Комиссаренко Валерий Ефимович : другие произведения.

Двадцать лет спустя

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рассказ о поездке по Украине


   Двадцать лет спустя
  
   7 июля 2013 года Boeing 737 рейса РS0402 из Франкфурта на Майне авиакомпании со смешным названием МАУ с опозданием в 2 часа, но под аплодисменты 150-и пассажиров совершил посадку в аэропорту Борисполь. Менее бурными аплодисментами был встречен багаж, запоздавший всего на час. Здесь к месту заметить, что наш сосед по салону, уже несколько лет регулярно летающий этим рейсом, рассказал нам, что без опоздания не обошлось ни разу.
   В числе пассажиров были и мы с братом. Впервые после двадцати лет отсутствия брат ступил на землю Украины. Наш визит был приурочен к юбилейным датам и предполагал неукоснительное выполнение графика, рссчитанного буквально по минутам.
   Хватаем багаж и на такси мчимся на вокзал, где уже под парами стоит поезд Москва-Одесса. Успеваем. Места в купейном вагоне. Вагон полупустой, в купе нас двое. Пьём чай, распаковываем уже ставшее импортным печенье, угощаем симпатичную проводницу печатными пряниками, якимось вкуснымы, нетутешнiмы, можлыво й нiмемецькiмы.
   В купе входит парень лет тридцати. Занимает пустующую полку. Приглашаем к столу, завязывается ни к чему ни обязывающая беседа. Парень из села, что под Рыбницей. Зарабатывает на жизнь отхожим промыслом. В селе работы нет. В купе вбегает взволнованная проводница, запихивает парня в нишу для багажа, заваливает его матрасами. Парень ворчит - из почти пятидесяти касс на вокзале работают только три, да и те билетов не продают. Знакомо по совку.
   Проходит ревизия, зайцев в упор не замечает. Отбой тревоги. Невольный безбилетник охотно делится с нами новостями общественно-политической жизни. Некоторые выражения из его рассказа я просто не привожу, другие даю в литературной обработке.
   Also. На Сессии Верховной (з)Рады обсуждается закон об упорядочении закупок сельхозпродукции у мирного населения. Так вот, эти ебанутые на всю голову мокрожопые пидоры (народные депутаты) предлагают закупать централизованно молоко по 0,5 гривни за литр. При себестоимости 1,5 - 2 гривни. Видя наше полное непонимание (охуение) от такой рыночной экономики, заяц поясняет: "Это одно из предварительных условий для принятия Украины в кандидаты на перспективу вступления ЕС".
   Для меня ничего нового. Вспоминаю, как в прошлом году на базарчике возле станции Берестейська ментовский патруль в составе лейтенанта и двух сержантов с автоматами АКМ наперевес гонялись за бабкой с пучком укропа во рту. Догнали, повязали. Отдышавшийся мент поделился с восторженной публикой: "Старая сука пыталась уничтожить вещдоки - Corpus Delikti. Достанем".
   Парень показал глубокое понимание происходящего: "После вступления в кандидаты на вступление петрушечку, укропчик и прочие экзоты будем закупать у Голландии, Бельгии и т.д. Но уже за евро".
   На этой оптимистической ноте мы закончили дозволенные речи.
  
   Котовск - Балта. Из глубины (De Profundis)
  
   В 5:50 мы на вокзале ст. Котовск. До отхода первого автобуса на Балту ещё есть часа полтора. Спиной к вокзалу стоит памятник одноименному герою с шашкой наголо в поднятой руке. Здрасьте, Григорий Иванович! Впечатление такое,что коня у Вас убили и Вы по инерции бежите в гущу сражения.
   Возле вокзала стоит странное сооружение, похожее на буддийскую пагоду с навершием. Невдалеке "Доска почёта" с портретами передовиков империалистического труда.
   Подкатывает такси. Всего за сотню берётся довезти до Балты. Дорога такая, что о ней можно писать роман "Война и мир". Начинаю понимать Григория Ивановича. Если он на коне проскакал эту дорогу, то не только ему, но и коню следовало вручить орден Боевого Красного знамени. Водила, правда, говорит, что с тех пор дорога сильно попорчена. Верю. Последний раз мы с братом проезжали по этой дороге 65 лет назад, в послевоенном 1948 году, конечно не на Жигулях, а на возу. Но дорога была уже и тогда явно в лучшем состоянии. Что говорить о временах послецарских!
   Мимо проплывают, подскакивая в такт ямам, заброшенные поля, поросшие мелким кустарником, заросшие камышами луга, разрушенные фермы, хоздворы бывших колхозов-совхозов. Перестроились до основания. А затем?
   Но вот и Балта. Встречает нас тучами пыли, поднятой давно нами забытыми мётлами коммунальных подметальщиц и тут же оседающей на всё ещё не запылённое. С большим трудом находим нужный адрес. Наш шустрый водила твердит: "Надо спросить у таксистов". А на вопрос: "Аты кто такой?", - вместо ответа бодренько снимает с крыши машины муляж грибка с шашечками и небрежно забрасывает его в салон. До следующих лохов. Но при такой смешной цене нам как-то по барабану.
   Город с большой и трагической историей. Здесь находилось печальнознаменитое Балтское гетто. Чудом выживших при румынской оккупации обитателей за два дня до освобождения города Красной Армией немцы перестреляли практически всех. В том числе и нескольких наших родственников. Выжили немногие, которых спрятали у себя местные жители. С документальной точностью это описано в книге Павла Козленко "Долгая дорога лета...". Город выжил. Заработал молочный комбинат, швейная и мебельная фабрики, кожзавод, многие мелкие предприятия.
   Нынешнее же состояние города можно описать цитатой из книги упомянутой Козленко: "За время оккупации гитлеровцы нанесли огромный ущерб народному хозяйству города и района. Полностью уничтожена и разрушена торговая сеть, связь. Румыно-немецкие захватчики подвергли разграблению МТС и колхозы района, приведя в упадок сельское хозяйство...".
   Если заменить слова "гитлеровцы" и "румыно-немецкие захватчики" на "олигархи" и "демократы", то сказанное вполне отражает состояние Балты а то и всей Украины в наши дни. Стоит ли повторяться и говорить о том, что ни одно предприятие города не работает, а от сельхозпроизводства остались клочки полей, засеянных иностранными арендаторами моникультурами. С гитлеровцами боролись с оружием в руках и победили. Как бороться с "демократами" - пока не очень понятно. Может изводить их дустом, ДДТ?
   Как бы то ни было, но свою цель в Балте мы достигли. Гостеприимные хозяева, семья нашего троюродного племянника Вадима, сделали пребывание наше в городе комфортным. Вадим провёл экскурсию по Балте, история которой в его компетентном изложении оказалась гораздо интереснее сегодняшнего дня. Повёз он нас и на могилы дедов-прадедов, живших в этом городе с конца XVIII века. Сам он делает многое для возрождения в городе еврейской жизни, спонсирует издание книг о Балте, вкладывает средства в строительство синагоги. Раньше их было около двадцати. Сейчас - ни одной. Остаётся пожелать ему удачи, здоровья и счастья всей его чудесной семье. Большое спасибо за всё.
   И снова в путь.
  
   Одесса
   K 10 часам 9 августа мы в Одессе. Берём такси и едем в гостиницу на Преображенской. Таксист - коренной одессит. Вспоминаем знакомые с детства места, с удовольствием прислушиваемся к ироническим замечаноям водителя по поводу нынешнего состояния города. Хотя отчётливо видны и позитивные сдвиги. А вот и отель "Зирка". Водитель тепло прощается с нами и, весело подмигивая, желает удачи. Встреча с администратором гостиницы повергает нас в некоторое недоумение. Она вручает нам ключи, даже не взглянув на паспорта, и только требует оплатить наперёд весь период пребывания. На стене висит таблица тарифов - почасовый, ночной, суточный. Цены вполне приемлемые. И тут нас пробивает: ведь это Преображенская, место, где ещё в глухие совковые времена жаждущие любви могли снять ночных бабочек. А сейчас для этого есть ещё и гостиница.
   А я ругал демократию. Теперь становится понятной ирония таксиста вкупе с администратором: седовласые, а туда же. Но в те далёкие времена после платной любви приходилось мчаться на всех парах в переулок Веры Инбер, где находился ночной профилакторий. Напротив профилактория располагался штаб Бригады содействия милиции - БэСаМэ-мучо - с доской "Они позорят наш город". На ней фотографии симпатичных не весталок с именами, адресами и номерами телефонов. В Одессе была ещё улица Жанны Лябурб, которая по заданию Коминтерна разложила экипажи французской эскадры времён интервенции 1918 года. Разложила в полном смысле, так что всей эскадре пришлось сняться с якорей и на всех парах мчаться в Марсель для выяснения вопроса, какой шанкр команда прихватила - мягкий или твёрдый, а может лёгкий триперок-ветерок. Не обошлось тогда и без тяжёлых потерь. Затонули эсминцы Liberte, Egalite, Fraterite, экипажи которых расчёсывали лобки в резонанс с черноморскими волнами.
   Но столь отрадные воспоминания не отвлекали нас от основного - встречи выпускников МТФ ОПИ года 1958. У стен Alma Mater встретились через годы,через расстоянья люди, чьё детство и молодость пришлись на лихолетье войны и послевоенной разрухи. Какие светлые, одухотворённые лица профессоров, докторов наук, конструкторов, создавших научные школы и направления! С какой радостью встречают каждого вновь прибывшего! Всем далеко за 70, а кой-кому перевалило и за 80. Ни следа Деменца или Альцгеймера. Фармацевты всего мира ищут лекарства от этого бича века 21. А оно вот, совершенно бесплатно. Надо только заставлять мозги работать. Работать? А где же Spass? Вот за него и платите AlzheimerЄам.
   На встречу пришёл и выпускник ОПИ другого поколения, Юра, прошедший Афган, сделавший себе имя и фирму в области компьютерной безопасности. Иногда он только удивлённо качал головой - такие светлые умы в такие года! Впрочем, подробности этой встречи можно увидеть, задав в Google "Нашему знакомству 60 лет; встреча выпускников ОПИ". Потом все собравшиеся двинулись в ресторан, на ходу вспоминая эпизоды более чем полувековой давности. В каком фаворе были нынешние элегантные дамы, сохранившие ещё отблески былой красоты! Постойте, что это я! Они и сегодня прекрасны, но уже другой красотой.
   Во вступительной речи один из её организаторов, Михаил Гаузнер, приветствовал присутствующих, отдал честь светлой памяти тех, кого уже нет. Вспомнились слова гимна студентов всего мира Gaudeamus igitur: "Веселимся, пока мы живы". Этому мудрому совету и последовали.
   Потом была прогулка по вечерней Одессе. На следующий день все собрались на Екатерининской и дружной толпой двинулись на Приморский бульвар, где нас приветствовал сам Дюк - основатель и ангел-хранитель Одессы. Прямо на бульваре распивали коньяки, несколько капель досталось от меня и Дюку в память о Belle France. Щедрость, так сказать, за чужой счёт, ибо коньяки принесли Саша Марин и Игорь Сатула.
   Попрощались мы в кафе, что у Тёщиного моста. Сладость кофе гляссе и бламанже не смогли перебить полынного привкуса расставания. Все понимали: в этом составе мы вряд ли встретимся даже в ближайшем будущем, несмотря на все обещания, но Gaudeamus igitur...
   А вечерняя лошадь по кличке "Черноморец" уже била копытом на вокзале Города-героя, приглашая нас к дальнейшему путешествию, к новым встречам и расставаниям.
  
   Konstanz - Frankfurt - Кыив - Балта - Одесса.
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"