Продолжаем разговор о бронетехнике стран Латинской Америки. Сегодня поговорим об Аргентине. В XX веке она почти не воевала: разве что в самом начале столетия довела до конца вялотекущую внутреннюю войну с индейцами Чако, начатую еще в 1884 г, и потом до Фолклендской войны 1982 г - тишь да благодать. И танками особо не увлекались.
Броневики "Crossley"
Первая бронетехника, принятая на вооружение аргентинцами - 6 броневиков "Виккерс-Кроссли" английского производства, закупленные в 1926 г. Эти машины были разработаны для службы в Индии, так что плохие дороги и некачественное техобслуживание как бы подразумевались. Возможно, именно поэтому машины оказались весьма крепкими и надежными, и служили много лет. Из Индии многие "Кроссли" были направлены на Бирманский фронт, и действовали там с переменным успехом до 1943 г, когда были окончательно выведены из боевых частей.
Аргентинские броневики настоящей войны так и не увидели, но зато поучаствовали в нескольких переворотах (пронунсиаменто), на которые так богата история любой латиноамериканской страны. Они были в строю примерно до 1945 г, когда массовые поставки военной техники из США сделали "старичков" уже ненужными.
Броневики строились на шасси знаменитого Rolls-Royce 40/50 "Silver Ghost" - безумно дорогого автомобиля премиум-класса. Конечно, серебристые финтифлюшки на боевые машины не устанавливались, но общая солидность и надежность конструкции давала возможность выдерживать вес броневого корпуса и не разваливаться на плохих дорогах.
Помнится, в России единственный удачный броневик на собственном шасси был как раз "Руссо-Балт" - тоже на основе штучных, вручную собираемых машин высшего класса. Высокое качество шасси позволило этим машинам пройти всю Первую Мировую без единой безвозвратной потери.
Вернемся к аргентинской машине. Она имела массу 7.5 тонн, броню 6 мм. Двигатель в 70 л.с позволял развивать до 50 км/ч. Имелся задний пост управления. Вооружение составляли два 7.71-мм пулемета "Виккерс" с водяным охлаждением, установленные в амбразурах башни. Всего этих амбразур было 4, пулеметы могли переставляться в любые из них. Экипаж состоял из 5 человек: командир, водитель, задний водитель, два пулеметчика.
Танки Vickers Carden-Lloyd
В 1938 г. Аргентина закупила в Англии 12 легких танков. Компания "Виккерс" разработала эту модель специально на экспорт. Взяли за основу хорошо отработанную в производстве (и еще лучше отрекламированную) танкетку "Карден-Ллойд". Поставили более мощный двигатель, а главное - вращающуюся башню, с тем же пулеметом что и раньше. Теперь это уже называлось танк ! Для Аргентины, в конструкцию внесли какие-то мелкие улучшения, теперь уже никто не вспомнит какие именно.
Танк имел массу 3.8 т, броню 9 мм лоб и башня, 4 мм борт и корма. Двигатель - 50 л.с., скорость до 48 км/ч. Дальность хода - 140 км. Вооружение - один 7.71-мм пулемет "Виккерс СT" в башне. Экипаж два человека - водитель и командир. Эти машины оставались единственными танками Аргентины вплоть до 1944 г. Позже они были выведены из использования и утилизированы. Ни одного до наших дней не сохранилось.
Переговоры о покупке Аргентиной в 1939 г 160 лёгких чешских танков TNHP были прерваны оккупацией Чехословакии. Сделка не состоялась.
Nahuel - детище Хуана Перона
В отличие от большинства южноамериканских стран, Аргентина в годы Второй Мировой заметно тяготела к странам Оси. Это объяснялось как влиянием многочисленной немецкой диаспоры, так и сложившимися политическими раскладами - когда не шибко дружественная Бразилия ориентировалась на США, что оставалось делать аргентинцам ? Впрочем, всё это не выходило за границы так или иначе понимаемого нейтралитета. Поддерживая отношения с Германией и Италией, аргентинцы и в страшном сне не планировали вступать в войну на их стороне. Но что касается торговли, приема беженцев и прочих незапрещенных вещей... Почему бы и нет ?
Понятно, что такая позиция Америке не нравилась. На Аргентину оказывалось давление всякого рода. Объявили торговое эмбарго. Подключили ее соседей. Чья-то умная голова родила мысль, что нацисты в 1942 г спят и видят пересечь Атлантику по кратчайшему пути (3000 км от Либерии), и высадиться на северо-восточном побережье Бразилии. Чтобы этого не допустить, туда срочно прислали несколько сот "Шерманов". Которые, наверное, были бы не лишними тогда в Египте или в России. Немецкого десанта бразильцы, конечно, так и не дождались. Зато полученная техника стала серьезным аргументов в споре с аргентинцами, которым нечем было ответить: мы помним, все их бронесилы состояли из дюжины пулеметных каракатиц.
Усилить в ответ свою армию было нечем: США и их союзники, конечно, не продали бы "нацистским прихвостням" ни одного танка из-за того же эмбарго. Бывший тогда министром обороны Аргентины полковник Хуан Перон предложил опереться на собственные силы, и построить танки самостоятельно. За проектирование взялся инженер-полковник Альфредо Баизи. Вскоре появился проект первого аргентинского танка.
Танк назвали "Nahuel", то есть на языке местных индейцев - "ягуар". Поскольку промышленность Аргентины не могла выпускать многих вещей, танк представлял "сборную солянку" из тех узлов и агрегатов, которые удалось достать.
Масса - 35 т.
Ходовая часть внешне очень напоминала таковую у "Гранта/Ли" или "Шермана". С них и срисовали - но производили всё у себя. Гусеница резинометаллическая.
Лобовая броня толщиной 80 мм была вполне на уровне общемировых стандартов того времени. Башня - цельнолитая. По бронированию танк превосходил "Шерман" и Т-34, и был аналогичен "Пантере".
А вот пушка подкачала: 75-мм L/30 орудие Круппа образца 1909 г, было откровенно слабовато. Свою собственную броню оно не пробивало даже в упор. Но выбора не было - взяли то, что состояло на вооружении армии.
Пулеметное вооружение состояло из одного крупнокалиберного "Виккерса" (по другим источникам, "Браунинга" M2) спаренного с пушкой, и трех курсовых пулеметов "Мадсен". Одним из них, в шаровой установке, управлял стрелок-радист, сидевший рядом с водителем. А два других были неподвижно зафиксированы в центре лобовой плиты - из них вел огонь водитель, наводя на цель всем корпусом танка.
Двигатель - 12-цилиндровый "Лорен-Дитрих" французской разработки, испанского производства. 500 л.с. Обеспечивал скорость 40 км/ч и запас хода 250 км.
Коробка передач и трансмиссия - местного производства.
Радиостанция - фирмы "Телефункен", Германия.
Экипаж - 5 человек: командир, механик-водитель, наводчик, заряжающий и стрелок-радист. Имели на вооружении пистолеты-пулемёты Thompson и Halcón M-1943, пистолеты Ballester-Molina.
К концу 1944 г предприятие "Arsenal Esteban de Luca" в Буэнос-Айресе выпустило 16 танков "Nahuel". А потом... всё стало не так. В Аргентине в очередной раз произошел переворот. Бывший когда-то министром обороны Хуан Перон сначала оказался в тюрьме, а потом стал президентом. Не смотря на свои недавние симпатии к странам Оси, он трезво оценивал их шансы, и понял, что пора переобуваться. В 1944 г Аргентина разорвала отношения с Германией, а в феврале 1945 даже объявила ей войну. Это сразу сняло напряженность в отношениях с Бразилией, а США отменили торговое эмбарго. Более того, с окончанием войны в Европе американцы стали распродавать по цене металлолома кучу своей бронетехники, оказавшейся не у дел. Аргентина могла без проблем купить любое нужное число танков. Производство собственных машин потеряло всякий смысл, и было прекращено.
Оставшиеся танки "Nahuel" служили до 1960-х годов, наряду с "Шерманами". Само их название как бы подчеркивало, что они остались нах... никому не нужными.
Другие машины собственного производства
Ситуация в которой оказалась Аргентина в 1942-44 г, когда на покупку бронетехники за границей нельзя было рассчитывать, стимулировала ее собственных инженеров и изобретателей. Как в любой стране в трудные времена, возрос поток предложений супер-оружия, разной степени бредовости. Но помимо явно фантастических прожектов, выдвигались и вполне реальные варианты.
Так, на одном из предприятий Буэнос-Айреса были забронированы несколько тракторов "Катерпиллер". В открытом сверху кузове размещался водитель и 1-2 пулеметчика, а сзади на открытом прицепе буксировалась 20-мм зенитная пушка "Мадсен". Таким образом, этот самодельный агрегат мог работать и как танк, и как самоходное средство ПВО или ПТО. Назвали машину "Yacaré" - это по-испански "кайман", один из видов крокодилов.
Понятно, что к примеру на Восточном фронте в России такая каракатица прожила бы недолго. Но в Южной Америке, где не научились пока пользоваться ни танками, ни орудиями ПТО, это был вполне серьезный аргумент. Тем более ценный, что производство "нормальных" танков "Nahuel" шло медленно, а угроза со стороны Бразилии сохранялась до конца 1944 г.
К сожалению, кроме нескольких фотографий, никаких сведений о "Yacaré" не сохранилось. Сколько их выпустили, к какой части они принадлежали, как долго служили и чем всё закончилось - неизвестно. Надо понимать, что было их не больше десятка, а в 1945 г после получения нормальных танков эти самоделки разбронировали и отправили обратно поля пахать.
Кроме указанного выше, в Аргентине производились и небронированные машины военного назначения. Одной из них являлся джип "Ньянду" - почти полная копия американского "Виллиса". Это был первый внедорожник аргентинского производства. Двигатель мощностью 85 л.с. и коробка передач были спроектированы и изготовлены аргентинской фирмой Fundiciones Santini. Сборка машин производилась на все той же "Arsenal Esteban de Luca". Назвали автомобиль в честь птицы нанду - южноамериканского страуса. Не летает, зато очень хорошо бегает...
Как и в случае с танками, до 1945 г успели выпустить всего несколько экземпляров. А потом открылись послевоенные распродажи, где "Виллисы" стоили 700$ за штуку. Полукустарно производить собственные машины того же назначения стало просто бессмысленно. Проект закрыли.
Еще в статьях упоминается бронированный трактор "Vinchuka". Его разработчиком также был полковник Альфредо Баизи. К сожалению, про этот трактор нет вообще никакой информации - ни фото, ни описания.
Шерманы
После Второй Мировой Аргентина закупила через Бельгию около 450 танков M4 "Sherman" различных модификаций, в том числе более 250 "Sherman-Firefly", c мощной длинноствольной 17-фунтовой пушкой, которая была способна справиться даже с "Тигром". Эти танки составляли основу бронесил республики вплоть до 1980-х годов. Как раз в конце 1970-х, когда уже разрабатывался новый танк на смену "Шерманам", обострились в очередной раз отношения с Чили.
Поскольку было ясно, что новые танки просто не успеют к самому интересному, было принято решение срочно модернизировать часть "Шерманов". Около 250 машин, большинство модификации "British Sherman Hybrid Firefly IC", подверглись этой процедуре. На машины устанавливался новый французский дизель мощностью 520 л.с, а пушку заменяли на 105-мм орудие французской разработки (но местного производства). Преимуществом именно "Sherman-Firefly" было в том, что их внутренности практически не приходилось переделывать под новое орудие.
Также перебрали и усовершенствовали подвеску, заменили гусеницы. Всего модернизировали 252 танка, их назвали "Sherman Repotenciado" ("улучшенный"). Работы проводились в 1976-78 гг. Тем временем конфликт с Чили был урегулирован. Обновленные танки состояли на службе до 1994 г, а последние 12, переоборудованные в минные тральщики, были в строю еще в 2002 г. Многие из этих машин сейчас установлены в качестве памятников.
AMX-13 и все-все-все
Около 60 легких танков AMX-13 было куплено во Франции. Эта чрезвычайно удачная машина, воистину "FT-17 второй половины века", состояла на вооружении более чем 25 стран, а кое-где используется и сейчас. Причем 5 танков этого типа из каждых 12 попали в Южную Америку, то есть это вроде как национальный танк латиносов. Основная его особенность - "качающаяся" башня. Орудие, верхняя часть башни, автомат заряжания и кормовой отсек для снарядов составляют единое целое. И весь этот агрегат установлен на основание башни так, что может целиком качаться, производя вертикальную наводку орудия. А уже основание поворачивается относительно корпуса, выполняя горизонтальную наводку. Сравнительно простой и надежный автомат заряжания позволил сократить экипаж до 3 человек, как в советских танках.
Очень удачное шасси обеспечивает машине хорошую подвижность. Оно же послужило базой для множества боевых машин: самоходных орудий (вплоть до 155-мм), бронетранспортеров, зенитных установок, машин связи и т. п. При этом Аргентина - единственная страна, не только купившая АМХ-13, но и наладившая их лицензионный выпуск у себя. Если Франция прекратила производство танка в 1964 г, то аргентинцы выпускали его до 1985 г. На 2010 в строю еще числилось 105 машин, как местных так и импортных.
Из машин на базе АМХ-13 наиболее известна самоходная 155-мм гаубица AMX-13 F3 AM. Шестидюймовая гаубица на шасси 13-тонного танка, который меньше и легче наших БМП ! Конечно, это далеко не "Мста" - орудие расположено открыто, расчет ведет огонь стоя на земле рядом с установкой. Более того, даже мест для расчета в машине не предусмотрено ! Только для водителя и командира. Остальные штатно передвигаются на отдельном БТР (на той же базе), но могут конечно ехать сверху на броне, рядом с пушкой. Выпущено 600 таких каракатиц, из них свыше ста попали в страны Южной Америки. Конкретно Аргентина закупила 24 машины.
Также широко известен и БТР на той же базе, AMX-VCI. Начал выпускаться в 1955 г, построено свыше 3000 штук, из них Аргентина закупила 41. Позже еще 60 было построено в самой Аргентине по лицензии.
Так же было закуплено 120 австрийских легких танков SK-105 "Кирасир". Это та же башня от АМХ-13, но на другом шасси: оно тяжелее на 4 тонны, но с более мощным двигателем (300 л.с. вместо 250). В результате SK-105 разгоняется до 72 км/ч (АМХ-13 до 65, что тоже неплохо). У австрийцев эта машина вообще считается противотанковой САУ, но аргентинцы и прочие покупатели особых различий не видели и использовали "Кирасиров" наравне с AMX-13, просто как его более "прокачанную" версию.
Наконец, уже в 2000-х родился "VC SK-105s Patagón". Якобы гибрид из шасси "Кирасира" и башни АМХ-13. Но, блин, на "Кирасирах" вроде как они изначально и стояли! В чем же дело? Возможно, в том, что каждый модернизированый танк обходится казне в 20 млн $. Ради такой суммы можно постараться и придумать красивое обоснование. Одно из наиболее правдоподобных: башни AMX-13 вообще долго не живут. Вся эта качающаяся красота выходит из строя гораздо быстрее, чем воистину "неубиваемое" шасси. Поэтому в Аргентине производство башен сохранили даже после того, как в 1986 г закрыли изготовление самих танков. Причем, конечно, конструкцию постепенно улучшали, так что современная башня и та что в 1958 г - две большие разницы. Так вот, у "Кирасиров" видимо вылезли те же проблемы: шасси вполне годное, а башни своё отработали. Вот их и заменили на новые, аргентинского естественно выпуска, с пушкой 105mm Giat 105G1. Обозвав эту вполне рутинную процедуру разработкой нового танка. Хитрецы ! Правда, вскоре то ли деньги кончились, то ли кто-то наверху осознал бессмысленность восстановления техники полувековой давности. Поэтому было собрано всего 4 "Патагона".
ТАМ, только ТАМ...
К концу 1970-х руководство Аргентины снова посчитало нужным обновить свои танковые силы. ОБратились к США - но те предложили только танки "Walker Bulldog", не лучше недавно закупленных AMX-13, и БТР М-113. Транспортеры в итоге купили (250 шт в стандартной комплектации и не менее 114 с 20-мм пушкой), а за танками поехали в Европу. Но и там не нашли чего хотели. Дело в том, что Министерство Обороны утвердило жесткие требования к танку: масса не свыше 30 т, 105-мм пушка, скорость 70 км/ч и запас хода 500 км. Основные танки европейцев были гораздо тяжелее, а собственно легкие (13-18 т) заказчика не устраивали.
Осознав что готового танка не будет, аргентинцы в 1973 г начали разработку своего проекта. Он получил название ТАМ (Tanque Argentino Mediano - средний аргентинский танк), хотя производить его планировали ТУТ. Поскольку опыта подобной работы не было, был заключен контракт с германской фирмой "Тиссен-Хеншель". Он предусматривал сборку танков на территории заказчика, но из немецких комплектующих. В частности, двигатель и КПП были германские. Многие элементы, в частности пушка, производились в Аргентине по лицензии.
В целом получилась очень своеобразная машинка: на корпус немецкой тяжелой БМП "Мардер" (28.5 т) установили башню от основного танка "Леопард-2" - естественно, уменьшив толщину ее брони до 40-50 мм. Такую же защиту имеет и корпус машины. Это конечно несравнимо с броней нормальных танков, но для условий Аргентины считалось достаточным. Зато мощный дизель (720 л.с.) позволял развивать до 75 км/ч ! Вооружение - 105-мм пушка, лицензионная копия знаменитой английской Royal Ordnance L7, плюс два пулемета (спаренный с пушкой и зенитный). Экипаж 4 чел.
Всего в 1979-95 гг было построено 280 единиц танков ТАМ, из которых 207 до сих пор состоят на вооружении. Была разработа целая линейка машин на базе танка, в частности:
TAM VCA 155 (Vehículo de Combate de Artillería) - самоходная гаубица. Представляет собой башню итальянской САУ "Пальмария", установленную на корпус ТАМ. Всего построено 19. Вес машины достигает 40 т (вместо 31 т у танка), поэтому использовано удлинненное шасси.
ТАМ VCTP (Vehículo de Combate Transporte de Personal) - боевая машина пехоты, вооруженная 20-мм автоматической пушкой "Рейнметалл" в башне. Вместимость 2+10 ч. Построено 108.
ТАМ VCPC (Vehículo de Combate Puesto de Mando, хорошее название) - командно-штабная машина. Один пулемет на крыше. Выпущено около 130. Многие используются как обычный БТР.
ТАМ VCTM (Vehículo de Combate Transporte de Mortero) - 120-мм самоходный миномет. Выпущено 50.
ТАМ VCLC (Vehículo de Combate Lanzacohetes) - 160-мм РСЗО, построены 1 или 2 образца.
ТАМ VCA (Krankenwagen) - подвижной медпункт, не выпускалась.
ТАМ VCRT (Vehículo de Combate de Recuperación) - БРЭМ, не выпускалась.
ТАМ VC AMUN - бронированная машина транспортировки боеприпасов, не выпускалась.
Танки ТАМ и машины на его базе не экспортировались за рубеж. Хотя в свое время несколько стран (Перу, Эквадор, Панама, Малайзия, Иран, Саудовсая Аравия), интересовались покупкой этих машин, но ни одна сделка так и не состоялась. ПРичиной в большинстве случаев были финансовые проблемы.
Танки ТАМ пока не участвовали в боевых действиях. Хотя они уже состояли на вооружении во время Фолклендской войны, но были еще недостаточно освоены экипажами. В любом случае, командование вряд ли рискнуло бы перебросить свои новейшие танки на Острова - оно не сделало это даже со старыми AMX-13, которых уж точно было не жалко. А кто знает, чем могла бы обернуться встреча британских морпехов, пешком маршировавших через весь Восточный Фолкленд к Порт-Стэнли, и роты пусть даже легких аргентинских танков...
В начале 2000-х, с израильской компанией ELBIT был подписан контракт на коренную модернизацию существующих танков ТАМ. Новая версия получила индекс TAM 2С. Ей основные отличия:
Радикальное улучшение системы наводки, в частности:
Тепловизионные прицелы для командира и наводчика
Автоматическое сопровождение целей
Лазерный дальномер
Цифровая система управления огнем
Электрические приводы башни и пушки вместо старой гидравлики
Тепловизионный прибор наблюдения для водителя
Система оповещения о лазерном облучении
Теплоизолирующий кожух для пушки
Противокумулятивные экраны на бортах
Способность запускать ракеты через канал ствола
Системы C2 (управления и командования), внешней и внутренней связи нового поколения
Автоматическая система пожаротушения в отделении экипажа
Вспомогательная силовая установка (ВСУ)
ВСУ представляет собой автономный дизель-генератор, укрепленный на корме танка в легкобронированном коробе. Она позволяет сберечь моторесурс основного двигателя, обеспечивая всех потребителей электроэнергии во время стоянки с заглушенным мотором. К тому же он производит значительно меньше шума во время ведения наблюдения, а также при этом снижает тепловую сигнатуру машины, что делает ее менее заметной в приборах ночного видения. Конечно, в серьезном бою от этого "довеска" мало что останется. Но когда еще он будет, серьезный бой ? А пользоваться рацией на стоянке стало намного удобнее...
На 2018 год было модернизировано 74 танка ТАМ, еще свыше 100 ждут своей очереди.