Кормин Михаил Викторович : другие произведения.

Жить не отбрасывая тень

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Поиск правил игры и причин существования цивилизации. Текст написан для себя самого и на признание широкой общественностью не претендует.


   Поиск правил игры и смысла существования цивилизации.
   Этот текст написан исключительно для того, чтобы сгруппировать и привести в порядок собственные мысли. Это не лекция и не руководство к действию.
   Начну с того, что вопрос в смысле существования цивилизации на планете на текущем этапе развития науки неясен. Люди рождаются, живут и умирают без малейшего представления об ответе на вопрос в чем смысл жизни. По моим представлениям накопительство здесь точно не причем. Неважно что мы копим, хоть капитал, хоть опыт жизненный, смерть все расставляет на свои места. Перенос смысла с плоскости индивидуальной в плоскость популяции тоже не дает однозначного результата. Наследники разбазаривают капиталы, и даже хваленое место в истории слабое оправдание тому колоссальному вреду, который цивилизованное общество наносит живой природе. Но в природе нет ничего бесполезного, и если земля нас еще носит, значит ей это для чего то нужно. Вопрос для чего? Наука пока ищет ответы в материальном мире, и я не буду ей мешать. В вечном вопросе Энгельса, что первично материя или сознание я выбираю второе. Я буду искать ответы на вопрос, зачем человеческая популяция планете Земля в исключительно сфере сознания. И первое различение которое необходимо рассмотреть пристально это чем ум отличается от многознания.
   Ум и многознание
   Многознание уму не научает. Гераклит.
   Я не собираюсь подбирать доказательную базу для всеобщего признания. Я пишу о том, что приемлемо для моего собственного понимания сути вопроса. Для меня очевидно, что многознание и ум это не одно и тоже.
   Под многознанием я понимаю ряд заимствованных алгоритмов которые возможно применить на практике при сходных начальных условиях задачи.
   Под умом я понимаю способность человека находить решения в ситуациях с достаточно высокой долей неопределенности.
   Ум необходим при движении в прямом направлении, а многознание эффективно при движении по кругу. Если человек регулярно сталкивается с похожими исходными данными, то приоритет за многознанием, но если мы приблизимся к природе света, который если и отклоняется от пути но никогда не движется по кругу, то смысла в накоплении готовых алгоритмов действий нет. Исходные данные не повторяются и практика применения стремится к нулю. Задачи по высшей математике которые студенты легко решают на экзаменах в вузах, на пенсии человек уже навряд ли решит. Эти задачи в повседневной жизни никогда не встречались. Пенсионер попросту забыл в суете повседневных будней практически все алгоритмы премудростей высшей математики которые в высшей школе знал наизусть. Эти алгоритмы были помещены в его голову в готовом виде, и покинули её за ненадобностью. Вот если бы студент вывел правила математики сам, то их не нужно было бы хранить в голове багажом который может пригодиться в будущем. Вывел один раз, выведешь и во второй. Для решения математической задачи в пенсионном возрасте необходимо включить ум, но не многознание. Вспомнить в каких учебниках хранятся заветные формулы, и вывести самостоятельным образом алгоритм решения задачи.
   Многознание, эффективный инструмент рутинных повторяющихся практик, тогда как ум это всегда инструмент для творческой деятельности. Мы подошли к детальному рассмотрению природы творчества.
  
   Триединство творческого процесса.
   Я рассматриваю творчество в наиболее общем виде и разделяю его на три обязательные стадии. Говорю не о песнях и плясках, а о процессах которые происходят в сфере сознания. Вот они.
      -- Оценка сущего
      -- Формирование должного.
      -- Нахождение агоритма преодоления разрыва между должным и сущим.
   Все стадии необходимо пройти самостоятельным образом. Творчество на чужих плечах это плагиат. Написать картину и сделать с неё копию далеко не одно и то же. Именно творчество научает уму, но не многознанию. Чем чаще человек сталкивается с ситуациями с высокой долей неопределенности тем легче ему преодолевать препятствия с которыми он никогда раньше в жизни не встречался. Возможно это как раз и есть тот самый практический ум о котором писал Кант. Практическому уму нельзя научить, поскольку он растет только в том случае, когда человек выводит алгоритмы преодоления разрыва между должным и сущим самостоятельным образом. Этот ум растет только с растущей собственной практикой принятия решений в условиях неопределенности. И других вариантов нет. Теперь посмотрим на живую природу и попробуем найти в экосистемах практики школы практического ума.
  
   Традиционное воспитание в природе
   Даже беглый взгляд на живую природу сразу выдает в ней единую школу практического ума. Сохраняя собственную жизнь, каждое существо заставляет других сталкиваться с ситуациями с высокой долей неопределенности. Практический ум присущ не только человеку. Это тот ум который практикуется на протяжении всей жизни каждого существа. Как только живое существо выходит из рамок природной школы практики ума оно покидает игровое поле.
   Традиционная система образования в тех немногих обществах, которых еще не коснулась цивилизация, очень похожа на живую природу. Никто не будет учить оленевода оленеводству. Возьмут с собой и все. Наблюдай подсматривай, анализируй, пробуй повторить на практике. Самостоятельно оценивай сущее, формируй должное, находи алгоритмы преодоления разрыва между должным и сущим. Как только прекратил практику тренировки практического ума, покинь игровое поле и освободи место для других студентов. Профессионалу не место во всеобщей школе жизни. Учись сам, либо создавай условия для обучения практическому уму у других существ. Пока ты участвуешь во всеобщей образовательной практике методом проб и ошибок, для тебя есть место в школе под названием жизнь.
   Цивилизованный человек сумасшедшее животное
   Цивилизованный человек попутал полюса и вместо того чтобы способствовать развитию практического ума всех и вся занимается откровенным вредительством. Волк, при наличии выбора, берет слабого, поэтому он санитар леса, а человек берет лучшего, поэтому он браконьер. Человек истребляет хищников на заселенных территориях, и рушит экосистемы начиная с самой вершины пищевой цепи. Вся отлаженная школа совершенствования практического ума разбалансируется и со временем исчезает. Экосистемы гибнут, а человеческая цивилизация расширяется. Почему земля до сих пор нас терпит? Я думаю потому, что мы занимаемся тем же самым но только не на индивидуальном а на грегарном уровне
   Борьба языковых систем.
   Люди выучились на вербальном уровне делиться готовыми алгоритмами действий. Каждый цивилизованный человек тащит за своими плечами узелок многознания. Какие то из этих алгоритмов мы используем часто, какие то время от времени, а какие то таскаем просто так по привычке. Стало ли меньше неопределенности? Навряд ли. Просто цивилизованные люди дублируют школу практического ума живой природы и, не встречая достойных противников среди других видов, начинают междоусобную войну всех против всех. Прямыми предками человека на плане сознания являются муравьи. Человейники дерутся друг с другом не на жизнь а на смерть, а языковая система каждого человейника при этом становится все более совершенной и многообразной. Количество алгоритмов многознания растет. Система образования крепнет. И так будет до тех пор пока в грегарной войне не победит сильнейший. Но школа практического ума никуда не денется. В этой школе нет места профессионалам. Победитель выйдет из игры, и жизнь пойдет своим чередом, пережив очередное вымирание видов.
   Монополия образования
   Мы привыкли к монополии на применение насилия на отдельной территории в лице государства, но существует еще и монополия на раздачу индивидам практического ума в виде индивидуальной практики проб и ошибок. Где то в небесной канцелярии ведется точный подсчет равновесия между умом и многознанием. Как только система выходит из равновесия человейники злоупотребляющие многознанием гибнут .
   Первое правило долголетия, не нарушать монополию небесной канцелярии на раздачу разума живым существам. Не нужно вмешиваться в практику проб и ошибок других студентов школы жизни. Это вмешательство обязательно будет наказано. Не компостируй никому мозги и небесная канцелярия обязательно ответит тебе взаимностью.
   Правила игры
   Под ногами каждого живого существа всегда существует индивидуальный островок безопасности. Способствуй созданию условий индивидуальной практике проб и ошибок других живых существ и твое участие в школе жизни больше не нарушает монополии небесной канцелярии на раздачу разума. В этом случае ты очень ценный продукт эволюции развития сознания, и те силы которые пытались тебя уничтожить станут тебе содействовать. А надо то всего, вместо того чтобы читать лекции задавать вопросы, или вместо того чтобы делать самому доверять другим. В каждой новой жизненной ситуации которую мы оцениваем перед принятием решения нужно думать в первую очередь не о качестве результата, а о том вкладе который мы можем внести в дело всеобщей школы практического ума.
   Жить не отбрасывая тень
   Аналогию сознательного участия в школе жизни, можно представить как человека который выучился жить не отбрасывая тень. Многознание из нашего индивидуального узелка как тень которая загораживает другим существам свет солнца индивидуальной практики проб и ошибок. Солнце светит всем и если мы его загораживаем своими лекциями или наставлениями то для того чтобы хватало тем кого мы затеняем, оно станет светить ярче. Все ярче и ярче пока мы не сгорим и не освободим других студентов школы жизни от своей тени.
   Я тучи разведу руками.
   Нам только кажется что мы живем в пустыне открытой солнечному свету. Эволюция сознания больше напоминает жизнь зайца в густом лесу. Каких только теней здесь нет. Сознательное участие в школе жизни подразумевает стремление к свету индивидуальной практики проб и ошибок. Нужно пустить свет в этот густой лес. Плесени станет меньше, а разумных существ больше. Может быть ради единиц сознательно участвующих в триедином сотворении мира планета и идет на колоссальные жертвы исчисляющиеся мириадами живых существ тысячами видов и родов живой природы.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"