тончайшие прутики кустарника, обломки валунов и бревна, цепляясь за деревья, потихоньку поднимались все выше и выше. Только через час - все в пыли, с измазанными сажей лицами, с исцарапанными, невообразимо грязными руками, с дрожащими от усталости и напряжения ногами - мы наконец-то добрались до желанной скалы.
Лик Спасителя размером 1,5х2 метра изображен на загрунтованной скале минеральными красками. Перед иконой и над ней - небольшие террасы. Иконописец писал лик, находясь на нижней террасе, верхняя - защищает икону от снега и дождя. На нижнюю террасу взбираешься по металлической лесенке, вертикально прикрепленной к скале на цепях. С северной стороны ее открывается восхитительный вид на ущелье и Нижне-Архызское городище.
С разных ракурсов икона видится по-разному. Если смотреть на нее от подножия скалы, то изображение весьма напоминает Христа с Туринской плащаницы. С нижней террасы лик видится строгим и недоступным. На фото, сделанном с дерева, растущего перед скалой, Христос предстает и человеком, и Богом. Думается, в древности деревья не закрывали лик, и именно таким его видели жители Алании. Слева на лбу Спасителя заметна тонкая витая полоска. Если это фрагмент тернового венца, то живописец должен был изобразить Иисуса в ярко-красной багрянице.
Мы зажгли на террасе свечи и помолились. Признаюсь, уходить от Божественного лика не хотелось. Не зря местные жители говорили: в таких "намоленных" местах человек чувствует себя необыкновенно хорошо.
Спустившись по склону вниз метров на десять, мы, как по команде, оглянулись на скалу. Спаситель смотрел на нас понимающе, всепрощающе и ласково...