Козлов Николай Юрьевич : другие произведения.

Терское казачество: история и возрождение

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 4.10*10  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Материал опубликованный в газете "Махачкалинские известия" в январе 2002 года

  Этнос
  Казачество: славная история и возрождение
  Без знания прошлого невозможна и современная жизнь. Рассказ об истории и развитии отношений между Дагестаном и Россией был бы неполным если не упоминать о казачестве. Эта сложная этническая и культурная общность до сих пор проживает в нашей республике. Бережет свои корни, соблюдает обычаи и обряды, хранит уникальные традиции. О них, терских казаках, и пойдет наш рассказ.
  
  Немного истории
  Откуда ведет свое происхождение слово "казак" не знает никто. Кто-то говорит, что оно происходит от названия племен, живших некогда в этих краях. Другие авторы ведут его от тюркского слова "каз", что означает "вольный гусь".
  Кто-то ведет казацкую родословную с 1555 года, когда появился указ царя Иоанна "О государевой службе терских казаков", кто-то с IX века, когда в "Повести временных лет" и других источниках впервые упоминается Мстислав, князь Тмутараканский и Черниговский, покоривший ряд племен живших тогда на Кавказе. Но как сказал нам заместитель директора Кизлярского краеведческого музея, Лев Николаевич Серебряков, все версии появления казаков на территории нашей республики имеют право на существование и отдавать предпочтение какой-то одной нельзя.
  В большинстве своем, конечно, люди приходили в эти края спасаясь от притеснений беков, ханов, самодержцев и многочисленных завоевателей, коих в те времена было великое множество. Приходили для того, чтобы вольно жить. Это и сыграло свою роль в формировании этнической многоликости казачества. В Терском казачьем войске было около половины горцев, которые пришли к казакам в поисках свободы. Были в числе жителей станиц и беглецы из Закавказья и даже Персии.
  Окончательно казачество оформилось в XV - XVI веке. Те времена можно назвать эпохой становления казацкой самобытности. Из бесправных беглецов, уходящих все дальше к окраинам расширяющейся империи, казачество становится особым сословием, уникальной общностью людей, несущих пограничные и военизированные функции. Люди начинают жить станицами. У них появляется свой язык в котором можно найти и тюркские и кавказские корни. Значительна роль казаков в истории России, так как они способствовали расширению русских земель, неся при этом значительную хозяйственную, культурную и стабилизирующую функцию. Здесь появляется идеал общественной жизни, о которой приехавший из Центральной России Толстой говорил: "народ как казаки хочет жить".
  И в самом деле, для тогдашней России, вся история которой, вплоть до 1861 года была историей рабства, казацкая вольница была чем-то трудно представимым, фантастичным - людьми никто не помыкает, нет барщины или оброка, есть свое хозяйство. На самом деле жители станиц, ценившие свободу, изобрели собственную форму демократии, которая сочетала в себе свободу и подчинение строгой, если не сказать жесточайшей, дисциплине казачьего войска.
  Особой страницей истории терского казачества являлись отношения с горцами. Еще Толстой писал, про " деда Ермошку", у которого "половина Чечни в кунаках ходит". На протяжении всего существования казачества горцев и казаков связывали крепкие узы дружбы и добрососедства. Тот же Толстой писал о том, что жители станиц иногда неуважительно отзывались о солдатах-мужиках, чьи манеры иногда вызывали у казаков негативную реакцию. При этом кунак с гор всегда мог получить в доме казака кров и защиту. Был развит и институт "аталыков", когда горцы отдавали казакам на воспитание своих сынов. Юноша, росший в чужой семье был более мужественным.
  Трудно переоценить значение казачества как составной части русской кавалерии. Одно лишь слово "казаки" повергало врагов России в ужас. В 1807 году великий Наполеон, властелин армии "двунадесяти языков" говорил: "Дайте мне одних лишь казаков и я покорю всю Европу".Пытавшие завести в своих армиях "казачьи полки" европейские короли поняли, что эти попытки обречены на провал. Ведь дело здесь не в первоклассной джигитовке, не мастерском владении огнестрельным и холодным оружием, а в особом состоянии души, присущем казакам.
  Много горя принесла казаческому сословию революция. Возвращавшиеся с Первой мировой казаки прислушивались к лозунгам большевиков, а после событий 1917 года не считали нужным начать немедленное сопротивление новой власти.. Ущемления своих прав не ожидали, хотели отдохнуть от фронтовых тягот и лучше понять, что кроется за простыми и всем понятными, а главное заманчивыми лозунгами большевиков. Вместе с тем, ценившие порядок и устои, а также строгую дисциплину, казаки со временем поняли, что новая власть несет нарушение привычного общественного быта и полный хозяйственный хаос. Большевики смотрели на жителей станиц, как на "слуг самодержавия", народ-помещик, абсолютно забыв, что первые, кто поднимался против царского гнета были именно казаки, ценившие прежде всего именно свободу и ради нее готовые на все (вспомним бунты С. Разина и Е. Пугачева). Вставшие под знамена братьев Бичераховых, осадивших Кизляр, позже горько об этом пожалели. Сопротивление казаков новой власти послужили поводом для жесточайших репрессий. Только в одном 1922 году было физически уничтожено 40 тысяч терских казаков. В 30-е и 50-е именовать себя "казак" было опасно. Сначала могли расстрелять, потом посадить. За 70 лет казачество было или уничтожено или крайне разобщено, а вся его интереснейшая история и культура преданы забвению.
  
  Возрождение
  После посещения Кизлярского краеведческого музея и интереснейшего разговора с Л.Серебряковым, мы отправились в казачью управу. Здесь можно убедиться, что то самое состояние души, благодаря которому казакам удалось в свое время стать мощной силой не смогли выбить никакие репрессии. Встретили нас атаман округа Виктор Ильин, его заместители А. Аксененков, Ю. Колесников и В. Мататов.
  Они рассказали, как в октябре 1990 года, в Доме культуры станицы Аверьяновской состоялся Первый казачий круг. На нем было объявлено о возрождении Кизлярского Особого пограничного округа Терского казачьего войска.
  Сейчас в составе округа находятся города, где проживают терские казаки - Кизляр, Тарумовка и Хасавюрт. Число казаков - около 2500 тысяч человек. В их числе военные, предприниматели, представители интеллигенции, даже монахи. Посольские станицы есть в Москве, где проживает 20 семей и в Нижнем Новгороде, где проживает более 200 семей.
  Много сделано кизлярскими казаками, во главе со своим нынешним атаманом Виктором Ильиным за прошедшие 12 лет. Много еще предстоит сделать
  Современные казаки свято чтут обычаи, не забывают свой традиционный уклад. Например, проблемы и заботы здесь издавна принято обсуждать на круге. Как сказали нам в управе, тут могут быть десятки мнений, но после принятия решения, которое обязательно должен освятить батюшка (православная религия играет цементирующую роль для всего российского казачества) в силу вступает власть, которая претворяет его в жизнь.
  Взрослые прекрасно ощущают роль преемственности поколений и поэтому стараются донести обычаи и обряды до своих детей. Для этого в 1994 году при казачьей управе была открыта Детская воскресная школа юного казака. В ней сейчас обучается более 120 человек.
  Ю. Иванов, казак станицы Шелковской, подарил управе Кизлярского Особого пограничного округа Терского казачьего войска чертеж православного храма Св. Георгия Победоносца, который всего за два года удалось построить при помощи администрации Кизляра.
  В память о репрессиях возле храма был насыпан Холм памяти, призванный напоминать всем о том страшном горе, которое принесла казакам революция.
  Терские казаки принимали активное участие в отражении нападения бандформирований в августе-сентябре 1999 года. Обстановка в Кизляре тогда была критическая. Все ожидали, что боевики нанесут очередной удар именно здесь. Тогда более 600 человек из числа казаков Кизлярского Особого пограничного округа Терского казачьего войска записались в отряды самообороны. Ряд из них отмечен благодарностями главнокомандующего Внутренних войск России, многие награждены именными часами.
  Высока роль казачьего движения и в остановке переселения русского населения. В Кизлярском районе оно сократилось в 5-6 раз. Кое-где пошли обратные процессы. Уже обратно едут не только русские из Чечни, но и те, кто покинул родную землю, но не смог жить в чужой стороне.
  Дружеские связи у Терских казаков и с другими общественными движениями. К примеру, представители движений "Тенглик" и "Бюрлик" частые гости на казачьих мероприятиях.
  Помогают казаки и пострадавшим от чеченских боевиков. Так в станицу Шелковскую неоднократно направлялась гуманитарная помощь. Помогали продуктами, одеждой, всем чем можно помочь.
  Сейчас обновляющаяся страна начинает понимать, что многовековой опыт казачества необходим современной России. Поддержка этого движения, которое начало возрождаться стихийно необходима и сейчас. Это, кажется стали понимать все. Правительство Российской Федерации проводит в жизнь федеральные программы направленные на возрождение сословия, чья длинная история неотъемлемо связана с историей Юга России и является без сомнения славной, поучительной, но при этом невероятно сложной.
  Н. КОЗЛОВ
Оценка: 4.10*10  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"