Красильников Олег Юрьевич : другие произведения.

Советский фашистский флот

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 4.53*9  Ваша оценка:
  • Аннотация:

    Прочитав заголовок, все патриотично настроенные граждане просто обязаны поднять хай и всемерно осудить наглое извращение исторической правды, о чем бы там речь ни шла. Успокойтесь, болезные. Ругать Советскую Власть и без меня желающих хватает, так что сегодня речь пойдет о технике и только о технике.

  Прочитав заголовок, все патриотично настроенные граждане просто обязаны поднять хай и всемерно осудить наглое извращение исторической правды, о чем бы там речь ни шла. Успокойтесь, болезные. Ругать Советскую Власть и без меня желающих хватает, так что сегодня речь пойдет о технике и только о технике. А именно - о помощи, которую получил СССР от других стран при создании своего предвоенного флота.
  
  

Старое

  В наследство от проклятого царского режима РСФСР получила весьма немаленький флот. Только на Балтике в 1918 году числилось 4 дредноута, 4 броненосца, 9 крейсеров (плюс 4 недостроенных), свыше 60 эсминцев и миноносцев (14 "новиков" + 6 недостроенных, 15 "Добровольцев" плюс устаревшие), 22 подлодки - всего свыше 300 единиц. За отсутствием других баз, всё это хозяйство стояло в Кронштадте практически без присмотра: почти все моряки ушли либо воевать на сухопутные фронты, либо домой.
  
  Поэтому когда в 1919 понадобилось что-то противопоставить Британскому флоту, удалось привести в боеспособный вид и укомплектовать экипажами 2 линкора ("Петропавловск" и "Андрей Первозванный"), крейсер "Олег", 12 эсминцев и миноносцев, 2 минных заградителя, 6 подводных лодок, 6 сторожевиков, 8 тральщиков, несколько вспомогательных судов. Они составили Действующий Отряд Балтфлота. В ходе боев были потеряны крейсер, 5 эсминцев, тральщик, учебный корабль, 4 корабля были повреждены.
  
  Но осталось еще более чем достаточно. Настолько много, что в 1922 году началась массовая сдача кораблей в металлолом. Толчком к ней послужило антибольшевистское Кронштадтское восстание 1921 года, после чего начались разговоры о полной ненужности флота для Советской Власти. До полной ликвидации дело не дошло, но была создана комиссия для выяснения состояния всех кораблей. Состояние было такое, что комиссия чуть позже получила название согласно своей реальной деятельности - Комиссия по разделке судов Балтфлота, или Комразбалт.
  
  Большинство кораблей признали негодными к дальнейшей службе и отправили на металлолом. Часть разобрали в Петрограде, а бОльшую часть продали совместному советско-германскому предприятию с говорящим названием "Деруметалл" (Deutsche-Russishe Metall) для разборки в Германии. Характерно, что многие корабли "не желали" идти к месту разделки. Крейсер "Громобой" оборвал буксирные канаты и выбросился на берег у Либавы. Его давний соплаватель "Россия" сделал то же самое в районе Таллина. С трудом довели броненосец "Александр II".
  
  Из всего Балтфлота после "комразбалтывания" уцелели лишь новейшие дредноуты типа"Севастополь", недостроенные крейсера типа "Светлана", эсминцы типа "Новик" и несколько подлодок. Все прочие - на уровне исключений: "Аврора" - не за революционные заслуги (как можно подумать), а просто как самая исправная. Ей повезло пройти ремонт в 1917 году, и к 1922 лучшей кандидатуры для учебного корабля не было. Несколько "Добровольцев" уцелели на других театрах - от Каспия до Ладоги. Ну и несколько вспомогательных судов для текущих нужд. На первое время даже этот флот восстанавливали и содержали с трудом.
  

Новое.

  Но постепенно ситуация устаканивалась. Война закончилась. НЭП дал возможность стране слегка "поднакопить жирок" перед будущим "великим переломом". В казне завелись денежки. Возросли и аппетиты моряков. Пока еще не претендуя на океанский флот, они исповедовали доктрину "москитной войны". Согласно ей, основой флота являлись легкие силы (не крупнее эсминца), а задачей - ближняя оборона против превосходящего флота противника, что-то вроде повторения кампании 1919 года. Имеющиеся крупные корабли тоже предполагалось использовать для усиления обороны, но каких-то специальных задач для них не ставили и новых строить пока не собирались. IMHO вполне адекватная доктрина для небогатой сухопутной страны.
  
  Но легкие силы требовали усиления. Надо было строить новые эсминцы, катера, подлодки... Воспользоваться наработками "проклятого царизма" не было возможности - до революции даже знаменитые "Новики" создавали с немецкой помощью (турбины и котлы). То есть готовой школы проектирования просто не было. Обратиться за содействием к клятым капиталистам - тоже вроде бы нельзя (позже мы увидим, насколько нельзя). Можно было только собрать немногих уцелевших специалистов и попытаться создать корабль с нуля. Что и было сделано.
  

Лидеры типа 1 "Ленинград"

 []
  Первым советским проектом не случайно стал именно лидер эсминцев. Межвоенные годы - золотой век этих безумно красивых кораблей. Достигнутые ими скорости до сих пор никем не побиты. Тогдашняя военная наука отводила им значительное место в морском бою. Разведка при эскадре. Лидирование своих эсминцев и борьба с неприятельскими. Самостоятельные торпедные атаки. Минные постановки. ПВО и ПЛО. И всё что понадобится впредь. Но главное - скорость !
  Если Англия, по своей традиции, строила прочные и мореходные, но в общем-то заурядные корабли - их лидеры отличались от обычных эсминцев лишь пятым орудием и помещениями для адмирала - то Франция и Италия подошли к этому процессу как к спорту или искусству. Соревнование между ними продолжалось до начала Второй Мировой. Каждый новый корабль становился все быстрее, лучше, сильнее...
  
  Французский лидер "Le Terrible" развивал 45 узлов - рекорд не побит до сих пор. Его вооружение составляли 5 138-мм орудий и 3 трехтрубных торпедных аппарата. Более поздние лидеры типа "Mogador" несли уже 8 таких орудий при скорости "всего" в 43.5 узла. Итальянцы не замедлили ответить - разведчики типа "Navigatori" тоже развивали свыше 40 узлов и имели 6 120-мм орудий. А в ответ на "Mogador" появились "Capitani Romani" со столь же высокой скоростью и 8 135-мм пушками. За этим соперничеством следил весь мир, примерно как сейчас за последними моделями смартфонов.
  
  В скобках отметим, что выдающиеся характеристики лидеров обеих стран обусловлены особенностями Средиземноморского театра, весьма отличающегося к примеру от Северной Атлантики. Поэтому за рекордную скорость пришлось платить весьма ограниченной дальностью плавания и мореходностью. Прочность кораблей так же была "на пределе", с расчетом на то что в Средиземном море сильных штормов не бывает. Позже нам еще придется вспомнить об этом...
  
  Неудивительно, что и советские моряки захотели чего-то в этом же духе. Но сразу замахнуться на высшие достижения - пока не решились. Поэтому прототипом "типа 1" стал вполне заурядный английский лидер времен Первой Мировой, типа "Shakespeare", а точнее - его румынская копия. Слух о том, что румыны строят новые крупные эсминцы, заставил большевиков принять ТТХ первого советского лидера "по образу и подобию" вероятного противника. Впрочем, помимо общей компоновки на сей раз ничего не "сдирали". Даже котлы и турбины проектировались самостоятельно.
  
  Но нет бочки меда без ложки дегтя. Современные приборы управления стрельбой ни Россия, ни СССР не производили. Пришлось идти на поклон к буржуям. Более того - к фашистам ! В 1931 году в Италии были заказаны 3 комплекта ПУС фирмы "Галилео". Идеология идеологией, но Италии и СССР реально нечего было делить в этом мире, и поэтому они весьма активно сотрудничали. Именно при Муссолини (1924) Италия одной из первых в Европе признала СССР. А итальянские кораблестроители (и не только) охотно оказывали "коммунякам" любую техническую помощь...
  
   []
  
  Но вот пушки пришлось делать свои. И это сразу стало проблемой. Завод "Большевик" (бывший Обуховский), взяв за основу отличное дореволюционное 130-мм орудие (предназначенное для крейсеров типа "Светлана"), попытался сделать более легкую версию для эсминцев и лидеров. Казалось бы, всего-то - укоротить ствол и увеличить угол вертикальной наводки до 45 градусов. Не тут-то было. Короткий ствол сильно ухудшал начальную скорость. Для компенсации усилили пороховой заряд. Скорость подняли, но ресурс ствола снизился до ничтожных 150-200 выстрелов. А откатный механизм отказывался работать при больших углах возвышения и усилившейся отдаче. Доводили пушку (индекс Б-13, чертова дюжина тут очень к месту) вплоть до 1936 года, все это время лидеры типа "Ленинград" были вооружены фактически бракованными орудиями раннего выпуска. Впрочем, построили их всего 3 - 1 на Балтике и 2 на Черном море. Опыт эксплуатации выявил кучу недостатков, поэтому для массового производства взяли другой проект.
  

Эсминцы типа 7 "Гневный".

 []
  Попытки разработать проект эсминца на основе "Новика" успеха не принесли. Это стало ясно примерно в 1932 году. К этому времени дорожка в Италию уже была протоптана (см выше), и делегация ВМС отправилась прямиком на завод "Ансальдо". Там ее познакомили с проектом строящегося эсминца "Маэстрале". Он в принципе понравился и был принят за основу. Но советские конструкторы не могли не внести хоть немного отсебятины, в результате при меньшем водоизмещении советский эсминец нес более мощное вооружение и должен был развивать бОльшую скорость. Оно конечно, чем больше тем лучше, но перегрузка до хорошего не доводит. Тем более что "На тот момент большей части оборудования и вооружения для нового проекта не существовало даже на бумаге, и их массо-габаритные характеристики рассчитывались очень приблизительно. Однако никакого запаса водоизмещения в проект заложено не было."
  
  В 1935 году были заложены первые 6 кораблей, в следующем - еще 12. Основные ТТХ проекта: водоизмещение стандартное 1425 т., полное 1715 т., длина 112,5 м, ширина 10,2 м, осадка 3,3 м, скорость 38 узлов., вооружение - четыре 130-мм орудия, две 76-мм зенитки и два трехтрубных торпедных аппарата калибра 533 мм, экипаж - 170 человек.
  
  И все бы ничего, если бы в 1937 году какой-то английский эсминец не подорвался на мине у берегов Испании. Котельные отделения у него были расположены одно за другим, и оба оказались затоплены после единственного повреждения. На итальянских (а значит и советских) эсминцах расположение отделений было такое же. Поскольку шел 1937 год, подняли панику и объявили проект "7" вредительским. Конструкторов - Трахтенберга и Бжезинского - расстреляли. А проект приказали переделать, обеспечив эшелонное (чередующееся) расположение машинных и котельных отделений. При этом 29 эсминцев пришлось достраивать по старому проекту, а следующие 18 - по переработанному "7У". Это конечно не могло не сказаться на сроках. В результате к началу войны балтийские "7У" так и не были достроены.
  
  Как показал позже опыт войны, паниковали зря: по живучести "семерки" и "7У" были равнозначны, эшелонная схема никаких преимуществ ни разу не показала. Зато чтобы "втиснуть" ее в готовый корпус эсминца, пришлось немало постараться...
  
  В качестве системы управления огнем главного калибра на "семерках" устанавливался центральный автомат стрельбы ЦАС-2 - копия всё того же итальянского "Галилео". А автоматизированное управление зенитным огнем получили перед самой войной только эсминцы "7У".
  
   []
  
  В целом "семерки" вышли неплохими и в годы войны активно использовались на всех флотах. По скорости и вооружению вообще нареканий не было. А вот с остойчивостью - беда. Рассчитанные на сравнительно спокойное Средиземное море, "семерки" оказались и на Северном флоте, где шторм - нормальное состояние чуть не весь год. Пониженную остойчивость тоже отнесли на счет "вредительства", кого-то расстреляли, а проблему исправили укладкой твердого балласта (обычных кирпичей) в трюм. Излишнюю нагрузку пришлось компенсировать за счет запас топлива, в результате автономность "семерок" была примерно вдвое ниже проектной.
  
  Недостаточная мореходность усугублялась малой прочностью корпуса. Проблем было две: во-первых, итальянцы переоблегчили конструкцию для получения максимальной скорости. О штормовых перегрузках, как выше было сказано, никто не думал. Во вторых, уже советские инженеры для конструкций корпуса применили сталь повышенной твердости. Дело было новое, раньше ее не использовали. О хрупкости этой стали узнали уже на практике - когда у эсминцев появлялись трещины даже после удара о пирс при швартовке.
  
  "Хрупкость" переоблегченных корпусов эскадренных миноносцев, стала причиной того, что корабли периодически получали повреждения не только от штормовых волн, но и от сотрясений при стрельбе из собственных орудий. Самыми неприятными были ситуации, когда от стрельбы из 130-мм орудия No 2 выходили из строя приборы, установленные на носовой переборке штурманской рубки.
  
  А североморский "Сокрушительный", попав в шторм, просто разломился. Под ударами волн оторвалась и затонула корма. На помощь аварийному кораблю поспешили другие эсминцы. Они сняли с него 190 человек, еще 30 погибло при эвакуации. Потом им пришлось уйти на дозаправку. На "Сокрушительном" оставалось 15 человек во главе с начальником БЧ-3 ст.лейтенантом Лекаревым и замполитом Владимировым. Больше эсминец никто не видел, видимо он вскоре затонул.
  
  Интересно, что старые добрые "Новики", при меньшем водоизмещении, на той же североморской волне чувствовали себя гораздо увереннее "семерок".
  

Эсминец типа 45 "Опытный"

  В 1934 году, после прихода Гитлера к власти в Германии, туда послали для обмена опытом начальника Центрального конструкторского бюро спецсудостроения (ЦКБС-1) еврея В. Л. Бжезинского. Он там обратил внимание на прямоточные котлы системы Вагнера, позволяющие выдавать пар высокого давления - 75 атмосфер вместо 25 на "семерках". Это позволило облегчить турбины без потери мощности, а за счет сэкономленного веса усилить вооружение. Для проверки этой нацистской идеи было решено построить экспериментальный эсминец в корпусе "семерки". Бжезинского, правда, скоро расстреляли, но строительство продолжилось.
  
  Приборы управления этими экспериментальными котлами пришлось, конечно, закупать в той же проклятой Германии. Немцы тянули с поставкой до 1940 года, а когда техника приехала, она оказалась неработоспособной. Что это было - саботаж немцев, вредительство наших или просто раздолбайство - теперь невозможно сказать. Факт тот что ГЭУ эсминца так и не заработала. Попытки запустить ее "народными средствами" приводили к авариям.
  
  В результате к началу войны "Опытный" все еще числился в достройке. В сентябре 1941 он кое-как вступил в строй, успел несколько раз пострелять по берегу - но уже в октябре пушки с него сняли, видимо найдя им лучшее применение. А в 1944 корабль вообще законсервировали. После войны он 10 лет стоял на заводе им. Жданова, но котлы ему так и не отладили (да не очень-то и старались). А в 1956, как и многие другие корабли, он пошел на переплавку.
  

Эсминцы проект 30 "Огневой"

  Фактически этот проект представляет собой улучшенный тип "7У". Усилен корпус, улучшены мореходность и дальность плавания, усовершенствовано вооружение. А в целом корабль остался все той же копией итальянского"Маэстрале". Стал даже больше похож: вместо 4 одноорудийных 130-мм установок Б-13 на него установили две спаренных Б-2-ЛМ - прямо как на прототипе.
  
   []
  

Лидеры типа 38 "Минск"

  Фактически это модификация проекта 1. Никаких принципиальных изменений внесено не было.
  

Лидер типа 20И "Ташкент"

  К 1936 году, в процессе эксплуатации лидеров типа "Ленинград", выяснились их недостатки. В принципе ничего вопиющего - так, недоработки. Неоптимальная, излишне сложная и прожорливая трехвальная энергетическая установка. Вооружение практически как у "семерок". Неоправданно массивный и при этом все равно недостаточно прочный корпус. Ненадежные котлы. И так далее. В поисках лучшего варианта решили обратиться все к тем же итальянцам.
  
  Дурдом. В Испании уже идет Гражданская война. "Советники" Сталина и "добровольцы" Дуче мочат друг друга на земле, в небесах и на море. "Ишаки" (И-16) против "Чирри" (CR-32). Павел Рычагов против Эрнесто Ботто. Танкетки "Ансальдо" майора Жиро - против Т-26 Поля Армана и Семена Осадчего. Неопознанные средиземноморские подлодки против мирных советских сухогрузов, доверху набитых оружием. Несколько лет назад казалось, что Риму и Москве делить нечего - ан вот, нашли.
  
  Но война войной, а бизнес бизнесом. Задание на постройку нового лидера было предложено трем крупнейшим судостроительным фирмам Италии: "Ансальдо", "Адриатико" и "ОТО". Выиграла конкурс последняя.
  
  11 января 1937 года на верфи фирмы ОТО в Ливорно был заложен лидер эсминцев, получивший название "Ташкент". Одновременно было принято решение строить в Советском Союзе еще три однотипных корабля со сроками сдачи в 1938-1939 годах. Но планам этим осуществиться было не суждено. Подготовка была прекращена во второй половине 1937 года на стадии завершения плановых работ, т.к. при этом проявились большие трудности в переработке итальянских чертежей и различия в технологии постройки, которые ставили под сомнение получение заданных элементов. "Ташкент" остался один.
  
   []
  
  Строительство продолжалось. По настоянию заказчика приняли эшелонную компоновку ГЭУ. Возможно, именно это спасло корабль при тяжелейших повреждениях летом 1942 г. "Ташкент" имел сравнительно легкую и рациональную конструкцию корпуса, удобную ходовую рубку в надстройке обтекаемой формы, закрытый штормовой коридор, позволявший перемещаться по всему кораблю без выхода на верхнюю палубу.
  
  Вооружение, согласно договору, ставили в СССР. А вот систему управления огнем - всё ту же "Галилео" - монтировали в Ливорно. На испытаниях корабль показал скорость 43.5 узла. В апреле 1939, замаскированный под пассажирский пароход, "Ташкент" прошел Босфор и вступил в состав Черноморского флота. Надобность в такой маскировке вызывает сомнения. Отношения с Турцией были хорошими, и она не так давно разрешила провести через Проливы целый линкор без всякого камуфляжа. Возможно, хотели соблюсти политес перед третьими странами, чтобы у них даже повода не было задавать вопросы про режим Проливов.
  
  В Севастополе оказалось, что предназначенные для лидера двухорудийные установки Б-2ЛМ еще не готовы. Пришлось временно вооружить корабль обычными одиночными установками Б-13, таким образом "Ташкент" по вооружению пока что уступал даже "семеркам".
  
  Как это часто бывает, недостатки "итальянского" лидера стали продолжением его достоинств. Высокая проектная насыщенность корабля артиллерией главного калибра (3х2 130-мм) и торпедным вооружением (3х3 ТА 533мм) не оставляла другого места для размещения зенитной артиллерии, кроме навесного мостика вокруг кормовой трубы, где должны были стоять все 6 45-мм полуавтоматов, которые можно было уничтожить одним попаданием снаряда или авиабомбы. Сами 45-мм установки 21-К уже при постройке корабля были "вчерашним днем".
  
  Полностью закрытая рубка была чрезвычайно удобна для управления кораблем на большой скорости и в свежую погоду, но она не позволяла командиру вести непрерывное наблюдение за авиацией противника, когда важна каждая секунда для своевременного маневра при уклонении от воздушных атак.
  
  "Ташкент" стал любимцем ЧФ. Необычная синеватая окраска, в которой он пришел из Италии и которую штаб ЧФ разрешил не менять, сделала "голубой крейсер" легко отличимым от других кораблей эскадры. Быстроходный, с закруглённой, "зализанной" рубкой, скошенными назад мачтами и трубами, он и правда был красавцем! В начале 1941 на него наконец-то установили "родные" спаренные установки Б-2ЛМ (иногда неверно называемые башнями). Заодно неэффективные 45-мм пушки заменили шестью 37-мм автоматами 70-К. За зенитки спасибо, а вот главный калибр не могли отладить вплоть до войны. Капризничали сами установки, видимо недоведенные. Не хотела с ними сопрягаться итальянская ПУАО. Ставился вопрос вообще об отказе от этих установок, но до таких крайних мер не дошло. Однако войну "Ташкент" встретил в доке. И только в июле, видимо получив вздрючку по нормам военного времени, специалисты наконец-то оживили установки главного калибра.
  
  Краткая, но яркая боевая жизнь "Ташкента" известна всем. Он прошел 27 тыс. миль, перевез до 20 тыс человек и 2500 тонн грузов, нанес свыше 100 огневых ударов. 26 июня 1942 он, последний из надводных кораблей, прорвался в осажденный Севастополь. Приняв на борт 2300 раненых и ценные грузы (в т ч полотна Севастопольской панорамы) и в 2:00 вышел в обратный рейс. Из-за перегрузки скорость упала до 33 узлов (при максимальной 42). В течение четырех с половиной часов корабль отражал групповой налет вражеских бомбардировщиков. Фашистские самолеты сбросили на лидер свыше 300 бомб, и лишь благодаря виртуозному маневрированию удалось избежать прямых попаданий. Но от близких разрывов корабль значительно пострадал: у него заклинило руль, было затоплено первое котельное отделение. Скорость упала до 13 узлов. Через полученные пробоины "Ташкент" принял около 1900 тонн воды, носовая оконечность погрузилась в воду до якорных клюзов. Кончался зенитный боезапас. Только в 9.15 над "Ташкентом" появилась пара Пе-2, а вскоре подошли корабли поддержки высланные из Новороссийска. Они приняли часть пассажиров и отбуксировали поврежденный корабль в гавань.
  
  За проявленный в походе героизм экипаж лидера был представлен к правительственным наградам, а командиру корабля капитану 2 ранга В. Ерошенко и военкому батальонному комиссару Г. Коновалову вручили ордена Ленина. Там же, в гавани Новороссийска, и закончился боевой путь славного корабля: оставшись непобежденным в открытом море, он был потоплен прямо у причала 2 июля 1942 г. Местная ПВО "прошляпила" внезапный налет 64 бомбардировщиков противника, в результате помимо "Ташкента" были потоплены эсминец "Бдительный", санитарный транспорт "Украина", спасательный буксир "Черномор", три рыболовных катера, одна баржа, недостроенный корпус транспорта "Пролетарий". Повреждения получили крейсер "Коминтерн", эсминцы "Сообразительный" и "Незаможник", сторожевые корабли "Шторм" и "Шквал", ПЛ "Л-24", ТК No 41, транспорт "Курск" и плавучий док с транспортом "Ворошилов".
  
  Вспоминается хороший немецкий фильм "Das Boot". Экипаж подлодки U-96 успешно преодолевает все трудности и несмотря ни на что добирается до базы в Ла-Рошели. Однако во время встречи с адмиралом Дёницем налетает авиация союзников, и в результате бомбёжки лодка тонет, а большая часть команды гибнет. "Ташкент" буквально воспроизвел этот сюжет в реале...
  

Крейсера проекта 26 "Киров" и 26-бис "Максим Горький"

  Как мы видели, практически все советские эсминцы и лидеры обязаны своим существованием итальянскому фашизму. Исключение - лидеры проекта 1, но и в них без итальянских запчастей не обошлось. Так что не удивляемся, что и с крейсерами такая же история.
  
   []
  
  Единственные советские крейсера, построенные до войны - это проект 26 и 26-бис, всего 6 единиц. Прототипом для них, как нетрудно догадаться, стал опять же итальянский корабль - а именно, "Евгений Савойский" ("Eugenio di Savoia") фирмы "Ансальдо". Летом 1932 года был подписан договор о предоставлении советской стороне одного комплекта энергетической установки и вспомогательных механизмов крейсера с теоретическим чертежом. Согласно договору итальянская сторона также брала на себя консультации по проектированию и техническую помощь в организации стапельных работ и производстве котлов, турбин и вспомогательных механизмов. В 1934 проект был утвержден. В 1935 заложены крейсера "Киров" на Балтике и "Ворошилов" для ЧФ. В дальнейшем еще 4 крейсера строились по улучшенному проекту 26-бис, отличаясь формой мачты, большим запасом топлива и более совершенной системой управления огнем.
  

Крейсер "Петропавловск" ("Таллин").

  Он был заложен в 1937 на германской верфи "Дешимаг" под именем "Лютцов", как пятый тяжелый крейсер типа "Хиппер" для Кригсмарине. Но в 1939 году был скоропостижно куплен СССР за 106.5 млн марок. В 1940 г. недостроенный крейсер был приведен в Ленинград и получил имя "Петропавловск". А вот достройка его шла очень неспешно. Немцы всячески задерживали поставки механизмов и вооружения для крейсера, а затем и вовсе постепенно отозвали инженерно-технический персонал, осуществлявший монтаж оборудования. К лету 1941 года корабль находился в 70-процентной готовности. Однако ни одно из его помещений окончательно не было достроено. Из вооружения корабля были установлены лишь 1-я и 4-я 203-мм башни и 1x2 - 37-мм и 8 - 20-мм зенитных автоматов. Крейсер хода не имел, но и в таком состоянии крейсер уже мог вести огонь. 15 августа 1941 года на "Петропавловске" поднят советский военно-морской флаг.
  
   []  []
  7 сентября 1941 года, когда немецко-фашистские войска подошли к Ленинграду, "Петропавловск" впервые открыл огонь главным калибром. Крейсер произвел двенадцать залпов из 203-мм пушек на дистанцию 32 км. 11 сентября на 22-м выстреле взрывом снаряда в канале разорвало ствол левого орудия башни No 1. Утром 17 сентября немцы вышли к берегу Финского залива. Гитлеровская артиллерия с дистанции три километра прямой наводкой стала расстреливать неподвижный крейсер. Не имея возможности маневрировать, корабль в этот день получил много прямых попаданий 210-миллиметровых снарядов. Через пробоины площадью до 30 квадратных метров внутрь корпуса стала проникать вода. Никаких средств борьбы за живучесть недостроенный корабль не имел. Отсутствовала герметизация водонепроницаемых переборок из-за большого количества незаделанных отверстий под несмонтированные трубопроводы и кабели. Не были введены в строй многие системы, в том числе водоотливная и противопожарная. Медленно затопляясь, "Петропавловск" кренился на левый борт и через 6 часов с дифферентом на нос лег на грунт.
  
  Через год, 17 сентября 1942 крейсер был поднят и отбуксирован к стенке завода ? 189. С помощью кессонов рабочие Балтийского завода заварили пробоины, восстановили основные, вспомогательные механизмы, пожарную, водоотливную и осушительную системы крейсера. Одновременно была введена в строй и артиллерия корабля. В декабре 1942 г. "Петропавловск" вновь вступил в строй в качестве плавбатареи и был отбуксирован к железной стенке Торгового порта, откуда 30 декабря 1942 года открыл огонь по германским войскам.
  
  В 1944 году крейсер участвовал в снятии блокады Ленинграда. 15 января 1944 года обе башни крейсера в первые часы наступления произвели 250 выстрелов по позициям и укреплениям гитлеровцев на Вороньей Горе, в Дудергофе, узлам коммуникаций у Красного Села и Новых Вилози, наблюдательным и командным пунктам противника в Киргофе. Десять дней подряд сокрушал тяжелый крейсер оборону врага. Им была проведена 31 артиллерийская стрельба и выпущено 1036 203-мм снарядов. 19 сентября 1944 г. крейсер был переименован в "Таллин"
  

Проект линкора 23 "Советский Союз"

  Ну, наконец-то мы можем честно сказать, что этот проект с начала и до конца создавался в СССР. Конечно, учитывались все зарубежные наработки - но в проектировании и постройке ни у кого помощи не просили. Накопив опыт при постройке крейсеров "Киров", советские конструкторы замахнулись большее. Планировалось что новые линкоры будут самыми большими и мощными в мире - про "Ямато" и "Айову" никто пока знать не мог. В 1938 г. были заложены 4 корабля. К июню 1941 готовность головного не превышала 20%. Неудивительно, что с началом войны строительство прекратили: "большой флот" для сухопутной страны был и остался исключительно дорогой игрушкой для мирного времени.
  
  Сами непостроенные линкоры, понятно, воевать не могли. А вот их пушки, точнее пушка - воевала. Единственная изготовленная 406-мм пушка для ЛК "Советский Союз" проходила испытания на Ржевском полигоне под Ленинградом, когда началась война. 406-мм установку Б-37 вместе с одним 356-мм и двумя 305-мм орудиями включили в состав батареи ? 1 Научно-исследовательского морского артиллерийского полигона, являвшейся самой мощной и дальнобойной батареей в осаждённом Ленинграде. В ходе операции "Искра" 406-мм установка несколькими прямыми попаданиями в здание 8-й ГРЭС (рядом с "Невским пятачком") полностью вывела из строя немецкий гарнизон. После себя 1108-килограммовый бронебойный снаряд оставлял воронку диаметром 12 м и глубиной 3 м. Почему этого не сделали годом раньше, когда 8-я ГРЭС фактически сорвала все попытки наступления с "пятачка", история умалчивает. Всего в период блокады Ленинграда из пушки Б-37 был произведён 81 выстрел, в т.ч. 33 - при прорыве блокады.
  
  Но и это не все. При проектировании линкоров "Советский Союз" для отработки конструкции противоторпедной защиты в Севастополе был построен фрагмент корпуса линкора. На нем исследовали разрушения, причиняемые взрывом торпед. С началом войны "коробку" подлатали, установили на нее зенитки и назвали плавучей батареей номер 3. Размерения 50 х 30м. Вооружение: 2 х 130 мм, 4 х 76.2 мм, 3 х 37 мм, 3 х 12.7 мм и 1 х 4 х 7.62 мм пулемет. Экипаж 130 чел.(2-130 мм пушки в первые месяцы обороны были сняты и установлены на берегу.)
  
   []
  
  Вначале батарея стояла на Внешнем рейде Севастополя, в ноябре 1941 ее отбуксировали в Казачью бухту, где она почти до самого конца обороны прикрывала Херсонесский аэродром и 35-ю береговую батарею. За это время ею было сбито как минимум 18 самолетов (полностью подтвержденные) и от 4 до 10 - возможно сбитых. Защитники города прозвали батарею "Не тронь меня". Всё кончилось 19 июня 1942 года, когда на батарее практически закончились снаряды. Оставались только патроны для пулемётов и по нескольку обойм для зенитных автоматов. Бомба пикировщика попала прямо в командный пункт. Командир батареи капитан-лейтенант Мошенский погиб. Оставшийся в живых личный состав сошёл на берег и влился в морскую пехоту защищавшую Севастополь. Через две недели Севастополь пал...
  
   [] 
   Мемориал 35-й батареи - Схема обороны Севастополя. Отмечены сама 35-я батарея, плавбатарея "Не тронь меня" и Херсонесский аэродром.
  
  

Проект линейного крейсера 69"Кронштадт".

  Если "Советский Союз" мы можем отнести к полностью советским разработкам, то с проектом линейного крейсера "Кронштадт" всё сложнее. Начать хотя бы с того, что никто (даже Сталин) не знал, что же надо строить. Вначале (1937 г) планировался быстроходный крейсер с артиллерией 9 х 254-мм орудий. Гроза "вашингтонцев" и "хипперов". Потом потребовали обеспечить возможность борьбы с линейными кораблями типа "Шарнхорст" с их 283-мм пушками. Соответственно, спроектировали что-то подобное "Шарнхорсту", с 9 х 305-мм пушками, и заложили 2 корабля в 1939 году. Проблема была с артиллерией. Уже после закладки кому-то подумалось, что 305-мм пушки (как на "Севастополях") слабоваты, а более мощные только проектировались. Поэтому советское правительство заключило договор с германской компанией "Крупп" на поставку 6 двухорудийных башен с 380-мм орудиями. Единственное орудие SKC/34 было поставлено в СССР осенью 1940 г. для испытаний. Поставки серийных орудий и башен планировались с октября 1941 г.
  
  К началу войну готовность "Кронштадта" и "Севастополя" была около 10%. Постройку естественно прекратили, а после войны достройку крейсеров признали нецелесообразной.
  

Катера Г-5

  Ну хорошо, скажет критик. Крупные (и прямо скажем, не особо и нужные) корабли без буржуйской помощи не получалось делать. Но наша гордость... катера ! Посмотрим как у нас с этим.
  
  Фактически, единственным типом катеров на начало войны у СССР были легкие Г-5 - около 300 штук. Кроме них - меньше десятка более крупных, экспериментальных.
  
   []
  
  Во первых, что это такое ? По сути, дюралевый поплавок гидросамолета, на который авиаконструктор Туполев зачем-то взгромоздил авиамотор, две торпеды и пулемет. Видимо хотел превзойти английские катера старшего лейтенанта Эгара, так лихо атаковавшие Кронштадт в 1919. По скорости - таки превзошел ! "Но забыли про овраги..." А точнее, про погоду. Эгар атаковал при полном отсутствии волн. И Г-5 были рассчитаны на идеальные условия. По гладкой воде они давали свои 50-55 узлов, приводя в восторг различные комиссии. Но они могли действовать торпедами лишь при волнении до 2 баллов, а держаться в море - до 3 баллов. Кроме того, малая автономность позволяла использовать катера только рядом со своими базами. Даже на Черном море (сравнительно спокойном и ограниченном театре) Г-5 испытывали проблемы: пусть не шторм, а просто свежий ветер 3-4 балла - и здесь не редкость. В общем, как-то Г-5 конечно воевали, но по сравнению с ленд-лизовскими ЭЛКО и "Хиггинсами", прямо скажем, не смотрелись...
  
  Ну хорошо, а при чем тут фашисты ? Или это они внушили Туполеву вредительские мысли ? Не знаю. А вот то что на ранних выпусках Г-5 приходилось, за отсутствием пока микулинского авиамотора М-34, ставить итальянские "Изотта-Фраскини" - факт. А на предшественниках Г-5 - катерах Ш-4 - американские "Райт-Тайфун".
  

Эпилог.

  Таким образом, ВСЕ надводные корабли начиная с эсминца и крупнее, построенные в СССР - имеют не просто иностранное, а прямо-таки фашистское , в узком смысле, происхождение. Исключение - проект 1, где "всего лишь" использовались итальянские системы управления. Хорошо это или плохо - не знаю. Но тезис о полной несовместимости коммунистов с фашистами не подтверждается: по многим вопросам представители противоположных идеологий смогли успешно и плодотворно сотрудничать. И никаких вам импортозамещений !
Оценка: 4.53*9  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"