Ковалевская Александра Викентьевна : другие произведения.

Когда вы становитесь едой

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Капканы сетевого общения

  
   Этот текст дался мне не сразу. С первой попытки он получился совсем другим: полным метафор, ироничным, настроенческим, возможно, каким-то ещё, например, с претензией на право истины в последней инстанции. Но был он неоднозначным - это точно. Через несколько часов я его удалила и удалилась сама на гору Размышлений, нужно было найти верный тон, чтобы высказаться. В итоге пришлось переписать всё, оставив прежними только буквы.
  
   Тема "Когда вы становитесь едой", несмотря на кажущуюся эпатажность, логическое продолжение разговора о писателях на литературном сайте.
   Смотрите давнюю статью "Автор из интернета"
  
   http://samlib.ru/editors/k/kowalewskaja_a_w/awtorizinterneta.shtml
  
   Статья была написана не просто обобщения ради, у неё была очень чёткая утилитарная функция: мягко разворачивать провинциальных редакторов к авторам-сетевикам. Увы, в моей местности в 2015 году недоверие к нашей братии приходилось снимать разными многоходовочками. Причём, самое смешное, я распечатала текстульку на бумаге, - бумаге, Карл! - сброшюровала в виде маленькой аккуратной книжицы, и подсовывала на стол людям, которые никогда и ни за что не стали бы читать с монитора, даже если бы он явил новые заповеди человечеству на ближайшие две тысячи лет.
  
   Если вы живёте в границах славянского мира, то вспомните, что и у вас между реальными городскими литобъединениями и одиночками, которые "что-то там себе пишут в интернетах" до 2015 года с доверием была некоторая напряженка (кто варился в ситуации между-и-между, конечно).
  
   Не вижу причин, которые мешают мне продолжать рассказывать о литсайте, о другой его стороне: общении между творческими, бесспорно талантливыми людьми.
  
   Сделать это давно пора, вот только я не встречала желающих облечь в слова трудновыразимое.
   Подозреваю, что авторы робеют - слишком уж щекотливая тема, местные людоведы могут испытать потребность разобрать на части самого автора, препарировать, выясняя глубину поражения психики, а вот обратно собираться из осколков придётся самому. А ещё отдельные творцы предпочитают сверять шаг по зорким цитатам. Таким, как эта, например: "Умные люди обсуждают идеи, посредственные обсуждают события, а идиоты других людей".
   Как бы не так! Бросьте сомневаться в главном человеческом праве, доставшемся вам с рождения - праве жить и набивать шишки самому. Вы же писатель, вы вполне в состоянии сочинить собственную встречную мудрость. Например: "Умные люди нередко отдают себя на съедение, не решаясь назвать всё происходящее своими именами". По моему, это выражение ничуть не хуже первого изречения, несмотря на то, что я сейчас написала его между двумя глотками кофе.
  
   Итак, начнём.
   Вместо эпиграфа: "На слово "просо" Алиса сбоила, и начинала бесконечно переспрашивать, "про что?"
  (Здесь и далее цитаты из произведений И.Б. Ширяева, любезно разрешившего пользоваться ими)
  
   Это будет рассказ о горизонтальном общении. Горизонтальном в смысле от человека к человеку, а не от редактора к автору, от устроителя конкурса к участнику; и не рассматриваю беседы между участниками конкурса - эти общаются в рамках правил, принятых на площадке, и за комментариями всегда торчат уши хозяина площадки. Рассмотрим другие случаи, когда человек свободен в проявлениях и сдерживающим моментом служит только воспитание и здравомыслие.
   Иногда ментальные танцы не без причины напоминают реальные. А танцы, известное дело, - вертикальное выражение горизонтальных желаний.
   Не помню случаев, где бы ни фигурировали одновременно мужчины и женщины в разных пропорциях, поэтому речь пойдёт о них.
   Отличить, где кончается собственно общение и начинается нечто иное, просто.
  
   Часть первая, хмельная
  
   "Сгрудившиеся в переходе уличные музыканты грянули вслед "Славься" в джазовой обработке".
  
   Писательское общение, похожее на флирт, но являющееся им лишь метафорично. Это, на мой взгляд, самое прекрасное, что только может быть после физической влюблённости в реале.
   Мужчины и женщины, общаясь, ведут себя примерно одинаково: они создают вокруг себя наэлектризованное беспечное, весёлое танцполе. Оно принимает всех, без различий по половому признаку, будь вы М или Ж, или нечто, предъявившее паспорт холодильника, или негр преклонных годов, выучивший язык Ленина - кстати, главное условие. Вам повезло, если вы нашли себя именно в таком общении. И вам не удержаться в счастливом молодом поле виртуального многоугольника, если вы не склонны к экспромту, импровизации, если вам не присущи многожанровость в творчестве, а также дурашливость и привычка немного лицедействовать, петь или пританцовывать на досуге вокруг кухонной плиты, или с детьми и кошками. Все это, плюс писательские способности, обеспечивает невероятно пьянящий эффект: шутки, экспромты, искромётность, смайлики, выстраивающиеся рядами, беседы взахлёб вкруговую, хождение друг к другу на страничку, любопытство к творчеству... Так сбиваются самые славные компании, заводятся друзья, растёт количество посещений, а комментарии, как варенье, долго хранят игривый приятельской тон давно ушедшего сезона. После, расставшись под действием обстоятельств, или выгорания, или по воле неумолимого времени, люди сохраняют первый импульс, и обычно тепло встречают друг друга, если случится пересечься вновь.
  Такое общение - воистину роскошь. Это служение/услужение друг другу. Я бы сравнила это с уличным флешмобом, когда все танцуют в едином ритме для себя и для прохожих, и всё - совершенно бескорыстно.
   Но в этой форме общения заложены две опасности:
  
   *отношения, начинавшиеся на такой звонкой ноте, в дальнейшем будут служить камертоном всех остальных контактов с творческими людьми. Вы чувствуете эмоциональную западню? Увы, за всё надо платить!
  
   *эта форма отношений объединяет мнимых взрослых с душой ребёнка, нашедших ровесников не по дате рождения, но по внутреннему состоянию. Естественно, взросление откладывается, пока они веселятся, беременеют друг от друга идеями будущих сюжетов и рожают поэтические экспромты. Они способны написать нечто вроде романа Ханлайна "Чужак в стране чужой", но не способны разобраться в себе. Всё у них ещё впереди.
  
   Часть вторая, мутная
  
  "Котий-Удавимова, снимите астральные кольца с камеры! Оператор их видит".
  
   Есть качественно другой вариант горизонтального общения, он по-своему интересен наблюдателю-душелюбу и, случалось, в нём застревали те, кто подсмотрел формальные признаки многолюдной тусы на танцполе, ошибочно решив, что, уж если в общий ритм не встроиться, может, получится танцевать бачату.
   Что это, разберём признаки.
   Это желание быть в кругу собеседников для реализации скрытых мотивов. Физическое тело у нас, авторов, должно вызывать внимание и уважение, оно должно быть в немалой степени объектом литературного интереса, иначе мы станем похожи на высокомерных мудрецов острова Лапута. И в виртуальной компании мы пропустим тот неуловимый миг, когда всё вокруг изменилось, и женщина, явившаяся вроде бы общаться со всеми, вдруг начинает общать мужчин и гонять вас, ещё одну женщину. Если вам стало досадно - это правильный звоночек, ибо происходит подмена целей и задач в прыжке. Публичную площадку используют не по назначению, крайней делают вас и никогда не признаются в тайных желаниях дрочить с именем собеседника, а вы тут болтаетесь, раздражая и отвлекая. Если при достаточном количестве участников женщина нетерпима к женщине, мужчина ревнив к мужчине - это оно. Второй ещё более верный признак: персона особо выделяет в круге собеседников жителей своего мегаполиса, или географически близких. О, не пытайтесь что-то доказывать. Пока властвует морок, или у персоны не пройдёт возраст желаний, пока он/она не обзаведётся "своим" объектом в реале, толку не будет. Он/она натравит на вас всех, до кого сможет дотянуться, оправдывая своё взрывное "Мне очень хочется залепить вам сейчас с ноги". А вы будете долго соображать - за что такая несообразная поводу физиологическая реакция на ваш комментарий? От женщины? Вы отметите её своеобразный экспрессивный словарь, т.е., не отработанный и не сублимировавший в творчество, или сниженную лексику... Мужчина в состоянии поиска никогда не простит вам, если вы его очаровали, потом имели неосторожность очаровать другого собеседника. Бывало, этот тип преследовал двоих виновников: и пассию, и того, кто сумел завладеть её вниманием, и некоторое время догоняли их на личных и вообще любых страницах, докучая ворчанием.
  А вы говорите, "иллюзорный мир, закрой крышку ноута и всё исчезнет". Не исчезает, поверьте. Но.
   Всё проходит.
   Будем снисходительны.
   Просто какое-то время вы послужите определённым людям едой, такова жизнь. Вы останетесь целы, хотя и со слегка помятой персональной картинкой мира, но ведь это - "другое".
  Отряхнувшись и отодвинувшись, вы обнаружите, что остались с друзьями или без друзей; и всё во благо, потому что настоящее остаётся, ненужное отваливается. Любая площадка время от времени самоочищается от лишних элементов, чтобы обновиться в согласии с запросами времени. Если вы не вписались в обновление как более консервативный элемент - задумайтесь, но не парьтесь. Возможно, у поспевающих за обновлением штаны скоро порвутся в шаге.
  
   Часть третья, гаражная
  
   "Делает превосходные колеса из пород дерева и играет на банджо. Такому спектру компетенций многие позавидуют".   
  
   Рассмотрим чисто мужскую тусу, в которой дам не ждут. Возможно, мужчины правы. Без дам проблем меньше ( игристых пузырьков в этом вине тоже меньше, и вино ли пьют, или другие жидкости, кто знает). Там общаются исключительно эксперты по всем цивилизационным вопросам. Подозреваю, они намеренно избегают шалостей первого и второго рода, но с удовольствием и завидным аппетитом едят, пользуют, и снова едят друг друга, и так - по кругу. Не пугайтесь: люди творческие, понимать надо. Им невероятно нравится витиевато оскорблять друг друга, они буйно креативят, растирая в грязь ближнего, и этим неповторимы и даже местами удивительны и достойны быть занесёнными в Человеческую Красную книгу - издание, покрасневшее от содержания, доверенного ему.
  
   Часть четвёртая, самоварная
  
   "- Вот так тебе! - злорадно пробурчал Агасфер, и стряхнул пакет в пузатый мусорный бак под укоризненным взглядом шести или семи рассохшихся стульев, ветхим полукругом шепчущихся о славном прошлом, разводах, пожарах и пролитом молоке".
  
   Обратимся к чисто женской тусе. О, она бывает двух видов:
   спокойный разговор двух подружек о жизни, о семье, о работе и путешествиях - невероятно дефицитная форма общения, но встречается. Она то затухает на несколько лет, то оживляется вновь: девушки не против пообщаться, вот только выкроить время на переписку им тяжело.
  
   И второй вид женской тусы.... я не знаю.
   Мне не доводилось общаться в исключительно женской компании, или участвовать в конкурсах женской прозы. Возможно, кто-то в комментариях опишет ритуалы женских разговоров, и этот текст будет дополнен.
  
   Часть пятая, футуристическая
  
   "Сияющие показным изяществом авто не хотели уступать своего места в потоке времени, неслись, неслись и неслись сверкающими пасхальными яйцами, как динозавры перед оледенением"
  
   Не пытайтесь убедить себя в абстрактности собеседников. Они - живые люди. И они многое расскажут о себе. Проблемы ожидаются не в возрастной разнице, не в образовании, а в ментальности, воспитании и диапазоне приемлемости: что человек готов позволить, на что подписался. В лихую годину особый отпечаток накладывает ещё и место проживания, ибо реал позаботится, чтобы это сделалось сверхважным, и актуальная эта повестка будет висеть в воздухе и выстреливать по горизонтальным отношениям.
   Кстати, литсайт редкое место, где люди умны, как минимум. Это облегчает вникновение. Но они же впридачу ещё и талантливы, а креативность - она во всём креативность, и может быть направлена против вас. Впрочем, вы сами однажды можете скреативить в общении, и удивиться результату, резко противоположному тому, который держали в голове *в этом месте я грустно смеюсь*
   Если обобщить, то важно следующее: самиздат - не единственная площадка, в сети их полно, они разноцелевые, на каждой свой микроклимат. Если в вашу группу влился свежий собеседник, воспитанный другой площадкой, боюсь, недопонимание неизбежно хотя бы из-за разницы активного словаря и привычек в общении с определённой аудиторией. Наверное, надо отпустить ситуацию на время, время - главный уравнитель.
   Но это не точно.
   Или точно это - не то...
  
   Что же делать и как быть, задумается молодой неофит, шагнувший на Самиздат, и будет не прав. "Что тут думать, прыгать надо!" - в анекдоте воскликнула обезьяна под высоко висящим бананом, и я, тоже в эволюционном отношении обезьяна, только в очках и с маникюром, говорю вам: никаких сомнений! Обязательно используйте литературную площадку для общения, люди здесь интересные, вы многому научитесь и кое-что поймёте хотя бы о себе *улыбка*.
   Ничего не бойтесь, оставайтесь нечувствительны к диагнозам здешних специалистов в области девиантной психологии: они не любят живых, им лучше с символами человека. А вы - живая, своеобразная, со своим набором требований к общению и миру. Вас воспитывали родители, вы несёте в будущее все признаки рода, породы, своей родной земли. И вправе мечтать и стремиться в то окружение, которое разглядит в вас лучшие качества.
   И не беспокойтесь, будет ли от ваших усилий толк.
   Главное - ваше стремление к гармонии в мире и гармонии в отношениях.
   И ещё, важно: наши пожелания к общению должны находиться чуть выше горизонтальной плоскости. Не только чтобы тянуться к лучшему, но просто из чувства самосохранения: чтобы не свалиться в "типичности" порой странного свойства. И не обязательно идти к исполнению желаний с хрустальными шарами на голове. Можно так, как ходите лично вы.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"