...где-то на втором курсе музыкального училища заплакал на уроке музлитературы от исполнения Рахманиновым Второй сонаты Шопена. Лабухи-однокурсники оторопели и не додумались заюморить ситуацию, а вальяжный препод Алексей Николаевич, сдувая пылинки с коллекционной пластинки, растроганно заметил, что сегодняшний урок утишил его сомнения в выборе профессии.
Больше, исполняя или слушая, я не плакал. Профессия въелась в поры и закрыла детский родничок. Наслаждаться музыкой стало невозможно: под черепом зудел гном-счетовод: здесь валторны-шкварки опять сфальшивили, там скрипки пассаж проблеяли, здесь - фразировка, там - звуковые планы, здесь -там...
Музыку не объяснить словами. Поэзию - не текст - кстати, - тоже.
В шахматном блице на всю партию тебе отпускается пять минут. Кто блицовал, тот в теме: первый пришедший в голову ход процентов на восемьдесят и самый верный. Технологическая раскадровка стиха и поверка алгеброй гармонии вряд ли должны тяготеть над послевкусием первого взгляда. Который не от ума, но - от чего-то неуловимого.
Пятигорский поэт и музыкант Олег Болквадзе, в определённых кругах известный как ППС (Простопьяныйсвин), как-то высказался по брюзжанию мэтров: за...долбали, мол, своей мудро(ж)...стью - стехи не стехи... Поэзия - это то, что торкает, торкает - значит, стихи!
К чему это лирическое вступление? - Попытка определить для себя некий камертон в оценивании конкурсных работ. Суть стиха всё-таки в междустрочье, в той ауре, которой и определяется понятие поэзии. Техника архиважна, но к сути она лишь прилагательное.
От этой печки и попробую танцевать, раз уж повёлся с подачи Светы Герш на су-действо. Разумеется, любое моё суждение не более, чем моё. С позиции читателя и любителя стихоплётства.
Вначале плакаль, решив, что милая Светлана, которой я надоел своими ехидными коммами, так изысканно мне отомстила, ввергнув в мизантропию. Затем костерил любезных коллег-преноминаторов, честно - по поставленным формальным условиям - пропустивших девятый вал пены, не заморачиваясь хотя бы приблизительной планкой качества. А когда подсчитал (ну как тут без арифметического зуда) собственные цифирьки, то в зоне "отлично" (20-17 баллов) оказались 9,3% cтихов, "хорошо"(16-12) - 31,2%, "удовлетворительно"(11-7) - 31,6%, "плохо"(6-1) - 27,9%. Из чего приходится делать выводы, что или конкурс удался, или я покладист и пушист, или арифметика прикалывается...
Поэтому читаем некоторые перлы:
"А я кружусь душой и сердцем".
"И снова сопли я в платок
Движеньем пальцев рук скомкАла" (ударение - авторское).
"И грусти дым вокруг меня
Уже двадцатый раз витает.
Болезнью лёгкие пленя,
Собой одежды напитает" (как метко заметила сама же авторесса: "сквозняк в голове метался")
"растерзанный кусок души". "Такие мысли долгий путь проделали в народе". "но мы живые. И оставались ими каждый раз". "Маринка мгновенно в спине изменилась". "Бестиею Нэнси сердца стук пронзён". "Не длиннее кофе чашки пития". "гнетущий тон Воткнётся в грудь неровным краем рваным". "Отряхни на развалинах душу, И оставь свою грусть на потом". "И теперь вволю жру только звуки свирели". "Ни то разъяряться гневом и спесью, Оголяя свой справедливый сорт". "И разорвал на ней её либидо". "Вылить свою страсть на эти строки". "И как узнать, кому бывает сладко, Рвать за спиною мясо от костей". "Даже если сама как гитара, Что чужим не даёт напевов". "Трубки мыслей вставлены в вены"...
"Божеобоже, спаси Гюльчатай
За дрожащим воздухом Кара-кум я спрятана,
Вызволи, выпусти меня к людЯм, (гм, опять авторское ударение)
Человекам Красной звезды и мирного атома".
"Сколько надо раскупорить сверх,
Чтобы в капле дождевой, как в лире,
Ноты жизни обрели свой век...
Бесконечная Вселенная супротив песчинки,
Что Землёй зовётся, родиной людей.
Как она прекрасна! Вроде той перчинки,
Что рождает вкус в моём борще!"
"Сумрак выпал в осадок,
Не став туманом...
Но, как ни странно,
Глубиной контраста
Навек объявлен" (в комме спросили: "Что курим?")
"Встань с колен, наступи на землю стопой,
Пни бутылку ногой
И выброси плэйбой".
"Тогда приходит моя Боль,
Ножами тычет куда зря,
А сожалений... нет, не ноль,
А сожалений уйма, тьма".
"Мне подарили лошадь с крыльями.
С её повадками кобыльими.
Я впал от этого в экстаз,
Кто был той лошади Пегас?"
"стихи мне посвятят потомки
за то что здесь
я бился так об тэйбл долго,
что бедный фэйс".
"Тяжёлый воздух
Опалил смолой,
Дохнул ветрами,
Задрожал стеной
Из воздуха".
"Всю жизнь в конвульсии искал
Должно быть то, что сгинуло в клейме оттенков,
Но приютив трильоны гамм.
Сегодня я бьюсь головою в эту стенку,
Пусть вечно солнце светит вам".
"Зачем Луна пускает тени
Мне в голову, закрыв просветы?"
О, бедный фэйс... Остаётся только подвести черту под этим головобоем - заглавием же стиха одной авторессы: "Веселие Сменилось Истерикой Души".
Поэтому - о хорошем: взгляде и мыслях.
Ведех Диана
"И одиночество - абсурдная цена
За право не ложиться до рассвета"
Ледащев Александр Валентинович
"Больше всех тебе написано стихов,
Меньше всех ты этого достойна"
Волков Виталий Александрович
"Как сладко чувствовать - ещё живу,
Как горько знать, что скоро - возвращаться"
Манаков Кирилл Янович
"Успеть бы только оглянуться,
Себя прочесть в одной строке..."
Кривчиков Константин
"Душа трепещет от озона
Назло озоновой дыре"
"Ждёшь звонка, как похоронки:
От друзей - одни воронки"
Та Сима
"Ты - одиночество жжёной бумаги"
"И нежность мою, как желания многих,
Ты всем, кому должен, навеки простил"
Белова Алла
"Придёт усталость, запятой
Свернётся рядышком со мной"
Димакова Ольга
"от добродей"
"Ведь бог любви, как старый ростовщик,
Взыскал с процентами одолженное счастье"
Фёдоров Кирилл Владимирович
"я наискосок
лежу, как пережаренная гренка,
и превращаю мысли о себе в песок"
Леви Геннадий
"Лист клёна, вдруг ставший закладкою книжной
И новой морщинкой на старом лице"
Инна К.
"Как свечи, в вечность выгорая,
С алтарною боролись тьмой"
Огородникова Наталья Алексеевна
"...тихая печать
Молчания
лежит на тех движениях
Души,
которым нет ещё словесных выражений"
Беляева Светлана Михайловна
"Я просто слова, что не стали стихами"
Емец Сергей Александрович
"Ты убираешь золу между нами"
Черсков Сергей
"Снег - билет несчастной лотереи,
Порванный на мелкие клочки".
"Но мешает веселиться
Стряхнувший небо с крыльев мой журавль,
Рыдая над задушенной синицей".
Некоторые приличные рифмы среди (почему-то) моря разливанного лишь по ударной гласной:
К сожалению, ранее автора не читал. Сразу: "из серебра его ребра..." - флейтовым язычком тронули мелодию. И - полетевшая графика текста, вспыхивающие искорки рифм, гибкая, "женская" интонация, танец огня и воды. Может, опустить бы две последние рефренные строки, не вколачивать, а оставить додумывание, кто кому - подножку с мозгами-то...
Квадратура круга? Несколько не в стиль автору "ночь-прочь". Начало прелестно: "и не кончается строка от самых точных препинаний". Философия с женской колокольни - трепетностью и вернее, хотя "и кровь всегда течёт по кругу" сурьёзно как-то: жизнь - это, скорее, выламывание из предопределённости. Может, опять-таки, опустить последнюю рефренную - тяжеловатую - строку, многоточием под зачин дать надежду на некармичность.
Действительно - и не только названием - блюз: размером-ритмом-интонацией исчезновения. Какие, нафиг, "заигрывания с прозой" (комм) - глоток поэзии! "жизнь - страница многоточий"! У автора есть собственный стиль и манера (несколько рядом с красивостью иногда).
Если "зима сомкнула створки" у жемчужницы, как можно любоваться перламутром, да ещё (под рифму) на пригорке? как "хрустально-голубого неба ясен полог" при мягкой мантии укутанного смогом города? Вывод последней строки - то ли в лес, то ль по дрова: мудрён и тёмен. Жаль, но неудачно. Кроме названия - может, в нём и ключ к неясным переливам?
Психологически тонкое стихо, импровизация за жизнь: всё те же маски и персонажи commedia dell"arte, сквозь ироничность игры-буфф, когда уже так рядом "мене, текел, Фарес", пробиваются женские мудрость и трепетность "- Пожалуйста, прости меня, мой милый!" Есть изыск в рифмовке русских и иностранных слов: марте-dell"arte, старость-фарес. Чуть-чуть, на мой вкус, вычурно "Нападались телами на росу".
Интересные качания размера и "хромота" ритма, графика текста с торчащими перекладинами строк как зримое образа: перекладина горизонта, превращающая в кресты падающих с высоты. И философски язвительное толкование Хароном, в первом веке ещё стоящим враскоряку между римскими богами и Богом, сути наступающего Триединства: "Стикс, переправа и я". В данном стилевом контексте несколько инородны разговорные "расстояньем-касанья".
Зримость афористичных деталей бытовой картинки делают её слепком жизни. И восходящей метафорой - от бытья к бытию. Взгляд: "Сосед с утра бортует колесо - Весь двор уже икает на две четверти", "В окне напротив внука делят поровну Две толстые матроны неглиже" (рискую "оскорбить", но моя похвала за отсутствие предлога: увы, даже грамотные авторы частенько спотыкаются на этой фишке).
Тот случай, когда сознательно выстроенная мелодрама не разжижает чувства, но торкает душу. Техника не торчит, а катит образ: даже удлинённые послерифмовые строки - безнадёга... Из профи-надуманного разбора в одном из коммов можно согласиться с одним: "строй лекарств на тумбочке. Морфин мамин, упаковка барбитала... Я люблю её. Но так устала..." - понятно, кого любят, но...гадкий русский. Не совсем понятно, почему в высшей степени профессиональный и грамотный автор не правит корявость.
Тоже новый для меня автор - и сразу покорил своим пасторальным циклом. Что и мне стало в удивление: обычно я влюбляюсь в что-то более бурное. Слог и профессиональная инструментовка-звукопись - просто чудо, с вкуснющей народной наигрышностью. И всё в строке-штрихе льётся безыскусственно и ненатужно - без "сделанности": аллитерации и ассонансы не переедаешь, о природе - без ахов и пафосных красивостей, а из нутра и вершинно. И в щемящем единении целого с его частью - человеком:
"Сосед-старик в тайгу спешил.
Там черемша.
Ну хоть какие-то гроши
Позашуршат."
А значимость чувства не как в текстах некоторых сишных корифеев: с назойливой прописной любого слова и кучей восклицаков - а под удары сердца:
"Ты. Девичество.
Тишь. Молчание.
Электричеством
Рук касание..."
Рифмы - объеденье: не только созвучат ударными слогами, а и хвостиком до: "По осоке - соло сойки", "охотится - Звездоходец ли?", "Звёзд на зависть Скор засов. Звукозавязь Зорь-засонь..."
Автор - профессионал, для которого слово - главный повод и аллюзия для самоедского вопроса "зачем?" Маска - его роль, призма оттенков - его мысль. Искренность предела, лёгкость и грусть - дымком сигареты. Парадоксальный метафорист, мастер перепадов. Каждая строка - что камешек в воду: круги, круги...По Чвакову: "он горазд высверливать слова". "где б найти от творчества лекарство?"- фигушки, Холмс... Не кокетничай. Терпи.
Та же тема - кому нужна поэзия, господа... "от взрывов оцинкованной(!) тоски... природа выкорчёвывает жизнь, разглаживая кожу против шерсти, а ты стоишь и пялишься. молись!" Естественное сопряжение бытовой детали и поэтической иллюзионности, какая-то калейдоскопичность образов на стержне ума - вот авторский взгляд.
С философическим изяществом - о любви. "тонкое желание - с неба спрыгнуть вниз", "душит бес сомнения, а за ним бессоница, а за нею мы с тобой - в поиске двоих". Здесь не судить-рядить - цитировать надо и восхищаться.
Проще, и взгляд на природу - человека с асфальта. Показалось, что стихо в большей степени написано под аллюзию предпоследней строки: "Я не люблю дожди в начале мая". Со своим поворотом, конечно.
По приходу моему на СИ я, не зная здешней манеры общения, молча глотал авторские странички - целиком. С глыбы под именем "Чваков Димыч" скатывался столько раз, что заржавело самоуважение: ну, ептыть, только сотню одолеешь, а сверху уже накатили столько же: от частушки до симфонии... Димыч настолько талантлив, что даже сам себя может закопать. Он как пушкинский импровизатор, кажется, даже говорит столбиком. Тем - тьма! Но одна ассоциация тянет другую, а репка... не тащится: переполифонило. Читателя. "Я странно приловчился изъясняться... Халвою с лукумом и прочим щербетом моё осознание жизни задето"(ЧД). А может творческий разброс "механизатора широкого профиля" и должен быть у настоящего поэта? Он ещё и "ничей" - не душевник, не модернист, не пейзажист, не философист, не гламурист... - потому что может всё, разве что не последнее. Не электоратные стихи. Мысль обгоняет иногда даже поэзию. Нефильтрованную. Автор по-настоящему стилен, сложен и новаторист. Удивительная точность слова, профессиональный писательский объём творчества. Язык - от говоркового, песенно-житейского, льющегося до вязкого умищного, взахлёб и перехлёст. Безразмерность формы - то есть на форму не оглядываясь.
"нас попытаются выбрать
в светлые духи земли
в тонкую плёнку фибры
тремор любви залить" -
эх, Димыч, ты же поэтище, только и горЕ помене бы журналюговости. Это же что может на гора выдаваться, если без расбрасывания...
Да, а по "сну..." лучше автора и не скажешь: "Модальный сюр пустых сопровождений".
А здесь мне надо забирать своё пожелание, потому что такими журналистскими (и житейскими) зарисовками подпитывается ремесло. Лирика простая и мягкая, и энциклопедичности нет урона. Даже три подряд (жжуть!) рифмованных глагола в одной строфе - пофиг, ибо звучат. А интонация - ах, где нас нет в обманке-полустанке - с нами лишь и остаётся.
Какой ручеёк-смычок: "на ель он еле взгромоздил... нелепые... и ел... лесного... человека... ангел... следы... лети-лети..." - вряд ли автор специально сделал такую сквозную инструментовку, просто слышит хорошо, и смычок виртуозный. И что есть творчество: зуд души, любовный амок... но через кроны, птиц и ангела таёжного - к Богу. И не за бороду схватить, а - на ладони.
Вот здесь Димыч в истинной, хочется думать, своей ипостаси: "Я три тельняшки порвал за державу". И что плести о рваном метре да смыслом вычеканенных рифмах "наждачных-ноги дачные", когда эти строки о наших бабушках и матерях - золушках соцочага, мадоннах октябрьских календ и квадратуры круга... И писано по авторской же формуле: "Душа умирает, если не кровоточит". Одна из трёх моих "двадцаток" - за это стихо.
Если взглянуть на текст как на школярский анекдот или нешколярскую сатиру на новошкольные задачки, то - почему бы и нет? Не заморачиваясь попыткой искания нового смысла по названию. А просмотрев видео, где милый юноша Андрей Чайкин читает эту страшилку, и почитав несколько десятков опусов, подумаешь, что он несомненно талантлив и стоек в праве не нравиться низшим поэтическим расам. Точно также - и трафаретен в приёмах понимаемого им модерна.
Рифмы "три буквы-сто рук вы", "чайки-на чай.Кий" - хорошо, "тяжко-с натяжкой"- киевее. "чайки и по латыни будут чайки" - штамп "и в Африке", по крайней мере, точнее. Цепляние двух строк за "Летают" умно, но далее смысл съезжает. И "чирки эрогенно" не вытаскивают.
Простой и лёгкий, прозрачный слог. Его пейзажную картину "И вновь оближет солнце душу луча щенячьим языком" повесить бы на стену в комнате - усладой глазу и душе.
Когда снится, что летаешь... можно грустить о несбывшемся, но грусть светла, и жизнь только благодаришь. Есть мелодия, искрят афоризмы. "Волшебную шагрень всю извела на сбрую: потише пыл страстей - богаче звукоряд". "Коробка скоростей" жаргонно понятна, но "передач" - точнее.
После афоризма Улисса "Научи меня жить,- не имея для жизни причин" опасливо начал читать навеянное его стихом. И - чеканные, весомые строки мудрой женщины, в какой-то мере просветлившие мужское наше нытьё не ходульным позитивом (ну, разве что чуть-чуть), а сбережением энтой самой жисти. Не по принципу "не верь. не бойся, не проси" да не "чтоб не помнить любви и добра" - а противу того.
"Научи при разладе не сметь самолюбия ради
за свою правоту поплатиться ценою любой" - всё стихо можно цитировать.
"сообщила-тоскливо", "модестом-сердце", "стола-холма" - рифмы подразумеваются только автором,
но - "книксен-истин", "выборы-вышгород", "укутывая-кому-то", "яичный-лишними" - уже тоналя отзвуком.
Размеры так хромают, что это и не замечаешь.
"притяну голову к своему плечу
поцелую нежно в любимый лобик
ты поймешь как сильно я хочу
идти с тобой по одной дороге" - вполне может тянуть и на перл.
"говорят эндорфин вырабатываемый при любви убивает микробы интересно заболеем мы или не заболеем", "берёзы... смотрят чёрными щёлочками", "мы нашлись только потому что не нужны кому-то мы пишем друг другу потому что любви у нас впроголодь", "в наших отношениях слова не могут стать лишними потому что только в словах они существуют" - и что это такое, в чём аура, почему этот беспрепинаковый мелодраматизм торкает, чёрт меня дери!? Стихи эти - поэзия, смею думать, но объяснить их не могу. И не хочу.
Рафинированный шармом декаданса и утончённостью деталей-почти штампов сонет. Понравилось - при всём мелодизме языка и вялости эротики - самое не гладкое:
"Из блуда высечь искры серебра, Из серебра тоски сплести цепочку" - как импрессионистски тянутся "с" сквозь стихо. "серебра-резеда" выпадает из скольжения, но не умаляет красоты штучной работы. Но этот флёр... и не дотягивает до тематического посыла названия.