Фотографии... они как машины времени переносят нас в прошлое. Вглядываясь в запечатленные лица, в обстановку, проникая в сюжет, мы ощущаем на себе завораживающее дыхание времени, как дыхание дракона. Этот дракон дышит на нас и молчит, и мы, смотрим в его грустные глаза и тоже молчим. Кто-то плачет, кто-то вспоминает события, кто-то пытается извлечь для себя пользу... кому-то просто нравится смотреть на картинки. Вот и автор "рассматривает" фотографию в своем произведении соразмерно своей натуре и настроению, он склоняется к портретной и пейзажной лирике и к бренности мирского бытия, связывая их с надвигающейся первой мировой войной, и оживляя картину своим присутствием и сочувствием. Как экскурсовод в музее автор привлекает наше внимание к различным деталям сюжета, поясняет их, вносит некоторое своё видение картины, где-то не договаривает, позволяя читателям самостоятельно домысливать. А если домысливать нечем, или вас не интересуют картины и события прошлых лет, то можно прислушаться к живой и легкой речи экскурсовода. А если и это вам не нужно, если вам нужна яркая реальность, или манящая интригующая перспектива, то можно просто обратить внимание на красивый русский язык и красивый стиль изложения, который не так уж часто встречается, имеется в виду сетепроза. В любом случае издержки не значительные.)
Затрудняюсь сравнивать это произведения с какими-либо другими. Такое впечатление, что это произведение написал поэт или художник, для баловства... нет, не для баловства... для души наверно, своей и еще чьей-нибудь, с надеждой, что обязательно кому-нибудь понравится.
Основная идея произведения - с любовью всмотреться в нашу историю - историю России, чаще вспоминать про неё. История России - это очень интересно.
Есть одна единственная особенность произведения, которая мне не очень нравится, но о ней скажу в самом конце, а сейчас пройдусь по тексту и позволю себе высказать свои впечатления от прочитанного. Возможно в них содержатся крупицы того, что можно было бы дополнительно затронуть в произведении. Если они покажутся вам чересчур пафосными и глупыми - не обращайте внимания - это произведение меня настроило именно так, и менять себя не буду. Особенно глупое слово "прочувствовать" я вставлял без стеснения, находясь под впечатлением картины, обласканный словами из эпиграфа: "...над вымыслом слезами обольюсь..." ). К слову сказать, Пушкина полностью здесь поддерживаю, но привношу дополнительно от себя каплю иронии, да простит меня автор. ) А вот с Петрарком у меня совсем плохо: грустновато, не хочется его принимать.
"Лето крайнего и последнего благоденствия"
Хотите - режьте меня, но напомнило учебники истории в школе, потому что в них пестрило от цифры 1913 (именно эта цифра изначально, не учитывая спортивного интереса, и привлекла мой взгляд к произведению, которое решил прочитать для восполнения своих пробелов знаний истории). Все экономические достижения двадцатого века отсчитывались от 1913 года, как года самого благополучного в царской России. Сравнивая колонки в таблицах учебника школьники соображали: "о! как мы далеко шагнули вперед! в 1913 году выплавлялось стали в сто двадцать три раза меньше чем сейчас! смотрите какими мощными темпами развивалась социалистическая экономика!". Тьфу...- За цифрами и фамилиями политических деятелей совершенно не воспринималась сущность того времени. Никто и не пытался толком, простыми и красивыми словами, как автор, вложить в головы самое важное из школьной истории - почувствовать то время, оказаться на мгновение в том времени, увидеть его и, главное, полюбить. Никто не научил любить прошлое. Потому что - прошлое было буржуазным, а буржуазия эксплуатировала крестьян и рабочих, угнетала их, ничего хорошего в прошлом не было, а сейчас у каждого счастливое детство и счастливое будущее. - Так меня учили истории. Может конечно и не так, но осадок то остался.)
Произведение хорошо настраивает читателя на 1913 год.
"Тихий предпогожий закат омрачался вмешательством знаков и фигур, раздражительно менявших очертания, словно писавший черным по алому, отчаивался, ужасался непонятливости этих групп и сборищ внизу".
Через год начнется война. А что мы знаем про те войны? Хорошо если вспомним, когда и с кем воевала Россия. Гражданская и Великая отечественная - не в счет: масса художественных фильмов и литературы, таких, как будто сам побывал на фронтах, и с Жуковым, реже с Чапаевым, в атаку ходил, в тылу снаряды делал. А спросите, например, помнит ли кто-нибудь имя русского генерала первой мировой, которым нам можно было бы гордиться? Только берем по большому счету! А главное - за что Россия кровь проливала? Не воевала! а кровь проливала?? А если этого не понять, тогда как можно понять за что сейчас можно кровь пролить, если конечно потребуется? и за что недавно пролили? А что бы понять это, надо прочувствовать и полюбить историю. Вот такое прочувствование имеется в произведении. "Имеется" конечно громко сказано, но хотя бы импульс для мозгов дает, заставляет чувствовать о том, что мало мы чувствуем свою историю.)
"Трех лет не прошло, как умер великий мучительный человек, они уже освоились с грандиозностью его ухода прочь, без гнета его постоянного назидания и укора втайне им полегчало, но и страшно становилось от покинутости им на беспризорную свободу."
Толстой! гигант мысли! Очень хотел бы я понять, какую роль он сыграл на рубеже веков. Мало мне знать, что он был великим писателем и великим философом. А вот какой авторитет у него был в обществе? - я не могу сказать, я не знаю, но сейчас почувствал, что это был наивысший человеческий авторитет.
По-моему в обществе всегда есть высшие человеческие авторитеты. Для меня это были Сахаров, Собчак, сейчас Солженицын. Они имели мужество не врать нам, говорить прямо, точно и без лукавства о важнейших вопросах истории, и что самое примечательное - говорить "громко". Это очень важно, чтобы все слышали, не "мямлить". Я хочу знать всех высших авторитетов (кто бы сказал, где про это прочитать, эх...). Думаю их не так много, к сожалению. Я хочу их почувствовать, а через них почувствовать то время, в котором они жили. Толстой, полагаю, один из них. А до него кто был? - автор невольно озадачил меня этим вопросом, который я сам себе придумал со слов, вскользь брошенных в тексте.
"Это был доброкачественный, добропорядочный, двояко отчетливый круг: средне-высший, статско-военный, замкнуто-широкий... ...чтобы любить их, любоваться ими...".
Хотел бы я сначала знать, в чем заключалась в то время доброкачественность и добропорядочность "круга лиц". А уж чтобы любоваться ими, нужно сначала опять же полюбить свою историю, полюбить всю Россию, и плохую, и хорошую, и ее славу, и ее позор. Да, и позор тоже. Его я тоже хочу знать, и называть его не как-нибудь витиевато, а прямо, и с болью в душе - Позор, чтобы никогда, самому хотя бы, не позориться и не унижаться! )
"Только они смотрят в объектив, только для них это важно."
Этот офицер один из всех, запечатленных на фотографии, предчувствовал надвигающиеся тяжелые перемены в России и в мире. Он не привык к праздной жизни, он из тех офицеров, которые верой и правдой служили Отечеству, и назавтра он уже убудет в действующую армию. Его тревога каким-то непостижимым образом передалась молодой даме. Только через год ей станут понятны лишь некоторые слова, случайно оброненные им в тот теплый вечер. А вскоре она первая прочтет имя этого офицера после непонятного заголовка "С ТЕАТРА ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ", первое в списке убитых. Этот взгляд офицера, со слов автора смотрит с фотографии как будто и на меня тоже.
"...через малое страшное время от всей ее прелести и гордыни останется обрывок тюля, осколки зеркал, букет анютиных глазок, раздавленный пьяным подкованным каблуком."
Все будет сломано! а на обломках вспыхнет братоубийственная война! - При всей своей трагедии это еще и позор всей России. И назовем позор своим именем, и с болью в душе полюбим его, потому что он есть часть нашей истории. Это позор и для тех лиц "доброкачественного, добропорядочного, двояко отчетливого круга: средне-высшего, статско-военного, замкнуто-широкого", потому что при их жизни все произошло, на них были надежды. Раньше времени, видимо, ушел Толстой, "осиротела" Россия. Не нашлось больше авторитетов, чье слово способно было вывести на путь человеческий. Не нашлось.
"Я привыкла ко всем участникам фотографического сюжета, привязалась к..."
Автор на протяжении всего сочинения оберегает "участников фотографического сюжета", потому что любит и уважает историю. Зачем же менять свои давно сложенные образы, тревожить их теми событиями, о которых они еще даже не догадываются? Я тоже люблю историю России, но так уж жалеть участников сюжета не стал бы. Во всяком случае, жалеть того офицера, который смотрит в объектив. Я верю в него, он выдержал бы мое вмешательство во время. Во-первых, он офицер, а во-вторых, он, я убежден, сильная личность. Попросим его ответить и объяснить: что творилось в 1913? Пусть он восстанет и скажет без лукавства "что было и чего не было"! Пусть он скажет нашим офицерам, что такое офицерская честь, что значит служить Отечеству. Он мог бы еще что рассказать, пока я занят этим произведением. Конечно, через час я забуду, этот разговор захлестнет первая же вспененная волна действительности. Но я обещаю тебе, офицер фотографического сюжета, и Вам, уважаемый автор сочинения, что вспомню, обязательно вспомню про вас.
"Жизнь - что? - она заведомо посвящена России, но и Россию они проиграют. Или нет?"
Нет. Этот вопрос не для нас! Мы будем любить свою Историю, и любить всю Россию - и плохую, и хорошую. Потому что у нас есть это замечательное сочинение, у нас есть замечательные авторы.
"Мне жаль прощаться с ними, но я оставляю их не на растерзание грядущему, а разгару лета и беспечного пикника, вблизи породистых вин и десерта, увенчанного ананасом."
Добавлю от себя. Спасибо, что напомнили нам про историю. Когда читаешь подобные сочинения, увлекаешься, рука сама тянется к учебнику.
Такое впечатление, что автор, как экскурсовод, сейчас перейдет к следующей картине. А мы за ним.) Интересно же слушать. Автор-экскурсовод будет обращать наше внимание на детали сюжетов картин, а мы будем слушать, слушать и удивляться: "ну надо же! как оказывается все красиво! никогда бы сам не додумался!" Или: "какой я отсталый! только сейчас узнал такие очевидные вещи!" ))
И в заключении.
В конце концов, зачем нам все это нужно? Вот здесь у меня приготовлен минус автору, хотя мне лично произведение нравится. Противоречу самому себе? Может быть и так. Произведение нравится, но считаю его какой-то игрушкой, типа этого. Или просто красивой картинкой. Картина фотографии! Фотографии делают на память, а картину фотографии куда пристроить? Широкому кругу читателей вряд ли она будет нужна, так думаю. Рад бы ошибиться.
Полагаю, что это произведение отлично можно использовать в качестве учебного пособия, по русскому языку например. )
Признаться, не совсем удобно критиковать данное произведение, потому что сразу видно: автор - профессионал. Да, наверно, это и не критика совсем, а так, скажем соучастие), "...над вымыслом слезами обольюсь..."). Но и профессионалам надо давать взбучку, если они того заслужат, чтоб кровь играла.)))
Автору полный респект, побольше Вам читателей. Остальным - спасибо за внимание.