Корджева Елена Феликсовна : другие произведения.

Витражи: боги древних балтов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Устройство мира
  
  Сначала были небеса.
  Ибо Дьевс - это небо, в какой-то момент осознавшее в себе силы создать целый мир, мир древних балтов.
  Мир строился не сразу. Но в итоге, после трудов Белого отца - Белым отцом или Старейшиной величали балты высшее божество - получилось целых три мира:
  - Верхний мир, где, собственно, и обитает Дьевс, а вместе с ним и его семейство;
  - Средний мир, где живут люди, а также местные боги и богини, такие как Мать реки или Мать холма;
  - Нижний мир, куда уходят те, кто покинул средний мир и не поднялся в Верхний. Там живут не только души людей, но и некоторые другие существа.
  Но обо всём по порядку.
   
  Дьевс и Мара
  
  Vecais tēvs mežā brauca
  Svētajā rītiņā.
  Čīkst ragavas, zviedz zirdziņš,
  Sāk vecajs gavilēt.
  (Lazdona, 709-1)
  
  Едет Старый отче лесом
  Во святое утро.
  Скрипят сани, лошадь ржет,
  И ликует Старый.
  
  Netīšām es iegāju
  Mīļas Māras istabā;
  Mīļa Māra man pacēla
  Sievas krēslu apsēsties.
  Nesēdēšu, mīļa Māra,
  Man nav sievas padomiņa.
  -Sēd', meitiņa, būsi sieva,
  Došu sievas padomiņu.
  (Ezere, 17889-24)
  
  Ненароком оказалось -
  Мара в комнату вошла;
  Мара милая сажала
  В кресло женское меня.
  - Я не сяду, дорогая,
  Слишком молода сейчас.
  - Девочка, садись, садись,
  Женскую науку дам.
  
  
  Завтракали на свежем воздухе.
  Дьевс закончил трапезу, удовлетворённо вздохнул, поставил на стол чашку и огладил свою длинную белую бороду. Жест оставался неизменным буквально с сотворения мира. Во-первых, он терпеть не мог неопрятности, и наличие крошки в бороде, несомненно, никуда не годилось. Во-вторых, поглаживание бороды носило символический смысл. Означая, что одно дело завершено, и можно приступать к следующему.
  Мара издавна знала за ним эту привычку.
  Вот и сейчас она споро убрала остатки завтрака и привычно присела рядом, ожидая продолжения.
  - Ну что, посмотрим? - глаза, с хитрым прищуром смотревшие на неё, были синими-синими, как небо в ясный полдень.
  Сколько бы лет ни прошло, Мара никак не могла привыкнуть к этой бездонной синеве. Вот и сейчас невольно залюбовалась и улыбнулась:
  - Конечно, посмотрим.
  Начали супруги с очевидного.
  Яблони цвели вовсю, источая благоухание, пчелы вкусно жужжали, трудясь над цветами, Сауле в своей золотой лодочке, как и положено, поднималась в небо. Вдалеке погромыхивал с утра уже на что-то сердитый Перконс, обещая грозу. Словом, Верхний, надземный мир, как и положено, радовал глаз и веселил сердце.
  - Давай вниз глянем? Тебе же нравится!
  Мара знала, что Дьевс непременно спросит.
  Собственно говоря, он несколько лукавил сам с собой, переводя, что называется, стрелки на Мару. Кому, как не ему было знать, что они - не просто супруги, но две половинки единой личности, объединявшей как его, Дьевса - бога-творца, так и Мару - мать всего сущего.
  И уж если чего-то хотела Мара, то и он сам желал того же в неменьшей степени. Просто было гораздо удобней приписать некоторые капризы женщине.
  Он вспомнил, как в начале времён был один, и никакой Мары не было.
  Да и ничего не было, кроме него самого - синих бескрайних небес, осознавших себя Богом-творцом.
  Уж кто-кто, а он прекрасно отдавал себе отчёт, что разделение на мужское и женское начало было лучшим из его творений. Остальное они вершили вместе.
  Сначала - Верхний мир, ибо Маре хотелось дома и детей.
  Затем - Средний, земной мир. Ибо детям нужно место для игры. А какое же место может быть лучше собственного мира?
  Ну а потом уже, после всего, пришлось создавать Нижний мир, ибо неудавшиеся или нелюбимые творения тоже где-то должны обитать.
  Так возник Божий мир.
  И так появилась земля балтов, называвших Дьевса Белым Отцом.
  Натуральный блондин с ярко-голубыми глазами, как же ещё должны были его называть, - усмехнулся он собственным мыслям.
  По правде сказать, люди оказались существами столь занятными, что, когда дети выросли и перестали требовать постоянного пригляда, они с Марой оба пристрастились к разглядыванию творений их творений.
  Правда, прежде они - редко вместе, чаще порознь - спускались вниз. Белого отца на белом же жеребце любили и ждали. И не напрасно. В давние времена он бывал частым гостем как в священных дубовых рощах, так и в любом, самом скромном и маленьком домишке. Он смотрел, наставлял, советовал, поддерживал, помогал.
  Маре же нравились пешие прогулки. Так она могла не спеша пообщаться с Матерью реки или Матерью поля, а то и леса. Много было у неё подопечных - Матерей, хранивших поля и леса. Да и человеческие матери тоже нуждались в пригляде. Помочь разрешиться от бремени, перевязать пуповину малышу, проверить, чтобы хватало молока, - много было забот.
  Так было.
  А потом пришли они. Воины с крестами на плащах, с крестами на шее и с крестом в руке главного из крестоносцев, того, кто отдавал приказы.
  Они воздвигали крепость за крепостью, храм за храмом, разрушая и разнося в прах старинные капища. Несогласных рубили мечами. Согласных же вели в храм и заставляли признать нового, угодного им бога.
  Так, крестом, мечом и кирпичом за недолгое, в сущности, время, они поселили на земле балтов нового бога.
  Поначалу Дьевс, как приличествует хорошему хозяину, пригласил пришельца в гости. Но приглашение было отвергнуто.
  Тогда он воспротивился. И люди восставали то здесь, то там.
  Но балты умели ловить рыбу. Но не других людей.
  Они умели пахать, сеять, доить и охотиться. Но - не на людей.
  И вот, всего лишь пара-другая сотен лет - и не осталось никого, кто мог бы пойти в священную рощу и позвать Белого Отца спуститься к людям.
  А без приглашения он спускаться не желал.
  Так истончилась пуповина, некогда прочно связывавшая народ балтов с их создателем.
  Истончилась, но не разорвалась.
  Ибо кто, как не Мара, помогала роженице разрешиться от бремени?
  Кто, как не дети, несмотря ни на что, продолжали заботиться о сотворённой Белым Отцом земле и племени балтов?
  Так оно и шло.
  Мир внизу менялся. Люди, у которых на плащах горели кресты, ушли.
  Приходили и уходили другие.
  С каждым новым веком пришельцы являлись, вооружённые всё более смертоносными орудиями; стрелы, копья и мечи сменялись мушкетами, а там - пушки, танки...
  Неспокойно жила земля балтов.
  Конечно, не она одна. Но одно дело, когда войны, как это было, например, на Курукшетре, затевают боги. И совсем иное, когда воюют сами люди.
  Правда, в последнее время они, кажется, научились договариваться.
  Во всяком случае так казалось сверху.
  Кстати, наблюдать сверху оказалось очень даже интересно. Особенно благодаря тому, что люди в простоте своей именовали техническим прогрессом. Не то чтобы Старый Отец вдруг затруднился разглядеть что-то самостоятельно. Но всякие фейсбуки, телеграмы и прочие позволяли почувствовать на вкус каждый нюанс. Интернет, как шутили они с Марой, - потрясающая приправа к основному блюду. Это все равно, как если бы традиционную картошку с мясом щедро сдобрить специями, как делают поклонники Тримурти, Будды или наследники страны Кетцалькоатля, Пернатого Змея.
  Вроде обычная еда, но столько разных оттенков вкуса!
  Так и тут, вроде те же балты, но они сами фотографируют, снимают видео, говорят и пишут столько, что и спускаться не надо, и так видно все, как на ладони.
  Мара тоже в последнее время спускалась все реже.
  Не то чтобы обленилась или не хотела. В дело вмешался тот же технический прогресс.
  Какой смысл опекать роженицу, если с этим прекрасно справляются врачи?
  Что она может дать Матери реки, если саму реку давно сковали стены и турбины ГЭС?
  К чему ее помощь Матери поля, по которому ездят гигантские жёлтые комбайны?
  Так и вышло, что божественная пара взирала на суетливый Средний мир свысока.
   
  Рига
  
  Rīga skani, Rīga skani,
  Kas to Rīgu skandināja?
  Tai meitiņai kroni kala,
  Kam deviņi bāleliņi.
  (Zaļenieki, 6174-6)
  
  Звуки Риги, звуки Риги,
  Кто же Ригу славит?
  У той девицы корона,
  У которой девять братьев.
  
  Дьевс аккуратно, двумя пальцами, раздвинул пространство, приближая то ли землю к себе, то ли себя к ней.
  Выше всех, естественно, торчали шпили Риги. Они и впрямь выглядели, как зубцы короны, украшающие столицу. Внизу, сквозь дымку из облаков приближалась островерхая антенна телебашни. За нею практически одновременно показались шпиль церкви Петра, увенчанный петушком, и стеклянное, отсвечивающее на солнце здание Солнечный камень. За ними стремительно приближались верхушка пилона вантового моста и шпиль Академии наук, а чуть вдали и сбоку - крыши ещё двух высоток.
  Да и народу там было гораздо больше, чем в остальных городах.
  Хотя и в других местах было на что посмотреть.
  Маре, например, очень нравилось, когда из Риги в Вентспилс шла большая регата. Великолепные яхты, барки, сверкая под солнцем белыми парусами, шли, гордо рассекая Рижский залив. Жаль, что случалось это не часто.
  А Дьевс с удовольствием ждал Праздника песни. Особенно хорошо смотрелся праздник в последний раз, когда открылась большая эстрада в Межапарке. Да и выступления танцоров на стадионе Даугава он готов был смотреть бесконечно.
  Перконс, сын, предпочитал ютюб, где все записано, и можно смотреть хоть каждый день. Но Старому Отцу больше нравилось, когда вживую.
  Или вот, дни зимнего солнцестояния.
  Дьевс терпеть не мог, когда это время называли Рождеством. Рождество в его мир принесли чужеземцы с крестом. И изменили традиции. Однако название прижилось, да и ёлки, красиво наряженные лампочками и игрушками, глаз радовали. На фоне рано наступающей ночи смотреть было - одно удовольствие. Даже против музыки, ежегодно звучащей со всех экранов, он не особенно возражал. Однако - Мара знала - больше всего Белого Отца радовало, когда молодые сильные парни брались таскать вокруг дома тяжёлое, скованное морозом бревно, отгоняя злых вышедших на охоту духов. А потом плавили оловянные фигурки и, глядя на застывший металл, толковали, каким будет следующий год.
  Она сама по традиции ставила на стол в эту пору запечённую свиную голову, пирожки со шпеком и серый горох.
  А Перконс никогда не ленился выстроить молодых богов и пропахать бревном землю вокруг двора. Другое дело, что ни один злой дух не то что не явится, но даже на мгновение не подумает о том, чтобы явиться в Верхний мир. Но если вдруг подумает, то икать ему неделю, не меньше, а такого и злому духу не пожелаешь.
  Дети - в смысле, молодые боги - родителей тоже не забывали. Какая проблема навестить стариков? Особенно, если ты можешь одновременно побывать и в Верхнем мире, и на любом празднике. И даже полюбоваться вместе с родителями на свои собственные художества там, внизу.
  В целом, несмотря на то что священные рощи по-прежнему оставались вырубленными, и никто из ныне живущих людей уже не помнил, как именно нужно обращаться к Богу-создателю, несмотря на храмы с разной формой крестами, раскинувшиеся по всей земле балтов, всё шло своим чередом.
  Ну, или почти всё.
   
  Дети
  
  Раз уж мы заговорили о семье и детях, пусть они даже и боги, неплохо бы представить хотя бы некоторых из них. Всех - точно не получится, но познакомиться со старшими, главными, непременно нужно.
  
  Лайма
  
  Laima sēd kalniņā,
  Nelaimīte lejiņā.
  Svied, Laimiņa, Nelaimei
  Ar akmeni mugurā.
  (Sēlpils, 1220-0)
  
  На пригорке встала Лайма,
  Льёт несчастье под уклон.
  Лайма милая, ты лучше
  Горе с камнем утопи.
  
  Ne visiem Laima taisa
  Labu vietu maliņā;
  Citam Dievs, Laima taisa,
  Citam taisa Veļu māte.
  (Valmiera, 9246-0)
  
  Не всем Лайма создаёт
  Место доброе у края,
  Одной Дьевса Лайма даст,
  Другой - место в Нижнем мире.
  
  Такова судьба богини счастья - видеть чужие судьбы, будь они радостными, или полными несчастий.
  С одной стороны, такое умение у многих бы вызвало зависть. Ещё бы, знать, что будет, когда будет и как, да с кем. А с другой стороны, было однажды сказано: "Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь". Имело бы смысл предположить, что саму Лайму далеко не всегда радовали её знания.
  Хотя об этом гордая красавица умалчивала. Всегда ухоженная, прекрасно одетая, она шла по жизни, уверенно постукивая каблучками золотых туфелек.
  Ну а то, что время от времени почему-то превращалась в курицу, хоть в белую, хоть в черную, а то и в змею, так что же? У каждого свои недостатки, как говорится. Впрочем, подобное умение, как и способность держать язык за зубами, многим бы не помешало.
  И кстати, если видишь Лайму с берёзовым веником, это вовсе не значит, что она пошла в баню париться. То есть в баню, да. Но не париться, а роды принимать. Когда же ещё наделять новорожденного судьбой, как не при рождении.
  Правда, в последнее время веник и баня используются все реже. А у Лаймы в арсенале появились белый халат, маска и латексные перчатки.
   
  Перконс
  
  Pērkons veda vedekliņu
  No Vāczemes šai zemē;
  Dieva dēli pūru veda,
  Visus mežus veltīdami.
  Liepai lika zelta kroni,
  Ozolami sudrabiņa,
  Sīkajiem kārkliņiem
  Uzmauc zelta gredzeniņus.
  (Krustpils, 34039-10)
  
  С запада нагнал нам Перконс
  Тучи с дождиком и громом.
  Это божий сын старался
  Нарядить леса и пашни.
  Липе - золото соцветий,
  Дубу - листья серебрёны,
  А для маленькой для ивы
  Позолочены колечки.
  
  
  Старший брат, защитник и небесный кузнец.
  А заодно - ответственный за Верхний мир, владыка огня и воздуха.
  Выглядит, конечно, внушительно: сам здоровый, как конь, а конь у него - ещё здоровее. Одно отличие, конь черный, а всадник-то, как папа, натуральный блондин, и тоже - с бородой. А бицепсы, да и фигура - любой атлет позавидует. Но ведь добрейшей души бог!
  Вон, в своё время, пока Сауле совсем ещё подростком была, как девка чудила! Чуть небеса не сожгла, не говоря уже о Среднем мире. Так мальчик жара не побоялся, укротил несмышлёную. А после сам же и выковал ей золотую лодочку для небесных-то прогулок. Сестра как-никак, хоть и с характером. Ну и против её брака с Менессом тоже ни слова против.
  Ну да чего только в семье не случается. Главное, помирились дети, каждый своё место знает.
  А что до Перконса, гневить его и вправду не надо, парень с характером, вспыльчивый. Хорошо хоть, отходчивый. Погремит-погремит, да и отойдёт в сторону, успокоится.
  Да, вот ещё. Очень уж он в последнее время кузнечным делом увлёкся. Бывало, запрётся в кузнице и только слышно, как молот стучит. Дьевс обоснованно полагал, что причина того, что люди в небо полезли, его, - Перконса работа. Не только, конечно. Все они, - боги-кузнецы, Гефест, Тваштар, Сварог, Ильмаринен, всех и не перечислишь, - к этому руку и молот приложили.
  Но в последнее время как-то особенно стал заметен этот самый прогресс.
  Поначалу, когда только появились эти самобеглые коляски, дирижабли и аэропланы, Мара с Дьевсом удивлялись. Позже, когда их сменили самолёты, как-то привыкли. Ракеты, спутники и всё такое прочее уже воспринимались, как нормальная часть мира. Поначалу Маре, правда, казалось, что вот-вот какая-нибудь летательная техника может упасть к ним во двор.
  Но как-то за кружечкой пива Перконс объяснил родителям, почему в среднем мире действуют другие, земные законы природы, и почему никакая ракета и никакой спутник физически, - он так и сказал, "физически", - не могут не только попасть во что-то в Верхнем мире, но даже его увидеть.
  По крайней мере в отношении Верхнего мира богам волноваться не приходилось.
  
  Юмис
  
  
  Kas tie divi skūpstījās
  Mūsu nama pakaļā?
  Miežu jumis skūpstījās
  Ar apiņa cekuliņu.
  (Krustpils, 19689-0)
  
  На дворе на нашем заднем
  Целовались как-то двое.
  Это Юмис целовался
  С хмеля юною лозою.
  
  У Юмиса все просто. Весь смысл жизни - в продолжении рода. Неважно, чьего. Ячмень - значит ячмень. Рожь - значит рожь. Главное, чтобы народилось много. Даже примета появилась: если на поле найдётся двойной "близнецовый" колос, побывал здесь Юмис, благословил урожай.
  Ну и со скотиной то же. Народилась у коровы двойня - Юмиса работа. Уж о курах-утках, а тем более о яйцах и говорить не приходится.
  Люди Юмиса любят.
  Вон, даже обычай придумали: как дом под стропила подведут - праздник, Юмиса славить будут. Венок над стропилами вознесут и давай веселиться, пиво пить. А ещё резными конскими головами коньки крыш украшать стали. Тоже в честь Юмиса. А как же иначе? Дом - это семья. А семья - значит дети. Какой же нормальный мужчина не позаботится, чтобы его мужские стати процветали, жену радовали, деток зачинали? Снова Юмису слава.
  Бог плодородия, что тут скажешь.
  Надо и ему отдать должное, по части плодородия парень и сам не дурак. Даром, что не женат. Да и зачем жениться, уж богу-то женщина всегда найдётся.
  Словом, парень не промах.
  Но, тем не менее, с начала веков и по сей день ни разу ни единого конфликта, ни одной сцены ревности. И как умудряется?
  Ходок тот ещё, а мужики от него - без ума. Восхищаются, радуются. Но, с другой стороны, кто же добровольно буром на бога плодородия попрёт? Себе же проблем не оберёшься.
  Остаётся только радоваться.
   
  Усиньш
  
  Ūsiņš zirgu nojādīja,
  Pieguļnieku meklēdams;
  Gudri bija pieguļnieki,
  Neguļ ceļa maliņā.
  (Krustpils, 30084-0)
  
  Как верхами ехал Усиньш
  Пастухов в ночном искал.
  Пастухи - народ не глупый,
  У дороги не сидели.
  
  
  Увидишь верхового с жёлтыми усами, не ошибёшься - самого Усиньша встретил.
  А кого же ещё? Кто из богов за лошадей в Среднем мире отвечает, если не Усиньш? Об этом каждый знает.
  Хотя сам он - скромняга из скромняг. Пока не спрашивают, сам первый слова не скажет. Ну, если ты, конечно, не конь. Зато с конями готов с утра до ночи и с ночи до утра возиться. Одно слово, лошадиный бог.
  Правда, не совсем понятно, почему на крыше лошадиные головы в честь Юмиса вырубают. Теоретически лошади всё-таки ближе к Усиньшу.
  Но он на брата не в обиде.
   
  Сауле
  
  Trim lapām bērziņš auga
  Liela ceļa maliņā.
  Vienā lapā Saule lēca,
  Otrā Saule norietēja,
  Trešajā lapiņā
  Saule lēja sudrabiņu
  (Valmiera, 33748-6)
  
  На обочине берёзка,
  На берёзке три листочка.
  На одном есть капля солнца,
  На втором - заходит солнце,
  А на третьем на листочке
  Отлила Сауле серебро.
  
  Сауле - Солнце на славу удалась: яркая, сияющая. Красавица!
  И трудяга, каких поискать!
  Дисциплина железная. Каждое утро, без продыху, без единого перерыва, выплывает её лодочка в небеса. И весь день в дороге. Как утром на рассвете вышла, так до заката трудится: каждую веточку, каждый листик, каждую тварь земную обогреть, обласкать, лучиком посветить. Никого не забудет, молодчина.
  Правда, не всегда так было.
  По молодости ух, строптивая была. Чуть что не по ней, давай палить горячими лучами, да что есть мочи! Было дело, чуть вовсе не спалила Средний-то мир. Хорошо, Перконс уже в силу вошёл, не позволил родительское творенье погубить. Помчался на своих черных конях строптивую укрощать.
  Всё своё оружие в ход пустил, три дня без устали девять молний бросал, железным прутом охаживал, стрелы пускал, огненной палицей укрощал сестру.
  Аж земля дрожала.
  К счастью, обошлось.
  А главное - родители очень радовались, что зла дети друг на друга не держали. Ну было и было, чего прошлое ворошить. Главное, чтобы урок помнился.
  Зато потом Перконс же выковал сестре золотую лодочку, чтобы было ей удобней по синему небу, как по морю плыть.
  Добрая получилась лодочка.
  Теперь с утра до вечера Сауле по небосклону проплывает, без устали.
   
  Менесс
  
  Kas to teica, tas meloja,
  Ka Mēnesis bez kumeļa:
  Rīta zvaigzne, vakar' zvaigzne,
  Tie Mēneša kumeliņi.
  (Vidzeme, Kurzeme 33898-1)
  
  Кто сказал, тот соврал,
  Что нет у Месяца коня:
  Звезды вечером и утром
  Это кони Месяца.
  
  Абсолютно загадочный, весьма скрытный, обидчивый.
  Когда они с Сауле нашли общий язык, чтобы пожениться, многие из семьи в недоумении пожимали плечами. Одна яркая, вспыльчивая, темпераментная. Другой - задумчивый, холодный, сдержанный. Характер, что называется, нордический.
  Единственное, что у пары общего, так это умение испускать блёстки. У Сауле, как водится, они золотые, у Менесса же - серебряные, но в ночное время ещё как ценные. А уж в Нижнем мире, куда он большой любитель захаживать, так и вовсе в цене. Иногда он щедро заливает ночные просторы блестящим серебряным покрывалом. Но порой попросту исчезает с небосклона, а потом, с обиженным видом, являет не лик, но малую часть его, серебряный серпик, растущий день ото дня только затем, чтобы, покрасовавшись несколько ночей, вновь разобидеться и начать уменьшаться, чтобы исчезнуть снова.
  Основная же причина исчезновений, прикрытием для которых служат мифические ссоры с супругой, - тяга серебряного господина ко всему скрытному и тайному.
  К слову, именно благодаря ему в Верхнем мире появляются такие приятные вещи, как, например, кофе, который очень любит Мара.
  Мало ли что плохо лежит по ночам, особенно, когда обиженный Месяц не рассыпает с небес свои серебряные блёстки.
   
  Аусеклис
  
  Kas taku nomina upītes lejā?
  Auseklis nomina, vārdiņu smeļot;
  Pādīti kausiņā nesdamis mājās.
  Kur lika Auseklis ūdeņa kausu?
  Pādiņu mazgāja, vārdiņu teicot.
  (Valtaiķi, 1362-0)
  
  Чья же тропинка протоптана к речке?
  Аусеклис трудится, имечко ищет.
  Каждого дитятку моет водою,
  Черпает имя малютке рукою.
  Вот и нашлось подходящее имя,
  Аусеклис в дом отправляет дитя.
  
  Sidrabotis gailis dzied
  Zeltupītes maliņā.
  Auseklītis agri lēca,
  Saules meitas gribēdams;
  Lec, Saulīte, pate agri,
  Nedod meitas Ausekļam.
  (Nītaure, 33745-2)
  
  Поет серебряный петух
  У речки золотой.
  Рано Аусеклис встает,
  Хочет дочек Сауле;
  Сауле, Сауле, просыпайся,
  Дочек Аусеклису не дай.
  
  
  Юный бог Утренней звезды, сын Сауле и Менесса.
  Столько народных песен ему посвящено, может, даже больше, чем иным богам. Казалось бы, молодой парень, и чем заслужил? Впрочем, народные песни обо всем рассказывают. И младенцам Утренняя звезда имя дает, и к дочкам солнечной Сауле не прочь подкатиться.
  Есть у Аусеклиса одна почётная обязанность - организация небесных свадеб. Известно же, на каждой свадьбе должен быть Пулка (Маршал), который за всё отвечает.
  Вот, например, нужно невесту умыкнуть. А Маршал следит, чтобы украли именно ту невесту, которую надо. Да и за "песенной войной" кто-то проследить должен, чтобы до рукоприкладства не дошло.
  Ведь как оно, по традиции-то: родственники жениха - "поезжане", невесту крадут, а "догонщики" - родные невесты, соответственно, догоняют. Во время игры в догонялки стороны песнями состязаются, прямо на ходу сочиняют. Иногда хорошо получается, всем весело. А иногда кто-то и обидеться может, если про его, например, кривые ноги споют. Вот Аусеклису и приходится порядок хранить.
  Да мало ли обязанностей у Маршала: проследить, чтобы ёлочками вход в дом украсили, чтобы у жениха выкуп нашёлся, чтобы невеста с приданым не подкачала...
  Словом, есть чем заняться.
  Может, потому в Среднем мире так много песен посвящено Аусеклису. Мало ли кто мечтает, чтобы на его свадьбе был такой Маршал.
  Ну а в свободное от свадеб время Аусеклис - хороший сын и верный паж своей матери.
   
  Патримпс
  
  
  
  Патримпса-бога коляска
  Из золотистых колосьев,
  Спицы из спелой соломы,
  Жёлты, как воск, его кони.
  А. Пумпурс "Лачплесис"
  
  Вообще-то, если по-честному, латыши про Патримпса не сразу узнали. Пруссы - они тоже балты - уважали его куда больше.
  А латышам про него рассказал Андрис Пумпурс в своём эпосе "Лачплесис". Поэтому дайн про него нету.
  Но сути дела этот факт не меняет: на Патримпса возложена обязанность хранить Средний - людской мир.
  Молодой парень с венком из колосьев на голове, он - олицетворение весны, владыка земли и чистых источников. Его основные обязанности - обеспечивать урожай и мир.
  Да, кроме ответственности за плодородие, он также является покровителем храбрых воинов, приносит удачу в сражениях и способствует победам.
   
  Паколс
  
  Galviņ mana gludenā,
  Kam tu līdi pazemē?
  Nu tu alu vairs nedzersi,
  Ar ļaudīmi nerunāsi.
  (Durbe, 27339-1)
  
  Голова моя гладенька,
  Куда лезешь ты под землю?
  Больше пива не достать,
  И с людьми не поболтать.
  
   Паколса чёрные кони
   Впряжены в санки из кости,
   Из рёбер - полозья и перед,
   Оглобли - из кости берцовой.
  А. Пумпурс "Лачплесис"
  
  Прежде латыши были уверены, что Нижним или загробным миром управляет Мать духов. Но Пумпурс в "Лачплесисе" рассказал нам про прусского бога Паколса.
  Бог смерти и Владыка Нижнего или загробного мира.
  Одетый в красные или черные одежды мужчина, седые волосы которого убраны под головную повязку.
  Без нужды в Средний, а тем более в Верхний мир не поднимается, ему вполне хватает забот в своих владениях.
  Ведь кроме умерших на его попечении такие экзотические существа, как привидения, духи, псоглавцы, людоеды и даже драконы. И все они так или иначе пытаются выскочить наружу из подземного мира и как-нибудь навредить живущим.
  Надо иметь уверенность и твёрдую руку, чтобы управляться со всей этой нежитью.
  Но Паколс справляется. Ведь все эти существа надёжно заперты в подземном царстве. Разумеется, там управляется хозяйка - Мать духов.
  В Среднем мире есть тайные входы в Нижний мир. В древности в этих местах силы, как правило, на холмах, располагались храмы Паколса. Не каждый мог войти в этот храм. Чтобы служить подземному богу, требовалось пройти подготовку, а потом ещё и заслужить это право, сдавая экзамен самому богу. Признает Паколс жреца - тот вернётся к людям, вооружённый энергией тёмного владыки. Не понравится - пополнит собой живущих в подземном мире.
  Говорят, в древности к храму бога смерти привозили неизлечимых больных и оставляли на ночь. Утром из храма мог выйти совершенно здоровый человек. Ну, а если не вышел...
  Что же, так распорядился владыка смерти.
   
  Мать духов
  
  Es redzēju Veļu māti
  Pa vārtiem ienākot:
  Baltu segu apsegusi,
  Smilšu kurpes kājiņā.
  (49479)
  
  Видел, видел я Мать духов,
  Что в воротах появилась:
  Сама в белом одеянье,
  Песочны туфли на ногах.
  
  "Видели бы вы, как латыши ухаживают за могилами!" - эта фраза из старого анекдота полностью отражает то уважение, которое вызывает к себе Мать духов. И заботиться о кладбищах - одна из её основных функций.
  Но в основном, её заботой, конечно, являются духи или души умерших, а то и умирающих. Как ни парадоксально, но даже в Нижнем мире сохраняется свойственный для латышей матриархат, и Мать духов - хорошая хозяйка своего дома и подворья. Она не только хранит ключи от могилы, но и с большой радостью встречает каждого, кто покинул Средний мир и переместился в Нижний.
  К слову, её стараниями духи и в подземном мире сохраняют тот же образ жизни, что и на земле. Каждый продолжает то, что делал, будучи живым. С этой точки зрения для умершего ничего не меняется.
   
  Те, кто пугает людей
  
  Под присмотром Матери духов и Паколса много разных существ. Например,
  Вэли, Йоды, Феи, Привидения, Блуды, Псоглавцы, Оборотни, Ведьмы, Ночные духи, Драконы.
  
  Вэли (Veļi) - духи умерших, которые после смерти продолжают своё существование. Обычно Мать духов заботится о том, чтобы они чувствовали себя хорошо и жили так, как прежде. Они так же просыпаются по утрам, чтобы заняться привычными делами. Но раз в году, в тёмное ноябрьское время осеннего равноденствия они выходят в Средний мир навестить близких. Согласитесь, если вы живой, как-то слегка волнительно, что тебя навещают те, кого ты не видишь. И с этим надо что-то делать. Во-первых, на день поминовения усопших непременно необходимо наведаться на кладбище и привести могилки в идеальный порядок. Обязательно также аккуратно разровнять песок на могилке граблями, оставляя после себя красивые полосы. Прежде, в древние времена, землю подметали еловыми ветками, заметая собственные следы. И красиво, и не видно, куда пошёл живой родственник, а значит, духи могут и не догнать.
  Другой обычай, который до сих пор сохранился, это ритуал с петухом, предназначенный для того, чтобы уберечь от духов лошадей. Хозяин, держа в руках петуха, обходит с ним каждую лошадь в стойле против часовой стрелки, а потом отрубает петуху голову над специально приготовленным для этой цели овсом. Овёс же раскладывают в кормушки лошадям. Считается, что такой обряд убережёт лошадей от духов. Да, конечно, петушиной кровью непременно надо помазать дверной косяк, чтобы никто не вошёл ни в хлев, ни в дом.
  
  Йоды (Jodi) - тоже духи, но, пожалуй, они ближе к бесам. Во всяком случае живут они в пекле (слово "pekle" как раз обозначает ад, бездонную яму, словом, тот самый подземный мир) и то и дело норовят выбраться оттуда и как-нибудь напакостить тем, кто живёт в Среднем мире.
  
  Феи (Laumas) также относятся к миру нежити. С той только разницей, что они не замышляют ничего плохого. Их прекрасно описал Вильям Шекспир в знаменитом произведении "Сон в летнюю ночь". Как говорится, ни убавить, ни прибавить. Живут в лесах, танцуют ночью на поляне и, если повезёт, могут исполнить желание.
  
  Блуды (Vadātāji) - разновидность нежити, цель которой заставить путника заблудиться буквально в трех соснах. Водит его блуд, пока не рассветёт, а там, глядишь, и вот она - дорога.
  
  Ночные духи (Lietuvēni) - особая каста. Это души тех, кто умер от удушья: утонул, повесился или был задушен. Поскольку всю причитающуюся ему жизнь человек не прожил, то ходить ему по Среднему миру до тех пор, пока не истечёт отпущенное для жизни число лет. Вот и получается, что вроде как он и на земле, а земной-то жизнью жить не может. Завидно, конечно. А потому они развлекаются тем, что нападают ночью на спящих людей или домашних животных - лошадей, коров. Наваливаются сверху и пытаются задушить. Но от этого есть очень действенное средство: нужно только дёрнуть большим пальцем левой ноги и ночной дух сразу удирает.
  
  Привидения, псоглавцы, оборотни и ведьмы - существа всем хорошо известные.
  Дракон
  
  
  Malu, malu visu rītu,
  Siekam kaudzes nenomalu.
  Milti kāp kaudzītēm,
  Siekā rudzi man neplok:
  Pūķis tup aiz sijiņas,
  Siekā rudzus gausināja.
  (Patkule, 8103-0)
  
  Мелем, мелем мы все утро,
  Не закончить нам работу.
  Сыплется мука в посуду,
  Не кончается зерно:
  То Дракон сидит под крышей,
  Создаёт зерна избыток.
  
  Одно из волшебных существ Нижнего мира.
  Появиться он может даже из петушиного - да, да, не из куриного, а из петушиного яйца. Может достаться по наследству от старого хозяина. Может... Да по-разному может, на то он и дракон.
  Главное, что он приносит богатство своему хозяину: не заканчивается зерно, не кончаются деньги. Бывает, правда, что у соседей как-то уж чересчур быстро заканчиваются запасы, но кто же знает, что по ночам делает дракон?
  Вот только нужно помнить, что сердить дракона нельзя, уж больно он огнеопасный. Рассердившись, запросто может пыхнуть огненными искрами - и вот уже заполыхал дом вчерашнего богача.
  А что вы хотели, ведь исконное место проживания драконов - Нижний мир, и живут они по его законам.
  Хотя, конечно, соблазнительно иметь собственного дракона.
  
  Содержание
  
  От автора
  Устройство мира
  Дьевс и Мара
  Рига
  Дети
  Лайма
  Перконс
  Юмис 
  Усиньш
  Сауле
  Менесс
  Аусеклис
  Патримпс
  Паколс
  Мать духов
  Те, кто пугает людей
  Дракон
  Послесловие
  
  
  Послесловие
  
  Для кого-то эти боги и духи - хорошо знакомые персонажи, а кто-то только сейчас познакомился с мифологией древних балтов. В любом случае я, как автор, надеюсь, теперь вы лучше понимаете их характер и от кого что можно ожидать.
  Зачем ожидать, спросите вы?
  Затем, что я искренне надеюсь, мы с вами встречаемся не в последний раз, как друг с другом, так и с богами и духами. Здесь - только начало.
  На самом деле в моей голове - и в моем компьютере - уже достаточно материала для создания фантастического романа, героями которого как раз и будут все герои этой небольшой книги.
  Немножко раскрою интригу.
  Рабочее название романа "Под знаком Мары". Большинство персонажей вы уже знаете. Время действия - наши дни.
  Но есть и сюрприз: должен появиться еще один герой. Кто? Пока не знаю, дракониха Малышка еще только снесла два яйца, неизвестно, кто там внутри.
  Кстати, вся прелесть неизвестных героев в том, что у них есть свобода выбора. Возможно нашему герою придет в голову явиться из какого-то другого источника, и драконьи яйца вообще ни при чем.
  Поживем - увидим.
  Также неизвестно, будет ли художником романа Эрик Бауэр. Это его свободный выбор, поглядим, что он выберет. Но если честно, я с большой уверенностью могу предположить: если читателям понравятся иллюстрации, Эрик с удовольствием создаст новые.
  В любом случае, знакомство состоялось.
  И я пошла писать продолжение.
  До следующей встречи.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"