"... послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя,
помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого.
Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только
Были они крещены во имя Господа Иисуса."
ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ[8]:14-16
Какой телескопической башнею, то густо, то аскетически редко обсаженной (по ощутимо уменьшающимся с высотою в диаметре, переходящим друг в друга цилиндрическим ярусам с благодушным оставлением по себе - после каждого вертикального каменного прыжка на новую обзорную позицию - внешнего кольца балкона) небольшими яблонями в стиле аккуратных, гармонического сложения деревьев, не имеющих шанса волею художника del popolo di Santa Maria Novella(1) затмить людские фигуры, чей замедленный бег по скалам мы можем наблюдать на фресках капеллы дель Арена, что в Падуе, человек взберется к верхней границе скинии обетования Утешителя(2), дабы выразить тихую душевную радость своего ожидания, отделывая своды потолка, образованные выпукло сходящимися в комету центра лучами, начинавшими свое висение над землей в углах соединения стен в качестве параллельных, пока ворвавшийся через входную дверь ветер не заставил мастеров докончить: связать прямые в пучок и получить в свое распоряжение купол воздушного шара, - пластинами сусального золота, когда "видели [место стояния] Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное"(3). Где в долгих, суетных, - затемненною стратегией Сущего, однако, постепенно подготавливающих наступление эпохи (в пределах всякой человеческой жизни) духовного голода - наших странствиях в мире ни почувствуем мы бесполезность попытки преодоления пленения и рассеянности племен собственных мыслей и чувств путем налаживания соответствий между городами и весями нашей жизни и ветхозаветной географией Исхода, недостатком коей является опасность возникновения зацикленности на внешних событиях, - в размыкающем цепи размышлении сразу да покинем земную поверхность, ибо, хотя инфраструктуре царств и исторической хронологии, успешно моделирующимся посредством шахматной доски и черно-белых фигур, и удается поднять нас на уровень игры, превосходно дисциплинирующей и развивающей ум, все же для прорыва границ сознания, загипнотизированного калейдоскопически меняющимися образами окружающей повседневности, ментальной силы этого ресурса недостаточно, и лишь обращением сосредоточенного медитацией взгляда в сердце своего существа доищемся божественной искры, которая есть "путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня"(4), то бишь божественное в человеке.
В мягкой темноте под створками век с внутренней стороны видно, как ходят яблоки дневного и ночного светила по тверди век, ощущается, как они останавливаются над маленькой камерой в месте расположения нефизического сердца, и чувствуется, что в ней разлита Великая Пустота, перед которой наш ум, уверовавший более в разнообразие мира, чем в "Отца, Который втайне"(5), оказывается не более сокровищами и заботами земли не обремененным, чем тот некто, привязанный к своему имению, о коем говорится, что легче верблюду пролезть через игольное ушко, чем ему попасть в Царствие Небесное. Удержанием внимания на этой точке, говорят, достигают очищения ума, которым символически покупается право подъема на верх многоярусной телескопической башни, ибо, найдя скинию откровения в своем сердце, в башню такой человек уже проник.
Обходя кругом внешность башни, воспользовавшись возможностями самого нижнего балкона, лежащего, практически, на фундаменте, основательная ширина коего позволила насадить деревья в несколько расширяющихся от центра к краю рядов, понимаешь, что плотный строй крепеньких яблонь выполняет ту же функцию, что и итальянские фрески с иллюзорными изображениями окон, в которых небо кажется настоящим, и коим назначено скрывать антропоморфную проекцию Высшего Существа, рожденную лучом священного света, упавшего на поверхность индивидуального сознания и преломившегося в его глубинах в единственно удобный для постижения и молитвенного обращения образ. "И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня..."(6) В средней части высоты скинии оптические обманки стираются из памяти более ярким и живучим впечатлением, получаемым при осмотре цветного стекла витражей, кроме теплоты, даруемой падающим сквозь них светом, одушевленных еще более поясными изображениями святых; крон деревьев же, разбредшихся из кучки брошенных на этот уровень когда-то для посадки, едва хватает в широчайшей части на взаимное касание парой-тройкою листиков в оконечностях веток соседствующих стволов. Поднимаясь к вершине сего растительно-каменного гимна красоте и гармонии, умиляешься умилением кротчайших христиан наших, видящих себя в одном с природою блаженном хоре поющими: "Как же хорошо, Господи, как ладно Ты все устроил на земле для малой муравки, для всякой ничтожной перед Тобою твари и для человека!" Окна здесь пусты в том только случае, если не мелькают в них прекрасные и грозные ликом ангелы, а нимбы, украшающие их светлокудрые главы, угаданы (крестьянским сыном) Джотто, как большие гофрированные, плотного золота розетки, в которых, по виду, заключена потенциальность мгновенной трансформации в шлемы, ибо существа эти суть страшное и прекрасное Воинство Небесное. Яблони приветствуют друг дружку издалека, но пользуются этим при любой возможности, то есть когда ангел или человек рукою или одеждою их случайно задел. Здесь так же расходятся во все стороны временные горизонтальные и вертикальные лестницы, позволяющие ученику, чающему схождения на него Святого Духа, трудами собственных рук превратить потолок скинии в сплошное золотое сияние, выразившее бы его благодарность Отцу по тому, как написано: "всегда благодари заранее".
Студент Эзикиел Бенедикт, Юниверсити-колледж, Байдфорд, Северный Девон на юго-западе Англии.
21 декабря 2014
Примечания:
(1) художник del popolo di Santa Maria Novella = Джотто ди Бондоне (1267(76)-1337), из церковного прихода Санта Мария Новелла (Флоренция - по одной из версий о рождении);
(2) Утешитель = Святой Дух; см. Новый Завет, Евангелие от Иоанна;
(3) см. Ветхий Завет, Пятикнижие Моисея, Исход, [24]:10;
(4) см. Новый Завет, Евангелие от Иоанна, [14]:6;
(5) см. Новый Завет, Евангелие от Матфея, например [6]:17,18 ("А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.");
(6) см. Ветхий Завет, Пятикнижие Моисея, Бытие, [3]:8.