Красильников Олег Юрьевич : другие произведения.

Первая Мировая Миклоша Хорти

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:


   [] Правителя Венгрии в 1920-1944 Миклоша Хорти как только не обзывали: "адмирал без моря", "регент без короля". На тот момент так оно и было. Тем не менее, он прошел Первую Мировую в австро-венгерском флоте с первого до последнего дня. И именно там завоевал авторитет, позволивший ему позже стать политиком. Но обо всем по порядку...
  
  

До Великой Войны

  
  Миклош Хорти родился в 1868 году в Венгрии, в знатной семье. Его отец был членом верхней палаты венгерского Сейма (парламента) и владельцем большого поместья. В семье было 8 детей, Миклош был четвертым.
  
  В 1882 поступил в "Императорскую и Королевскую военно-морскую Академию" в г.Фиуме (ныне Риекка, Хорватия), выдержав конкурс 15 человек на место. Через 4 года в звании зее-кадет начал службу на флоте. Поскольку флот Двуединой Империи был многонациональным, ему волей-неволей пришлось выучить помимо родного венгерского, еще пять языков:
  
  Служба шла без особых взлетов, но и без падений. В 1894 - корветтен-лейтенант, в 1897 году фрегаттен-лейтенант, а в 1900 г - линненшифс-лейтенант. В 1901, в 33 года, он стал командиром своего первого боевого корабля. Это был миноносец "Sperber" ("Ястреб") типа "Шихау", постройки 1886 года. Через год был переведен на однотипный "Kranich" ("Петух"). В 1908 был ненадолго назначен командовать колесным (!) посыльным судном "Taurus" - ветераном, заставшим еще сражение при Лиссе . Судя по всему, его уже лет 20 никуда не посылали - корабль просто ржавел на приколе, ожидая списания. Впрочем, в том же году Хорти перевели старшим офицером на броненосный крейсер "Кайзер Карл VI". В 1909 году, после успешной сдачи экзаменов, Миклош наконец-то получил звание корветтен-капитан. В предыдущем звании "самого старшего лейтенанта" он ходил почти 10 лет.
  
  В этом году (1909) он получил предложение занять должность одного из четырех флигель-адъютантов императора Франца-Иосифа, ранее такую должность мог получить только австриец. Вплоть до 1914 года Хорти служил при императоре. От него требовалось немного - пунктуальность, дисциплинированность, хорошее знание немецкого языка, умения ездить верхом, чтобы сопровождать короля-императора на охоте. Впоследствии М. Хорти вспоминал эти годы как самые прекрасные и беззаботные в его насыщенной жизни. Он искренне уважал императора, брал с него пример, многому научившись за это время, освоил придворный этикет, манеру поведения. Приобщился к искусству, посещал музеи и картинные галереи - даже сам брался за кисть, писал портреты и пейзажи.
  
  С 1912 г Хорти уже в звании фрегаттен-капитана командует броненосцем береговой обороны "Будапешт". Как это совмещалось с придворными обязанностями, история умалчивает. Во время Балканских войн австрийский флот хотя и был приведен в повышенную готовность, но ни в каких действиях не участвовал.
  
  

Начало войны. "Габсбург"

  
   [] В начале 1914 года Миклоша Хорти произвели в звание линиеншифф-капитан. А перед самой войной назначили командиром на броненосец "Габсбург". Нельзя сказать, что это сильно обрадовало нашего героя: кораблик и по возрасту, и по вооружению недалеко ушел от "Карла VI" и "Будапешта".
  
  В первые дни августа, когда Германия уже была в состоянии войны с Англией и Францией, а Двуединая Монархия еще нет, австрийский флот провел эффектную отвлекающую операцию. Дело в том, что немецкий линейный крейсер "Гебен" и легкий "Бреслау" были блокированы англичанами на Сицилии. Две эскадры крейсеров сторожили выходы из порта Мессина, куда немцы зашли за углем.
  
  В это время лучшая часть австрийского флота - три дредноута, три самых новых броненосца, два крейсера и несколько эсминцев - вышла из базы Пола и двинулась на юг, к итальянскому порту Бриндизи. Об целях выхода не знал никто. Официально, Австро-Венгрия ни с кем пока на море не воевала. Но кто знает, что у этих австрияков на уме? Поэтому Черчилль послал срочную телеграмму адмиралу Трубриджу - "избегать боя с превосходящими силами", имея в виду, конечно, австрийцев. Но адмирал посчитал, что ему не рекомендуют атаковать "Гебен"...
  
  Поэтому, когда немецкие корабли утром 7 августа встретились с английскими броненосными крейсерами, те не стали лезть в драку. А эскадра линейных крейсеров адмирала Милна, хотя и пыталась догнать немцев, но 8 августа получила недостоверное известие о состоянии войны с Австро-Венгрией (реально это произошло только 12 августа). Опасаясь быть отрезанным австрийской эскадрой от Мальты, адмирал прекратил преследование.
  
  Вот так, не сделав ни одного выстрела, австрийцы серьезно изменили ход этой самой первой морской операции Великой войны, заметно облегчив действия своему союзнику. Кстати, есть мнение, что флот выходил, дабы прикрыть прорыв "Гебена" в Адриатику. Как крайний вариант, может быть. Но всерьез этого не хотелось ни немцам (зачем самим лезть в блокаду?), ни австрийцам, еще надеявшимся избежать войны с Англией.
  
  Миклош Хорти лично в этом походе не участвовал, так как его уже не новый "Габсбург" в состав эскадры не включили. И следующие полгода с его кораблем ничего интересного не происходило.
  
  

Отрантский барраж. "Новара"

  
   []  [] После боя с "Зентой" в самом начале войны, ничего важного в Адриатике не происходило. Французский флот занимался только охраной Отрантского пролива, видимо ожидая прорыва австрийцев (которые и не думали об этом). Англичане были заняты в других местах. До конца 1914 года боевых столкновений надводных кораблей не было. А вот подлодки уже начали действовать.
  
  21 декабря австрийская U-12 торпедировала линкор "Жан Барт" с адмиралом Лапейрером на борту. Повреждения были не фатальными, но корабль отправился на ремонт на Мальту. Напуганный Лапейрер написал морскому министру, что любые операции в Адриатике из-за наличия подлодок теперь связаны с очевидным риском. То, что война вообще не полезна для здоровья, он как-то забыл.
  
  Было решено отказаться от блокады Отрантского пролива тяжелыми боевыми кораблями. Вместо них попросили англичан прислать побольше траулеров (дрифтеров), оснастить их противолодочными сетями и этим закрыть подлодкам выход из Адриатики. Для поддержки траулеров следовало иметь легкие крейсера и эсминцы. Это и был знаменитый Отрантский барраж.
  
  Для перекрытия пролива шириной 64 км прислали свыше 100 рыбацких посудин, частично вооруженных. Правда, не все они выходили в море одновременно, часть стояла в резерве в ближайших портах. Одна группа поддержки из английского крейсера-скаута и 4 эсминцев находилась на середине пролива, готовая атаковать обнаруженного дрифтерами противника. Другая такая же группа стояла в готовности в порту Дураццо. Группа дальней поддержки из 4 броненосных крейсеров болталась на 80 миль южнее - забегая вперед, скажем, что она не успела вмешаться ни в одно из столкновений, имевших место на "барраже" в течение войны .
  
   В конце 1914 год Хорти получил новое назначение. Некоторых оно бы разочаровало. Вместо линкора, пусть и устаревшего - крейсерок в 3600 тонн, с несерьезными (после линкоровских) 100-мм пушечками. Но это был самый современный корабль Императорского и Королевского Флота ! "Новара" - последний из серии трех турбинных крейсеров-скаутов, вступивший в строй уже во время войны. Именно на нем капитан Хорти достиг известности.
  
   []  []
  
  

1915. Италия вступает в войну.

  
   [] Вскоре сами же французы убедились, что эта барраж далек от совершенства. Австрийские и немецкие лодки преодолевали его без особых проблем. В апреле 1915 г австрийская лодка U-5 капитан-лейтенанта фон Траппа поразила двумя торпедами броненосный крейсер "Леон Гамбетта" под флагом контр-адмирала Виктора Сенэ. Того самого, который в 1904 г командовал крейсером "Паскаль", был свидетелем последнего боя "Варяга", и приложил максимальные усилия к спасению его экипажа. А вот сейчас помочь ему было некому... Крейсер затонул в ночном штормовом море вместе с адмиралом, всеми офицерами и бОльшей частью команды.
  
  В мае 1915 года Италия, числившая себя до войны в Тройственном Союзе, созрела до вступления в войну... на стороне Антанты. Впрочем, ее новые союзники тоже недолго радовались. "Выдающаяся" боеспособность макаронников как на суше, так и на море скоро стала общеизвестным фактом. В частности, их флот, числом превосходя австрийцев (6 дредноутов против 4, 15 крейсеров против 9, 21 подлодка против 7, плюс помощь союзников) даже не пытался оспаривать господство на Адриатике.
  
  Напротив, австрийцы, узнав от дипломатов, что разрыв отношений уже решен, ждать не стали. Еще за 2 часа до официального объявления войны флот почти в полном составе вышел к итальянскому побережью, и с рассветом начали бомбардировку сразу нескольких прибрежных городов. Интересно, что подходящую австрийскую эскадру заметил итальянский дирижабль, но он... отстал от нее, и не смог вовремя сообщить своему командованию (радио тоже не работало). Макаронники такие макаронники...
  
  Дредноуты нанесли удар по порту Анкона. Броненосцы и крейсера действовали против городков помельче, а то и просто по прибрежной железной дороге с ее мостами и виадуками. В частности, крейсер "Новара" и эсминец "Шарфшютце" обстреляли небольшой Порто-Корсини.
  
  Итальянцы на это никак не отреагировали. А если точнее - запросили помощи у англофранцузов. Англичане прислали 4 старых броненосца и 4 легких крейсера, французы тоже выделили какие-то силы, но особой активности они не проявляли.
  
  

Хроники "Новары"

  
   [] В марте 1915 г, когда англичане начали операцию в Дарданеллах, адмирал Сушон поставил вопрос о прорыве в Турцию одного из австрийских крейсеров, с грузом снарядов. Выбор пал на только вступившую в строй "Новару". Но адмирал Хаус наотрез отказался от этой операции, поскольку легкий крейсер не мог взять много дополнительного груза - а риск операции превышал всякий допустимый предел.
  Это была, как ни странно, самая результативная на тот момент атака на барраж! За 1915-16 гг было произведено свыше 15 нападений, но большинство кончилось ничем, лишь раз удалось утопить еще один дрифтер. Это, конечно, австрийцев не устраивало. Поэтому капитан 1 ранга Хорти предложил подготовить более глобальную операцию, которая даст осязаемый результат.
  
  

План боя в проливе Отранто.

  
   [] Операция начиналась с отвлекающего удара - эсминцы "Чепель" и "Балатон" должны были атаковать один из итальянских прибрежных конвоев. Ожидалось, что легкие силы союзников, прикрывающие барраж, пойдут на помощь конвою.
  
  Пользуясь этим, три легких крейсера - "Новара", "Сайда" и "Гельголанд" - должны выйти на линию барража и уничтожить столько дрифтеров сколько смогут. Чтобы ввести союзников в заблуждение, на крейсерах убрали грот-мачты, дабы походить издали на английские эсминцы. Командовал отрядом сам Миклош Хорти - он же и планировал всю эту операцию.
  
  Также по своему плану действовали три подлодки - две австрийские и немецкая. В качестве поддержки находились в готовности броненосный крейсер "Святой Георгий", броненосец "Будапешт", 2 эсминца и 7 малых миноносцев.
  
  Силы союзников включали отряд прикрытия барража - три французских эсминца плюс итальянский лидер (легкий крейсер) "Мирабелло", а также группу поддержки в составе английских легких крейсеров "Дартмут" и "Бристоль", итальянского "Марсала" и 9 итальянских же эсминцев. Плюс в самом барраже находилось в ночь с 14 на 15 мая 47 дрифтеров.
  
   14-15 мая... знакомая дата ! Цусима, мать ее, по старому стилю. Но жизнь на этом не кончилась, и в те же дни - но уже 1917 года - произошло самое крупное сражение австро-венгерского флота с союзниками.
  
  

1917. Бой в проливе Отранто.

  
    [] Всё шло по плану. "Чепель" и "Балатон" в 3 часа ночи атаковали конвой, потопили итальянский эсминец "Бореа" и один из транспортов, другой загорелся и был покинут командой. В это же время три австрийских крейсера вышли к линии барража и занялись утоплением рыбачьих посудин. Им никто не мешал - итало-французская группа прикрытия прибыла к месту лишь в 7 утра, и то уклонилась от боя "ввиду недостатка сил". Вместо этого итальянцы решили погнаться за "Чепелем" и "Балатоном", и даже догнали их - правда, уже рядом с австрийскими береговыми батареями. Поэтому перестрелка была недолгой, но "Чепель" все же смог на прощание разбить котельное отделение одному из итальянских эсминцев.
  
  
 []
Джозеф Уатт - кавалер Креста Виктории


Крест Виктории - высшая и самая почетная боевая награда Британской Империи. Она вручается за героизм, проявленный "перед лицом неприятеля". Награждают крестом немногих, и зачастую - посмертно.

Одним из награжденных был простой рыбак Джозеф Уатт. Он даже не имел воинского звания - просто вместе с товарищами-рыбаками завербовался для службы на Отрантском барраже. Его дрифтер (небольшое рыбацкое судно типа траулера) "Gowan Lee" имел водоизмещение около 120 тонн, вооружен 1 57-мм пушкой образца 1894 г. Первое боевое крещение дрифтер получил еще в конце 1916 года, когда 4 австрийских эсминца так же атаковали суда барража. Экипаж "Gowan Lee" одним из первых обнаружил противника и поднял тревогу. Случайно оказавшийся рядом отряд французских эсминцев сорвал австрийский налет - ни один дрифтер не был потоплен, хотя "Gowan Lee" получил повреждения.

И в ночь на 15 мая крейсера капитана Хорти снова вышли к линии дрифтеров. Подходили метров на сто, и приказывали покинуть судно, после чего топили его из пушек. Большинство, конечно, выполняли их требования. Но не все. Командир "Gowan Lee" Джозеф Уатт без всякого рупора послал в ответ налетчиков куда подальше, и приказал открыть огонь из единственной пушки. Впрочем, она была выведена из строя чуть не первым же попаданием. Затем дрифтер получил несколько пробоин, взорвался зарядный ящик... Удивительно, что "Gowan Lee" так и не был потоплен в этом бою (уже втором для него), а в его команде (8 английских рыбаков-добровольцев и собака) многие были ранены, но никто не убит. Более того, позже "Gowan Lee" оказывал помощь экипажам других потопленных и поврежденных дрифтеров.

Шкипер Джозеф Уатт за выдающуюся доблесть был награжден Крестом Виктории - единственный из команд дрифтеров. Но еще несколько человек (в том числе трое с "Gowan Lee") получили медали Conspicuous Gallantry Medal - примерно как у нас "За отвагу". После войны Джозеф вернулся домой, но о своих отличиях никому не говорил, даже жене. Двадцать лет рыбачил, а когда началась Вторая Мировая, снова служил на дрифтере в противолодочном патруле у побережья Англии. На сей раз никаких происшествий не случилось. Вскоре после войны Джозеф умер. Его награда (которую он, кстати, хранил на своем судне, в ящике со всякой дрянью) сейчас находится в Имперском Военном Музее Лондона.
Тем временем "Сайда", "Гельголанд" и "Новара" расправлялись с дрифтерами, болтавшимися поперек пролива в 1-2 милях друг от друга. Они подходили к очередной посудине и через рупор предлагали команде спасаться, после чего топили калошу артиллерией. Не всё шло гладко - некоторые дрифтеры открыли ответный огонь из своих игрушечных пушечек. Английские моряки оставались верны традициям своего флота. Впрочем, на конечном результате это почти не сказалось - австрийцами было потоплено 14 дрифтеров и повреждено 4 (напомню, за всё время с начала войны и до этого боя австрийцы смогли утопить всего три дрифтера). На рассвете крейсера повернули обратно.
  
  Там их пытались перехватить два английских крейсера. Шедшие с ними итальянские эсминцы, как и положено макаронникам, частью поломались, частью просто отстали, и "Дартмут" с "Бристолем" вначале действовали одни. Но шансы у них были. В конце концов, "Новара" и ее систершипы мало чем отличалась от немецкого "Эмдена" , а "Дартмут" (5.4 кТ, 8-152-мм, 25 уз) был однотипен с "Сиднеем", разделавшим в свое время корабль фон Мюллера как бог черепаху. Но то было один на один, а здесь австрийцев трое, в то время как "Бристоль" был слабее (2 152-мм и 10 102-мм) и по факту тихоходнее своего флагмана.
  
  Однако вырвавшийся вперед "Дартмут" бесстрашно вступил в перестрелку один. Это ему дорого стоило - после нескольких попаданий крейсер вынужден был выйти из боя. Ему повезло, что в это время подоспел "Бристоль" и добился единственного попадания, которое могло стать "золотым": снаряд повредил паровую магистраль на флагманской "Новаре". Корабль потерял ход. Осколками этого же снаряда был тяжело ранен и капитан Хорти.
  
  К счастью для австрийцев, бой шел на достаточно большой дистанции. Англичане не смогли заметить критическое положение "Новары". Зато они увидели далеко на севере дым. Это шел на поддержку своим броненосный крейсер "Святой Георгий", эдакий австрийский "Пересвет" (8 кТ, 4-240-мм, 5-190-мм, 4-150-мм, 22 уз, броня 200-210 мм). Он был способен один справиться со всеми имеющимися кораблями союзников - если бы не малая скорость...
  
  Не желая испытывать судьбу, англичане повернули назад. Но только что догнавший их итальянский лидер "Ачерби" неправильно понял сигнал о повороте, и один пошел в торпедную атаку на австрийцев. Конечно, три крейсера встретили бесстрашного итальянца градом снарядов, и не дали выпустить торпед. Он получил тяжелые повреждения, и на дистанции 40 кабельтовых был вынужден отвернуть.
  
  Но гнаться за ним тоже никто не мог: австрийцы имели дела поважнее. "Сайда" брала на буксир "Новару", а "Гельголанд" прикрывал их. Англичане, наконец, увидев, в чем дело, могли только ругаться: "Георгий" был уже близко, подошли также "Чепель" и "Балатон". В итоге противники медленно разошлись и направились каждый к своим базам.
  
  

Результат.

  
   [] [] Все крупные корабли с обеих сторон были повреждены: "Бристоль" три раза, "Дартмут" четыре, "Саида" один раз, "Гелголанд" три и "Новара" одиннадцать. Более того, "Дартмут" был на обратном пути торпедирован немецкой подлодкой UC-25 и дошел до базы буквально чудом: большая часть команды уже оставила его, но вовремя прибывшие буксиры смогли дотащить крейсер до Бриндизи. А вот французский эсминец "Ботэфё", пытавшийся искать подлодку, напоролся на мину и затонул.
  
  Итого у австрийцев потери составили только эти поврежденные крейсера. У союзников хуже: тяжело поврежден крейсер, потоплены 2 эсминца (и один поврежден), два транспорта, 14 дрифтеров (и 4 повреждены). А самое главное, после этого боя было решено... убирать Отрантский барраж на ночь! То есть уже после 3 часов пополудни дрифтеры должны были следовать к берегу. Барраж и раньше не был особо эффективным (подлодки прорывались неоднократно), теперь же он вообще стал бесполезным - но при этом все еще требовал от союзников немалых ресурсов.
  
  Неудивительно, что Миклоша Хорти дома встречали как героя. Только ему было совсем не до того - помимо ран и ожогов, он еще и временно оглох. Лечение продолжалось полгода с лишним.
  
  

Мятеж

  
  1 февраля 1918 г Миклош стал командиром новейшего дредноута "Тегетгоф". Но новый командир не успел даже познакомиться с ним. В тот же день пришла весть о восстании в Каттаро (ныне Котор, Хорватия). Уже известный нам крейсер "Святой Георгий" поднял красный флаг. Его поддержали экипажи 42 кораблей и судов в гавани (свыше 6 тыс матросов). Начав, как водится, с претензий к качеству обеда, восставшие вскоре потребовали заключения мира на основе недавних предложений Советского правительства, а также национального самоопределения в Австро-Венгрии.
  
  Хорти оказался чуть не единственным достаточно авторитетным на флоте, и при том полностью лояльным новому императору Карлу I (сменившему Франца-Иосифа после его смерти в конце 1916 г). Поэтому его и отправили подавлять восстание. Где-то уговорами, где-то силой (из Полы в Каттаро прислали несколько подлодок, плюс сухопутные части), мятеж был локализован - другие части его не поддержали. 3 февраля всё было кончено. 800 человек арестовано, из них несколько десятков отданы под трибунал, а четверо зачинщиков расстреляны.
  
  

Командующий флотом

  
   [] И почти сразу же, 27 февраля - произведен в контр-адмиралы и назначен командовать всем Австро-Венгерским флотом ! При наличии 25 адмиралов и 15 каперангов с бОльшей чем у Хорти выслугой. Такой карьере можно только завидовать... если не смотреть на даты. 1918 год. В России уже произошла революция. Двуединая Монархия, уставшая от войны не меньше русских, тоже на грани бунта. И во флоте не всё хорошо.
  
  Помимо агитации "левых" - сделать как в России, появились и национальные проблемы. Итальянцы и хорваты, традиционно составлявшие костяк "двуединого" флота, не желали воевать за интересы немцев и мадьяр. Что тут мог новый командующий? Только задержать разложение, но не остановить его. Свое командование адмиралу Хорти пришлось начинать с казни бунтовщиков из Каттаро. Ничего хорошего это не сулило...
  
  

Новое оружие итальянцев.

  
  Итальянские торпедные катера типа MAS заявили о себе еще в июле 1916 г, утопив за 10 дней три австрийских транспорта в районе олбанского порта Дуррес. Правда, и неудачных атак было проведено свыше десятка - техника была еще далека от совершенства, и чаще всего операция срывалась именно по техническим причинам.
  
  В конце 1917 года (10 декабря) в гавани Триеста был потоплен броненосец береговой обороны "Вена" (однотипный с "Будапештом"). Итальянский торпедный катер MAS-9 под командованием лейтенанта Луиджи Риццо ночью преодолел заграждения на входе в гавань и поразил старый корабль двумя торпедами. Получив 10-метровую пробоину в районе котельных отделений, броненосец перевернулся через 5 минут и затонул на глубине 16 метров. Погибло 46 человек. Итальянцы незамеченными выскользнули из гавани.
   []
  После этого австрийцы закрыли все проходы в гавань деревянными бонами, сетями и прочими препятствиями, прикрыли прожекторами и противокатерными батареями. Впоследствии итальянцы несколько раз атаковали Триест, но безуспешно. Шло "соревнование брони и снаряда". Итальянцы применяли для прорезания сетей ножницы и пилы, австрийцы усиливали заграждения стальными шипами, и т.д. Дело дошло до "водяного танка" - торпедного катера с гусеницами для преодоления боновых заграждений. 14 мая 1918 г. он таки проник в гавань Полы, но был обнаружен и потоплен. Успел даже выпустить торпеды, но... в спешке их не сняли с предохранителя.
  
  В ответ на действия катеров (как считалось, они базировались на порт Анкона) австрийцы тоже организовали в апреле диверсионную операцию. Группа добровольцев высадилась недалеко от порта, проникла внутрь, но... катеров там не нашла ! Как оказалось, один из участников рейда (итальянец, мать его) тупо выдал весь план сородичам. Поэтому катера перегнали в другую бухту, а диверсантов взяли в плен прямо в порту.
  
  

Потеря "Сент Иштвана"

  
  Свеженазначенный адмирал Хорти понимал, что от полного разложения его флот могут спасти только активные операции. В бою не до крамолы ! Поэтому он, вспомнив свой прошлогодний рейд на Отрантский барраж, решил его повторить - но уже всем флотом.
  
  Он писал: "В этой операции должен был принять участие весь флот, поскольку было совершенно ясно, что после 15 мая 1917 года противник бросит в бой свои броненосные крейсера для того, чтобы хотя бы перехватить наши силы на отходе. Я считал, что наш флот будет способен окружить и уничтожить их"
  
  План заключался во внезапной атаке на пролив силами крейсеров и эсминцев, в то время как обеспечивающие их линкоры должны были прикрыть последующий отход лёгких сил активными действиями против любых кораблей противника, которые могли выйти на перехват. Все корабли, привлеченные к участию в операции, должны были занять исходные позиции к атаке на рассвете 11 июня.
  
  Но дисциплина на флоте была уже не та. Итальянское командование заранее узнало об операции, и помимо прочего выслало в море два торпедных катера под командованием того же Луиджи Рицци. Хотя непосредственно о выходе линкоров шпионы не сообщили, но катера каким-то чутьем нашли их сами - ночью, в открытом море недалеко от острова Премуда. Итальянцы проскользнули мимо миноносцев охранения и в 3:25 (10 июня) выпустили по 2 торпеды. MAS-21 стрелял по "Тегетгофу" и промахнулся. MAS-15 попал обеими торпедами в "Сент-Иштван".
  
  Торпеды попали в оба котельных отделения, выведя их из строя. Без пара встали и ходовые турбины, и генераторы, а стало быть, и насосы откачивающие воду. Чтобы как-то ослабить нарастающий крен, вручную развернули на другой борт башни главного калибра - но это было бесполезно, ибо башни у этой серии линкоров было отбалансированы как раз идеально. Вскоре "Сент-Иштван" перевернулся и затонул, унеся на дно 89 моряков из 1094 бывших на борту.
  
   []
  
  О судьбе "Сент-Иштвана" есть документальный фильм. В нем, кроме прочего, демонстрируются и реальные кинокадры гибели корабля, снятые (впервые в мире) с борта соседнего "Тегетгофа". Конечно, кинооператоры шли в этот поход, чтобы запечатлеть новые славные победы Императорского и Королевского флота, но получилось как получилось.
  
  Узнав о торпедировании линкора, адмирал Хорти отменил операцию, так как считал, что его план раскрыт неприятелем. Корабли без прочих происшествий вернулись в Полу.
  
  

Потеря "Viribus Unitis"

  
   [] В октябре-ноябре 1918 г, еще до Перемирия (11.11.1918), Австро-Венгрия перестала существовать. Входившие в ее состав народы один за другим объявляли о независимости. "Парад суверенитетов", в чистом виде.
  
  Хорти 31 октября получил приказ Императора Карла - передать флот новообразованной "Державе сербов, хорватов и словенцев". Сам же он, как в насмешку, был при этом повышен до вице-адмирала. Последний раз при нем на кораблях был торжественно спущен имперский флаг. Сам Хорти частным лицом уехал в Венгрию, только что тоже объявившую о независимости.
  
  Нет худа без добра: последняя звонкая оплеуха австро-венгерскому флоту произошла уже в его отсутствие. Буквально на следующий день, 1 ноября, итальянские диверсанты потопили в бухте Пула линкор "Viribus Unitis", бывший флагманский корабль адмирала Хорти. Хотя хорваты уже переименовали дредноут в "Югославию", и объявили о нейтралитете, до итальянских боевых пловцов эта информация дойти не успела.
  
  Пользуясь тем, что на корабле царил пьяный бардак, они прикрепили к борту 200-кг мину, после чего таки были обнаружены и взяты в плен. Их словам о заложенной мине не поверили, и в момент взрыва они находились на этом самом линкоре. "Viribus Unitis" затонул через 15 минут, унеся 300-400 моряков (точно никто не считал) в том числе свеженазначенного командующего хорватского флота Янко Вуковича-Подкапельского. Взрыв второй мины (сброшенной диверсантами на дно бухты) потопил грузовое судно "Вена".
  
  

На белом коне.

  
   [] 3 ноября распадающаяся Австро-Венгрия подписала в Падуе перемирие. Венгрия была объявлена республикой во главе c премьером графом Каройи. Союзники выдвинули ему весьма тяжелые условия мира. Страна теряла до 2/3 территории и населения, и должна была платить контрибуцию. Каройи не решился подписать такое, и вынужден был уйти в отставку, передав власть союзу социал-демократов и коммунистов. Демократов тоже вскоре устранили, а коммунисты стали править по прямым указаниям от Ленина из Москвы. Разумеется, это народу не шибко понравилось, тем более что жизнь от этих национализаций, реквизиций, ликвидаций и конфискаций лучше не становилась.
  
  Худо-бедно справляясь с внутренними врагами, красная венгерская республика против регулярных войск Антанты воевать не могла, и ожидала помощи от РСФСР. А там весной-летом 1919 г хватало своих проблем. Поэтому когда на Венгрию двинулась румынская армия - наверное, самая худшая из регулярных армий Европы - дело было кончено. Решающий бой под Будапештом был проигран, 1 августа Бэла Кун и другие члены правительства бежали в Австрию.
  
   [] Адмирал Миклош Хорти въехал в Будапешт в обозе румынских оккупантов, хотя и на белом коне. Вряд ли ему самому эта роль нравилась. Но коммунисты нравились еще меньше, почему он и согласился возглавить армию новой Венгрии. Позже он стал регентом - хотя короля в стране даже не предвиделось (Антанта была против). Такой вот адмирал без моря, регент без короля.
  
  В политике он был консерватором. Коммунистов не жаловал, но и нацистские партии запретил. Евреев не любил, но не преследовал не смотря на давление Гитлера. Во всяком случае, пока он был у власти, вопрос об уничтожении или депортации врагов Христовых не ставился. Самое страшное - это закон 1938 который предписывал уменьшить число евреев до 20% в каждом торговом предприятии, прессе, среди врачей, инженеров и адвокатов. Вторым законом (5 мая 1939) человек с 2, 3 или 4 еврейскими коленами был объявлен евреем. Их трудоустройство в правительстве на любом уровне было запрещено, они не могли быть редакторами в газетах, их число было ограничено до шести процентов среди театральных и кино актеров, врачей, юристов и инженеров. В частных компаниях запрещалось работать более 12 % евреев. Неприятно, конечно, но совсем не похоже на крематорий - тем более что в стране насчитывалось лишь 5% врагов Христовых. И если где-то их собиралось свыше 20%, то это не просто так.
  
   В войне Хорти поддержал Германию. Ибо мелкое государство в центре Европы имело только один выбор - к кому из больших хищников пристать, чтоб тебя не сразу съели. Варианта "остаться нейтральным" никто не предлагал. А на коммунистов у мадьяр с 1919 года была такая аллергия, что они и слышать о союзе с СССР не хотели.
  
  При этом, как ни странно, СССР делал попытки установить более дружественные отношения с Венгрией начиная с 1938 г, а после раздела Чехословакии даже поддержал перед Венским Арбитражем требования мадьяр на часть чешской территории. Но ни Хорти, ни кто-то еще на это не откликнулись. Так что, повторюсь, сам адмирал выбрал сторону вполне сознательно. Когда в 1944 г результат войны стал слишком очевиден, Хорти, как глава государства, попытался уменьшить ущерб и вывести страну из войны. Но кто ж их отпустит ! Хорти был низложен, а его сын - похищен диверсантами Отто Скорцени. Под нажимом немцев адмирал передал власть Ференцу Салаши, лидеру полуподпольной (до того) нацистской партии. Вот тут-то венгерские еврейчики и узнали, почем фунт лиха...
  
  Сам адмирал с семьей после войны переехал в Португалию, где жил до 1957 г.
  
  
  

Приложение 1.

  
  Офицерские звания в Австро-Венгерском флоте
  
Австрийское в 1909-1918 ггПривычное нам советскоеРусское времен WWIПримечание
Linienschiffs-kapitänКапитан 1 рангаКапитан 1 ранга
Fregatten-kapitän Капитан 2 рангаКапитан 2 ранга
Korvetten-kapitän Капитан 3 рангаСтарший лейтенант До 1907 г между лейтенантом и к2р званий не было. С 1907 по 1911 в РИ ввели "капитан-лейтенанта", затем переименовали его в "старшего лейтенанта"
Linienschiffs-leutnantКапитан-лейтенантЛейтенант
Fregatten-leutnantСтарший лейтенант -
Korvetten-leutnantЛейтенантМичман
Seefähnrich - - Фенрих - звание курсанта по окончании училища. Кандидат в офицеры. Поэтому перевод "мичман" будут неверным ни в современном смысле (современный мичман никуда не кандидат), ни в столетней давности (мичман русского флота - уже офицер).
Seekadett КурсантГардемаринКадет - звание курсанта, проходящего практику на корабле
  
  

Приложение 2.

  
  Корабли, на которых служил Миклош Хорти.
  
Класс
Имя, год
постройки
Годы
команд.
Водо-
изм.,
тонн
Скорость
узл.
ВооружениеБроняЭки-
паж,
чел.
ПримечаниеФото
миноносец
типа "Шихау"
"Шпербер"
1886
1901-0290192 x 37-мм пушки Гочкиса (23 кал),
2 350-мм носовой неподв. ТА
- 16Название переводится как "Ястреб" []
миноносец
типа "Шихау"
"Краних"
1886
1902-0890192 x 37-мм пушки Гочкиса (23 кал),
2 350-мм носовой неподв. ТА
- 16Название переводится как "Петух"
броненосный
крейсер
"Кайзер Карл VI"  1900
1908-097000212 x 240-мм, 8 x 150-мм
18 x 47-мм, 2 450-мм ТА
пояс до 200 мм535Старший офицер []
броненосец
бер. обороны
"Будапешт"
1898
1909-14600017.84 x 240-мм, 6 x 150-мм
14 x 47-мм, 2 450-мм ТА
пояс до 250-270 мм423Командир корабля []
эскадренный
броненосец
"Габсбург"
1900
1914-15900019.63 × 240-мм, 12 × 150-мм
10 × 66-мм, 8 x 47-мм, 2 450-мм ТА
пояс 220, башни 280 мм638Командир корабля []
легкий
крейсер
"Новара"
1915
1915-173500279 × 100-мм, 1 х 47-мм, 3 х 2 ТАпояс до 60 мм340 В 1917 г Хорти командовал отрядом из 3 однотипных крейсеров, флагман - "Новара" []
Назван в честь победы маршала Радецкого в 1849 над сардинской армией.
дредноут
"Тегетгоф"
1913
1918
февр
20 00020,412 × 305-мм, 12 × 150-мм
18 × 66-мм, 4 × 533-мм ТА
пояс и башни 280-мм1087С 27 февраля командовал всем флотом, держал флаг на однотипном "Вирибус Юнитис" []

Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"