Красильников Олег Юрьевич : другие произведения.

Ленинград и окрестности: Башни крейсера Киров

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  В Санкт-Петербурге насчитывается более 2000 памятников. Ничего удивительного, что одни из них более известны, другие менее...
  
  На самом западном краю Васильевского острова, на Морской набережной, расположена площадь Балтфлота. Туристов сюда не водят: спальный микрорайон, что тут интересного... А посмотреть, оказывается, есть на что: здесь перед зданием судостроительного лицея установлены целиком две башни крейсера "Киров". Если сравнительно легкие зенитки или полевые пушки много где стоят, то главный калибр крейсера встречается отнюдь не на каждом углу. Помимо башен, в состав мемориала входят два гребных винта от того же "Кирова", два его якоря и муляжи снарядов. Но они так расставлены по площади, что уместить всё в одном кадре проблематично...
  
 []  []
 []  []
 []  []
 []  []
 []  []
 []  []
 []  []
 []  []
 []  []
  
  

Краткая справка.

  
  Легкие крейсера проекта 26 создавались на основе итальянского крейсера "Евгений Савойский" ("Eugenio di Savoia"). Фирма "Ансальдо" передала в СССР всю документацию по проекту, осталось только слегка "доработать напильником" под местную специфику. Всего было построено два крейсера: "Киров" для Балтики и "Ворошилов" для Черного моря. На базе этого был создан улучшенный проект 26-бис, по которому построили еще 4 корабля. Ну да вернемся к "Кирову".
  
  Крейсер был заложен в 1934 году и сдан флоту в 1938. Характерно, что в 1937-38 году были один за другим арестованы два Главных строителя корабля. Нельзя сказать что совсем без вины: в процессе сдачи "Кирова" произошел целый ряд аварий, выявились вопиющие недоделки. Было ли это вредительство или разгильдяйство, в общем-то уже неважно: на испытания представили негодный корабль.
  

Легкий крейсер проекта 26 "Киров"

Водоизмещение	7880 т стандартное
		8590 т нормальное
		9436 т полное
Бронирование	Борт          - 50 мм,
                Палуба        - 50 мм,
		Боевая рубка  - 100-150 мм,
                Башни ГК      - 50 мм
Двигатели	2 турбозубчатых агрегата, 6 водотрубных котлов
Мощность	113 500 л.с. (83,5 МВт)
Скорость хода	35,9 узла (66,5 км/ч)
Экипаж	        692 ч
Вооружение
Артиллерия	3 х 3 - 180-мм орудий Б-1-П
		6 х 1 - 100-мм универсальных пушкек Б-34
		6 - 45-мм зенитки 21-К
		4 - 12,7-мм ДШК;
Минно-торпедное вооружение	
		2 - 3-трубных 533-мм торпедных аппарата
		164 мины
                50 глубинных бомб
Авиация
		2 гидросамолета КОР-1, 1 катапульта 'Хейнкель'

 []
   []
  Участие крейсера в Финской войне ограничилось одним обстрелом вражеской береговой батареи. Она в результате не пострадала.
  
  22 июня крейсер встретил в Риге, затем перешел в Таллин. Его пушки сыграли немалую роль в обороне города. В конце августа "Киров" возглавил Таллинский переход Балтфлота. На нем эвакуировались командующий, штаб и Знамя Балтфлота, а также правительство Эстоонии вместе с золотым запасом. Понятно, что крейсер берегли как зеницу ока - естественно, в ущерб "менее другим" участникам перехода.
  
  Как бы то ни было, 29 августа "Киров" прибыл в Кронштадт. А через несколько дней немцы вышли к Стрельне и Урицку - в прямой видимости от Главной базы Балтфлота. Естественно, корабли немедля включились в оборону и своими пушками помогли остановить противника. Так, "Киров" только за первую неделю выпустил свыше 500 180-мм снарядов. 4 сентября он перешел в Неву, так что под "звездный" налет люфтваффе на Кронштадт (23 сентября) не попал. В течение всей блокады продолжал поддерживать наземные войска. Весной 1942 был сильно поврежден авиабомбами в ходе немецкой операции "Айсштосс". Погибло 86 человек. Серьезный ремонт отложили до мирного времени, а пока крейсер работал как плавбатарея. Последний раз он вел огонь в августе 1944 в ходе наступления РККА на Выборг. А 27 февраля 1943 года "Киров" был награжден орденом Красного Знамени.
  
  Война закончилась... Как бы не так ! Уже в октябре 1945 крейсеру "повезло" напороться на магнитную мину практически рядом с Кронштадтским рейдом. Теперь без ремонта точно никуда. И продолжался он аж до 1953 года ! Заодно корабль модернизировали: сменили зенитную артиллерию, установили новые РЛС, переделали надстройки. В таком виде он служил до 1958 года, а позже был переквалифицирован в учебный корабль. И в этом качестве "Киров" служил аж до 1974 года. После исключения корабля из списков его носовые башни были установлены в Ленинграде в качестве памятника на площади Балтфлота.
  
  Вот собственно и всё...
  
   []
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"