Красильников Олег Юрьевич : другие произведения.

Очерк истории Воздушно-десантных войск

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 5.10*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:


  2 августа 1930 во время учений Московского военного округа был сброшен парашютный десант из 30 человек.
  
  Этот день в СССР и России отмечают как день рождения ВДВ, хотя в реальности всё началось гораздо раньше...
  
  

Развитие

  
  В начале 1918 года
  командующий авиацией армии США полковник Митчелл предложил использовать самолеты для высадки солдат в тылу противника. Операция (высадка десанта на франко-бельгийской границе) была назначена на начало 1919. Подготовка была почти закончена, но 11 ноября 1918 война закончилась. Программа Митчелла была свернута. Хуже того, он сам попал под суд, когда пытался хоть как-то продолжить создание воздушно-десантной дивизии. В США всё заглохло до 1940.
  
  Первый воздушный десант
  был высажен в феврале 1923 англичанами. 500 солдат 14-го Сикхского полка были десантированы в районе иракского города Киркук, чтобы отрезать путь отступления местным повстанцам. С тех пор эта тактика регулярно использовалась в колониальных войнах. Но британские военачальники считали, что в серьезной войне против равноценного противника воздушный десант никакой пользы принести не может и вообще практически невозможен.
  
  Первый советский десант
  также состоялся раньше официального "дня рождения". Весной 1929 отряд красноармейцев был высажен с самолетов в окруженном басмачами таджикском городе Гарм. Но это была импровизация. Хотя возможно именно она дала мысль о создании регулярных ВДВ.
  
  2 августа 1930
  как уже было сказано, опытный советский авиамотодесантный отряд произвел первую высадку. 30 парашютистов были в два рейса сброшены из единственного самолета "Фарман-Голиаф". Вооружение - наганы, гранаты, ножи. Всё прочее (винтовки, пулеметы, патроны, продукты) сбросили в отдельных контейнерах с самолетов Р-5. Отсутствие малогабаритного оружия, которое не мешает при парашютном прыжке, было проблемой во всех странах, и решалось лишь постепенно.
  
  К концу 1933
  в СССР уже имелось 29 авиадесантных батальонов и бригад.Это именно экспериментальные подразделения, без четкой структуры и штата. То что к 1937 из них получилось "всего" 5 полнокровных бригад и 2 полка - это никак не сокращение, а консолидация.
  
  В 1934 году на учения Красной Армии привлекалось 600 парашютистов.
  
  Cентябрь 1935 - Киевские маневры.
  В присутствии иностранных наблюдателей было одновременно высажено около 1200 парашютистов. Плюс посадочный десант из 2500 чел. с танкетками, пушками и другой техникой. Конечно, это была тщательно отрепетированная показуха (как всегда на учениях такого ранга). Но буржуинов она впечатлила - Франция и Германия приступили к созданию своих ВДВ.
  
  

Орлы Тухачевского

  
  Десант был любимым детищем Тухачевского. Он отлично вписывался в концепцию "глубокой операции", теоретиком которой маршал себя объявил. К 1937 году ВДВ включали 5 бригад численностью около 1800 бойцов каждая (плюс два полка в составе Отдельной Краснознамённой Дальневосточной Армии под командованием тов. Блюхера). Личный состав был отлично подготовлен. Что характерно, все комбриги были личными друзьями Тухачевского. Не смотря на разницу в рангах - дружили семьями, ходили друг к другу в гости. Идиллия...
  
  И всё бы хорошо, если бы не известные конфликты "в верхах". Сталин и Тухачевский в одной берлоге ужиться не могли. Рано или поздно конфликт вспыхнул бы. И кому в таком случае подчинялись бы молодцы-десантники - большой вопрос. Проверять на практике Сталин не хотел. Он понимал ценность десанта, но не мог допустить, чтобы это мощное и гибкое оружие оказалось в руках противника. Не удивительно, что в 1937-38 все комбриги ВДВ были репрессированы, а все части ВДВ - переформированы.
  
  "Ерунда" - скажут некоторые. "Десант готовили против внешнего врага, а не против Сталина". А так ли это ? Реально (до 1937) его не применяли ни туда ни сюда - то есть бесспорных доказательств нет. Но посмотрев на систему подготовки десанта, мы обнаружим некоторые странности.
  * индивидуальная подготовка стояла на высочайшем уровне. Если и не спецназовском (тут либо "спец", либо массы...), то уж на голову выше чем в линейной пехоте. Рукопашный бой, парашютная подготовка, азы саперного дела, ориентирование, вождение и много еще чего.
  * подготовка подразделений, до батальона, тоже отличная. Комсостав великолепный. А вот дальше начинаются странности.
  * для десанта нужны самолеты. Это аксиома. Их в РККА не было - это факт.На 1937 единственный массовый тяжелый самолет, годный для десантирования - ТБ-3. Но их было не так много, и основная их задача (как тогда виделось) - стратегические бомбардировки. Много ли останется для десантников ? И еще. ТБ-3 не проектировался как транспортник: огромный самолёт мог взять на борт лишь 35 человек, причем 20 из них "распихивались" по разным мелким отсекам, включая штурманскую кабину, обтекатели шасси и турели стрелков. Вылезти оттуда в полете было задачей нетривиальной.
  
  Нормальный транспортный самолет (Ли-2) появился только в 1939. Он брал те же 30-35 чел при гораздо меньших размерах. А в 1937 помимо ТБ-3 можно было использовать разве что многочисленные Р-5/Р-Z с "примочками Гроховского", но массовый десант (даже 100 чел) требовал вылета минимум двух эскадрилий.
  
  И ни Тухачевский, ни командиры-десантники других самолетов не требовали. Почему ? Да, на показушных учениях можно заранее собрать всё что летает и таки выбросить нужное число бойцов. Для мелких десантов можно (иногда) использовать чудо-технику изобретателя Гроховского. Но массовые десанты - это не цирк, а конвейер. Там всё должно быть просто, надежно и предсказуемо. На чём Тухачевский планировал забрасывать своих орлов в Европу ? Факт: не на чем было. Ни самолетов, ни планеров.
  Еще тот же Резун много говорил о планерах. Дескать, самолетов и впрямь маловато, но мы в последнюю ночь перед войной настрогаем 100500 планеров, и полетим на них в Европу. Всё бы хорошо, но...
  * "Невозможно хорошо сделать на войне то, чего не делали в мирное время". Планеры еще освоить надо - и постройку, и применение. Союзники свои планеры для десанта строили и осваивали с 1940 г. Около половины при этом разбили на учениях. И все равно имели немало "накладок" в "День Д".
  * Для планеров опять же нужны буксировщики. У союзников в 1944 4-моторных бомберов были тысячи. У нас на 1937 год - только те же былинные ТБ-3, а к 1939 - еще несколько штук Пе-8. Двухмоторные ДБ-3 условно годились для буксирования легких (человек на 10-15) планеров, но и их даже для Дальней Авиации не хватало.
  
  Так может, не очень-то и планировал ?
  
  А вот для внутренних разборок всё готово. Бойцы отлично подготовлены, командиры лично преданы. Для захвата скажем Ближней Дачи Сталина - лететь не нужно, хватит грузовиков. А при случае и самолеты найдутся - нам же немного сбросить-то надо, максимум батальон. Плюс время мирное, летчики все равно бездельничают... И не вина Тухачевского, что он ничего этого не использовал. Ибо не дали.
  
  

Десантники в довоенных художественных произведениях

  
  * Ник. Шпанов, роман "Первый удар". В нем две основных сюжетных линии: авиационная и десантная. Первой отведено больше места, но вторая тоже весьма важна. Она создает как бы еще одно измерение этой войне. И если авиация в романе на голову превосходит противника - паротурбиныые (sic!) самолеты, агатовые стали, системы групповой навигации - то на земле всё проще и больше похоже на правду. Вооружение у десантников самое легкое, даже с отдельным заблудшим броневиком справиться - целая проблема. Вот смелости, вплоть до самопожертвования - хоть отбавляй. Не так помпезно, но реалистично. И к тому же именно успехи десантников в конечном счете спасают ударную эскадру: нашим самолетам не хватает горючего на обратный путь, но десантура как нельзя вовремя захватила вражий аэродром, где можно сесть и заправиться.
  
  * Фильм "Глубокий_рейд" по роману "Первый удар" - оставили только сюжет про летчиков (причем упрощенный донельзя), а процесс выброса десанта с ТБ-3 показан просто как пейзажная зарисовка. Но снято всё грамотно и красиво, до сих пор эти кадры часто используются "в роли" кинохроники.
  
  * Фильм "Танкисты" - тоже, понятно, не про десант. Просто эпизод: танкистам надо форсировать реку с крутыми берегами. Уж как они это сделали - другая песня, но для ликвидации дозоров противника на том берегу - запрашивается выброска десанта. Буквально через час прилетают самолеты. Опять же эффектные кадры массового дневного десантирования... Немецкий генерал, в других местах показанный весьма серьезным противником, не реагирует ни на самолеты, ни на парашютистов, ни на уничтожение своих сил прикрытия.
  
  Эдак что ж не воевать !
  
  

Вторая Мировая

  

Германия

  

7-я воздушная дивизия

  История начинается с... отдельного подразделение прусской полиции - Landespolizeigruppe, которое в 1935 и стало ядром воздушно-десантных войск Германии. Причина: Герман Геринг тогда заведовал еще и прусской полицией. И увидев на советских маневрах толпы парашютистов, решил срочно учинить у себя то же самое - "из того что было". Под руку попались ландсполицаи...
  
  Официальным же днем рождения германских ВДВ принято считать 29 января 1936 года, когда приказом министра авиации Эрхарда Мильха были официально учреждены воздушно-десантные части. Тогда же немецкие ВДВ были официально объявлены элитой вермахта. Фраза "Вы - избранные бойцы вермахта" была включена в кодекс немецких десантников лично Адольфом Гитлером.
  
  Помимо прочего, десантникам запрещалось участвовать в диверсионных операциях, переодеваться в форму противника и вообще вести "грязную войну". Для этого у фюрера были части абвера, тот же полк Бранденбург-800. А парашютистам следовало воевать по-рыцарски, с открытым забралом. Хотя где на войне граница между честным и нечестным ? Хорошо ли стрелять из засады и нападать вдвоем на одного ?... Тем не менее, парашютисты в основном старались не нарушать конвенций. Если бы кто-то ещё это оценил...
  
  В начале 1939 года все воздушно-десантные подразделения были объединены в 7-ю воздушно-десантную дивизию (7. Flieger-Division). На ее счету:
  * захват основных узлов сопротивления в Дании и Норвегии. И если в большинстве мест всё произошло без эксцессов, то в Нарвике (самый северный порт Норвегии) десантникам и горным егерям пришлось в одиночку противостоять всему Гранд Флиту и многократно превосходящим силам англо-французского контр-десанта. Удержались - до разгрома Франции.
  
  * захват аэродромов Голландии и, особенно, бельгийского форта Абен-Амаэль. 78 десантников принудили к сдаче новейшую подземную крепость с гарнизоном 1200 человек.
  
  * захват острова Крит в конце мая 1941 года. Гарнизон составляли около 30 тыс. англичан, австралийцев, новозеландцев и 10 тыс. греков. Английский флот господствовал в этом районе. Преимущество в воздухе оспаривалось немцами (из Греции) и англичанами (из Египта). В результате суда с морским десантом так и не смогли прорваться к Криту, и вся тяжесть боев легла на десантников и горных стрелков. "Эдельвейсы", уже по традиции, использовались как посадочный десант. Общая численность атакующих - около 20 тыс.
  
  Высадка началась 20 мая. Основные бои шли за единственный годный аэродром - Малеме. Фактически, сдав аэродром, англичане потеряли остров: срочно высаженные горные стрелки с артиллерией вскоре зачистили и остальную территорию.
  
  

Парашютисты без парашютов

  Победа на Крите далась дорого: до 4500 десантников погибло. Узнав об этом, Гитлер заявил, что "история десанта закончилась", и запретил впредь подобные операции. Странно видеть подобную сентиментальность у фюрера, тем более так не к месту. Из-за этого, в частности, не был взят остров Мальта, сильно досаждавший немцами и итальянцам. А 7-я дивизия сдала парашюты и отправилась... нет, не отдыхать - а воевать с русскими как обычная пехота. Причем бросили ее в самое гиблое место - в болота под Ленинградом, на "Невский пятачок". Советские солдаты сразу обратили внимание на необычных немцев - в комбинезонах, высоких "прыжковых" ботинках и нестандартных касках без козырька. Они отличались не только формой - еще и дрались как звери, в плен не сдавались. В общем-то, только благодаря своевременному прибытию парашютистов немцам и удалось удержать оборону вокруг "пятачка". И если русские несли там чудовищные потери - то и у немцев картина была немногим лучше. За два месяца боёв дивизия "растаяла" почти до нуля и была отведена на пополнение. В октябре 1942 года дивизия снова участвует в очередной русской "мясорубке" - на сей раз в районе Ржева. Вот скажите, стоило ли ради этого запрещать десанты ? В 1943 отведена во Францию и переформирована в 1-ю парашютную.
  
  В 1942 в составе "Африканского корпуса" была сформирована парашютная бригада в составе 4 усиленных батальонов. Выбрасывать их с парашютами даже не пытались (транспортных самолетов остро не хватало). Использовалась бригада как элитное пехотное соединение, на пути отступления от Эль-Аламейна до Туниса потеряла почти весь личный состав. В 1943 переформирована во 2-ю парашютную дивизию.
  
  

Парашютно-танковый корпус

  Освобождение Муссолини двумя парашютно-стрелковыми ротами на планерах (причем это были "презренные диверсанты" Отто Скорцени, а не собственно десантники !) странно подействовало на Гитлера: если 2 года назад он велел забыть о десантах, то теперь он приказывает сформировать целый ряд парашютных дивизий (Fallschirm-Jäger-Division). При этом они предназначались только для действий в качестве пехоты, и их личный состав вообще не обучался прыжкам с парашютом. Было сформировано до 20 дивизий в составе сухопутных войск.
  
  Люфтваффе не собирались отставать от новой моды. На базе танковой дивизии люфтваффе "Герман Геринг" (само по себе неплохо звучит ?) был создан парашютно-танковый корпус (Luftwaffen-Fallschirm-Panzerkorps "Hermann Göring"). Ладно хоть не эскадрилья конных водолазов... Причем если танки там действительно были, то к парашютам они не имели никакого отношения.
  
  Впрочем, и это не предел. Когда в начале сентября немецкий фронт во Франции развалился и союзники прорвались в Бельгию, командующего воздушно-десантными силами генерала Штудента послали сформировать фронт в Голландии. С этой целью он получил под командование весьма разношерстную группу людей, по недоразумению названную 1-й парашютной армией. Она состояла из некоторого количества изрядно потрепанных пехотных дивизий, слегка дополненных парашютистами, находившимися в процессе обучения.
  
  

Последний парад

  В последний раз немецкие парашютисты использовались по назначению в Арденнской операции в конце декабря 1944.
  
  "8 декабря Штудент узнал о готовящемся наступлении в Арденнах и получил приказ собрать всех подготовленных парашютистов в один сильный батальон. До начала наступления оставалась неделя. Новый батальон насчитывал около 1000 человек. Задача, поставленная перед ним, заключалась в том чтобы высадиться в районе пересечения дорог и задержать подход подкрепления союзников с севера. Было приказано провести выброску ночью, а не на рассвете, чтобы не насторожить противника. Однако вечером накануне операции транспорт для доставки людей не прибыл и выброску отложили до следующей ночи, когда уже началась наземная атака. Дальше было еще хуже. Только треть от общего числа самолетов вышла точно в намеченную точку, а поднявшийся ветер разбросал парашютистов на заросшие лесом и покрытые снегом горные вершины. В результате много людей погибло во время приземления. К этому времени дороги уже были заполнены американцами, идущими на юг, а поскольку удалось собрать только пару сотен человек, не удалось организовать захват перекрестка и таким образом перекрыть движение. В течение нескольких дней маленькие отряды парашютистов из засад нападали на движущиеся части союзников, но так и не дождались подхода танков Зеппа Дитриха. Оказавшись в безвыходном положении, они приняли решение прорываться навстречу танкам на восток..."
  
  Х. фон Мантейфель
  
  

Песня

  Одна из известных песен немецких десантников исполняется на мотив... русской песни "Из-за острова на стрежень".
  
  Ну вот скажите: какое такое отношение к немецко-фашистским парашютистам имеет мелодия русской народной песни о казаке-разбойнике Стеньке Разине? Ну никакого, казалось бы. А песня ведь тоже получилась. А почему? Не потому ли, что уже в самой мелодии, изначально, даже без всяких слов, чувствуются и удаль молодецкая, и бравада, и пренебрежение жизнью, своей и чужой...
  
  "Из старой "тётки Ю" ты навернулся с сотни метров с нераскрытым парашютом, и на земле ты навсегда обрёл покой. Парашют прикрывал твои переломанные кости, пока не приехала санитарная машина, чтобы подобрать то, что от тебя осталось
  
  Около твоих останков молча стояли твои товарищи, и каждый из них думал о том, что завтра то же самое может случиться и с ним самим. Ни святой Пётр в раю, ни дьявол в аду - никто из них не захотел тебя принять.
  
  И только лишь старина Один с распростёртыми объятиями встретил тебя у входа в Валгаллу - давай, мол, сюда, десантник! Для тебя у нас всегда найдутся и девки, и пиво."
  
  

СССР

  Не смотря на то что советские ВДВ перед войной еще более умножились (в 1941 - 5 воздушно-десантных корпусов, по 10 тыс. чел) использовать их по назначению не удалось. Потери и без того малочисленной транспортной авиации снимали вопрос о массовых десантах. Когда же самолеты удавалось найти, проявлялось полное неумение планировать и осуществлять крупные десантные операции. В результате десантные части переформировывались в обычные стрелковые и использовались просто как элитная пехота. Конечно, широко применялась выброска разведывательных и диверсионных групп (до взвода). Иногда вполне успешно применялись тактические десанты (до роты, максимум батальон), например под Одессой или в ходе Керченско-Феодосийской операции.
  
  Что же качается крупных воздушных десантов, их было лишь три: Вязьма, Днепр, Манчжурия. Из них два - неудачные.
  
  

Вяземский десант: зима 1942

  Цель: освобождение г Вязьмы и окружение войск ГА "Центр", содействие кавкорпусу ген. Белова.
  
  * Первые этап: в январе командование Западного фронта дважды пыталось высадить 600-700 парашютистов и посадочный десант - восточнее и южнее Вязьмы. В первом случае из-за метели посадочный десант отменили вообще. Во втором трижды меняли посадочную площадку: сначала не смогли отбить у немцев готовый аэродром; пока расчистили другую площадку - немцы ее обнаружили и захватили; на третью площадку в течение трех суток (!) таки приняли посадочный десант - 1650 чел. Объединенный отряд содействовал продвижению наших войск и вскоре соединился с ними. В общем почти успешно, если не считать страшно медленной переброски сил. Даже парашютистов выбрасывали в два рейса. Но это еще ничего.
  
  * Второй этап: высадка 4-го десантного корпуса по плану Ставки западнее Вязьмы с целью перерезать автостраду Москва - Минск. Выброска головной 8-й вдбр производилась в лучших традициях: с большой высоты, с ошибкой на 15 км и огромным разбросом. В результате из 2323 парашютистов к месту сбора добрались лишь 1300, а больше 1000 пропали без вести. Из-за утери радиостанций связь с Большой Землей не установили, а там из-за неясности обстановки прекратили дальнейшие высадки. Все же десантники добрались до автострады, но вскоре были оттеснены превосходящими силами противника и в дальнейшем "партизанили" вместе с кавкорпусом Белова.
  
  * Третий этап: Еще две бригады высадили в феврале в целях прорыва с тыла немецкого фронта и вывода из окружения остатков корпуса Белова, 29 и 33-й армий. Всего за неделю высадили до 7400 человек - правда, до 30 % опять-таки пропали без вести. Оставшиеся (~5 тыс.) пытались прорваться на соединение с 50-й армией, и были уже в 10 км от линии фронта, но дальше продвинуться не смогли. В дальнейшем они действовали в тылу противника совместно с корпусом Белова до лета. 28 июня остатки 4 десантного корпуса вышли в расположение наших войск.
  
  Таким образом, десантная операция не достигла своих целей: Вязьму не взяли, немцев не окружили - наоборот, сами попали в окружение. Есть тут и общие для 1942 года проблемы, но есть и "фирменные" ВДВшные, в частности выброска войск малыми группами и куда Бог пошлёт.
  
  

Днепровский десант: осень 1943

  В сентябре 1943 Красная Армия выходила к Днепру. Немцы не ожидали такого быстрого продвижения противника, и некоторые участки вдоль реки еще не были заняты. В частности 3-я гв. танковая армия без боя заняла плацдарм у Букрина. Было решено выбросить воздушный десант на путях подхода немцев к плацдарму. Но в наступательной эйфории не провели разведку той местности куда планировалась высадка. А там буквально за день до десанта появились немецкие войска. Поэтому вся операция изначально была обречена - вместо засад против вражеских колонн и разгрома подходящих резервов на марше десантникам пришлось приземляться на рубежи обороны немецких войск. Была и куча других недостатков, обусловленных чудовищной спешкой и полным отсутствием опыта.
  
  Всего 25 сентября было сброшено 4575 парашютистов. По традиции, бросали куда попало - разброс составлял до 60 км. 230 чел приземлились на восточном (!) берегу Днепра. Кто-то - на плацдарме. Несколько сот попали в реку - шансов выплыть у них практически не было. Часть приземлилась прямо на немецкие позиции - с предсказуемым результатом. Ещё 2017 человек, а также вся артиллерия и миномёты, выброшены не были. К вечеру вели бой примерно 30 групп десантников численностью до 2 300 человек. Часть прорывалась на запад, в леса, часть безуспешно пыталась выйти к линии фронта.
  
  К 5 октября командир 5-й вдбр подполковник П. М. Сидорчук объединил ряд групп, действовавших в Каневском лесу (около 1 200 человек). Он сформировал из уцелевших бойцов сводную бригаду. Бойцы дважды прорывались из немецкого окружения. В ноябре десантники оказали большую помощь 52-й армии в форсировании Днепра в районе Черкасс. Этот финальный успех слегка подсластил картину, до того совершенно безрадостную и провальную. Впрочем, если кому-то от этого легче, и у десантников других стран были те же проблемы (см ниже Market-Garden).
  
  "Выброска массового десанта в ночное время свидетельствует о неграмотности организаторов этого дела (Ватутин, Жуков), ибо, как показывает опыт, выброска массового ночного десанта даже на своей территории сопряжена с большими опасностями."
  И.В.Сталин
  
  

Манчжурский десант: август 1945

  Десанты против японцев в августе 1945 как небо и земля отличались от операций против Германии. 14 августа вышел указ императора Японии о капитуляции, и воздушные десанты на Харбин, Далянь, Чанчунь, Порт-Артур имели главной целью ускорить процесс повсеместной сдачи в плен. Сопротивлялись только отдельные фанатики, но таких в Квантунской армии было немного: все, кто реально хотел воевать, уже перевелись на более горячие ТВД.
  
  

Англия и США

  Обе страны начали развивать ВДВ после 1940 г, убедившись на примере немцев в их эффективности. И на протяжении всей войны десантники США и Англии часто действовали совместно.
  
  

Torch

  В ноябре 1942 союзники предприняли высадку в Северной Африке, на территорию Алжира и Марокко. В дальнейшем для быстрейшего захвата Туниса туда был выброшен английский десант. Первый блин, естественно, комом: не зная о полученных немцами подкреплениях, союзники высадили парашютистов прямо на позиции вновь прибывших войск. Большинство десантников было убито или попало в плен. Немецкие пехотинцы считали пленных "диверсантами" (согласно приказу Фюрера) и намеревались повесить их без суда. Но за собратьев по оружию вступились... немецкие десантники из бригады Рамке. Они взяли британцев под свою охрану, оказали медпомощь, поделились водой и продовольствием. Это, заметим, в пустыне. В дальнейшем - смогли даже эвакуировать их из Туниса. Espirit de corps - не фиг собачий.
  
  

Husky

  В июле 1943, одновременно с Курской битвой, союзники высадились на Сицилии. Участвовали ВДВ Англии и США. Не заладилось у них с самого начала: при пролете самолетов с десантом мимо собственной эскадры какой-то дурак открыл огонь, другие поддержали. В результате 23 самолёта было сбито, 318 человек пострадали, 83 из них погибло от дружественного, мать его, огня. По немцам бы так хорошо стреляли. А на месте высадки десантников встретил сильнейший ветер - в результате много парашютистов и планеров просто снесло в море, со всеми вытекающими. К счастью, сопротивление итальянцев было чисто символическим, а немецких частей на острове было немного - так что в целом операция удалась.
  
  

D-Day

  6 июня 1944 союзники высадились в Нормандии. Как и положено, первыми высаживались парашютисты: американские (82-я и 101-я воздушно-десантные дивизии), британские (6-я в.д.д.). Участвовали также польские десантники. Это было "самое масштабное в истории воздушное десантирование. Высадка сопровождалась силами 2395 самолетов и 847 планеров. Всего в тыл противника было высажено 24 424 десантника и доставлено 567 автомашин, 362 орудия, 18 танков, 360 т грузов, из них 60 % войск было сброшено парашютами, остальные доставлены планерами".
  
  В некоторых аспектах результат был не лучше чем у советских десантников: небоевые потери при высадке до 35 %, медленный сбор подразделений, недостатки связи и взаимодействия. Но в целом задача была выполнена: нужные мосты захвачены, районы высадки морского десанта изолированы от прибывающих подкреплений, тыл немцев дезорганизован.
  
  

Market-Garden

  Одинаковые проблемы приводят к одинаковым решениям. Командование союзников в сентябре 1944 имело ту же ситуацию, что и Сталин в начале 1942: успешно начатое наступление "затухает", хотя враг очевидно слаб. Нужен еще один удар, желательно с тыла, чтобы всё рухнуло. В СССР это привело к Вяземской десантной операции. Союзники нагородили "огород" (Market Garden). Результат в обоих случаях не достигнут: враг оказался не настолько слабым, как это представлялось, а причина затухания наступления, как правило - растянутые коммуникации. Тут ВДВ помочь не в состоянии.
  
  Замысел операции Market Garden был прост: чем воевать с немецкими арьергардами за каждую кочку, надо силами десанта захватить важнейшие мосты на пути от Бельгии - через Голландию - до Рейна, и по расчищенному пути двинуть танки прямо на Берлин.
  
  17 сентября в воздух поднялись 1344 транспортника, 491 десантный планер (при соответствующем числе буксировщиков), 1113 бомбардировщиков и 1240 истребителей. Вторая волна, стартовавшая на следующее утро, насчитывала 1360 "дакот" и 1203 планера с буксировщиками. Всего в тылу противника было высажено 34876 солдат и офицеров, 568 артиллерийских орудий, 1926 единиц транспортных средств.
  
  Но беда в том, что для успеха операции необходим был успех НА ВСЕХ мостах. Один сбой - и всё теряет смысл, цепочка рвётся.
  
  Конечный пункт - мост через Рейн у Арнема - атаковала британская 1-я дивизия. Высадили ее по ошибке в 10 км от нужного места (что-то слышится родное...). Пока собрались, пока дошли до города - немцы спохватились и организовали оборону. Сам мост десантники захватили, но немцы здесь же их и блокировали. Получилась ситуация "ни себе ни людям" - ни та ни другая сторона мост использовать не могла.
  
  Американцы в это время без особых проблем захватили несколько промежуточных мостов, кроме одного - в Нейменгене. Колонна наземных войск, получив сигнал о высадке десанта, двинулась к нему на помощь. Более 20 тыс. единиц техники. По единственному шоссе "от моста до моста". Неудивительно что скорость продвижения была ниже плановой, и к ближайшему мосту (Эйндховен) колонна вышла через 2 дня.
  
  Тем временем положение англичан в Арнеме, атакованных танковой дивизией вермахта, резко ухудшалось. К исходу тех же двух дней они потеряли все средства связи и были рассечены на изолированные группы.
  
  На следующий день наземные силы союзников таки взяли мост в Нейменгене. Но до Арнема было еще далеко. А там после 70-часового тяжелого боя оставшиеся в живых 120 десантников 21 сентября все же были выбиты с Арнемского моста. Остальные подразделения британцев также были вытеснены из города и заняли плацдарм на северном берегу Рейна, чтобы хотя бы так облегчить дальнейшее форсирование реки.
  
  Немцы же тем временем ударили "под основание клина" и перерезали единственное шоссе союзников у Эйндховена. Ответными контратаками шоссе было отбито, но продолжало находиться под огнем противника, заслужив прозвище "Адское шоссе". На несколько дней внимание союзников было отвлечено от Арнема, а там остатки 1-й дивизии в конце концов вынуждены были оставить плацдарм и отойти к Нейменгену. Операция закончилась.
  
  Этому эпизоду полностью посвящен фильм "Мост_слишком_далеко" ("A Bridge Too far").
  
  

Коррехидор

  На Тихом Океане американцы в основном знамениты морскими десантами. Но было место и воздушным. Самый наверное известный случай - высадка 16 февраля 1945 на остров-крепость Коррехидор, являющийся ключом к Манильской бухте. Эта крепость дольше всех держалась в 1942, когда уже все Филиппины были захвачены японцами. Теперь пришло время освобождать ее. В коротком, но жестоком бою погибло свыше 1000 американских десантников и весь гарнизон крепости - около 4500 японцев.
  
  

Япония

  Не секрет, что армия и флот Японии были как два отдельных государства. Единственное что их объединяло - Божественный Император, а дальше ничего общего не было. Заказывали каждый для себя специальные типы самолетов. Армия строила себе подводные лодки для снабжения островных гарнизонов. Флот завел собственные силы специальных операций (морскую пехоту) чтобы не зависеть от армейских частей.
  
  Неудивительно что и ВДВ получились в двух экземплярах:
  
  Кайгун кутэй - Воздушно-десантные части морской пехоты Императорского флота Японии. 3 отряда (численностью около батальона каждый) сформированы также в 1941 под впечатлением успехов немецких парашютистов. Участвовали в захвате островов Голландской Ост-Индии, Тимора и проч. В 1943 остатки отрядов были сведены в один и направлены на остров Сайпан. Там они, как и весь гарнизон во главе с адмиралом Нагумо, погибли в бою против американского десанта в июне 1944.
  
  Тэйсин сюдан - Воздушно-десантные войска японской императорской армии. Также созданы в 1941. В октябре мелкие подразделения уже участвовали в боях в Китае, в 1942 - в Индонезии и Бирме. На тот момент включали несколько парашютных полков. В июле 1943 года был сформирован 1-й планерный танковый отряд, в составе которого было четыре лёгких танка "Ха-Го". Позже отряд был развёрнут в батальон, в который входили танковая рота из 14 танков "Ке-То", пехотная рота и рота автотранспорта. О попытках его высадки история умалчивает.
  
  В 1944 году все воздушно-десантные части японской армии были сведены в воздушно-десантную дивизию. Два полка участвовали в обороне Филиппин как обычные пехотные подразделения. В конце 1944 года было спланировано несколько диверсионных операций японских парашютистов против американских аэродромов, но они так и остались неосуществлёнными.
  
  Официально парашютисты считались смертниками. Впрочем, это скорее дань японским обычаям. Так же смертниками объявляли себя, к примеру, экипажи пароходов-брандеров в Русско-Японскую (1904-05), но при этом брандеры шли под охранением миноносцев, которые в последний момент принимали на борт экипаж - иногда даже вовсе без потерь. Так что "смертник" - это скорее стимул выполнить задачу наилучшим образом ("представь что ты уже мертв, и спокойно делай своё дело"), чем обязанность непременно протянуть ноги.
  
  

Итоги Второй Мировой

  По итогам войны, крупные десанты себя скорее не оправдали. Если даже они и заканчивались успехом, то он достигался дорогой ценой. Вдвойне дорогой, если учесть что каждый солдат ВДВ проходил строжайший отбор и продолжительное обучение. И всё это не гарантировало от тысяч случайностей. По сравнению с этой "русской рулеткой" даже использование десантников в качестве элитной пехоты выглядело более разумным. А вот тактические десанты небольшими силами оказывались очень к месту.
  
  

Войска Дяди Васи

 []
  Василий Филиппович Маргелов С 1954 до 1979 года - Командующий Воздушно-десантными войсками.
  
  Это целая эпоха в истории ВДВ. Не только советских, но и "в мировом масштабе"(с). И это же интереснейший пример, когда движение к ложной цели принесло позитивные результаты - возможно, совсем не те которые предполагал автор.
  
  

Изначальная идея

  "Чтобы выполнять свою роль в современных операциях надо, чтобы наши соединения и части были высокоманёвренными, укрытыми бронёй, обладали достаточной огневой эффективностью, хорошо управляемыми, способны десантироваться в любое время суток и быстро переходить к активным боевым действиям после приземления. Вот, по большому счёту, идеал, к которому мы должны стремиться"
  
  В.Ф.Маргелов
  
  

Средства достижения

  * Разработка, по сути, "полного комплекта фигур" - аналогов всей армейской техники в десантном исполнении. Где-то это было оправдано, где-то становилось просто бесценной находкой и для армии ("Нона"), но порой превращалось в фарс (как вам Полковая землеройная машина, у которой, помимо прочего, ковш-фреза ("рабочий орган") десантируется отдельно ?).
  
  * Разработка универсальных средств десантирования, позволяющих завтра сбросить хоть черта лысого.
  
  * Наличие достаточного количества авиации (при каждой дивизии ВДВ - свой аэродром с как минимум одним транспортным авиаполком).
  
  * Проведение регулярных полноценных маневров, не смотря на затраты и травматизм (3-7% потерь на учениях - норма).
  
  * Поскольку всё вышеперечисленное страшно дорого, нужна всеобщая поддержка - как народа, так и"верхов".
  
  * Для показа верхам организовать показные учения а-ля "Запад-81", где 100500 десантников приземляются перед трибунами вместе с техникой. Не путать с нормальными учениями.
  
  * Для показа народу заказать фильмы типа "В зоне особого внимания" "Ответный ход" или "Случай в квадрате 36-80"
  
  * Поддерживать уровень боевой подготовки в ВДВ на достойном уровне, даже если это технически не обязательно.
  
  * Освободить ВДВ, по возможности, от посадки картошки, строительства дач и прочих традиционных занятий - что тоже непросто.
  
  

Что не сработало

  * Сама идея высадки массового десанта над вражьей территорией - утопия. Против слабого противника есть средства и подешевле. А равноценный нанесет тихоходной транспортной "армаде" неприемлемые потери. При Маргелове непременным условием высадки считалось господство в воздухе. А как достичь его к примеру против НАТО - это пусть у авиаторов голова болит. Теперь даже господство ничего не гарантирует, ибо остаются ЗРК наземного базирования.
  
  * В 1950-е годы появление в войсковом тылу мобильных бронированных сил означало большие проблемы. Сейчас, когда любое тыловое подразделение имеет в загашнике хотя бы древний РПГ, а то и устаревший ПТРК, броня уже не является супер-аргументом. Тем более такая как на БМД.
  
  * Идея "с неба - в бой" оказалась ложной. Техника после диких нагрузок при десантировании ломается. Сразу или чуть погодя. Какая ее часть будет способна "перейти к активным действиям" - одному Вотану известно. Выброска почти без горючего и боекомплекта (как на парадных учениях) снижает аварийность, но делает технику бесполезной: где гарантия что враг даст дозаправиться (и будет чем) ?
  
  * Традиционная в России/СССР нелюбовь к службе связи: вместо разработки новых, гибких, малогабаритных средств коммуникации - ограничились перестановкой на более легкие шасси допотопных армейских раций. Поэтому связь была и остается ахиллесовой пятой как ВДВ, так и всей армии: в ту же войну 08.08.08 десантниками приходилось управлять по мобильным телефонам.
  
  То бишь всё самое дорогое на поверку оказалось самым ненужным.
  
  Но без этой грандиозной показухи у ВДВ не было бы сейчас такого ореола всенародной славы.
  
  

Что сработало

  
  * Моторизация десанта - стала общим правилом. Другое дело, что большинство стран не стали тратиться на "полный комплект фигур", включая БМД и САУ, а ограничились легкими джипами и маломерными универсальными машинками типа немецкого "Визеля"
  
  * Все преимущества советских ВДВ (маневренность, отличная выучка, мощная техника) остаются за ними - не надо только с парашютами прыгать. Доставка наземным либо посадочным способом рулит. Но эффектного "неба в парашютах" мы не увидим.
  
  * Тактические десанты умеренной численности (до полка) по-прежнему имеют смысл, но им не нужно 90 % придуманной спецтехники.
  
  * ВДВ были и остаются чуть не единственным заповедником нормальной боевой подготовки - и, соответственно, чуть не единственными боеспособными частями Российской Армии. Неоднократно звучали предложения сделать их "рассадником" хороших манер для остальной армии - но беда в том, что другим войскам такая подготовка, во-первых, просто не нужна, а во-вторых, тамошний контингент её просто не потянет. Всё-таки в ВДВ до недавних пор отбирали лучших, а в мотострелки попадали те, кто не сгодился в десант, РВСН, танкисты, ПВО, артиллерию, связь...
  
  * Вертолеты. Их не было в классической "системе Маргелова" (видимо из-за небольшой дальности), но сама логика развития десанта и его техники потребовала применения буржуйских хеликоптеров. В настоящее время вертолеты - неотъемлемая часть десантно-штурмовых подразделений.
  
  

Современное состояние

  
  

СССР/Россия

  Десантники использовались фактически во всех объявленных и необъявленных войнах СССР. Польша 1956. Чехословакия 1968. Эфиопия 1977...
  
  В 1979 году 105-я воздушно-десантная дивизия первой штурмовала Кабул. Кабульская операция, кстати, считается одной из самых сложных в истории воздушно-десантных войск мира: в то время афганская столица была поделена между противоборствующими афганскими группировками, и советским десантникам приходилось вести бой под перекрестным огнем.
  
  Одной из самых нашумевших операций ВДВ России стал марш-бросок российского подразделения сил по стабилизации в Боснии на Приштину, столицу югославского края Косово. Блестяще исполненный, он при этом практически никак не повлиял на дальнейшую судьбу края. :-(
  
  7-я десантно-штурмовая дивизия и 76-я Псковская воздушно-десантная дивизия активно участвовали в войне с Грузией в 2008. В связи конфликтом на востоке Украины в 2014 российских десантников также часто поминали, хотя официально их там, конечно, не было. :-)
  
  Надо отметить, что к этому времени (опять же по данным СМИ) все десантные части были укомплектованы контрактниками. Хорошо это или плохо - увидим в будущем, но факт, что они теперь принципиально отличаются от ВДВ советских времен.
  
  

США

  В 1950-х во время корейской войны 57-й воздушно-десантный полк несколько раз останавливал китайские войска, сметавшие все на своем пути. В 1965 году американские десантники участвовали в подавлении беспорядков в Доминиканской Республике, а с 1965-го по 1972 год воевали во Вьетнаме. Ядро международных сил, высадившихся в 1983 году на Гренаде, состояло именно из американских десантников. Правда, об этом они сами стараются не вспоминать - в течение нескольких дней элитные подразделения армии США не могли справиться с куда менее боеспособными подразделениями кубинских военных советников и гренадской полиции. Участвовали они в во всех последующих конфликтах - Афганистан, Ирак.
  
  В настоящее время воздушно-десантные войска включают 101-ю воздушно-штурмовую дивизию и 82-ю воздушно-десантную. Обе имеют в своем составе вертолетные бригады. У 82-й она немногочисленная и состоит только из ударных и разведывательных машин. У 101-й, кроме того, включает транспортные вертолеты.
  
  

Англия

  "Кто там, в малиновом берете,
  С послом испанским говорит ?"
  
  А.С.Пушкин
  
  После войны британские десантники сражались в Египте (1956), на Кипре (1964), в Адене (1965), поддерживали порядок в Северной Ирландии. В 1982 году воевали на Фолклендских островах, где отличился 1-й Парашютный полк, впоследствии расформированный. Позже были Югославия и Сьерра-Леоне.
  
  Сейчас в составе британских ВДВ - одна воздушно-штурмовая бригада (16th Air Assault Brigade). Образована путём слияния две бригад: парашютной (Airborne) и аэромобильной (Air Mobile).
  
  

Израиль

  Официально ВДВ Израиля были созданы в 1955, когда по приказу Моше Даяна была сформирована первая воздушно-десантная бригада. Через пару лет таких бригад было уже четыре.
  
  Первой крупной операцией стала синайская кампания 1956 года, когда один батальон десантников заставил капитулировать всю египетскую армию. (это конечно по мнению самих евреев...) В 1967 году израильские десантники, опять-таки без чьей-либо помощи, захватили Голанские высоты, а затем и Восточный Иерусалим, уничтожив при этом половину Арабского легиона. С 1968 года подразделения ВДВ начали активно использоваться в диверсионных операциях. Одна из наиболее известных - захват и переправка в Израиль в декабре 1969 года новейшей советской радиолокационной станции, только что поступившей в распоряжение египетской армии. В 1978 года отряд "Цахал" стал единственным подразделением ВДВ в мире, самостоятельно организовавшим и осуществившим операцию по освобождению заложников. Об операции "Джонатан", в результате которой в угандийском городе Энтеббе израильтянами были освобождены пассажиры захваченного террористами самолета французской авиакомпании, известно всем. Чаще всего приходится слышать, что это было сделано силами израильского спецназа. В действительности же в рейде в Энтеббе участвовали исключительно военнослужащие "Цахал".
  
  В настоящее время ВДВ состоят из пяти бригад, две из которых держатся в полной боевой готовности, остальные находятся в резерве.
  
  

Прочие

  
  Самые бесполезные ВДВ были созданы в Румынии в 1941 году. Более 10 лет военные власти страны без всякого интереса следили за тем, как Германия, Британия и СССР создают воздушно-десантные войска. Однако стоило румынам узнать, что создавать ВДВ начала Венгрия, с которой у Румынии постоянно возникали территориальные споры, как они тут же приступили к созданию своих воздушно-десантных частей. Единственный корпус румынских ВДВ ни разу не участвовал в десантных операциях.
  
  Самые старые ВДВ - датские "воздушные егеря", ведущие свою историю от королевского егерского батальона, созданного в 1785 году по приказу короля Христиана VII. Впрочем они же и не менее бесполезные.
  
  Самые разнообразные ВДВ - французские. В 1948 году, после очередной военной реформы, Франция оказалась единственной страной мира, в которой существовало сразу несколько воздушно-десантных войск: ВДВ иностранного легиона, ВДВ метрополии, колониальные ВДВ и ВДВ национальной жандармерии. Так остается и сейчас, только в связи с тем, что у Франции почти не осталось колоний, колониальные ВДВ были преобразованы в ВДВ морской пехоты.
  
  Самые невоенные ВДВ - итальянские. С формальной точки зрения итальянские десантники - не военнослужащие, а сотрудники правоохранительных органов. Воздушно-десантное подразделение официально приписано к корпусу карабинеров, то есть к итальянской военной жандармерии. Тем не менее именно карабинеры-десантники являются ядром итальянских сил быстрого реагирования и, помимо борьбы с мафией и террористами, участвовали во многих миротворческих операциях ООН.
Оценка: 5.10*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"