Козлов Михаил Кириллович : другие произведения.

Квадратичная зависимость_10_Начало Бунт

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

Начало. Бунт

Вначале были разбужены звери.

Волчата, ягнята, зайчата...

Их не могло быть много, так как Эдем был ограничен не слишком большим замкнутым пространством внутри Орбитальной Станции. Тем более, нельзя было допускать их свободной охоты друг на друга.

Но нельзя было и совсем обойтись без неё. По замыслу Первые должны были осознать себя в окружении по-настоящему дикой и опасной природы.

Да, корабль поколений построить вряд ли удалось бы хоть какой-нибудь цивилизации в Галактике. Слишком уж он трудоёмок и слишком много ресурсов должно быть на него потрачено. Но даже если какая-то цивилизация и решится на такое, то сколько таких кораблей она сможет построить, пока у неё просто-напросто не кончаться ресурсы или энтузиазм?

Но ум человеческий изощрён, и один вариант всё же остаётся.

Это корабль-инкубатор.

Это тоже давняя идея, эпохи "бури и натиска" 60-х - 70-х годов XX-го века, если не ранее.

Дело в том, что в отличие от взрослого человека его зародыш действительно способен к анабиозу в состоянии глубокой заморозки.

Трудно сказать, сможет ли он пережить в таком виде сотни лет, необходимые для межзвёздного перелета, но вероятность такая существует.

Остальное тогда, как говорится, дело техники. Хотя бы и достаточно высокой, продвинутой и даже совсем не сегодняшнего дня.

Дело техники - всё, кроме одного.

Есть здесь одна закавыка, которую можно подозревать. Ибо сознание человеческое представляет собой явление, сама природа которого, скажем, не вполне ясна. И есть среди прочих даже и такое мнение, что оно существенно более "коллективно", чем представляется нам на первый поверхностный взгляд. Что без погружения в коллектив и без взаимодействия с коллективным "Я", у человека нет шансов стать человеком, по крайней мере полноценным.

Отсюда можно вывести гипотезу "синтаксического фильтра", как основы X-фактора, препятствующего физическим контактам галактических цивилизаций.

А именно, что не имея собственного опыта, маленький коллектив, новорожденный экипаж звездолёта окажется не в состоянии воспринять транслируемые в поколениях знания, которые, будучи сведены к простой "сумме высказываний", могут быть им усвоены почти исключительно через грамматические формы этих высказываний. То есть, через синтаксис. Семантика же, смысл этих высказываний, в связи с ограниченностью собственного опыта и опоры на родительский, прежде всего, авторитет, при этом коллапсирует. Теряется. Смыслы высказываний капсулируются при отсутствии личностной связи поколений и не могут быть вскрыты и интерпретированы. Либо их интерпретация оказывается убогой.

Достаточно ли одного синтаксиса, для воспроизводства культуры?

Может ли такое наследие выступить хотя бы в роли зародыша, из которого когда-нибудь прорастёт то, что предназначалось грядущим поколениям? Или оно превратится со временем в бесполезные заклинания, а потом и вовсе будет отброшено как пустое суеверие?

Пока первенцы Эдема совсем не умели ходить, с ними были Мамми, кормилицы и охранительницы. Но когда самый младший встал на ноги, Мамми ушли. И дети остались наедине с тоже молодыми, но гораздо более ловкими зверями.

Это был критический момент в их жизни. Нельзя сказать, что никто не контролировал ситуацию. Нет. Наставники и кормили детей, и зверями управляли, чтобы те не могли проявить на людях некоторые из своих природных инстинктов.

Но всё же они лишь посещали Первых, а не жили с ними постоянно. И потому не владели полностью ситуацией, и разного рода незапланированные происшествия имели место быть. Достаточно сказать, что одного из Первых звери попросту придушили, хотя возможно, что и не намеренно.

Но всё же это получилось! Через боль и жертвы наладилось совместное существование, когда люди и звери делились друг с другом едой и игрушками, и росли, и играли вместе.

Это были волки. Генно-модифицированные.

В основном волки, но с примесью собаки и шакала.

Генетические дизайнеры добивались от них распространения родительских инстинктов на человеческих детёнышей, то, что крайне редко, но встречается у природных волков.

В какой-то степени это удалось, но, конечно, далеко не в идеальном виде.

- Ещё бы лет триста, сказал руководитель проекта.

Ну кто ж ему даст.

Пришлось довольствоваться тем, что есть.

Это не был на самом деле какой-то рай, звери были те ещё воспитатели. Но разработчики стратегии полагали, что общение с ними восполнит детям в какой-то мере отсутствие естественного физиологического контакта с родителями, которых у них не было. Понятно, что сами Наставники в силу своей природы не могли обеспечить детям то, что обычно им доставалось от старшего поколения.

Помимо этого, полагали, что погружением в жёсткую окружающую среду будет достигнута активация низших, животных функций организма, направленных на выживание, а это приведёт к умеренной гиперфункции всех остальных способностей.

В какой-то степени можно сказать, что в целом рассчитывали на выработку некоего подобия "сверхчеловека", который возглавил бы первопоселение будущих завоевателей Гайи и восполнил бы очевидную его численную недостаточность.

Первой неожиданностью и трудностью стало почти полное отсутствие у воспитанных волками малышей интереса к разнообразным "игрушкам", которые предлагали им Наставники, чтобы выработать привязанность к себе и интерес к интеллектуальной деятельности. Так что после многих попыток, применили депривацию. Попросту говоря, изолировали детёнышей в замкнутых помещениях, а кормёжку поставили в зависимость от работы с этими игрушками-загадками. То есть насильно навязали им соответствующий интерес.

Но так дело сдвинулось, и дальнейшее развитие пошло уже по человеческому пути, то есть через язык и формально-образные структуры.

Но на этом пути дети эксплуатировались нещадно. Разнообразными явными и скрытыми стимулами у них развивалось безудержное стремление к знаниям и первенству в умственных, креативных и спортивных достижениях. Так что их интересы зашоривались и концентрировались в заранее заданных направлениях.

Притом, что уже с пяти лет Первые были привлечены к уходу и воспитанию детей следующих генераций.

Дети появлялись на свет регулярно, по десять в каждый год, и этот год примерно составлял разницу между самым старшим и самым младшим в группе. Тем не менее, группы формально считались по годам, так что самый младший в старшей группе мог по возрасту быть почти ровесником с самым старшим в последующей, но быть почти на год младше самого старшего в своей группе. То есть, границы между группами были условны.

Первых тоже исходно было десятеро. Но через пять лет, когда стали появляться новые дети, их осталось только пятеро. Но это, однако, прошло мимо их детского внимания, занятого проблемами выживания, решением задач, которые ставили перед ними Наставниками и начавшейся уже собственной хозяйственной деятельностью.

И в этом составе, впятером, они и влились в основную, только ещё начавшую формироваться, детскую общность. Возглавив её в качестве своего рода элиты. Как "высшие" в этом сообществе.

После того, как три года прожили в Эдеме, со зверями на свободе, и два провели в каких-то комнатах с запутанными как в лабиринте переходами, где также с ними были и звери, но только жившие в клетках. И за ними надо было ухаживать.

В Эдеме по старшинству они стали вторыми, после Наставников.

На третьей ступени после них стояли, тоже по рождению, те, кто был в первой десятке. Если считать десятку Первых нулевой. Их называли Старшие.

А следующую десятку - Средними. Все остальные считались Младшими, а их группы различались по номерам. Всего до высадки родилось пятнадцать групп младших, а самому старшему из Первых к тому моменту исполнилось двадцать два года.

Итак, по рождению было двадцать пять элитариев, десять высших (Первые), десять рангом пониже (Старшие) и десять приближённых к ним помощников (Средние).

Наставников, которые были выше высшего, с самого начала было пятеро. Но по мере появления новых генераций детей их тоже становилось больше. Просто откуда-то приходили новые. Так, что их количество быстро выровнялось в соотношении один Наставник на две группы плюс ещё двое, не связанных с какими-либо группами. В помощь и на подмену. Всего, то есть, одиннадцать.

Как выяснилось впоследствии, был и ещё один. Неисправный. Функциональный лишь частично и потому выведенный из игры. Из общения с детьми.

Ну, элитарии тоже не были гарантированы от исчезновения.

Восемь лет Первые оставались впятером, пока не исчез ещё один из них. И они уже не могли этого не заметить. Участие в управлении колонией приучило их к ответственности и вниманию к тому, что могло показаться мелочью, но если эту мелочь игнорировать, то могли быть тяжелые последствия. Как легкая ранка на руке может привести к нагноению и заражению.

Хотя все исчезновения происходили как будто в каком-то тумане. И это было и удивительно, и непонятно, и самое главное, непреодолимо. Как будто что-то мешало даже думать об этом, не то, чтобы пытаться как-то объяснить или, тем более, что-то сделать в связи с этим.

Однако в тот раз дошло до разговоров, друг с другом. Это было трудное преодоление этого непонятного барьера. Теперь хотя бы сам факт непонятного исчезновения некоторых ребят был отмечен и признан. Притом Первые вспомнили и ещё кого-то, кроме своего одногодка, из младших, что вот был, смешной такой, и общались с ним, и не стало. И нет нигде.

Но дальше в тот раз дело не пошло. Какой-то сонливый морок нападал на ребят, когда они думали или говорили на эту тему. И так всё и заглохло. Как бы забылось. Даже никаких предположений не было, насчет того, что же все-таки случилось.

Первым пропавшим из пяти был мальчик. Но второй пропала девочка. Возможно, что это как-то способствовало преодолению вышеописанных препятствий на пути понимания Первыми их ситуации. Теперь они остались втроем, два мальчика и одна девочка.

Это случилось ещё через пять лет, когда предыдущий случай совсем уже подёрнулся туманом забвения.

Но это последнее исчезновение стало и последней каплей.

Теперь Первые были убеждены, что причиной всему были Наставники. Ну ещё бы, кто же ещё. И это настолько разрушало саму основу их жизни в Эдеме, что даже самые горячие вопросы так никогда и не были заданы. А вместо этого началось их противостояние Наставникам.

Нарцисс, один из оставшихся Первых, успешно специализировался по информатике и управлению сложными системами.

Политикой Наставников в отношении Первых было отсутствие какого-либо ограничения в отношении информации о любых предметах. В отличии от всех остальных.

Как в области антропологии, так и касательно любых аспектов Проекта.

То есть, у Первых контакт с Реальностью был сразу самый непосредственный, без каких-либо прокладок патернализма. Что с волками-воспитателями, что с требовательностью Наставников, что с техникой, обеспечивающей само их существование.

Поэтому Нарцисс имел доступ ко всей документации по Эдему и Гильгамешу.

Другое дело, что, если перед вами развернут самый полный чертёж межзвёздного корабля, вы на нём, разумеется, ничего не сможете ни понять, ни найти. Поэтому и Нарцисс продвигался по коридорам познания не слишком быстро. Однако

с некоторыми системами он уже успел разобраться и даже более или менее основательно.

И тогда он предложил план: забаррикадироваться в пунктах дистанционного управления кораблем и Орбитальной Станцией, перекрыв все управляемые Двери, ведущие туда из других секций. А потом, овладев в достаточной мере управлением Гильгамешем, как-нибудь перебраться туда, чтобы гарантированно изолироваться от Наставников. И если понадобится, то разорвать и физическую связь Станции и корабля. И может быть даже отойти на нём подальше от станции.

Нарцисс ещё не знал, что на Гильгамеше демонтированы ходовые двигатели. И даже отдаленно не представлял себе уровень контроля Наставников над всем, что только есть в Эдеме и Гильгамеше.

Артемиду в его проекте больше всего смутило, что он не предполагал спасения для других детей. На что Нарцисс ответил, что сначала надо спастись самим, а потом видно будет. И, может быть, как-нибудь получится спасти и остальных.

Первые полагали, что пути назад у них не будет. Но они все-таки решились. И дней пять жили отдельно в этих отсеках и коридорах, перекрыв, как им казалось, всякий доступ к себе, заблокировав автоматику Дверей.

Адонис и Артемида уже некоторое время испытывали некую необычную и новую для себя симпатию друг к другу. Разумеется, они были просвещены в эти аспекты человеческих отношений. Но то была одна лишь теория.

В реальности же, как известно, всё оказывается не так, как на самом деле.

Нельзя сказать, что пункт дистанционного управления совсем уж стал первым в Эдеме гнездом разврата, но ситуация как-то сама, автоматически и незаметно, сняла многие неназываемые вслух запреты, в том числе, и раньше всего, относящиеся к данной сфере.

Они думали, что действительно, хотя бы временно, обуздали Наставников, и что Нарцисс успешно, хотя и не быстро овладевает управлением Гильгамешем.

На самом деле, мгновенно, как только они заблокировали последнюю Дверь, доступ с их пункта управления к Гильгамешу стал чисто виртуальным.

Нарцисс имел дело не с ним, а с его числовой моделью, которую тут же подсунули ему Наставники. Точнее, подсунула "Мама" - сетевой интеллект, аватарами которого были Наставники. Схему, которую можно было изучать, и с которой можно было играться как с настоящим кораблём, но через которую нельзя было им управлять.

А все те дни, которые бунтари упивались свободой, Наставники, разносторонне наблюдая за ними, уточняли параметры их информационных моделей в спонтанно, с их точки зрения, возникшей тестовой ситуации. Хотя выбор варианта дальнейшего обращения с Первыми и представил для Наставников некоторое затруднение. И это время, эти пять дней Свободы Первых, они потратили для расчета вариантов разрешения ситуации, чтобы выбрать из них оптимальный. На свой взгляд.

А потом, через вентиляцию, в якобы изолированные Первыми комнаты проник усыпляющий газ...

Но перед этим, разбираясь в файлах и пытаясь найти в них чертежи Орбитальной Станции, Нарцисс вышел на мета-адрес - "Тор 2, Эдем". Но он всегда знал, что мета-адрес Эдема - Тор 1. Значит, умозаключил он, на станции есть ещё какой-то Эдем? Эдем-2? Или даже Эдем-3? Хотя нет, в третьем Торе никакого своего Эдема нет, и не может быть. Он слишком маленький для этого. Кроме того, у Первых доступ в него был открыт, и хотя обшаривать его весь, осматривая голые металлические стены бесчисленных пустых отсеков, им было совсем без интереса, но всё же они знали Тор-3 достаточно хорошо, чтобы знать и то, что никакого Эдема-3 в нём нет. Да что и говорить, Наставники водили туда даже младших...

Но вот Эдем-2... не в этот ли второй Эдем Наставники отправляли исчезнувших? И не значит ли это, что они, Первые, неправы, не совсем правы, бунтуя против них?

Однако мета-адрес был выделен рамкой и помечен как "неактивный". А среди подчиненных ему, сколько Нарцисс не листал таблицы коннектов, были только адреса технических служб и ни одного личного или относящегося к каким-то бытовым сферам.

Похоже, что в Эдеме-2 никто не живёт.

Однако и здесь был возможен вариант, что отключена почему-то только связь, и пропавшие пребывают там в полной изоляции.

В общем, до самого конца Нарцисс по этому поводу так ничего и не выяснил, и не придумал. Не успел.

Была у него и ещё одна ошибка. Хотя у него, как и у всех Первых был полный доступ ко всей информации, хранившейся на борту станции и Гильгамеша, но для понимания одной информации обычно бывает мало. Часто требуется ещё и осознание этой информации. Обычно с этим помогает Учитель. И Наставники часто, в меру своих возможностей, делали это. Но в данном случае этого не было. И хотя Нарцисс знал, что все автоматы общаются по сети как друг с другом, так и с серверами разных уровней, но он так и не понял, не осознал, что ни у одного из них нет ни собственного сознания, ни интеллекта, ни даже собственной индивидуальности, а все они представляют собой лики и аватары Мамы, грандиозного по сложности полномасштабного креативного автомата, управляющего экспедицией.

Этому препятствовало также то, что в общении с детьми Наставники придерживались игровой тактики изображения индивидуальных и независимых друг от друга личностей, которые не могли в рамках этой игры использовать информацию, полученную иначе, чем персональным опытом этой личности.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"