Начатая еще задолго до Первой Мировой гонка трансатлантических лайнеров (жертвой которой стал в частности злосчастный "Титаник") не закончилась и после войны. Вплоть до 1929 бессменным лидером была британская "Мавритания", развивавшая до 26 узлов. Немецкие лайнеры до поры не пытались равняться с ней по скорости (они сделают это в 1929), но превосходили в количестве перевезенных пассажиров.
А что же Франция ? До войны она в этом соревновании просто не участвовала. Конечно, существовала компания "Френч Лайн", выполнявшая рейсы от Гавра до Нью-Йорка, но ее суда никто даже приблизительно не сравнивал с обладателями "Голубой Ленты Атлантики". Это была просто другая лига. И вот незадолго до войны решено было изменить ситуацию. В 1912 в строй вошла "Франция" - вдвое меньше по водоизмещению, чем "Мавритания", но почти такая же быстроходная и отделанная с безумной роскошью. Она быстро стала популярна среди пассажиров. Но, как известно, в одиночку совершать трансатлантические рейсы неудобно. Обычно трансатлантики (примерно одного класса) работали парами: один выходил в назначенный день из европейского порта, другой в тот же день - из американского. Неделя на дорогу, неделя на бункеровку - и всё повторялось. А одиночный лайнер мог выполнить только один рейс в месяц...
Поэтому в том же 1912 г было решено построить сразу 4 еще более роскошных лайнера. Первый, "Париж", был заложен в 1913. Но начавшаяся война перевернула все планы. В 1916 г корпус спустили на воду - скорее чтобы освободить стапель. Достроили только в 1921 г. Это было на тот момент самое крупное французское судно, но по сравнению с немецкими и британскими гигантами "Париж" все-таки проигрывал. Бесспорно, его отделка была роскрошной. Каюты были отделаны в стиле дворцов эпохи Тюдоров - но и это была не новость, другие лайнеры тоже несли не меньше этой дорогостоящей мишуры. Единственным реальным его преимуществом стала турбинная энергоустановка на жидком топливе - это не только делало судно "чище", но и позволяло сократить время бункеровки перед рейсом с недели до 1-2 суток. "Париж" стал на линию в паре с "Францией". Они пользовались признанием и любовью пассажиров, но в общем ничего особенного публика в них не видела.
Второе судно по этому же проекту строилось уже после войны. Причем постройка велась в новом сухом доке Penhoët г. Сент-Назер. Этот док рассчитывался "на вырост", ибо был самым крупным на всем французском побережье. После "Иль-де-Франс", здесь построили знаменитый лайнер "Нормандия", а после него - линейный крейсер "Страсбур" и линкор "Жан Бар". Немцы, захватив побережье Франции, тоже оценили значение этого дока - он единственный мог принять линкор типа "Тирпиц". Понимали это и англичане - и потому приложили все силы, чтобы вывести док из строя. Это им удалось 28 марта 1942 г, в ходе самоубийственной операции "Чариот". В ходе нее ворота дока были протаранены старым эсминцем, и затем разрушены мощным взрывом. Из 622 участников рейда 169 погибли и 215 попали в плен. Немцам понадобилось около года на полное восстановление разрушенного. После войны док так и остался одной из главных судостроительных баз Франции. Там строился авианосец "Фош", лайнер "France"(1960), хорошо известные петербуржцами круизные лайнеры "Harmony of the Seas" и "Symphony of the Seas", ряд крупнейших супертанкеров и газовозов, а еще скандально известные вертолетоносцы "Мистраль".
Но вернемся в 1926 год. Новый послевоенный лайнер назвали "Иль-де-Франс", в честь центральной области Франции. Технически он мало отличался от "Парижа", а вот отделка помещений была воистину революционной. Впервые лайнер НЕ ПОДРАЖАЛ дворцам ! Новый стиль "Ар деко" отличался лаконичностью, отсутствием нарочитой, показной роскоши. "Ещё никогда общественные помещения не были такими простыми, но в то же время такими привлекательными." Этот стиль стал на ближайшие годы образцом для подражания практически для всех новых трансатантиков. Нечего и говорить, что столь необычный лайнер стал пользоваться бешеной популярностью у пассажиров - несмотря на то, что не был ни крупнейшим, ни самым быстрым среди конкурентов.
Первое время "Иль де Франс" работал втроем с ветеранами "Франс" и "Париж". Пассажиров хватало на всех. Необычное оформление лайнера привлекало на него многих политиков, аристократов, бизнесменов, актеров и спортсменов. Что же касается скорости, то культ из нее делали далеко не все. Да, "Мавритания" держала среднюю скорость 25-26 узлов, а "Иль де Франс" всего 22-23. В результате он приходил в Америку позже... всего на 10 часов ! Причем эти лишние часы пассажир проводил в окружении всех мыслимых удобств - просторная удобная каюта, роскошные общественные помещения: столовая, неоготическая часовня, спортзал, тир, детская комната с каруселью, салон красоты, танцевательный и курительный салоны...
13 августа 1928 года, когда до Нью-Йорка оставалось 400 миль, с верхней палубы французского лайнера катапультировался гидросамолет с тремя членами экипажа: лейтенантом французской авиации Л. Демуржо, механиком и радистом. Через 3 часа 7 минут, опередив лайнер на 15 часов, самолет доставил в Америку мешок с почтой. На обратном пути тоже была предпринята попытка запуска самолета, но она окончилась неудачно. Из-за аварии пришлось садиться на воду, после чего экипаж "воздушного почтальона" спасла команда рыболовного траулера. Но когда новинка перестала вызывать страх (перед каждым запуском сотни впечатлительных пассажиров штурмовали каюту капитана с требованием прекратить эти смертельные трюки), с помощью катапультируемого самолета не только доставляли почту, но его услугами стали пользоваться и наиболее нетерпеливые пассажиры, в основном бизнесмены, живущие по принципу "время - деньги".
Великая Депрессия подкосила всех. Но если "Париж" и "Франция" вынуждены были, из-за недостатка пассажиров, перейти на круизные рейсы, а затем были и вовсе поставлены на прикол, то "Иль де Франс" удержался на трансатлантическом маршруте. Позже он стал компаньоном "Нормандии" - первому французскому лайнеру, завоевавшему в 1935 г "Голубую Ленту Атлантики" со средней скоростью 29.94 узла. Однако "Иль де Франс", уступая новому фавориту в скорости, до самой войны оставался любимцем богемной публики.
Несколько вояжей на французском судне, получившем прозвище "Рю де ля Пэ* океана", совершили Эрнест Хемингуэй, Луи Армстронг, Марлен Дитрих. Германская старлетка эпатировала публику, исполнив свою "звездную" песню "Лили Марлен". Балерина Анна Павлова неоднократно пользовалась услугами "Иль-де-Франс", отправляясь со своей труппой на гастроли. Несколько раз она танцевала в бальном зале лайнера. Однажды из-за сильного шторма, вызвавшего бортовую качку, выступление Павловой оказалось под угрозой срыва. Тогда капитан Э. Пайен де ля Гарандери развернул лайнер носом к волне и дал возможность великой танцовщице продемонстрировать свое искусство перед пассажирами лайнера.
* Rue de la Paix - улица в центре Парижа, знаменита своими ювелирными магазинами. Соединяет Вандомскую площадь и театр Гранд Опера.
Всего до начала войны "Иль-де-Франс" совершил 346 рейсов через океан , перевезя более 250 тыс. пассажиров.
2. В воинском строю.
8 сентября 1939 г лайнер под эскортом двух эсминцев покинул Гавр. На его борту было свыше 3000 пассажиров - вдвое больше нормы. Американские туристы, спасавшиеся от уже начавшейся войны, платили любые деньги за место на судне. Была распродана часть мест в каютах экипажа. Этого было мало, и в обеденном салоне оборудовали сотни подвесных коек. Перегруженный лайнер с потушенными огнями шел в стороне от обычных трасс мирного времени, опасаясь подлодок. Однако до Нью-Йорка дошли без происшествий. Там судно встало на прикол рядом с "Нормандией".
Только в конце апреля 1940 про "Иль-де-Франс" вспомнили. Он принял на борт оружие, боеприпасы и другие военные грузы, в частности несколько разобранных самолетов для французского правительства. В Марсель они прибыло аккурат 10 мая, в день когда немцы перешли от "странной" войны к настоящей. Судно разгрузили и направили порожняком в Сайгон, для доставки в метрополию вьетнамских рабочих. Дойдя до Кейптауна, экипаж узнал о капитуляции Франции. Формально, судно должно было подчиняться правительству Петена. Но англичане очень... хм... убедительно посоветовали выбрать сторону Де Голля, и присоединиться к союзникам. В общем было ясно, что по крайней мере ценнейшее скоростное судно англичане к вишистам ни за что не отпустят, как бы это ни выглядело с точки зрения всяких там законов. А членам экипажа дали выбор - списаться на берег или дальше служить деголлевцам. Большинство списалось. До конца войны на судне прослужили лишь его капитан Ж.Арнольд и пятеро моряков. Все они после войны получили Ордена Почетного Легиона.
Кое-как довели судно до Сингапура. Там лайнер переоборудовали в войсковой транспорт - сняли всю цивильную мишуру, поставили зенитки и светомаскировочные шторы, оборудовали свыше 4350 спальных мест. А число гальюнов, как и возможности камбуза, так и остались рассчитанными на 1500-2000 человек. Поэтому когда в Сиднее на судно погрузились свыше 4 тыс австралийских солдат, условия им совершенно не понравились. На четвертый день перехода дело дошло до настоящего бунта - зольдаты посылали подальше своих командиров и требовали повернуть судно взад. К счастью, среди офицеров оказался ветеран Первой Мировой, который смог урезонить зарвавшихся любителей комфорта.
До конца 1941 г "Иль де Франс" совершил еще 4 рейса из Австралии в Египет, каждый раз доставляя свыше 4 тыс бойцов. В обратный рейс он брал раненых и пленных. С ними тоже было по-разному. Как-то при доставке очередной партии пленных в Сан-Франциско немцы начали готовить бунт с целью захвата судна и угона его в Японию. Из ложек и вилок они делали заточки, которые тщательно прятали. Но персонал судового камбуза обратил внимание на систематическую пропажу ложек, и сообщил куда следует. Был произведен внеплановый шмон, заточки обнаружены, бунт сорван.
В начале 1943 г лайнер опять переоборудовали, доведя число человекомест до 10700 ! В столовой, спортзале и других местах с высокими подволоками ставили ПЯТИЯРУСНЫЕ нары ! Оборудовали дополнительные гальюны и умывальники. До конца войны лайнер совершил 25 рейсов между США и Англией. А после, до 1947 г, занимался перевозкой американских и канадских солдат из Европы домой.
3. Символ возрождения Франции.
Гордость Франции, лайнер "Нормандия", как известно, войну не пережил. Стоя на приколе в Нью-Йорке, он вдруг загорелся, а потом из-за неграмотных действий пожарных опрокинулся и затонул. Многие считали, что дело тут нечисто, и кто-то специально постарался. Однако как ни крути - лайнер потерян. Что характерно, ветераны "Париж" и "Франс" подобным же образом сгорели/утонули еще до войны. На плаву остался лишь "Иль де Франс", но и он после непрерывной пятилетней сверхэксплуатации нуждался в капитальном ремонте. Но ввод его в строй был вопросом жизни и смерти для "Компани Женераль Трансатлантик", АКА "Френч лайн".
Котлы поменяли на современные, более легкие и экономичные. Турбины капитально отремонтировали. Три узкие старомодные трубы заменили на две более массивные, а-ля "Нормандия". Возвратили предвоенные интерьеры в пассажирские помещения. Только в июле 1949 г обновленный "Иль де Франс" вышел в свой первый послевоенный рейс, имея загрузку около 100%. В Нью-Йорке лайнер удостоился торжественной встречи "по высшему разряду", что обычно делается только для кораблей совершивших свой первый рейс (maiden voyage). Но для "Иль-де-Франса" сделали исключение - поскольку судно было, можно считать, перестроено заново.
А что самое невероятное - лайнер позже удостоился высших почестей в третий раз !
Произошло это в 1956 г. Выйдя из Нью-Йорка, судно вскоре получило радиограмму: в сорока милях от них столкнулись итальянский лайней "Андреа Дориа" и шведских сухогруз "Стокгольм". "Иль-де-Франс" увеличил скорость и поспешил на помощь.
Как оно обычно бывает, в столкновении виноваты были обе стороны: шведы нарушили порядок расхождения судов у плавучего маяка Нантакет. А итальянцы несли вахту настолько небрежно, что увидели нарушителя, когда отворачивать было уже поздно. Не помог ни новейший радар, ни другая новомодная техника. Хуже того, после столкновения часть итальянского экипажа села в шлюпки и просто покинула свое судно! Похоже, это уже традиция: при сравнительно недавнем крушении "Коста Конкордиа" (2012 г) макаронники вели себя точно так же.
Оставшиеся на "Андреа Дориа" матросы не смогли спустить ни одной шлюпки - мешал то ли все увеличивающися крен, то ли криворукость этих потомков рымлян. Про борьбу с затоплением, похоже, никто даже не заикался - возможно, в итальянском языке просто слова такого нет. "Стокгольм" своих шлюпок тоже не присылал, так как еще не решил - тонет он или нет. Собравшиеся к месту аварии несколько более мелких судов особо помочь не могли - их шлюпок хватило бы на десятую часть пассажиров.
Только с приходом "Иль Ден Франс" дело двинулось. Огромный теплоход прикрыл "Андреа Дориа" от валов океанской зыби, а его шлюпки подошли к накренившемуся гиганту и приступили к эвакуации пассажиров и экипажа. Тем приходилось спускаться по канатам из проемов прогулочной палубы. Однако к счастью при эвакуации все остались живы. 43 человека погибли при столкновении, еще трое умерли позже. Все остальные 1662 человека были спасены, из них половина оказалась на борту "Иль де Франса".
Лайнер направился обратно в Нью-Йорк, чтобы высадить спасенных. Там его ожидал, уже третий в жизни, почетный прием по высшему разряду.
В Нью-Йорке любят и умеют встречать большие океанские суда. И в Нью-йоркском порту сложился своеобразный ритуал торжественной встречи знаменитых кораблей. Когда огромный пароход идет по реке Гудзон, его сопровождают буксиры, яхты и другие мелкие суда. Когда судно подходит к пирсу, все стоящие на рейде плавучие собратья подают звуковые сигналы, а над пожарными катерами взмывают ввысь мощные фонтаны воды.
Так встречали Куин Мэри, Куин Элизабет и всех других "королев" и "королей" Атлантики. Но торжественную вcтречу "по высшему разряду" устраивали для каждого лайнера только один раз - когда он впервые приходил в Нью-Йорк. И только для Иль-де-Франс было сделано исключение. Его торжественно встречали трижды: первый раз - 27 июня 1927 года, когда он впервые пересек Атлантику; второй раз - 27 июля 1949 года, когда герой второй мировой войны завершил свой первый послевоенный рейс и предстал перед американцами в обновленном виде; и третий раз - снова 27 июля, но уже 1956 года, когда "Иль-де-Франс" доставил в Нью-Йорк людей, спасенных с Андреа Дориа, среди которых было немало американских граждан.
После этого случая лайнер честно служил на трансатлантических линиях еще 10 лет, и ушел только в 1958 году, с распространением межконтинентальных перелетов. Вскоре старое судно было продано в Японию на металлолом. Но перед разделкой кинокомпания "Парамаунт пикчерс" взяла его в аренду, дабы снять в фильме-катастрофе "Последний вояж". Значительная часть фильма была снята в роскошных интерьерах лайнера (оставшихся нетронутыми), а в конце на судне имитировали взрыв котлов, в результате передняя труба упала на полубак. По окончании съемок судно разобрали...