Королев Петр Михайлович : другие произведения.

Триста слов в день

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Триста слов в день, столько писал Э.Хемингуэй за столиком одного из кафе в Майами. Делаю попытки писать ежедневно. Это только начало. Продолжение следует...

  
  1
  
  Триста слов в день, - столько писал Эрнест Хэмингуэй за столиком одного из кафе во Флориде. Думаю, это простое вроде бы задание - чрезвычайно полезно. Ежедневное его выполнение тренирует ум, способствует тому, чтобы не притуплялось то чувство, которое свойственно человеку творческого труда. И слов Хэм выбрал не много, но и не мало. Это больше, чем сочинение-миниатюра.
  Если такую практику сделать обычным делом, то за 100 дней наберется тридцать тысяч слов. Интересно, сколько слов содержит в среднем повесть или роман?
  Помнится, что поразившая меня структура книжки Курта Воннегута 'Колыбель для кошки' как раз и строится как одна глава - одна страница. То есть на одной странице можно уложить некую достаточную сумму мыслей. Триста слов - это три страницы в блокноте формата А5.
  27 декабря 2011 года, пол-пятого, после полудня. Сижу в небольшой квадратной комнате с четырьмя синими скамейками, заполненной 10 мужчинами и 4 женщинами. Повсюду много узлов, пакетов, коробок. Все ждут момента, когда из маленького окошечка раздастся голос женщины в униформе, произносящей ту или иную фамилию. Эта осужденным комната, в которой принимают посылки и бандероли исправительной колонии ?29, находящейся на краю Мотовилихи в Перми. Я тоже с передачей. Спрашивают, та ли у него фамилия, что записана в заявлении. Подтверждаю: та. Мне возражают, показывают фото на карточке: он, не он? Говорю: он. Хотя фотография какая-то темная и изображение оптически деформировано. Окошечко тут же закрывается. Очередь ждет. Передо мной приняли две передачки за целый час.
  Отправил машину, на которой приехал, решил свой первый текст в 300 слов написать. Чтобы попробовать свои силы и, заодно, испробовать каков он, этот объем задания.
  В рюкзаке лежит мой белый Apple, но открыть его в этой компании вряд ли уместно. Даже писать ручкой на бумаге - подозрительно для окружающих, хотя многие из ожидающих озабочены одним: скорее бы до них дошла очередь.
  Только через четыре часа ожидания, когда состав посетителей сменился дважды, передачку удалось осуществить.
  На сегодня все - 300 слов написаны. До завтра!
   
  2.
  На улице пурга вьюжит, придавая всему миру особое настроение, настроение какого-то вот-вот наступающего праздника. Праздник, который всегда с собой. - Опять припомнились строки Э.Хэмингуэя. Знаю, что вот в этой белой тумбочке лежит старая серая записная книжка, в которой двадцать четыре года назад я составил план своей жизни, и это план заканчивается как раз в этом году. Что ж, видимо, пришло время составлять план следующих 24 лет. Попробовал поразмышлять над тем, как приступить к этой непростой работе. Вначале подумал, но почему на 24, а не на 25 или не на 5 или не на 100 лет? Думаю, что план хорош тогда, когда он может без особых трудностей превращаться и в план на год и в план на столетие. Просто размышление 'глубиной' в 100 лет дает тот минимальный объем смыслов, то минимальное содержание, которым может быть заполнена по сути пустая форма своей собственной занятости. Помня всю совокупность задач на ближайшие 100-300 или 500 лет, ты с необходимостью будешь искать и находить им всем место в том сегодняшнем мире, который обусловлен твоей волей и, несомненно, обстоятельствами. Мечта как всякая сказка или миф не только вневременны, она сама создает свое пространство-время. Она как снежинки, объединенные вихрем в один мчащийся пучок, одновременно и едина и множественна. Моя сказка о мире. - Так именовал свои поиски в оправдании бога и человека Павел Форенский. Вот и я собираюсь подобную сказку написать. Тем более, в рамках этого простого задания 'Триста слов'.
  Вопрос о том, что же делать с предыдущим планом? Выполнен ли он? Отвечу так: план можно трактовать по-разному, и как список задач, которые могут иметь статус 'исполнено', и как некоторое поле или 'место' работы. Самое интересное заключается в том, что те пункты плана, которые не удалось развернуть в прошлом, могут стать некоторой линией предыстории. Эта линия может получить импульс в плане актуальном, и тогда все соединится, и работа откроется.
  Все же встал и подошел к этой тумбочке, нашел серую записную книжку, нашел запись от 24 декабря 1987 года 'Планы на ближайшие 24 года'. Всего одна страничка. Столько строчек вместилось, при этом 1988-1989 в одной строке. Прочитал внимательно: все реализовано, может быть, только с тем различием, что исполнилось совсем не так, как задумывалось. План, в основном, однофокусный: один год - одно слово.
  Сейчас хочется как минимум два фокуса вместить, да и процессов как минимум два удерживать под контролем. Все-таки стал более опытным, повзрослел.
  Отдаюсь на волю мыслительной метели...
   
  3.
  Под вечер буря утихла, снегом покрылись улицы, дома, деревья. На фоне темного неба так живописно смотрится яблоня с множеством маленьких яблочек, каждое из которых завернуто в снежный фантик. Или сосны в нашем саду: точь-точь как в лесу.
  Утихла метель, разгребаю снег, беру санки, иду за дровами. Собаки с лаем помчались вперед. Привез дров, наколол, затопил печь...
  Утро 29 декабря. Мой кабинет на Студенческой, 9. Собираюсь с мыслями. Не все, что происходит в высшем эшелоне руководства страной, мне нравится. Ощущается дуновение милитаризма: это единственное, что может, как думают они, удержаться у власти. Война. Телевизионная пропаганда войны: речь о циклах, ценозах, о инфляции... А у меня в планировании образы двух процессов: один довольно сложный viii|v|vii, центрированный на солярном знаке, другой - несмотря на кажущуюся простоту i|iv|ii - также неимоверно трудный для обеспечения условиями его развертывания, основывается - то есть начинается или базируется - на знаке стабилизации пути, на знаке (символе) жизни на земной суше. Это знак луны.
  Эти два процесса будут ведущими в моей ближайшей перспективе, 2012 год пройдет для меня под знаком солнца, 2013 - под знаком луны.
  Впрочем, эти размышления требуют другого места, другого листочка бумаги, тем не менее важно и здесь обозначить тот мир мысли, в который я себя вовлекаю сознательно или повинуясь какому-то глубинному инстинкту.
  Напластование, наложение слоя за слоем какой-то массы, краски, субстанции - это обычный прием при создании то ли мумии или иконы, то ли мировоззрения. Сплющивание - это когда все слои взаимопроникают друг в друга в той или иной мере. И это тоже прием, используемый часто Г.Щедровицким. Расставив эти два приема один за другим, представил картину: волна набегает на желтый песок и смывает знаки, начертанные на нем. Но смывание - это не единственное действие, оправдывающее волю к действию. Забыть, помнить... Кто старое вспомнит, тому глаз вон, а кто забудет, тому оба. Нет верха и низа в условиях невесомости, когда сила тяготения к центру земли стерта центробежной силой вращения корабля по земной орбите. И светило наше пробегает каждый час за иллюминаторами. Но можно помыслит себе поверхности, на которых и солнца находятся в недвижимости. Лишенность пространства и времени - это как лишенность зрения, то есть того, что изначально дано. Забыть изначальную данность, стереть из памяти прежние напластования, освободиться от культурных пут - это начало чего? Чего-то нового? Пути? Или это одновременно начало и конец?
   
  4.
  Деревья у здания строящегося в Кудымкаре театра, свидетели недавнего геноцида - массового убийства уникальной коллекции сирени, прекрасны: их закручивающиеся ветви, покрытые снегом вызывают поистине эстетическое чувство. Трудно оторвать свой взгляд от них, трех или четырех старых яблонь.
  Снег, в своей белизне, несмотря на непогоду прекрасен. Этот праздничный белый цвет вмещает в себя многие краски мира. И стоит лишь чуть измениться небесному сиянию, тут же это находит отражение и в окраске снежных покрывал. Укрыты снегом крыши домов, реки, поля, леса, все плоскости, которые открыты снежной стихии. И эта спокойная укрытость рождает в душе чувство защищенности, чувство дома. Главный мотив любой рождественской открытки - это уютный домик в заснеженной равнине, из окон которого струится желтый свет, из трубы клубится дым, и все укрыто белым покрывалом. Как в детстве, когда мы прятались в маленький домик или еще в какое-нибудь укромное место, и были счастливы.
  Урбанистический житель смотрит на открытку и мысленно переносится туда, в сказку. Отрывает взгляд от открытки - и вновь попадает в окружение привычных вещей и звуков...
  Здесь на краю Кудымкара в нашей избушке мы находимся в этой рождественской сказке, мы обитатели этого мира с открытки, мы смотрим на огонь в печи, мы идем в лес и приносим оттуда маленькую елочку, мы наряжаем ее игрушками, мы накрываем стол. Мы жители бескрайних земных пустынь счастливы. Есть и то, что вкрадывается в наши сельские дома - это новые медиа технологии, с помощью которых в последние четверть века установилась такая связность всех нас землян друг с другом, что земное человечество стало не абстрактным понятием, а вполне осязаемым маленьким домиком с рождественской открытки.
  Собаки, кошки, кролики, куры, - одним словом вся живность также тихо радуется, вместе с миром, чему-то. Наверное, чувствует зверье, что первую неделю нового года их будут ласкать больше обычного.
  И еще про снег. У Марка Шагала есть картина с заснеженным Витебском, а может быть и не заснеженным, - на которой люди как бы двигаются по воздуху, летают. Я вначале недоумевал, как это может быть? Сейчас я понимаю, что если снег представить прозрачным, как бы мысленно растопить его, превратив в воду, то действительно все мы движемся на высоте метра (больше или меньше в зависимости от размера сугроба) от поверхности земли.
  Ура! Зима! Время полетов наяву и в рождественской сказке.
   
  5.
  Это высшее проявление религиозности - проводы старого и встреча нового года. Елка как вечно-зеленое дерево, ее ветки всегда кидают перед гробом для того, чтобы покойник не беспокоил живых. А вот младенца встречать надо как-то иначе... Может хлопушки, фейерверки, шампанское - это особого рода имитация акта родов?
  В Кудымкаре как то серо, облачность. Единственное украшение - снег. Прогулялся по почищенным улицам города, посетил банк, купил фруктов, взял соленые рыжики, возвращаюсь домой.
  В социальных сетях часто присутствует такое поле как настроение. Какое настроение у меня? Не знаю. Помыслил себя старым годом, жить осталось 8 часов, а потом ... Как-то не по себе.
  Вообще время квантованное. Интересно, кто-то написал что-то вроде квантовой хронологии? Каждый раз в последние секунды 31 декабря мы производим глобальную перезагрузку своей навигационной системы. Это неизбежно? Каков смысл этой перезагрузки? Связать себя религиозным чувством, синхронизовать свои местные, индивидуальные временные ритмы? Настроиться на новую жизнь?
  Именно 31 декабря многие, очень многие задаются вопросом, каким был этот уходящий год. Спрашивают еще при живом. Чтобы сказать успеть и про плохое, ведь после смерти - про плохое нельзя: или хорошее или ничего.
  Жаль только, что одурманивают себя наши люди так, что ни 1, ни 2, ни 3-го не способны работать. И пропадает неделя жизни. Может быть, эта особая пора, когда люди, сливаясь с новорожденным годом, себя также ощущают младенцами?
  Я объявил себя президентом клуба эль-ви (LV), на латыни - это 55. Столько лет исполнилось в 2010 году тем, кто родился в 1955. Я продолжил и сказал: и тем, кто родился раньше, тоже 55. Но в 2012 году клуб переименовываю: теперь он будет называться эль-ви-ай (LVI), и в клуб приглашаются все те, кому в новом году исполнится 56 лет. И всем нам, старожилам, тоже исполняется 56 независимо в каком году мы родились, в 1955, 1954, 1953 или ранее. Это довольно-таки оптимистичный подход к возрасту, не так ли?
  На сегодня план из 300 слов выполнил. До завтра!
   
  8.
  Солнце, похожее на экран телевизора, обрезанный сверху и снизу диск двумя темно-синими тучами, приготовилось закончить свой дневной путь и спрятаться на юге, там, где в летние часы оно стоит еще почти в зените. Возвращаюсь с ведрами полными водой и вижу еще одну метаморфозу: солнце сверху стало круглым, но в центре диска образовалась полоска, такая как на логотипе пепси-колы. Пока подумал взять фотоаппарат и сфотографировать эту красоту, завертелся в круговерти дел, и, второй раз возвращаясь с водой, отметил, что солнце ужу зашло за горы из синих туч. И сквозь синеву проступает столб света, расходясь вверх и вниз восемью лучами перны.
  По мере захода солнца увеличивается инфернальность свечения того, что только что освещалось солнцем: крыши домов, бань, сараев начинают фосфоресцировать, отдавая солнцу дань того благодатного света, которым радовал в конце третьего дня нового года наш источник жизни.
  Три дня отдыха, то чем награждаются работники страны восходящего солнца, вполне достаточны: в спокойной медитации обретается спокойствие и стойкость, необходимые для жизни и работы. Больший срок, скорее всего, вреден.
  Общение, однако, полезно в любой дозе. Оно - общение - особенно с близким человеком, как бы останавливает время: кажется, что три дня прошли как один, и хочется еще и еще.
  День ангела третьего дня - синий дым: так подумалось, когда внезапно увидел из под опрокинутого ведра, в котором сжигал использованную бумагу, выползающие клубы синевы. Бросился за фотоаппаратом, но когда вернулся, следы этого чудного явления уже пропали.
  Чтение, размышление, медитация - и вместе с тем труд: колка дров, хождение за водой, забота о животных - все это облагораживает и делает тело и дух гармоничными. Все же избыток счастья как и избыток удобств - не к добру. Всего должно быть в меру. Мера вещей - познать ее для себя, эту индивидуальную меру, - задача из ряда не самых простых.
  Банька истопилась, свежим березовым духом отдают заваренные веники. Лежишь на полке, все тело вбирает в себя жар. Точь в точь, должно быть, как снежные покрывала земли и строения вбирают в себя последние кванты солнечного света. После бани распаренное тело приходит в некоторое состояние обновленности, и от человека исходит какая-то благость.
  
  9.
  День прошел, а сесть за стол и написать слова как-то не представилось возможности. Это что-то может означать: все же самодисциплина - вещь полезная, и неплохо бы ею заняться вплотную. Сделать распорядок дня, в котором полчаса на литературное занятие этого рода. Сегодня придумали имя ангелу дня: серебряный. Гуляли по окрестностям, любовались природой, и вдруг блеснула мысль: все вокруг имеет один и тот же элемент в свете-цвете - серебро.
  Съездили в центр, полили цветы, купили удочку - подарок родственнику, которому 1 января исполнилось 60 лет.
  Размышляю на разные темы. Взаимодействие между сознательным и бессознательным. О времени - часовых поясах и конце времени - света. Если конец истории осознан, то почему конец света не осознать бы.
  Долго рассматривали символ/орнамент индейцев Амазонии. Поразительно напоминает он звезду Коми/перну.
  Бизнес будущего: размышление на эту тему заказал пермский журнал Entrepreneur.
  Через пару дней что-нибудь появится в виде текста.
  Ночной звездопад не виден из-за легкого падающего снега.
  
  10.
  Два часа работы над собой, над самодисциплиной, - таково требование дня. Будем изыскивать эти возможности.
  Главное в этих литературных занятиях - понять, что они мне дают, что развивают, нужны ли мне эти оыты, и если нужны, то что описывать, чему посвящать эти небольшие - в 300 слов - этюды. Описанию табло сознания и его содержимому или ... А кроме табло этого самого сознания больше ничего нет. Мы можем описывать только то, что туда мы положили как вещи, нуждающиеся в описании, релевантные в каком-то смысле.
  Неделю в нашей местности не утихает вьюга, она может менять свою интенсивность, но непрерывно посыпает нас снежным пухом. И это приятно.
  Заметил, насколько человечьи у собак глаза. Все понимают, и даже больше: их понимание полно эмпатии, что отсутствует у человеческих особей. У Виталия Онькова есть графические работы, среди которых вспоминается портрет старика и собаки. Как одно разделенное целое, этот старик и эта собака, и немыслим один без другого. Как в степях человек немыслим без коня, так и охотник в лесу немыслим без собаки. Вопрос в другом, на кого я охотник, если три собаки испытывают немыслимую эмпатию ко мне?
  Зашел в банк, пришел к себе в офис, играет Клайдерман, пишу эти слова.
  Приближается рождественский сочельник. И уже где-то на подступе слова: 'Слава в вышних Богу, на земли мир, в душе благоволение'. Значит, абсолют, мир и луна - это 'в выших', солнце и мир планет - это 'на земли', а 'в душе' - это то, что наличествует в мире звезд, на земле, в органическом мире и на млечном пути. Благоволение в душе, это желание блага и звездам и всему живущему на Земле и ясности общения тем миллиардам солнц млесного пути. Скоро зажжется вифлеемская звезда, и именно она и станет тем сигналом пдтверждения, что такое благоволение на миг произошло, и родился младенец, и вострубят трубы, и волхвы склонят свои главы и принесут свои дары богородице.
  В городе многолюдно, много машин, бойко идет торговля. Интересно, кто же отдыхает?
  Забегу в ветлечебницу, куплю средство от клещей, и домой - туда, где топится печь и любимая ждет моего возвращения. Будем пить чай или пиво. А может быть, выберемся на прогулку.
  Два часа в день для своего самодисциплинирования - требование дня. Будем внимать этому и сделаем это само собой разумеющимся обстоятельством.
   
  11.
  Утро. Вечер. День прошел. Незаметно. Потеплело, еще вчера было минус 15, сегодня минус 3. Западный ветер. Навестили родственников в деревне. Много детей, домашние колбаски, домашний квас. Смотрели старинные фотографии...
  Начало, конец; рождество, воскресение; добро и зло; ночь и день, - во всей этой круговерти разобраться не просто: может быть, не утро и вечер, а день и ночь - главные вещи, переход от дня к ночи знаменует собой вечер, то сумеречное сознание в котором открывается неожиданно то, что днем совсем не явлено, о чем так понятно говорил о. Павел Флоренский; а переход от ночи к дню знаменует собой утро, пробуждение, то чем наполнены произведения Германа Гессе.
  Розалия Каневская спрашивает:
  1. Что изменится в поведении и взглядах людей через, скажем, 10 или 20 лет? Что будет им интересно, что они будут читать, смотреть и во что будут верить? (Как изменится за это время человек-потребитель?) Ответ: надо понять, что это такое 10-20 лет. 2. Как изменение мира (политическая ситуация, миграционная составляющая, экономическое изменение, демографическое положение и проч.) повлияет на бизнес? Ответ: Предполагается, что между бизнесом и изменением мира может быть какая-то корреляция. 3. В будущем какие сферы бизнеса расцветут, а какие погибнут, из-за меняющихся потребностей людей? Ответ: интересный вопрос, однако вторая часть относительно потребностей мне представляется чуть-чуть неправильной. 4. Как, на ваш взгляд, изменятся технологии ведения бизнеса? Какие принципы бизнеса станут первостепенными, а какие уйдут на второй план? Ответ: и над этим вопросом стоит подумать, особенно над принципами предпринимательства вообще. 5. Как мир будущего повлияет на региональный бизнес? Станет ли он более открытым, не привязанным к месту? Ответ: может на 50 процентов определяться из характера вопроса. 6. Город будущего - какой он? Ответ: Вячеслав Глазычев на youtube что-то по этому поводу, кажется, говорил. Надо прослушать и отрефлектировать. 7. Насколько Пермь близка к понятию 'современный город'? 8. Сможет ли Пермь к 2030 году стать тем городом, каким она описана в стратегии развития? Правильный ли вектор развития города задан в этом документе? Ответ на 7 и 8 вопросы стоит давать как на один 'сложный' вопрос. Прочитал вопросы и некоторые слова подчеркнул. Завтра размышления приведу в отдельной записке.
   
  12.
  Рождество Христово знаменовало собой солнечный день. Поставили свечи, прочитали акафист Богородице в летнем домике. Смотрели телевизор, читали, вели беседы. По случаю праздника выпили текилы Olmeca gold и по рюмочке коньяка Hennessy X.O. ...
  Просмотрел несколько мест, касающихся бизнес практик в книге 2025: сценарии американского и глобального общества в свете науки и технологии. Просмотрел несколько презентаций на сайте глав города Перми http://glava.perm.ru/projects/51/
  В общем, размышлял глобально и на разные временные глубины.
  Получилось следующее. Мои эскизы пока не привязаны к терминологии Н.Косаревой или Т.Севчика, но это дело поправимое.
  Задать глобальный масштаб можно лишь если в онтологическую картину Перми 2112 года включить мегаполисную структуру особой метразоны с численностью населения 150 миллионов человек. C использованием в качестве транспорта системы маглевов (поездов на магнитной подушке). Ну и разумеется не одного Дягилева, а 30-40 аэропортовых терминалов. В плане организации необходима конкуренция не с городами миллионниками, и даже не с Москвой, а с городами типа Лондона или Токио. Как развивать эту систему? Кольцами - как Москву - или в иной геометрии? - пока не знаю. Но помыслить седьмое (транспортное) кольцо, в которое входит Кудымкар, - вполне резонно. Откуда ожидать приток жителей в новый метраполитен-центр? Из Японии и Германии, учитывая рост из года в год числа неблагоприятных природных обстоятельств.
  А также привлекательность новой картины жизни и деятельности. Топоним Пермь, вероятно, потребуется заменить на какой-то другой (например, Нью-Токио).
  Три истории Севчика вполне могут использоваться для пробуждения креативной способности по конструированию урбанистического ландшафта. И если рассматривать Каму как одну из историй, то, скорее всего, Кама может выступать значимым элементом-мостом между каспийской зоной и арктической зоной (относительно арктического региона следует, видимо, изучить наработки университета Арктики, Юха Пентикайнен). А в качестве одного из методологических инструментов наследие В.Хлебникова.
  В новом глобальном видении следовало бы исходить из представления футурологов, в соответствии с которым все человечество подразделяется на три мира. И конструировать видение Перми как метрополитен центра первого мира. Идея 'восток - запад' в данном подходе не работает. Мышление же должно строится на принципе глобального управления и позиции супранационального правительства, решающего вопросы дизайна и размещения локального бизнеса, регулирования глобального бизнеса и бизнес-практик. В первую очередь милостивых к окружающей среде (environmentaly benign business practices) практик, продуктов и услуг (контейнеры вечного использования, солнечные скутеры, очистители воздуха, фотоэлектричество, эффективные теплоизоляторы, ветровые генераторы, маглевы, солнечные обогреватели и системы замкнутого водоснабжения)
   
  13.
  После солнечного рождественского дня вновь пурга. Ночью воображение рисовало город будущего.
  Вечерком - банька. Париться нужно как минимум двумя вениками. Я правда парюсь тремя, а в перерывах - в снег. Без контраста жар не погружается вглубь тела настолько, что ощущение жжения заставляет вновь ощутить его в новом состоянии.
  Потом, уже дома, сидя на диване выпить ырош, так называется домашний коми-пермяцкий квас...
  
  14.
  понедельник, 9 января 2012 г. Первый рабочий понедельник. Прошел как выходной - в размышлениях, беседах и, опять, в размышлениях. Триста слов не выходит.
   
  15.
  Полная луна, свет которой просвечивает сквозь замерзшие ветви березовой рощи, гулкий мостик через речку, скованную льдом, - мы идем вдвоем на работу. Тишина навеяла такую интерпретацию рождественской идеи: лунный свет как прославление Бога будит внутри созерцающего мир планет, которые и соединяются в некую гармонию, в мир. Земли писания это то, что внутри каждого. И уже вступая с этим миром в коммуникацию, мы как человечество, подчиняемся закону этики: делать добро другому.
  После Рождества Христова начинаются крещенские морозы, время, которое характерно только для русского характера. В Нью-Йорке сегодня плюс 16 и расцвели подснежники. А у нас ежегодная процедура расколдовывания какой-то постоянно повторяющейся жуткой сказки. Попытки заглянуть в будущее, узнать у судьбы, каково место в этом подлунном мире ждет тебя в ближайшей перспективе.
  Завтра - день рождения Михаила Андреевича Королева, моего отца. Представил как Анна Сергеевна, его мама, моя бабушка, ждет начала родовых схваток. Это было 101 год назад. В свои 99 он увлек в мир иной мою маму. О, эта индийская магия числа 99, - ее был зачарован и Мартин Кноттебельт, любивший в своих политических памфлетах и меморандумах, направляемых руководителям стран, как он их называл g.p.e. - глобальной политической элите, проставлять две и три девятки, как некий пароль, знак приобщенности к сакральному знанию.
  Думая о городе будущего, о системе городов численностью населения свыше 100 миллионов человек, прихожу к выводу о цене этого города; она складывается из нескольких слагаемых. Первое - это стоимость механизма, переводящего обстоятельства в условия жизни и деятельности. Стоимость этого механизма 1 квадриллион рублей, то есть 10 в 12 степени. И если в этом мы поднимаемся на тера-уровень, то в глубине разработки технологий мы доходим до следующего после нано-технологий уровня: пико-технологий. Это может быть маленьким шагом развития. Но не модернизации, а развития. Глобальные процессы, подвергаемые региональной интерпретации дают локальные решения глобальных сокращений: задаются ориентиры для локального размещения глобального бизнеса.
  Размещение этого города площадью 120 тыс. кв. км. с плотностью 1300 чел на 1 кв. км. может быть осуществлено и в районе Пермского края, с центром в точке современной Перми. В идеальной картине обоснование такой целесообразности может быть дано с точностью до глобальных параметров. То есть единицей погрешности может быть расстояние (в локальном представлении не маленькое) от Перми до Красноярска. Однако, в целом брендирования все определяется сказкой или масштабом мечты. А это масштаб таков: 3 мил. авиапассажиров в день; антропоток, достаточный для обеспечения роста метрацентра со скоростью 2 мил. чел. в год. Скорость инвестиций - 200 тыс.руб. в секунду. Строительство и сдача в эксплуатацию в среднем 150 тысяч квартир в квартал. 600 университетов с несколькими супрауниверситетскими центрами. Замкнутая энергетическая система с возобновляемыми ресурсами. Передовые транспортные и бизнес технологии. Все это может обеспечить новому городу место в глобальном альянсе 50-100 городов такого же типа в мире 22 века, удерживаясь в первой его десятке.
  Город (метрацентр) обеспечивает соединение арктического региона с нигерийским и другими африканскими метрацентрами, а также азиатского, индийских и китайских метрацентров с европейскими метрацентрами.
   
  16.
  Очень уж увлекся фантазиями на темы будущего мирового устройства. Тем временем наступила пора крещенских морозов, собаки и кролики жмутся от холода. Петух прижимается к печке. Утро все в лунном свете. Сегодня 101 год с того дня 11.01.1911, когда на свет появился младенец мужского пола, мой будущий отец. Отец пятерых детей. Год назад я писал о нем небольшую заметку. Сегодня попробую еще раз припомнить что-то, связанное с ним полувековой давности. От него исходил особый мускусный запах, в котором сочеталась вся палитра запахов приволжских степей и воды, запахов леса с его травами и зверями. Вероятно, Адам давал имена животным, забирая себе в качестве ярлыка характерный запах каждого. Если создать духи, в которых преобладал бы запах земного шара, то это был бы тот мускус, который исходил от моего папы.
  У него была мощная грудная клетка грузчика, способного на ярме свободно переносить два мешка муки или сахара, лицо было интеллектуальное с большим носом и ушами. Он был добр по натуре, его любили собаки и дети. Он был искусен в плотницком деле...
  Был гурманом и в то же время довольствовался малым. Так, собрав в одном из трех малинников в нашем саду кружку малины, и сварив из нее варенье на электрической плитке, он заваривал чаю и перед тем как сесть за завтрак, посылал меня в магазин купить 50 граммов сливочного масла. Мне было неудобно просить у продавщицы такое микроскопическое количество масла, но, похоже, она понимала, почему я беру столько, и отпускала самого свежего. Холодильника в то время у нас не было, как, впрочем, и телевизора. Чай, варенье, бутерброд, свежее утро, сад и ... трогательная забота отца: маленькое и теплое воспоминание детства.
  У него была страшная одышка, он мог сделать шагов 10 и останавливался, чтобы отдышаться. Каково было мне нетерпеливому сопровождать его в походах, скажем от Новой деревни до Веретенова, деревни его детства, - а это почти три километра. Запомнились его воспоминания детства, когда он пас деревенское стадо в лесу. Он ложился под ягодный куст и ловил ртом ягоду, которую легким щелчком палочки сбивал с места. Помню этот лес, почти ручных медведей, с которыми мы обчищали малинники. Я думал, что это странные большие лесные собаки.
  На юго-востоке появилась лиловая полоса, светает. На работе сегодня день планирования деятельности на текущий год. Собственно к чему и приступаю. Пока!
   
  17.
  Зимний ясный солнечный день, деревья в инее, белый снег сверкает на солнце. Сегодня много работы. Редкий звонок на моем мобильном телефоне: говорит Мария Константиновна Суранова из института усовершенствования учителей, приглашает принять участие в лингвистической конференции в следующий четверг. С приветственным словом минуты на 3.
  Читаю положение, бросается в глаза фраза 'Язык мой - друг мой'; возникает и другая: 'Язык мой - враг мой'. Враги и друзья. Вспоминается сентенция о том, что молчание - золото. Скорее всего есть два состояния, когда молчание захватывает существо, от недостатка слов и от их переизбытка. Царским путем идет слово, указующее на вещь, фонологически оно и есть вещь, оно есть имя вещи, ее субстанциональная основа. Давая имена вещам мира, Адам создавал систему имен, то есть речь-язык. Мария Константиновна спрашивает, как меня ей представлять, отвечаю: еще не совсем пожилой человек, или раб божий. На лице слегка промелькнуло неудовольствие, спрашивает о смерти; напоминаю memento mori, помнить о смерти надо непрерывно; говорю тогда, чтоб успокоить: пусть будет так - сотрудник этнокультурного центра.
  Триста слов в этой 17 серии вдруг обретает вполне конкретные черты заказа: думаю 3 минуты - это чуть меньше слов - к примеру, 200. Надо провести эксперимент - произнести их и засечь время.
  О слове, о чтении, о филологии или о лингвистике, - речь придется строить про это.
  Это из Википедии, вот подразделения структурной лингвистики:
  фонетика - наука о физических свойствах речевого или знакового воспроизведения и восприятия,
  фонология - наука о звуках или знаках как дискретных абстрактных элементах речи спикера, пытающегося передать этой речью смысл,
  морфология - наука о внутренних структурах слов и как они могут изменяться,
  синтаксис - наука о том, как соединять слова в грамматические предложения,
  семантика - наука о смысле и значении слов (лексическая семантика) или о смысле и значении фиксированных комбинаций слов (фразеология), и о том как соединять их для образования смыслов предложений,
  прагматика - наука о том, как тексты используются в коммуникативных актах, о роли контекста и нелингвистического знания при передаче смысла,
  и дискурсивный анализ - анализ языка текстов (устных, письменных или знаковых)
  - все четко и ясно, но как об этом сказать, как об этом говорить.
  
  Сегодня день рождения Сергея Павловича Королева: интересный факт - вчера д.р. М.А.Королева, сегодня С.П.Королева... Разница в возрасте - 4 года. А прожили каждый ровно по 59 лет. И мне в этом году исполнится 59...Завтра 13 января, конец старого года по юлианскому календарю.
   
  18.
  Ангел этого дня предстал передо мной в виде радужного пятна, которое образовалось от диска солнца. Свет от него проходил сквозь атмосферу, заполненную снежным пухом, и раскрашивал весь диск в радужные цвета. Атмосфера напоминала маринистические этюды, когда живописец рисует на море шторм, но вот, сквозь толщину туч проступило ожидание спасения. Чудо в последний день 2011 г от Р.Х. по юлианскому календарю.
   
  19.
  Наступил новый год уже и по юлианскому календарю. С вкусом испанского хереса с осборнским быком на бутылке.
  День пасмурный.
   
  20.
  Серый цвет не столь уж скучен. Многочисленные оттенки серого неба, леса на белом - смотрится вполне аристократично. Огромный лайнер Коста Конкордия лежит на боку где-то у берегов Италии, мы смотрим воскресное Время, собака поет свою песню: скоро появятся щенки...
  
   
  21.
  Язык мой. Слово и слова. Словом назывались и тексты проповедей, которые произносились или писались в назидание, и которые носили нравственный оттенок. Триста слов - вполне разумное количество для выражения слова-проповеди. Таким образом, спустя три недели после начала этого упражнения я пришел к выводу, что помимо описательного текста ежедневные слова (порция слов) могут носить и нравственный оттенок, смысл некоего поучения.
  Правда всякое поучение должно исходить из достойных уст. Недостойные уста порождают недостойные внимания тексты, загрязняют мир слов. Интересно, в мире слов существует ли система самоочистки, как в природе? Или как в лазере: когда мир слов локализуется между устами и ушами, происходит накачка - и наружу вырываются только те слова, которые, как говорили в старину, осолились, то есть обрели печать смысла, прошли через горнило сфрагидации, наложения на слово смысловой печати. Но высшее искусство обустройства мира слов - это слушание устами и произнесение речи ушами. В этом случае авторефлексивная система воссоздается без особых усилий, если полагать, что приложение особых усилий - это преодоление препятствий, без нужды воздвигаемых. Я склоняюсь к тому, что если пианист, исполняя концерт, скажем, Сергея Рахманинова, в конце уходит со сцены в мокрой рубашке (как Денис Мацуев), он этот концерт отработал, и этот тип музыканта-рабочего мне не симпатичен. Мне по нутру другой тип, тот что демонстрирует Михаил Плетнев, в обсуждаемом аспекте, противоположный Мацуеву. 'Сухая рубашка' означает, что его исполнение концерта - это не работа, это полет, игра, это дыхание, легкое дыхание. Моцарт и Сальери. Друг и враг. Родной и чужой.
  Возвращаясь к миру слов, к языку, к той области, которую раньше называли (да и продолжают в некоторых областях) филологией, а сейчас именуют лингвистикой, - так не просто соединить два утверждения: язык - друг мой; и язык - враг мой. Но они вполне могут быть аспектами одного и того же целого - речи-языка, той субстанции, из которой выстилается канал мыслительной коммуникации. Но как же совместить злодейство и гениальность, Мориарти и Холмса?
   
  22.
  Морозная тихая звездная ночь. Минус 25, что для Урала обычное дело. На безлунном небе сияют звезды: вот ковш Большой Медведицы, вот созвездие Ориона. Вначале ночи мы видели с тобой две очень яркие звезды. Они были ярче самых ярких. Одна была на юго-западе, другая на 30 градусов южнее. Одна из них вскоре зашла за горизонт, а другая сияла напротив Медведицы, указывая, вероятно, путь вышедшим в такую ночь в дорогу.
  Один из таких путников я - с санками дров - возвращаюсь из леса к дому...
  Антивирусная программа Касперского тем временем обследует файловую систему, обнаруживая вредоносное ПО и издавая каждый раз сигнал. Клонит ко сну...
  Под утро мороз ослаб (минус 18). Сделав утренние дела, едем на работу.
  Читаю книгу О.М. Фрейденберг, изданную в 1935 году, под название 'Поэтика сюжета и жанра'. Она говорит о стадии дозвукового языка: здесь - по мнению Марра - происходило образование языка и литературы.
  И размышляя о словах, после чтений этой книги, понимаешь, что в этой мешанине можно отличить впечатления, которые обнаруживаешь в себе при взаимодействии с природой, с миром (это эпос), свои претензии на самоопределение (лирика) и то, что удается представить в форме оценки явлений мира (драма). Приведу цитату: 'Поэтический словарь, стилистические приемы, символика, сюжетные схемы, образы и т д - постоянные величины, созданные первобытной коллективной психикой, главенствующей над творческой личностью и подсказывающей ей будущий характер произведения. Генезис этих форм принадлежит доистории и ее первобытной культуре: человечество, в поисках осмысления действительности, объясняло явления внешнего мира путем сопоставления своей жизни с жизнью природы; отсюда - одухотворение ее и анимизм' сс.17-18
  Итак, в доистории все элементы мира исторического сформировались, в историческую форму достигли высшей степени дифференциации и развернулись в довольно-таки полную картину, но с наступлением пост-истории опять возникает первенство примитивных культур, синкретизма. Происходит замыкание начала, доистории и конца, пост-истории. Одна звезда ушла за горизонт, другая восходила к зениту; при этом, как обычно, небесные светила совершали по небу свое круговое движение...
  Лопольд Воеводский (школа мифологистов) с идеей 'первоначальной адекватности мифического выражения с действительностью, какой она представлялась сознанию лица или народа, образовавшего миф', А.Н.Веселовский создатель 'стиля и ритмики, образности и схематизма простейших поэтических форм', его интерес к генетике литературных форм. Сколько интересных поворотов в отечественной истории мысли!
   
  23.
  На крещение Господне пришла оттепель. День как круговерть, - поспел, кажется, везде...
  Проходя по дорожке встретился взглядом с маленьком собачонкой на поводе, почему-то вспомнился эпизод, когда в 1995 году мы путешествовали непременно с черной кошкой Шивой. И на летней школе молодых футурологов в Петергофе она любила разогнавшись катиться с одного конца комнаты в другой на кончике хвоста: мы смеялись...
  На северо-западе Канады живет немало людей, говорящих на своем языке; галерея Билла Рида (директором которой с недавних пор работает Майкл Робинсон) поддерживает их культуру. Изучаю их материалы...
  Приготовил кроликам бутерброд - грейпфрутовая тарелочка с морковью внутри. Насчет грейпфрута они не совсем поняли, а морковку грызут с удовольствием.
  К ночи похолодало, на небе появились мириады звезд. Во множестве иорданов сейчас народ окунается в святую воду праздника. Странно, почему ночью? Церковь продолжает мыслить себя катакомбной?
  Интересно сравнить суровость законов Римской империи времен Тиберия и Пилата и нынешние порядки. Тогда казни и помилования осуществлялись проще, быстрее - но и крещение было возможно днем, так что можно было видеть в образе голубя нисхождение святого духа. А сегодня? Массовые мероприятия и даже одиночные пикеты под строжайшим запретом. Потому, должно быть, и купание происходит ночью. Несмотря на сближение государства и церкви...
  А может быть, это происходит ночью потому, что день раньше, а у монахов и поныне, начинается с заходом солнца. И в первые часы нового дня крещение Господне и происходило.
  24.
  Счастливый билет на автобусе: смотришь, подсчитываешь сумму первых трех цифр, сравниваешь с сумой последних трех. И радуешься, когда совпадает.
  Иду на лингвистический фестиваль.
  Интересное явление: во время ходьбы мысль начинает производить с тобой довольно-таки интересную работу - все выстраивается логично и достаточно аргументировано. Прогулки - главное упражнение поэтов и мыслителей. Но только возвратишься с прогулки, так сразу вся логическая законченность и безукоризненность куда-то улетучивается. Так часто бывает после пробуждения: как рисунок на мокром морском песке после набежавшей волны стирается - так и из памяти стираются рисунки работы мысли. Мышление подобно в этом смысле сну; прогулка как особого рода практика сновидения.
  Прочитал послание апостола Якова, немало сказано про язык весьма поучительного; но на фестивале этого не скажешь; на этом празднике совсем другие ожидания.
  Процесс общения двухсторонний, будь он в форме слушания или созерцания. Как писал Павел Флоренский, энергия зрения, выходящая из глаза встречается с энергией, исходящей от вещи, и результат их столкновения, их интерференционная картина только и может усматриваться наблюдателем.
  Языки отличаются друг от друга по главному рецептору или каналу воздействия: английский язык больше ориентирован на цвета, то есть на зрение, зрительный канал; а испанский, напротив, на запахи, на обонятельный канал. Я бы сказал, что северные языки являются 'физическими', а южные 'химическими': итальянцы, разговаривая, стоят так близко друг к другу, что при разговоре происходит как бы обмен жидкостями. Если вспомнить про греческие глаголы любви, то языки южных народов вполне - если исходить из того, что язык сближает - можно назвать эротическими. В отличие от северных, которые являются более агапическими. Язык птиц более похож на язык северных народов, а язык собак ближе к южным лингвистическим особенностям.
  Агитаторы, риторы, лекторы состязаются тем временем на фестивале, а это разные речевые практики - агитаторы должны возбуждать (ажиотация, ажиотаж - от одного корня), риторы - говорить ярко, красиво, ясно и правильно, а лекторы помимо доходчивости еще и излагать свои суждения о предмете систематично и поучительно. (Лекта стоиков или логос Аристотеля или лектио Флоренского стоят где-то неподалеку отсюда).
  Создал два сайта на ucoz для этнокультурного центра (на английском и русском), будем переносить содержание с закрытого komi-perm.ru
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"