Кондрашов Владимир Александрович : другие произведения.

Национальные религии: зороастризм

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:


   КОНДРАШОВ В.А.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ: ЗОРОАСТРИЗМ

  
   Зороастризм (парсизм) - национальная религия, возникшая на территории Древнего Ирана (Персии - откуда второе название религии) в начале первого тысячелетия до новой эры и распространившийся на Афганистан, некоторые страны Ближнего и Среднего Востока и Индию. В настоящее время сохранился в Индии и Иране.
   Название получил по имени мифического пророка Заратуштры, считающегося основателем зороастризма.
   Священным каноном, к которому восходит эта религия, являются сборник текстов "Авеста", включающий представления древних персов об устройстве мира и его дуализме, о человеке и его жизни, а также песнопения, ритуалы и обряды.
   Основной чертой религиозного зороастризма является дуализм - противопоставляющий два вечных начала мира - добра и зла, между которыми идёт постоянная борьба. Добрый Бог - Ахурамазда (владыка Мазда, Ормузд) стоит во главе сил добра, является покровителем земледелия, оседлой жизни, домашних животных, особенно коров, собак и петухов. Во главе сил зла - дэвов (демоны, злые духи) стоит их владыка Анхра-Майнью (Ариман), покровитель воинственных кочевников и хищных животных. Оба они сыновья "Бесконечного времени" - бога Эрвана. Между ними идёт борьба и соперничество за душу человека, который может свободно выбрать, на чью сторону ему стать в борьбе добра и зла и тем самым влиять на будущее торжество доброго начала.
   В первой части "Авесты" прослеживается противостояние кочевнического и оседлого, земледельческого образа жизни, первый осуждается и трактуется как проявление мирового зла, а второй хвалится как проявление доброго начала, что отражало многовековую борьбу древних персидских земледельцев с окружавшими их арабскими кочевыми племенами. По учению зороастризма жизнь человеческого общества будет длиться 12 тысяч лет, из которых первые три тысячи лет были "золотым веком" торжества Ахурамазды, после чего начались три тысячи лет господства Анхра-Манью, который, однако, в итоге потерпит поражение.
   Зороастризм учит, что в будущем должно наступить торжество Ахурамазды над Анхра-Майнью и воссоединение всего человечества под единым государственным управлением и на основе общего языка.
   Обязанностью человека по отношению к доброму началу, как и средством индивидуального спасения, являются не столько обряды и молитвы, сколько образ жизни, предписанный зороастризмом. Основные орудия в борьбе со злом - "добрая мысль", "доброе слово", "доброе дело". Особое значение придаётся умножению благого материального бытия (от разведения скота и земледелия до капиталистического предпринимательства у современных парсов) и произведению потомства, умножающему воинство доброго начала. Зороастризму всегда был чужд аскетизм и подавление плотского начала.
   Для обрядовой практики зороастризма характерно поклонение четырем стихиям природы, составляющим первооснову мира - воде, огню, земле и воздуху. Особое место в культе зороастризма принадлежит огню, за что его последователей ещё называли огнепоклонниками. Огонь признаётся "очищающей силой", ему воздвигались алтари и целые храмы. В храмах зороастризма всегда горит вечный огонь.
   Зороастризм запрещал погребение и сожжение тел умерших, ибо это "оскверняло" бы землю и огонь, и предписывал доставлять их высоко в горы для поедания хищными зверями и птицами. До сегодняшних дней сохранился древний погребальный обряд: трупы размещаются на нескольких ярусах "башни молчания" - дакмы, где их поедают птицы, а очищенные от мяса кости ссыпаются в глубокий колодец в центре башни. Тем самым достигается то, что ни с одной из "чистых" стихий "нечистый" труп не приходит в соприкосновение.
   Зороастризм признает существование души и потусторонней жизни. Страж "загробного мира" Сраоша, отделяет праведников от грешников, проводя первых по узкому мосту над пропастью в царство блаженных, а грешников отправляя в ад для их "очищения" огнём.
   На протяжении веков зороастризм менял своё содержание, порождая из себя свои разновидности. Так, в 6-4 веках до н.э. в связи с укреплением деспотической Персидской империи возник маздеизм, родственное зороастризму религиозное учение, которое, однако, уже не упоминает самого пророка Заратуштру как посредника между богом Маздой (Ахурамаздой) и правителем страны. Маздеизм возвышает культ одного бога над всеми прочими богами, запретив в конце концов поклонение дэвам, этим племенным божкам, поклонение которым было запрещено и зороастризмом, но продолжало существовать как пережиток. В отличие от зороастризма маздеизм не запрещал захоронение умерших в гробницах.
   В таком обличье (как маздеизм) зороастризм даже выступал как государственная религия, стоящая на страже существующего порядка и власти царя.
   Позднее, к концу первого тысячелетия до н.э., из него выделилась религия митраизма, где полномочия Ахурамазды перешли к одному из второстепенных богов зороастризма Митре, который стал всё больше считаться не просто добрым духом, а создателем вселенной и её спасителем. В таком качестве митраизм даже послужил одним из духовных предшественников христианства. Дуалистические представления зороастризма ещё длительное время продолжали оставаться питательной почвой для появления других религий (манихейства) и так называемых ересей внутри христианства ( павликиане, катары, альбигойцы, масоны).
   С середины седьмого века новой эры после завоевания Ирана арабами господствующей религией там становится ислам, подвергший зороастризм гонениям и истреблениям, Остатки зороастрийцев после долгих лет бегства и скитаний нашли приют в основном в Индии.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   3
  
  
  
  
Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"