Коростелёв Владимир Васильевич : другие произведения.

Даниил Андреев о времени после Сталина

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Даниил Андреев был духовидцем. И мистиком он был тоже. Его метафизический анализ событий подчас гораздо лучше объясняет тайные причины произошедших событий, чем анализ политический. О послесталинских мировых событиях Андреев сказал вот что...

  Глава "Розы Мира" о современном Даниилу Андрееву состоянии дел на нашей планете - одна из самых интересных. А интересна она потому, что мы много знаем об этом периоде истории из самых разнообразных источников, хлынувших на нас во время так называемой "гласности" и позже. Но ведь Андреев был лишён источников подобной информированности, сидя в тюрьме. Во всяком случае, те источники, которыми он пользовался, вряд ли были бы признаны наукой и пресловутым "трезвым рассудком". Да и после выхода на свободу вряд ли ему удалось из средств массовой информации почерпнуть хоть что-то стоящее. Он сам об этом сказал предельно ясно и образно, имея в виду режим нашей страны в недалёком прошлом, тот режим, "...который чурается гласности и не публикует почти никаких статистических данных (засекречено почти всё, начиная от расходов на вооружение и кончая численностью уголовных преступлений, самоубийств или жертв уличного движения). Не менее глухим покровом тайны увиты и те пружины, благодаря которым с руководящих постов исчезают одни лица и появляются другие. Граждане являются зрителями какой-то странной пантомимы: некие таинственные фигуры, прославляемые всеми средствами агитации и пропаганды, но даже о семейных обстоятельствах, привычках, вкусах и характерах которых хранится гробовое молчание, - эти фигуры, вознесённые на недосягаемую высоту, как бы в стратосферу общества, и видимые всему земному шару, делают движения руками, головой, всем торсом для того, чтобы внезапно исчезнуть неизвестно куда и почему и быть замененными следующими, на которых в свою очередь будет взирать человечество, терзаемое непостижимым смыслом и целью этого загадочного балета"
  
  Однако Андреев сумел проникнуть своим разумом в сиё засекреченное и таинственное закулисье. И дал этому процессу своё объяснение, которое именуется у него трансфизическим методом познания. Ну, трансфизическим, не трансфизическим - подавляющее большинство учёных реалистов в этот метод не верит ведь ни капли - но то, что произошло НА САМОМ ДЕЛЕ - это факт, от которого так легко не открестишься и не отплюёшься. И этот факт, а вернее факты очень и очень вопиющи...
  
  Итак, Андреев пишет:
  
  "Сталин знаменовал собой зенит мощи очередного демона великодержавия, его открытую борьбу с демиургом и Синклитом, доведение тиранической тенденции до предела и начало процесса государственной гибели..."
  
  КОММЕНТАРИЙ: Демон великодержавия (или УИЦРАОР) по Андрееву - это якобы реально существующее тёмноэфирное существо, теснейшим образом связанное с массой "своего" народа. Это существо длит своё бытиё за счёт энергии собственного народа, поэтому напрямую заинтересовано в завоевании этим народом земного, чисто конкретного, как сказали бы братки в 90-х, могущества и влияния. Другими словами, более научно что ли, это полевая организация народных масс, подчиняющая собою отдельные психики людей и упаковывающие их в жёсткий эмоционально-рассудочный каркас мощной и влиятельной нации. Русского уицраора по Андрееву зовут Жругр, а например, американского - Стэбинг.
  СИНКЛИТ по Андрееву - это совокупность лучших и духовнейших человеческих сознаний данного народа (или всего мира, если речь идёт о Синклите Мира), которые, по его мнению, вовсе не сгинули после своей смерти в ничто и небытиё, а опять же реально существуют в некоторых особых иноматериальных светлых слоях. Если попроще сказать - это духовное наследие самых достойнейших представителей народа, тоже реально существующее и живущее в совокупном народном сознании. Оно, это наследие, вовсе не фантастическим образом воздействует на нас с вами посредством укоренённых в наши умы светлых и позитивных идей и представлений, выработанных когда-то нашими предками и ставших впоследствии общим достоянием.
  ДЕМИУРГ же народа - это соборный дух данного народа в своём положительном аспекте. Он, понятное дело, тоже живой, а не мёртвый. И не просто живой, а деятельно живой. Его реальность, кстати, доказывается появлением в массе того или другого народа, словно бы ниоткуда, мощных и заряженных положительной энергией лидеров, ведущих народ к чему-то лучшему, чем есть здесь и сейчас. А уж мы то с вами знаем, что эти "здесь и сейчас" могут быть до того невыносимыми и ужасными, что терпеть их нельзя ни в коем случае.
  
  Далее Андреев описывает советскую послесталинскую элиту, и описывает её очень сочно и образно:
  
  "Те, кому пришлось взять бразды правления во дни, когда его гроб (Сталина - В.Р.) ещё красовался в Доме Союзов и к нему тянулись нескончаемые ленты умилённых и потрясённых москвичей, впервые могли ознакомиться со всеми ужасами, творившимися за помпезным фасадом этой диктатуры. Раньше каждому из них было строго указано: "от сих мест - до сих!", и при покойнике только один руководитель органов безопасности знал несколько больше своих коллег. Правда, многие вопросы выносились Сталиным на обсуждение в Политбюро (позднее в Президиум ЦК) и в Совет Министров, но, во-первых, эти обсуждения были слишком формальны, а решения Сталина - безапелляционны, а во-вторых, ещё больше было вопросов, ни на какое обсуждение не выносившихся. Конечно, всеми чувствовалось, что в стране далеко не всё благополучно, но никто не мог нарисовать себе общей панорамы. Теперь завеса тайны начала спадать, и первые, перед кем она ниспала, были члены Президиума ЦК....
  ...Покойник, сидя у себя дома, не привык стесняться в выражениях; это обыкновение перенесли его дипломаты и за рубеж. Наглые требования, облечённые в хамский тон (вспомним хотя бы небезызвестного Вышинского, олицетворявшего собою этот "хамский тон" - В.Р.), давно не оставили ничего от традиционной дипломатической вежливости. Главное же, международная атмосфера была накалена до того, что третья мировая война могла возникнуть в любую минуту. Западный блок держав, отстававший в вопросе количественного показателя своих армий, был всё ещё впереди в области термоядерного оружия. Коммунистический Китай - последнее достижение покойника - весьма не скоро ещё мог бы заставить считаться с собой как с великой военной державой; да и можно ли было полагаться на его руководителей твёрдо и безоговорочно?..
  КОММЕНТАРИЙ: То, что на коммунистический Китай нельзя было полагаться, отлично показало совсем недалёкое от описываемых событий время. Вспомним Мао-Дзэдуна с его "культурной революцией" и его фрондой против СССР, вспомним остров Даманский и китайско-советскую напряжённость в отношениях 60-70-х годов прошлого века, и предвидения Андреева будут признаны нами истинно пророческими.
  
  "...Всюду были затянуты натуго такие узлы международной политики, которые, казалось, могли быть разрублены только мечом. Существование двух антагонистических Германий; двух антагонистических Вьетнамов и даже двух Китаев; Польша, утерявшая свои восточные земли, присоединённые к Советскому Союзу, и компенсированная немецкими территориями, от которых большинство немцев не собиралось отказываться; Корея, после трёх лет братоубийственной войны возвращающаяся к исходному положению - к раздробленности на две непримиримо враждебные половины; пороховой погреб в виде группы арабских государств, революционизация которых уже началась, но уйти из которых западные державы не могли иначе, как в итоге мирового пожара... А в довершение всего, военная машина, с которой покойный вождь бросался в опасные авантюры и даже собирался ринуться в пучину третьей мировой войны, в действительности ещё не достигла той мощности, при которой исход этой войны был бы предрешён в пользу Советского Союза. К тому же, в обеих коалициях с каждым новым годом истребительная сила новых видов термоядерного оружия возрастала в какой-то дикой прогрессии. Начинало становиться достаточно ясным, что если бы даже советская сторона восторжествовала в предстоящей схватке, это было бы торжество над странами, превращёнными в радиоактивную пустыню.
  Сталин оставил ужасное наследие..."
  
  КОММЕНТАРИЙ: Мы теперь хорошо представляем, так сказать, масштаб личности сталинских соратников, или лучше сказать подельников. Мы знаем их поимённо, представляем, как они выглядели, как себя вели, как холуйствовали перед "паханом" Кобой. Ну, что про них сказать? Моя бабка говорила мне так: всегда смотри на внешность человека, ибо на лице, и особенно в глазах, отражается человеческая душа. Да-а, рожи у этих деятелей явно не того... Не тянут они на мощных и самостоятельно думающих представителей нашего рода человеческого, никак не тянут. А то, что они творили под крылом тирана, часто вызывает только одно чувство - возмущения, перерастающего в негодование. А по поводу характеристики международной коммуникации так и вовсе добавить нечего - всё так и было.
  
  Читаем далее:
  
  "Источник ошибок и злосчастий был определён как "культ личности", но они не в состоянии были понять, что этот источник - не случаен, что Россия переживает нечто подобное уже в третий раз, и что сами они в силу роковой исторической - и метаисторической - логики вынуждены будут разыгрывать на свой лад политические роли, которые уже сыграли три с половиной века назад Фёдор Иоаннович, Годунов и Шуйский, а сто или пятьдесят лет назад - Александр II, Александр III и Николай II. Опять придётся сидеть между двух стульев, то признавая ошибки и даже преступления усопшего тирана и отмежёвываясь от них, то признавая свою политическую от него преемственность; опять придётся пойти на мелкие подачки ропщущему народу, а через год или два забить отбой, так как в приоткрытый клапан ринутся пары такого негодования, гнева и ненависти, которые выльются уже в настоящие волнения, даже восстания, и будут грозить гибелью всей системы; придётся сделать попытки умаслить волнующееся крестьянство, хотя корень зла - колхозный принцип - надо будет оставить нетронутым, ибо отказ от него вызвал бы такие потрясения, и экономические, и идеологические, кои выходят за пределы воображения; придётся признать ошибкой то, что при Сталине выделялось слишком мало средств на развитие лёгкой промышленности и на производство средств потребления, - такое признание вызовет у населения самый горячий отклик, - а через год или два вернуться к прежнему тезису, ибо отход от него вызовет отставание в гонке вооружений; придётся озаботиться смягчением международной обстановки и стараться отсрочить третью мировую войну - для этого следует пойти на небольшие, но эффектные уступки и поддерживать всеобщую борьбу за мир, но на серьёзное изменение курса идти нельзя, ибо Америка, конечно, не замедлит этим воспользоваться. Короче говоря, придётся изворачиваться, как на горячей сковороде, то обжигая один бок об угрозу мировой войны, то другой бок - об угрозу внутренних переворотов...
  
  ...Люди, оказавшиеся у власти после смерти Сталина, были в качестве государственных деятелей существами двойственной, даже тройственной природы. Всё они были, так или иначе, звёздами его плеяды. Всё они выдвинулись при нём и благодаря ему, всё они были воспитаны в его политической школе. При нём они дрожали, правда, за своё существование, а в глубине души возмущались многими из его действий. Но та Доктрина, которая для него была лишь маской, а отчасти - руководством к практическому действию, для них была наивысшей истиной, их искренним убеждением, их заветным кредо...
  
  ...Другой стороной этой группы людей, как государственных деятелей, была жестокая травмированность произволом усопшего деспота. Созерцая картину внутреннего гниения общества - результат этой тирании - и вспоминая обстановку вечного страха и неуверенности за собственную жизнь, в которой они существовали и работали столько лет, они начинали бояться больше всего рецидивов прошлого, то есть появления среди них некоего второго Сталина, который опять скрутил бы всех в бараний рог и повергнул бы страну в окончательную бездну. Поэтому они старались принять меры к тому, чтобы печальное прошлое не повторилось. И взамен идеи о полноте коллективного разума, нашедшего своё конкретное воплощение в разуме гениального вождя, была воскрешена и громогласно возвещена идея коллегиальности - идея всенародного разума, воплощённого в коллективе ЦК и его Президиума...
  
  КОММЕНТАРИЙ: Воистину - при жёстком авторитарном режиме, тем более при режиме жестоко-тираническом, вокруг тирана, как вокруг чудовищного, заслоняющего солнце дерева, могут вырасти в основном лишь какие-то жалкие уродцы с кривыми стволами и цепкими лианоподобными хваталами. Хотя кое-кто, а именно особо хваткие и хищные субъекты несут в себе потенцию следующего "дерева" вслед за поваленным или срубленным гигантом-тираном.
  
  Андреев пишет:
  
  "...Но некоторые из этой группы лиц обладали ещё и третьей стороной - конечно, тщательно скрываемой от остальных. Это была тайная надежда на то, что постепенно из этого коллектива выдвинется опять единый полновластный вождь, и этим вождём будет именно он. Невозможно сказать, разумеется, сколько именно человек из этого конклава таили в себе подобное упование, но, во всяком случае, число их было не меньше трёх...
  
  ...С уверенностью можно сказать, что о единовластии мечтал только один из них - тот самый, что пятнадцать лет стоял у кормила органов государственной безопасности. Только смерть Сталина спасла его от страшной расплаты. Но в глазах остальных он был уже разоблачён как массовый палач, как виновник гибели миллионов невинных. Он не мог надеяться на то, что его долго будут терпеть в составе триумвирата. Поэтому ему оставалось одно - отчаянная попытка переворота и узурпации верховной власти. Если бы этот план осуществился, это означало бы возвращение к сталинскому режиму и курс на мировую войну. К счастью, попытка была вовремя пресечена, виновник расстрелян, и на первых порах на него попытались свалить ответственность за массовые нарушения социалистической законности.
  
  Не обошлось и без разоблачений истинных или выдуманных фактов, будто злоумышленник был связан с зарубежным врагом, кующим меч против Московского государства: на этот раз не с Польшей, конечно, великодержавное значение которой давно отошло в область преданий, а с Англией...
  
  ...Падение этого самозванца было воспринято в трудовых лагерях как признак того, что сталинский режим должен измениться в корне. Режим мест заключения, действительно, был смягчён. Но этого уже было мало: ждали и требовали пересмотра дел и освобождения. Терпение начало иссякать, и самые отчаянные или отчаявшиеся подняли в лагерях свой голос. Голоса слились воедино, и такие цитадели безопасности, как знаменитая Воркута, каторжные лагеря Норильска, Караганда, Колыма, сотряслись забастовками и восстаниями. Волнения, так или иначе, были подавлены, а с другой стороны, начали восстанавливаться законные методы судопроизводства. Но освободить сразу такое множество людей, вернуть их домой и обеспечить работой было невозможно; поэтому никто не мог понять, что его ждёт, и общая напряжённость не ослабевала..."
  
  А теперь о Никите Сергеевиче Хрущёве, разоблачившем культ личности Сталина на ХХ съезде КПСС, выпустившем из тюрем несправедливо осуждённых и давшим начало так называемой "хрущёвской оттепели":
  
  "...Вместо триумвирата во главе государства и партии оказался возвышающимся расторопный, хитрый, жизнерадостный, не лишённый добродушия человек, подвижный сангвиник, преисполненный решимости исправить ошибки деспота и способный на некоторые смелые повороты курса, но не обладавший той независимостью и свежестью ума, которые позволили бы ему пересмотреть коренные ошибки Доктрины и старой программы её конкретного осуществления..."
  
  КОММЕНТАРИЙ: отношение советских и постсоветских людей к Хрущёву весьма разное: оно колеблется от презрительно-высокомерного до умеренно-уважительного. Интересно одно: он мог вызывать насмешки, стыд за себя, возмущение его наглостью и грубостью, обвинение в некомпетентности и глупости... Однако СТРАХА он не вызывал! Несмотря на огромную власть, сосредоточенную у него в руках, Хрущёв так и не стал тираном. И этот факт Андреев объясняет по-своему:
  
  "И всё-таки при сравнении нового режима с режимом Сталина у всякого становилось теплее на сердце. Третий вождь был простым человеком, любившим жизнь и искренне желавшим, чтобы хорошо жилось не только ему, но и всем. К сожалению, однако, благих желаний недостаточно для того, чтобы на земле воцарился мир, а в человецех - благоволение. Если бы на нашей планете существовали только государства социалистического лагеря, можно было бы покончить с собственной военной машиной, а освободившиеся средства употребить на улучшение жизни масс. Но, поскольку закрыть Америку не удалось даже Сталину, приходилось одной рукой форсировать испытания новых и новых средств массового уничтожения и будоражить освободительное движение в странах капитализма, а другою - выпускать белых голубков мира, чтобы любоваться их курбетами на фоне грозовых туч. Хотелось даже самому превратиться в такого голубка и с пальмовой веткой в клюве перепархивать из страны в страну - в Югославию, в Индию, в Бирму, в государства мусульманского Востока, даже в упрямую и недоверчивую Англию. Но так как голубок летал в то самое время, как по глубинным пластам передавались содрогания от разрыва новых и новых экспериментальных бомб, то всеобщий парадиз оставался лишь в мечтах, нисколько не влияя на трагическую реальность..."
  
  КОММЕНТАРИЙ: Я помню, как в детстве окружающие меня взрослые ругали Хрущёва за кукурузу. Тогда не хватало хлеба, и многие объясняли это тем, что посевные площади отводились по указке генсека под заморскую кукурузу. Которая, кстати, плохо вызревала в северном климате и годилась лишь на силос для прокорма скота. Про Хрущёва рассказывали анекдоты, но никто его особо не поносил. Даже поддерживали его за действия во внешней политике. А мой отец, будучи военнослужащим, за незначительный проступок в 1949 году был разжалован в рядовые и осужден на 8 лет лагерей, где просидел до смерти Сталина в 1953 году, после чего был освобождён и реабилитирован. Он Сталина, естественно, не любил, хотя и отдавал ему должное за его крутость. Отношение же отца к Хрущёву было скорее презрительно-осуждающим, но не враждебным, это точно.
  
  В-общем, в стране настала переломная пора. Андреев описывает её такими словами:
  
  "...Главное заключалось в том, что 1957 год принадлежал во многих отношениях уже к совсем другой эпохе, чем, например, 1952, вообще, чем всё годы правления Сталина. В эпоху Сталина великий демонический разум ещё мог смотреть на возможную третью мировую войну как на беспримерный источник гавваха (по Андрееву, это энергия, выделяемая живыми существами при боли и страданиях, и служащая пищей демонам); при этом желательной представлялась победа Жругра - поэтому и санкция оставалась на нём, - но даже в случае победы американского уицраора можно было бы использовать эту победу для будущего объединения мира на почве нового бездуховного учения, возникающего из космополитической концепции...
  
  Здесь Андреев объясняет, что такое есть эта Американская Идея:
  
   "... на почве второй мировой войны с головокружительной быстротой вырос до умопомрачительных размеров уицраор Америки. Казалось, гряда небоскрёбов отделена теперь от Европы не океаном, а лужей воды. Этот уицраор сумел объединиться со своими дальними родственниками в Западной Европе и расположиться так, что его щупальцы шарили чуть ли не у всех границ Советского Союза. Учитывая ошибки своего немецкого предшественника, он вырабатывал идеологическую концепцию, которая против интернационализма Доктрины выдвигала не что-либо провинциальное и локальное, но космополитизм - идею, столь же чреватую всемирной потенцией, как и сама Доктрина. Взор Гагтунгра (по Андрееву это главный земной демон, в некотором роде царь земных демонов - В.Р.) всё с большим благоволением останавливался на Стэбинге, всё с большим вниманием обращал он часть своих сил на его инвольтирование..."
  
  КОММЕНТАРИЙ: Многие западники и так называемая "пятая колонна" склонна идеализировать американскую, и, шире, всю западную демократию, притом уничижительно и презрительно относясь ко всему русскому или, в прошлом, советскому. Однако у Андреева имеется свой, отличный от этих диссидентов взгляд на суть данного, притягательного для многих, феномена, каковой является западный общественно-политический и экономический строй. И прислушаться к этому андреевскому взгляду в свете многих произошедших после его смерти мировых событий, будет совсем не вредно, а даже и полезно.
  
   Андреев описывает далее потайные пружины мировой политики середины прошлого века:
  
   "...Но положение менялось, и притом в очень странном направлении. Сказочное возрастание в обеих коалициях мощи термоядерного оружия принуждало рассматривать вопрос под новым углом..."
  
  Миру грозила третья мировая война. Которая...
  
  "...сулила и нечто иное: она готова была поставить на очередь вопрос о физическом существовании человечества и уж, во всяком случае, привела бы к сокращению его численности едва ли не на четверть, к исчезновению целых стран с лица земли, к разрушению цивилизации, может быть, на целых континентах и, следовательно, к отбрасыванию человечества (в умственном, техническом и экономическом смысле) вспять на многие века. Вряд ли могла бы идти речь о каком бы то ни было объединении человечества после того, как физически уцелевшие территории оказались бы отделёнными друг от друга зонами радиоактивных пустынь, их население - поражённым дотоле неизвестными болезнями на целые поколения вперёд, а всеобщий крах экономики принудил бы остатки народов перейти к самым примитивным способам существования. Следовательно, цель абсолютной всемирной тирании отодвинулась бы в неразличимую даль грядущих веков. ПОЭТОМУ ВЕЛИКИЙ ДЕМОНИЧЕСКИЙ РАЗУМ ОТКАЗАЛСЯ ОТ ИДЕИ ТРЕТЬЕЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (выделено мной - В.Р.)...
  
  ...Создавалось положение, столь парадоксальное, какого мировая метаистория ещё не знала: все иерархии Света и высшие из иерархий Тьмы стремились предотвратить планетарную военную катастрофу...
  
  ...Положение усложнялось ещё и тем, что человек, укрепившийся во главе советской державы, не отличаются ни кровожадностью, ни воинственностью. Согласно логике власти, он бессознательно выполнял воления Жругра, поскольку эти воления были направлены на внутреннее упорядочение государства и на умножение эманаций государственного комплекса человеческих чувств. Но его нежестокий от природы характер оставлял в существе его как бы ряд щелей, сквозь которые могла проструиваться в его подсознательную сферу также инспирация светлых начал. Если бы не эта инспирация, никакие разумные доводы не были бы в состоянии подвигнуть этого человека на такой головокружительный поворот внутренней политики, самоё предположение о котором вызывало озноб ужаса в его коллегах, - поворот, выразившийся в разоблачении ряда преступлений Сталина и в массовом освобождении заключённых.
  
  ...Трудно охватить и оценить потрясение умов, вызванное его выступлением на XX съезде партии. Обнародование, хотя бы и частичное, и запоздалое, и с оговорками, длинной цепи фантастически жутких фактов, виновным в которых оказывался тот, кого целые поколения почитали за величайшего гуманиста, прогремело, как своего рода взрыв психо-водородной бомбы, и волна, им вызванная, докатилась до отдалённейших стран земного шара...
  
  ...Предучёл или не предучёл тот, кто взял на себя неблагодарную роль главного разоблачителя, масштабы этого резонанса во всём мире, но, очевидно, он полагал, что сокрушительный удар, наносимый таким образом престижу Доктрины, может быть отчасти парализован аргументами в пользу того тезиса, что культ личности Сталина не вытекает из Доктрины, а, напротив, противоречит ей, что это - злокачественная опухоль, требующая иссечения...
  
  ...Мириады заключённых, не чаявших спасения, устремились из лагерей по домам, сея повсюду рассказы о том, что творилось в этих страдалищах при тиране. Во многих учреждениях поспешно снимали со стен опостылевшие всем портреты второго вождя; в ряде городов народ сбросил с постаментов его статуи. В зарубежных компартиях воцарилось замешательство, перешедшее кое-где в настоящий раскол. В высших учебных заведениях Советского Союза брожение умов вылилось в организацию студенческих дискуссионных клубов, в групповые протесты против преподавателей и программ, в выпуск полулегальных или нелегальных журналов, даже в настоящие студенческие забастовки. В литературных и художественных кругах заговорили о смягчении обязательных идеологических установок. Всё это показывало, что руководитель государства играет, пожалуй, с огнём. Предпочтительнее было сделать шаг назад, попытавшись неуклюже разъяснить, что покойный деспот был хоть и деспот, но, как ни странно, образцовый коммунист и что не следует сокрушать в прах всё, что им сделано. Литература, искусство, человеческая мысль, едва высунувшиеся наружу, были заботливо водворены на прежнее место. И некоторые люди, озираясь с недоумением, начали убеждаться, что есть нечто общее между курсом третьего вождя и давними эпохами Бориса Годунова и Александра II: два шага вперёд - полтора назад. А впереди, согласно печальному закону российской истории, уже маячил призрак реакции, то есть поворота вспять, как это уже случилось некогда в конце царствования Бориса и при Шуйском, а позднее - при Александре III и Николае II..."
  
  КОММЕНТАРИЙ: Впереди была "эпоха застоя" Брежнева. Да, она не стала тиранической, опять же в силу личностных качеств Леонида Ильича, да и в силу веяния времени, не дававшего укрепиться тираническим всходам до состояния крепкого жизнеспособного образования. Но вспомним, сколько оптимизма, веселья и светлого жизнеутверждающего мироощущения дали нам годы "оттепели". Какие шедевры киноискусства - главного на тот момент вида искусства - были созданы в этот период творческими людьми. И как всё это потом захирело и выродилось, а в наше время и вовсе обернулось в свою отрицательную противоположность.
  
  "...В том-то и было несчастье, что руководство никак не решалось пойти на уступки капитальные: ведь единственной серьёзной уступкой, способной убедить врага в искренности русского миролюбия, был бы отказ от курса на революционизацию всех стран, прекращение поддержки соответствующих движений в Европе, на Ближнем Востоке, в Африке, в Латинской Америке. Сколь прикровенно ни совершалась эта поддержка, изобличающие факты выпирали то здесь, то там, обесценивая всё тирады о мирном сосуществовании и возбуждая в великих капиталистических державах взрывы негодования и злобы..."
  
  КОММЕНТАРИЙ: Любой, кто более или менее знает недавнюю нашу историю, наверное, удивится необыкновенной глубине андреевского метаисторического анализа. Ведь факты, всем известные, у него приобретают не только информационные "вершки", но и открывают в себе некие спрятанные глубоко "корешки". В любом случае, остаётся лишь пожимать плечами и разводить руками, будучи не в силах объяснить подобную информированность у человека, лишённого свободы и прав, и отстранённого не только от участия в государственных процессах, но даже от самой возможности изучать легально подспудную суть этих процессов.
  
   "...Особенно неистовствовал Стэбинг, опутавший щупальцами своих монополий и торговых фирм чуть ли не половину Энрофа. Этого экономического порабощения и высасывания ему было мало, это была только ступень. Поскольку в политическом отношении эти страны оставались независимыми, постольку в них не могла порождаться в заметных размерах и та эманация государственных чувств, которая была бы направлена к Соединённым Штатам и служила бы пищей для Стэбинга и для всего населения американского шрастра. Поэтому Стэбинг не мог удовлетвориться только экономическим проникновением в эти земли - ему требовалось и политическое их подчинение, которое сопровождалось бы включением их в государственную систему Соединённых Штатов, в их административно-полицейскую, идеологическую и воспитательную систему, порождающую бурную эманацию государственных чувств. Вместо же этого Стэбинг получал пинок за пинком. В Корее и Вьетнаме после взаимных побоев и укусов дело кончилось вничью, но в Китае его щупальцы были обрублены самым грубым образом, а впереди маячила опасность, что то же самое произойдёт и во всех арабских странах (это, по-видимому, происходит в наше время, буквально на наших с вами глазах - В.Р.) Поэтому каждый случай, когда Доктрина дискредитировала себя, подхватывался и раздувался так, чтобы вызвать повсеместное возмущение лицемерием и лживостью всех её руководителей, будь то первый вождь, второй или третий.
  
  КОММЕНТАРИЙ: А разве сейчас это происходит по-другому? Правда, сейчас нет советской империи, а Доктрина (советский путь к всемирной тиранической диктатуре) загнана на окраину общественного внимания и влияния. Но осталась Российская Федерация, осколок той империи, причём с мощными ядерными клыками, способными разорвать брюхо любой другой империи. Поэтому тактика и стратегия совокупного американизма (читай, того же пресловутого Стэбинга) по отношению к России ничуточки не изменилась, хотя и сделалась мягче и менее напористей. И посейчас любой случай, когда Россия дискредитирует себя как держава демократическая, и показывает себя же державой условно варварски-отсталой, мгновенно подхватывается американской и вообще западной идеологической машиной и раздувается до положения вселенского греха (вспомним хотя бы недавний случай с "Пусси райт").
  
  "...Первым серьёзным ударом, который нанес третий вождь по международному престижу Доктрины, было разоблачение злодейств его предшественника. Вторым ударом по этому престижу было военное вмешательство в дела охваченной антисоветским восстанием Венгрии. Но мог ли он поступить иначе? Когда и где допускал Жругр, чтобы у него из щупалец вырвали лакомый кусок? Какой уицраор был способен мирно созерцать, как у него под боком вместо верного сателлита оказывается вооружённый до зубов враг? - Каковы бы ни были личные качества третьего вождя, сколь острое отвращение ни питал бы он к войне, но логика великодержавия часто становилась сильнее личных свойств его характера...
  
  ...И всё же именно его личные качества мешали Жругру. Они не давали ему превратить этого человека в своё беспрекословное орудие. Они делали политический курс колеблющимся, двойственным, ненадёжным. Никогда нельзя было поручиться наперёд, что вождь поступит так, как нужно уицраору. И взор демона великодержавия вонзился в другое существо, более пригодное. Оно тоже входило в состав советской элиты, но то был не штатский "хлюпик", а крупнейший из полководцев Отечественной войны, с громадными военными заслугами, с авторитетом в глазах народа и особенно армии, человек жгучего честолюбия и болезненно уязвлённого самолюбия, принуждённый и так уже слишком долго и мучительно вводить в какие-то границы свой бонапартистский нрав. Для роли вождя в условиях третьей мировой войны нельзя было бы Жругру найти лучшего агента. Этот не поколеблется швырнуть без предупреждения на потенциального врага хорошую серию водородных бомб; не опустит в отчаянии рук, когда на российские города обрушатся такие же; не постесняется насаждать Доктрину во всемирных масштабах, когда треть планетарной поверхности будет обращена в золу!
  И маршал (естественно, Жуков - В.Р.) был сделан орудием третьего уицраора...
  
  ...Но было, кажется, уже поздно. Третий уицраор почувствовал внезапно, что санкция Гагтунгра с него снята. Снята потому, что в своём стремлении к мировой войне и в шрастрах (цитадель иноматериального античеловечества - В.Р.), и в Энрофе ( совокупный Земной Шар как система разноматериальных и имеющих разный заряд миров - В.Р.) он нарушил запрет верховного демонического разума...
  
  ...Наконец в бушующий Друккарг вторглись демонические полчища Гашшарвы. Исполняя волю Гагтунгра, ангелы мрака и рыфры надвинулись на уицраора со всех сторон. Жругр отчаянно сопротивлялся... Уицраор был обмотан по всем тысячам своих щупалец волевыми спиралями. Но уничтожить его, то есть сбросить в Уппум, было нельзя - он ещё мог пригодиться, а кроме того, его гибель не была бы допущена иерархиями Света, ибо без него телесная сохранность Российской метакультуры была бы уничтожена уицраорами Запада в несколько дней. И он был оставлен лежать в одном из котлованов Друккарга, тяжко дыша. И странное зрелище представляли собой ангелы мрака со своими рубиновыми крыльями, усевшиеся, точно исполинские стрекозы, на волевых спиралях, окольцевавших его тушу со всех сторон...
  
  ...Человекоорудие уицраора - маршал - попытался было действовать в интересах своего инспиратора. Впоследствии история расскажет нашим детям, а может быть, и нам, каким образом удалось третьему вождю парализовать эти попытки и удалить своего соперника. Так или иначе, этому событию можно было только радоваться, как и всему, что оттягивало мировую бойню..."
  
  КОММЕНТАРИЙ: Мы не обязаны верить всему, что описано у Андреева. Это было бы наивным, верить всему. Но Андреев как поэт, как человек с выдающимся образным представлением, ясно и точно передал языком художественных образов РЕАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ, сложившееся к тому моменту в СССР и в мире. А насчёт Жукова... Многие и многие славят этого выдающегося маршала как самого великого полководца всех времён и народов. Да, заслуги Жукова в победе над фашистской Германией неоспоримы. Но любой здравомыслящий человек так и не сможет избавиться от некоторой двойственности в оценке его военного искусства. Почему он был так безжалостен к собственным солдатам? Почему стремился к победе страстно и неудержимо, но буквально любой, самой огромной ценой? Ведь это было явно не по-суворовски. Суворов - реально величайший русский полководец - как раз берёг русского солдата и всегда стремился победить неприятеля возможно меньшей кровью своих чудо-богатырей, используя для этого самые передовые методы ведения войны. Методы, обогнавшие своё время намного, ведь даже в Бородинском сражении использовалась вовсе не суворовская парадоксальная тактика, а скорее прусская машинообразная тактика. И Жуков во многом был далёк от оптимальных методов ведения войны. Хотя, с другой стороны, он был продуктом бездуховной сталинской эпохи и имел дело с массой таких же одурманенных Доктриной малодуховных людей.
  
  "...Теперь санкция Гагтунгра переносилась на Мудгабр. Но и там происходило нечто схожее: пыл бунтующих рарругов (род агрессивных иномирных демонов - В.Р.), жаждущих новой войны, игвам (род интеллектуальных демонов - В.Р.) едва удавалось сдерживать. Великий Игва усиленно инвольтировался из Дигма (своего рода Верховный Штаб земного демонизма - В.Р.), но раругги держали его как бы в полуплену; духовно-демонические силы, им получаемые, не удавалось поэтому трансформировать для Энрофа, и его воздействие на тех людей, которые работали над усилением военной мощи Соединённых Штатов, едва-едва просачивалось в их сознание. Результатом было отставание Америки в области вооружений и такие, казалось бы, сугубо земные явления, как запоздание запуска искусственных спутников Земли или овладение межконтинентальными ракетами...
  
  ...Урпарп же (она из трёх ипостасей главного земного демона, ведающая интеллектуальной деятельностью - В.Р.) добивался такого хода вещей, при котором, доведя мощь военных коалиций до последней грани войны, он заставил бы перепуганные народы Восточного союза - и, конечно, население Друккарга - сделать отчаянное усилие для того, чтобы уступить, отступить, отказаться от военной схватки; чтобы Стэбингу удалось развить такую силу в своих необозримо-длинных щупальцах, которая позволила бы ему разворотить все укрепления в Друккарге, не прибегая к вторжению западных игв и раруггов в этот шрастр, а в Энрофе - развалить без всякой третьей войны социалистическую коалицию. Тогда можно было бы ставить вопрос о всемирном господстве космополитической концепции и о долгожданном объединении земли под эгидой Стэбинга.
  
  КОММЕНТАРИЙ: Вот здесь вообще сказано блестяще! И это РЕАЛЬНО ВОПЛОТИЛОСЬ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ! И чей ставленник после этого "меченый" президент Горби?
  
  "...На чёрном горизонте Энрофа единственным просветом оставались народы Индии и Индомалайской культуры. Правда, индийский демиург вынужден был пойти всё на тот же роковой шаг всех демиургов, который приводит к рождению уицраора. Но этот уицраор - имя его Авардал - с самого начала инвольтировался из очень высоких миров Света с такою силой, что приоткрывалась даже некоторая надежда на необычайный акт - на его будущее отпадение от демонического стана. Нечто схожее совершалось и с Укурмией - юным уицраором Западной Германии, но светлые слои, надстоящие над Индией, были древней и несравненно сильнее. Деятельность Авардала контролировалась демиургом и Соборной Душою Индии, и эта страна, медленно устранявшая тяжкое наследие иноземного порабощения и отечественного феодализма, являла собой образ такого необыкновенного государства, которое поднимается к процветанию, не нарушая, а, напротив, утверждая с неукоснительным постоянством принципы высокой этики.
  
  КОММЕНТАРИЙ: Опять можно лишь удивляться прозорливости Андреева. Ведь и Индия, и современная Германия являют собой тип мощных, но вовсе не агрессивных государств. Особенно разителен контраст между гитлеровской Германией и теперешней ФРГ, которая словно бы является чем-то совершенно особым в сфере государственного строения, а не прямым потомком хищнейшего и агрессивнейшего Третьего Рейха.
  
  "...А положение третьего вождя становилось всё отчаяннее. Если бы он был простым человекоорудием инфернальных сил, ему была бы неведома моральная трагедия человека, взявшего на себя необъятную ответственность, а теперь видящего, что никаких человеческих сил недостаточно, чтобы предотвратить войну, если только не пожертвовать ради этого и властью своей партии, и самой Доктриной, и всем тем, что казалось ему неотделимым от блага человечества. Только орудие уицраора, ничем человеческим не смущаемое, могло бы переть напролом через войну, через лунные ландшафты на месте Европы, Азии и Америки, чтобы, уцелев физически в какой-нибудь глубиннейшей норе, вылезти потом на свет в качестве владыки остатков человечества. И временами он поддавался внушениям Жругра. Содрогания этой подземной туши, пытавшейся ослабить кольца пут, сотрясали всё окрестные слои. Ему уже удалось высвободить несколько щупалец, а так как его человекоорудие, маршал, сошёл с политической арены, вся сила его инвольтации направлялась теперь, за неимением лучшего, на третьего вождя. Едва обострялось внешнеполитическое положение, вождь начинают проявлять столь повышенную энергию и такую воинственность (вспомним здесь его знаменитую "кузькину мать" и легендарное стучание башмаком по трибуне ООН - В.Р.), какие не согласовывались ни с его возрастом, ни с характером, ни с жаждой мира. Он переносился из страны в страну почти со сверхъестественной быстротой, он слал бесчисленные ноты друзьям и врагам, он совещался со всеми союзниками, он тут же изобретал и осуществлял новые меры, чтобы укрепить положение внутри страны, он возвышал голос на весь земной шар, он предупреждал, уговаривал, заклинал, требовал, стучал кулаком, угрожал. Но он всё-таки оставался человеком, и моральная трагедия накладывала отпечаток даже на черты его лица. Править бы ему в другие времена, хозяйствовать бы в безобидной стране, в уютную, мирную эпоху!"
  
  КОММЕНТАРИЙ: Как это похоже на то, что мы знаем о Хрущёве. Именно так он себя вёл и во время Карибского кризиса, когда Андреева уже не было в живых. И то, что мировая война тогда была как никогда реальна и всё-таки не произошла, есть и заслуга этого беспокойного, странного, грубоватого, но всё же не по-сталински демонического человека. Всё таки именно человека... Да и президент Кеннеди предстал перед нами в этот роковой час вовсе не как оголтелый ястреб с демонической духовной начинкой, а как такой же человек.
  
  В заключение Андреев пишет проникновенные слова, размышляя о судьбе его великой Идеи - идеи объединения всех людей не на основе лживой и агрессивной тиранической тенденции, а на основе божественной свободы, правды и братства:
  
  "...Хорошо было бы и мне писать эту книгу не на грани войны, не тогда, когда ежедневно барабанят по мозгам одни угрожающие известия за другими! Хорошо быть уверенным хотя бы в том, что завтра не превратится в ничто и тот город, в котором живёшь, и сотни других городов во всех странах! Хорошо быть уверенным, что книгу, которую вынашиваешь всю жизнь, когда-нибудь прочитают чьи-то внимательные глаза и чья-то душа обогатится изложенным в ней духовным опытом. Быть уверенным, наконец, что книга войдёт, как один из кирпичей, в фундамент грядущего всечеловеческого Братства. - Но уверенности такой нет и не может быть. Уверенность только в другом остаётся незыблемой основой всех упований: в том, что если миру удастся избежать величайшей войны, Роза Мира возникнет, неизбежно и неотвратимо, сперва в одной демократической стране, потом в других и осенит собою постепенно всё земли мира; если же, вопреки усилиям всех высших иерархий - и света, и мрака, - война развяжется волей низших начал тьмы, то Роза Мира возникнет даже на пепелище. Быть может, тогда она не раскинет надо всеми странами сень расцветающих ветвей, не превратит земной ландшафт в луга золотого века. Но она соединит в союз тысячи людей высокого духа на всех концах земли и станет ещё одним препятствием на пути того, кого уже поднял со Дна и выпестовывает в Гашшарве великий демон как осуществителя беспредельной тирании на всей земле, как князя мира.
  5 июля 1958 года"
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"