Красильников Олег Юрьевич : другие произведения.

Самые бронепоездатые...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Кто бы мог подумать.

  Самые бронепоездатые...
  
  Какая страна больше всего применяла бронепоезда ? Ответ вроде бы очевиден - Россия, точнее РСФСР в годы гражданской войны. По грубым подсчетам, красные использовали на фронтах более 300 бронепоездов. Но это в абсолютных цифрах. А если посчитать... число бронепоездов на душу населения ? По переписи 1920 года, в РСФСР проживало 137 млн человек. То есть почти по полмиллиона (457 тыс) на каждый бронепоезд. Не впечатляет...
  
  А чемпионом по удельной бронепоездатости оказалась... Эстония ! Маленькая невесть откуда взявшаяся страна с населением на 1920 год всего 1.1 млн человек. Но при этом уже через пару недель после провозглашения независимости у неё была своя дивизия бронепоездов, включавшая в общей сложности шесть составов широкой колеи. Только с учетом этих бепо эстонцы более чем вдвое превосходили РСФСР - на каждый приходилось менее 200 тыс эстонцев.
  
  А ведь помимо ширококолейных, в Эстонии широко использовались и узкоколейные бронепоезда ! Они опирались на широко разветвленную крепостную узкоколейку Ревеля - составной части Морской крепости Императора Петра Великого. Узкоколейных поездов было аж 7 штук, они в основном участвовали в обороне Ревеля от красных в конце 1918 года. Если считать с ними, то выходит примерно по 85 тысяч человек на состав. То бишь в 5 раз больше чем в РСФСР, что уж там говорить про другие страны...
  
  Пара слов про сами эстонские бронепоезда. Как правило поезд состоял из бронепаровоза и двух бронеплощадок, причем собственные имена были не только у поездов, но и у каждой бронеплощадки. Площадка создавалась на базе обычного чаще четырехосного вагона. В торцах вагона устанавливались орудия - в большинстве обычные российские трехдюймовки прямо на колесных станках, либо зенитные пушки Лендера того же калибра - на тумбе. Судя по фотографиям, в единичных образцах встречались и другие артсистемы, например 155-мм гаубицы Шнейдера или 42-линейные (107-мм) пушки. Посреди большинства вагонов находился бронированный каземат. В отличие от российских бронепоездов, установок бортовых пулеметов в этих казематах нет. Вообще на снимках не видно, есть ли пулеметы. Были и более легкие двухосные площадки с одним орудием. В общем за некоторыми отличиями то же самое что и в России.
  
  Узкоколейные бронепоезда:
  
  Бронепоезд #1 Состав:5 офицеров, 74 солдата 10 пулеметов, 2 орудия;
  Бронепоезд #2 Состав:4 офицера, 54 солдата, 9 пулеметов, 1 орудие;
  Бронепоезд #3 Состав:5 офицеров, 73 солдата, 9 пулеметов, 2 орудия;
  Бронепоезд #4 Состав:4 офицера, 53 солдата, 6 пулемётов, 1 орудие;
  Бронепоезд #5 Состав:2 офицера, 22 солдата, 4 пулемёта, 1 орудие.
  
  К сожалению, информации и фотографий по ним практически нет.
   []  []  []
Создатель эстонских бронепоездов Йохан Питка. Памятник ему в Таллине. И памятник в Канаде, Форт-Сент-Джеймс (рядом-автор памятника).
  
  Энтузиастом создания бронепоездов был путешественник и моряк Йохан Питка. Первый сформированный им эстонский бронепоезд отправился на фронт в конце ноября 1918, следующие два - в декабре. В 1919 г. на фронт прибыло еще 10 эстонских бронепоездов. Всего во время Освободительной войны в Эстонии построили шесть ширококолейных и семь узкоколейных бронепоездов, и один из последних был потерян в бою.
  
  В течение всей войны особенно заметной была деятельность трех первых ширококолейных бронепоездов. В самый критический период начала войны они, несомненно, были опорой фронта. Их команды с самого начала комплектовались только из добровольцев. Поэтому они продемонстрировали высокую воинскую мораль, но и несли большие потери. Позже из-за этих потерь на бронепоезда стали брать и мобилизованных. Первые бронепоезда и батальон Куперьянова можно без сомнения назвать лучшими частями в этой войне.
  
  Быстрая постройка даже таких примитивных бронепоездов позволила эстонцам достаточно успешно отбиться от разного рода супостатов. В декабре 1918 бронепоезда... хм... провожали отходящие немецкие оккупационные войска. Серьезных стычек не было, но броня на колесах как бы стимулировала германцев не задерживаться на эстонской территории дольше необходимого.
  
  Практически сразу же появился враг посерьезнее - две дивизии "красных эстонцев" при поддержке обычных частей Красной Армии решили осчастливить своих земляков и принести им на штыках Советскую Власть. 29 ноября 1918 части советской 7-й армии, в том числе и красные эстонские полки, заняли Нарву, где в тот же день была провозглашена Эстляндская трудовая коммуна. Эстонские войска в этот период еще только формировались, а местное население в большинстве своем относилось к красным лояльно. Эстонские бронепоезда по мере сил пытались задержать большевиков, но тем не менее за месяц было потеряно 2/3 территории страны.
  
  Красные вышли к пригородам Ревеля, и в бой вступили узкоколейные бепо, упоминавшиеся выше. На помощь эстонцам пришли финские добровольцы и английская эскадра. Быстрые и неожиданные действия, в том числе стремительные рейды десяти (!!!) бронепоездов привели к вытеснению за пределы Эстонии частей Красной Армии и отрядов Эстляндской трудовой коммуны. Неудачам красных способствовало изменение настроения местных жителей. Почему-то на территории Эстонии Декрет о земле не применялся. Все помещичьи земли передавались госхозам, крестьяне не получили ничего. Это, вкупе с обычными большевистскими развлечениями типа трудовых мобилизаций и продразверстки, оттолкнуло от красных большинство крестьянского населения Эстонии (и наверное со своей кулацкой точки зрения они были правы). Лишившись поддержки, Трудовая коммуна долго не прожила. Уже в январе бои в районе Нарвы шли на территории РСФСР. А когда в мае генерал Родзянко пошел на Петроград, две эстонские дивизии при поддержке своих бронепоездов захватили Псков и продвинулись до р. Луги. Советские историки обзывают их оккупантами, но не будем забывать кто первый нарушил границу.
  
  Только затихли бои с большевиками - новая напасть: соседи-латыши, тоже прогнав со своей территории красных, на радостях решили заодно отхватить кусок и у Эстонии. Латвийская армия включала в себя, кроме прочих, и немецкую добровольческую Железную Дивизию фон дер Гольца. Но в июне в "битве под Вынну" она была разбита эстонским генералом Эрнстом Пиддером. Эстонцы мало того что сами отбились - они перешли в наступление на Ригу и выбили оттуда пронемецки настроенные войска президента Ниедры. Бронепоезда, как всегда, были в первых рядах.
  
  Снова они понадобились уже через пару месяцев. К тому моменту немецкая Железная Дивизия из политических соображений переименовалась в "Русскую Добровольческую Западную Армию" под командованием Бермондт-Авалова, и в октябре вновь пошла на Ригу. Город первоначально защищал единственный латышский батальон, не имевший никаких шансов устоять против 50 тысяч ветеранов Первой Мировой. Дело в очередной раз спасли бронепоезда: буквально за пару часов достигнув Риги, они остановили наступающих на подступах к столице. А чуть позже на рейд пришла английская эскадра и открыла огонь по бермондт-аваловцам. Наступление было сорвано.
  
  В январе 1920 Эстония подписала договор с РСФСР. Война закончилась. Но бронепоезда, как и у нас, "стояли на запАсном пути". Дивизию бронепоездов в 1921 г. переформировали в бригаду двухполкового состава. Пехотные части и кавалерийский эскадрон были выведены из состава дивизии, узкоколейные бронепоезда к 1922 г. разобрали, в бригаде осталось всего четыре бронепоезда широкой колеи - "Капитан Ирв" и номерные 2-4.
  
  Как ударная сила бронепоезда утрачивали свое значение, и в 1934 г. 2-й полк бронепоездов ликвидировали. Из состава 2-го полка бронепоезд # 4 разобрали, а бронепоезд # 2 перевели в состав 1-го полка. Подвижный состав бронепоездов обновлялся. Это были уже не товарняки, обложенные мешками с песком, как в начале Освободительной войны. Строились новые пулеметные, десантные и артиллерийские вагоны с башнями, платформы, обшитые современной броней, локомотивы. К 1939 г. полк имел три бронепоезда и сформированную незадолго до этого тяжелую батарею - железнодорожный состав платформ с установленными на них морскими орудиями. Дальность стрельбы наиболее мощного из них 152-мм орудия составляла 19,9 км. В ходе реорганизации полка в 1940 г. бронепоезд # 2 был разобран, а количество орудий на остальных бронепоездах сокращено. Всего в полку служило около 500 человек.
  
  В 1940 году, после присоединения Эстонии к СССР, бронепоезда эстонской армии были расформированы. Броневагоны "россыпью" были переданы АБТУ для дальнейшего использования. Часть из них на 1941 оставалась в Таллине и была использована при формирования бронепоездов во время обороны города (июль-август). Буквально пара вагонов попала в Ленинград и также использовалась в составе советских бепо.
   []
  На таблице выше приведен список эстонских бронеплощадок где-то на конец 1930-х.
  Остальное вроде понятно...
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"