Кононов Сергей Андреевич : другие произведения.

Виртуоз

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    История о том, как простой парень по имени Влад не мог найти своё место в жизни, для чего обратился за помощью...

  
  Виртуоз.
  
  Посвящается всем, кто ищет своё место в жизни
  
  В Петербурге, на пересечении улицы Дыбенко и Проспекта Большевиков, жил весьма трудолюбивый парень. Владом звали, а полное имя его - Владислав Мечеславович Трубов. Он только что окончил университет, и теперь ищет работу.
  Парень был рослый, статный и плечистый. Голова обрита наголо, толкачом, с синевой на месте обритых волос. Бородёнка испанская, тёмная, как и карие глаза. Сам Влад (так его звали и родные, и друзья) был к тому же мускулист - и не потому, что спортивный, а потому мускулист - по природе. Дар редкий, а так удивительный, что не всякий в него поверит. Не каждому посчастливится быть таким от природы, а не потому что развился, чтобы добиться нечто похожего.
  Обыкновенно Влад носил чёрную майку, кеды и широкие спортивные штаны, часто его замечали с наушниками в ушах, через которые он слышал всё так же хорошо, как и без них. Впрочем, понятное дело, что это не постоянный его наряд. По ситуации, по какому-нибудь случаю он его менял. А этот - наиболее его узнаваемый.
  Из всех странностей Влад имел одну для себя характерную. Когда он говорил убедительно, он ставил руку перед собой, и три пальца соединял в одной точке, словно перекреститься хотел, но держал сей жест книзу. Иногда он слегка тряс, и всем тогда казалось, что Влад пытается убедить своего собеседника сильнее. Что же касается речи, Влад, по свидетельству преподавателей и друзей, владел "книжной" речью, т. е. говорил почти так же, как и персонажи книг знаменитых классиков, правда, со своими заковырками. Матерщины не любил, считал её речью умственно неполноценных. Хотя, по правде говоря, Влад был немногословен, привык говорить мало и нечасто.
  Кстати об образовании. Влад недавно, если быть точным, окончил Академию Художеств. Диплом, разумеется, не красный, но ему хватало и такого (впрочем, Влад всегда довольствовался малым). В академии он пользовался уважением как со стороны друзей, так и со стороны преподавателей. Даже произвёл фурор дипломной комиссии, когда в июне защищал диплом. Дипломной работой у него был городской пейзаж в современном исполнении. Это была серия из семи картин среднего формата, который легко можно разместить в квартирах вроде той, в которой жил Влад. Кроме того, Влад просто делал всё ровно так, как понимал - этим и объясняется ряд причин его многочисленных жизненных трудностей.
  Влад - человек импульсивный и прямолинейный. Он предпочитал действия обдумыванию, а исполнение - спору. Чуть дали ему задачу - тут же берётся её выполнять, даже не спрашивая некоторых нюансов. Нет, не потому, что был глуп, нет. Влад от своих сверстников отличался тем, что искал самые простые пути решения проблем. И на любой вопрос, касающийся его способов решения той или иной задачи, отвечал: "Так проще". Да и спрашивать он не особо любил: в детстве его дразнили вопросами, отчего Влад стал недолюбливать не то, что спрашивать, даже тех, кто задаётся. Но, тем не менее, Влад был отходчив и лоялен, любил зелёный чай с ментолом и щербет. Иногда сам готовил; фирменной его едой были пироги. Причиной его отменного кулинарного мастерства была в следующем: родители Влада часто были в отъезде, поэтому он, пока их не было, таскал кулинарные книги, брал оттуда рецепты и воплощал их в жизнь, пускай и не очень хорошо. Но со временем он освоил кулинарию, и теперь может сам себя побаловать. А насчёт прямолинейности, характерной для Влада, сказать можно одно: Владу проще сделать всё в одном направлении, чем попробовать разные пути. Он неохоч до экспериментов и проб. Влад предпочитает простейшие радости жизни типа пиршеств, музыки, созерцания, рыбной ловли, прогулок. Спорт, мужские и молодёжные удовольствия ему чужды.
  А из серьёзных занятий Влад больше всего на свете любил искусство, рисовать. Очень уж склонен был Влад к творчеству, да и, собственно, легко поддавался творчеству, точно лев - дрессировке. Правда, с этим у него не было проблем в академии, чего нельзя было сказать о ситуации с поиском работы. Не выбери Влад эту специальность, не случилась бы с ним история, о которой до сих пор любят говорить в Весёлом посёлке.
  
  Как уже говорилось, Влад только что окончил Академию Художеств. Родители усердно занимались его воспитанием. Правда, больше отец, ныне вдовец. Матери Влад не видел с той трагедии, которая случилась, когда он ещё во второй класс ходил. Это было зимой, в декабре, когда падал снег, а дороги замело. Дворники не успевали чистить тротуары, потому что снег падал, казалось, без конца, а тракторы едва справлялись со снегом на дорогах. И ещё гололедица, как не вовремя, в придачу. Мать Влада тогда попала в аварию; когда, возвращаясь с работы, она переходила дорогу, в неё, на полной скорости, врезалась маршрутка. Матери Влада разбило голову, и от такой травмы она скончалась в больнице.
   Всё бы шло неплохо, если бы не один конфуз. Влад не смог найти себе работу. Да-да, из всех его родных и друзей только у Влада не было работы, и ему от этого очень обидно, хотя своей обиды он открыто никому никогда не показывал. И, разумеется, эта проблема не давала покоя Владу: днём и ночью все думы лишь о том, как бы устроиться. Чего только не пробовал Влад. Он и к знакомым обращался, и в службу занятости, и на собеседования ездил - всё одно: не берут, да и всё тут! Никому Влад не нравился. В связи с тем, что он испытывал трудности с трудоустройством, Влад становился объектом насмешек со стороны двоюродной сестры, которой давно за тридцать, и которая давно уже работает администратором в гостинице. Да чего уж там она? Брат старший, архитектор с девятилетним стажем, насмехается, что Влад работу найти не может. Отец, хоть и был отходчивый, когда злится, не подумав, посылает Влада то дворником, то грузчиком, то продавцом в магазин. Влад очень на это обижался.
  Из родных его проблему понимала только его тётя, и то не так, как хотел того Влад. Она всю жизнь проработала в отделе кадров, и много раз имела дела с похожими случаями, и посему она привыкла во всём себя видеть главной. Также тётя Влада считает своё мнение единственно верным. Дважды она звала к себе Влада поговорить с ним по поводу его трудностей с поиском работы. Говорила ему про то, что она имела дела с людьми, поэтому может чем-то помочь. Напомнила, что он не должен звонить, а лишь общаться с работодателями вживую, открыто предлагать себя. Кроме того, тётя сказала Владу: снимать комнату где-то в городе, устроиться менеджером. Что же касается работы получше, её всегда можно найти... Оно, конечно, да. Но тётя Влада не учла два нюанса. Первый - Влад презирал профессию менеджера; он считал её профессией без лица, говорил даже, что над ней все насмехаются, в особенности сатирики. Второй - снимать комнату Влад никогда не хотел; мало того, никогда не знаешь, что ожидает тебя за дверью, так ещё и платить за неё обойдётся дороже, чем платить по счетам. Руководить Влад никогда не умел. Он считал себя антиподом своей тёти - если та везде привыкла видеть себя главной, то Влад, напротив, предпочитает быть подчинённым. Причин на то множество. "А ещё начальников предатели убивают", - всегда говорил он, когда перечислял их, причём эту причину он считал самой веской, хоть и называл её в последнюю очередь. Кроме того, Влад считал, что быть подчинённым намного проще, ибо они - рука коллектива. А какой толк может быть от головы, когда нет рук?
  В поисках работы Влад обращался в центр занятости. Полгода туда отходил, а толку?! Либо нет вакансий, либо они есть, но не соответствовали профилю Влада, его специальности. А по специальности были только вакансии для инвалидов. Впрочем, что ни говори, Влад всегда уходил со службы занятости без работы и с кислым лицом, за что получал от отца такую ругань, от которой он не оправлялся неделю. Вообще Влад на замечания и ругань в свой адрес всегда реагировал болезненно. В такие минуты, если, конечно, брать в учёт его положение, Влад чувствовал себя убогим и никому не нужным.
  Но Влад с этим не мог ничего поделать. Он умел только рисовать, творчество - единственное занятие, которое ему нравилось и давалось, как загипнотизированное. И поэтому у него вряд ли нашёлся бы ум найти себе другую работу...
  
  Как-то раз, когда Влад возвращался со службы занятости, к нему подошёл один незнакомец. Тронул его за плечо, а Влад повернулся. Незнакомец и Влад осмотрели друг на друга с ног до головы. Незнакомец спрашивает:
  - Ты тот самый Владислав Трубов?
  Влад растерялся. Не знает, как и ответить тому незнакомцу.
  - Я, - наконец, ответил Влад.
  Незнакомец достал из кармана какую-то бумажку, и протянул её Владу.
  - На-ка, - говорит, - тебе просили передать.
  - А кто? - спросил Влад, взяв бумажку.
  - Просто встретьтесь, а там видно будет, - сказал незнакомец, и ушёл.
  Снедаемый сомнениями, Влад нашёл укромный уголок, развернул бумажку, которая на деле оказалась запиской следующего содержания:
  
  "Мне известна твоя проблема. Зайди ко мне. Меня ты найдёшь на Пестеля,
  дом 8, квартира 6".
  
  Влад убрал бумажку в сумку, да пошёл восвояси.
  Пришёл домой. Только на порог взошёл, отец тут же спросил:
  - Снова ничего?
  - Нет, - ответил Влад. - Кое-что есть.
  Отец изумился:
  - Да ладно!? Серьёзно? Что-то поменялось?
  Влад не знал, как и ответить. Недолго думая, он решил схитрить, стараясь не выдавать тайну о письме.
  - Иду завтра пробовать ещё.
  - Ну, иди, пробуй. Авось, что и получится...
  
  На следующий день Влад взял всё необходимое и отправился к тому, кто дал ему вчерашнее письмо. Отца не было дома: он рано уходил на работу, на завод, где бывал до пяти вечера, так что Владу не придётся объяснять, куда и зачем он ходит. Тем более, что в этот день отец Влада уехал к друзьям на неделю, оставив на сына дом и хозяйство.
  Влад нашёл нужный ему адрес. Набрал номер на домофоне, шестая квартира.
  - Да? - ответил ему голос.
  - Вы, - нерешительным голосом проговорил Влад, - отправили мне письмо о встрече...
  Его речи прервал писк, доносившийся с того же домофона - знак того, что дверь открыта, можно входить. Нерешительно, рискуя попасть в западню, Влад вошёл в подъезд. Он взобрался по лестнице до этажа, где находилась шестая квартира. И ещё оглядывался - не дай бог, что. Вдруг он шелохнулся, когда почти дошёл до нужного этажа - его спугнул щелчок, который издают замки, когда их открывают. Влад прижался к стенке, крадётся. "Засада?" - подумал он тревожно. Он глянул из-под лестницы наверх - видит дверь с шестёркой на верху, чуть приоткрыта.
  Не успел дойти Влад до двери, она распахнулась пошире. От испуга Влад сделал два шага назад. Но вскоре застыл, сначала от испуга, не зная, что будет, а после - от изумления. Дверь ему приоткрыла девушка восточноазиатской внешности. Росту маленького - её голова едва ли доставала плеча Влада. Глаза карие дочерна, почти по цвету волос. На маленьком носу очки в чёрной оправе. Разглядев друг друга, Влад и девушка улыбнулись друг другу.
  - О, Влад, - сказала приветливо девушка.
  - Катька! - радостно в ответ произнёс Влад.
  - Что ж ты тут стоишь, проходи.
  И Влад вошёл.
  И кстати об этой детали. Девушка эта - однокурсница Влада, Екатерина Пак, среди своих - просто Катя или Пак. Судя по внешности и фамилии, её предки родом из Кореи, о чём она сама неоднократно упоминает. Гордится она также тем, что её бабушка во время депортации корейцев в СССР на глазах у семи детей в одиночку отгоняла разъярённого медведя. Сейчас она работает в бюро средового дизайна, где, между прочим, добилась хорошей должности - визуализатора. Катя имеет сына четвероклассника, хотя она с мужем давно развелась, и теперь живёт одна с сыном. Временами их навещает бабушка - родная мать Кати, реже - Катин брат, Виктор. Катя отличалась весёлым нравом, любила кино и чай с бергамотом. Скромна в громкости голоса и словах, когда серьёзна или скучает - эту черту трудно забыть, особенно если шесть лет с ней вадишься.
  В квартире у Кати чистенько и уютно, как в хорошей конторе. Светлые обои, мебель, ламинат. Влад с Катей сидели на кухне, потягивали чай с бергамотом и болтали о том, о сём. Наконец, Влад вспомнил про письмо, посланное именно с этого адреса.
  - Так, значит, это ты прислала мне это письмо? - начал, было, Влад.
  - Я, - ответила Катя. - У тебя ведь проблема с работой.
  - у вас есть место?
  - Нет, к сожалению.
  У Влада тут же пропало настроение.
  - Зато есть один способ. Он, конечно, потребует немного времени, но результат будет стоить того.
  Влад прислушался.
  - И что это за способ? - поинтересовался он. - Снова какие-нибудь курсы?
  Катя зачем-то оглянулась по сторонам, и вдруг спросила:
  - Ты в универ ходил, ничего такого странного для себя не замечал?
  - Нет, - ответил Влад, немного почему-то насторожившись. - Только в универе... короче, везде, где бы я ни появлялся, всюду вижу каких-то тварей. Они следуют хвостиком за кем-нибудь, садятся ему на шею, голову. Они есть не у всех, а только у кого-то определённого человека. Я не знаю, кто это, но я прихожу в шок, когда вижу их...
  - Всё понятно, - перебила Катя.
  - Понятно что?
  - Ландо! - Катя позвала кого-то.
  Влад остолбенел. В мгновение ока перед ним промелькала чёрная большеглазая змея в розовую полосу и с погремушкой на конце хвоста. Змея ползла по кухне, взобралась на стул, а затем обвилась вокруг Катиной шеи. Влад начал бояться, что змея вот-вот задушит её. А защитить её не рискует: вдруг ядовитая, укусит.
  - У меня галлюцинации, или я вижу на тебе... змею? - молвил Влад изумлённо, чуть дыша.
  - Это не просто змея, - ответила Катя, поглаживая змею. - Это Ландо, мой ручной Виртуоз, он не опасен.
  - Кто ручной?
  - Виртуоз. Виртуозы - это такие существа, которые привязываются к тому, кто им понравится, и заметно улучшают его навыки.
  Влад изумился ещё больше.
  - Ты хочешь сказать, эти существа смогут мне помочь в поисках работы?
  - Да-да. Именно благодаря Ландо я и пошла дизайн среды. Но вот в чем сложность - видеть их могут только немногие. Ты их видишь, поэтому они тебе помогут.
  Задумался Влад, затылок чешет.
  - Хорошо, - говорит. - Но где мне искать этих... как их... Виртуозов?
  - За ними в одно место надо идти. Я поговорю с друзьями, может, они согласятся взять тебя.
  - А ты?
  - Только они знают дорогу к Виртуозам. Они и меня туда приведи, там и с Ландо мы познакомились. Кстати только они и знают туда дорогу. У меня к тебе такое предложение: встретиться с Виртуозами лицом к лицу. Я попробую уговорить дружков взять тебя.
  Только Влад хотел что-то произнести, Катя его перебила:
  - Если согласятся, обо всех нюансах я скажу на месте.
  - Хочешь сказать, если я с этими Виртуозами встречусь, работу моментально найду?
  - Я не знаю, какова вероятность найти нужного Виртуоза, но результат - гарантирован.
  - То есть, мне подойдёт не каждый Виртуоз?
  - Именно.
  ... Болтали так до самого вечера.
  В десятом часу Влад пришёл домой, и сразу же увалился на тахту, даже не разобрав её. До часу ночи он не спал - всё думал про предстоящий разговор с Катей. А пока думал, твердил про себя одно и то же: "Виртуозы".
  
  В назначенный день Влад собрал самое необходимое и пошёл туда, куда указала ему по телефону Катя.
  Стоял май. Жаркий и пыльный. Несколько недель стоял солнечный день; в небе ни облачка, поэтому солнце припекало, словно летом. Иногда поднимался ветер, гоняя за собой столбы пыли, от которых люди чихали, и которые вынуждали прохожих чаще чистить сапоги и вытряхивать одежду. Хуже всего в эту пору чувствуют себя те, у кого весной обостряется аллергия, особенно на пыль и пыльцу.
  Катя с друзьями ждали Влада на Коллонтае, возле белой "Девятки". Сама Катя сидела в машине, а Влада встретил низкорослый молодой человек с кучерявой, как баранья шерсть, головой.
  - Так, это, - говорит он подошедшему к машине Владу, - тебе Виртуоз нужен?
  Влад растерялся. Ему было бы не очень, если бы Катя не опустила стекло и не высунулась.
  - Влад, - говорит, - садись, Виртуозы тебя уже ждут.
  Влад сел в машину. Поехали.
  Во время поездки Влад усомнился, что едут в обитель Виртуозов. Ему начало казаться, что это просто приятная прогулка по городу, и ничего такого она не предвещает. Из необычного Влад видел только нескольких Виртуозов, которые ползли то по своим хозяевам, то по салону. Не только у Кати был Виртуоз, но и у её дружков. Иногда Влад видел Виртуозов и на некоторых прохожих. Что поделаешь? Влад - один из тех немногих, кто видит Виртуозов.
  Вдруг один из молодых людей протянулся к Владу с тряпкой в руках, говорит:
  - Извини, друг, мы тебе ясные очи-то закроем.
  - Это ещё зачем? - не понимая, спросил Влад.
  - Это специально, - вмешалась Катя. - Не зачем другим знать дороги к Виртуозам. Мало ли что может случиться потом.
  - Эх, бог с вами, вяжите.
  Молодой человек тут же завязал Владу глаза.
  - Не жмёт? - поинтересовался молодой человек, затягивая узел. Влад помотал головой. - Ну и очень хорошо, - радостно произнёс молодой человек, закончив с повязкой на глаза.
  А дальше случилось то, чего не видел Влад из-за повязки. Молодой человек, сидевший за рулём, обождав, когда они прибудут туда, где никого нет поблизости, что-то нашептал себе под нос. Машина вдруг резко рванула вперёд... Её переместило в густую непроходимую чащу. Темно в чаще, даже днём; травы и прочей растительности почти нет, кроме деревьев, листва которых отсутствует. Везде валяются сломанные ветви и коряги. Всё точь-в-точь, как в сказках Александра Роу.
  - Приехали! - объявил молодой человек, сидевший за рулём. И все вышли из "Девятки", предварительно стянув с Влада повязку.
  Влад изумился, когда оказался здесь, в обители Виртуозов, и ещё больше, когда узнал, что остановился именно здесь. "Это и есть обитель Виртуозов? - изумлялся Влад. - В жизни не видел более жуткого места. Никогда бы не подумал, что Виртуозы живут здесь, а не на кисельных берегах. Как они живут, где? Как и что едят? На чём спят? И чем вообще занимаются? Тут же ничего нет. Я бы побоялся обитать здесь, будь я даже Виртуозом".
  - Идём, чего застрял?! - поторапливала Катя, дёргая Влада за рукав серебристой весенней куртки.
  Группа пошла через лес. Катя и её друзья ещё держатся, а Влад боится, хотя виду тому не подаёт. А вдруг разыграли его? А что, если Виртуозы не здесь, а где-то ещё, а его просто сюда заманили, неизвестно, зачем? Иногда Влпд обращал внимание на Виртуозов Кати и её друзей. Он решил, что Виртуозам здесь нравится, ибо они по пути успевали веселиться и о чём-то шептаться. Влад не знал, о чём они шептались, но ему казалось, что Виртуозы или обсуждают свои дела, или говорят про сюрприз, который будто бы подготовили Владу. Это немного настораживало последнего...
  
  Неизвестно, сколько группа прошла до обители. Зато известно, что Влад, когда дошёл до обители Виртуозов, был очень поражён...
  Обителью Виртуозов оказался не совсем лес. Это была опушка, заваленная со всех сторон старыми деревьями, как дачный участок, огороженный со всех сторон забором, так что проход к ней оставался задачей непростой. В этой опушке и жили Виртуозы. Всех форм, обликов и размеров, всех мастей, на любой вкус. Один другого интереснее! Виртуозы прыгали, бегали, и даже летали, рассматривая своих гостей, кто откуда хотел. Покружат возле группы, да обратно или в сторону. "Вот, где все Виртуозы прячутся!" - изумлялся Влад, осматривая не только саму обитель Виртуозов, но и каждого обитателя с ног до головы.
  С приходом группы Виртуозы перестали шевелиться. Они замерли, потупив взор на пришельцах, ожидая, что будет дальше.
  - Ну вот, - сказал кучерявый, - выбирай.
  Влад стоял, как вкопанный. Не налюбуется Виртуозами.
  - Постой, - Катя дёрнула за плечо Влада, как будто бы чувствует, что тот собирается подойти к Виртуозам и выбрать одного. Влад обернулся. - Чтобы, - говорила Катя, - выбрать Виртуоза, надо чтобы Виртуоз выбрал тебя.
  - Как я это узнаю? - поинтересовался Влад.
  - Он - единственный, кто осмелится к тебе подойти. Виртуозы не глупы, они за версту сильные стороны человека чуют. Это раз. Кроме того, Виртуоз, выбравший тебя, даст тебе работу, которая по плечу и тебе, и, в первую очередь, ему. Не зря Виртуозы зовутся по роду деятельности, вроде моего Ландо. На каждую специальность свой Виртуоз. Это два. Теперь третье - не пугай Виртуозов и ничего им не навязывай, иначе они убегут.
  Поняв, что нужно делать, Влад подошёл поближе к Виртуозам. Только сложно сказать, что он понял: он к Виртуозам на шаг, они от него - на десять. "Боятся, - думает Влад. - Непросто будет выбрать его". Тут Влад вспомнил, что у него в куртке завалялась пачка брусничной пастилы. Это будет отличной приманкой для Виртуоза, а точнее - угощением для него. Влад достал ту пачку, распаковал её. Машет ею теперь, Виртуозов поманивает, а те не решаются подходить.
  ...Наконец, вперёд вышел один Виртуоз. Он был похож на небольшого носатого гнома, но золотой и пучеглазый. Глаза, нос, лицо, кожа, какое-то подобие одежды и колпака - всё было золотым. Разумеется, кроме глаз - глаза как глаза.
  Почуяв запах пастилы и что-то ещё, гном подошёл ближе. То же самое сделал и Влад, правда, меньше гнома шагов сделал: боялся его напугать. Так продолжалось, пока Влад и гном не приблизились друг к другу. Едва они сошлись, гном тут же подбежал к пастиле, понюхал её, затем схватил одну и съёл. Понравилось, ещё взял. Всё съел. После гном взгромоздился на голову Влада, да давай плясать и радоваться. За ним следом радовались и другие Виртуозы.
  - Он тебя принял, - заявила Катя. - Тебя принял этот гном. А зовут его Ювель.
  Вспомнив, что на каждое ремесло свой Виртуоз, немного обрадованный Влад спросил:
  - И что это значит? Я ювелиром стану?
  - Тебя выбрал Ювель, мастер ювелирного дела. Он нашёл твою самую сильную сторону, и поэтому выбрал тебя. Теперь ты должен будешь с ним побыть, сделать небольшую работу, которая и тебе, и Ювелю под силу - это укрепит твою связь с Виртуозом.
  
  Влад с Ювелем перебрались в чащу поглубже, причём сам Виртуоз сидел на голове Влада, чем причинял последнему неудобства. Влад, однако ж, терпел, не стал гонять Виртуоза: мало того обидится, к тому же убежит. Поди потом найди его. Ещё сложнее найти себе нового - только Ювель нашёл скрытые способности Влада. Другого Виртуоза Влад просто не найдёт, а уж тем более его не выберет другой Виртуоз. На месте Влад достал из сумки несколько листов четвёртого формата, карандаши, маркер, линер.
  - Ну-с, приступим, - сказал он, и начал делать несколько штрихов.
  Поначалу было тяжело: Влад не совсем понимал ювелирное дело. Для него кольцо и серьги, если честно, просто круги без всего, которые, соответственно, надевают на палец или вставляют в уши. Хорошо, Ювель оказался рядом. Наблюдает он за Владом, понял, что тот хочет в итоге получить, да и сам за карандаш схватился. Нарисовал такое, что Влад чуть не подпрыгнул от удивления - целый набор: кольцо, серьги, браслет, колье, и всё украшено драгоценными камнями и резьбой. Обалдевший Влад, немного погодя, взял ещё лист, и вместе с Ювелем сделали ещё по эскизу. Потом ещё, ещё, ещё. Каждый раз, когда у Влада что-то интересное получалось, Ювель подпрыгивал и радовался.
  Посмотрев все эскизы и отобрав из них несколько самых лучших и удавшихся, Ювель достал откуда-то несколько кусочков... золота, серебра, платины, мешочки с самоцветами, основу для эмали и несколько других материалов. Из них Ювель собрал украшения согласно эскизам. Влада мастерство Ювеля поразило: Виртуоз сделал украшения без использования каких-нибудь инструментов, так легко, будто бы он мял в голых руках пластилин или глину вместо металла; всё точь-в-точь, как по сделанным эскизам. Но Ювель не собирался останавливаться на достигнутом, ещё просит. Влад достал ещё бумаги - начали по новой. А по новым эскизам сделали ещё несколько украшений. А потом Ювель стирал с неудавшихся эскизов всё, как карандаш ластиком стирают, и начинали новые эскизы.
  С эскизами Влад и Виртуоз провозились часа два-три, но результат того стоил; Влад даже предвкушал изумление отдела кадров, когда они увидят воочию эти творения. Но Виртуоз снова не хотел останавливаться. Ювель взгромоздился Владу на голову, вцепился в неё, как котёнок в джинсы хозяйки. Влад тут же выпрямился, словно его кто-то начал программировать. Ювель начал управлять Владом, как марионеткой. В глазах Влада тут же появились многочисленные образы, а руки вдруг задвигались сами по себе. Он стал каким-то подобием робота из фантастического кино. Что касается же образов, то образы эти - не только украшения, но и способы их изготовления и обработки. Управляя Владом и его сознанием, Ювель показал ему: как держать в руках паяльник и как им пользоваться, как создавать эмаль, как гнуть и обрабатывать драгоценные металлы, шлифовать камни и делать огранку... Перечислять долго, но Влад осваивал эти премудрости с интересом и неописуемым энтузиазмом...
  Стоило Ювелю слезть с головы Влада, последний был ошеломлён новыми успехами. А где-то в глубине души Влад начал радоваться приобретённым умениям; эта радость наполняла его предвкушение на успешное трудоустройство, и чем больше он думал об этом, тем сильнее верил в то, что однажды его безработице придёт конец. Улыбнувшись, Влад чуть поднял руку, и они с Ювелем дали друг другу "пять".
  ... Так или иначе, Влада с Ювелем связали тесная дружба и взаимное доверие друг к другу. Влад даже не мог подумать, что Ювель поможет ему раскрыть таланты, о которых он никогда не догадывался. Хотя, если подумать, то сам бы он никогда бы до такого не додумался. Вряд ли бы это когда-нибудь случилось, если бы не Ювель, а точнее - то "письмо счастья".
  Провозившись с Виртуозом целый день, Влад пришёл к машине, где его ждала довольная Катя.
  - Вижу, - говорит, - вы с Ювелем уже подружились.
  - Ещё бы. Сам бы я до такого никогда не додумался. Спасибо, выручила. А он со мной надолго?
  - На всю жизнь. Если, конечно, ты ничего не испортишь... Есть, куда применить полученные навыки?
  Влад, подумав немного, ответил:
  - Есть у меня одно местечко.
  
  А местечком этим оказался один ювелирный завод недалеко от Балтийской...
  Дня через два, когда Влад познакомился с Ювелем, он подал туда заявку на собеседование. Встречу ему назначили на следующий день; когда же он наступил, Влад собрал все эскизы и украшения, что сделал он при поддержке Ювеля, и с Виртуозом на плече побрёл на завод. Влад не случайно выбрал это место: там не требовался опыт работы, которого у него и так нет. А такое условие ему было только на руку.
  Серенький нынче денёк. Небо заволокло облачной пеленой, с которой по временам падал грибной дождик. Город сам как-то посерел, а прохожие стали вдруг угрюмые и сонные. Тоскливо в такой день, что дома сидеть, что гулять; только одному Ювелю она и нравится. Резвится себе, скачет вокруг Влада, никто его не видит. Разумеется, кроме Влада. "И как такая погодка ему может нравиться?" - думала он, глядя то на Ювеля, то, чаще, на дорогу. Утихомирился Ювель только в Метро - прижался плотно к Владу, никуда слезать не хочет, других сторонится, хоть и не видят его.
  Влад пришёл на завод, прошёл через проходную, а дальше - попал в кабинет отдела кадров, где дождался самой директрисы, которой он подал заявку. Среди вопросов были в основном те, которые Влад слышал ещё на предыдущих попытках; нюанс этой был в том, что он был полностью уверен в себе - ведь у него есть полно веских аргументов на должность художника. А когда у тебя есть аргумент - есть и преимущество.
  - Можете показать ваши работы? - попросила его директриса. - Есть такая возможность?
  - Пожалуйста, - сказал Влад, да выложил на стол: эскизы, серьги, кольца, браслеты, колье, и всё прочее, что он сделал с Ювелем, и на досуге в ожидании дня собеседования. Впридачу ещё и свой новенький графический планшет с похожими работами. Директриса увидала это всё, аж дышать перестала. Смотрит на Владовы творения, глаза вытаращены, неподвижная сама, как статуя.
  - Ты смотри, а! - удивляется. - И это всё вы?!
  - Я, - ответил Влад. Видно, что гордится своими работами.
  - Вы... Вы - настоящий мастер, - чуть дыша, произнесла директриса. - Но позвольте... откуда у вас такие дорогие материалы?
  Влад, немного подумав, ответил:
  - Мой прадед был ювелиром. После его кончины осталось несколько материалов и подробных схем. По ним я и догадался, что к чему, отдать решил дань уважения прадеду.
  - Вы учились этому где-то?
  - Вообще - Академия художеств. А в ювелирном плане - самоучка.
  - А, потомственный ювелир.
  Подумав немного, директриса сказала:
  - Вы посидите пока тут. Я сейчас.
  - Хорошо, - беззвучно ответил Влад. Директриса ушла, но вскоре вернулась с несколькими людьми. Она показала им несколько работ Влада, и те были не меньше её удивлены, чуть на месте не попадали, как сбитые шаром кегли. Пошли споры, что делать с новым работничком. Спорили долго, и решили в итоге дать Владу испытательный срок. А всё потому, что мало кто поверил в мастерство Влада...
  - В общем, - говорит директриса, - мы с коллегами подумали, и решили дать вам испытательный срок...
  - Сколько он продлится? - перебив, спросил Влад.
  - Стандартные один-три месяца. Видите ли, Влад, ваше мастерство впечатляет, но не все верят в него. Просят опробовать, проверить его в деле. Вам выделят отдельное место, я распоряжусь...
  Влад, разумеется, и так знал, что в нём засомневались, но не подал этому виду - мало ли чего подумают. И, конечно, воспринял это решение как должное - чтоб всё по-честному. Не пререкаться же. "Кто-то не верит, - размышлял Влад, - что это я так. Ну, вместе с этим... Ювелем. Ну, что ж, будет вам испытательный срок. Пройду его, покажу вам, как Кузькину тёщу зовут".
  
  Место Владу выделили - в одном офисе на предпоследнем этаже главного корпуса, в самом закутке. На столе, кроме компьютера старой модели и карандашницы с несколькими ручками, больше ничего не было. А ещё в том закутке было немного пыльно - сразу видно, что здесь давно никто не появлялся, и, само собой, никто здесь не работал. Там он расположился, предварительно подписав договор на испытательный срок. Правда, он не стал спрашивать, что будет, если он докажет своё мастерство раньше, чем через три месяца - потому что был очень уверен в своих силах, а руководство само это скоро поймёт.
  Обустроив себе место, Влад осмотрелся, чтобы кто его не подслушал и не увидел, и нашептал Ювелю:
  - Ну что, старик, покажем им, что нас тоже не из грязи слепили?
  Виртуоз в знак согласия запрыгал на месте.
  - Тогда приступаем.
  Влад достал листы ватмана, карандаши, акварель, и давай за дело. За полчаса он сделал полсотни эскизов, а часть их поправил Ювель, добавив в них несколько деталей. Потом Виртуоз отобрал самые лучшие, Влад взял в руки графический планшет и перенёс их в него.
  Закончив с идеями, Влад побрёл в цех согласовывать с руководством. Руководство цеха, не особо восприняв идеи Влада всерьёз, тем не менее, допустило их к производству. Влад убедил также руководство самому сесть за работу - те, будучи изумлённые такому рвению, не сразу, но, с дозволением директрисы, выделили ему место; одному из ювелиров срочно требовалось уйти с работы по делам, поэтому он разрешил Владу заменить его. Пока Влад занимался, к нему иногда подходили другие мастера. Они наблюдали за тем, как Влад работает, как виртуозно он справляется с паяльником, эмалью, металлами и камнями, резцом да прочим инструментом. Видели, изумлялись такому мастерству, что каменели на месте и язык теряли! Влад работает, не замечает рядом с собой ювелиров, засмотревшихся на его мастерство.
  В цеху неожиданно появился главный мастер. Увидев, что ювелиры столпились возле Влада и о чём-то перешёптываются, он тут же подошёл к ним. Как увидел, что вытворяет Влад, дар речи потерял...
  Через два часа работы и эскизы, и украшения показали высшему руководству. Так что можно сказать, что испытательный срок Влада был недолгим - ему хватило из месяца - трёх всего пару недель.
  - Поздравляю вас, - сказала директриса, вернувшись в свой кабинет, где находился Влад, после нескольких минут совещаний с коллегами, - вы приняты. По правде говоря, все в шоке. Сколько лет возглавляю предприятие, а такого ещё не видела.
  - Ну вот, а вы сомневались, - чуть радостно произнёс довольный своими успехами Влад.
  - Я-то вообще не сомневалась. Это коллеги сомневались. Удивительно - такой человек нигде ещё не работал, а такие украшения сумел не только изобразить, но ещё и сделать! Поистине, Влад, вы потомственный ювелир...
  В общем, Влада трудоустроили, оформили официально, и он, довольный, побрёл домой. Когда его оформляли, предложили вместо должности художника должность главного специалиста. От этой должности Влад отказался, намекая на то, что: во-первых, ему вполне хватает должности художника, и вполне она его устраивает; а во-вторых, если что, он сам может подменить кого-то из ювелиров в случае чего.
  Отец увидел Влада на пороге, спросил:
  - Ну как? Чего довольный, как слон после купания? Устроили что ли?
  Влад с улыбкой на лице ответил:
  - Да. Теперь я на заводе ювелирном специалист по украшениям.
  - Это как?
  - Художник, но с дизайнерским уклоном. Что намалюю, то ювелиры и делают.
  - Ну, слава тебе, Господи! А когда начинаешь?
  - В понедельник.
  ... Ночью, пытаясь заснуть, Влад глядел в потолок и мягко поглаживал лежавшего на нём Ювеля.
  - Ну вот, - шепчет, - теперь всё так, как и должно быть. Все проблемы с трудоустройством теперь позади.
  Ювель только мило фырчал и щурился от полуночной луны, свет которой падал с окна прямо ему в глаза.
  
  С той поры, когда Влад устроился на ювелирный завод художником по ювелирным изделиям, прошло недели две. Казалось бы, не так много, но за это время завод даже на шаг не продвинулся. Влад много разговоров по этому поводу слышал от сотрудников, но ничего толком не понял. За два часа до окончания работы Влад, как и все, отправился в конференц-зал на грядущее совещание; а там уж понятно будет, что творится на заводе, что он так и не поднялся.
  А на совещании обсуждали несколько тем, часть их Владу были неинтересны. Он еле сдерживал зевоту, и ему повезло, что к нему не обращались - а то, не дай бог, что подумают; тем более, что в этих темах есть нюансы, которые для Влада точно тёмный космос.
  - Теперь перейдём у наболевшей теме, - начала директриса после нескольких секунд паузы от предыдущих вопросов. - Дело касается нашего завода. В последнее время продажи упали процентов на семьдесят, часть персонала где-то пропадает, не пойми где... В общем, дела у нас...
  Должен заметить, что со словами "Наболевшей теме" Влад вдруг быстро оживился, сидит теперь прямо, с деловым видом, как ни в чём не бывало. Зевота прошла сама собой.
  - Что делать будем? - спросила директриса после нескольких минут своей речи. - Ваши предложения?
  Молчание.
  - Рекламу, я думаю, получше поставить, - сказала одна девушка, по-видимому, специалист по рекламе. - Хоть сколько-то привлечём.
  - Ммм... не сильно поможет, но сойдёт как вариант. Есть ещё предложения?..
  Пока вели дискуссию, Влад задумался. А думал он, как бы завод на новый уровень вывести. Ведь от этого зависит очень многое, в том числе и его судьба - Влад только-только нашёл себе работу, но потерять её он не намерен. Сколько усилий ему стоило найти её, и ужасно не хочется, чтобы все они были напрасны. Хорошо, Ювель был под боком, и невидимый для других, кроме тех, кому дано видеть, слышать и понимать Виртуозов. Сидит себе на плече у Влада, в ухо ему что-то шепчет на своём.
  - Влад, - толкнул Влада под бок главный ювелир, - ты чего молчишь? Сам-то хоть чего предложи, художник.
  Влад в ответ:
  - Знаете, я тут подумал, и решил предложить вам выставку у нас открыть.
  - Выставку? - произнесла директриса, и все остальные начали шептаться за ней следом.
  - Да, выставку авторских ювелирных изделий.
  - Это выход, - сказал кто-то из собравшихся, показав рукой на Влада, тем самым намекая, что он - мастер своего дела, и что его предложение может спасти положение.
  Директриса:
  - Выставка, конечно, хорошая вещь. Но как вы себе это представляете?..
  Она хотела продолжить, но Влад перебил её:
  - Как и всё гениальное. Мы разместим на стендах авторские работы, ещё по объявлениям посуетиться нужно... Глядишь, и престиж заводу поднимем, и положение наладится.
  - Не, я, конечно, всё понимаю, но... Где, например, мы всё это разместим? Где мы в аренду помещение достанем?..
  Влад опять перебил:
  - А не надо никуда ходить. Устроим выставку в фойе нашего завода, дешевле выйдет. А работы будут, это я возьму на себя.
  - Во, вот это вариант! - воскликнул главный бухгалтер.
  Тут же закипели споры, во время которых Ювель до того испугался, что спрятался у Влада в ногах. Влад только и чувствовал, как дрожал Виртуоз в ожидании конца споров. Понимая страх Ювеля, Влад одновременно делал вид, что участвует в спорах; можно, конечно и успокоить Виртуоза, но тогда его неправильно поймут. Сразу видно, что Ювель целый век прожил в тиши, не привык к такой шумной компании.
  Когда все закончили дискутировать, Ювель успокоился, а директриса сказала:
  - Хорошо. В общем так... Владислав, раз уж вы берёте на себя инициативу по организации выставки, то вам я доверяю не только организацию, но и её проведение. Помните, что ответственность за неё лежит именно на вас. Если это не исправит положение, из-за вас наш завод будет закрыт. Мне совершенно всё равно, что вы выставите, как и где будете проводить эту выставку. Это чисто ваше дело...
  Уединившись в кабинете, Влад поманил пальцами Ювеля, и тот оказался возле его ног.
  - Мда, непростая задачка нам досталась, - говорил Влад, гладя Виртуоза. - Ну, ничего, зададим мы им жару. Я слишком долго искал себе место, не хочу его потерять. Главное сейчас - не оплошать, у меня нет права на промах. С местом я уже определился, время тоже организуем. С афишами и билетами - так уж и быть, пособят. А вот сами экспонаты... придётся поднапрячься. Нужно склепать такое, чтобы произвело на зрителя впечатление. Глядишь, может, и инвесторы с партнёрами появятся, помогут вытянуть завод из положения, с колен подымут.
  
  Целыми днями Влад трудился над выставочными образцами, не покладая рук. Одновременно он занимался и организацией грядущей выставки. Хотя он делал украшения по собственным эскизам не один, Влад задерживался на работе почти до девяти, иначе он бы не успел. Хорошо, Ювель рядом, помогает - так ещё быстрее процесс проходит. Но и в этом есть своя сложность: Влад вынужден всякий раз, когда отвлекается или покидает цех, брать Ювеля с собой, иначе произойдёт нечто, из-за чего завод не только закроется, но и станет считаться в народе проклятым местом. А кому захочется жить и работать рядом с проклятыми местами? Разве что любителям мистики и сумасшедшим.
  Влад подолгу не спал и почти не отвлекался поесть, оттого-то он и выглядел, как больной: сероват кожей, мешки под глазами, глаза чуть помутнели, сух телосложением. А поделать он ничего с этим не мог: на кону стоит не столько престиж завода, сколько его пребывание на работе - он слишком долго искал её, но потерять за короткий срок - ни-ни.
  Влад большую часть дня то рисовал эскизы к украшениям, то делал сами украшения по ним при помощи других ювелиров, то занимался организацией выставки. Украшения он ещё с запасом делал, чтобы было что продать, если появится покупатель, какой-нибудь богатей, готовый выложить за кольцо или ожерелье солидную сумму. Домой приходил поздно, уставшим. Сил у него хватало только на то, чтобы упасть, не раздеваясь, на тахту и моментально уснуть. Отец, если дома, кроме него и Влада, никого не было, и, само собой, был трезв, иногда приходил спросить у сына, почему он так поздно и не хочет ли он покушать. Но не спрашивал: к его приходу Влад спал, как покойник. Отцу ничего тогда не оставалось делать, как накрыть сына пледом. Ювель же прятался он отца Влада то под тахтой, то в рисунке пледа. Выползал он
  
  Прошло дня четыре. Наступил долгожданный день выставки.
  Она проходила в фойе завода, где работал Влад, как и было задумано. Уже напечатаны листовки, повешены афиши. Директрису долго удивляло такая быстрая организация выставки, но ещё больше её поражало количество посетителей, которые приходили сюда, без преувеличения, сотнями. "У, мы наняли хорошего мастера, - часто она рассуждала с коллегами, большая часть которых - административные работники. - Рисует, сам украшения делает, а ещё и организатор неплохой. Такой работник - половина победы".
  Золотые украшения, украшенные камнями и эмалью, блестели от света ламп и подсветок, как звёзды, рябь на воде или снег в лунную ночь, делая помещение светлее, словно летний день. Так и тянутся руки потрогать их. Кольца, серьги, колье, ожерелья, браслеты, запонки, заколки, - каждое из украшений по-своему красиво и совершенно.
  Перед открытием выставки народу собралось немного. Через час же после открытия народ стал прибывать. Влад не ошибся: среди многочисленных посетителей были несколько представителей крупных фирм, бизнесменов и прочих вышестоящих членов социального общества. Сам Влад перед выставкой выспался прекрасно - бодрый и румяный, чувствует себя, как огурчик. Не только от того, что всё готово, и всё сделано, как надо; Влад вдобавок решил, что в такой важный день нужно непременно быть в форме. А вдруг появятся особые люд, сливки общества, автора потребуют, а Влада нет?!
  Влад сделал всё так, чтобы была не просто выставка, а даже - выставка-продажа. Скорее, у него больше получился торг или аукцион на локальном уровне, т.е. продажа не всем посетителям, а тому, кто особо заинтересовался тем или иным видом украшения. Если кто заинтересовался, например, кольцом, и сказал, что даст за такое творение долларов четыреста, другой, не меньше заинтересованный, вдруг выложит шестьсот. И так чуть ли не у каждого экспоната, к которому, между прочим, прилагалась ещё и копия - просто, на всякий случай. Торг был короток, но довольно яростен: несмотря, что копий к экспонатам сделано достаточно, желающих приобрести украшение было немало, и каждый готов выложить солидную сумму. А что ещё поделать? Уж больно красивые, элегантные и завораживающие украшения получились у мастеров завода, и все они сделаны по эскизам одного человека.
  К тому же Влад предполагал, что на выставке явно будут присутствовать представители отечественных и зарубежных компаний, которые, несомненно, предложат долгосрочное сотрудничество с весьма неплохими перспективами. От него будет зависеть дальнейшая судьба завода. И здесь Влад не промахнулся: в фойе завода поочерёдно появлялись несколько представителей из США, Франции, Швеции, Китая, Южной Кореи и Бразилии. Стоило им появиться в фойе, стоило им увидеть несколько экспонатов, как тут же они начали расспрашивать, где начальство завода и организаторы выставки. Познакомившись с ними, представители стали выкладывать всевозможные предложения, включавшие в себя сотрудничество, скупку украшений в частные коллекции и инвестиции в завод.
  ... Выставка продолжалась уже неделю. За это время фойе посетили множество людей, среди которых было очень много иностранцев и приезжих с других городов. А среди иностранцев было немало тех, кто заключил с заводом договор о сотрудничестве. Можно заметить, что Влад сделал для завода гораздо больше, чем сам того ожидал. Вот, что значит иметь при себе Виртуоза; необычного духа, который не только станет верным помощником, но и сам научит тебя, что и как делается, куда обращаться, да и прочим премудростям ремесла, коими сам владеет на таком уровне, о каком ни один мастер даже не мечтал!
  - Видимо, напрасно я в вас сомневалась, Владислав, - начала, было, директриса в конце очередного дня выставки, когда зашла в один из кабинетов, в котором находился Влад. - Четыре дня подготовки - и вот он выход из положения. Вы - настоящий мастер своего дела, вы прирождённый ювелир!
  Влад в ответ:
  - Мне не привыкать, во мне многие сомневаются. Я просто старался вытянуть завод из положения, поднять с колен. Я слишком долго искал работу, но потерять её за столь короткий срок - ни за что. Да и не совсем ювелир, я - художник ювелирных изделий.
  - Тем не менее, вы спасли нас. Вытянули завод из положения. Теперь, когда у нас появилось столько партнёров и сотрудников, можно спать спокойнее. Ваша инициативность - бальзам на душу. Выставка - что ни говори! как гора с плеч, честное слово...
  - Стараемся.
  - Продолжайте в том же духе, Владислав. Глядишь, и дальше дело продвинем.
  - И то верно. Если продолжим работу, мы не только ещё дальше продвинемся, но и ещё долго не войдём в ту же яму...
  
  С того времени, когда завершилась выставка, спасшая завод от разорения, прошло года три. Влад по-прежнему работал художником ювелирных изделий на заводе, временами замещая ювелиров. За это время завод не только укрепил свои позиции, но и продвинулся дальше, всё-всё, как и Влад говорил. Он также делал выставки в России и за рубежом, прославляя себя на весь свет. За границей находил Влад и скупщиков, готовых с превеликой охотой покупать его работы для своих коллекций или на продажу. Можно сказать, что Влад за эти три года сильно утвердился в обществе - обзавёлся даже связями как на родине, так и за её пределами: ведь когда ты лучший в своём деле, тебя обязательно зарекомендуют, многие двери тебе будут открыты. На заводе он даже поднялся до старшего художника ювелирных изделий, у него временами появлялись практиканты, мечтавшие о карьере художника. А у кого ещё не набраться опыту, как у известного мастера?
  Во время одной из своих выставок в Швеции Влад обзавёлся зазнобой, которая родом из Смоленска, обвенчался с ней, и сейчас ждут первенца. Она часто ездила с ним на выставки, ни на минуту не оставляла - разве что на время работы... Иногда они гостили у Кати, у которой дела тоже шли как нельзя лучше; разве что она замуж потом более не выходила - не хотела повторить ошибку прошлого. Да и потом, неизвестно, как отреагирует её сынишка, когла увидит на пороге постороннего мужчину?
  А всё это благодаря кому? Ювелю. Виртуозу, который не только показал, что, где, чего и как, но ещё и стал верным помощником - видимо, оттого, что Влад обращался с ним соответствующе, как ему Катя посоветовала. Владу - мастерство Ювеля, Ювелю - благодарность. Ведь если бы не он, Влад никогда бы не нашёл себе хорошую работу, никогда бы не дожил до таких моментов, и всю бы жизнь так и бродил в беспутстве. Да и сам Ювель довольствовался тем, что не прогадал с выбором хозяина.
  
  14 ноября 2016 - 14 февраля 2017
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"