Читала внимательно, благо - написано легко, авторский слог безупречен, хоть и прост, и лишен изысков. Но именно потому текст сразу становится своим. Впечатления выразила автору в комментариях и этим думала ограничиться, так как времени на обзор, увы, не находилось. Но роман так и не отпускал меня. Посоветовала прочитать "Золото наших предков" знакомым. И этого оказалось мало. Мысли часто возвращались к сюжету: прав ли автор? Правы ли его герои? Могли бы они, - нет, не поступать, - могли бы они жить иначе?
А ведь, казалось бы, чего проще: бытописательство, производственная тема. Не думаю, что Виктор Елисеевич хоть что-нибудь придумал в рассказанной им житейской истории. Но, видно, жизнь и есть тот самый камертон, по которому сверяется писательский талант. И как-то сразу для меня побледнели фантастика, фэнтези, мистика и производные от них жанры, я по-новому взглянула на своё творчество, и вся искусственность и надуманность сюжетов вдруг стала совершенно очевидна - загорелась, как на Сеньке шапка. Роман Дьякова заставил переосмыслить своё отношение к литературе. Это не высокие слова - это попытка описать собственную, индивидуально-субьективную реакцию на реалистическое, без вычурности, абсолютно честное произведение о современниках.
Я помню 90-е годы, помню, как было тяжело, и скрашивал ситуацию только молодой оптимизм, трудолюбие и выносливость. И не угасала вера в то, что вот ещё немного, ещё один надрыв, ещё одно усилие - и всё получится, и станет лучше. Действие романа Дьякова начинается в 1997 году. В это время многие в России, да и у нас, в Беларуси, делали свой капитал, становились на крыло. Август 1998 года чудом не задел меня: за два месяца до этого я купила жильё, в котором и посейчас живёт семья, а вот продавец дома - начинающий успешный предприниматель, делавший свой бизнес в Питере, в августе 98-го в одночасье вернулся на старт - к тому, с чего начинал. Падение было настолько необратимо-болезненным, что человек уже не вернулся в большой бизнес. Мне кажется, время августовского кризиса должно остаться в памяти людей и служить назиданием, и подвигнуть на размышления: кто мы такие? За что, и почему нам - такое? С периодичностью практически в каждое десятилетие?
Вот почему я болею душой за то, чтобы книга Дьякова увидела свет.
...Да, испытания закаляют. Но оставьте эти разговоры тем, кто под зонтиком Фортуны так и не узнает никогда, ЧТО это - испытание длиною в человеческую жизнь, или в пол-жизни. Такое испытание, подобно неумеренному закаливанию, способно оставить человеку хронические болячки, а уж деформировать личность - наверняка. Именно это происходит с теми, кто изведал несправедливую нужду и лишения. Отсюда и моя читательская реакция: дерьмового руководителя Шебаршина хотелось задушить собственными руками. Настолько в нём соединились в гремучую смесь непомерное барство, полная некомпетентность, граничащая с непробиваемой тупостью, и отсуствие малейшего уважения к людям, благодаря которым он живёт, и хорошо живет: лучше ровно в пятьдесят раз (вдумайтесь в эту цифру!), чем рабочие, едва сводящие концы с концами.
Один из главных героев, отставной офицер Сергей Пашков, вызывает двойственные чувства. Да, воровство - смертный грех. Дальше, Россия, дальше-то что можешь прибавить к этой аксиоме?
Как же так? Столетия проходят, а сказать-то и нечего?
А ведь в доску христианская держава!
Может, пора определиться: или с семью смертными грехами что-то делать, или с теми, кто их нарушает? Так с нарушителями пробовали разобраться - пройдено. За горсть колосков с колхозного поля женщину, мать четверых детей, отправляли на лесоповал.
Помогло?
А, может, смертный грех "Не укради" вымарать из всех священных текстов?
Нет, лучше сделать пояснение: "воровать - сие есть не грех, ежели..." и дальше указать минимальное значение уворованного в долларовом эквиваленте, которое отныне не будет считаться украденным, присвоенным, расхищенным, а будет проходить под прекрасной формулировкой "Я РАЗРЕШАЮ СЕБЕ приобщиться к вселенскому изобилию". Думаю, по этой схеме давно живут Шебаршины и Ножкины.
Что же делать остальным, таким, как Пётр Калина? Не святым, но и не загаженным, душой непричастным к навязанным правилам игры, в которую они втянуты Мальстремом современной действительности? Именно такие, как Калина, первыми идут под суд за хищения и растраты, надрывают здоровье, с головой уходя в работу. Их деловые качества не позволяют работать плохо, и они всё делают на совесть, с полной самоотдачей, вытаскивая дело на своих плечах. А результат? Честно говоря, роман не отпускал меня до самой последней страницы вот этим ожиданием результата, какого-то счастливого разрешения всех жизненных трудностей главного героя. Очень хотелось счастья ему и его много пережившей семье...
Что сказать....
И здесь автор ни на йоту не отошел от правды жизни.
Я бы десять раз переписала финал, но понимаю, что права не я, а Виктор Елисеевич Дьяков. Ему спасибо за умную, честную книгу. Уверена, что многим читателям роман поможет ещё и расширить кругозор: не зря в сюжет введен профессор, доктор искусствоведения Виктор Михайлович Матвеев. Этому герою отведена роль озвучивать авторскую мысль, и не согласиться с ним трудно. А может быть, и невозможно спорить - настолько глобальны и однозначны выводы об исторических корнях отношений между верхами и низами.
Грустно понимать это.
А, может, Сергей Пашков - новый герой нашего времени?
Умный, восприимчивый к новым знаниям, деловой и ухватистый, он сумел вовремя отодвинуться и тем самым сохранил хоть какую-то личную свободу. Ему одному автор даровал право остаться человеком, не винтиком в системе несправедливо устроенных современных материальных отношений.
Роман Виктора Дьякова считаю лучшим в подсудной группе. Рада встрече с автором и его книгой.