Козачёк Николай Трофимович : другие произведения.

Трагедия ливов.

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Народ,уничтоженный латышами

  
  
   Трагедия ливов.
     (Народ уничтоженный латышами).
    
     Ливы-(ливск. līvlizt ) малочисленный народ, составляющий древнее население с 8 в.от Р.Х. Вентспилсского и Талсинского районов Латвии на Балтике.Ближайший родственный  ливам  народ- современные эстонцы, с которыми  ливы  поддерживали хозяйственно-языковые связи до начала ХХ века, в особенности с рыбаками острова Сааремаа. Их ныне почти полностью "проглотили" латыши.(этнография; нем. Liewen; латышск. либеши, от либетис, лив; старорусск. либь; латинск. Livones, Livii, Livenses) - небольшая отрасль финского племени, живущая на северном прибрежье Курляндии и в Ней-Салисе в Лифляндии. В древности были "сухопутные" и "морские" ливы. Считается, что первые были более миролюбивыми Отделенные широкою лесной и болотистой полосой земли от латышей, Ливы занимают узкий и песчаный берег на протяжении 68 верст, по обе стороны мыса Домеснеса, на западном конце резко обособляясь от латышей, на Востоке и Юго-В остоке, живя с ними чересполосно. Всех ливских деревень - 14, крестьянских дворов - 136..
     Летом 1846 года была совершена первая научная поездка в Лифляндию и Курляндию для изучения остатков 2 народностей - ливов и кревингов (народность - водь, а еще через год организована первая крупная экспедиция для исследования границы между Европой и Азией на всем протяжении Cеверного Урала. http://users.livejournal.com/_m_u_/256848.html .
     Антропологические исследования Ферд. Вальдгауера ("Zur Antropologie der Liven", Дерпт. 1879) подтверждают теорию финского историка Коскинена. По его выводам как ливы, так и карелы высокого роста, безо всякой наклонности к тучности. У обоих племен волоса каштанового цвета; цвет глаз у обоих серый (у карелов с переливом в голубой, у ливов - в карий), лицо продолговато - узкое, череп брахицефальный, скулы и лоб сравнительно узки. Борода у ливов лучше растет, чем у карелов; русые волоса у ливов редкость и встречаются только у детей. Борода каштанового или темно-каштанового цвета. Растительность волос на теле сравнительно сильно развита. Гильнер, поместивший в 1846 г. в "Bulletin hist.-phil." акд. наук сочин. "Die Liven der Nordküste von Kurland", уподобляет характер их эстонскому. С малых лет привыкшие к морю и его опасностям Ливы- смелые и энергичные мореходы, отличающиеся большим духом предприимчивости и большей солидарностью, чем латыши. Так как ливы живут на прибрежной полосе, большей частью покрытой зыбучим песком, то земледелие у них и невыгодно, и гораздо труднее, чем внутри Прибалтийского края.
     Поверья и обычаи, связанные у ливов с рыбаками и с морем.
     Они касаются обыденной повседневности людей, живущих на берегу и занимающихся рыбной ловлей. Перед выходом в море рыбаки совершали жертвоприношение около большого дерева, брали с собой в путь льняной мешочек с горстью земли. Провожавшие им желали: "Чтобы ты вернулся, как солнце возвращается", ведь уход в море представлялся как путешествие в ночь или в смерть.Были традиции, связанные с морскими сундуками. В морских сундуках ливские моряки хранили свои личные вещи, и среди них обязательно находились водка и деньги. Сундуки в море служили одновременно кроватями. Нередко на их железных ручках выковывали священные знаки (например, знак солнца). Рыба составляла у них главный предмет продовольствия и важный предмет торговли; особенно известна дондангенская копченая и вяленая камбала. Всё что нужно сверх добытого собственным трудами, ливы получали с острова Эзеля (Сааремаа). Пчеловодство, некогда сильно развитое, незначительно .
     Поверье о жёлтых цветах:
    в море запрещали купаться, пока вдоль побережья не появлялись жёлтые цветы. Это происходит обычно в конце мая - начале июня: белые, жёлтые и красные цветки сосны опадают, и ветер относит их в воду. Ливы говорят, что "сосна даёт морю здоровье", укрепляет человеческий дух, поддерживает выносливость. В это время люди собирают цветы сосны, делают с ними ножные ванны. Ветер - одна из морских стихий, играющая в рыбацком промысле важную роль. В языке ливов имеются названия ветров, точно совпадающие с названиями стран света - основными и промежуточными. В древней ливской мифологии ветер был персонифицирован, его до определенной степени обожествляли. Ливы верили, что именно ветер способствует появлению рыбных стай, но он же является причиной морских бурь и гибели рыбаков. Таким образом, ветер в ливской культуре связан как с пищей так и со смертью.
     Несмотря на то, что ливы никогда не являлись численно большим народом, они имеютдолгую и богатую историю. Известно что они платили дань полочанам в XII в., но с конца этого же века они начинают подпадать влиянию немцев, а в 1205 г. значительная их часть вынуждена была креститься в католичество Где жили ливы в Латвии ?Ли́вы - финно-угорское племя- в древности населявшие территорию современной Латвии Да чуть ли не на половине ее территории! Всю земли ливов хронист Генрих разделил на четыре части:
     поселения ливов на Даугаве (Duna - Liven), Турайда, Метсеполе и Идумею (Ydumea). круг Турайда (Thoreida) охватывает территорию вдоль обоих берегов Гауи и на юге граничит с ливами Даугавы (в промежутке большие леса возле Ропажи), на утренней стороне - с латгалами (латышами) и на севере - с Метсеполе и Идумеей. В округе Турайда находится замок старейшины Каупо (Magnum castrum Cauponis) См. Книгу кардинала Вайводса - ( J. Vaivods "Katolu bazni'cas ve'sture Latvija'" Ri'gas Metropolijas ku'rija, 1994)
     О степени распространения их имеются следующие данные: немцы застали их на Двине; в 1264 г. Рифмованная Летопись упоминает о них: в Митаве; в грамотах говорится о ливах, живших в 1289 г. в Долене, 1322 г. - в Зегевольде, 1349 г. - в Кирхгольме, 1359 г. - опять в Долене; по словам Гильбера де-Ланноа, они жили по дороге из Либавы в Ригу; между 1670 - 1676 г., по Гиерну, - на Салисском берегу до Лемзаля; по Шлецеру и Дитмару - в Ней-Салисе и Альт-Салисе. Затем в этих местностях ливский язык исчезает с заметной быстротой. О других, курляндских ливах сведений еще меньше. По грамотам 1264 г. они жили при Дурбенском оере, в 1296 г. - по обе стороны Ирувы (Ирбе); около 1650 г. Эйнгорн упоминает их только "на Ангернском берегу"; по Шлецеру (XVIII в.) они жили от р. Рое до виндавской границы.
     О быте древних ливов мало известно; по мнению исследователей, основанному на аналогии с устройством эстов и куров, они жили под властью нескольких старшин, каждый из которых владел своим округом и был предводителем на войне и даже судьей. Должность эта переходила от отца к сыну. Большую роль играла аристократия, из семей которой брались обыкновенно заложники. Дань немцам состояла сначала из известного количества хлеба с каждой сохи, а потом из десятины, которая, впрочем, менялась вследствии восстаний. Были ещё и чрезвычайные налоги.Так как ливы были более работящими ,то предки латышей старались с ними породниться и начали языковую экспансию в областях, занятых ливами.
     В 20-е годы прошлого века в буржуазной Латвии была издана и поныне самая обширная энциклопедия на латышском языке - Latviešu konversācijas vārdnīca. В ней была помещена карта доливонской Латвии. Карта указывает, что в 12-м столетии ливы занимали все земли от устья Даугавы до территорий эстов. Не случайно в Средние века Латвию и Эстонию называли Ливонией, а еще каких-нибудь сто лет назад Видземе официально именовали Лифляндией. То есть землей ливов.
     В XVII веке Эйнгорн в "Historia Lettica" упоминает о Ливах как народе не эстонском, говорящем на особом языке и известном своими волшебствами и суевериями.
     Язык, прежние судьбы и нынешнее состояние ливов обращали на себя внимание многих исследователей. Научным исследованием ливским языком. занимались академики Шегрен и Видеман. Первый путешествовал среди рх поселений в 1846 и 1852 гг., второй провёл у них лето 1855 г. Видеманом в 1861 г. изданы были, уже после смерти Шегрена, результаты его этюдов, во II т. "Ges. Werke Johann Andreas Sjögrens: Liv. Grammatik, nebst Sprachproben" и по-русски в 18 т. "Зап. Имп. Акд. Наук" под заглавием: "Обзор прежней судьбы и нынешнего состояния Л." (СПб., 1870). Шегрен сообщил предварительные результаты своих экскурсий географическому обществу и акдемических наук в "Rapport sur son voyage en Livonie et en Courlande" (1852). В новейшее время ливским языком интересовался проф. Эмиль Сетеле из Гельсингфорса (Сельсинки), объезжавший ливские местности в 1888 г. вместе с Вэйко Воллин и В. Томсеном.
     Ливский язык хотя близок по звукам и формам к эстстонскому, но, по Видеману, подходит в других чертах скорее к финно-лапландскому,чем к эстскому и карельскому. В 19-м веке российский этнограф Видеман отметил, что латыши не учат ливский. А вот ливы учились илатышскому, и немецкому. К тому времени в Сигулде уже не осталось ни одного лива, и называли эту территорию не Торейдой, а на немецкий манер Зегевольдом. Процесс слияния курземских ливов с латышами происходил гораздо медленнее. Хотя уже в I630-е гг. курземский суперинтендант П.Эйнхорн почти не замечал этнической неоднородности местного населения, тем не менее, ливы в Курземе были. Они довольно изолировано проживали в рыбацких посёлках на отрезке от Овижи до Жоцене, медленно сливаясь с латышами и теряя свою самобытность.
     Однако ливы еще сохранялись на севере Курземе. Причем их количество во времена Российской империи даже возрастало. Согласно ревизии 1850 года здесь насчитывалось 2180 ливов, а перед Первой мировой войной - более трех тысяч. Казалось, есть шанс на выживание... Увы, в 1929 году ливов оставалось лишь 1425. Латвийская республика нанесла последний удар по устойчивости ливов Стремителен был процесс ассимиляции. Этому способствовало еще и отсутствие территориальной автономии ливов и то, что не было представителей ливов в Сейме, которые могли бы защитить интересы маленького народа. Не было ливских школ, и даже из церквей, где раньше, хоть изредка, произносились проповеди на ливском языке, он полностью исчез. Буржуазную администрацию раздражали тенденции к сепаратизму отдельных представителей ливов. В 1923 году ливы обратились в Кабинет министров Латвии с просьбой создать национальный округ. Но правительство отказало.
     Ливы исторически часто воевали с пращурами латышей. Улдрикис Капбергс с хутора "Бунтики" пошел на отчаянный шаг. Он объявил себя королем ливов Улдрикисом I. "Король" решил не признавать ни правительства Латвии , ни законов Латвии, запретил сыну служить в армии, отказывался платить налоги. "Его Величество" был надолго посажен в вентспилсскую тюрьму, где и умер. Некоторые поселки исчезли вообще.
     А ассимиляция ливов продолжалась. В Латвийской ССР ливов просто записали в латыши даже не спрашивая. Если лив просил записать в паспорте свою национальность, латышский чиновник отвечал,что такой народ вымер и его нет. Этот факт очень возмущал доцента ЛГУ имени П.Стучки И. Бишерса.По переписи 1935 г. в Латвии жило 944 лива. В 1959 г. 166 человек, в переписи 1970 г. - 70 человек .Современная оценочная численность людей с полным или частичным ливским происхождением - около 400 человек, из них около 50 проживают в границах созданного специально для них культурно-языкового заповедника Ливский берег (с 1992 г.) и в Российской Федерации (64 чел., 1992).
     Язык ливский. Верующие - христиане (лютеране). . Исторически родной язык ливов - ливский, ныне почти не используется в живом общении На 2011 год у 180 жителей Латвии национальность "лив" указана в данных Регистра жителей. Большинство современных ливов подверглась леттизации (т. е. латышизации)_ или русификации. Родным языком 92 % современных ливов назвали латышский, 7,5% - ливский, 8 % - русский, и лишь одну женщину, Кристину Гризельду, можно назвать полноценным носителем ливского языка. В 2009 году умер последний лив, Виктор Бертольд, говоривший на родном ливском языке. Восхищает мужество этих практически нескольких человек - оставаться ливами, сохранять себя народом до последнего человека. "Лив, ты - маленькая звезда, тебе нужно светить, иначе нельзя!" - так поют ливские дети в летнем лагере на берегу моря. Когда есть звездное небо не только над головой, но и в сердце, исчезнуть из мировой культуры невозможно. Потому что и остаться в мировой культуре возможно - лишь придя в нее одновременно и от земли, и от неба".
     Сегодня этот крохотный, почти исчезнувший народ обрел общечеловеческое значение - рождая в сердце особенную любовь к себе, ливы увеличивают "количество" любви на свете, улучшают тем самым все человечество. Рождая любовь, как и поэзию, и целый народ, и отдельный человек непременно обретают общечеловеческое значение.
     Вот почему нам необходимо знать о ливах .Об этом народе в Латвии вспомнили лишь в канун празднования 800-летия Риги. В латвийской столице появилась площадь Ливу, издавались книги о ливах. Ныне в Латвии известен поющий на латышском языке ансамбль "Ливы", аквапарк "Ливу". Латвийское законодательство формально признает ливов коренным народом Латвии. Ливская культура оказала значительное влияние на латышскую; сравн., например, латышские песни дайны Часть слов латышского языка получена из ливского языка. Из него получены главным образом слова, которые описывают море и явления, связанные с рыбной ловлей, кроме того и другие слова. Но слышали ли вы ливскую речь на улицах Риги? А ведь в основании данного города этот народ принял существенное участие. Мастерит ли уже сегодня самую последнюю лодку умелец-лив? Напевает ли при этом тихую песню Николая Рубцова, если даже не слышал ее никогда: "Буду поливать цветы, думать о своей судьбе, буду до ночной звезды лодку мастерить себе"? Мастерит ли и каждый из нас возле лива - свою лодку, чтобы переплыть бездну исторического небытия? Нельзя возродить исчезнувший народ однако "куол-ка" на ливском языке означает: "умри тоже!"(Колка последнее поселение Латвии где ещё есть ливы). Ливов ещё Улманис начал гнобить, закрыв их газету, запретив язык во внедомашнем общении и из их среды, посадив даже в тюрьмы их лидеров. Так, что налицо истинный геноцид: наши плакальщики по оккупации попросту растворили целый народ без остатка своим желудочным соком. .ВСЁ ВО ИМЯ ТОРЖЕСТВА ЛАТЫШСКОЙ ЛАТВИИ И ЕДИНСТВЕННОГО И НЕПОВТОРИМОГО В МИРЕ ЛАТЫШСКОГО ЯЗЫКА?..
    Латвия вновь идет дорогой, указанной князем Каупо - участвует в евроинтеграции. Латышский национальный проект "Общественная интеграция Латвии" сводится примерно к следующему: создаем крепость из людей, владеющих латышским языком на уровне родного, и очень дозированно принимаем в эту крепость нелатышей, а за крепостными стенами пусть бушует хаос из этих нам чуждых русских. Руководители в "крепости" только латыши или люди, ставшие латышами. По странному стечению обстоятельств численность населения страны резко уменьшается, причем специалисты уже не видят конца демографическому кризису и предрекают, что через четверть века нас станет почти на полмиллиона меньше...
     В общем, хотя ливом в Латвии сегодня быть и почетно, да латыши не чувствуют своей вины в геноциде против этого маленького народа. Из чего можно сделать вывод: как только численность национального меньшинства опускается ниже порога 0,01% от титульной нации, его начинают пусть формально пламенно любить. Русским от латышей этого, увы, не дождаться никогда, политика русофобии продолжается.
    
  
  
  
    (По материалам интернета) Егор Пименов 15 декабря 2011, Рига.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"