Красильников Олег Юрьевич : другие произведения.

Сын адмирала Макарова

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:


  Сын адмирала.
  
  К потомкам великих людей у нас отношение традиционно скептическое. Все помнят "сыновей лейтенанта Шмидта", да и сейчас перед глазами десятки не самых лучших примеров. Но везде есть исключения. Это статья о Вадиме Степановиче Макарове, сыне знаменитого адмирала.
   []
  Его дед, штабс-капитан Осип Фёдорович Макаров, хотя и числился морским офицером, но так сказать второго сорта: звание носил армейское, служил в ластовом экипаже (береговой службе) и собственно к кораблям отношения не имел. Поэтому то, что его сын, Степан Осипович, смог поступить в Морское училище (куда традиционно брали в основном сыновей флотских офицеров) - уже почти чудо. Причем училище не в Петербурге, а в самых едренях - Николаевске-на Амуре ! И то - только по личной протекции генерал-адмирала Константина Николаевича ! Тем не менее, Степан отлично закончил учебу, стал офицером, и в конце концов дослужился и до адмирала. У его сына таких трудностей больше не предвиделось. Но...
  
  Когда броненосец "Петропавловск" взорвался на японской мине вместе с адмиралом Макаровым, Вадиму было 12 лет. Детство внезапно кончилось. Уже в 1905 году он поступил в младший класс Петербургского Морского Корпуса. Надо сказать, что вначале там ему было тяжеловато. Домашнее воспитание и гимназия весьма отличались от суровых правил и нравов Морского корпуса... Об этом, в частности, свидетельствует аттестация его ротного командира после годичного пребывания Вадима в корпусе:
  
  "Очень нравственный и воспитанный мальчик. Правдивый, самонадеянный, болезненно самолюбивый, эгоист. Очень развитый, способный, очень старательный, интересующийся. К обязанностям и правилам относится аккуратно, товарищами не любим за гордость, кичливость и эгоизм. Владеет свободно языками английским и французским..."
  
  Но корпус обтесал Вадима, и в старших специальных классах корпуса мы видим его уже любимцем сверстников и одним из лучших гардемаринов. Об этом, в частности, свидетельствует производство Макарова в младшие унтер-офицеры, чего удостаивались лучшие по успеваемости и дисциплине. Он заканчивает корпус четвертым в списке из 134 человек. В мае 1912 года младший унтер-офицер Вадим Макаров был произведен в корабельные гардемарины и в числе лучших воспитанников осенью этого же года направился в учебное плавание на крейсере "Россия". Гардемарины посетили острова Мадейру, Канарские, Виргинские и Антильские. Плавание продолжалось более полугода. На борту крейсера в октябре 1912 года все корабельные гардемарины были произведены в свой первый офицерский чин. Мичман Макаров получил назначение на крейсер "Адмирал Макаров".

   []
  Летом 1913 года в Кронштадте при большом стечении публики открывался памятник его отцу. На центральной площади старинной российской морской крепости собрались все первые персоны. Присутствовал и Николай II с императрицей. У подножья монумента с одной стороны встал почетный караул, с другой - взвод матросов крейсера "Адмирал Макаров". У них на фланге - мичман Вадим Макаров. Тут же поблизости - вдова адмирала. Прозвучали торжественные речи, наступила пора сдернуть белое полотнище, закрывающее памятник. Но произошла заминка: полотнище не сдергивалось. Общую растерянность прервала четкая команда мичмана Макарова, который вместе с матросами бросился к памятнику и опустил запутавшееся полотнище.
  
  На крейсере Вадим Макаров прослужил более двух лет. На нем и встретил начало Первой мировой войны. За участие в миннозаградительной операции недалеко от Данцигской бухты в конце 1914 года Вадим Макаров был награжден своим первым боевым орденом св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом.
  
  На крейсере "Адмирал Макаров" существовал обычай награждать офицеров, прослуживших на нем два года, специальным золотым жетоном с названием корабля. Так мичман Макаров стал обладателем жетона, на котором было выгравировано имя его отца. В кампанию 1915 года крейсер принимал участие в активных боевых действиях, а мичман Макаров "за мужество и распорядительность, проявленную в бою с германскими крейсерами у острова Гогланд" был награжден орденом св. Анны 4-й степени. Знак этого ордена крепился на эфесе сабли и кортика, и там же помещалась надпись: "За храбрость".
  
  В начале 1916 года по личной просьбе переводится в Минную дивизию и зачисляется слушателем офицерских артиллерийских классов. Минная дивизия в то время комплектовалась новыми эсминцами типа "Новик" - последним словом тогдашнего военно-морского кораблестроения. Зачисленный на один из таких эсминцев - "Орфей", Макаров принимает активное участие в доводке артиллерии корабля. Нужно было не только самому разобраться в новой технике, но и научить всему матросов. В конце 1916 года Вадим Макаров производится в лейтенанты.
  
  Февральскую революцию он резко не принял. Тем более что "свобода" обернулась массовым убийством флотских офицеров собственными же командами - правда, в основном на одуревших от безделья линкорах. А Минная Дивизия воевала, и между командой и офицерами её эсминцев отношения были вполне корректные. Но тем не менее Вадим видел, что все катится черт-те куда.
  
 []
Адмирал Колчак (сидит в центре) с сотрудниками штаба.
Второй слева - лейтенант Макаров.
  В начале 1917 он добровольно перешел с эсминца на английскую подлодку - крохотный островок порядка в море ррреволюционного бардака. А в мае 1917, плюнув на всё, выехал из России, получив назначение в Америку помощником военного агента. На новой должности в США Макаров провел около полутора лет. Он исправно исполнял свои служебные обязанности, читал лекции офицерам американского морского генерального штаба и артиллерийского управления.
  
  После приезда в США российской военно-морской миссии под руководством адмирала Колчака Вадим Макаров был назначен его флаг-офицером. Еще ранее он получил патент на прибор управления зенитным артиллерийским огнем и в Америке доводил его для практического применения. В октябре 1918 года, узнав о начавшейся борьбе белых с большевиками, Вадим выехал во Владивосток, а оттуда в Омск. В город он прибыл после переворота, сделавшего Колчака верховным правителем России. Колчак по старой памяти дал ему должность в Морском министерстве омского правительства, но вскоре Вадим уходит в строй - заведовать артиллерией Камской флотилии.
  
  На Мотовилихинском пушечном заводе (Пермь) колчаковцы нашли несколько 76-мм полевых пушек и два 152/45-мм орудия Кане, которыми и вооружили флотилию. Причем по предложению Вадима Макарова, стволы пушек Кане были перевернуты в люльке на 180 градусов, и компрессоры оказались повернуты вверх. Это позволило увеличить угол возвышения, а следовательно и дальность стрельбы орудий с 12 до 15 верст. 75-мм и 120-мм морские пушки были доставлены из Владивостока и Красноярска.
  
  Два судна белой флотилии были укомплектованы англичанами. 35 добровольцев с крейсера "Кент" привезли из Владивостока 4 12-фунтовых (76-мм) и одно 6-дюймовое орудие. Легкие пушки установили на речной буксир "Медведь", переименованный в "Кент", а тяжелую - на баржу "Суффолк". Тумбы от 12-фунтовых британских пушек затерялись где-то в Сибири, поэтому в Перми к ним по чертежам Вадима Макарова изготовили новые тумбы. Так же пришлось изобретать и установки для пулеметов Виккерса, которые прибыли без станков.

   []
  В начале 1919 г. на Мотовилихинском заводе при участии лейтенанта Макарова построили шесть речных бронекатеров. Водоизмещение 15 т; длина 18,3 м; ширина 3 м; осадка 0,6 м. Два японских бензиновых мотора, мощностью по 50 л.с. Катера развивали максимальную скорость 15 узлов. Толщина брони борта составляла 0,5 дюйма, рубки - 0,75 дюйма. Вооружение состояло из одной 37-мм автоматической пушки Маклена или одной 47-мм пушки Гочкиса, а также двух 7,62-мм пулеметов типа Максим на высоких тумбах без щитов.
  
  Созданные на коленке канонерские лодки и катера вступают в бой с такой же импровизированной флотилией красных. Впрочем, у большевиков было преимущество: помимо речных колесных пароходов, в их распоряжении было немало настоящих боевых кораблей, переброшенных с Балтики по Мариинской шлюзовой системе. На средней Волге действовали миноносцы типа "Сокол". На Каспий были посланы более крупные эсминцы типа "Доброволец". Везде использовались малые сторожевые катера ("керосинки"). На Каме, против Колчака, красные располагали двумя совсем старыми миноносками типа "Або" и несколькими бывшими сетевыми заградителями (дрифтерами), переделанными в канлодки.
  
  Бои на Каме шли с переменным успехом. Вот красные удачно высаживают десант под Елабугой, гонят белых на 10 с лишним километров вдоль берега реки. Но им навстречу выходят корабли контр-адмирала Смирнова. Несмотря на численное преимущество красных, белые атакуют. Красные ломают строй. Отдельные корабли без сигналов поворачивают вспять. За ними уходят и остальные. Белые преследуют. При отступлении красными потеряны два корабля. Но зарвавшаяся белая флотилия в свою очередь попадает под огонь тяжелых плавучих батарей большевиков и вынуждена отступить...
  
  Но в общем участь Колчака решалась на суше. Когда РККА перешла в наступление, белой флотилии оставалось только уходить вверх по Каме вплоть до Перми. Дальше пути не было. По приказу адмирала Смирнова в июле 1919 все корабли были разоружены и сожжены. Личный состав перебросили на восток, где формировалась Обско-Иртышская флотилия. Главная база флотилии находилась в Томске. Командующим был назначен капитан 1 ранга П.П. Феодосьев. Всего в состав флотилии входили 15 вооруженных пароходов, 2 чудом уцелевших камских бронекатера, перевезенных по железной дороге, 11 катеров, 2 теплохода-базы и 1 баржа. Старший лейтенант Макаров командовал одним из дивизионов.

 

   []
  Повторилась та же история что и на Каме: как был удачно ни воевала флотилия, исход войны все равно решала не она. Армия Колчака не просто отступала - практически бежала. И флотилия, потерявшая всего два парохода - причем не в бою, а вследствие того что "Иртыш" взбунтовался, перешел к большевикам и расстрелял своего же "Александра Невского" - вынуждена была осенью самоликвидироваться. Через месяц все вмерзшие в лед пароходы достались красным, а командующий флотилией Феодосьев с группой офицеров попал в руки большевиков и был расстрелян. Вадим Макаров уцелел, и в конце концов эвакуировался из Владивостока в США.
  
  Вначале он устраивается на артиллерийский завод, где внедряет в производство запатентованное собственное изобретение. Это был угловой указатель для стрельбы зенитной артиллерии. Затем он организует собственные фирмы. Одной из первых была небольшая компания, которая начала выпускать изобретенный им гидравлический подъемник для станций обслуживания автомобилей, затем последовала работа в нефтяной компании, где он внедрил свое другое изобретение - алмазное сверло для бурения нефтяных скважин. В 1923 году Вадим переезжает в Нью-Йорк и учреждает фирму Makaroff & Со, которая просуществовала до 1946 года. На счету Вадима было двадцать патентов на изобретения. В общем, в отличие от большинства офицеров-эмигрантов он, благодаря своей голове и рукам, неплохо устроился. Даже заимел собственную яхту и неоднократно брал на ней первые места в различных регатах.
  
   Хотя он был деятельным членом Общества бывших русских морских офицеров в Америке, и много помогал менее везучим собратьям-эмигрантам, но в активную политику никогда не лез. В СССР не рвался (участь его начальника каперанга Феодосьева - достаточно наглядный пример, чтобы не особо любить большевиков), но и в антисоветчине замечен не был. Умер в Нью-Йорке в 1967 году. Свою огромную библиотеку он завещал России - ныне она хранится в "ленинке" отдельным фондом.
  
  Мне кажется, что Вадим Макаров оказался достойным сыном своего отца...


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"