Красильников Олег Юрьевич : другие произведения.

1919: Степан Дмитриев - самый последний адмирал царской России

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Читая о борьбе Красного флота с Британской эскадрой на Балтике в 1919, ловишь себя на мысли: похоже, этими операциями никто не управлял! Есть, конечно, Совет обороны Петрограда, есть ВЦИК, в конце концов - но в Совете одни сухопутные, а ВЦИК далеко. Имен же тех, кто непосредственно управлял морскими операциями, в советских источниках стараются не назвать. Нет, это не государственная тайна - просто так вышло, что ни красным, ни белым эти товарищи не угодили.

  

Самый последний адмирал.

  
  Такого не может быть, но, тем не менее, 23 ноября 1917 года капитан 1 ранга Дмитриев Степан Николаевич был произведен в контр-адмиралы. На дворе Советская Власть, отменившая все чины и звания. А в это время ещё не разогнанное Морское Министерство продолжало обрабатывать бумаги, полученные при Керенском, а может и при Николае Втором. Вот и до Дмитриева 5-го (так он числился по списку флотских офицеров) очередь дошла. Он стал адмиралом... Царским? Белым? Красным? Правильный ответ, видимо - "русским".
  
  Степан Николаевич Дмитриев (5-й) окончил Морской кадетский корпус в 1897 году. Во время Русско-Японской войны прибыл в Порт-Артур и принял миноносец "Сердитый". До него кораблем командовал А.В.Колчак, отличившийся несколькими успешными минными постановками. На минах поставленных "Сердитым" погибли японский крейсер "Такасаго" и ряд других кораблей поменьше. Под командованием лейтенанта Дмитриева славный корабль продолжил свою опасную работу. На очередной поставленной им минной банке в бухте Луизы взорвалась вражеская канонерка "Хай-Йень" (по другим данным, "Сай-Йень", не один ли чёрт?) 2600 тонн, 1-260, 2-152, 2-120, 2-47, 2-37 и 2-37 пятиствольных орудий, 4 ТА 457 мм.
  
  В ночь на 2 января 1905 ввиду критического положения Порт-Артура и занятия японцами последней линии обороны крепости морское командование предписало миноносцам прорвать блокаду и уйти из Порт-Артура в нейтральные порты. Прорвались в китайский порт Чифу миноносцы: Одновременно прорвали блокаду и прибыли в порт Киао-Чао (Циндао) миноносцы Перечитайте еще раз фамилии этих лейтенантов. Все они, так или иначе, прославятся в Первой Мировой. Это было то поколение "битых", за которых положено давать вдвое и втрое больше небитых.
  
  По итогам войны Степан Дмитриев был награжден орденом св. Георгия 4-й ст. (20.12.1904 - за минные постановки) и Золотым оружием "За храбрость" (12.12.1905 - за прорыв в Чифу). Позже командовал миноносцем "Резвый" типа "Сокол", с 1913 г - "Казанец" (тип "Доброволец"), а с 1915 г стал командовать линкором "Император Павел I". При Временном правительстве был назначен начальником 2-й бригады крейсеров ("Россия" "Громобой" "Аврора" "Диана").
  
  Уже после Октябрьской революции, как было сказано, получил (видимо последним в старой России) чин контр-адмирала. Был назначен командовать Кронштадтской ВМБ - единственной, оставшейся у большевиков на Балтике.
  
  

Действующий Отряд Балтфлота (ДОТ)

  
  15 ноября 1918 года в условиях угрозы появления военных судов Антанты в Балтийском море Председатель РВСР Л. Д. Троцкий одобрил создание отряда из одного дредноута, 4 эскадренных миноносцев, 6 подводных лодок, и крейсера. Начальником Действующего отряда (ДОТ) был назначен Дмитриев С. Н. Именно под его руководством ДОТ противостоял лучшему флоту мира - британскому, и, надо сказать, показал себя вполне достойно. Во всяком случае, потери обе стороны понесли сравнимые, что как бы говорит о более-менее равной борьбе. Смотрите сами.
  
  Потери ДОТ
   Итого потоплено (или захвачено) 1 крейсер, 5 эсминцев, 1 плавбаза, 2 тральщика. Поврежден 1 броненосец и возможно 1 линкор.
  
  Потери Royal Navy.
  Итого: 1 крейсер, 2 эсминца, 5 тральщиков, 3 торпедных катера, 1 подводная лодка. Повреждены 1 гидроавианосец, 1 крейсер, несколько эсминцев.
  
  В декабре 1919 британская эскадра покинула Финский залив.
  
  

Мятеж.

  
  После боев с англичанами отряд Дмитриева занимался тралением Финского Залива. В начале 1920 года с Эстонией был заключен мир, и вскоре ДОТ за ненадобностью расформировали. Дмитриев становится начальником бригады линкоров. Должность не особо боевая - все его корабли стояли в Кронштадте на приколе, с сокращенными экипажами и без паров. Те, кто хотел - давно ушли с кораблей воевать на берег.
  
  "Черные бушлаты" на всех фронтах Гражданской прославились своей отвагой и презрением к смерти. Немудрено, что к концу войны их почти не осталось. Тех, кто делал революцию в 17-м, кто в 18-м устанавливал Советскую власть по всей стране. Тех, кто противостоял Колчаку и Деникину, Юденичу и Врангелю. Все, кто реально был готов умереть за Советскую Власть - получили эту возможность сполна. Их место на палубах балтийских линкоров заняли совершенно другие люди. Призванные из деревень в рамках воинской повинности. Записанные во флот за высокий рост или по другим формальным причинам. Не знавшие по сути флотской службы.
  
  До революции их быстро "обломали" бы унтеры. Но где они теперь? Кто-то, как "слуга царизма" убит под горячую руку в 1917-м, кто сам сбежал от греха подальше. А те, кто принял Советскую Власть - вместе с матросами ушли делать Мировую Революцию. Ушли - и не вернулись. На кораблях остались те немногие, кого такая полурастительная жизнь устраивала. И даже соберись они помуштровать новобранцев - не тут-то было. "За что боролись ?!!" "Это вам не при старом режиме !" "Смотри братва что эта контра недобитая придумала !!". Уж эти-то лозунги молодые матросы знали назубок, и при случае не стеснялись послать подальше любого командира "из бывших", зная, что за это им ничего не будет. Эту разболтанную молодежь презрительно называли "жоржиками" и "иванморами".
  
  Если при царе матросов старались набирать из рабочих (либо людей уже знакомых с морем), то Советская Власть такой роскоши себе позволить не могла. Сознательные пролетарии, как и революционные матросы, на всех фронтах были на вес золота. А ведь и в тылу кто-то должен был работать. Так что пополнение на бездействующий флот шло из деревни, и приносило на палубы свои деревенские понятия. До революции воду на флоте мутили в основном анархисты - великие путаники и раздолбаи, но, надо отдать им должное, люди, как правило, бесстрашные и готовые на любое рискованное дело. После небольшой доводки из таких получались образцовые большевики. Теперь же в кубриках правили бал эсеры всех мастей, зацикленные на своих деревенских проблемах и обиженные на большевиков, отодвинувших их от власти. Немудрено, что на кораблях потихоньку шло брожение.
  
  В свое время бездействие царского флота привело к росту на нем революционных настроений. История повторялась: "жоржики" на стоящих в Кронштадте линкорах тоже были недовольны. Надо сказать, что причины для этого имелись. За все 4 года Советской Власти крестьяне не получили от нее ничего! Да, землю разделили - но что с нее толку, если весь урожай забирают продотряды? Обещали мир - а сами гребут и гребут народ в армию, хуже, чем при старом режиме. Обещали свободу - но попробуй кто-то возразить большевикам. Кричали про равенство - получили раввинство: многочисленные еврейские "активисты" пролезли на все теплые места, от начальников продотрядов до сотрудников ВЧК, от уполномоченных по продовольствию до полковых комиссаров.
  
  Надо сказать, что и рабочие в Петрограде были недовольны. Скудные тыловые пайки, "добровольно-принудительный" труд... При том, что практически все большевики и сознательные рабочие давным-давно ушли на фронт по бесчисленным мобилизациям. На заводах, как и на кораблях, правила бал недавняя деревенщина, в гробу видавшая все эти революции. Так или иначе, первым взбунтовался Петроград: в феврале 1921 начались забастовки и митинги с экономическими и политическими лозунгами.
  
  29 февраля 1921 их поддержало собрание команд линкоров "Севастополь" и "Петропавловск" в Кронштадте. 1 марта 1921 года на Якорной площади Кронштадта состоялся 15-тысячный митинг под лозунгами "Власть Советам, а не партиям!" "Долой комиссаров !". Козлобородого Калинина, приехавшего успокоить людей, просто прогнали. В тот же день создали Временный Революционный комитет во главе с хохлами Петриченко и Яковенко (Это видимо судьба. И через сто лет в Питере заправляют Матвиенки и Полтавченки). Вынесли резолюцию о поддержке рабочих Петрограда. Потребовали освобождения всех представителей социалистических партий, проведения перевыборов Советов, свободы слова, собраний и союзов всем партиям, свободы торговли, кустарного производства, разрешения крестьянам свободно пользоваться своей землёй и распоряжаться продуктами своего хозяйства, то есть ликвидации продовольственной диктатуры.
  
  Восставшие надеялись на всеобщую поддержку, но просчитались. Митинги в Питере как-то сами улеглись. А при попытках агитации в ближайших к Кронштадту прибрежных деревнях крестьяне зачастую интересовались: "Вот вы, матросики, сейчас против большевиков толкуете. А не вы ли, такие-сякие, их нам и посадили на шею в 1917?... "
  
  Большевики готовились брать взбунтовавшуюся крепость. Восставшие, соответственно, готовились к обороне. Поскольку Петриченки и прочие селюки в технических вопросах не разбирались, волей-неволей пришлось обращаться к старорежимным специалистам. Был привлечен и адмирал Дмитриев. Командовать и без него желающих хватало, а вот консультировать по техническим вопросам пришлось. Правда, это мало помогло: желающих работать руками не было, и к моменту наступления большевиков оба линкора так и стояли без паров, без электричества, с нерабочими механизмами. Стрельба могла вестись только "на холодной подаче" - то есть полностью вручную. Впрочем, и этого почти не делалось: из 40 пушек каждого линкора стреляли лишь некоторые.
  
  Тем не менее первый штурм Кронштадта 8 марта был отбит. Большевики стягивали силы для второго удара. Никаких переговоров с восставшими не велось. "Если враг не сдается, его уничтожают". За эту неделю ничего путного в крепости и на кораблях сделано не было. 16 марта войска Тухачевского пошли на второй приступ. Часть фортов крепости упорно оборонялась, и большевики понесли там тяжелые потери. Но больше половины гарнизонов либо отступили по льду в Финляндию, либо сдались без боя.
  
  На самих линкорах (где размещался ВРК) тоже не знали что делать. Про оборону никто не думал, предлагали скорее взорвать корабли и тикать в Финляндию. Но с этим не согласилось большинство экипажа. В конце концов, старые матросы разоружили бунтовщиков и выпустили из трюма арестованных коммунистов. На кораблях была восстановлена Советская Власть.
  
  Вслед за штурмовыми отрядами большевиков в Кронштадт нагрянули чекисты. Более 2 тысяч участников восстания были расстреляны, еще несколько тысяч отправились в лагеря. Добрались и до адмирала Дмитриева. В отличие от многих вождей восстания, в Финляндию сбежать он не пытался. Считал ниже своего достоинства? Не видел смысла? Не успел? Просто устал и ждал конца, хоть какого-нибудь? Кто теперь ответит...
Выписка из протокола:

          No 12 ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ ПРЕЗИДИУМА 
          ПЕТРОГРАДСКОЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ КОМИССИИ 
          ПО БОРЬБЕ С КОНТРРЕВОЛЮЦИЕЙ, СПЕКУЛЯЦИЕЙ 
          И ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ ПО ДОЛЖНОСТИ 

          20 АПРЕЛЯ 1921 

          ПРИСУТСТВОВАЛИ: т.т. Волин, Семенов, Подгайский.
     
          ДЕЛО ? 1027 О КРОНШТАДТСКОМ ВОССТАНИИ

          СЛУШАЛИ
...
          ДМИТРИЕВ Степан Николаевич, 42 лет, дворянин, 
          быв[ший] контр-адмирал, начальник линейных кораблей; 
          беспартийный, принимал участие в Кронштадтском восстании, 
          выразившееся в снабжении Технической части кораблей. 
          Неоднократно вызывался в Штаб Крепости.

          ПОСТАНОВИЛИ Дмитриева расстрелять.
  
  Так и закончилась жизнь последнего адмирала Российской Империи и первого боевого адмирала Советского флота. Его имя было вычеркнуто из истории, в многочисленных трудах по обороне Петрограда в 1919 его фамилию старались не упоминать. Действующий Отряд Балтфлота на долгие годы остался как бы обезглавленным...
  
  P.S. Понятно, что адмирал Дмитриев был не один. Он в 1919 командовал только Действующим Отрядом Балтфлота, а кто стоял во главе всего флота ?
  
  Должность эта в тот период называлась "начальник Морских сил Балтийского моря", и занимали ее очень интересные люди.
   []
  С марта по май 1918 - каперанг Алексей Михайлович Щастный.
  
  Окончил Морской Корпус в 1901 г, вторым по успеваемости. На выпуске своего курса был знаменосцем корпуса. В Русско-Японскую служил на крейсере "Диана". После войны занялся радиотелеграфным делом, преподавал на курсах, был флаг-связистом Балтфлота. В Первую Мировую - старший офицер дредноута "Полтава", затем командир ЭМ "Пограничник".
  
  Получил трагическую известность за организацию "Ледового Похода" - перевода кораблей Балтфлота из передовых баз в Кронштадт. Оставшись в начале 1918 года фактически главным начальником в Гельсингфорсе, в тяжелейших условиях смог организовать переход. Всё было против него: погодные условия, саботаж разложившихся команд, противоречивые приказы "революционных" органов. Тем не менее были спасены от захвата немцами 236 кораблей и судов, включая 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эсминцев, 12 подводных лодок.
  
  27 мая Щастный был арестован и вскоре расстрелян. По этому поводу существует ряд версий. Близкая к официальной: по словам Троцкого, Щастный завоевал огромную популярность и стремился стать "диктатором флота", чуть ли не планируя переворот. 20-21 июня был судим Революционным трибуналом при ВЦИК и приговорен к расстрелу.
  
  Второй вариант. Всё проще - Щастный лишь высказал в лицо Троцкому всё, что думает о нём и о Брестском мире. В ответ то ли сам Лев Давыдович, то ли его адъютант застрелил дерзкого. А уж потом сшили "дело", какая разница о чём...
  
  Есть и третья версия, позаковыристее. Опасаясь захвата немцами русских кораблей, англичане черед свое посольство предложили Троцкому энную сумму в фунтах за каждый взорванный корабль Балтфлота. И по некоторым данным, подготовка к уничтожению флота в Гельсингфорсе (а-ля Черное Море) действительно велась. Но Щастный спутал все карты и чудом вытащил корабли в Кронштадт. Англичане, естественно, в этой ситуации кинули Троцкого с деньгами - формально флот не уничтожен, за что платить ? Потеряв немалый гешефт, Лев Давыдович страшно разозлился, после чего судьба Щастного была решена...
  
   []
   Что там на самом деле было - сейчас уже вряд ли докопаешься. Факт тот, что 27 мая у Балтфлота появился новый начальник - контр-адмирал Сергей Валерианович Зарубаев.
  
  Окончил Морской Корпус в 1896 г. В 1904 в чине лейтенанта служил старшим артиллеристом на крейсере "Варяг". В легендарном бою при Чемульпо заслужил орден Святого Георгия IV степени. Позже на Балтике командовал миноносцем "Рьяный" (вместе с "Резвым" Дмитриева это была "сладкая парочка", особенно если по одной букве поменять !). В 1915 - командир линкора "Полтава" (старший офицер - Щастный. Как тесен мир !). В 1917 произведен в контр-адмиралы и назначен командующим 1-й бригады линкоров, участвовал в "Ледовом походе".
  
  В мае 1918 после ареста Щастного принял должность начальника морских сил ("наморси" по тогдашней моде). При нем формировался Действующий Отряд. Несмотря на все трудности, подготовил указанные корабли к боевым действиям. Всё бы ничего, если бы не куча ни за что не отвечающих начальников и контролеров. Явился "большой комиссар" Ф.Ф.Раскольников, личный посланник Троцкого. У него "на подхвате" - начальник Морских сил Республики В.М. Альтфатер. Совсем не еврей, наоборот, потомственный "фон". Но видимо фамилие приглянулось Троцкому сотоварищи... Кто такой по сравнению с ними Зарубаев?!
  
  Его и не спрашивали. Троцкий сразу же подписывает депешу Раскольникову: "Адмиральские указания (Зарубаева) ничего общего не имеют с нашими задачами. Меняйте задачи самостоятельно. Известно, что англичане уже в Ревеле. Но нет точных сведений. Берите ревельские дела под свой контроль". Он и взял. Самостоятельно двинул эсминцы "на помощь эстонскому пролетариату". Напоролся на английские крейсера. Позорно сдал два корабля. Сам попал в плен. А виновником провала специальная комиссия РВСР объявила... Зарубаева ! Его снимают с должности начальника морских сил Балтики. Единственный плюс, что та же комиссия признала: "...Пора прекратить пренебрежительное отношение к старым морским кадрам, которые для войны на море готовятся долгие годы".
  
  Сам адмирал Зарубаев после этого числился в резерве Морского Ведомства. Но недолго. В 1921 году при раскрытии очередного "контрреволюционного заговора" в числе прочих был арестован и он. Единственное что удалось доказать чекистам - факты контрабанды и переправки людей через финскую границу. Наличие "боевой организации" и "заговора" под вопросом. Но напуганные Кронштадтским бунтом и не желая его повторения, чекисты не мелочились: арестовали свыше 800 чел, 96 расстреляли, около 100 сослали в лагеря, остальных, правда выпустили. В числе расстрелянных был поэт Н.С. Гумилев и... адмирал Зарубаев.
  
  
  А на должности начальника морских сил Балтики в январе 1919 его заменил контр-адмирал Александр Павлович Зеленой. Он командовал Балтфлотом до июля 1920 и таким образом руководил борьбой с английской эскадрой.
  
  Помимо действий на море, привлекал свои боевые корабли к поддержке приморских флангов сухопутных войск. Для этого тоже требовались сверхусилия. Например, при наступлении Юденича понадобилась войскам поддержка линкора. Числившийся в ДОТ "Петропавловск" по неясным причинам стрелять не мог. Пришлось прибуксировать из Петрограда к Стрельне однотипный "Севастополь" (свои машины у него не действовали). А чтобы убедиться, что Морской канал не заминирован, и вообще проходим после двух лет отсутствия судоходства по нему - предварительно протащили на буксире устаревший броненосец "Заря Свободы", в девичестве "Александр II". Вот столько телодвижений ради мелкой в сущности задачи. Так же часть кораблей, не входивших в ДОТ, была включена в систему Внутренней Обороны Петрограда, и предназначалась для поддержки войск во время уличных (!) боев.
  
   Через 25 лет этот опыт, к сожалению, пришлось вспомнить.
  
  В декабре 1919 года Британский флот покинул Балтику. Два крейсера остались в Копенгагене, чтобы из датского далека оказывать поддержку (моральную в основном) латышам и эстонцам. Мыслившаяся как легкая колониальная прогулка, кампания в Финском заливе привела к потере 6 кораблей и 4 торпедных катеров, 112 англичан погибло. Дело дошло до того, что команда крейсера "Delphi " отказалась выходить на боевое патрулирование. Неслыханное дело в Королевском флоте! Да, им пора было уходить...
  
  
  Уже под занавес, во второй половине 1920, адмирала Зеленого сменил наш старый знакомый - Федор Раскольников. Освобожденный из английского плена в обмен на 17 британских катерников и летчиков, он с тех пор успел покомандовать Волжской и Каспийской флотилиями, оборонял вместе с И.В.Сталиным Царицын, прославился дерзким налетом на иранский порт Энзели, заставив отступить британско-белогвардейские войска и вернув обратно захваченные ими на Каспии российские суда. После всех этих подвигов, должность на Балтике воспринималась почти как отдых...
  
  А адмирал А.П.Зеленой, после невероятного напряжения 1919 года, чувствовал себя все хуже. Уйдя с командной должности, он служил морским экспертом при РВС. Скончался в сентябре 1922, похоронен в Александро-Невской Лавре Санкт-Петербурга.
  
  

А кто же противостоял большевикам на Балтике ?

   []
  Контр-адмирал Эдвин Александр-Синклер - командующий 6-й эскадрой легких крейсеров, присланных на Балтику. В состав эскадры входили 5 легких крейсеров типа "С" и 7 эсминцев.
  
  Сам адмирал за 3 года до этого отличился в Ютландском сражении. Его 1-я эскадра легких крейсеров первой обнаружила главные силы немецкого флота, и сигнал Александр-Синклера "Вижу неприятеля" считается официальным началом основной фазы этого боя. За это адмирал был награжден, в частности, и русским орденом св. Владимира III степени с мечами.
  
  На Балтике Александр-Синклер тоже действовал в основном удачно. Помог эстонцам высадить десант у Нарвы. Захватил два большевистских эсминца. Подпортила картинку гибель крейсера "Кассандра" в самом начале операции. Но на войне как на войне...
   []
  Уже в феврале его сменил контр-адмирал Вальтер Коуэн. Тоже бывалый вояка: почти всю Первую Мировую служил на линейных крейсерах. В частности, в Ютландском сражении командовал ЛКр Princess Royal. Напомню, в этом бою из 9 британских линейных крейсеров три взорвались вместе со всем экипажем. Вполне себе русская рулетка...
  
  На Балтике его ждали как успехи (налет торпедных катеров на Кронштадт, удачное минирование Копорского залива) так и неудачи (потеря двух эсминцев и подлодки, бесцельные перестрелки с большевистскими фортами). Будучи зависим от политических веяний в британском правительстве, он находился в сложном положении. Послав флот против большевиков, политики не были заинтересованы в полном разгроме красных. Так что просто нагрянуть и разнести по кирпичику укрепления Кронштадта никто не планировал. Нанести красным потери, не пустить их в Эстонию - вот и вся боевая задача. Уйти тоже нельзя. Приходилось болтаться в этой азиатской дыре, рискуя каждый день подорваться на русской, немецкой, а то и своей собственной мине. Основные потери были у англичан от "рогатой смерти", хотя и красные эсминцы с подлодками расслабиться не давали. И так продолжалось до конца года. В декабре Парламент принял решение о выводе флота с Балтики. Коуэн с облегчением повел свои измотанные экипажи домой...
  
  В 1920-е годы Коуэн командовал единственной в Англии эскадрой линейных крейсеров - Hood, Repulse, Renown. Это было всё, что осталось от славных "кошек адмирала Фишера" - таких смертоносных и таких уязвимых...
  
   []
  Среди наших противников нельзя так же не назвать эстонского адмирала Йохана Питка. Я уже упоминал его в связи с эстонскими бронепоездами. Но этот, без сомнения, талантливый и энергичный человек занимался не только ими. До революции он был крупным судовладельцем и сам имел квалификацию капитана дальнего плавания. Летом 1917 года, когда уже пошли разговоры об отделении Эстонии от России, пожертвовал огромные суммы на организацию эстонских национальных частей. Своей деятельностью он настолько досадил местным большевикам, что они заочно приговорили его к смерти.
  
  С1918 года Йохан - председатель Оборонного Союза. Организовывал мобилизацию солдат, массовое строительство бронепоездов и бронемашин. Эта бронетехника очень пригодилась, когда Эстонии пришлось отбиваться на нескольких фронтах - как от большевиков, так и от германского ландвера фон дер Гольца. Позже эти бронепоезда сыграли важную роль в разгроме Западной армии Бермондт-Авалова.
  
  С конца 1918 года Йохан одновременно возглавляет ВМС Эстонии. Первым боевым кораблем стала бывшая русская канонерка "Бобр" (1000 т, 2 120-мм и 4 75-мм пушки). Он достался эстонцам в аварийном состоянии, без орудийных замков, с неисправной машиной. Перед этим немцы, захватившие корабль в Финляндии, использовали его как плавмастерскую и блокшив. За месяц (!) корабль привели в боевое состояние, и под именем "Лембит" принял участие в боях с красными, наступавшими на Ревель. Вскоре флот пополнился двумя эсминцами типа "Новик", захваченными англичанами. Их передали эстонцам и переименовали в "Леннук" и "Вамбола".
  
  Уже в январе 1919 флот перешел к активным действиям. Было высажено несколько десантов в районе Нарвы, самый крупный состоял из 400 эстонцев и 600 финнов-"отпускников" (добровольцев). Разгромив находившиеся тут части 6-й и 10-й дивизий красных (до 1500 человек), отряд 19 января занял г.Нарва. В дальнейшем из-за разногласий между эстонцами и Северо-Западной Армией Родзянко-Юденича эстонский флот, по сути, свернул боевые действия.
  
  По окончании войны контр-адмирал Йохан Питка вышел в отставку. В 1924 году он уехал в Канаду, где пытался организовать образцовую коммуну. Разумеется, безуспешно. В 1929 вернулся в Эстонию. Присутствовал при продаже своих заслуженных эсминцев в Перу. Пытался заниматься политикой, но особо не преуспел.
  
  После присоединения Эстонии к СССР уехал в Финляндию. Во Второй Мировой участия не принимал. Но в сентябре 1944, когда Красная Армия уже вступила в Прибалтику, вернулся на родину и призывал к сопротивлению большевикам любой ценой - но при этом отдельно от немцев (!!). Как это ему представлялось на практике, я не знаю. Впрочем, иллюзии прожили недолго. Осознав безнадёжность сопротивления наступающим советским частям, адмирал Питка распустил свой отряд. Сам он пропал без вести в конце сентября 1944 года.
  
  
конец

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"