Аннотация: "Прожужжал" я вам все уши этим, верно! Да уж больно это место - ХОРОШО!
"Прожжужал" я вам все уши этим, верно!
Да уж больно это место - ХОРОШО!
(Довольно безграмотный эпиграф, писанный
таким же автором под влиянием минутного настроения...)
"ВСТУПЛЕНЬИЦЕ"
Здравствуй родной! Ну, вот мы и вернулись!
"Друзья в минуту расставанья,
С надеждой шепчут - до свиданья!"
Красиво написал не наш поэт когда-то...
Да! И у нас всё так и получилось.
Но! Прошло целых три года!
А ведь тогда, в 2013-м, думалось нам, что расстаёмся с тобой, родной, только на лето-осень... Не так вышло, как думалось.
Но, да ладно уж!
Главное что мы снова здесь! И снова видим сверкающие белизной склоны твоих гостеприимных гор!
Снова можем наслаждаться чудной природой Карпат! Снова можем окунуться в эту жизнь в этом прекрасном уголке Карпатских гор! Забыться, отрешиться от той каждодневной рутины и бестолковой суеты, что осталась в грязном, шумном, задымленном городе, в котором живём. И в котором зимы в этом сезоне, кстати, почитай, и не было. Только на праздники снежок две недели полежал... И за то спасибо природе!
Здесь, на Драгобрате, мы почти уже как дома! Ещё в первые два приезда изучили все твои лыжные трассы и простые стёжки-дорожки...
Об этих визитах я написал два рассказа, озаглавив их: "Неповторимый Драгобрат" и "Неповторимый Драгобрат-2. Дневник одного лыжника". Рассказы получились так себе, как теперь мне кажется по прошествии времени. Которое я, вообще-то, зря не терял и, написавши за эти прошедшие годы определённое количество произведений на разную тематику, с некоторым скепсисом перечитываю те "опусы". Их примитивность скрасили прекрасные фотографии Драгобрата, сделанные моей женой.
Теперь же, друзья, пришла пора написать третью часть моей "драгобратской" эпопеи.
Зачем?! Возможно, у кого-то из вас вдруг возникнет такой вопрос.
А затем, друзья, что о Драгобрате можно рассказывать и рассказывать - настолько он многообразен!
О чём же ты захочешь рассказать, приятель - спросите Вы?
А рассказать мне хочется вот о чём: я, как говорится, отпетый романтик, и только романтике Драгобрата (и всему, что ей существует в помощь) будет посвящен мой рассказ.
И не надо смеяться, дорогие практики-реалисты, если вдруг Вам на глаза попадётся это повествование!
Ведь романтика - это, не более и не менее (считаю это совершенно серьёзно!), один из двигателей прогресса человечества!
Помните, был такой писатель Иван Ефремов, одним из лучших произведений которого является роман "Туманность Андромеды", посвящённый светлому будущему человечества?
Относительно же светлого будущего я тоже совершенно серъёзен - что плохого в коммунистическом обществе, где люди будут братьями друг другу!?
Так вот, один из главных героев этого замечательного романа с поэтическим именем Дар Ветер, называет романтику роскошью природы, но необходимой в хорошо устроенном обществе.
После чего произносит бесподобные слова о том, что романтика это - "....особое отношение к жизненным явлениям - попытка увидеть больше, чем ровную поступь повседневности, ждать от жизни высшую норму испытаний и впечатлений!".
Да-с, вот так! Именно так! Неоспоримо так!
Теперь же, после такого бодрого "вступленьица", мне хочется написать ещё несколько слов.
Я хочу принести извинения одному человеку. Вернее памяти его...
Был такой прекрасный артист Илья Львович Олейников. Большая часть тех, кому известно это имя, знала его как одного из двух бесподобных и бессменных ведущих отличнейшей российской юмористической телепередачи "Городок". Меньшая часть знает, что он снимался в кино, прекрасно играл на аккордеоне и под конец свой жизни стал композитором - писал довольно успешные мюзиклы.
Причём здесь всё это, какое касательство это имеет к Драгобрату? Такой вопрос уже, думается, возник в Ваших головах.
Да вот какое, друзья.
В названии моего рассказа есть слова: "рассказ как песня". Похожее название имеет автобиографическая книга, написанная Ильёй Львовичем на склоне лет (хотя, вернее это название моего рассказа уж очень "смахивает" на название книги Ильи Олейникова!).
Хоть оно довольно юморное, а мой рассказ о довольно серьёзных, как по мне, вещах, но я, поразмыслив на досуге, не нашёл лучших слов для придания звучного названия своему "труду".
Простите, Илья Львович, за маленький плагиат!
Да, мой "рассказец" будет как песня, и не просто, а хвалебная "песнь" прекрасному Драгобрату.
Ведь он её заслуживает, люди...
И каждая маленькая частичка моего "Неповторимого Драгобрата - 3" так и будет называться - "песнь" такая-то.
Слушайте же мои "песни", друзья!
Надеюсь, "певец" Вас не разочарует...
"ПЕСНЬ ПЕРВАЯ: ЗДРАВСТВУЙ, ДРАГОБРАТ РОДНОЙ!"
Есть прекрасная песня "С чего начинается Родина?". Когда-то так душевно пел её Марк Бернес...
К чему это я?
Я родился не на Драгобрате. Но называю его родным, как вы уже успели заметить и удивиться, правда?
Просто, друзья, не находят мои сердце и ум более точного слова, которое бы выразило моё отношение к этому бесподобному уголку нашего замечательного, единственного и неповторимого в своём роде мирка под названием Земля...
Итак, с чего же "начинается" Драгобрат?
...Утро одного из последних дней "высокосного" февраля 2016 года. Февраля, который совсем не похож, как говорится, сам на себя. Внизу, на нашей равнине, где находится Львов, нету снега и всё тут! Одна весна от ноября до марта с небольшим перерывом на Святки.
А здесь, в Карпатах снега полно! Глаза просто отдыхают, видя эту зимнюю красоту.
Наша машина тяжело поднимается по крутой дороге в гору. Тяжело, потому, что дорога на Драгобрат сейчас нелёгкая... Наличие аномально тёплой зимы в низинах "аукается" и здесь, в горах. Просто потому, что снег, белизну которого так приятно созерцать нашим глазам, мокрый и именно, лучше и не скажешь, тяжёлый. Дорога на Драгобрат, которая длинным серпантином вьётся по склонам гор, превратилась в узкую и глубокую колею, которая, время от времени, утопает в больших лужах подтаявшего снега. Поэтому нашу машину то и дело бросает из стороны в сторону и нашему водителю приходится проявлять всю ловкость и сноровку, чтобы удержать машину "на трассе". Но нам с женой вовсе не страшно! Достаточно одного взгляда на то, как немолодой уже дядька, ловко крутит "баранку" своего тоже весьма немолодого 8-местного УАЗ-ика, чтобы быть вполне уверенным в том, что ничто нам не помешает ещё сегодня снова почувствовать уже немного позабытый восторг в душе от катания на любимых лыжах и вспомнить, как говорится, "вкус трассы".
Но спокойны далеко не всё в нашем переполненном транспортном средстве. Одной из пассажирок не нашлось места, и она вынуждена была ехать, сидя на коленях у своего суженого, который, невзирая на некоторую несомненную романтичность такого "положения дел", вряд ли бы доволен, судя по его довольно кислому виду. Большинство из наших попутчиков, судя по вскрикам страха дам и по негромкой, вполголоса, ругани их кавалеров, впервые преодолевали этот подъём. При скачках и угрожающих раскачиваниях машины приходилось хвататься за всё мало-мальски подходящее, что могло застраховать от того, чтобы не набить довольно ощутимую шишку себе или ни в чём неповинному соседу.
Но даже и нам с женой стало не по себе, когда наш "вездеход", проезжая над руслом горной речки, которое имело в этом месте метра три глубины, вдруг резко накренился в ту сторону.
Но, ничего! Всё обошлось. Иначе я бы не писал сейчас этих строк. Потому что писать бы было уже не о чем...
Но это не важно, в конце-концов. Потому что на сердце у нас радость от "предвкушения лыж", а в душе восторг от мысли, что вот-вот, скоро, мы будем на любимом, родном Драгобрате!
Да и чувствуется, как в душу возвращается гармония от сознания того, что вокруг нас зима! Как хорошо, наконец, попасть в зиму! Как надоела эта не ко времени и не к месту так рано пришедшая весна! Будут же для неё ещё и "мокрый" март с коварным апрелем и, иногда отнюдь неласковый, май... Успеет ещё порезвиться эта, чем ближе к лету, тем всё более и более хорошеющая "красна девица"! Зима должна быть зимой, лето - должно быть летом... Всему ж должно быть своё время!
И как здорово попасть из грязного сырого города на чистый горный воздух и увидеть белейший, "девственный" снег! И случившаяся нечаянная остановка, причиной которой стала необходимость водителю надеть цепи на передние колёса из-за возросшей тяжести подъёма, доставляет только удовольствие и усиливает наши, и без того всё более возрастающие, положительные эмоции.
Драгобрат, к которому мы приближаемся, кажется мне (и тогда, да и сейчас, когда я, наконец, взялся писать этот рассказ, а за окном ведь давно уже май!) настоящим островом зимы, лыж и радости посреди этой нудной и такой ненужной ранней весны 2016-го года...
И в этот день, когда нас везли на наш "остров", мы видели Буковель.
Почему так получилось, спросите вы? Ехали на Драгобрат, а оказались вдруг в Буковеле? И к чему его здесь поминать?
Дело вот в чём.
Так уж "географически" сложилось, что Драгобрат и Буковель находятся недалеко друг от друга: "всего" в каких-то 30-40 км по прямой. И лыжные "извозчики", встречающие в Ивано-Франковске (мы добирались до места несколько иначе, нежели в 1-й и 2-й визит на Драгобрат) "изнывающих от лыжных страстей" любителей снежных трасс, доставляют по адресу сначала "буковелевцев", а потом "драгобратчиков" - согласно географическому положению этих курортов по отношению к проходящей мимо автотрассе.
Буковель - это один из известнейших в Украине (и в ближайших её окрестностях) лыжный курорт, как вам, конечно же, хорошо известно, дорогие читатели, не правда ли? А также, одновременно, один из самых дорогих в Европе (невзирая на бедность страны, в которой он находится).
Пришла мне как-то, невольно. мысль в голову - как же мала в отношении романтики эта "страна Буковель" (так её величают в рекламе, которую крутят по "ящику" зимой) по сравнению с нашим "островом Драгобрат"! Ибо там зарабатывают деньги, дух наживы просто витает в воздухе. Что эти деньги? Всех денег не заработаешь... Не в них счастье. И даже не в их количестве, чтобы там не звучало в одном довольно ехидном афоризме.
На Драгобрате же - красота, романтика, романтика и ещё раз романтика! Этот "остров" дарит радость людям... Это - стократ важнее!
...А наша машина всё продолжает свой подъём, верно служа своему хозяину и всё ближе и ближе приближая нас к счастью...
Цель нашого пути уже близка. День пасмурный. И это плохо, потому что мы бы уже могли увидеть сверкающие девственной белизной склоны Стога - "главной" горы Драгобратского "ожерелья". И вздрогнули бы, несомненно, от такой бесподобно радостной картины, наши сердца, как это было в первый раз четыре года назад...
О! Вот уже показались впереди первые "хаты"! И видно уж, невзирая на низко висящие тучи, склон Стога! Водитель, который ещё в дороге опросил нас всех кому из нас в какую "хату" на Драгобрате (приходилось буквально кричать, чтобы перекрыть шум мотора и колёс нашего механического "коня", опутанных цепями и просто вгрызающихся в снег и землю "трассы"), объявляет порядок "высадки".
И машина, взяв последний крутой подъём и совершив это своеобразный скачок, въезжает в селение. В окно видим вывеску выбранного нами на сей раз пристанища. Называется оно "Крокус".
Всё! Вернулись, как обещали!
ЗДРАВСТВУЙ, РОДНОЙ!
"ПЕСНЬ ВТОРАЯ: ДРАГОБРАТ - ОСТРОВ РАДОСТИ"
Верно, друзья, в предыдущей моей "песни" кого-то из вас, удивило (а, возможно, кое-кого и рассмешило!) то, что автор сего рассказа взял да назвал Драгобрат островом, видать, позабыв на радостях всё, чему учили в школе на уроках географии. Ведь так, дорогие читатели?
Отказываться от этих слов я не буду, хоть это ничем и не хуже ловкости тех, кто завлекая доверчивых граждан на Буковель, называет тот "страной". Потому что именно так всё и есть!
Да, люди!
Драгобрат - это настоящий остров "лыжной" жизни! Всегда полный радости, чистого снега! И этот остров находится посреди мятущейся сейчас и никак не могущей найти свой путь к процветанию и благоденствию страны (по причине немалой глупости значительной части населения и крайней беспринципности и недальновидности теперешних её правителей) под названием Украина...
Хоть и расположен, столь любезный моему сердцу и уму, "остров" Драгобрат и не очень-то вдали от населённых мест (до посёлка городского типа Ясыня всего 14 км - но зато каких!), но, попав туда, ощущаешь себя отрезанным от цивилизации, от её благ (побыть какое-то время без которых не то, что можно, но даже, иногда, и нужно!) и проблем (что очень даже здорово!).
Как приятно попасть на этот "Остров Радости", оставив все проблемы, хлопоты и неурядицы там, внизу!
Забываешь обо всём на свете и на несколько дней ЛЫЖИ становятся смыслом твоей жизни!
Красота вокруг - хоть картины пиши!
Чистейший воздух; дыши полной грудью без всякой боязни, оттого, что он морозный - ни за что не заболеешь!
Тишь, гладь и Божья благодать да и только!
Живи - радуйся!
Ну, что, что ещё человеку нужно???!!!
"ПЕСНЬ ТРЕТЬЯ: ОДИН ДЕНЬ ЛЫЖНИКА НА ДРАГОБРАТЕ"
Я написал уже несколько рассказов о своих "лыжных" приключениях. Ради "спортивного" интереса перечитал их не так давно. Просто очень хотелось узнать, как они воспримутся самим собой по прошествии нескольких лет. Хоть это и, вообще-то, другой случай, но почему-то притом припомнился мне старый анекдот, времён перестройки, о том, как во времена застоя члены Политбюро, приходя на приём к дорогому Леониду Ильичу, подхалимски хвалят его "Малую Землю" (которую, как уже давно известно, за него написали известные советские журналисты). А он, многажды выслушав эти похвалы, потом говорит сам себе: "Что-то все хвалят мою "Малую Землю"... Надо бы и мне почитать!"
Опять я отвлекаюсь... Пардон!
Ну, так вот почитал и я свои "опусы" и понял, что упустил одну важнеющую, как говорится, вещь. Как проходит один спуск-слалом с горы я описал. А вот как проходит обычный "лыжный" день среднестатистического лыжника - нет!
Надо исправлять своё упущение! Сейчас сделаем!
Я решил подать информацию в этой "песни" как некий отчёт за один наш типичный "лыжный" день на Драгобрате. Что мы делаем каждый день, когда катаемся на лыжах.
Сказывается, видать, закалка, приобретённая на основной (и не очень-то любимой, признаться!) работе, где приходится готовить и сдавать кучу самой разной и особо никому не нужной отчётности.
Но это не будет очень уж сухо рассказано - не тревожьтесь, друзья! Эта "отчётность" поинтересней окажется, надеюсь.
И примесь романтики всё равно будет обеспечена. Рассказ-то, ведь, романтический!
Итак...
Пробуждение утром.
Радость от осознания, что ты здесь, на лыжном курорте, а не в своём городе. Утренние процедуры.
После этого лёгкий завтрак в уютной столовой.
А в окна видны уже работающие подъёмники на главном склоне Драгобрата и по трассе уже "рассекают" первые "ласточки" - самые нетерпеливые лыжные фанаты.
Скорей на гору!
Недолгие сборы.
Одеваем нашу лыжную экипировку.
И лыжные ботинки тоже!
Что нам проблема, что ли, пройти в них три сотни метров до подъёмников?! Мы и больше ходили!
И вот мы шагаем.
Вверх-вниз по "улочкам" Драгобрата, которые представляют собой не что иное, как просто тропинки между его симпатичнейшими "хатами", отелями и "отельчиками".
Несу свои лыжи и лыжи жены.
Неудобно немного, но как же иначе!
У подъёмников проверяем карманы, застёгиваем до конца все застёжки, одеваем лыжи.
И - начинаем!
Хоть мы не новички, но в душе всё равно лёгкий мандраж.
Ведь первый (как и последний, вернее, крайний - мы, как и лётчики немного суеверны!) спуск очень важен!
Львиная доля травм и прочих несчастных случаев случается именно в такие моменты.
Надо "почувствовать" трассу, "разогреться".
Осторожность, осторожность и осторожность - вот девиз первого и послед..., пардон, крайнего спусков в "лыжном" дне!
Утром мы стараемся кататься побольше - потому, что мышцы ещё "свежие", неуставшие.
Нужно выжимать максимум из этого.
Работать, работать и ещё раз работать!
Над собой, над своей лыжной техникой, конечно!
И мы работаем.
Час, второй, третий...
А вот и обед!
Домой не возвращаемся - зачем?
Можно вполне питательно перекусить и на трассе.
Да нам ведь много и не надо!
А на Драгобрате же такие уютные лыжные "кафёшки"!
Цены там, конечно, "кусаются", но, что ж поделать - оно всюду так теперь на лыжных курортах.
На Буковеле, вон, цены, вообще, "грызутся"!
Отдыхаем, делимся впечатлениями и планами на вторую половину дня. Перевели дух и вперёд!
Выкатывать абонементы.
Делаем короткие остановки на трассах и фотографируем окружающую красоту.
Чем ближе вечер, тем больше усталость и тем осторожнее надо быть...
Не устаём восхищаться природой!
Если видимость хорошая - виды просто потрясающие вокруг!
А вот и 5 часов вечера...
Время остановки подъёмников.
Пора на "базу"...
Крайний спуск - домой.
Съезжаем на лыжах к самому порогу своей "хаты".
На Драгобрате можно, если ты стоишь на вершине Стога, куда добрался обычным способом (а, может, и взлетел, как орёл - как знать, кто на что способен!), оттуда съехать к почти любому лыжному приюту на лыжах.
Это как компенсация за утренний "пыхтёж", когда тянешь в гору вместе со всеми нажитыми за прошедшие годы килограммами, всю лыжную экипировку (и лыжи жены впридачу)!
Возвращение происходит с чувством глубокого морального удовлетворения!
Теперь надо привести себя в порядок.
Потому как иногда пот с нас хлещет, может, и не ручьями, но что-то близко к этому.
Горячая вода в сей момент нужна, как воздух (извините за некоторую абсурдность сего высказывания)!
К счастью, на Драгобрате с нею проблем нет.
Ну, или почти что нет.
Мышцы устали и уже побаливают - но как это приятно!
Лишнее свидетельство того, что день проведён не даром.
Так-с, значит, "навели красоту" и идем на ужин.
Уютная столовая кажется ещё уютнее.
А еда кажется гораздо-гораздо вкуснее после активно проведеного дня на чистейшем горном воздухе, нежели, если б сидели мы в "хате" (бывает и так на "Драге", когда бушует пурга и все подъёмники, согласно технике безопасности обязаны стоять!).
И перед соседями по столу, если есть желание, можно поделиться-похвастаться полученными за день впечатлениями!
И можно заказать (за отдельную плату, разумеется) винца (или чего-нибудь покрепче, если любите; особо рекомендую попробовать драгобратские настойки на травах-ягодах - нектар!).
Тогда уж можно!
Это днём, когда ты на трассах, пить нельзя категорически!
Хмель может сыграть очень злую шутку с тобой.
А горы ошибок не прощают...
Всё - можно отдыхать!
Телевизор "врубить", глянуть - чего там в мире, под нами, за день стряслось? Хотя мне лично, когда я на "Драге", это как-то, даже, всё равно...
Гораздо приятнее почитать на сон грядущий захваченную с собой любимую книжку.
И - спать, спать, спать!
Настроение отменное!
Ведь завтра будет НОВЫЙ ДЕНЬ - "ЛЫЖНЫЙ" ДЕНЬ!
"ПЕСНЬ ЧЕТВЁРТАЯ: УЖАС "ЦИРКА" И ЭЙФОРИЯ "ТРУБЫ"
Здесь я вам "спою", друзья, об одном замечательнейшем уголке лыжных трасс Драгобрата.
Называется это чудо так: "Цирк" + "Труба".
Витиевато, звучит. Правда? Да - это два разных места, но образовывают они этакую своеобразную "связку". Сначала лыжник преодолевает один участок, почти сразу после этого приступает к преодолению другого.
"Большое дело!": сказали бы на это одесситы. То-бишь - ну и что с того, парень?! Мало ли может быть всяких там лыжных трасс на свете?!
Разве б только, может, названия их заинтересовали б кое-кого из вас, дорогие читатели...
Да и, вообще-то, ты ж уже писал об этом?! Так воскликнет, возможно, кто-нибудь, кто не пожалел потратить своё драгоценное время на чтение предыдущих частей моего "романа с продолжением".
Да всё верно, люди! Писал я об этом уж...
Но такую "связку" редко где встретишь на лыжных курортах. Это что-то особенного, как любят говаривать, сдаётся мне, в той же Одессе-маме...
Поэтому надо ещё раз уделить этим местам своё пристальное внимание - очень думается мне! Да и осталось у меня подозрение с тех пор, что не рассказал я главного тогда, описывая это место... Я имею в виду эмоции, которые испытываешь, "проходя" на лыжах эти участки.
И посему - надо, ребята, надо!
Надо, наконец, восполнить этот "пробел".
И я, с неописуемым удовольствием от сознания выполнения своего долга, сейчас всё и восполню!
Я очень люблю эту трассу. Ту самую, где находятся эти драгобратские "брат" и "сестра" - "Цирк" и "Труба". Это самая сложная лыжная трасса из всех, что есть на "Драге". И это жемчужина этих трасс!
Кто не побоится её или сможет преодолеть свой страх и "пройдёт" её от начала до конца, тот с полным правом может считать себя настоящим лыжником! Да-с! Именно так!
А с вершины горы Стог, где находится верхняя станция лыжного подъёмника, открывается бесподобный, просто захватывающий дух, вид на самый замечательный хребет украинских Карпат, Черногору, главной вершиной которого является Говерла - наивысшая точка Украины (2061м).
Её со Стога отлично видно!
Обслуживает эту трассу самый длинный кресельный подъёмник в Украине. Почему? Да потому, что является самым высокогорным в Украине. Верхняя его станция находится на высоте 1701м над уровнем моря. Более подробно (в числе прочих) я "спою" о нём вам в следующей "песни".
Подъёмник этот принадлежит туристическому комплексу "Вершина Карпат", хозяин которого является довольно "жлобистым" типом. Но речь здесь пойдёт, естесственно, не о нём.