Косицын Виталий : другие произведения.

Систематика сверхъестественного (новый вариант)

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В данную статью включены следующие классификации и части: а) В качестве введения - общая классификация СЕ как части мира/вселенной/мультивселенной/сеттинга/антуража/физик. б) СЕ-способности по направлению. в) СЕ-способности по посреднику. д) Адепты Высших Сил. е) Контроль (и достаточное число отвлечённых рассуждений). ж) Тонкость (и достаточное число отвлечённых рассуждений). з) Типы контроля и тонкости.


Отношение сверхъестественного к миру. Базовые концепции магического.

   Начнём с определений. Сверхъестественное (далее будет использоваться сокращение СЕ). Что в данном случае подразумевается под естеством? Возможны два ответа. Во-первых, это естественный пик способностей человека. Во-вторых, это физика мира, не в смысле науки, а в смысле набора всех физических законов, определяющих либо делающих неопределённым дальнейшее поведение замкнутой или частично замкнутой относительно себя системы, именуемой "вселенная". Каким из двух определений сверхъестественного мы будем пользоваться? Обеими. Но если вторым - неограниченно, то первым - в строгих рамках.
  
   Начнём со второго определения. Что есть СЕ? Нечто нефизическое. Иначе говоря, то, что работает за пределами глобальной (а случае одной вселенной, пусть даже многомировой) и локальной (в случае мультивселенной) физики. Как конкретно может работать такое сверхъестественное? Вариантов немного:
   1) Рационально, т.е. в ровной степени так же, как любые физики вообще; иначе говоря - подчиняясь строгим числовым закономерностям, возможно, включая воздействие истинной (а не детерминированного хаоса) случайности.
   2) Иррационально, т.е. меняясь по нематематическим закономерностям/случайностям. Либо прямо по нематематическим, либо косвенно, т.е. изменение математических закономерностей определено нематематически.
   Что означает "нематематическая закономерность"? Это такая, для которой не существует конечного математического описания. Математика - это язык, причём достаточно универсальный, чтобы выразить практически всё мыслимое - дело только в размере описания. В частности, все мне известные физические закономерности выражены или выражены, или могут быть когда-нибудь выражены математически. Однако если математика не может дать конечного, полного, непротиворечивого внешне и внутренне описания (а таковое, как не парадоксально, есть для бесконечного числа бесконечных закономерностей) с помощью любой комбинации своих разделов - закономерность можно назвать нематематической. Простой пример: физика, зависящая от масштаба. Чем он больше или меньше, тем иной становится физики, причём масштабировать можно сколько угодно, а глобальной (т.е. общей для физик всех масштабов) закономерности в переходе от масштаба к масштабу не наблюдается - только локальные.
   Теперь мы приходим к четырём вариантам, которые стоит рассмотреть, что и проделаем:
  
   1) СЕ во втором смысле отсутствует. Одна физика на всю вселенную. Здесь мы приходим к вопросу, с какого момента научно-технического прогресса считать способности человека сверхъестественными. Вопрос достаточно спорен, прежде всего, из-за субъективности. Для кого-то операции с окружающим миром, включая своё тело, из одной только виртуальности - сверхъестественны. А для кого-то сверхъестественность начинается с воздействия усилием воли на немодифицированную предварительно материю. Тем не менее, такая, "встроенная" в физику магия/псионика может давать сравнимые и превосходящие возможности привычных "классически фэнтазийных" магов:
   - общая виртуальность вместо астрала и личная виртуальность в качестве "внутреннего мира";
   - пси-волны и им подобные для прямого воздействия оператор-материя, встроенный генератор пси-волн (включая естественный - обитатели других миров не обязаны соответствовать нам по строению тела) присутствует;
   - превращение тела в иные формы материи, путешествие со значительной (порядка и выше световой) скоростью;
   - довольно точное предвиденье с помощью личного ИИ в квантовом компе;
   - и так далее, и тому подобное, включая возможность построения "классического фэнтазийного" мира с помощью изменённой по сравнению с нашей физикой.
  
   2) СЕ рационально. В частности, это означает, что взаимодействие сверхъестественного любого из нижеупомянутых вариантов с "обычной" физикой регламентировано, подчиняется определённо определённым (нет, это не тавтологическая ошибка) законам.
   2.1) СЕ - объект или объекты. Например, наша Землю плюс возникшие "из неоткуда" лампы с джиннами. Отдельно стоит выделить, что такие объекты могут иметь условия появления, условия исчезновения и существования, а также собственную жизнь и разум. А могут и не иметь, ага.
   2.2) СЕ - область. Самый известный вариант: астралы, менталы и прочие "Сумраки", "иные планы бытия", которые обладают законами взаимодействия с "материальным планом". Другой вариант - сказочная страна Изумрудного города Волкова, в которой волшебство работает в некоторой местности вплоть до того, что оживают и обретают разум вещи, сделанные в форме гуманоида, от чучела до громадных големов. Впрочем, пример несколько некорректен, поскольку волшебство там, скорее, иррациональное - но и рациональная интерпретация возможна. Просто - более искусственна. Есть и иные варианты области или областей, как стационарных, так и перемещающихся согласно некоторым законам, как миниатюрных, так и превосходящих по размерам вселенную с "обычной" физикой. Или даже таких, в который понятие "протяжённости" имеет иное, нежели привычное физическое расстояние, значенье.
   2.3) СЕ возникает условно. Это достаточно любопытный вариант, редко кем рассматриваемый как базисный. Обычно им "сдабривают" иные варианты. Здесь можно выделить подварианты:
   2.3.1) Строго директивное простое СЕ. Можно сравнить его с простой формальной системой, содержащей только правила вывода, удлиняющие теоремы, которые можно получить из аксиом или схем аксиом. Или только укорачивающие. Эта система проста. Она безопасна. И совершенно рациональна. Воссоздал нужное состояние реальности - получил результат. Или состояние "воссоздалось" само. Просто и эффективно, как система скриптов бывалого скрипт-гуру, заскриптовавшего весь комп. Можно получить практически любой эффект и любую систему мира, банально "навесив" на него директивное СЕ. Или директивные СЕ, благо им не обязательно быть в системе. Но. Только рациональную систему. Будь я божеством-творцом, для своих вселенных сделал бы админский доступ именно с помощью директивного СЕ.
   2.3.2) Сложная, или рефлексивная дирекция подразумевает навешанную на вселенную систему "надмировых скриптов", способных значительно взаимодействовать меж собой. Если сравнить с формальной системой - это как аксиоматика Пеано, например. Достаточная сложность приводит к громадным, бесконечным возможностям, включая рефлексивный вызов и возможность программирования "автономных ритуалов", которые вызывают сами себя и при этом ещё и делают для тебя работу. Как и в аксиоматике Пеано, такая система наверняка будет иметь баг или баги, позволяющие перейти от рациональности к иррациональности, не ограниченной ничем. И "сломать" как директивное СЕ с физикой, так и вселенную в целом.
   2.3.3) Ну и замечу, что совсем не обязательно усложнять и устраивать бедным смертным танцы с бубном. Вместо дирекции можно дать целую среду разработки, оперирования реальностью с помощью доступа к интерфейсу как цельной сущности и даже - дать возможность разрабатывать свои программные среды, интерфейсы и даже языки программирования окружающей материи и информации. Баг с иррациональностью всплывает и здесь.
   2.4) Смешанные варианты, конечно, возможны. Например, живая стихия, обитающая в стихийном плане и откликающаяся различными воплощениями на определённые ритуалы волшебников сочетает сразу три варианта. Отклик стихии в виде объекта - 2.1, стихийный план -2.2, система вызова стихии - 2.3. Кроме того, можно использовать не одно СЕ, а множество. Несколько "иных планов бытия", несколько совершенно разных волшебных мест, множество уникальных аномалий и ритуалов, т.д. и т.д.
  
   Таким образом, мы рассмотрели возможности одной физики и наложения двух и более физик, а заодно не-СЕ-магию и то, как много можно получить с помощью рационального, аналитического СЕ. Пришла пора переходить к...
  
   3) Мистичным реальностям. СЕ иррационально, трансцендентно и предоставляет, потенциально, возможности выйти за рамки (любой!) системы - если таковая присутствует в принципе, разумеется. Ниже пойдёт речь о вселенных, которые при тонком подходе способны дать адепту всемогущество, доступ к оперированию актуальной бесконечностью того или иного порядка. Позволю себе скопировать из прошлой версии данной классификации: "Прямо или косвенно организованный мост в Безграничность, то есть возможность действовать не просто против законов физики или природы, но и вообще - как угодно. Зачастую закон является в таких мирах понятием насквозь субъективным и даже возможно, что каждый сам выбирает себе законы, по которым будет жить".
   3.1) Системное иррациональное СЕ подобно предыдущим рассмотренным вариантам по рациональному СЕ, но - на нематематичной "физике". С одной стороны, это даёт адептам СЕ удивительную гибкость и потенциально бесконечное развитие. С другой, такая реальность, как и нижеупомянутые, менее устойчива, некий гений, например, может рывком дорасти до уровня мега-ультра-супердемиурга и попросто стереть реальность движением мысли, отправившись дальше. От такого можно защититься, но на каждую хитрую... хм, хитрый разъём есть винт с резьбой.
   3.2) Узкий мост, малая проекция безграничности, довольно строго ограниченный доступ к актуальной бесконечности. Простой пример: мгновенное вычисление любой программы с выдачей результата... или попыткой выдачи, хех, поскольку вычисление разрядов числа "пи" приведёт к заполнению памяти и поломке компьютера. И, да. Как часто бывает в таких мирах, искать логику в области действия сверхъестественного - занятие неблагодарное. Почему и как работает, например, в них человеческий разум, с какого момента программа перестаёт быть программой, а становится "обычным" физическим процессом? Вот-вот.
   Другим примером можно взять доступ к концептуальной магии/мистике/псионике. Это даёт возможность оперировать с материей как информацией и идеей, с информацией как с материей и идеей, с идеей как информацией и материей. В данном контексте под "идеей" подразумевается нереальность, математически не описываемая, а под информацией - описываемая. Другой вариант - в дополнение к физическим прямо действуют философские законы.
   Можно выделить два подпункта:
   - узкий мост значительно влияет на строение и физику мира
   - узкий мост мало влияет на физику и строение мира
   3.3) Множество узких мостов/один широкий мост. Мир меняется значительно, вплоть до превращения в инфорет (реальность, свободно управляемую силой воли) или совершенно мистичную реальность без "своей родной" физики, вроде Дороги Сна А.Нейтака. Такие миры могут быть в значительной мере безумны, странны и непостижимы. Стать демиургом и создать свою вселенную в них - более проще, чем в других... но сгинуть ещё проще. Результат взаимодействия и самодействия актуальных трансцендентных бесконечностей непредсказуем.
  
   4) Текучая классификация. Это те сочетания, которые нельзя отнести строго к одному из пунктов. Рассмотрим варианты:
   4.1) Классификация зависит от параметра. Например, от места, времени, пространственно-временных координат. От состояния материи в данном месте. От какого-либо процесса. От "пси-константы", описывающей "магичность" данного мира. Или от "мист-константы", описывающей степень его иррациональности, мистичности. Эти константы, в свою очередь, могут зависеть от чего-то иного. И взаимовлиять. Динамически.
   4.2) "Мир с непротиворечивым/противоречивым сочетанием классификаций (да, предыдущий подпункт также может входить сюда)" (с) предыдущая версия классификации. Зачастую наиболее сложные и развёрнутые вселенные ФиФ относятся именно к этому пункту. Сочетание высшей и ординарной магии, псионики, мистики, биоэнергетики множества видов, удивительно богатые, практически не ограниченные для творчества пространства предоставляют такие миры. И столь же бесконечно опасные, нестабильные, неустойчивые, да.
  

Классификация по направлению воздействия:

      -- Дар воздействия, или дар менять. Носитель дара выступает субъектом, то есть источником, причиной взаимодействия. Сверхъестественность дара означает, что воздействие экстраординарное относительно "официальных физических законов мира", не вписывается в них.
        -- Взаимодействие, прямо как привыкли в физике: изменять, только изменяясь. При этом возможны разные соотношения цена-изменения: субъект может "расплачиваться" за изменение мира истощением какой-либо энергии, относительно равноценным изменением (то есть в перечёте на масштаб он меняться ровно настолько же, насколько и мир), абсолютно равноценным изменением, неравноценным изменением... вариантов много. Цена может быть как внутренняя, то есть изменение психики, так и внешняя, то есть изменение иной части субъекта.
        -- Чистое воздействие: нет никакого "взаимодействия". Нет никакой цены. Субъект тратит на изменение лишь время, которое требуется для формулировки желаемого воздействия.
        -- Посредничество. Субъект компенсирует изменение одной части мира изменением другой (не себя). Принцип равноценности может соблюдаться или не соблюдаться.
        -- Смешанный вариант: например, изменение одной части мира компенсируется не только изменением другой, но и субъекта.
      -- Дар восприятия, или дар ощущать. Носитель дара выступает приёмником информации. Неинформационное влияние отражается на субъекте несущественно, восприятие не ведёт к достаточно значимым изменениям мира.
      -- Дар меняться/не меняться - это гораздо более редкий вариант в ФиФ, однако он не является чем-то необычным. Это способности субъекта менять себя в неких пределах и условиях, либо способности не меняться тогда, когда это естественно - причём по желанию. В качестве примера можно привести метаморфизм, сознательно контролируемую способности к сопротивлению магии ("самоантимагию").
      -- Дар реакции на изменения. Это достаточно редкий вариант, ещё более редкий, чем предыдущий пункт. Простой пример: никак не контролируемая антимагия, например, все действующие на субъекта чары сами собой исчезают или даже они не могут вообще появиться в радиусе N миль вокруг него. Более сложный примеры: направленные на субъекта воздействия отражаются обратно, при попадании в определённую среду/при определённом воздействии субъект меняется (и это неподконтрольно его воле). Реакция на изменение может являться подконтрольной для субъекта, а может и нет.
      -- Смешанные варианты. Куда ж без этого! Например, группа субъектов при слиянии разумов (умение сливать разумы - это пункт 3, возможно, вместе с пунктом 1) и при этом приобретает возможности предсказывать будущее (пункт 2).
  
   Несколько характеристики способности менять-воспринимать, как наиболее частого, вынесу отдельно:
   - Контроль-тонкость. Степень развития контроля определяет, насколько быстро, сложно и сильно творится магия. Контроль как совокупная характеристика делится на сложность, охватываемых восприятием-волей форм, их силу и скорость их творения. Связь трёх компонентов характеристики может отсутствовать, в этом случае следует рассматривать их отдельно.
   Противолежащей контролю характеристикой является тонкость. Она отвечает за то, из каких, собственно, элементов и какими, собственно, способами маг будет комбинировать свои формы.
   И у контроля, и у тонкости есть две стороны: восприятие и воздействие.
   Для наглядного примера: каким большим, жарким и как быстро явится огнешар отвечает контроль. За то, сколько видов огня может призвать в сколькие формы их обратить - тонкость. Со стороны восприятия: за то, как точно, как быстро и каков объём сможет информации сможет различить ясновидец - в отвечает контроль. А за то, сколько у него способов воспринимать, как он может найти цель и как тонко он способен воспринимать информацию - тонкость.
   - Сила-опора. Опора - комбинация восприятия, воображения и воли. Сила - соответственно, энергетические рамки адепта влиять на окружающее. Как можно заметить, сила полностью включается в характеристику "контроль", в то время как опора сочетает черты контроля и тонкости. И обе характеристики относятся ТОЛЬКО к дару влиять. Понятно, что эти характеристики не будут работать там, где восприятие неотделимо от воздействия.
   - Механизм дара. Природа дара определяет все остальные его характеристики в большей степени, нежели что-либо ещё.
   - Зависимость дара. Определяется, от каких факторов зависит возможность и параметры творимого им. Параметры дара могут зависеть от чего угодно, начиная с настроения одарённого до фаз Луны, места применения способностей и отношения к одарённому сверхъестественных сил до IQ одарённого и личного разрешения ближайшего божества.
   - Возможность и потенциал развития. От деградирующего дара до стремительно развивающегося или стоящего на месте. Первый параметр - это существование или отсутствие конечных пределов дара и творимых им форм. Второй - это возможность развития до этих пределов (если они есть) и способы развития, а также - возможность деградации и стагнации, их необходимые и достаточные условия.
  

Классификация сверхъестественных способностей по посреднику:

   1) без посредника
   1.1) вокруг инфорет (зыбкая реальность, меняемая усилием воли)
   1.2) адепт - сам суть сверхъестественное явление
  
   2) с посредником
  
   2.1) посредник - часть адепта
   2.1.1) неотделим от сознания-воли, воли-представления (адепт - мистик)
   2.1.2) неотделим от разума, психики, мозга (адепт - псионик)
   2.1.3) часть тела (адепт - биоэнергетик, имеет вживлённые артефакты, etc)
   2.1.4) смешанный посредник
  
   2.2.) внешний посредник (адепт - маг)
   2.2.1) посредник - символ (маг - ритуалист, символьный маг)
   2.2.1.1) посредник - слова
   2.2.1.1) посредник - действия
   2.2.1.1) посредник - мысли
   2.2.1.1) смешанный посредник
  
   2.2.2) посредник - вектор (чары = сложно конфигурированные намеренья или волевые посылы, etc) (адепт - прямой маг, векторный маг)
   2.2.2.1) посредник - намеренье
   2.2.2.2) посредник - эмоция
   2.2.2.3) посредник - мыслеобраз
   2.2.2.4) смешанный посредник
  
   2.2.3) посредники - структуры (структурные маги, элементисты, "магопрограммисты" сюда же, etc)
   2.2.3.1) информационные структуры ("чистое" магопрограммирование)
   2.2.3.2) реальные/иноплановые структуры ("плетения", "каркасы", "нити", "кирпичики", etc)
   2.2.3.3) смешанные структуры
  
   2.2.4) посредник - силы или стихии (адепт - посвящённый, шаман, etc)
  
   2.2.5) смешанный посредник
  
   3) смешанный посредник
  
   По направлению воздействия существуют четыре типа: субъект действует на мир материально/информационно, субъект действует на себя материально/информационно, мир действует на субъекта контролируемо информационно и мир действует на субъекта материально/информационно.
  

Адепты высших Сил.

   Теперь же перейдём к тем существам и сущностям, которые могут иметь и задействовать возможности высшего порядка, в отличие от ординарной (конечной, рациональной, аналитической) магии, псионики и мистики (хотя как раз мистику реализовать рационально - достаточно сложно, не факт, что возможно). Классификация зависит от того, в каком отношении с иррациональной Силой/актуальной бесконечностью/мостом в Безграничность/сущностью высшего порядка/т.д., т.п. состоит адепт:
   1) Порождение, или часть Силы, соответственно, не обладает полной властью даже над самим собой и является, в большей или меньшей степени, в подчинённом в отношении своей Бесконечности положении.
   2) Оператор разделён с оперируемой безграничностью. Это обычное, ординарное разумное или неразумное существо, в силу особенностей внешней среды или доступа к артефакту/ключу/etc. имеет такие возможности. Возможности оператора есть тогда и только тогда, когда сохранён доступ к этой внешней относительно его разума Силе.
   3) Проводник, в противовес оператору, не обладает сколько-нибудь значительной властью над Силой. Она просто с ним, так или иначе, связана.
   4) Владеющие, властители, владыки Сил, в отличие от проводников и операторов, обладают независимой или малозависимой от законов конкретной физики властью над Силой, тем не менее, лежащей вне них или почти (помним про нерасторжимую связь) вне них.
   5) Высший Посвящённый, в отличие от Владеющего, обладает Силой в более тесном понимании этого слова. Часть его личности/души/духа/разума/психики слиты, спроецированы на Силу, равна как и Сила слита с ним. В отличие от порождения, этот союз более-менее равноправен. Заплатив частью своей сущности, высший посвящённый обретает сверхспособности и, в то же время, проецирующаяся через него Сила обретает часть его индивидуальности, "окрашивается в цвета" его личности. Высший посвящённый, в отличие от оператора и владеющего, всегда существо по своей природе трансцендентное - в той или иной степени.
   Степень слияния, трансцендентности можно считать номером, от единицы до бесконечности. ВП-1 будет существом, пользующимся высшим посвящением в глубоко частных ситуациях и не совсем сознающим саму его природу, ВП-2 уже сознаёт нерасторжимую связь между собой и Силой и пользуется ей, а ВП-3 и ВП-4, в определённом смысле, являются "живой разумной Силой". Глубина высшего посвящения не является гарантией мастерства или степени управляемости своей Силой у посвящённого, возможна даже обратная зависимость вплоть до потери разума и "растворения в Силе" или же превращения в её порожденье/аватару без свободы воли.
   6) Концептуалами называются высшие, часть сущности которых - концепция. В отличие от высших посвящённых, такие существа и сущности не обязательно обладают Силой - лишь концепцией. Кроме того, концепция, идея, "влитая" в суть концептуалов не обязательно меняет их разум или даже сколько-нибудь значительно влияет на него.
   7) Сотворящий - ординарное (на самом деле, не обязательно) существо, чаще всего, но не всегда, мистик, создавшее внутри себя Силу. В отличие от высшего посвящённого или концептуала, сотворящий не подвергается влиянию со стороны создаваемой концепции или Силы, поскольку она изначально - продолжение его индивидуальности, его личности, разума, психики - в бесконечность. В отличие от концептуала, сотворящий обладает свободой выбора, какую Силу себе сотворить. В отличие от владеющего, сотворящий несёт Силу или концепцию внутри себя, даже не так: она - это и есть его часть. Противоположность порождения, которое - часть Силы.
   В определённых условиях (ВП-3, ВП-4 и выше, а также достаточное развитие сотворённой Силы) разделить высших посвящённых и высших сотворящих практически невозможно, поскольку Силы и того, и другого носят индивидуальный характер, и, зачастую, не охватываются их разумом. Кроме того, следует отметить возможность коллективного сотворения Силы и то, что само по себе сотворение целой Силы требует либо концептуального прорыва существа через "баг реальности" в иррациональность, или создание этого бага, или использование уже имеющейся иррациональности. Каждое высшее сотворение, равно как и высшее посвящение, следует рассматривать индивидуально, поскольку оно существенно зависит как от личности сотворящего/посвящённого, так и конкретики их Силы.
  

Контроль.

   Что такое контроль? Говоря в общем, это сочетание чёткости, объёма, сложности и скорости - воздействия ли, восприятия ли, сознания ли. Для некоторых моих вселенных контроль как произведение этих четырёх параметров представляет собой константу. Перейдём к аналогии. В голову она мне пришла, когда я посмотрел на параметр "скорость" и подумал, а не совместить ли это с ньютоновской физикой, чтобы посмотреть, что получится. А получается вот что:
   V*чёткость*v = const.
   Сложность я заранее исключил из характеристик, поскольку она явно не будет иметь аналогии. По крайней мере, простой аналогии, не помню процессов, в котором бы сохранялась сложность как таковая. И с трудом представляю, как сложность можно вообразить. Впрочем, начальные представления есть, но о них позже.
   Итак, в формуле есть непонятный член с неясной размерностью. На что больше всего похожа чёткость? Обратимся сначала к сознанию, там аналогии более очевидны, чем в многообразных магиях и псиониках. Более чётко представляемый предмет, менее чётко, размытый, чёткий... то же самое внимание распределяется на больший объём, меньший объём... Ухватили ассоциацию? Верно, плотность внимания, плотность сознавания. Есть ещё вариант из термодинамики и статистической физики - концентрация, но его оставим в стороне. Почему? Потому что плотность подходит более чем идеально:
   V*p*v = mv
   Удивительно, но это приводит нас, если представляемых объектов более одного, к закону сохранения импульса. Как можно интерпретировать массу в формуле? Здесь нет прямой аналогии, однако понятие "масса представляемого" как произведение его размера на его чёткость - достаточно самого по себе. Можно, к слову, отвлечься от разницы массы и веса и представить это как "сколько весит мыслеобраз", например. Чем выше чёткость, тем выше "масса" мысли, чем больше размер, тем выше масса. Наконец, средний импульс потока мыслей - это средняя их масса на скорость формирования.
   Равенство такого импульса константе - правда или нет? Полагаю, в первейшем приближении это так, ведь, действительно, чем быстрее мы думаем, тем более поверхностные, нечёткие мысли, "разреженные" мысли и тем меньшие они по размеру, менее "объёмные". Разумеется, в реальности будет далеко не прямая пропорциональность (у каждого из трёх компонентов будет степень, отличная от единицы) плюс сознание может работать более чем в одном режиме, возьмём, глубокий транс, состояние возбуждения, состояние вдохновения, аффекты и прочая. Однако общую закономерность формула передаёт: "чем больше/меньше x, тем меньше/больше y и/или z".
   Теперь касательно сложности. В аналогии она будет безразмерным коэффициентом, например, k.:
   K*V*p*v = mv=импульс=const
   В первейшем приближении (масштаб многих порядков) её можно прикинуть как периметр представляемого зрительного образа. Что достаточно логично, на первый взгляд: чем сложней фигура, тем больше в ней различных вогнутостей и вытянутостей и тем больше периметр при той же площади, а при переходе к бесконечной сложности, то есть фракталу, периметр уходит в бесконечность и перестаёт иметь смысл. Однако второй взгляд показывает, что из всех правильных многоугольников с числом сторон N от 3 до бесконечности максимальным периметром обладает "бесконечноугольник" - то есть, окружность. Которая, в свою очередь, имеет минимальную сложность.
   Единственное, что точно можно сказать про измерение сложности формы, так это то, что при рассмотрении двух одинаковых объектов общей площадью S и одного объекта той же площади и той же формы появится коэффициент 2 при переходе от одного к двум. Аналогично - коэффициент N при переходит от 1 к N объектам с сохранением площади, коэффициент K/N при переходе от K к N одинаковым. Но это ужасно узкое и неприменимое утверждение, тем более, относится оно лишь к классу зрительных мыслеобразов достаточной чёткости.
   Как измерять "сложность вообще" - неясно и не думаю, что будет ясно в общем случае. Полагаю, понятие распадётся на множество частных в каждом отдельном случае. Например, можно измерять сложность фигуры как функцию от числа переменных и действий между ними в аналитическом представлении ограничивающих её график линий и числа изоморфизмов её частей друг в друга. Или даже минимальным информационным представлением всех этих формул. Или же временем воспроизведения мозгом данного образа (что опять-таки возвращает нас к тому, как сложность образов связана со скоростью мышления). В каждом случае, вероятно, будет своё определение и свой способ измерения и сравнения. Это не считая всяких няшностей, вроде колмогоровской сложности, алгоритмической сложности воспроизведения... :)
   Теперь отступим от сознания и вернёмся к магии и псионике. Что означает "масса" в применении к псионике? Возьмём простой случай - телекинез. Масса будет означать просто массу, который пытается сдвинуть псионик, ну а скорость воздействия - задаваемое разгону ускорение. Их произведение - просто сила. Общая сила - константа, то есть константа объём, помноженный на плотность двигаемого и на ускорение движения. Конечно, это не единственный вариант. Скорость может быть, например, угловым ускорением, которое покажет, как быстро изменяет форму траектории псионик. Объём может быть не объёмом вещества, а объёмом, захватываемым телекинетическим воздействием, плотность - силой воздействия на единицу объёма. Сложность может быть, например, сложность формы захватываемого объёма плюс траектории. Или же точностью, с которой воздействует псионик. Или сложностью распределения силы внутри объёма. Вариантов достаточно много даже в таком простом примере, и каждый из них опишет разный контроль и разного типа способности.
   Наконец, интуитивно понятный контроль как константа - не единственный вариант. Константой может быть только произведение объёма на плотность. Или только плотности на сложность. Или - вообще ничего, что не мешает использовать "контроль" в качестве спектра характеристик. Контроль может быть как общей, интегральной величиной, так и спектральной, множеством величин, взаимозависимых или независимых в разных условиях.
  

Тонкость и вариативность.

   Второй характеристикой, определяющей возможности мага, является тонкость. Тонкость - первоначальное слово, придуманное мной в рамках полуфанфика, и теперь не кажущееся самым удачным. Наиболее точное слово - вариативность. Здесь я буду считать их эквивалентными.
   Что такое тонкость? Зачем она нужна? Казалось бы, контроль позволяет определить механику и соотношение параметров любого сверхъестественного воздействия. Но. Достаточно задуматься, чем отличается между собой маг воды, маг огня, псионик-телекинетик, псионик-телепат и мистик-экстрасенс с одинаковыми контролями, как становится понятно, что именно определяет вариативность.
   Тонкость-вариативность - это спектр элементов и способов их сочетания. Если контроль - это КАК, то вариативность - это ЧТО.
   Опять-таки, разберём на примере сознания, как наиболее наглядном и близком - каждому. Ведь именно им вы сейчас осознаёте эти статьи. Каждое слово и стоящие за ним мыслеобразы, а также процесс осмысления имеет свои параметры контроля и тонкости. Что можно сказать о контроле осмысления этих вот слов? Скорость их осмысления помноженная на силу (чёткость) сопутствующих ассоциаций в единицу времени на число ассоциаций и сложностей их связей. Это довольно просто. Чем является вариативность этого осмысления? Конечно же, индивидуальным набором этих ассоциаций с конкретными их взаимосвязями! У каждого из нас свои, особые ассоциации, в чём-то схожие, а в чём-то отличные, свои ощущения осознания - вне зависимости от объёма, скорости, чёткости и сложности осознаваемого. Это обусловлено различным, индивидуальным научением и потому разной структурой нейронных сетей в наших головах, например. И множеством иных факторов.
   Разберём спектры тонкости на примере воздействия, ну, например, огнём. Магией огня.
   - Конечный набор элементов, от одного до некоторого числа. Например, маг может вызывать только огнешары только в заданном направлении и только заданной скорости, точно определённой формы. Условно, "большой быстрый от себя" и "медленный маленький вверх", например. Или три варианта. Или четыре. Или N.
   - Бесконечное счётное число элементов, т.е. множество мощности алеф-нуль. Например, огнешары энергии 1 джоуль, 2 джоуля, 3 джоуля... n джоулей... и далее в бесконечность с шагом 1. Центры сетки, например, точки только целых координат на плоскости или в пространстве любой мерности будут также счётны: их можно пронумеровать. Потому если назвать оси, например, "энергия", "размер", "скорость", "форма", то получим огнешары, огнекубы, огнеконусы, ... - практически всё, что угодно любой категории. Кроме того, нумеруются рациональные числа, которыми, как известно, можно как угодно точно приблизить любое действительное число. В сущности, таким "квантованным" спектром, можно добиться практически всего - а уж если вспомнить, что в реальной физике, например, энергия и материя квантуется, возможно (дать ответ точный ответ наука пока не в состоянии и, возможно, в состоянии никогда не будет - требуется бесконечная точность измерения, что невозможно), квантуется и пространство-время...
   - Несчётная бесконечность элементов. Все возможные переходные от шара к кубу, например. Или все тела формы огня одного и того же объёма. Все скорости, точки старта в некоторой области с любой степенью точности. Такой маг обладает, в сущности, вторичной, но всё же актуальной бесконечностью.
   - И тем не менее, это не предел. Следующим уровнем идёт уже концептуальная магия. Мага огня, способного вызывать и гасить все формы того, что можно назвать "огнём", т.е. процесса распада или синтеза с выделением энергии, можно назвать специалистом абстракции.
   - Мага огня, который может манипулировать вообще всем, что способен представить, в той или иной интерпретации или описании, как огонь или связанное с огнём, можно назвать универсалом абстракции.
   - Мага, который может манипулировать вообще всем представимым, ограниченного только описанием (конечным или бесконечным) того, чем манипулирует, т.е. ограниченного сугубо внутренне, можно назвать богом. Точнее даже Богом. С большой буквы. И нет ему границ, кроме тех, что есть он сам. Да, правильно, кроме его собственного контроля, причём не внешнего, а внутреннего - контроля сознания, который на этой ступени становится базовой меркой. И этого сознания - вариативности.
  

Типы контроля и тонкости.

   Следует заметить, что контроль и вариативность у одного и того же мага/псионика/мистика могут быть нескольких типов. Попробуем грубо классифицировать их.
   - Внутренним контролем является контроль сознания (мышления, в данном случае это - синонимы). Он определяет первичные, никогда не исчезающие рамки возможностей адепта, те, которые связаны с самой сущностью его духа и мышления.
   - Внутренней тонкостью называется тонкость сознания (мышления), определяющая базовые ограничения возможностей адепта - не только сверхъестественных, но и вообще, как мыслящего существа, аналогично внутреннему контролю.
   Каким бы ни была внешняя тонкость и внешний контроль, как бы велики ни были потенциальные возможности адепта, без надлежащего внутреннего контроля и тонкости адепт просто не сможет ими управлять. Банальный пример: человек не может делать одновременно, полноценно и с надлежащей скоростью хотя бы несколько дел. Более того, одновременно рассуждать в двух направлениях, т.е. иметь два потока мышления - за границей возможностей обычного человека. А одновременно и независимо думать в двух направлениях, т.е. иметь два потока сознания - ещё дальше от среднестатистического контроля сознания.
   Что касается внутренней вариативности, то в грубейшем приближении можно назвать её воображением. Если для заклинания требуется вообразить чувство полёта, а человек этого сделать не способен - ему не хватает именно внутренней вариативности. Даже если его, например, "астральное тело" способно на операцию "самолевитация" - недостаток внутренней тонкости закрывает эту возможность.
   Далее, следует упомянуть другую границу внутренней тонкости, заключающуюся не в отсутствии нужного элемента/элементов, а в отсутствии метода их сочетания. Банально: если человек не способен додуматься, что из заклинания льда и заклинания водяного шара можно получить ледяной шар, то никакое владение магией воды и льда создать его не поможет.
   Внешняя вариативность и внешний контроль - это те, которые определяют спектр возможностей адепта "на выходе". То есть, именно то, что он может потенциально сделать, вне зависимости от того, может ли он этим управлять и может ли до этого дойти.
   Промежуточные и конечные вариативности и контроли - гораздо более интересные и менее очевидные вещи. Это тонкости и контроли на уровне посредников. Например, у "классического" псионика такой уровень один - уровень сознания, т.е. промежуточные и внутренние спектры для него совпадут. А вот уже у "классического" мага мы имеем два промежуточных уровня - внутренний и уровень посредников - заклинаний, чар, плетений, etc. Конечными для псионика и мага будут спектры воздействия на окружающий мир. У "чистого" мистика ситуация ещё более интересная: у него вообще единственный уровень, поскольку его разум напрямую является-проецируется на окружающий мир. Тем не менее, этот уровень можно разделить на "зону влияния" и "зону невозможного" - в первой любое представление отразиться на окружающем мире, во второй внешний мир либо изменится максимально близко, либо не изменится вообще.
   Понятное дело, если мы имеем дело со более сложной структурой мира/способностей, то число уровней может равняться сколь угодно большому числу. Возможно, в таких мирах магу понадобится суперкомпьютер, чтобы хотя бы приблизительно вычислить эффект конечного воздействия через гигантскую цепочку посредников. Возможны и циклы - посредники, создающие посредников того же уровня. Чары можно назвать автономными в плане контроля, если они не требуют затрат на поддержание от пользователя. Из таких чар можно построить конвейер других чар или даже более сложную систему вплоть до магического ИИ. Вы не находите, что такая рефлексивная магия - ня?:)
   Итоговая вариативность и итоговый контроль, очевидно, это те, которые получаются при сопоставлении внутренних и конечных спектров, то есть та часть конечных спектров, что способен сделать данный маг в принципе/в данных условиях.
   Всё вышеприведённое естественным образом распространяется на контроль и тонкость не только воздействия, но и ощущения, а также способности меняться и способности реагировать на изменение. Следует ещё упомянуть, что возможны ситуации, когда ощущение и воздействие прямо связаны: адепт не может менять то, что не ощущает и/или не способен ощущать то, что меняет. Тогда имеем общие тонкость и контроль изменения-влияния.
   Наконец, небольшой вывод. Если желаете ограничить некоего адепта, то наибольшими для него рамками - и при этом наиболее легко сокрушаемыми - будут рамки мышления и сознания. Ведь именно они являются общими для адептов всех направлений, именно они являются первичными, собственно, они - это сам адепт, его разум. Бог, не знающий, что он Бог, божественные способности теряет. Минутка очевидности, ага:)
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"