Стася Авось : другие произведения.

Эволюция странничества в народной традиции русской культуры

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Если кому есть что возразить по сути исследования - будьте добры, сделайте это. Я ведь ещё только учусь.

  "Откуда есть пошла земля Русская" - отрывок наизусть помнят, наверное, все, кто имел счастье учиться в школе. И многие - исследователи, любители поизучать культуру и дилетанты - утверждают, что с этих слов начинается русское извечное странничество, путь от себя к себе. Однако фактически пошла земля Русская гораздо раньше, раньше, чем появились наши библиографические источники, а во время, о котором существует только память преданий и слов.
  Откуда есть пошла земля Русская, кто по Русской земле начал первый странствовать и почему до сих пор не остановился - вот вопрос, на который пытается ответить данная статья.
  Итак, сперва мы пойдём в мир славян, многобожия и добродушия. Народ, знающий земледелие и войну, но не знающий рабства, живёт по собственным канонам. И тогда уже по дорогам сегодняшней земли Русской ходили не только для дела, но и так просто - людей посмотреть, себя показать. Просто ли? Давайте попробуем разобраться.
  Два основных пути, две архетипические линии мироздания были у славян. Один путь - вертикальный - соединял семь небес с ветвями растущего на острове Буяне Мирового Древа, а потом уходил в подземное царство - царство ужей, Кощея, Вия, Симаргла, вместилище лихорадок и прочей нечисти. Другой путь, пересекаясь с первым на пресловутом острове Буяне, соединял три мира - Навь (мир душ усопших, он же мир прошлого), Явь (мир людей, мир сегодняшнего дня) и Правь (мир светлого будущего). Визуально это напоминает всем известный график пересечения осей Икс и Игрек, с их нулём, плюсами и минусами.
  Человек, идущий по делу, шёл по дорогам Яви, не выходя за пределы этого утешного мира. Странник же отличался от него, причём настолько, что диву даёшься. Само слово "странник" фонетически и лексически представляет собой слияние двух смыслов корня "стран": это и человек "со стороны", иноземец, и человек непонятный, т. е. странный. Чем же он был непонятен - вроде бы, такой же совершенно, как земледелец местный, тоже две руки, две ноги. Разница только в образе жизни - в дорогах, по которым они ходят.
  Страннику могли быть известны пути проникновения в сопредельные миры, дороги, сокращающие путь по одной из двух осей мироздания и существования на Земле: Времени (горизонтальной) и Пространства (вертикальный). Чаще всего путник посещал именно вертикальный мир (если обратить внимание на тождественность корней в словах "странник" и "пространство"), общался с небом и землёй. Он нёс иное, тайное знание - и такому человеку был необыкновенный почёт у славян. Когда, например, земледелец уходил в поле, он оставлял незапертой дверь, а на стол клал ковригу хлеба на случай, если зайдёт странник. Ведь не было у человека осёдлого иного пути узнать о мире что-то новое, расширить рамки графика мироздания, кроме как послушать рассказы странного человека.
  Но шло время, шли дороги, жизнь шла - и в интересах государства князь Владимир, бросив попытки объединить культы богов разных местностей в единый культ, принял монотеистическую религию - христианство. Теперь Русская земля "стала есть" от ноева сына Иафета. Люди крестились. Странники - остались, приняв в себя единого Бога.
  И не просто остались - их, скорее всего, стало больше. Ведь сказано в Библии: "...странники мы пред Тобою и пришельцы, как и все отцы наши; как тень дни наши на земле, и нет ничего прочного" (1 Пар. 29:14,15). Дорога изменила цель: от пути из мира Яви в иные пространства мы пойдём дорогой христиан с земли на небо, или, иными словами, от плоти к духу. Странствие обрело двойной смысл. С одной стороны, конечно, это паломничество - путь в иной мир, к святому, возвышающему человека. С другой стороны, ведь и по сей день сохранилась двойственность человеческого мышления; мы - христиане-язычники, особенно на расстоянии от дома. Желающий уберечься от чего-то русский человек говорит - чур меня, или Боже, сохрани. Или и то и другое вместе. Кто есть Бог, объяснять излишне; Чур же - хозяин перекрёстков, дорог, начальник чертей, покровитель идущих (впрочем, черти ведь изначально не синоним бесов; в славянской дохристианской традиции они - берегини, хранящие границы между мирами). Так мы говорим сегодня, а уж тогда - и подавно.
  Таким образом, странник опять вызывает удивление окружающих. Он сопричастен то святому, то греховному началу, то молитве, то магии. Странников уважали, им внимали. Примерно в те времена появились калики перехожие - маги, оставшиеся от язычества. Многие из них были ослеплены за принадлежность ведовству - тайному знанию. Самый яркий образ калик сохранила былина об исцелении Ильи Муромца.
  Позднее полухристианский фольклор пополняется образами святых странников, блаженных и им подобных людей. Так, например, в собрании былин Григорьева фигурирует скоморошина "Вавило и скоморохи", в которой под личиной наиболее близких к язычеству славян по градам и весям ходят православные святые Кузьма и Демьян, вершат человеческую правду.
  Но на смену христианской эпохе, времени души человеческой, прикатило с запада на паровозе невиданное чудо-юдо - революция. Социализм. Всё, отныне в Бога не верят, Святую Троицу вынесли из красного угла, поставив туда другую - Маркса, Энгельса, Ленина. И людей странных стали преследовать. Всяк был приписан к месту, и желающий путешествовать не по путёвке был вынужден получить профессию, скажем, геолога, фольклориста. История изменилась, и то, что было, стало не тем, а чем-то чужим. Закрылись границы. Закрылись кавычки. Всё кончилось.
  Но - всё сохранилось. Были люди, прячущиеся от власти и пропаганды в дороге и ради дороги. Люди уходили от них. Люди, вроде бы, шли... К сожалению, это, такое близкое к нашему время, сохранило меньше всего сведений о странниках. Их якобы не было - потому что не должно было быть.
  Однако, как говорили римляне, via est vita: дорога есть жизнь. Жизнь не может стоять на месте, когда встали люди. Странники оказались одним из тех факторов, которые гонят по венам жизни живую кровь её, их не стало - и кровь скопилась в вене, превращаясь в тромб. Потом тромб двинулся. И ударил в сердце социализма. Конечно, не только отмирание традиции странничества вызвало его падение, но в частности то было отмирание духовного. Отрицая Бога, человек отрицает в себе божественное начало. Без души человек - животное, и больше ничего. А животное не может жить по-человечески.
  Странник ведь - он кто? Тот, кто встал и пошёл по дороге. А почему пошёл? Потому что не может иначе. Потому что хочет пользу принести людям. Хочет Бога почувствовать. Хочет ума-разума поднабраться. Да и мало ли ещё почему. В с. Тоншаево в 1997 году этнографы записали такое рассуждение о странничестве: "Ходить надо тогда, когда тебя туда потянет, а не просто так..." Что тянет странника?
  Дорога. Дорога сама по себе. Сегодняшние странники, люди, идущие для души, для самопознания, идут ради дороги и души в себе. Потому что есть такое место, где дорога пространства уводит от дороги времени, а душа человека уходит в небо, чтобы познать истину. Это и есть цель путешествия - правда. Правь. Светлое будущее.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"