Тонкая длинная черная тварь прилипла к моим ногам.
Она ненавидит свет, но без света ее нет.
"Наутилус Помпилиус". "Кто еще..."
1
Скажи пароль
Кто сказал, что бесполезно
биться головой о стену?
"Наутилус Помпилиус". "Хлоп-хлоп".
Если очень долго бить в стену лбом,
Со временем лоб превратится в лом.
А. Макаревич. "У свободы недетское злое лицо".
И я слышу вопрос, и не знаю ответа,
Но когда я, наконец, закрываю глаза,
Я отчетливо вижу полоску света,
Там, где Ветер Надежды наполнит мои паруса.
А. Макаревич. "Ветер надежды".
- Привет! - сказало Отраженье.
"Сгинь", - подумал я.
- И не подумаю.
"Тень! Знай свое место![1]"
- Это из другой оперы, придурок.
Оно уходит, сквозь немытое стекло меня разглядывает какая-то рожа. Она ж - мое любимое лицо, когда я трезвый и здоровый. Кожа бледная до синевы, глаза запавшие, - ну, вылитый мертвец.
Побриться что ли? Да, нет, тут полумерами не обойтись... Тут надо бы всю рожу делать заново. Хотя, кто знает, может еще хуже получится. В маске вполне сойду за симпатичного парня, вот только плечи бы расправить, хребтину выправить, мышцу поднарастить, - и стану на человека похож. Ну мало ли, что прохожие в темноте шарахаются и на стенку лезут, красота она понятие условное, на всех не угодишь.
Машина ждет меня у подъезда. Большая, дорогая, красивая, - жаль, не моя. На капоте трепещет крохотный флажок с эмблемой "Тэн[2]".
Двое телохранителей старательно обыскивают меня. Чемоданчик открываю сам и демонстрирую нехитрое содержимое.
Последняя проверка. Металоискатель не показывает ничего необычного: два транспланта в голове и искусственная кисть правой руки. Такие штуки для охраны вечная проблема. Моя рука опасна, но я им слишком нужен вместе с ней, а то бы отпилили, сволочи.
Дверца машины важно открывается, и я склоняюсь в почтительном поклоне. Тодо Йоши, когда-то Толян, едва кивает мне в ответ, мол, можешь заходить.
Влезаю и пристраиваюсь на краешке сиденья. Люблю кататься на машинах, жаль редко счастье выпадает.
Машина движется по улице неспешно, плавно, как будто не по грудам мусора, усеявшим асфальт. Все уличные банды знают ее и не рискуют нападать. Даже внутри тяжелого танка я не был бы в большей безопасности.
Мы едем в тишине и молчании через весь город.
"Тэн" охраняет маленькая армия. Прилегающая к нему территория патрулируется наземными и воздушными бригадами, вооруженными по самому последнему слову военной техники. Машина минует три контрольно-пропускных пункта безостановочно, но я бы заложил свои транспланты, что нас уже сто раз проверили. И если бы в салоне оказался кто-нибудь другой, машину остановили бы еще на выезде из города, где пролегает незаметная, но четкая граница.
Огромной черной глыбой высится Дом Корпорации, как называют его служащие, издалека похожий на оплывшую четырехгранную свечу. На нем нет острых выступов, балконов, лоджий, балюстрад и даже окон. Никаких архитектурных излишеств, угрожающих безопасности или нарушающих секретность.
Громаду "Тэн" построили за городом. Вокруг на десять километров нет ни одной многоэтажки. Строители заботились о безопасности клиентов.
Машина медленно въезжает в подземный гараж. У всех машин такого класса есть общая особенность: как бы быстро вы на них ни ехали, все равно получается неторопливо и солидно. Въезд тут же закрывается тяжелой бронированной плитой. Корпорация предпочитала перестраховаться в наше неспокойное время.
Вокруг машины мгновенно вырастает кольцо охранников. Все как один в броне с самонаводящимися винтовками в руках. Безликие и идентичные, как роботы или солдатики в компьютерной игре.
Дверцы автомобиля степенно открываются, и мы выходим. Приятно, что Толяна обыскали точно так же как меня. Охрана очень серьезно относится к своим обязанностям. И это правильно.
Как только заканчивается обыск, почти что вся охрана исчезает. Нас окружали голограммы. Остаются только двое. Теперь они - телохранители, и следуют за нами по пятам.
Толян ведет меня к лифту. Войдя, он ничего не нажимает, ничего не говорит, кабина начинает двигаться сама и не только вертикально. Через минуту не могу сказать, в какой части здания мы находимся, даже на каком мы этаже. Вверх, вправо, вниз, опять направо... И так до бесконечности. Возможно, лифт уже под самой крышей, а может, мы спустились ниже гаража. Системой "умных" лифтов управляет Центральный Компьютер корпорации, стараясь за кратчайший срок переместить вас из одной точки пространства в другую.
Тут двери плавно открываются, и мы выходим в просторный холл. В другом его конце полупрозрачная дверь с эмблемой корпорации: бездонно-черный круг с горящей алой точкой в центре. Я здесь уже бывал. Поездка перестала быть приятной.
Анэ Одо улыбаясь встретил нас в дверях.
- О хаё годзаймас[3], Алекс-сан! - радостно воскликнул он, сверкнув жемчужными зубами. - Тодо, оставь нас, - обернулся он к Толяну. Йоши молча поклонился и исчез за дверью. Мы остались один на один.
- Не такое уж и доброе, Андрей Андреич.
- Садись, Алекс, у меня к тебе дело.
- Я внимательно слушаю.
- Да нет, ты сядь. Дело серьезное и на ходу мы разговаривать не будем. - Анэ Одо уселся в кресло и подождал, когда я сяду напротив. - Вот так-то лучше. Теперь поговорим о твоей работе. Ты помнишь Барда?
- Конечно помню.
Скрывать бессмысленно, пять лет назад мы с Бардом делали заказ для корпорации. Только он остался в "Тэн". Тогда его работа произвела большое впечатление на руководителя отдела кадров Андрея Андреевича Одинцова, которого некоторое время спустя стали называть исключительно Анэ Одо.
- Недавно он нанес ущерб всей корпорации, а так же мне лично.
- А я при чем?
- Бард заблокировал Центральный.
Вот ё-моё... Пять лет назад мы занимались программированием Центрального. Гигантский монстр, мне даже трудно думать о нем как о компьютере. Десятки, сотни килограммов живой плоти и ничуть не меньше электроники. По замыслам тех лет все разработки корпорации должны были вестись в виртуальном пространстве Центрального. Все здание "Тэн" перенесли в абстрактный мир компьютерного чрева: лаборатории, офисы, лестницы, лифты, даже туалеты для правдоподобия. Никто не смог бы отличить фальшивку от реальности, не будучи администратором системы.
- Все наши разработки заморожены. Мы можем взять всю информацию с резервных копий, но нам негде с ней работать. Вся вычислительная мощь корпорации была сосредоточена в Центральном. И вдобавок этот сукин сын стянул у нас все секретки[4].
- Да-а-а-а...
Я задумался. Картинка получалась очень нехорошая. Понятно, что меня хотят нанять, чтоб разблокировать Центральный. Конечно, я не лучший специалист в этой области, но работал вместе с Бардом. Это повышает мои шансы. Но и Бард наверняка знал, кого вызовут ломать его блок. Вот проблема.
- Любой компьютер можно разблокировать, это только вопрос времени.
- Времени у нас немного. Месяц можем потерпеть, но вряд ли больше. Дольше я не в состоянии скрывать эту проблему.
Значит, вариант со сносом всей системы отпадает. На настройку у нас с Бардом в прошлый раз ушло почти полгода. Вчерне я управлюсь за неделю, вот только будет все не так как было. Вместо старого привычного подобия лабораторий возникнет серая стандартная среда, в которой ни один из операторов работать не умеет. Их просто не учили этому. Придется всех их переучивать, а сколько это времени займет? Наверняка довольно много. Ряд данных точно обрабатывается новыми программами, которых нет в стандартном комплекте, значит, их придется написать или найти в архивах, а это тоже занимает время.
Значит, придется ломать. Ломать - не строить.
- А секретки я вернуть не в силах, если Бард успел их сунуть в Сеть...
- Нет, не успел. У нас его компьютер. Он перенес туда все материалы, а переправить дальше не сумел.
- Вы уверены?
- Да. Все остальные администраторы уверили меня, что времени на передачу информации у него просто не было. Мы проверили все возможные каналы, следов нелегального трансферта[5] не обнаружено.
- А что я получу за труд?
- Уйдешь своими ножками. За деньги можешь не трястись, все сделаешь путем - получишь по заслугам. Но если профилонишь и меня подставишь, я тебе лично кишки выпущу, без всяких ритуалов.
Он запускает по столу мышасто-серый тонкий кейс с нехитрым кодовым замочком и матовым окошечком дактилоскопического контроллера.
- Код - 65536.
К чемоданчику приклеен скотчем напалечник с каким-то отпечатком, наверно, бардовым.
- Андрей Андреич, если кейс у вас, то где же Бард?
- Угробился придурок. Пытался скрыться на вертолете. Охрана его сбила. Идиоты... А он сгорел в кабине, не смог выбраться.
- А как же кейс?
- Кейс пуленепробиваемый, с огнеупорным покрытием, его только слегка протереть пришлось.
Два одинаковых охранника безмолвно следуют за мною до гостиницы. Так официально называют крохотные комнатки для временных сотрудников Корпорации. Постоянный служащий имеет одну или более комнат в зависимости от статуса, контрактник обитает в "ячейке камеры хранения". Три на два на полтора. Стоять нельзя, только лежать или сидеть, гостей принимать тоже особенно негде, места вполне достаточно для простого здорового секса. Корпорация уважает человеческие чувства персонала.
Устраиваюсь поудобней в позе лотоса и погружаюсь в медитацию.
Через минуту кладу кейс на колени и отдираю напалечник от крышки, надеваю, выставляю код и прижимаю отпечаток к матовой пластине. С легким щелчком крышка открывается на миллиметр.
Я открываю портакомп[6] и задыхаюсь от восторга. Модель "Юки-тори[7]" Паназиатского Консорциума. Мне на такой при жизни денег не хватало.
Я, как в бреду, ласкаю кнопки кончиками пальцев свою несбыточную мечту. В башке туман, а надо бы сосредоточиться. На экране нарисована эмблема Корпорации, перечеркнутая надписью: "Басуваадо иэ[8]". Похоже, что писал сам Бард стилом или трек-болом. Давным-давно, когда мы с ним работали в связке, мне доводилось видеть, как он лихо крутит шарик портакомпа. Уверен, он бы мог подделать на экране подпись любой сложности без всяких хитрых приспособлений, чисто ловкостью рук.
"Скажи пароль".
Уже сказал. Я открываю чемоданчик, достаю свой портакомп. Моя машинка на порядок хуже, ну да им не в преферанс играть. На "Снегире" имеется набор универсальных разъемов, к которым можно подключить любое внешнее устройство, будь то клавиатура или мышь, или другой компьютер. Я подтыкаю специальный кабель, который выдает мой портакомп за внешнюю клавиатуру, и запускаю перебор. Нехитрая программка генерирует по двадцать паролей в секунду. Такими темпами мне понадобится пара месяцев, чтоб перебрать их все. И ладно, время - деньги. В данном случае мои, пока я нужен Корпорации, мне платят.
Два бронированных болвана следуют за мною по пятам. Я знаю, что их приставили не шпионить. Просто кто-то полагает, что мой ранг достаточно высок для постоянной охраны. Интересно. Надо будет выяснить мой временный статус.
У входа в компьютерный зал меня останавливает стража.
- Пройдите контроль!
У двери терминал службы безопасности. Дотрагиваюсь до экрана, и на его поверхности неспешно проступает подсвеченный контур ладони.
"Приложите руку к экрану", - предлагает нежный женский голос, ну разве можно отказать даме в такой мелочи. С непринужденным видом подчиняюсь приказу.
"Приложите глаз к сканеру".
Чуть ниже, чем хотелось бы, на стенке виден черный окуляр. Рассчитано на средний рост японца. Когда они в последний раз захаживали в "Тэн"? Присев заглядываю в дырочку. Есть в этом что-то извращенное.
Секунда неподвижности, пока машина на другом конце невидимого провода тасует отпечатки и сетчатки. Охрана равнодушно наблюдает процедуру, но их винтовки сами целятся в меня.
Чик-трак. Совпало. Отлегло от сердца.
Дверь растворяется в воздухе. Похоже это нанороботы. Самая дорогая и надежная защита. Дверь возникает сразу за спиной. Я остаюсь один.
Пять лет прошли бесследно для Компьютерного Центра. Та же крохотная комната с круглыми стенами, а в самой середине - неприметная контрольная панель. Вокруг нее стоят двенадцать кресел, больше напоминающих кушетки, - места для операторов. Сейчас они пусты, работать не с чем.
Ложусь в одно из кресел. Оно послушно обтекает тело, лицо скрывает операторская маска. С легким гулом включается генератор виртуальности, и я проваливаюсь в бездну.
Вход расположен среди людной улицы. Не помню, из какого фильма вытащил Бард это чудо.
У входа царит вечная ночь, но все в округе озаряется огнями неоновых реклам. Высоко над улицей периодически вспыхивают полотнища голографических экранов, на них мелькает несвязуха кадров. Какие-то люди в странной одежде с раскрашенными радугою волосами. Время от времени проносятся сверкающие автомобили. Кого-то лупят в переулке. По тротуару неверной походкой идет голая женщина. В помойке отдыхает наркоман. Словом, идет повседневная, будничная жизнь.
И над всем этим возвышается громада "Тэн".
У входа в здание стоит классический охранник - закованный в броню, с винтовкой.
- Цуко-кекасё[9]!
Все это просто ритуал. В тот самый миг, когда включился генератор, компьютер просканировал мою сетчатку и с точностью до миллибайта отмерил мне полномочия. Но я протягиваю карточку с цитатой:
Tiger! Tiger! burning bright
In the forests of the night,
What immortal hand or eye
Could frame thy fearful symmetry?[10] -
все, что я знаю по-английски, и добавляю: "Мы с тобой одной крови. Ты и я.[11]"
Эта комбинация должна включить режим создателя, что обеспечивает ряд преимуществ при работе в виртуальности. Оружие охранника немедленно исчезает, это знак, - система признала меня и готова к работе на запрошенном уровне полномочий. Вот хорошо, а я боялся. Бард вполне мог найти мою закладку и обезвредить.
Вхожу. За мной пытается ворваться дико татуированный панк на мотоцикле - какая-то шпионская программа, пролезшая в портал ЦК. В руках у стражника вновь появляется винтовка. Длинная очередь буквально сметает панка со ступенек, но тот имеет наглость огрызаться, в его руке я вижу пистолет. Довольно опасное нечто просочилось через фильтры Корпорации, похоже Бард совсем не занимался безопасностью. Тогда зачем его держали при Центральном?
А вестибюль живет своей жизнью, совершенно независимой от перестрелок за дверями.
По правую руку от меня появляется размытое пятно.
- Коннитива[12], Алекс-сан! Я ваш гид. Выберите, пожалуйста, мой внешний вид. Для начала определитесь с полом.
- Скопируй меня, - приказываю я. Статус создателя имеет свои преимущества, я могу отдавать компьютеру прямые команды, а не следовать его инструкциям в диалоговом режиме. - Следуй за мной.
И мы скользим по коридору, поднимаемся на лифте, через стену входим в помещение Центрального. Здесь все неотличимо от реальности, в одном из кресел вижу свое тело. В почетном карауле за дверями каменеет стража. Ну, чисто мавзолей. Шагаю прямо на контрольную панель, и ноги растворяются в круговороте виртуальности, а в следующую секунду меня выбрасывает прочь.
Я пробиваю своим телом стены, сметаю двери, перекрытия. По траектории моего полета вспыхивают огоньки сигнализации. Я пытаюсь удержаться, но все предметы превращаются в пыль, я ни за что не могу ухватиться.
- КОНТРОЛЬ!!!
Передо мною возникает крохотная плашка, на ней все так же криво нарисовано: "Скажи пароль".
Меня выкидывает вон из здания и зверски плющит о голографический экран, порою виртуальность может быть непредсказуемой. Вишу, прижатый к размалеванным грудям, которые сменяет татуированный член.
Бард! Извращенец!
- Персональный контроль!
Передо мною новая пластинка, негнущейся рукой жму кнопку "Сброс" и возвращаюсь на ступеньки перед входом. Все точно так же, только справа за спиной безмолвно стоит гид.
- А я предупреждал, - заглядывает через плечо навязчивое Отраженье.
"Не отвлекай меня!"
- Проблемы, босс? А кто-то строил из себя такого умника... Ты ведь всегда считал себя умнее Барда.
"Не твое дело, кого считал, и как считал!"
Я прохожу мимо охранника. Труп панка оживает и опять пытается пробраться в здание, но получает пулю в голову и навсегда выходит из игры.
Меня выбрасывает трижды, несмотря на то, что каждый раз я пробую входить в ЦК по-разному. Похоже, Бард предусмотрел все мои фортели. Поищем обходных путей, а в крайнем случае придется применить транспланты.
Я выхожу из виртуальности и отправляюсь в "камеру хранения". Необходимо отоспаться.
Охрана тенью следует за мной.
Я залезаю в камеру и засыпаю, не успев раздеться. Да, в виртуальности пробить собою стену проще, но все равно утомляет.
Просыпаюсь от того, что в комнате еще кто-то есть.
Перед моим компьютером сидит консерва[13] и смотрит на меня.
Черт! Как же он вошел? Охрана... Значит, пропустили. Или его статус столь высок, или он здесь по приказу начальства. Первое вряд ли, консервы в нашем обществе не могут занимать ключевых постов, тем более в столь традиционной корпорации как "Тэн". Значит, его кто-то прислал.
- Привет! Я тебя разбудила? Извини.
Проклятье! Женщина! Впервые вижу женщину-консерву, обычно это участь мужиков. И она еще извиняется! За что?! За то, что разбудила меня, когда собиралась потихоньку покопаться у меня в компьютере?
- Ты кто такая?
- А ты чего это такой агрессивный? Никак подраться со мной хочешь?
Боже упаси! Да ни в жисть! Консервы все отличные бойцы. Обычному человеку точно сто очков вперед дадут.
- Ты кто такая?
Она меня и пальчиком не тронет. Уверен, потому и драки не боюсь. Если бы ей было надо, она бы мне свернула шею, пока я дрых. Ее прислали не как ликвидатора. Гейша? Вряд ли... У меня нет стойкой репутации извращенца.
- Меня зовут Тошико Айдзаки, я работала c Бардом.
- Ты программистка?
- Да, немного. Скорей я инструмент, Бард не носил трансплантов. Он использовал меня.
- Да? Интересно как?
- Зачем тебе? Ведь у тебя в башке компьютер.
- Ну, это-то меня не радует, хотя не скрою, очень помогает.
- Я знаю. У Анэ Одо есть твое досье, я прочитала и запомнила.
- Тебя прислал Анэ?
- Да, он надеется, что я смогу помочь тебе найти ключ.
- Поэтому ты и полезла к портакомпу?
- Да, я хотела посмотреть на результаты твоего труда. Немногого же ты достиг.
- Я занимаюсь этой проблемой меньше суток...
- Больше.
- В смысле?
- Больше суток.
- Как? Неужели я так долго спал?
- При мне - часа два, а в целом почти сутки. Я посмотрела логи[14]. Человека без транспланта пришлось бы класть в реанимацию, а ты всего-то и поспал подольше.
- Ни фига себе! У тебя есть права на доступ к логам?
- Конечно. Я - администратор второго уровня. Кроме меня и Барда никто не может напрямую работать с Центральным.
- И кроме меня.
- Извини. Я еще не привыкла к этому. Кстати, как ты дошел до входа в контрольную зону?
- Перед уходом я оставил за собой права создателя.
- О!
Удивленное лицо консервы - стоящее зрелище. Хотя не знаю, можно ли назвать лицом кусок подвижного металла.
- Это круто. А я-то думала, что Бард подчистил все концы.
- Нет, он даже не занимался безопасностью. По крайней мере, он не занимался ей серьезно.
- Нет? Над чем же мы тогда работали?
- А ты не знаешь?
- Нет. Он использовал меня, просто как используют трансплант, чтобы прогнать набор команд.
- Вот иногда я думаю, а понимает ли меня трансплант. Ведь он часть моего мозга, часть меня. Он тоже мыслит? Или существует?
- О! Мсье - философ?
- Мсье - программер. Так что же ты успела высмотреть за два часа?
- Ну, кроме полного физиологического обследования и поверхностного сканирования трансплантов, я убедилась, что взломщик из тебя, как из собачьего хвоста сито.
- Не понял.
- Ты неправильно ищешь пароль Барда.
- Кто тебе сказал?
- Сама додумалась.
- Ах да, ты же работала с ним. А значит, знаешь о его методах защиты. Хорошо. В чем я не прав?
- Бард никогда не ставил клавиатурных паролей. Он считал их слишком ненадежными, да и с памятью у него было плоховато, все время забывал комбинации. Поэтому обычно он использовал в качестве пароля какое-нибудь изображение, например, картинку с календарика, который таскал в кармане, лейбл на куртке, да все что угодно.
- Проклятье! Что же это может быть?
- Не знаю, думаю, что это было у него все время под рукой. Это должно быть что-то такое, что он всегда носил с собой.
- Но что?!
- Не знаю, я никогда не имела доступа к его личным вещам или возможности пошарить по его карманам.
Ну, что же, значит, Бард не был извращенцем. Он не спал с консервами.
- Жаль, нынче этого не сделать.
- Почему?
- Вот странно... Разве ты не в курсе? Старина Бард погиб.
- Ну, да, я знаю...
- Он сгорел. Ничего не осталось, кроме золы и портакомпа.
- Сгорел?
Ее лицо становится печальным, я никогда не думал, что консервы обладают такой развитой мимикой. Мне даже показалось, что она вот-вот заплачет. Но нет, это иллюзия. Консервы не умеют плакать, им это не нужно.
- Я думала, что его застрелили, но сгореть... Для человека это страшно, ведь вы не можете отключать болевые рецепторы.
- Скорей всего он ничего не чувствовал. Вертолет упал с большой высоты, он или умер при ударе, или потерял сознание.
Ну, надо же. Мне только не хватало утешать консерву.
- Не знаю как теперь решать эту проблему... Голову даю на отсечение, что Бард закрыл Центральный так же, как и свой портакомп. Пароли наверняка идентичны.
- Взломав один, мы получаем доступ в оба места? Здорово, теперь я понимаю, почему ты начал с портакомпа, его вскрыть легче. Жаль, только шансы нулевые...
- Ну, не совсем. Просто мне понадобится больше времени, чтобы взломать защиту.
- Такими темпами ты будешь ломать ее до второго пришествия.
- Второго? Хоть до третьего. Быть может мне удастся натравить на него шпионские ломалки других фирм...
- А ты уверен, что потом сумеешь побороть их?
- В этом-то и состоит проблема...
- А может попытаться просканировать диск портакомпа?
- Бесполезно. Шифрование и защита данных в моделях класса "Юки-тори" реализованы на аппаратном уровне. Сканирование бесполезно без пароля.
Я отключил свой портакомп, и тут мой взгляд упал на яркий лейбл со снегирем.
- Так, значит, говоришь, что это должно быть под рукой?
- Ну, да. Это в порядке...
- А знаешь, принеси-ка ты мне сканер.
Идея с треском провалилась, как и следовало ожидать. Не мог ведь Бард быть полным идиотом, нет, не мог. Конечно, логотип у ПАК красивый и все время под рукой, но в тоже время слишком очевиден. Бард не из тех, кто приклеивает к монитору бумажку с паролем.
Пару дней я бегал и с другой идеей, что пропуском является сама надпись "Басуваадо иэ", начертанная рукой Барда. Тут-то вдруг и оказалось, что компьютер не желает принимать информацию с внешних входов, типа сканера или планшета. Все попытки рисовать трек-болом закончились полным провалом. Компьютер игнорировал меня.
Ну, что же оставалось делать?
Я и Айдзаки уже много раз прощупали компьютер Барда, лазили в Центральный, без толку. Не помогали ни упорный труд, ни медитация. Сидеть и тупо созерцать "Снегирь" вошло уже в привычку.
Эта чертова машина больше не внушала мне благоговейного трепета, я не хотел ее, я жаждал размахнуться посильнее и раздолбать ее одним ударом на детали. Только это вряд ли выйдет при непробиваемом-то корпусе.
И все-таки машина - зверь, каких только примочек не напихано. Вот, например, видеокамера. Глазок чуть больше, чем булавочная головка, но по документации изображение дает отличнейшего качества. Правда, если верить документации, то вся электроника работает либо замечательно, либо превосходно, чего в природе никогда не наблюдается.
Бард мог бы в качестве пароля использовать себя любимого. Наличие видеокамеры позволяло создать, к примеру, трехмерную модель головы человека, включившего компьютер и сопоставить ее с неким образцом. Вот только мощности у портакомпа не хватает на корректное решение такой задачи.
Рядом микрофон... Конечно! Микрофон!
- Эй! Айдза! Айдза! Я придумал!
В каморку заглянуло удивленное лицо консервы.
- В чем дело, Алекс? Очередная бредовая идея?
- Иди! Иди сюда! Ты можешь просканировать вот этот микрофон?
- А на какой предмет?
- Я хочу точно знать, активизируется ли микрофон, когда компьютер включен.
- Ты хочешь узнать, работает он или нет? Зачем?
- Я думаю, что Бард закрыл свой комп голосовым паролем. Уж голос-то распознать "Снегирь" сможет.
- Согласна, сможет. Я сейчас проверю.
Айдза медленно водит руками возле микрофона, такое впечатленье, что колдует. Как говорится: "Именем Мордора! Откройте![15]"
- Уверена, что микрофон работает.
- Отлично, я пошел к Андреичу. У них должны быть образцы голосов.
- Если только образец Барда еще не стерли...
- Это вряд ли, его досье будут беречь, пока я не вскрою Центральный.
"Меня зовут Бард. Я - администратор первого уровня. Обслуживаю Центральный Компьютер корпорации "Тэн". Год рождения: две тысячи тридцать шестой. Место рождения: неизвестно..."
Темнит старик. Не называет своего имени. Не называет своего родного города. Даже страны. Там дальше дурной треп, про неизвестную национальность, неизвестных родителей и все остальные неизвестные его жизни. Все это запичужено в мой портакомп, и ну ни капельки не помогает.
О да, "Снегирь" все принимает, пережевывает, но открываться не желает.
"Скажи пароль, скажи пароль, скажи пароль..."
Заколебало!!!
Я видеть не могу этих слов на экране! Я ненавижу гада Барда, который так законопатил щели, что и не знаешь куда ткнуться.
"Господи! Скажи пароль! Ну, я прошу, будь снисходителен... Будь ласков, Господи, шепни на ушко. Я тебе всю жизнь молиться буду. Господи, я ведь и креститься могу, если надо. Только помоги! Надели меня толикой мудрости, ибо ты же всеведущ и всезнающ! Господи! Ну, помоги! Чего тебе стоит? Ну скажи пароль!"
Тишина. Не желает со мной разговаривать. Не уважает меня боженька, да собственно и не за что. Кто я такой?
"Проходи... О, Боже! Неужели наконец свершилось?!"
Озаренье навалилось на меня подобно горному обвалу, смело, сдавило, сплющило и выпотрошенного шмякнуло с небес на землю. Неужто я нашел пароль? Ведь вот же он! Все время был написан на экране!
Как Бард любил этот незамысловатый анекдот!
- Скажи пароль!
- Пароль!
- Проходи.
Как он смеялся, вытирая слезы над тупой и старой шуткой. Гад! Ты и теперь наверное смеешься, у себя в аду. Смеешься, когда черти жарят тебя в масле. Да, твоя шутка удалась. Я целую неделю не видел ответа перед самым носом. "Господи! Если ты меня слышишь, спасибо тебе, Господи! Вразумил засранца! Эй! Дьявол! Сатана! Поддайте жару моему дружку! Он это заслужил сегодня!"
- Айдза! Айдза!
- Чего сегодня пожелает господин?
Ее лукавая блестящая мордашка возникает в дверной щели.
- Ты можешь раздобыть программу для голосового синтеза?
- Могу. В моем программном комплексе есть такая, правда не ахти какая умная.
- Ну, ничего, надеюсь, ее хватит. Сможешь сымитировать голос Барда?
- Ну, не очень точно, но смогу, если загружу образец.
- Он твой, скачай из портакомпа.
- Хорошо.
Один из пальцев Айдзы превращается буквально на глазах в разъем, с помощью которого она подключается к моему компьютеру. На экране появляется панель копирования файлов. Всего каких-то две секунды, и дело сделано.
- Что я должна сказать?
Я ни за что не отличу ее от Барда. Так это ж я. Мне еще в прошлой жизни медведь на ухо наступил, совсем не разбираюсь в музыке, и голоса по телефону путаю. С Центральным будет посложнее, но для портакомпа хватит.