Контровский Владимир Ильич : другие произведения.

Тайна гибели крейсера "Хэмпшир"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 6.72*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Доберись лорд Китченер до Архангельска, 1917 год мог бы быть наполнен совсем другими событиями...


ТАЙНА ГИБЕЛИ КРЕЙСЕРА "ХЭМПШИР"

Владимир Контровский

   5 июня 1916 года на траверзе мыса Броф оф Бирсей, западнее главного острова Оркнейского архипелага взорвался и затонул английский броненосный крейсер "Хэмпшир". В катастрофе погибли британский военный министр лорд Китченер, его штаб и вся команда крейсера - спаслось только 12 человек. С тех пор вот уже почти 90 лет по поводу гибели "Хэмпшира" и его высокопоставленного пассажира выдвигаются всевозможные гипотезы - вплоть до самых невероятных. И прежде всего это связано с особой миссией, выполнение которой было возложено на Китченера.
  

Фельдмаршал с особым поручением

  
   Гораций Герберт Китченер родился 24 июня 1850 в Листоуэле (Ирландия) в семье офицера. Ирландец по крови, он был признан одним из самых примечательных полководцев своего времени. Этот человек сознательно выбрал военную карьеру и принёс в жертву этой своей главной цели всё остальное, так и оставшись холостяком. Впервые Китченер понюхал пороху на полях франко-прусской войны, будучи с 1870 года волонтёром французской армии. Затем последовала служба в британских колониальных войсках: Палестина, Кипр, Турция, Египет, Судан, Южная Африка, Индия - список впечатляющий. В 1882 году Китченер - генерал-квартирмейстер оккупационного корпуса в Египте. В 1886-1888 годах - генерал-губернатор Восточного Судана. С 1895 он командует британскими войсками в Египте и руководит подавлением восстания махдистов в Хартуме (Судан). К этому времени Китченер стал кумиром всех шовинистов Великобритании, железной рукой устанавливая власть "империи, над которой никогда не заходит солнце" всюду, куда эта рука могла дотянуться. С именем Китченера связано первое боевой применение пулемётов: в битве при Омдурмане установленные на тележные колёса неуклюжие и громоздкие детища Х.Максима буквально выкосили густые толпы повстанцев - 40-тысячная армия мятежных суданцев была разгромлена наголову.
   Следующий виток карьеры Китченера - англо-бурская война. И здесь его новаторские наклонности проявились в полной мере. Китченер был одним из тех, кто настаивал на введении в армии рассыпного строя и защитной формы цвета хаки - густые колонны англичан в красных мундирах представляли собой отличную мишень для скорострельных винтовок снайперов-буров. И именно Китченеру принадлежит сомнительная слава автора "тактики выжженной земли" и "отца" концентрационных лагерей. Против партизанской тактики буров, которую они противопоставили подавляющему численному превосходству англичан, Китченер выдвинул свою тактику: жестокую, но эффективную.
   Боевой состав армии буров был непостоянным - часть их находилась на своих фермах, пока другая часть воевала. Кроме того, бурские партизаны снабжались за счёт гражданского населения. И Китченер начал сгонять это население вместе со скотом и всем имуществом в специальные лагеря, где они должны были находиться до тех пор, пока буры не сложат оружия. Справедливости ради отметим, что Китченер не был инициатором массовых репрессий - они начались ещё до того, как он стал командующим. Более того, ещё испанцы, боровшиеся с повстанцами на Кубе, создали для них "реконсентрадос" - концентрационные лагеря. Испанцев забыли, однако термин, которому была суждена печально-долгая жизнь на протяжении всего ХХ столетия, остался. И за Китченером закрепилась "честь" изобретателя новой формы заключения - ведь это он начал создавать концлагеря-загоны для женщин и детей.
   В 1902-1909 годах Китченер (с 1909 года - фельдмаршал) командует британскими войсками в Индии. В 1911-1914 он английский агент и генеральный консул в Египте (ему были подчинены все английские войска, расположенные в Египте и Судане) и фактический правитель страны. С 1914 года - военный министр Великобритании. И на новом поприще Китченер проявил себя с неожиданной стороны.
   Мировая война заставила Англию резко увеличить свою армию. Китченер оклеил всю страну плакатами, с которых властно смотрел сам военный министр с указующим перстом и надписью: "Вы нужны родине и королю!". И численность британских войск всего за год возросла с 200 тысяч человек до 2,5 миллионов. Впоследствии эту эффективную новинку переняли и другие - вспомним хотя бы красноармейца с его бескомпромиссным вопросом: "А ты записался добровольцем?".
   И вот этот человек в разгар войны отправляется в Россию. Зачем?
   Полномочия у лорда Китченера были самые широкие. Он должен был на месте узнать положение дел союзницы и определить размеры требующейся ей военной помощи и кредитов. На борту "Хэмпшира" Китченер вез с собой первый взнос будущего кредита - 10 миллионов фунтов стерлингов в золотых слитках, упакованных в металлические ящики. Предполагалось также согласовать планы будущих совместных операций против Германии. И самое главное - для "Интелледженс Сервис" не представляли секрета германские планы экспорта революции в Россию и заключения с ней сепаратного мира. А выход России из войны никак не устраивал Англию - в 1916 году исход Первой Мировой был ещё далеко не ясен. Для нейтрализации этой угрозы следовало действовать энергично и незамедлительно.
  

Многочисленные версии случившегося

  
   Гибель "Хэмпшира" (точнее, самого Китченера) вызвала широкий резонанс в самых разных кругах - слишком многое зависело от удачи или неудачи его миссии.
   Прежде всего, как водится, всплыли самые романтические и наиболее приемлемые для падкой до сенсаций публики "шпионские версии". Одну из них связывали с именем легендарной шпионки Маты Хари. Согласно этой версии, роковая женщина, пустив в ход древнюю "дипломатию подушки", вызнала у одного из своих многочисленных любовников точную дату отправления и маршрут следования крейсера. Затем она сообщила эти сведения германскому генеральному штабу, немецкие подводные лодки были высланы для перехвата "Хэмпшира", и одна из субмарин и всадила в злополучный корабль пару торпед.
   По другой версии, утечка информации произошла в России - на самом верху пирамиды власти. Встревоженная обвинениями в измене русская императрица попросила Распутина "при помощи его сверхъестественных способностей указать виновника гибели Китченера". "Святой старец" провел собственное расследование, выясняя, кому Николай II сообщал содержание шифрованной телеграммы, как и через кого её текст мог оказаться известен немцам. Результаты этого расследования не оглашались.
   Правда, как выяснилось, причиной гибели "Хэмпшира" были не торпеды, а подводные мины заграждения, но это не смутило горячих сторонников "шпионских версий". Мина, торпеда - какая разница? Главное - маршрут крейсера стал известен врагу, и ловушку подготовили специально для "Хэмпшира".
   Согласно третьей версии, взрыв крейсера - это дело рук ирландских повстанцев-шиннфейнеров. Политическая ситуация в Ирландии в то время обострилась до предела, а предшественники нынешней Ирландской республиканской армии очень часто использовали в борьбе против британского владычества террористические методы. "Хэмпшир" проходил модернизацию в ирландском Белфасте - вот там-то шиннфейнеры и начинили корабль замаскированными ящиками с динамитом. Модифицированный вариант третьей версии - взрыв крейсера организовали английские спецслужбы. Жёсткий, властный и популярный фельдмаршал многим был не по нутру, многим мешал (в том числе и Уинстону Черчиллю), и многие зарились на его портфель военного министра. Однако у этой версии множество слабых мест.
   Во-первых, при тогдашних относительно слабых взрывчатых веществах требовалось разместить в корпусе крейсера значительное количество взрывчатки, а это проблематично при наличии на борту экипажа. Во-вторых, синхронность взрыва зарядов - сложная задача для техники начала ХХ века. В-третьих, как инициировать взрыв в заданное время и в заданном месте? С помощью хитроумного часового механизма - практически нереально, а радиоуправляемых взрывателей в то время ещё не существовало. И смертников-шахидов на борту "Хэмпшира" явно не имелось. Ко всему прочему, успех миссии лорда Китченера был жизненно важен для Великобритании, и вряд ли явные и тайные враги фельдмаршала пожертвовали бы интересами империи ради сиюминутной выгоды - не то воспитание. В конце концов, для политического (и даже физического) устранения намозолившего глаза соперника есть масса других методов, опробованных за века придворных интриг.
   И наконец, мистическая версия "сбывшегося предсказания". Дело в том, что ещё в 1894 году английский прорицатель Хейро, изучив линии ладони Китченера и предсказав ему успехи на воинском поприще и славу, заключил, что через двадцать лет линию жизни лорда пересекает величайшая опасность. "Я вижу катастрофу на море на шестьдесят шестом году вашей жизни", - заявил предсказатель. И в последующие двадцать лет всё шло в полном соответствии с этим пророчеством - блестящая военная карьера лорда Китченера увенчалась постом военного министра. А затем (в указанный Хейро срок) - взрыв крейсера "Хэмпшир" и гибель фельдмаршала в холодных волнах Северной Атлантики. Но эту версию невозможно рассматривать с позиций рациональной человеческой логики - она принадлежит к сфере иррационального. И была ли жизнь самого сэра Горацио - с точки зрения судеб человечества - значимее, нежели результат его миссии? Ведь дойди крейсер "Хэмпшир" до Архангельска благополучно, 1917 год мог быть наполнен совсем другими событиями...
   Однако попробуем проследить ход событий 5 июля 1916 года.
  

Как всё случилось

  
   Минное заграждение из 22 мин, на котором погиб "Хэмпшир", было выставлено ещё 29 мая немецкой субмариной "U-75" в протраленном фарватере к западу от Оркнейских островов. Эта постановка была частью масштабной операции, задуманной командующим германским Флотом Открытого моря адмиралом Шеером и приведшей к Ютландскому бою. По плану Шеера вблизи английских баз - и прежде всего главной базы, Скапа-Флоу, - в ожидании выхода главных сил Гранд Флита разворачивались завесы подводных лодок и ставились минные заграждения. Командующего "Хохзеефлотте" не интересовал устаревший броненосный крейсер 1903 года постройки - его целью были новейшие дредноуты флота Её Величества.
   И самое главное - эта роковая минная банка появилась вовсе не на маршруте, которым должен был следовать "Хэмпшир". Вначале предполагалось, что крейсер пойдет регулярно протраливаемым восточным проходом, но в день отплытия разразился сильнейший шторм с крупной волной с норд-оста. Командующий Гранд Флитом адмирал Джеллико советовал подождать улучшения погоды, однако Китченер настоял на немедленном отплытии. С одной стороны, очень странное упорство военного министра, с другой - этот факт сводит на нет версию "заранее запрограммированного" взрыва: корабль запросто мог остаться в гавани.
   Скрепя сердце, Джеллико разрешение дал. Но крейсер было решено послать западным проходом, где Оркнейские острова защитили бы его от северо-восточного ветра. Данное обстоятельство не оставляет камня на камне от "шпионских версий". Маршрут изменили в последнюю минуту, и никакие вражеские разведки не только организовать засаду, но и даже узнать об этом изменении просто не успевали. Более того, при движении западным проходом у крейсера было два пути: первый - мимо уединённого маяка Сьюл Скерри среди открытого бушующего моря в 30 милях к западу от Оркнейских островов, и второй - вплотную к островному побережью, где было значительно тише. Был избран второй путь, поскольку он был более защищён, находился под постоянным наблюдением и часто использовался вспомогательными судами. Считалось, что немецкие субмарины сюда ещё не добрались.
   ...Около 17.30 5 июля 1916 года крейсер "Хэмпшир" снялся с якоря, за ним двинулись эсминцы "Виктор" и "Юнити". Вскоре после выхода ветер переменился на северо-западный, быстро набравший силу шторма. Волна, разведенная встречным ветром, тормозила эскорт, и легкие эсминцы приотстали. Быстроходный крейсер лидировал, идя вдоль скалистого берега. В 19.35 достигли траверза мыса Броф оф Бирсей. Начали сгущаться сумерки...
   Внезапно мощный взрыв, а за ним другой, потрясли весь корабль. "Хэмпшир" начал быстро погружаться носом, кренясь на правый борт. С эсминцев заметили, как от гибнущего крейсера отвалили четыре переполненных шлюпки, и каждую из них перевернуло волнами. Через 15 минут все было кончено. Из 680 человек в живых осталось только двенадцать - вода была ледяной, а спасение уцелевших осложнялось сильным волнением моря. Лорда Китченера среди спасённых не оказалось. Очевидцы видели военного министра перед самой гибелью корабля спокойно разговаривающим с офицерами на верхней палубе. Он был чужд паники, равно как и желания спастись. Но те же очевидцы утверждали, что с самого момента отплытия сэр Китченер пребывал в беспричинно мрачном настроении...
  

Недоступные сокровища

  
   Итак, причиной гибели "Хэмпшира" стали якорные мины, выставленные подводной лодкой. Вскоре после катастрофы в том же месте английские тральщики обезвредили еще 15 таких мин. Однако история гибели крейсера получила продолжение, и тоже с мистическим оттенком.
   Подводной лодкой "U-75" командовал капитан-лейтенант К.Бейцен. До конца войны этот немецкий подводник не дожил совсем немного - он погиб в сентябре 1918 года вместе со своей новой лодкой "U-102". Ещё раньше виновница гибели "Хэмпшира" разделила участь своей жертвы: 14 декабря 1917 года "U-75" подорвалась на английской мине в Северном море и затонула со всем экипажем.
   Зато выжил штурман "U-75" лейтенант М.Вайсфельт, определявший координаты рокового для "Хэмпшира" минного поля. Сохранилась и памятная карта со всеми отметками. В начале тридцатых годов прошлого века известный толстосум русского происхождения, миллиардер Бэзил Захаров увлекся идеей подъёма затонувшего клада "Хэмпшира". Он же и финансировал всю поисково-водолазную операцию.
   Летом 1932 года спасательное судно "КСР" под британским флагом отдало якорь на траверзе мыса Броф оф Бирсей. Экипаж судна был интернациональным: капитан Брайндт, водолаз Крюгер и консультант Вайсфельт - немцы, эксперт по сейфам Мэнсфилд и ас-глубоководник Картней по документам считались подданными США, а третий водолаз, Костелло, представлял Австралию.
   После долгих усилий место гибели обнаружили. Крейсер покоился на 80-метровой глубине, требовавшей особого снаряжения для работы. Это обстоятельство и нагрянувшая осенняя непогода вынудили отложить операцию.
   Работы возобновились весной 1933 года. Выяснилось, что из-за сильного течения корабль свободен от ила, и в его внутренние помещения можно проникнуть через зияющие пробоины в носовой части. В ход пошли газовые резаки, с помощью которых проделали лаз на нижнюю палубу. Но работа шла медленно, к тому же постоянно запутывались воздушные шланги. Тогда пустили в ход взрывчатку, невзирая на опасность детонации погребов боезапаса крейсера - таким рискованным, но куда более эффективным способом расчистка дороги к сокровищам пошла куда быстрее. Каждодневная игра со смертью принесла первые плоды: из капитанского сейфа извлекли судовые документы, шифровальные таблицы и 15 тысяч фунтов стерлингов - судовую кассу крейсера. Но заветных ящиков не было.
   И тут, словно в ответ на дерзость осквернителей подводной могилы, после очередного взрыва проснулась торпеда, семнадцать лет дремавшая в торпедном аппарате "Хэмпшира", и устремилась из глубины вверх. Спасательному суденышку чудом удалось увернуться от привета с того света - или от мести погибших моряков?
   Но алчность превозмогла суеверный страх. Не остановила кладоискателей и дурная примета - два разложившихся трупа, преградивших путь к заветному отсеку. Водолазы даже обменялись дружеским рукопожатием с утопленниками - на счастье.
   И вот, наконец, искомые металлические ящики с золотом обнаружены. Подводные золотоискатели вздохнули с облегчением - опаснейшие взрывные работы можно прекратить. Осталось рутинное дело - извлечь добычу и вытащить её наверх. В спорой работе незаметно пролетело два дня, и часть ценностей уже оказалась на борту "КСР". Но внезапно, без всяких причин, корпус крейсера дрогнул и сдвинулся. От резкого крена обломки покорёженных судовых конструкций обрушились на находившихся под водой людей...
   Водолазов вытащили на поверхность, однако у Картнея оказалась сломана рука, у Вайсфельта - позвоночник. Мэнсфилд получил обширные внутренние повреждения, Костелло - переломы ребер. Крюгер был мертв. "КСР" полным ходом ринулся в ближайший порт, но и госпиталь не помог: Мэнсфилд и Вайсфельт скончались.
   После этого британское Адмиралтейство запретило все работы на "Хэмпшире". Золото так и осталась в распоряжении сэра Китченера и сомкнувшихся над ним волн.
  
  
   Тайна гибели броненосного крейсера "Хэмпшир" так и остаётся тайной. "Гибель лорда Китченера и семисот человек личного состава корабля была вызвана двумя случайностями: штормом, который помешал идти обычным путём, и переменой ветра, из-за которой эскадренные миноносцы не смогли сопровождать крейсер. Если предполагать предательство, то никто не мог рассчитывать на эти неудачи", - так охарактеризовал эту трагедию английский военно-морской историк Херберт Вильсон.
   Действительно, вряд ли самая могущественная разведка (или любая другая структура на нашей планете) способна была вызвать неожиданный шторм (и даже не один, а два!) и направить крейсер тем единственным путём, где его ждала неминуемая гибель. Значит, роковая случайность? Возможно. Только слишком уж роковая, если принять во внимание исторические последствия провала миссии лорда Китченера...
  

08 августа 2005 года


Оценка: 6.72*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"