Копман Пиня Юрьевич :
другие произведения.
Сказ О Моисее
Самиздат:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
|
Техвопросы
]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оставить комментарий
© Copyright
Копман Пиня Юрьевич
(
Pinya_Kopman@mail.ru
)
Размещен: 05/04/2004, изменен: 03/12/2022. 16k.
Статистика.
Поэма
:
История
Библейские сказаньица
Ваша оценка:
не читать
очень плохо
плохо
посредственно
терпимо
не читал
нормально
хорошая книга
отличная книга
великолепно
шедевр
Сегодня первый вечер еврейской пасхи. В этот вечер по традиции следует читать историю Исхода (евреев из Египта) Вот мой вариант этой истории.
РАЗМЫШЛЕНИЕ ПЕРВОЕ
В битвах ли, в тиши библиотек,
в царских ли хоромах на пирушках
Много ли ты стоишь, человек,
если ты в руках Судьбы - игрушка?
У Судьбы беспечный, вздорный нрав,
И не внемлет ни мольбам ни матам.
От нее не спрячешься, удрав.
Не подкупишь кровью или златом.
Может слыть любимчиком любой:
полной чашей дом, веселье, счастье
но потом, обманутый судьбой,
все, что есть, утратит в одночасье.
А иного вознесет Судьба
из конюшни, или из сортира,
и посадит подлого раба,
чтобы правил с трона целым миром...
Бьемся ли, сдаемся без борьбы.
Счастья ждем - кто годы, кто минуты.
Крутит миром колесо Судьбы
судьбы перемешивая круто.
ПРОЛОГ. ЗА 4 ВЕКА ДО ИСХОДА
СТАРИК-СКАЗИТЕЛЬ:
Из калитки царского дворца
скороходы мчаться в храм Амона,
вызывают главного жреца:
странный сон приснился фараону.
Сын богов как будто нездоров,
на жену и слуг кричит со злостью:
'Семь коров съедают семь коров!
Семь колосьев съели семь колосьев!'
Фараон ложится на кровать,
снова просыпается со стоном...
Нет, не могут сон истолковать
мудрые служители Амона.
И зовут уже других жрецов,
и сидят гадатели уныло.
Видно мало стало мудрецов
на земле живительного Нила.
Шепчут фараону: Есть семит,
Ключник-раб известного вельможи.
На беду был честным и пригожим,
вот в темнице царской и сидит.
Раб с хозяйкой не пошел в кровать
та велела наказать злодея...
И умеет сны он толковать,
как когда-то древние халдеи.
И в темницу послан скороход,
и ведут раба к резному трону,
потому, что в горести народ,
если плохо спится фараону.
Фараон спросил: 'Поможешь мне?
Странный сон про семь коров мне снится
жрут худые тучных в этом сне,
то же и с колосьями пшеницы.
Я слыхал, что ваш семитский бог
дарит ваших мудростью в достатке.
Ты молись, чтоб он тебе помог
снов моих быстрей найти разгадку.
Раб - парнишка, нет и двадцати,
(шепоток пошел средь дам: 'Прекрасный'),
вежливо сказал царю: 'Прости,
все во сне твоем предельно ясно.
Здесь премудрости великой нет.
Сон о том, что царству угрожает:
Ждут Египет семь голодных лет,
за семью годами урожая'.
Фараон воскликнул: 'Слава Ра!
Ты его подарок благосклонный!
Ты сегодня выйдешь со двора
с золотой печатью фараона!
Ты проник в таинственную суть
данных мне во сне священных знаков.
Как, по-вашему, скажи, тебя зовут?'
Раб сказал: 'Иосиф бен Иаков'
РАЗМЫШЛЕНИЕ ВТОРОЕ
Вот Иосиф, отпрыск пастуха
продан в рабство братьями родными.
Возлягло же бремя их греха
на народ оковами стальными:
Круг Судьбы закончит поворот
И, когда ярмо Египет сбросит,
в рабство обратится весь народ
как рабом когда-то стал Иосиф
Но потом, в борьбе с Судьбой самой
вольный дух родится у народа,
и сорвет он рабское ярмо,
вдалеке увидев свет свободы!
Вольный дух надежды и борьбы
что назло и бедам и потерям
говорит нам гордо: нет судьбы!
ЕСЛИ ТОЛЬКО МЫ В СЕБЯ ПОВЕРИМ!
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
(В ЕГИПТЕ)
СОСЕДКА:
Что неймется Фараону?
Нас, евреев, словно лев,
он терзает беззаконно,
Как от крови захмелев!
Строим склады, два канала,
целый город под горой.
А ему все: 'Мало! Мало!',
А ему все: 'Строй!' да 'Строй'!
Он боится нас сильнее
ассирийцев и воров.
Запретил рожать евреям!
Сжить со свету нас готов!
Как у насмерть осужденных,
дикарей или зверей,
Приказал новорожденных
Отбирать у матерей!
Не к добру осели предки
В этих землях на века.
Тут как раз моя соседка
К ночи родила сынка.
Я не знаю, что бы было,
Но пришел ее отец
'Подари ребенка Нилу'
посоветовал, хитрец.
Мы в смоленую корзину
положили малыша
и следила мать за сыном,
тихо прячась в камышах
План у деда - гениальный!:
Ровно четверть дня спустя,
К царской заводи-купальне
волны вынесут дитя.
Египтяне суеверны,
Нил для них, - сама судьба.
Для ребенка - способ верный
Избежать судьбы раба.
Старый пень - а стрельнул метко!
Нынче слышно из дворца:
В фаворитах сын соседки,
Учат славно: на писца.
И, (такое лишь приснится!)
Слух идет между людьми:
Выезжают в колеснице
Он, с царевичем, одни!
Нам легка любая ноша,
Если сын всего достиг.
Мы зовем парнишку Моша*
(но, конечно, меж своих)
* - (ивр.,- Моше;, 'взятый (спасённый) из воды'
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ. НАКАНУНЕ
РАБ:
Говорил отец со вздохом:
'Так я прожил до седин...
Быть рабом не так уж плохо,
Если добрый господин.
Ты накормлен, и напоен.
Есть и крыша над тобой.
Будь же счастлив и спокоен.
И не спорь! Не спорь с судьбой!
Не жалей ни сил, ни пота,
Не гневись и не греши.
И хозяин за работу
Наградит от всей души.
Так, поверь, уже случалось:
лет четыреста тому
доля славная досталась
пра- пра- предку твоему.
Был рабом, но из бараков
вознесен за труд не зря.
Стал Иосиф бен Иаков
Управителем царя!.
Ну, Иосиф - случай редкий.
Но не верь наветам всем.
Славно жили наши предки
Много лет в земле Гесем.
Щедрых Гиксосов* правленье
оборвалось вдруг само.
Египтянам - избавленье,
нам же - рабское ярмо.
Хоть под дланью фараона
здесь, в Египте, все рабы.
Так что исполняй законы,
Не испытывай судьбы!
Разве будешь есть свободу?
Разве палка часто бьет?
Это Моша мутит воду,
жить спокойно не дает.
В молодых разброд он сеет,
и туда же - старики.
Как услышат Моисея,
собираются в кружки,
и, пока похлебка стынет,
чертят планы на столе,
как пройти через пустыню
к обетованной земле.
Как пойти на корм воронам!!!
Там ни пищи, ни воды.
Моша с братиком Ароном
Доведут нас до беды...
Делай свой урок с охотой,
Не воруй, не спорь, не плачь!
Раб - такая же работа
Как солдат, или палач...
Было душно мне под крышей.
Я не спорил - проку нет!
из барака тихо вышел,
и пошел встречать рассвет.
Там, где с неба солнца алость,
кровь роняла на поля,
где - то в далях нас заждалась
Та, заветная, земля.
Та земля, к которой вскоре,
пусть назло природе всей,
через степи, горы, море
поведет нас Моисей.
Пусть в дороге ждут невзгоды,
солнца жар и пыль столбом.
Пусть пройдут недели, годы!
НАДОЕЛО БЫТЬ РАБОМ!
*Гиксосы - племена кочевников-скотоводов, захватившие власть в Нижнем Египте XVII в. до н. э и изгнанные в 1550 г. до н. э.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ. НАЧАЛО ПУТИ
ЖЕНЩИНА:
Муж сказал: "Послушай, Хана!
Бог позвал, и мы должны.
Как ни страшно, как ни странно,
Мы уходим из страны."
Муж сказал: 'Иди к соседям,
Одолжи у них осла.
Мы с тобой в пустыню едем!'
Что же делать? Я пошла.
Мы из дома уходили
Все добро свое забрав.
Странно все происходило.
Муж мой был, конечно, прав!
На ослах и на повозках,
Или просто так, пешком,
Кто в парче, а кто в обносках
Шли в пустыню прямиком
Сотни, тысячи евреев!
Бесконечное число!
Как река, или скорее,
Как десяток рек текло!
Мы идем в чужие страны.
Страшно. Душно. Скот вопит.
Я себе сказала:'Хана,