Каждый народ имеет свои праздники. Есть они и у северо-американских индейцев. Самый известный называется Пау- Вау. Туда пускают даже бледнолицых братьев, но в последнее время - лишь в качестве зрителей. Пау-Вау - фестиваль, участники которого, одетые в традиционные костюмы, исполняют ритуальные танцы. Для непосвящен-ных это экзотика, но в ритмичных движениях под гул огромного барабана есть своя шаманская магия, дарующая целительные силы.
Раньше Пау-Вау устраивались по разным поводам, например для празднования удачной охоты или начала сбора урожая, по случаю приезда гостей или создания межплеменного союза. Европейцам тоже доводилось танцевать на таких мероприятиях, как и раскуривать трубку мира, чтобы скрепить очередной договор. Однако мы знаем, что продолжалось это недолго, и не по вине индейцев. Когда последних загнали в резервации, танцы стали способом единения различных племен и сохранения культурного наследия, стремительно исчезавшего под давлением технократической цивилизации, пересекшей океан. По мнению правительства США того времени, некоторые танцы, исполняемые в резервациях, носили подстрекательный характер. Поэтому Танец Призрака, в котором индейцы взывали о возвращении бизонов и о свободе от белого человека, был запрещен до 1933 года.
Мне не раз доводилось быть свидетелем пестрых собраний американских аборигенов. Чтобы лучше понимать, что на самом деле происходит, необходимо иметь хоть какое-то представление о правилах фестиваля. Для Пау-Вау выбирают широкий газон или просторное помещение. Если мероприятие проводят в спортзале, не рискуйте явиться туда без пары кусочков ваты, нагрузка на уши предстоит приличная и вот почему. В центре зала или площадки ставят специальный барабан, сделаный из цельного ствола большого дерева. Вокруг барабана могут уместиться до десятка барабанщиков. Они ударяют по натянутой коже бизона и поют старинные песни. Гортанные звуки, напоминающие завывание ветра в каньонах Дикого Запада, надолго впечатываются в сознание.
Однажды в Таосе (штат Нью-Мексико) я имел обстоятельную беседу с работником фабрики, изготовляющей такие барабаны. Разговор со специалистом а также осмотр производственных и складских помещений убедил меня, что каждый барабан для Пау-Вау уникален, и к его изготовлению на самом деле относятся как к искусству. Это продолжительный процесс. Сначала выбирается дерево, затем его ствол делят на много срезов, из которых получаются барабаны разной величины. Обязательна сушка от полугода и дольше. Затем в срезе выдалбливают серцевину. Внутрь зачастую вставляют стальной обруч для прочности и для того, чтобы барабан со временем не терял звук. Во время натягивания кожи, вымоченой в специальном составе, запах стоит сильный и неприятный. К барабанам приделывают кожаные петли, которые используют для переноски и для закрепления на специальных подставках, что обеспечивает правильное звучание инструмента.
Пау-Вау начинается с выхода всех участников (the grand entry). Сначала выносят флаги, при этом всех зрителей просят встать. Затем в круг выходят вожди и ведущие фестиваля, за ними появляются другие почтенные гости, ветераны, старейшины. Танцоры-мужчины выходят в порядке, зависящем от того, какой танец они исполняют (традиционные танцы, танец травы, свободный танец). Атмосфера спокойная, даже серьезная: величественное выражение лиц, качающееся в такт барабанному бою силуэты и слабый, едва различимый перезвон бубенцов на ремешках, привязаных к щиколоткам. Затем идут пожилые скво, за ними - женщины, танцующие традиционый танец, танец с колокольчиками и танец с платками. Заключает процессию молодежь, вплоть до самых маленьких. Таким образом, можно увидеть всех участников одновременно, как на параде. Торжественный выход заканчивается песней-молитвой и песней, посвященной ветеранам.
Интересная деталь - некоторые вещи, которые, очевидно, представляют ритуальную ценность для индейцев, приносят в специальных сундучках. В таком ларце может храниться томагавк, колотушка из панциря черепахи или опахало из орлиных перьев. Из лавочек и раскладных стульев устраивают своеобразный внешний круг, где располагаются участники фестиваля с семьями. Здесь же раскладывается традиционная одежда - для каждого танца требуется особый подбор деталей. Для индейцев любая деталь наряда имеет свой смысл. Наряд изменяется (взрослеет) вместе с его владельцем. Новые элементы, отражающие перепетии судьбы и личные достижения, добавляются постоянно. Так и бледнолицый брат где-нибудь на другом конце света гордо цепляет себе на грудь очередную медальку или вешает на стенку грамоту в рамочке.
Вас не поймут, если вы назовете традиционную индейскую одежду костюмом. Ведь слово "костюм" принадлежит к театральному лексикону. Костюм одевают, когда хотят представиться тем, кем он на самом деле не являются. Индейцы же максимально серьезно относятся к тому, что они одевают на Пау-Вау, поэтому предпочитают называть элементы одежды регалиями. Эти регалии отражают не только личность, верования и клановую принадлежность индейца, но и место в общественной иерархии. Многие регалии освящаются, например, путем окуривания дымом из особых трав, к которым традиционно относится и табак. Если незнакомец коснется освященных регалий, то это может нарушить магию. Поэтому не советуют притрагиваться к одежде индейца без его согласия.
Самой уважаемой регалией является перо орла. Индейцы всех племен разделяют особое отношение к орлиному перу. Официальным признанием его огромного значения для коренных жителей Америки стал закон США, согласно которому перья орла могут принадлежать только тому, у кого в жилах течет индейская кровь. Случается, что орлиное перо выпадает из головного убора танцора. Пау-Вау немедленно останавливается и присутствующих просят встать. Упавшее орлиное перо имеет право на особое отношение, как и павший в бою воин. Такой обычай восходит к древней легенде, повествующей о крупном сражении между двумя племенами. Нападавшая сторона отступила, оставив за собой орлиное перо, которое выпало в пылу битвы. Когда вождь победившего племени заметил это, он остановил погоню. "Если с нами дрались настоящие воины, - сказал вождь, - они проявят уважение к перу и вернутся, чтобы поднять его". Нападавшие, действительно, вернулись за пером, и их захватили в плен. Однако, по прибытии в стан победителей, пленников не убили, а наоборот накормили и наделили дарами. Вождь объяснил такое поведение следующими словами: "Несмотря на то, что мы заклятые враги, мы разделяем уважение и значение орлиного пера. Нас всех просветил Великий Дух и мы должны почитать его учение". Современные индейцы считают, что, если их предки были способны остановить войну из-за упавшего пера, то и Пау-Вау можно и нужно останавливать в этом случае.
Поднятие пера сопровождается специальной церемонией. В ней главная роль принадлежит ветерану, раненому в бою. Он поднимает перо с земли с помощью другого пера. После чего ветеран делится с присутствующими рассказом о своем боевом прошлом и получает какой-нибудь подарок от хозяина пера. Праздник продолжается дальше - барабанщики не жалеют ни своих глоток, ни кожу на барабане, заставляя ее вибрировать в неистовом ритме. Некоторые из них поют, схватившись за горло, - таков доставшийся от предков способ изменения голоса. Порою к барабанщиками подсаживаются жены или подруги и это заметно прибавляет вдохновения музыкантам.
Одним из первых исполняется танец травы, традиционно имеющий утилитарное значение - примять траву при подготовке арены для Пау-Вау. Название танца, однако, происходит от плетеных тесемок, которые привязывались к поясам танцоров для создания эффекта покачивания. Вероятно, это должно было напоминать волны, образуемые потоками воздуха на поверхности прерий. Современные танцоры с той же целью щедро украшают свои костюмы бахромой. Повинуясь воображаемому ветерку индейцы плавно раскачиваются и пестрые ленточки усиливают впечатление степной травы, с которой играет легкий бриз. Говорят, что танец травы отражает потребность в равновесии, которая всегда присутствует в жизни, - движения, сделаные в одну сторону, обязательно должны сопровождаться такими же движениями в противоположную сторону.
Организаторами и спонсорами Пау-Вау чаще всего выступают индейские ассоциации. В последнее время Пау-Вау все больше напоминает танцевальный конкурс, включая такой атрибут, как приколотые к одежде номера. Оценивается не только правильность исполнения танца, но и наряды участников. Победа и приз достаются тому, кто лучше следовал традициям. Распитие спиртных напитков строго запрещено.
Праздник служит и благотворительным целям. Ведущий объявляет, что следующий танец посвящается рождению (усыновлению) ребенка или служит как молитва за тех, кого постигло несчастье. В этом случае все желающие могут присоединится к процессии, предварительно бросив пожертвование (несколько долларов или какую-то вещь) на растеленное в центре одеяло.
Готовясь к выступлению, танцоры Пау-Вау зачастую раскрашивают себе лица, что очень похоже на кумадори в японском театре кабуки, но смысл такой раскраски, разумеется, иной. Раньше индейцы использовали минеральные или растительные порошки, смешаные с жиром. Сейчас - грим, который можно купить в магазинах. Символизм цветов во многих случаях понятен. Белый цвет означает мир, вспомним про белый флаг парламентеров. Красный - цвет войны (и крови). Желтый - цвет смерти, старых костей. Индейцы очень осторожно относились к использованию желтого цвета в одежде.
Кстати, несмотря на то, что однозначного мнения по вопросу о происхождении термина "краснокожие" нет, вполне может быть, что его появление как раз связано с обычаем северо-американских индейцев покрывать лица охрой (натуральной краской, содержащей оксиды железа). С XIX века охру начали заменять киноварью. Известным фактом является то, что Гитлер относился к славянам (русским) как к дикарям и называл их "краснокожими". В детстве будущий фюрер зачитывался новеллами Карла Мая, описывающими перестрелки Дикого Запада. Что ж, он не первый и не последний из тех, кто жестоко просчитался, недооценив врага.
Возвращаясь к Пау-Вау, отмечу, что это не только танцы, но и светский раут. Молодые люди зачастую находили на нем себе пару. Интересно, что в отношении к браку некоторые племена все еще сохранили пережитки, точнее придерживаются точки зрения предков. Например, брачные союзы между навахо и зуни не поощряются. У навахо сохранилась древняя клановая система. В то же время, в других племенах принадлежность к какой-либо группе может быть как унаследованой, так и принятой. Возможен даже переход из одного племени в другое. Получается нечто наподобие общей индейской культуры, разделяемой несколькими племенами, что наблюдается например в случае племен, живущих в Оклахоме (пеория, оттава, майями, шауни, сенека и других). Так что система сложная, хотя при этом есть четкое единение среди тех, кто представляет индейскую культуру.
Но давайте временно забудем о проблемах американской этнографии и о перипетиях справедливости в этой стране. Когда я слышу гул барабана и вижу перья головных уборов над толпой зрителей, я в очередной раз убеждаюсь, что индейцам известен отличный рецепт праздника - побольше танцев и ни капли огненной воды.