Корзников Иван Александрович : другие произведения.

Экскримент

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    повесть о странностях открытий

  
   Иван Корзников
  
  
   Э К С К Р И М Е Н Т
  
  
   Из-за этих мушек в глазах он не
   может видеть вещи такими, какие
   они есть на самом деле.
   -Почему же он сам о них не зна-
   ет? - допытывался Йосарианн.
   -Потому,что у него в глазах муш-
   ки,-подчёркнуто терпеливо объяс-
   нил Орр,- Как он может увидеть,
   что у него в глазах мушки, если
   у него мушки в глазах?
   Дж.Хеллер, "Уловка-22"
  
   На столе зазвонил телефон.Семён Израилевич поднял трубку и включив вальяжные
  интонации внушительно произнёс:
  -Хершин у телефона.
  Звонил начальник лаборатории. Созывал на совещание. Надо было идти, а то решат
  чего-нибудь важное без его участия.Сейчас времена такие, зазеваешся - живо со-
  жрут. Или обойдут в финансировании. Семён Израилевич встал, запер кабинет и по-
  шёл в кабинет Завулонского.
   Почти все уже собрались,и в кабинете витало унылое шебуршание. Привычно пере-
  мигиваясь и перечмокиваясь, Семён Израилевич пожимал вялые руки тех, с кем ещё
  не здоровался, попутно стараясь выяснить,о чём пойдет разговор.Никто ничего не
  знал.Наконец, в кабинет вошёл начальник лаборатории с фирменной папкой в руках.
  Сев за стол, он развернул свою папку и обвел присутствующих настороженно-тор-
  жествующим взглядом, и, выдержав паузу, обстоятельно произнёс:
  -Мы собрались сегодня для того, чтобы обсудить перспективы нашей организации.
  В связи с тем, что теперь многие организации приобрели большую самостоятельно-
  сть, у нас имеется возможность повысить статус нашей лаборатории. Есть напри-
  мер,предложение преобразовать её в Институт Прикладной и Экспериментальной
   Психолингвистики, сокращённо ИПЭП.
   Завулонский обвёл присутствующих пытливо-торжествующим взглядом. Вокруг ожив-
  лённо зашуршали, раздались одобрительные шепоточки: "а чего? правильно!...в ин-
  ститутах зарплата побольше...я давно это говорил...". Исахаров даже встал и за-
  явил:
  -Нужно подчеркнуть в названии, что это гуманитарная организация. Лучше назвать
  ГИПЭП - Гуманитарный институт Прикладной и Экспериментальной Психолингвистики.
   Завулонский удовлетворённо улыбнулся, но затем придал лицу суровое выражение
  и деловито продолжил:
  - Но для этого мы должны показать, что способны работать на таком высоком уров-
  не. Тогда будет и персональное финансирование, и зарплата, и загранкомандиров-
  ки. Необходимо не только переименовать лабораторию, но и поставить для неё за-
  дачу соответствующего уровня. Конечно такую, чтобы её можно было решить. И ко-
  торая заинтересовала бы влиятельные круги. Нельзя ведь идти в министерство с пу-
  стой болтовнёй. Какие будут предложения?
   Сразу встал Иорданов и решительно сказал:
  - Я считаю, что в названии института следует подчеркнуть, что это русское науч-
  ное учреждение. Нужно назвать его ГРИПЭП - Гуманитарный русский институт Прик-
  ладной и Экспериментальной Психолингвистики.
   Завулонский сердито насупился и резко его осадил:
  -Сейчас речь не об этом. Название мы позже обсудим, сейчас нужно сформулировать
  область деятельности нашего института. У кого есть идеи?
   Наступило настороженное молчание.Завулонский обвел кабинет выжидательным взгля-
  дом. Молчание затягивалось.
  - Что может сказать сектор... простите, лаборатория психоприматологии?
   Исахаров осторожно встал, задумчиво пожевал губами и нерешительно произнёс:
  - Вообще-то с позиции филологической лингвистики,Экспериментальной и Прикладной
   - это почти одно и то же. Получается некая тавтология. Лучше выкинуть из наз-
   вания слово Экспериментальной. Слово Прикладной звучит как-то благороднее,луч-
   ше выражает суть нашего института. Получится ГРИПП - Гуманитарный русский инс-
   титут Прикладной Психолингвистики.
   Завулонский раздражённо поблагодарил его за ценную мысль и все опять умолкли.
  Стремясь побудить их начальственным оком к генерации идей, Завулонский принялся
  пытливо рассматривать присутствующих. Наконец, он уловил в расслабленном лике
  Махиневича слабый проблеск оживления.Встрепенувшись,он решительно подсёк поклёв-
  ку:
  - А что предложит секто... лаборатория психомотивации?
  Махиневич задумчиво помолчал, но потом оживлённо заговорил:
  -Очевидно, что решаемая нашим институтом научная проблема должна решать важные
  народнохозяйственные задачи, способствовать укреплению экономической мощи и обо-
  роноспособности страны. Решение подобных задач приведёт к существенному повыше-
  нию уровня образования населения и всего культурного уровня в целом. Достигнутое
  современными методами русской психолингвистики повышение ментального уровня ра-
  ботников обеспечит быстрое развитие прозводительных сил и производственных отно-
  шений. Вместе с тем, как показывает современная макроэкономическая теория нейро-
  лингвистического менеджемента, достигнутое таким образом продвижение в социаль-
  ной сфере мотивирует дальнейшее движение социума в проложенном направлении,в том
  числе пролонгирует и движение в культурной и экономической областях...
   Махиневич растерянно умолк, мучительно пытаясь завершить мысль.Наконец,его осе-
  нило, и он с ликованием завершил:
  -...общественной сферы жизни россиян.
   Все понимающе закачали головами. Завулонский растерянно похлопал глазами и об-
  легчённо сказал:
  - Ну чтож, хорошая идея.Укрепление обороноспособности страны и общественного по-
  рядка - одна из главных целей нашей ла... института. Я постараюсь поговорить с
  компетентными лицами, наверняка у них есть важная проблема, требующая решения с
  помощью наших разработок. Но вы тоже не спите, думайте: какими задачами мы будем
  заниматься.
   На этом совещание завершилось и все пошли в курилку.Соломонов, старший лаборант
  из сек... лаборатории вербальной лингвистики, рассказал свеже-наблюдённый анек-
  дот:
   Встречаются два "новых русских", и один спрашивает другого:
  -Ты в банк идёшь?
  -Нет, укол ставить.
  -В больницу?
  -Нет, в задницу.
  
  -Понимаете, как интересно получается,-объяснил Соломонов,- оба вроде всё говорят
  правильно, а выходит смешно...Шеф говорит,что мы обнаружили новый эффект, он на-
  звал это смысловербальной интерференцией.Это когда два синфазно думающих "новых
  русских" говорят одновременно - тогда их слова интерферируют и их смысл выделя-
  ется. Я на этом диссертацию сделаю. Может ещё кто подобное знает?
  -А чего тут такого? По-моему, у нас все так говорят.И чего тут смешного? Мне вот
  совсем не смешно...
  -Но все смеялись! Экспериментально установлено, что это вызывает смех.
  -Чему вас только учили? Смех - это эмоция, обеспечивающая разрядку напряжения в
  результате ситуации смыслового или эмоционального конфликта, эдесь же нет ника-
  кого конфликта, значит это вовсе не смех...
   Семён Израилевич ещё немного послушал научные споры вокруг смеха и пошёл к се-
  бе. "Да, нужно что-нибудь придумать,- лихорадочно думал он,- нужно срочно пред-
  ложить что-нибудь такое... Тогда эта тема станет главным направлением деятельно-
  сти всего института...чего бы такое предложить?...". Он стал искать главную кни-
  гу своего вдохновения - "Золотой телёнок" Ильфа и Петрова. Но она куда-то запро-
  пастилсь. "Я же отнёс её домой!"- вспомнил он, и решил,что нужно идти домо - ,всё
  равно рабочий день заканчивался, да и делать текущую работу не имело смысла -
  ведь все силы нужно теперь отдать новому, будущему делу. А пока нужно его найти
   и успешно внедрить в действие. Он запер кабинет и вышел на улицу.
   Понаблюдав, как плотник вешает у входа новую табличку с надписью "ГРИПП", он
  сел в автобус и поехал домой перечитывать "Золотого телёнка".
  
   На другой день оживлённый Завулонский опять собрал всех в своём кабинете. На
  совещание он привёл полковника с непонятными эмблемами каких-то войск и уса-
  дил его рядом с собой. Торжественно оглядев сотрудников института, он объявил,
  что нашёл задачу, достойную их внимания.
  -Силовые структуры страны нуждаются в практическом решении ряда актуальных про-
  блем,- начал объяснять он и многозначительно посмотрел на полковника.Тот отве-
  тил ему подтверждающим кивком.
  -И некоторые из них подвластны решению методами, разработанными нашим институ-
  том. Сейчас Рэм Эдуардович посвятит нас в одну из этих проблем.
   Рэм Эдуардович встал, оправил китель, и зычным командирским голосом сказал:
  -Прежде всего хочу сказать, что всё, о чём мы будем говорить, является государ-
  ственной тайной, и я хочу предупредить присутствующих воздержаться от разглаше-
  ния содержания нашего разговора.Конечно, ничего совершенно секретного я вам не
  скажу - такую информацию могут получить только лица, имеющие специальный допуск,
  но всё же само содержание этой темы представляет государственный секрет, и раз-
  глашать его нельзя. Даже своим ближайшим родственникам.
   Рэм Эдуардович внимательно оглядел всех своими твёрдыми глазами. Наступило поч-
  тительное безмолвие. Рэм Эдуардович завершил мысль:
  - Поэтому прошу всех дать подписку о неразглашении государственной тайны.
  Он достал из кейса пачку бланков и протянул ее Завулонскому. Волжский и Камский
  быстро раздали бланки и все дружно зашуршали ручками, подписывая бумаги. Собрав
  бланки, Рэм Эдуардович продолжил:
  - Одна из главных проблем, стоящих перед нашей армией - как заставить человека
  выполнить приказ командира в условиях, когда ему не хочется это делать.
   Сотрудники понимающе переглянулись - мол, да, нам такая проблема знакома.
  -Представим себе вполне реальную ситуацию: идет бой, командир даёт солдату при-
  каз встать и идти в атаку. А кругом пули свистят, снаряды рвутся. А солдат - человек,
  и ему жить хочется. Политработник может конечно убеждать его, что нужно во-
  евать за родину, отдать жизнь за счастье народа, но ведь у него инстинкт самосо-
  хранения, а этот инстинкт любые слова подавит. Как его преодолеть?
  Другой пример: часть попала в окружение, находится в тылу врага, оторванная от
  систем материального обеспечения. Нужно что-нибудь есть, а продовольствия нет.
  Приходится искать у местного населения. А у них инстинкт собственников. Не хо-
  тят они понимать, что это для них же делается, инстинкт им не даёт. Как его пре-
  одолеть?
   Или вот, почему захирел ДОСААФ? Раньше все сдавали добровольные пожертвования,
  лотереи разыгрывались. Но потом инстинкт собственников возобладал, теперь мало
  кто отдаст свои кровные средства на развитие армии и флота. Как это преодолеть,
  как убедить граждан отдавать свои средства работникам ДОСААФа?
   Ещё пример на эту тему: допустим,идёт война. Но война состоит не только в воен-
  ных действиях, во время войны производятся и другие воздействия на противника:
  блокады, экономические диверсии. Например, наш агент имеет задание нанести ущерб
  экономике противника и с этой целью внедряется в окружение вражеского предприни-
  мателя и начинает вымогать у него деньги чтобы ослабить экономическую мощь враж-
  дебного государства. Но у того тоже инстинкт собственника, отягощённый чувством
  лжепатриотизма, и он денег нашему агенту не даёт. Как это преодолеть?
   В целом проблему можно сформулировать так: как преодолеть инстинкты и чувства,
  мешающие достижению целей, поставленных командиром?
   Рэм Эдуардович замолчал и обвёл присутствующих ожидающим взглядом. Сразу вско-
  чил Махиневич и с энтузиазмом начал объяснять:
  - Проблема действительно интересная и требует соответствующего научного подхода.
  В нашем...лаборатории психомотивации эта задача рассматривалась в рамках пробле-
  мы мотивации личности в условиях доминирования археокортикальных структур психи-
  ческих компонент мышления на эмоционально-значимые реакции вербальных воздейст-
  вий.Проведя серию экспериментов мы пришли к выводу, что решение этих проблем со-
  стоит в специальной методике нейролингвистического перепрограммирования архео-
  кортикальных структур психики пациента, заключающейся в экзовербальном воздейст-
  вии на специфические гетероактивные психоузлы в его подсознании через осознате-
  льные элементы сознания, базирующиеся в неокортикальных структурах...
  -Доминирование археокортикальных структур в психическом процессе определяется
  действующей структурой психического процесса, сложившейся в результате взаимо-
  действия смысловых и инстинктивных компонент процесса на базе биологической, ге-
  нетически определённой структуры энцефалических систем,- перебил его Исахаров,-
  поэтому, как показали исследования нашей лаборатории психоприматологии, при под-
  ходе к этой проблеме необходимо выявить структуррные элементы археокортикальных
  компонент процесса и уже тогда организовывать образование необходимых доминант,
  корректирующих процесс в нужную сторону...
   Семён Израилевич тоже хотел высказать свое мнение о том, что в его лаборатории
  вербальных воздействий давно ищут подходы к решению этой проблемы... Но, увидев
  растерянное лицо полковника, воздержался.Сразу было видно, что полковник ещё не
  созрел для восприятия его идеи, он внимательно лупал глазами и пока находился в
  фазе попыток осмысления услышанного, еще не дойдя до кондиции. "Лучше поговорить
   с ним потом, когда он дозреет" - решил Семён Израилевич.
   Дискуссию остановил Завулонский. Пошептавшись с полковником,он обратился к сот-
  рудникам с предложением остановить споры и вернуться всем на свои места,а к зав-
  трашнему дню подготовить планы и конкретные разработки, направленные на решение
  сформулированной проблемы. При этом он намекнул о том,что речь будет идти о рас-
  пределении выделенных на изыскания средств. Полковник со своей стороны высказал,
  что всем полезным в этом деле лабораториям будет оказана помощь, но пока в виде
  предоставления необходимого оборудования, а вопрос о финансовых средствах ещё
  находится на стадии решения в высших инстанциях. Все удовлетворённо разошлись по
  своим кабинетам писать планы.
   Семён Израилевич попросил Леночку вскипятить чай и сел за стол,положив перед со-
  бой чистый лист бумаги. Но голова была пуста, ничего подходящего для плана не вс-
  поминалось.Он попил чаю,но не помогло.Тогда попил кофе,но и это не поспособство-
  вало. Только кофейная клякса испортила девственную чистоту листа. Он еще долго
  сидел, разглядывая эту кляксу,и наконец решил сходить в библиотеку, посмотреть:
  чего сейчас об этом пишут.Он часто применял этот приём - в библиотеке можно было
  послушать интересные разговоры, почерпнуть из них подходящие идейки.Так он нес-
  колько статей написал.
   Взяв для прикрытия пару реферативных журналов, он устроился в гуще читающего
  люда и принялся тщательно выписывать в тетрадку их содержание, а его чуткое ухо
  между тем привычно и старательно ловило вербальные воздействия окружающих. За
  соседним столом шептали анекдоты о "новых русских", но начала он не слышал.
  -А почему они зовут себя новыми русскими? - спросил один из шептавшихся.
  -Они плохо знают русский язык,- объяснил другой, - не разбираются, кого на рус-
  ском называют русскими.Вот и думают,что достаточно написать в паспорте "русский",
  и будешь новым русским.
   Семён Израилевич переключился на дальние столы, но там либо молчали, либо шеп-
  тались о каких-то цветочках и выкройках. Наконец, он уловил интересный шепоток.
  Двое у окна шептались о каком-то неосозноваемом восприятии сигналов.Дождавшись,
  когда они пойдут сдавать книги, он пристроился вслед за ними и подсмотрел, чего
  они читали. Это была книга "Космическая антропоэкология.Техника и методы исследо-
  ваний.Материалы Всесоюзного совещания по космической антропоэкологии". Семён Из-
  раилевич дождался, когда они уйдут, и заказал эту книгу. В ней была куча разно-
  образных статей о влиянии космоса на людей, о излучении мыслей обобществленным
  мозгом биосферы, о порождении коcмосом новых этносов, питающихся энергией биогео-
  сферы и всякое другое.Наконец он нашёл что искал. Это была статья Смирнова "Не-
  осознаваемое восприятие экзогенных сигналов как проблема космической антропоэко-
  логии". В ней обсуждалось восприятие неосознаваемых воздействий на нервную сис-
  тему и их влияние на психические процессы. Семён Израилевич почуствовал,что бли-
  зок к желанной цели. Это было интересно. Это можно было использовать для дости-
  жения нужного результата. Вот только как?
   Придя домой, Семён Израилевич поужинал, болтая с женой о "новых русских". За-
  тем она стала смотреть по телевизору советский истерн "Адъютант его превосходи-
  тельства", а он сел дочитывать "Золотого телёнка". Он тщательно препарировал и
  обсасывал идеи великого комбинатора, но ничего подходящего не нашёл. Разве что
  идею психического воздействия на пациента путём приведения его в смятение раз-
  нообразными непонятными и абсурдными утверждениями. "Это конечно классика, но
  все эти идеи явно устарели и требуют модификации - подумал он,- можно конечно
  попытаться воздействовать, например, на солдата в бою таким образом,но есть про-
  блема: если его привести в смятение, то может быть и можно заставить его делать
  то, что в здравом уме он делать не стал бы, но сможет ли он делать именно то,
  что от него требует командир? Проблема в том, что его нужно с одной стороны,вы-
  вести из состояния осознавания своих действий, а с другой стороны - заставить
  действовать именно по сознательно воспринятому заданию, а не по инстикту. Попро-
  буем представить, как это будет выглядеть. Допустим, замполит непосредственно
  перед атакой заморочит ему голову всякой ахинеей, так что он запутается в соб-
  ственных инстинктах и начнёт действовать не по их велению. Как теперь направить
  его действия в нужную командиру сторону, установить контроль над его поведени-
  ем? Ведь он либо будет действовать абсурдно, либо придёт в себя, и опять же бу-
  дет действовать по своим интересам. И при этом нужно именно привести его в себя,
  но так, чтобы он сознательно и правильно выполнял приказ командира, забыв про
  свои инстикты. Может быть, внушительный приказ командира в момент перехода сол-
  дата из состояния смятения к состоянию самоосознания способен "перехватить" его
  сознание, став доминантой и подавив вредные инстикты? Интересный вопрос. Надо
  будет провести эксперимент".
   И придя к такому заключению, Семён Израилевич переключился на просмотр кинофи-
  льма о подвигах красного разведчика. Показывали момент их бегства от бандитов.
  Семён Израилевич досмотрел боевик и лёг спать.
  
   На следующий утро, подойдя к институту, Семён Израилевич увидел, что какой-то
  дурацкий шутник написал слово ОСТОРОЖНО над словом ГРИПП на институтской таблич-
  ке у входа. Указав на это дворнику, он пошёл к себе и сел писать план исследова-
  ний. Взяв свою любимую ручку, он достал чистый лист бымаги, и его рука старате-
  льно вывела на нём заголовок: "Экскримент". Семён Израилевич тупо посмотрел на
  написанное, рассмеялся, и достал новый лист. Написал снова и прочитал опять: Эк-
  скримент. Да что такое? Он опять написал и опять прочитал: Экскримент. Семён Из-
  раилевич растерянно задумался. "Что происходит? Что это со мной случилось?" -
  тревожно спросил он себя. И, постаравшись расслабиться, он попытался вспомнить
  вчерашние события,но в голове крутился только какой-то дурацкий хихикающий смех.
  "Чур меня,- подумал он,-так и в чертей поверишь!... Где-то я такое уже встречал,
  только не помню...А, да это ведь ситуация из "Адъютанта его превосходительства"!
  это когда батька Ангел хотел провести эксперимент и назвал это экскриментом..."
   Тут он вспомнил про неосознаваемые воздействия и его осенило: "Вот это да! На-
  до же как действует! Да это нужно использовать! Именно так можно заставить сол-
  дата действовать по приказу! Приказ должен быть неосознаваемым! Сперва политра-
  ботник приводит солдата в очумение,а потом командир даёт ему неосознаваемый при-
  каз, и он его выполнит!". Но поразмыслив над своим открытием, Семён Израилевич
  пришёл к выводу, что не всё так просто: "Допустим, политработник привёл солдата
  в очумение, и командир начал тихо нашёптывать очумелому солдату своё распоряже-
  ние. Но ведь вокруг идёт бой, снаряды взрываются, грохот! А взрывы могут просто
  заглушить шёпот командира, и солдат его просто не услышит! Нужно делать как-то
  по-другому.".После некоторого размышления до него, наконец, дошло: "Нужно испо-
  льзовать этот эффект для подавления вредных делу инстинктов. Не приказ внушать,
  а подавлять инстинкты и вредные чувства.Неосознаваемое воздействие лежит на том
  же подсознательном уровне, что и инстинкты, поэтому с их помощью можно создать
  в подсознании новую доминанту, которая подавит эти инстинкты и чувства. Вот как
  нужно делать!". И, окрылённый своей победой над дремучими инстинктами, Семён Из-
  раилевич ринулся в кабинет директора института.
   В кабинете Завулонского были он сам и полковник.Они с интересом выслушали идею
  Семёна Израилевича, и полковник сильно ей заинтересовался. "Да, это интересно,
  - сказал Рэм Эдуардович,- это нужно проработать. Что вы предлогаете делать?"
  Семён Израилевич ответил: "Нужно сделать экскримент", и растерянно осёкся. Заву-
  лонский и полковник переглянулись и одобрительно хихикнули, приняв это за юмор.
  -Хорошо, так и назовём: операция "Экскримент",- сказал полковник,- хочу вас пре-
  дупредить, что с этого момента всё, относящееся к данному вопросу является госу-
  дарственной тайной и любое разглашение информации об этом преследуется по зако-
  ну.Поэтому вы должны подписать расписку о том, что вы предупреждены об этой от-
  ветственности.
   Полковник достал из кейса бланк и сунул его Семёну Израилевичу на подпись. Тот
  старательно расписался и спросил, что ему делать дальше. Полковник подумал и от-
  ветил:
  - Прежде всего сформулируйте подробный план исследований, составьте список необ-
  ходимого оборудования и список сотрудников, которых потребуется допустить к ра-
  боте.Потом мы всё это обсудим и примем решение.
   Семён Израилевич вернулся к себе и принялся обдумывать предстоящее:"В сущности,
  это подсознательное воздействие является внушением, поэтому прежде всего следует
  подобрать удачную формулу этого внушения. Нужно подавить в солдате инстинкт са-
  мосохранения,то есть внушить ему, что жизнь ему безразлична. Как бы это сделать?
  Нужно подобрать слова, которые внушали бы отвращение к жизни. Что-нибудь типа
  "мне на жизнь наплевать". Нет, длинно и нужно попротивнее. Лучьше если так:"мне
  жить - насрать". Да, именно так. И внушать это в подходящей обстановке.Чтобы об-
  становка была противной, и пахло соответствующе - это подкрепит внушение. И было
  бы побольше кала, это хороший подкрепляющий фактор. Лучше, если это произойдёт в
  сортире".Тут он вспомнил о том, что словечко "экскримент" засело в нём как раз
  в тот момент, когда он думал об эксперименте."Вот именно: внушать нужно в момент
  справления нужды! Именно в сортире и именно в момент справления солдатом нужды!"
  Он быстро записал свои соображения, включил Леночку в список лиц, допущенных к
  секрету, и понёс все это к Завулонскому.
   Полковник внимательно прочитал его записи, положил их в папку с надписью "Со-
  вершенно секретно. Операция Экскримент" и сказал:
  -С этого момента мы переходим на конспиративную систему общения. Для прикрытия
  операции будет выделен наш сотрудник, которого мы оденем в генеральскую форму.
  Он будет изображать руководителя работ по благоустройству солдатского быта, а
  вы будете работать под видом ассенизатора, выполняющего его указания. Все мои
  распоряжения вы будете получать через него, и все свои предложения и соображе-
  ния тоже передавайте через него.Отныне видиться с вами мы не должны, а если по-
  требуется, то вас ко мне доставят.О результатах исследований составьте отчёт и
  передайте его через "генерала". А теперь подробно объясните мне технику ваших
  действий и необходимые для этого условия.
   Семён Израилевич сосредоточился и начал объяснять, что необходимо подкараулить
  момент справления солдатом нужды и тихо, еле слышно нашёптывать ему слова, осу-
  ществляющие подавление инстинкта самосохранения. Чувство облегчения и удовлетво-
  рения после осуществления физиологического акта будет способствовать закреплению
  у солдата положительного отношения к расставанию с жизнью. Конкретно предполога-
  ется использовать формулу внушения "мне жить - насрать",подкрепляемую соответст-
  вующей обстановкой (загаженный сортир), неплохо бы было специально усилить фека-
  льные запахи, которые к тому же способствовали бы очумению подопытного. С этой це-
  лью необходимо исследовать состав кишечных газов, чтобы можно было воспроизвести
  и использовать их в необходимых количествах.
  -А сами вы можете это сделать? - спросил полковник.
  Семён Израилевич хотел было сказать, что после водки с солёными грибочками у не-
  го бывают проблемы с желудком, но постеснялся.К тому же вряд ли он смог бы обес-
  печить генерацию кишечных газов в достаточных количествах.
  -В лаборатории психосоматики есть необходимое оборудование - выручил его Завуло-
  нский.
  -Вот и отлично. И где вы предпологаете осуществить все это?
  -Слово за вами. Надеюсь, вы подберёте подходящий солдатский сортир.
  -Да, конечно, "генерал" вас известит. И ещё вопрос: а что,если ваша формула вну-
  шения не подействует?
  -Конечно, формулу внушения нужно подбирать. Может быть, потребуется перебрать
  несколько различных формул, но в конечном результате я абсолютно уверен.Испытал
  на себе. Осечки не будет, поверьте моему опыту.
   На этом совещание закончилось.
  
   На следующий день, придя в лабораторию, Семён Израилевич обнаружил на столе до-
  кумент следующего содержания:
  
  азот 23-80%
  кислород 0.1-2.3%
  водород 0-47%
  метан 0-26%
  двуокись углерода 5-29%
  этанол до 1.5 мг на кубометр
  ацетальдегид до 5 мг на кубометр
  ацетон,изопропанол,изобутанол,диэтиловый эфир - каждый до 25 мг на кубометр
  
  Примечание: состав кишечных газов сильно варьируется в зависимости от принятой
   пищи и индивидуальных особенностей организма
   заведующий лабораторией психосоматики Д.Л. Камский.
  
   Семен Израилевич позвонил Камскому и попросил приготовить несколько баллонов с кишечным газом и доставить в свою лабораторию.
  Тут в лабораторию вошёл ужасно толстый генерал с одутловатым женоподобным лицом.
  Он полупал пустыми глазками и просипел высоким срывающимся фальцетом:
  - Генерал-лейтенант Дернов, направлен для организации отправления естественных
  потребностей в вверенном мне гарнизоне. Доложите обстановку.
   Семён Израилевич браво доложил о ходе подготовки эксперимента и объяснил, что
  дело осталось лишь за подбором подходящего "поля действий". Дернов объявил ему
  благодарность и сказал, что "поле действий" уже подобрано - это деревянный туа-
  лет типа "сортир" возле свинарника при местной части военных строителей, находя-
  щийся на окраине города.Он достал из кармана нарисованный от руки план местности
  и стал показывать положение "объекта",водя жирным пальцем по своей карте. Семён
  Израилевич попытался возразить,что было бы лучше проводить эксперимент в туалете
  при казарме, где можно было бы действовать, замаскировавшись в соседнем помеще-
  нии. Но Дернов объяснил, что это невозможно по нескольким причинам: во-первых, в
  местных казармах нет подходящих помещений рядом с туалетами,а во-вторых, в целях
  конспирации нежелательно, чтобы его видели солдаты,а указанный сортир удобен как
  раз тем, что к нему можно незаметно подойти и в нём спрятаться. И Дернов предло-
  жил выехать на рекогносцировку.
   Пробравшись через окружающие кусты к сортиру,они тщательно огляделись - не ви-
  дит ли кто, и вошли. Место действительно было подходящее, мрачноватое, и из ог-
  ромного очка сильно несло фекалиями.Семён Израилевич для солидности высказал со-
  ображение о том, что надо бы побольше измазать пол и стены помещения. Дернов важ-
  но пообещал это обеспечить.
  -А где же тут прятаться? - спросил Семён Израилевич
  -Там - ответил Дернов и кивнул в зияющий зев очка.
  Семён Израилевич обречённо заглянул в чрево сортира и увидел маслянисто блестев-
  шую болотистую жижу, в которой обильно плавали разнообразные подкрепляющие фак-
  торы.
  -Мы здесь всё оборудуем,-объяснил Дернов,- установим лестницу, чтобы можно было
  по ней спуститься, и сделаем деревянный помост, на котором вы сможете стоять.Вас
  обеспечат горячей пищей.Я буду находиться поблизости, метрах в двадцати от сор-
  тира, руководить копанием ямы для нового сортира.Со мной на случай возможных ос-
  ложнений будут двое солдат с лопатами. Так что,если что - громко кричите,мы сра-
  зу прибежим. В случае непредвиденных проблем вы - работник ассенизационной служ-
  бы, находитесь в моём подчинении и выполняете моё задание по изучению скорости
  прироста фекальных масс в отдельно взятом сортире.
   На этом рекогносцировка закончилась.Дернов сказал, что на оборудование сортира
  потребуется некоторое время, и по готовности ему сообщат непосредственно перед
  началом эксперимента.
  
   Последующие два дня прошли в томительном ожидании, омрачённом крепкой фекальной
  вонью в лаборатории - принесённые от Камского баллоны с кишечным газом были не-
  герметичны и сильно смердели. Бедная Леночка сперва, сморщив носик,терпела,а по-
  том ушла в библиотеку и больше не появлялась. Наконец, вечером второго дня, за-
  звонил телефон, и знакомый фальцет сказал, что всё готово и завтра на рассвете
  начнётся "мероприятие".
   Чуть свет Семён Израилевич заявился в институт, где его уже ждали Дернов с дву-
  мя великовозрастными "солдатами".Прихватив с собой баллон с кишечным газом, они
  на генеральской волге поехали к "объекту". Там, недалеко от сортира, Дернов при-
  казал "солдату" развести костерок, а другого послал на разведку к "объекту". Че-
  рез минуту он вернулся и сказал,что сейчас там облегчается солдат,но скоро можно
  будет начать.Один из "солдатов" достал баночку с ваксой и предложил Семёну Изра-
  илевичу ей намазаться:"мазь для маскировки,чтобы лицо не белело" - объяснил Дер-
  нов. Намазавшись, Семен израилевич в сопровождении "солдат" с фонариком и балло-
  ном пошёл к сортиру.
   Специалисты Дернова отлично постарались: весь сортир был изгажен калом и гнус-
  ными надписями."Солдат" посветил фонариком, а другой поднял доски очка и показал
  лестницу. Внизу, на самом уровне фекалиев была установлена неширокая доска,и Се-
  мён Израилевич осторожно сошёл на нее по лестнице. Тогда "солдаты" передали ему
  баллон, термос с кофе и пакет с бутербродами, а потом вынули лестницу и закрыли
  сверху досками. Свет фонарика исчез и Семён Израилевич остался наедине с подкре-
  пляющими факторами.
   Вонь стояла нестерпимая, но постепенно Семён Израилевич привык.Хуже было то,что
  стоять приходилось на узкой доске, прижавшись к стене сортирной ямы. Ощупавшись
  в темноте, Семён Израилевич не нашёл ничего, за что можно было бы держаться, и
  начал проклинать недогадливость работников Дернова."Надо будет сказать им,чтобы
  устроили какой-нибудь поручень"- досадливо подумал он, и принялся ждать посети-
  телей. Ждать пришлось долго - время шло, а в сортир всё никто не шёл. На улице
  уже рассвело, а Семён Израилевич всё стоял в скрюченной позе, цепляясь онемевши-
  ми пальцами за доски над головой. Ноги стали ныть от напряжения,а проклятая дос-
  ка начала медленно проваливаться в вонючую жижу. Семён Израилевич чертыхнулся и
  начал уже подумывать о том, чтобы крикнуть подручным Дернова - чтобы его вытащи-
  ли назад, но тут раздались шаги. Он поспешно открыл баллон с кишечным газом и
  приготовился к внушению. Наверху кто-то шумно возился в одежде,готовясь к справ-
  лению нужды. Семён Израилевич включил внушительные нотки в голосе и принялся на-
  шёптывать: "мне жить - насрать, мне жить - насрать...". Сверху полилась струя
  мочи. "Мне жить - нассать" - на ходу переключился Семён Израилевич. Посетитель
  закончил своё дело и неспеша удалился.
   "Всё, для начала хватит,-подумал Семён Израилевич,- посмотрим, как подействует
  на этого. И начал скрести в доски над головой, ища как оттуда вылезти - очумев-
  ший от напряжения и кишечного газа, он уже не соображал, что нужно позвать дер-
  новских работников. Он попытался поднять доски над головой, но проклятая доска
  под ногами не выдержала, и он по колено погрузился в жижу.Теперь до очка было не
  достать. Он принялся лихорадочно скрестись в стену ямы, пытаясь выкарабкаться,
  но эффект был обратным - он погружался всё глубже и глубже, пока не достиг нога-
  ми дна. Теперь он стоял в дерьме по самую грудь. И тут началось столпотворение.
  Солдаты попёрли один за другим, как будто у них началась кишечная инфекция. Се-
  мён Израилевич представил, в какую ситуацию попал, и сперва затаился, но потом
  решил,что раз уж такое дело,то на войне как на войне - нужно продолжать экскри-
  мент. Он он подошёл к самому очку и глянул вверх. Над ним нависла крепкая сол-
  датская задница. "Мне жить - насрать" - прошептал ей Семён Израилевич. Задница
  издала рыкающий звук и благославила Семёна Израилевича увесистым подкрепляющим
  фактором."Мне жить - насрать"- обречённо повторил он и принялся стирать с себя
  обильные следы солдатского благославения. "Мне жить - насрать, мне жить - насра-
  ть, мне жить - насрать...".
   Вдруг над головой раздались голоса.Он затаился и услышал приглушённый шёпот:
  "Серёга говорит, что там сидит какой-то негр и бормочет,что ему жить-насрать..."
  Семён Израилевич глянул вверх и увидел две настороженные физиономии,глядящие
  на него изумлёнными глазами.
  -Вон он! - сказал один из солдат.
  -Мне жить-насрать - машинально повторил Семён Израилевич.
  -Пойдём, скажем лейтенанту - ответил второй, и они вышли из сортира.
   Семён Израилевич понял, что провалил операцию и что есть мочи заорал Дернову.
  Но никто не приходил. Тогда он в отчаянии присел, окунувшись по самое горло,изо
  всех сил подпрыгнул, и ухватился за край очка. Неимоверным усилием ему удалось
  подтянуться и вылезти. Вдали уже раздавались возбуждённые голоса солдат, идущих
  к сортиру. Он кинулся в кусты, к машине. Но её там не было. У тлеющих остатков
  костра валялась пустая бутылка из-под водки и какие-то объедки,а на ветке отде-
  льно стоящего куста болтался приколотый лист бумаги.Он развернул его и прочитал:
  
  " Окоп обнаружен условным противником. Немедленно сверните все связные провода
   чтобы не выявить наши коммуникации. Когда понадобится, вам пришлют связиста.
   Капитан-лейтенант Дерьмов".
  
   Солдаты уже подходили к сортиру.Семен Израилевич скомкал бумажку и бросился
  бежать подальше от этого проклятого места. Глубоко в лесу он остановился у какой-то
  лужи, кое-как отмылся и побрёл назад, в институт.
   В институтском коридоре он столкнулся с Завулонским. Тот принюхался, зажал нос платочком и гнусаво поинтересовался:
  -Вы с полевых испытаний?
  -Да...Нас обнаружили... но мне удалось убежать.
  Завулонский затащил его к себе в кабинет и выслушал рассказ о его злоключениях.
  -Не знаю, что теперь и делать - закончил Семён Израилевич.
  -Сейчас попробуем выяснить - сказал Завулонский и принялся куда-то звонить.Семён
  Израилевич сидел и тупо слушал его переговоры с компетентными лицами:
  "Нет такого? Как нет? В каком смысле?...Не Замойский,а Замоськин? А кто знает?"
  Наконец, Завулонский бросил телефонную трубку и растерянно уставился на Семёна
  Израилевича.
  -Ничего не могу понять...Он же обещал мне...Никто не знает, как его найти.Види-
  мо,он очень засекреченный работник.Но ничего, всё образуется... Они ведь в нас
  заинтересованы...Сами придут, вот увидете. А вы что думаете?
  -Мне жить - насрать - ответил Семён Израилевич и пошол к себе.
  Он тщательно запер дверь, сел за стол и некоторое время сидел,тупо глядя в бумагу с заголовком "Экскримент", потом встал и открыл все баллоны с кишечным газом.
  
   Леночка как раз пошла в институт чтобы отметить уход с работы вовремя,как вдруг
  в районе института что-то оглушительно грохнуло и поднялся столб пыли. Через не-
  сколько секунд к её ногам упала измятая табличка с полустертой надписью
  
   ОСТОРОЖНО
  над абревеатурой ГРИПП
  
  
  
  
   ЭПИЛОГ
  
   Примерно месяц спустя, когда Леночка работала кассиршей в Сбербанке, она уви-
  дела одного типа, ужасно похожего на Рэма Эдуардовича. Одетый в форму капитана
  милиции, он пристроился к богато одетому гражданину и настойчиво бормотал ему на
  ухо: "Деньги - дерьмо, деньги - дерьмо...". При этом от него гнусно пахло.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"