Красильников Олег Юрьевич : другие произведения.

Адмирал Тюити Нагумо

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Ему всегда не хватало чуть-чуть...

  Адмирал Нагумо стал для Японии символом как ее побед, так и поражений. Это он привел авианосцы к Перл-Харбору. Это он чуть позже вымел англичан из Индийского океана и заставил трепетать Австралию. Но он же и проиграл битву у Мидуэя, после чего Восходящее Солнце Японии пошло на закат. Свой конец он встретил на острове Сайпан, где его гарнизон до последнего дрался с вражеским десантом.
  
  Адмирал Нагумо всегда был немного в тени великого Ямамото. И наверное, это правильно. Если Ямамото был творцом планов морских сражений, то Нагумо проявил себя в основном как их умелый исполнитель. Он честно и добросовестно выполнял всё, что приказал Ямамото - но не более того. Чтобы стать самостоятельной величиной, Нагумо часто не хватало всего чуть-чуть - какой-нибудь мелочи, не предусмотренной планом, и соответственно, так и не реализованной. Чего-то не доставало адмиралу - инициативы ? Командирской смелости ? Фантазии, может быть ?
  
  Вряд ли выше сказанное может служить упреком. Не всем быть гениями. Честный и грамотный исполнитель необходим для любого, сколь угодно изощренного плана. В общем-то Нагумо оказался на своем месте - как правая рука Ямамото. Без такого помощника не обходился еще ни один великий флотоводец. Когда-то я уже писал об этом. Все великие морские сражения были выиграны не одним адмиралом - а двумя. Один хитрый как змей - другой прямой, как меч. Один руководит всей эскадрой - другой берет на себя самую важную частную задачу. Один понимает другого с полуслова, без лишних сигналов и уточнений. У Нельсона был Коллингвуд. У Тегетгофа - фон Пец. У Того - Камимура...
  
  Так чего же не хватило дуэту Ямамото и Нагумо ?...
  
   []  []
  Адмиралы Исироку Ямамото (слева) и Тюити Нагумо.
  
  Молодость
  
  Тюити Нагумо совсем немного не успел на Русско-Японскую войну. В 1908 году он в звании гардемарина попал на учебный крейсер "Сойя" - бывший русский "Варяг". Через два года, уже в звании младшего лейтенанта (ensign), он получил назначение на броненосный крейсер "Асама" - таким образом, послужив на двух кораблях, еще недавно стрелявших друг в друга...
  
  Потом - торпедная и артиллерийская школа, служба на разных кораблях от дредноута до эсминца. Первую Мировую он фактически пропустил - ибо из всего японского флота в ней реально участвовала только эскадра из бывших русских трофеев (при осаде Циндао), да отряд эсминцев, посланный на помощь союзникам в Средиземное море. Зато в 1917 Нагумо стал командиром первого корабля - древнего миноносца. Но ведь все с этого начинали ! Потому преподавание в академии, командование эсминцами, крейсерами, даже линкором...
  
  Перед войной.
  
  В 1935 Нагумо стал контр-адмиралом , в 1939 - вице адмиралом. Страна знает его как одного из вождей "флотской фракции", ратовавшей за строительство сильнейшего в мире флота. Эта политическая известность сыграла свою роль при назначении Нагумо командующим 1-м Воздушным (авианосным) Флотом в апреле 1941 г. До этого он с авианосцами дела не имел.
  
  Более того, он вначале даже выступил против плана Ямамото разбомбить Перл-Харбор. Ведь это невозможно. Торпеды в мелкой лагуне использовать нельзя. Бронебойных бомб у авиации нет. Да и вообще, американский флот обнаружит и раскатает японцев в блин, прежде чем они подойдут на нужное расстояние к базе... Но как добросовестный подчиненный, Нагумо стал прорабатывать варианты. А тут как раз в Европе случился погром в Таранто, доказавший в который раз, что "небываемое бывает". Два десятка хлипких английских бипланов вывели из строя пять новейших итальянских дредноутов ! Значит, можно попытаться ?
  
  Мицуо Футида, командир авиагруппы авианосцев Нагумо, и Минору Гэнда, боевой летчик, стали "мозговым центром" Нагумо и оперативно решили большинство вставших перед ними проблем. Торпеды на мелководье можно использовать - нужно только добавить деревянные стабилизаторы и сбрасывать с малой высоты. Вместо бронебойных бомб можно использовать крунокалиберные снаряды,также слегка их доработав. Отрабатывалась новая тактика нанесения ударов, применительно к конкретным условиям гавани Перл-Харбор...
  
  Перл-Харбор
  
  26 ноября 1941 года Первое Авианосное Соединение Нагумо в режиме радиомолчания покинуло базу на острове Итуруп. 7 декабря, в воскресенье, в 7:55 утра, 183 самолета с 6 тяжелых японских авианосцев нанесли внезапный удар по главной базе ВМС США на Тихом Океане. Американская РЛС своевременно обнаружила японские самолеты, но операторы посчитали самолеты своими и тревоги не объявили. Поэтому удар был совершенно внезапным. Через час разгром довершила вторая волна - еще 167 самолетов. В результате 4 линкора были потоплены и 4 повреждены, до 350 самолетов уничтожены на земле и в воздухе, погибло 2400 американцев и около 1200 было ранено. Потери японцев - 29 самолетов (плюс 74 поврежденных), 55 пилотов. Победа !!!
  
  Победа - причем такая, какой даже не предполагали. Надеялись с боем прорваться к базе и насколько возможно ослабить линейные силы американцев перед неизбежным линейным сражением. Поэтому главной целью были дредноуты, затем самолеты. Инфраструктура базы (склады, верфи, доки, взлетные полосы) и легкие силы (крейсера и эсминцы) практически не пострадали - об этом просто не думали заранее. Авианосцев - случайно или не совсем случайно - в базе вообще в тот день не оказалось. Неожиданно тотальное уничтожение линейных сил США в корне изменило обстановку.
  
  Гэнда, возглавлявший второй налет, доложил Нагумо: желателен еще один удар, по складам и докам - тогда с Перл-Харбором как с базой флота будет покончено надолго ! А горячие головы вообще предлагали сформировать из добровольцев эскадры несколько батальонов смертников, и под прикрытием огня двух имеющихся линкоров и трех крейсеров высадить их на Оаху. Захватить остров целиком они вряд ли смогли бы, но уничтожить остатки оборудования базы были вполне в состоянии.
  
  Нагумо подумал и сказал "нет". Третий удар и тем более десант не был предусмотрен планом. Задержка эскадры у Гавайев могла привести к нехватке горючего на обратный путь. Кроме того, американские авианосцы и подлодки могли нанести ответный удар, испортив триумф. Японцы повернули домой. На фоне последовавших затем громадных успехов Японии на Филиппинах, в Малайе и в Южных морях про первую неиспользованную возможность постарались не вспоминать.
  
  А зря. С одной стороны, удар по Перл-Харбору стал звонкой оплеухой Америке. Оскорблением, которое можно смыть только кровью. Страна, до того не горевшая желанием воевать, выступила единогласно за войну до победы. А с другой, почти неповрежденная ремонтная база Перл-Харбора осталась надежной опорой для авианосцев и легких сил американского флота, а большая часть потопленных линкоров (6 из 8) была восстановлена уже к середине войны.
  
  Дарвин
  
  19 февраля 1942 года на краю света, в австралийском порту Дарвин, царил настоящий ад. Авианосное соединение Нагумо в составе 4 авианосцев (еще 2 действовали отдельно) нанесло удар там, где союзники меньше всего ожидали. 188 самолетов первой волны нанесли удар по порту и сооружениям Дарвина, судами и аэродромам. Бомб было сброшено даже больше, чем на Перл-Харбор. В порту было немного боевых кораблей - один эсминец (потоплен) , авиатранспорт (поврежден), 2 шлюпа и 4 тральщика (не пострадали). Зато было потоплено около 10 грузовых судов и повреждено до 25. А союзникам и без того катастрофически не хватало грузового тоннажа... В воздухе и на земле было уничтожено 30 самолетов. Убито 236 человек. Ранено до 400.
  
  Вроде бы немного по сравнению с Перл-Харбором, но для австралийцев, НИКОГДА не воевавших на своей земле, это была катастрофа. Паника возникла страшная, но с ней в конце концов справились. В дальнейшем японцы произвели около 50 налетов на Австралию, но ни разу моральный эффект даже рядом не лежал с первым ударом. Привыкли... А вот с тем, что привычные сравнительно короткие маршруты в США (Америка-Северое побережье Австралии) пришлось изменить на гораздо более южные - длинные, но менее опасные, пришлось смириться. Плечо подвоза увеличилось раза в полтора, а мы помним, что судов и до этого не хватало... Соединение Нагумо праздновало очередной триумф !
  
  Индийский Океан
  
  Через месяц с небольшим соединение Нагумо в полном составе (5 тяжелых авианосцев - "Акаги", "Хирю", "Сорю", "Сёкаку" и "Дзюйкаку" и легкий "Рюдзё") в сопровождении 4 линкоров и кучи кораблей поменьше появилось в Индийском Океане. К счастью для англичан, они из радиоперехвата узнали о японском плане и срочно перебазировали свои морские силы (вдвое уступавшие противнику) на Мальдивы. Но гражданских оповестить не смогли/не захотели, в результате до 25 транспортных судов были потоплены авиацией в первые дни апреля.
  
  Потом японцы вроде как исчезли. Командующий флотом Индийского океана Соммервил расслабился, и зачем-то направил на Цейлон свой авианосец "Гермес" в сопровождении двух крейсеров. Но оказалось что японцы не ушли. С 5 по 9 апреля они нанесли мощные удары по Коломбо и Тринкомали на Цейлоне, попутно утопив упомянутые авианосец с крейсерами и несколько кораблй поменьше. После чего флот Нагумо действительно ушел из Индийского Океана в Метрополию.
  
  Казалось бы, очередной триумф. Транспорты горят, англичане дрожат ! Но по сути гора родила мышь. Имея перед собой вдвое слабейшего противника, Нагумо так и не смог его достать. Основательно напугав англичан, японцы реально ничего не получили и ушли с пустыми руками...
  
  Я напомню, на дворе апрель 1942 года. Через два-три месяца страны Оси достигнут высшей точки в своих успехах.
  Такое впечатление, что кто-то заложил бомбы в разных концах Земли, а кнопки взрывателей вывел в одно место - где-то между Индией и Аравией. Страшно представить, что бы случилось, если бы нашелся тот кто их нажмет...
  
  Конечно, ни Нагумо ни даже Ямамото не были пророками, и знать заранее, куда кривая вывезет к примеру Клейста - они не могли. Но на то и коалиционная война, чтобы хоть немного думать и о союзниках. Район Суэцкого канала в течение всей войны был важнейшим узлом коммуникаций. Для флота Нагумо он был вполне достижим. Только разбомбить шлюзы канала и вывести его из строя на пару месяцев - дорогого стоило. Кто мог этому противостоять ? Разве что авиация 8-й армии англичан. Но она связана боями с Роммелем, да и численность ее (до 200 машин в мае-июне 1942) вполне "по зубам" асам Нагумо.
  
  Но есть интересные места и помимо Суэца. Помните, какой резонанс вызвала бомбардировка "Эмденом" нефтебаков в Мадрасе в Первую Мировую ? Кто мешал учинить нечто подобное и Нагумо, не ограничиваясь Цейлоном ? Тем более, что у него в руках не один игрушечный крейсер, а сильнейшее в мире флотское соединение, которое даже без авианосцев способно раскатать в тонкий блин все приморские города Индии ? Кто знает, какая "дубина народной войны" поднялась бы после этого в индийской глубинке ? А налет на нефтяные месторождения Персидского Залива не только лишал союзников горючего в самый критический момент, но и создавал панику в тылу как 8-й британской армии, так и Советского Закавказья. Турцию еще не забудем, да и в Иране пронемецки настроенных было немало. Гарантий на каждый случай никто не даст, но в общем бесспорно, что положение союзников было бы хуже, чем в реале.
  
  Наконец, теоретически была возможна даже высадка десанта где-нибудь в районе Суэца или в Аравии. Людей японцы никогда не жалели, так что малые шансы десанта на выживание вряд ли смутили бы кого. А вот местные арабы вполне могли доставить европейцам несколько неприятных минут. Но для такой операции нужен авантюрист типа Леттов-Форбека (немецкий командующий в Восточной Африке в Первую Мировую, вел полупартизанскую войну с превосходящими силами англичан) или фон Мюкке (старший офицер "Эмдена", с отрядом в 50 матросов добравшийся после потопления крейсера до Аравии, и далее до Стамбула). У англичан тоже был подобный тип, звали его Лоуренс Аравийский.
  
  А вот честный и добросовестный, но начисто лишенный воображения Нагумо для организации такой авантюры подходил меньше всего. Тем более не мог заранее всего предусмотреть и Ямамото, который, как и положено, закончил планирование операции на первом серьезном столкновении с противником (флотом Соммервилла). Дальше должен был импровизировать сам Нагумо, но это была явно не его стихия...
  
  Мидуэй
  
  Итак, Нагумо вернулся в Японию. Тем временем Дуллитл произвел свой налет на Токио, в ответ командование Японии озаботилось захватом атолла Мидуэй. Подготовка к операции была в разгаре, когда у Нагумо отняли 5-ю дивизию авианосцев ("Сёкаку" и "Дзюйкаку") и отправили завоевывать Новую Гвинею. В результпте произошел бой авианосцев в Коралловом море. Американцы потеряли "Лексингтон", а "Йорктаун" был тяжело поврежден. У японцев был потоплен легкий авианосец "Сёхо", а "Сёкаку" получил три бомбовых попадания. В общем почти ничья, даже с перевесом японцев - если забыть, что десант на Новую Гвинею в результате был сорван.
  
  Хуже того. Хотя "Дзюйкаку" не пострадал, он не был подключен к операции по захвату Мидуэя. Официально было заявлено, что из-за некомплекта летчиков. Но их можно было перевести с однотипного поврежденного "Сёкаку". Аргумент об "усталости" команды тоже несерьезный - в других случаях японцы скидок на усталость не делали. Наконец, была версия о том, что "Дзюйкаку" таким образом наказали за недобитие "Йорктауна" в последнем бою. Кто его знает, о чем там думали эти японцы. В любом случае считалось, что четырех авианосцев хватит с избытком.
  
  Некоторые исследователи подчеркивают, что перед решающей схваткой оба помощника Нагумо - Футида и Гэнда - оказались в лазарете, один с аппендицитом, а другой с пневмонией. Постфактум предлагают чуть ли не отменить из-за этого всю операцию. Хорош был бы адмирал, если бы всерьез предложил такое...
  
  Подробности боя у атолла Мидуэй описаны в другой статье, да и вообще достаточно хорошо известны. Общая идея (если не ссылаться на чисто "не повезло") - Нагумо в резко меняющейся обстановке не смог найти оптимального решения, в результате после успешного отражения ряда атак его авианосцы все-таки "подставились" самым неприличным образом - с палубами заваленными бомбами и торпедами и без истребительного прикрытия.
  
  В результате три из четырех авианосцев были в течение 5 минут поражены бомбами пикировщиков. Вспыхнувшие на палубах гигантские пожары не давали шансов для спасения кораблей. И не только кораблей. Многие летчики - отборные асы, не имевшие себе равных в воздухе - в тот момент находились у своих машин, среди бомб и бензопроводов, и не имели никаких шансов выжить. Спаслись из них единицы.
  
  Сам Нагумо покинул "Акаги" одним из последних. Ему пришлось спускаться через иллюминатор рубки по канату, который уже начинал тлеть. Катер доставил его на легкий крейсер "Нагара". Но больше адмирал боем фактически не управлял: чудовищное поражение сломало его. На единственном оставшемся авианосце - "Хирю" - продолжал бой отважный контр-адмирал Ямагути. В 200 милях восточнее, Ямамото оценивал обстановку только по данным радиоперехвата - правильные доклады от Нагумо временно перестали приходить.
  
  Немного оправившись к вечеру, Нагумо сделал свою последнюю ставку. Составлявшие прежде эскорт авианосцев два линкора, два тяжелых крейсера и несколько эсминцев рванулись вперед - туда, где по данным разведки находились американцы. Ночной бой считался козырем японского флота: отличная оптика, мощный дальнобойные торпеды на крейсерах и эсминцах, хорошо натренированные команды - они считали, что преимущество будет за ними. Впрочем, так же думал и американский адмирал Спрюэнс, почему и отвел свои корабли подальше на восток. Удар Нагумо попал в пустоту.
  
  После этого пришлось вмешаться самому Ямамото. Он отозвал вконец деморализованного Нагумо и приказал прекратить операцию. Но не просто прекратить - отдельные отряды флота не только отступали, но постепенно стягивали силы с других участков. Подошло Алеутское соединение с двумя легкими авианосцами. Подтянулся "Дзуйкаку". Американцы этого не знали. Спрюэнс на следующий день не устоял перед соблазном и двинул свои авианосцы вперед, хотя на них оставалась хорошо если треть от штатного числа самолетов. Победа вполне могла обернуться поражением, когда из Перл-Харбора вмешался адмирал Нимиц: "все - домой !". Было ли это результатом озарения, или банального радиоперехвата - история умалчивает.
  
  Санта-Крус.
  
  Сильнейшее в мире Первое Авианосное Соединение перестало существовать. Все его авианосцы были потеряны, прикомандированные к ним линкоры и тяжелые крейсера отозваны. Остались легкий крейсер "Нагара" и 11 эсминцев. Вот этими-то силами и оставили командовать несчастого Нагумо. Собственно, это был штатный состав эскортной флотилии, коих в японском флоте было до десятка. В таком качестве Нагумо участвовал в боях у Гуадалканала.
  
  Через пару месяцев Ямамото вроде как остыл: в очередной операции поставил Нагумо снова командовать авианосным соединением: старая знакомая 5-я дивизия ("Сёкаку" и "Дзуйкаку") плюс легкий "Дзуйхо". В сражении у Санта-Крус японцы достигли успеха, потопив "Хорнет" и повредив "Энтерпрайз". Правда, у Нагумо были тяжело повреждены "Сёкаку" и "Дзуйхо". А самое поганое, что эта "победа" стоила жизней 148 летчикам, в то время как американцы потеряли 26 членов экипажей. А ведь опытный пилот требует многолетней подготовки, в то время как "лоханки" (авианосцы типа "Эссекс") американская промышленность с 1943 начала штамповать почти как кастрюли... В итоге своей "пирровой" победы Нагумо снова остался без авианосцев и без лётчиков.
  
  Сайпан.
  
  В ноябре 1942 Нагумо был отозван в Метрополию. Больше года командовал тыловыми базами и учебными эскадрами. В марте 1944 он был назначен начальником морской обороны острова Сайпан, на Марианских островах. Под его руководством гарнизон подготовил остров к упорной обороне.
  
  В июне 1944 американская морская пехота высадилась на Сайпане. Примечательно, что обе стороны массово (по меркам Тихоокеанской войны) использовали там бронетехнику, имели место нечастые для этого ТВД бои танков с танками.
  
   Японская армия на Сайпане три роты 9-го танкового полка (35 средних "Чи-Ха" и 12 легких "Ха-Го"), отдельную танковую роту наземных сил флота (десяток "Ха-Го") и несколько легких плавающих "Ка-Ми". С американской стороны на остров высадились в первой волне десанта 2-й и 4-й танковые батальоны морской пехоты, за которыми последовали 762-й и 766-й армейские танковые батальоны (всего около 200 танков - примерно поровну средних "Шерманов" и легких "Стюартов", в т.ч. легкие огнемётные танки).
  
   В ночь с 15 на 16 июня 1944 года, вскоре после высадки американского десанта, японцы попытались предпринять ответный удар, но он был отбит. Интересно что плавающие "Ка-Ми" осуществили контрдесант, высадившись на фланге американского плацдарма. Но без поддержки флота и авиации они мало что смогли сделать, и буквально через пару часов были уничтожены огнем "Шерманов", "базуками" и противотанковыми орудиями противника. Утром 17 июня в атаку пошли около 40 легких и средних танков 9-го танкового полка, три десятка из которых погибли. Оставшиеся танки использовались в основном в обороне как отдельные огневые точки.
  
   Бои за остров продолжались три недели и оказались самыми кровопролитными из всех имевших место на Тихом Океане. Американцы потеряли целую дивизию - 14 тыс. убитых и раненых. Бой шел буквально за каждый куст, за каждую пещеру, за каждую кочку. К 6 августа из 32-тысячного японского гарнизона в живых осталось чуть больше 3 тысяч.
  
  Командующий сухопутной обороной генерал Сайто, как и адмирал Нагумо, понимал, что всё кончено. Будучи не в силах лично возглавить атаку (Нагумо, к примеру, страдал артритом - пренеприятнейшая болезнь, порой едва двигаешься), они призвали своих солдат к последнему подвигу, после чего удалились в пещеру и оба застрелились.
  
  "Банзай-атака" состоялась утром 7 июля. Около 3000 японцев внезапно напали на позиции американцев. Первая и вторая линии обороны были прорваны, японцы почти вышли к побережью, где находились склады, тылы, госпитали. Нельзя сказать, будто американцы плохо воевали - нет, они в этот день тоже сражались отважно, порой проявляя подлинный героизм. Но противостоять бешеному натиску самураев было, кажется, невозможно. Еще чуть-чуть... Но два резервных батальона морской пехоты переломили ситуацию - сперва остановили врага, а потом сами перешли в наступление. Среди японцев, участвовавших в атаке, выживших практически не было. Через день бои на острове закончились, за отсутствием участников. "Крепость не сдалась. Она просто истекла кровью..."
  
  Так чего же им не хватило ?
  
  В начале статьи я задался вопросом: чего же не хватало дуэту Ямамото и Нагумо. Вроде бы идеальное сочетание - один генератор нетривиальных идей, другой - добросовестный их исполнитель... Всё бы хорошо, но по факту мы видим, что та степень свободы, которую предоставил Ямамото своему соратнику, была чересчур велика. Упорно и отважно действуя согласно плану, Нагумо просто терялся, когда этот план заканчивался. Серьезных попыток что-то сымпровизировать не предпринималось. Чаще всего он просто сворачивал операцию и уходил. Ругать ли его за это ? Пусть ругает тот, кто сам выиграл хоть одно сражение. Я лично права не имею. Все не могут быть гениями. Добросовестный исполнитель во все времена был на вес золота. Видимо, Ямамото это понимал, и не искал лучшего командующего авианосцами, чем Нагумо. К тому же, честно скажем, инициатива вообще не является национальной чертой японцев, так что заменив Нагумо на кого-то другого, он в лучшем случае получил бы то же самое...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"