З0 лет назад, 2 апреля 1982 года, началась Англо-аргентинская война.
Возможно, это последняя честная война в истории человечества.
С открытым "иду на Вы !". Без эвфемизмов типа "принуждение к миру" или "миротворческая операция". Без путающейся под ногами ООН. Без "живых щитов" и военных преступлений.
Сам король Артур, проснись он, наверное, не нашел бы возражений против такой войны. Но он, как мы знаем, спит, так что Британии пришлось обходиться своими силами...
С точки зрения России, это одна из немногих войн, где трудно найти "наших" и "не наших". С одной стороны, не шибко дружественный нам Туманный Альбион. С другой - полуфашистский режим генерала Галтьери. Выбирайте, кого Вы меньше не любите... Наверное, это и хорошо - мы можем обойтись без ритуальных восхвалений и проклятий, и вспомнить что же там происходило.
Фолклендские острова лежат на юге Атлантического океана в 500 км от Южной Америки. История спора за них Британии и Аргентины достаточно известна.
2 апреля 1982 г. на островах высадились аргентинцы. Местный гарнизон (80 человек) после 3-часового боя с 500 десантниками сложил оружие. Острова де-факто перешли к Аргентине.
В тот же день английское правительство разорвало дипломатические отношения с Аргентиной, чуть позже к спорным островам вышла эскадра, включавшая две трети британского флота.
Практически пол-пути (до острова Вознесения) основную британскую корабельную группу навещали советские дальние морские разведчики Ту-95.
М.Тэтчер писала позже:
Следует также иметь в виду, что ряд вполне компетентных организаций с самого начала сомневались в успехе операции (по возврату островов военным путем). Среди них:
- ВМС США, считавшие, что возвращение Фолклендов военным путем невозможно;
- министерство обороны в Уайтхолле, которое расценивало всю эту затею как слишком рискованную;
- армия, полагавшая действия опрометчивыми из-за неблагоприятного численного соотношения сил на земле;
- Королевские ВВС, которые считали свои возможности ограниченными из-за большой удаленности района, и полагали, что это не оставляет ВМС никаких шансов устоять перед авиацией противника;
- и, наконец, министр обороны сэр Джон Нотт - успех операции опроверг бы его намерения сократить ВМС, изложенные в "Дефенс Ревю" в 1981 г.
Тем не менее, "Железная Леди" настояла на своем решении. Хотя ООН обсудила ситуацию и даже вроде бы приняла какую-то резолюцию, обе стороны внимания на нее не обращали.
Краткая хроника:
Апрель: аргентинцы размещают на островах гарнизон в 11 тыс чел. Английский флот начал блокаду.
25 мая на Южной Георгии повреждена и захвачена аргентинская подлодка "Санта Фе".
2 мая - потоплен аргентинский крейсер "Генерал Бельграно" (АПЛ "Конкэрор").
4 мая - потоплен британский эсминец "Шеффилд" (ракета Exoset с штурмовика Super Etendard)
12 мая - поврежден британский эсминец "Глазго" (бомбы со штурмовика Skyhawk)
15 мая - британский спецназ атаковал аэродром на островах, уничтожено 11 самолетов.
21 мая - началась высадка англичан в бухте Сан-Карлос.
21-23 мая - потоплены 2 британских фрегата (бомбы со Skyhawk), еще 2 повреждены
24 мая - повреждены 4 британских десантных корабля (бомбы со Skyhawk)
25 мая - потоплен британский контейнеровоз "Атлантик Конвейор"(ракета Exoset с Super Etendard), а также эсминец "Ковентри", поврежден 1 фрегат (бомбы со Skyhawk).
30 мая - аргентинцы утверждают, что повредили ракетой Exoset авианосец "Инвинсибл". Англичане отрицают это. Факты: авианосец с тех пор в боях не участвовал, но и "на люди" показался только через месяц, 2 июля, сверкая свежей краской. Думайте что хотите...
8 июня - добит британский десантный корабль "Сэр Галахад" (бомбы со Skyhawk), погибло 50 чел.
8 июня - английские десантники завершили марш через весь остров и вышли к Порт-Стэнли.
12-13 июня - бои за Порт-Стэнли, адм.центр островов.
14 июня - капитуляция аргентинского гарнизона.
20 июня - окончание войны.
Потери сторон:
Аргентина:
649 человек убитыми
Крейсер "Генерал Бельграно" ("General Belgrano")
1 подводная лодка ("Santa Fe")
1 сторожевой катер
4 транспортных судна
1 рыболовный траулер, использовавшийся для разведки ("Narwal")
22 штурмовика "A-4 Skyhawk" (19 пилотов) - примерно 25% всего парка (боеготовых было 39).
34 самолета и вертолета, из них 9 от огня средств ПВО, а остальные - в результате ударов аргентинской авиации, аварий и катастроф. Сбитых в воздушных боях не было.
Все вышенаписанное можно найти в любом справочнике.
Но страна хочет знать своих героев. И не только своих. Кто же они, герои Фолклендов ?
По моему глубочайшему IMHO, стоит назвать троих:
Маргарет Тэтчер лично.
Британский флот.
Аргентинская авиация.
Про "железную Марго" уже было сказано. Фактически она начала военные действия единолично, вопреки мнению собственных адмиралов и американских советников. Фактически операция все время велась "на пределе", и провал был столь же вероятен, сколь и успех. Решиться на такое мог только великий человек, не побоюсь этого слова. К тому времени Европа уже привыкла находиться под ядерным крылышком США, и сам факт войны - локальной, но самой настоящей - был для многих дикостью. И пацифистов 30 лет назад было не меньше чем сейчас. Всё это надо было преодолеть. Причем - женщине. Железной, как оказалось.
С Британским флотом тоже не все просто. Времена меняются, "и он уже не тот, что был вначале". Чтобы противостоять аргентинцам, пришлось отправить в поход 2/3 состава Royal Navy. Включая все авианосцы (оба). Когда стало понятно что этого мало - первый и последний раз в истории использовали контейнеровозы как вспомогательные авианосцы.
Но нужно еще дойти ! Ближайшая база - на острове Вознесения, 12 суток ходу до Фолклендов. Все припасы на себе. От шторма укрыться негде - и это при том что аргентинский флот практически не покидал портов, ссылаясь на плохую погоду ! Дошли.
Но и это не все. Помнится, Нельсон сказал о своих моряках: "Корабли деревянные - зато люди железные !" Как бы интересно выразился великий адмирал, получив вместо деревянных кораблей... алюминиевые ? Боюсь, что нецензурно, ибо алюминий горит гораздо лучше морёного дуба. Что продемонстрировал тот же "Шеффилд", сгоревший от неразорвавшейся ракеты. Длительная мирная передышка расслабила в том числе и конструкторов, в результате флот получил безбронные корабли с легкогорючими надстройками и ничтожной живучестью. А противоракетные комплексы, как оказалось, работали далеко не так, как на испытаниях.
Расплачиваться же за все пришлось, как всегда, простым морякам. Это они до последнего боролись за живучесть своих алюминиевых корабликов. Шли в дозор на то же место, где на их глазах был только что потоплен их систершип. Отбивали воздушные атаки аргентинцев, в ярости (а зачастую и по сути) не уступавших камикадзе. И все это, напомним, в штормовом море, без единого шанса отдохнуть в спокойной бухте. Но люди как и прежде оказались железными.
"Если Королевский Флот таков в дни упадка, представьте себе, каким он был в дни славы!"
Но этот флот имел достойного противника. Если про аргентинских моряков мало что можно сказать, то аргентинская авиация сделала всё что в ее силах. Только благодаря ей эта война воспринимается аргентинцами не как позор, но как страница пусть печальная, но героическая.
После войны чаще всего писали про 2-ю эскадрилью, вооруженную штурмовиками "Супер Этандар" - лучшими на ТВД. С новейшими ракетами "Экзосет", позволяющими наносить удар не входя в зону ПВО противника. С такой техникой просто грех воевать плохо !
Вспомним лучше 4-ю и 5-ю эскадрильи. Они летали на штурмовиках А-4В "Скайхок", устаревших еще в годы Вьетнамской войны. Из вооружения - только свободно падающие бомбы времен Второй Мировой. Из которых, по словам англичан, до 80% не разрывалось - иначе их потери могли быть значительно больше.
Чтобы сбросить такую бомбу, нужно пройти над кораблем, приняв на себя огонь всех средств ПВО. Хуже того, аргентинцам приходилось действовать на пределе дальности своих самолетов. Горючего в обрез, на всякие выкрутасы типа захода с неожиданной стороны его просто не хватит.
Поэтому потери "Скайхоков" были ужасающими. 50% не вернувшихся с задания было обычным делом. Как-то из восьмерых вернулся только один. Такие потери характерны разве что для советских штурмовиков в недоброй памяти 1942 году. Тем не менее, аргентинские летчики до самого последнего дня войны вновь и вновь взлетали и выходили на цель...
"Don't cry for me, Argentina..."
В результате из 6 потопленных британских кораблей только 2 на счету "Этандаров", остальные 4 уничтожили "Скайхоки". Практически все поврежденные - тоже на их счету.
За это пришлось дорого заплатить. Из 39 боеспособных машин 22 были потеряны.
Британский командующий адмирал сэр Джон Вудвард писал:
Мы потеряли "Шеффилд", "Ковентри", "Ардент", "Антилоуп", "Атлантик Конвейер" и "Сэр Гэлахад". Если бы аргентинские бомбы были должным образом подготовлены для бомбометания со сверхмалых высот, то мы бы лишились еще и "Антрима", "Плимута", "Аргонавта", "Броудсворда" и "Глазго". И нам очень повезло, что "Глэморган" и "Бриллиант" к середине июня все еще оставались в строю".
Краткие итоги.
Фолклендская война стала буквально подарком для премьер-министра Тэтчер, резко укрепив ее популярность. Не меньшим подарком война стала и для военных: произошел решительный отказ от прежней военной доктрины, согласно которой авианосцы были бы проданы, а массовые сокращения сделали бы королевские ВМС не способными выиграть схватку за Фолкленды.
Гораздо более серьезные последствия оказала война на Аргентину. Уже 17 июня 1982 года генерал Галтьери подал в отставку. В дальнейшем он был осужден на 12 лет тюрьмы, из которых отсидел 7.