Корогодский Леонид Миронович : другие произведения.

Театр + Компьютер = Новый вид искусства

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Синтез театра и кинопленки дал кино, театра с телевизором - TV. Впереди синтез театра с компьютером.

Театр + Компьютер = Новый вид искусства

Если бы театр не предполагал мнение зрителя о себе, а
точно его знал, то многое в нем изменилось бы. Отдельные
мнения о театре и спектакле случайны, отрывочны и запоздалы.
Хор голосов или аплодисментов отражает мнение лишь самой
активной части публики.

      Связь со зрителем

Каждого зрителя опросить нельзя. Вернее, нельзя было до сих
пор. Компьютер настоящего, а тем более будущего, позволяют делать
этот хоть ежеминутный опрос каждого с быстрым обобщением
результатов. Неясный гул толпы превратится в четкий,
осмысливаемый и анализируемый диапазон мнений.
Тогда зритель найдет в театре то, чего не обнаружит в
откровенно более технически развитом кино и уютном
телевидении - внимание к себе. Не к залу вообще, а к себе
персонально. Это именно та функция, которую телевидение и
кино выполнить не смогут. Итак, расширение во время спектакля
контактов зрителей с актерами и зрителей между собой.
- Но талантливый актер и так прекрасно чувствует зал - 
возразят мне. Конечно, ни одно место в театре не должно
быть занято бездарным актером, но и его природное чувство
зрителя нужно развивать и обострять. Обострять же его можно
информацией о спектакле, о зрителе и о самом актере.
Информацией не вообще, а о каждой сцене конкретно, о том
роковом моменте, когда связь со зрителем утеряна, и реальный
зритель подменяется своими иллюзиями о нем. Актер жаждет
успеха и поэтому часто видит его там, где такового нет,
самозащищаясь от истинного мнения зрителей. Это естественное
свойство человеческой психики. И вредность для человека
творческого в том, что эту защиту с себя нужно снять.
Ну а узнав мнение зрителя, нужно как-то на него
реагировать. Это можно сделать и на следующем спектакле, и
в следующей постановке, и при следующем режиссере. А можно
и в следующем действии, следующей сцене, следующей реплике.
Для этого потребуется более гибкая структура спектакля,
пьесы, более широкая подготовка актера. Актера и зрителя.
Настолько, что возможны случаи выхода зрителей на сцену в
качестве актеров.

	     Синтез текста

Это не значит, что машина будет сочинять
текст пьесы. Она будет синтезировать, сопрягать отдельные ее
части, учитывая их сочетаемость, оставляя место для
импровизации актеров и пожеланий зрителей.
Теория драмы станет развита настолько, что будут составлены
пригодные для компьютера формулы различных пьес, включающих в себя
динамическую структуру развития сюжета, психологические и литературные
типажи персонажей, оценку качества и возможностей сочетания
этих структурных элементов.
Структурный элемент драмы - это ее персонаж в определенной
ситуации. Его личность состоит из черт, вполне поддающихся
описанию психологами, социологами, литературоведами.
Ситуационные сюжетные элементы также могут быть описаны и
формализованы. В одних и тех же условиях Отелло и Гамлет будут
вести себя по-разному. И это можно предвидеть (литературно).
Что же остается человеку? Очень многое: изобретать новые
формулы пьесы, улучшать качество уже написанного. Новые
комбинации в шахматах придумывают не только чемпионы. Один
силен в завязке, другому близки сцены ревности, третий повидал
такое, что никому и не снилось, четвертый обнаружил в архиве
что-то новое к образу известного исторического персонажа,
пятый вынашивал всю жизнь одну, но потрясающую реплику. Иногда
пьесу не назовешь сильной, а содержится в ней какой-то элемент,
который автору удался. И этот элемент, пусть самой малой новизны,
в памяти компьютера не будет утерян. Он будет храниться в указанной
формулой пьесы ячейке. И не анонимно, а, если надо, с указанием
всех сведений об авторе. И пьесы близнецы тоже окажутся рядом,
наложенными друг на друга. И тоже с указанием всех сведений
об авторах.
Не творящие машины, а компьютеры, помогающие творить.
Сейчас нет и вряд ли скоро появятся машины, совершающие изобретения
и научные открытия. Однако машины, помогающие искать и
ориентироваться в изобретениях и открытиях уже совершенных, есть
и непрерывно развиваются.
Классическое литературное представление о композиционной
целостности пьесы будет значительно расширено. Изменится логика
обоснования ввода и вывода действующих лиц.

ТЕАТР + КОМПЬЮТЕР - это ИНТЕРАКТИВНЫЙ ИМПРОВИЗАЦИОННЫЙ ТЕАТР.

Настоящее, когда-то бывшее будущим, проверяют,
сравнивая с прошлым.
К сожалению, можно лишь предполагать, каким был
театр до Эсхилла . Но есть гипотезы, что хор в
древнегреческих трагедиях и есть отголосок непосредственного
участия в спектаклях зрителя. Еще с той поры в театре всегда
живет желание вырваться за пределы сцены и текста.
Облечена в пародийную форму пьеса современника Шекспира Бомонта 
"Рыцарь пламенеющего пестика". Вступивший в игру
влиятельный зритель - спонсор груб, глуп и самонадеян.
Первоначальный замысел спектакля искорежен им до неузнаваемости. Но
спектакль - уже другой и, может быть, более нужный зрителям -
все же, а, может, и благодаря ему, состоялся.
Гоцци, сохраняя жесткую структуру пьес, давал в них отдушины
для актерской импровизации, но потом всегда забирал
дисциплинирующую инициативу в свои руки.
Наследуя и дисциплинируя стиль дель-арте, Мольер исключил
импровизацию. Но если играть Мольера так, как предлагает Булгаков
в "Безумном Журдене"? Как пытался позволить себе
сам Мольер в "Версальском Экспромте".
Пушкин в "Египетских ночах" немного показал нам такой театр.
Дамы подавали импровизатору записочки с просьбами, а он как
артист отвечал на них. А если не один артист, импровизационный
театр? А если не записочки, а обширные возможности компьютера?
Больше всего идей в этой области оставил Скрябин.
Активность зрителя, его участие в хорах и шествиях, соборность театра -
вот пока невоплощенные принципы Скрябина.
"Игра в бисер", правила которой так и не раскрыл нам Гессе.
Это была игра, но не спортивная, а интеллектуальная,
ассоциативная. У нее были зрители и поклонники, новички и
признанные мастера. А живое зрелище со зрителями - это либо
спорт, либо театр, либо то третье, что нам предстоит еще
открыть. Ведь зрители той страны съезжались не на бои
гладиаторов, корриду или футбольный матч. Они хотели стать
свидетелями и участниками импровизационной игры - игры ассоциаций.
Может это и был тот новый театр?
Устойчивые и признанные всеми, а значит уже объективные,
ассоциации между различнейшими понятиями - это то, что нужно
нам уже сейчас для создания искусственного интеллекта,
новых видов и жанров искусств.
Написанная Гессе в докибернетическую эпоху эта насквозь
кибернетическая книга пронизана горечью и тоской по
практическому применению чистой и виртуозной игры
человеческого ума. Игры, казалось бы, бесплотной, а поэтому
и бесплодной. Гессе ставил эту игру выше видов искусств и
научных дисциплин, делая ее межпредметной, надпредметной и
поэтому всегда беспредметной. Беспредметной еще и потому,
что "Игра в бисер" появилась в 1943 году.

Радио, кино, телевидение зарождались, как новые средства
сохранения и передачи информации. Сливаясь с театром, они
вырастали в новые виды искусства. Они были созданы техническими
средствами, которые информацию фиксировали и передавали, но не
анализировали и перерабатывали. Сейчас ведущую роль в
преобразовании информации берет на себя компьютер. Впереди
слияние с театром и рождение новых видов искусства.
Искусство сблизится со спортивной игрой. Идя в такой театр,
зритель будет спрашивать не название пьесы, а кто сегодня играет.
Кстати, слово: идти - здесь включает и подойти к компьютеру,
и войти в театральную сеть.

Но техническая возможность еще не есть социальная
необходимость. Какая же социальная необходимость введения
такого странного как компьютер действующего лица в само святилище
театрального искусства?
Что даст электронно-вычислительная машина искусству?
Возможность сопоставления и быстрой переработки информации
о вещах и понятиях никогда ранее не сводимых и не анализируемых
совместно.
Что даст искусство электронно-вычислительной машине?
Богатейшие и нетронутые залежи неформализованных еще
ассоциаций, щедро разбросанных в произведениях искусств, трудах
искусствоведов, словарях и справочниках. Тысячелетние и
неосвоенные запасы интеллектуальной деятельности человека. Они
станут богатствами искусственного или, скорее, коллективного
интеллекта. Могут ли при этом не родиться новые виды, роды и
жанры искусства?
Мечта многих демократий - непрерывное соответствие мнению народа.
В дополнение к редким выборам и громоздким традиционным
референдумам каждый член общества может высказать свои мнения
по любым вопросам в любое время. Их обрабатывает компьютер, народ
узнает свое совокупное мнение в новостях, парламент его обсуждает,
общественные деятели реагируют. И это уже политический театр.
В этих явлениях мы также видим и обратную связь, и некую
импровизационность. То есть, это будет свойственно не одному
лишь искусству, которое и должно отражать реальную жизнь.
Взаимодействуя со зрителем, театр существенно усилит свои
социальные функции. Как это было уже с радио, кино,
телевидением.
Новые средства переработки информации позволят совладать
с большей информационной энтропией и дадут возможность перейти
от замкнутых систем в искусстве к открытым. При этом переходе
изменятся представления об их эстетике. Эстетика аквариума
неизбежно изменится, если соединить его с океаном. Степень
ее изменения будет тем больше, чем шире и глубже окажется
соединительный канал. Театр "Социон" - является лишь одним из
примеров таких изменений.
Те, кто были в каком-нибудь музее кино, видели, из каких милых
и наивных картинок родилась индустрия кинематографа.
Новый театр потребует своей индустрии интерактивности и импровизации.
Появятся режиссеры, сценаристы, актеры и другие профессии такого театра.
Между далекими точками - зрелым синтезом компьютера с театром и их
сегодняшним днем - существует множество промежуточных состояний,
связанных с развитием общества, его культуры, науки, техники.

Так что же может компьютер в театре? Не в театральной бухгалтерии
или в управлении прожекторами, а в самом процессе создания спектакля.
Основные тезисы и положения этой статьи были сформулированы в 1988 году.
Правильно ли было предугадано направление развития?
Как массовый и международный родился и развился Интернет.
Появились мобильные средства связи. На телевидении и радио стало много
интерактивных передач с участием зрителей и слушателей. Не говоря уже об
интернетовских форумах и других компьютерных взаимодействиях.
Так стало ли общество более готово технически и социально к принятию
новых видов и жанров, к осознанным шагам по созданию нового театра?
Этот интерактивный вопрос к Вам.

Киев - 1988 г.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"