Часто интересуются, по какому принципу присваивался советским танкам индекс "Т" ? Почему кому-то не присваивался ? Официального документа на этот счет нет, неофициально известно следующее:
В 1929 г было создано Управление Механизации и Моторизации Красной Армии (УММ РККА). Оно приняло "Систему вооружения Автобронетанковых Войск", где было расписано, какая техника нужна армии. На основании этой системы выдавались заказы промышленности: разработать то-то. Каждый заказ имел порядковый номер с буквой "Т". Часть заказов выполнялась (в этом случае машина принималась на вооружение под соответствующим индексом, часть отменялась, какие-то поступали на доработку уже с новыми требованиями и новым индексом. Часть индексов присвоили постфактум, например легкий танк Т-18 до принятия "системы" именовался МС-1.
Танки не входящие в "систему", то бишь заказанные без ссылки на нее, индекс "Т" не получали. Так например танки Кристи были приняты на вооружение в пику Польским 10ТР, несмотря на отсутствие в системе "быстроходных истребителей", и получили индекс "БТ" со своей нумерацией. Позже то же произошло с созданными в инициативном порядке тяжелыми танками СМК и КВ.
Специальные танки на базе линейных обычно получали добавочную букву: ХТ-26 это химический танк на базе раннего двухбашенного Т-26. Но это правило иногда нарушалось. Например, химический на базе более позднего однобашенного Т-26 - ХТ-130. То же с огнеметными ОТ-26 - ОТ-130. Понятно что скорее всего где-то на заводе "новый" однобашенный Т-26 называли Т-130, но в серию этот индекс не пошел.
Начиная года с 1935 система теряет стройность. Видимо для удобства начинают заполнять пропущенные номера. Например, Т-38 это развитие Т-37, заказанного 4 годами раньше. А Т-29 - колесно-гусеничная версия Т-28, заказанного опять же в незапамятные времена.
Ближе к 1940-м вообще трудно что-то понять. Т-40 и Т-50 явно получают "красивые" номера - потом этот же подход применят к танкам военного времени Т-30 Т-60 Т-70 и Т-80. А Т-34 получил свой номер исходя из заводского индекса. Его прототип на ХПЗ назывался А-32 (на радость Резуну). В последний момент увидели резерв массы, и за его счет усилили вооружение (76-мм пушка вместо 45-мм). Новый танк, чтобы не путать, назвали А-34 - под этим индексом числились две предсерийные машины, на которых Кошкин в Москву ездил. А принятый на вооружение танк, соответственно, стал Т-34.
В войну бардак разрастался. Тяжелые танки называли в честь начальства (ИС). Средние обходились индексами (Т-34-85). Легкие вообще отменили как класс. Самоходки обзывали по калибру. Наследников "тридцатьчетверки", по примеру легких танков, пронумеровали через 10 - "Т-44" и "Т-54", хотя оба проектировались в 1944-45.
Со смертью Сталина прозвучал последний аккорд. ИС-8 переименовали в Т-10. Самый, заметим, маленький номер из существовавших. В дальнейшем танки, начиная с Т-55, "очень примерно" нумеровали по году принятия на вооружения. Где-то есть разница в пару лет, вызванная видимо тем что машину приняли не сразу. Что будет дальше, увидим...
Сводная таблица советских танков с индексом Т
* Т-10 - тяжелый танк, бывший ИС-8, 1953 г. 1-122-мм пушка, 2 пулемета. Броня до 250 мм. Вес 50 т. Состоял на вооружении до 1993 г.
* Т-12 - "маневренный" (средний) танк, 1927 г. Выпущен 1 экз
* Т-14 - перспективный основной боевой танк "Армата", 2014, Россия.
* Т-16 - прототип малого танка сопровождения МС-1, 1927. После доработки пошел в серию как Т-18
* Т-17 - одноместная анкетка "Лилипут". 1930 г. 1 экз.
* Т-18 - малый танк сопровождения, 1928 г. 1-37-мм пушка, 1 пулемет. Выпущено около 1000.
* Т-19 - опытный легкий танк создававшийся на замену Т-18. 2 экз. 1930 г.
* Т-20 - а) бронированный тягач "Комсомолец", 1937 г. Выпущено 7700. б) еще один проект легкого танка на замену Т-18.
* Т-21, 22, 23, 25 - опытные танкетки на базе Т-17, но двухместные. 1930 г.
* Т-24 - средний "маневренный" танк, улучшенный Т-12. 1930 г. 25 экз. 1 45-мм пушка, 4 пулемета.
* Т-25 - (СТЗ-24) проект легкого танка на замену Т-26, Сталинградского Тракторного завода, 1937 г.
* Т-26 - легкий танк сопровождения, копия английского "Виккерс Mk E (6т)". 1931 г. 2 башни с пулеметами. Позже у части танков один пулемет заменили на короткую 37-мм пушку. С 1933 выпускается однобашенная версия - 1 45-мм пушка, 2 пулемета. Всего построено 11 тыс. экз.
* Т-27 - танкетка, копия английской "Виккерс Карден Ллойд Mk IV". 1931 г. 1 пулемет. Построено 3 тыс. экз.
* Т-28 - средний трехбашенный танк. Компоновка заимствована у "Виккерс 16т", Ходовая часть "Крупп". 1932 г. 1 76-мм пушка, 3-4 пулемета. Построено 500.
* Т-29 - опытная колесно-гусеничная версия Т-28. 1934-37 гг. Построено 5.
* Т-30 - а) проект тяжелого танка 1929 г, не строился; б) неплавающий вариант танка Т-40, 1941 г.
* Т-33 - опытный малый плавающий танк, копия английского "Виккерса". 1931 г.
* Т-34 - а) малый упрощенный танк "производства военного времени" разработанный в 1931 г. 1 пулемет; б) знаменитый средний танк, 1940 г.
* Т-35 - тяжелый 5-башенный танк. 1932 г. Компоновка от английского "Виккерс Индепендент", внутренности свои. Построено 60 шт.
* Т-37 - малый плавающий танк. Спроектирован в 1932 самостоятельно хотя и с оглядкой на танк Виккерса. В серию пошел как Т-37А. 1 пулемет. Построено 2500.
* Т-38 - малый плавающий танк. Развитие Т-37. 1936 г. 1 пулемет. Построено 1300.
* Т-39 - а) проект сверхтяжелого танка прорыва. 1934 г. б) проект колёсно-гусеничного плавающего танка, 1937 г.
* Т-40 - малый плавающий танк. 1939. 1 12.7-мм и 1 7.62-мм пулеметы. Построено 700.
* Т-43 - опытный средний танк, развитие Т-34. 1943 г. Сам в серию не пошел, но наработки были использованы в Т-34-85 (новая башня, КПП) и Т-44 (торсионная подвеска).
* Т-44 - новый средний танк, замена Т-34. Принят на вооружение в 1944. Построено 1800.
* Т-46 - опытный легкий танк, попытка поставить Т-26 на колесно-гусеничный ход. 1936.
* Т-50 - легкий танк противоснарядного бронирования. 1940. 1 45-мм пушка, 2 пулемета. Построено 75.
* Т-51 - проект легкого колесно-гусеничного танка, 1937-38 гг.
* Т-54 - средний танк, развитие Т-44. Спроектирован в 1944-45, принят на вооружение в 1946. 100-мм пушка, 3 пулемета. Построено 20 тыс.
* Т-55 - модернизация Т-54 для условий ядерной войны. 1958 г. Построено 23 тыс.
* Т-60 - легкий танк, 1941 г. 20-мм пушка, пулемет. Построено 6 тыс.
* Т-62 - средний танк, развитие Т-55. 1961 г. 115-мм пушка-пусковая установка, пулеметы. Построено 20 тыс.
* Т-64 - основной боевой танк. 1963 г. Вначале 115-мм, затем 125-мм пушка, 2 пулемета. Построено 8 тыс.
* Т-70 - легкий танк. 1942. 1 45-мм пушка, 1 пулемет. Броня до 45 мм. Построено 8 тыс.
* Т-72 - основной боевой танк. 1973 г. 125-мм пушка, 2 пулемета. Построено 30 тыс.
* Т-74 - проект основного боевого танка, причем нестандартной компоновки. 1972 г. В серию не пошел из-за сложности.
* Т-80 - а) легкий танк 1943, развитие Т-70 (с 2-местной "зенитной" башней) выпущено 80. б) основной боевой танк, развитие Т-64. 1976 г. Построено свыше 10 тыс.
* Т-84 - украинский основной боевой танк, дальнейшее развитие Т-80УД.
* Т-90 - российский основной боевой танк, дальнейшее развитие Т-72.
* Т-92 - проект российского танка "Черный Орел". Якобы дальнейшее развитие Т-80, но с нетрадиционной компоновкой . Рекламировался в 1997 г. В 2009 было официально заявлено, что такого проекта не существует.
* Т-94 - а) дальнейшее развитие украинского Т-84; б) еще один индекс под которым был известен "Черный Орел".
* Т-95 - еще проект российского танка. Разрабатывался с конца 1990-х, закрыт за моральным устареванием в 2010.
* Т-97 - проект перспективного российского танка 4-го поколения "Скиф". 2010 г. Был в стадии рекламы, сейчас забыт.
* Т-99 - еще один прототип, обещанный Уралвагонзаводом в 2012 и планировавшийся к принятию на вооружение в 2015. Прогорел, закрыт. Вместо него теперь "Армата".
* Т-100 - экспериментальный двухбашенный тяжёлый танк. 1939. 1 76-мм и 1 45-мм пушка, 3 пулемета. 1 экз. Участвовал в Финской войне.
* Т-111 - опытный танк, развитие Т-26 но с противоснарядной броней. 1938 г.
* Т-112 - опытный средний танк, Т-28 с ходовой частью Т-35. 1937 г.
* Т-126 - опытный танк сопровождения пехоты противоснарядного бронирования, 1940 г.
* Т-127 - модификация Т-126 без курсового пулемета. 1940 г. Предшественник Т-50.
* Т-130 - официально, ХТ-130, огнеметный танк на базе однобашенного Т-26, 1935 г. Только огнемет.
* Т-131 - официально, ХТ-131, опытный огнеметный танк на базе Т-26 обр 1939 г. Пушка + огнемет. 1939.
* Т-132 - официально, ХТ-132, опытный огнеметный танк на базе Т-26 обр 1939 г. Только огнемет. 1939
* Т-133 - официально, ХТ-133, огнеметный танк на базе Т-26 обр 1939 г. Только огнемет. 1940.
* Т-134 - опытный огнеметный танк на базе Т-26, 1940 г
* Т-135 - проект сверхтяжелого танка
* Т-150 - опытный тяжелый танк, будущий КВ-3.
* Т-220 - опытный тяжелый танк, развитие КВ-1 (броня 100 мм, и т д). 1941 г.
Модификации танков БТ
Б-Т - название БТ-2 до появления более поздних моделей
БТ-1 - так иногда называли закупленные в Америке прототипы - без башни и вооружения.
БТ-2 - Первый вариант, "танк-истребитель". 37-мм пушка Б-3, пулемет ДТ. Поскольку выпуск пушек Б-3 был сорван, их получили только 200 танков (из 600), остальные 400 были вооружены спаркой пулеметов ДТ или ДА. Эти пулеметные варианты иногда неправильно именуют БТ-3 или БТ-4.
БТ-3 - тот же БТ-2, но чертежи наконец-то перевели из дюймов в миллиметры. В армии числились как БТ-2.
БТ-4 - опытный вариант БТ-2 со сварным корпусом, в серию не пошел.
БТ-5 - новая башня с 45-мм пушкой и спаренным пулеметом ДТ. Двигатель М-5 (копия американского "Либерти" стоявшего на БТ-2. Зато своё !)
БТ-6 - опытный вариант БТ-5 со сварным корпусом, в серию не пошел.
БТ-7 - вариант БТ-5 с усиленной броней (лоб до 22 мм) и двигателем МТ-17 (копия немецкого БМВ VI). Поздние версии имели наклонную броню башни.
БТ-7А - вариант БТ-7 с 76-мм пушкой КТ-28 (стояла на Т-28 и Т-35).
БТ-7М или (неправильно) БТ-8 - БТ-7 с дизельным двигателем В-2
Модификации танков КВ
КВ - "Клим Ворошилов" - опытный танк с 1-76-мм и 1-45-мм пушкой, 2 пулеметами ДТ и 1 12.7-мм ДК. Впоследствии 45-мм пушка и ДК были сняты. Участвовал в Зимней войне.
КВ-1 - серийный тяжелый танк. Броня 75 мм, 1 76-мм пушка (сначала Л-11, затем Ф-32, с осени 1941 г - ЗиС-5), 3 пулемета ДТ. Построено около 2800.
КВ-1с - переработанный, облегченный вариант КВ-1 Челябинского тракторного завода, выпускавшийся с 1942 г. Броня 60 мм, более совершенная КПП. Масса 42 т вместо 48 т у КВ-1. Построено около 1100.
КВ-2 - серийный танк с 152-мм гаубицей М-10 в большой квадратной башне. Выпущено около 300.
КВ-3 - опытный тяжелый танк, развитие КВ-1. Также известен как Т-150. Броня 90 мм, более мощный дизель и т д). 1941 г. 1 экз.
КВ-4 - проект сверхтяжелого танка с 107-мм пушкой в корпусе и 76-мм в башне. 1941. Не строился.
КВ-5 - проект сверхтяжелого танка с 107-мм пушкой в башне а-ля КВ-2 и двумя пулеметными башенками. 1941. Не строился.
КВ-6 - фейковый номер. Наблюдая за крепчавшим маразмом разработчиков КВ-4 и КВ-5, современные шутники нашли "незанятый" вроде бы номер и... создали новый танк. Просто путем "приклеивания" к одному шасси всех возможных башен. Получился монстр
КВ-6 "Бегемот" с вооружением из 2 152-мм, 2 76-мм, 1 45-мм пушки, 18 пулеметов, двух огнеметов и установки "Катюша".
КВ-7 - тоже бредовая система - самоходка со строенными пушками (1 76-мм и 2 45-мм) в первом варианте и спаркой 76-мм во втором. Видимо разработчики обчитались "охотничьих рассказов" и начали плодить двустволки. И никто их к сожалению не расстрелял.
КВ-8 - огнеметная модификация с огнеметом и 45-мм пушкой. Выпущено 102 на базе КВ-1 и около 35 на базе КВ-1с.
КВ-9 - опытная модификация КВ-1 со 122-мм гаубицей в башне. 1941. Построено 2.
КВ-12- опытная огнеметная модификация с огнеметом в корпусе и 76-м пушкой. 1942. 1 экз.
КВ-85- модификация КВ-1с с 85-мм пушкой в башне. Предшественник ИС-1. Выпущено в 1943 148 шт.
Модификации танков ИС
ИС-1 - переработанный КВ-85 с более компактным корпусом, усиленной броней и улучшенной КПП. Выпущено в 1943 130 шт.
ИС-2 - основная модель тяжелого танка с 122-мм пушкой. Построено в 1943-45 гг около 3500.
ИС-3 - модификация ИС-2 с усиленной броней и лбом типа "щучий нос". Выпущено в 1945-46 гг свыше 1500.
ИС-4 - модификация ИС-2 с усиленной броней и измененным пулеметным вооружением. Выпущено в 1947 258 шт.
ИС-5 - переименован в ИС-8, далее в Т-10.
ИС-6 - модификация ИС-2 не имевшая особых преимуществ перед ИС-3/ИС-4. Выпущен в 1944 в 2 экз.
ИС-7 - еще более навороченный чем ИС-3 и ИС-4. Масса 68 тонн. Экспериментальный. 1948. 6 экз.